Интегрированный урок (физика+математика): Закон всемирного тяготения
презентация к уроку по теме

Комарских Оксана Олеговна

Данную работу можно использовать на первом курсе урока физики  при изучении темы: «Закон всемирного тяготения».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема программы: «Силы в механике»           

Тема урока: «Закон Всемирного тяготения» 

Урок:

Цели урока:

 Образовательные:

  • содействовать формированию знаний:              

об истории открытия закона Всемирного тяготения;

о законе Всемирного тяготения;

об опытном определении гравитационной постоянной;

о границах применимости закона Всемирного тяготения;

о практическом применении закона Всемирного тяготения.        

Развивающие:  

  • содействовать формированию умений анализировать, сопоставлять полученную информацию;
  • содействовать развитию абстрактного мышления;
  • содействовать формированию навыков практической деятельности при решении задач.

Воспитательные:

  • Содействовать формированию сознательной дисциплины, аккуратности и внимательности при выполнении заданий.

 Тип урока: урок изучения и закрепления новых знаний

Методы и методические приемы: беседа, лекция, решение задач.

Оборудование:

  • Компьютер с возможностью вывода информации на экран.
  • Видеоматериал.
  • Комплект рабочих тетрадей, задачники

Ход урока

Деятельность

преподавателя

Деятельность

обучающихся

Учебный

материал

Примечание

1.Организационный момент

- Взаимное приветствие.

- Определение отсутствующих.

- Проверка готовности к уроку.

- Настрой на работу, организация внимания.

- Сообщение темы и цели урока.

- Подготовка к уроку.

- Настрой на работу.

2.Актуализация опорных знаний

- Конкретизация цели урока.

- Объяснение порядка проведения урока

- Участвуют в беседе

3.Изучение нового материала

- история открытия закона Всемирного тяготения;

- закон Всемирного тяготения;

- опытное определение гравитационной постоянной;

- границы применимости закона Всемирного тяготения;

- практическое применение закона Всемирного тяготения

- слушаю, отвечают на вопросы;

- записывают конспект;

- смотрят видеофильм

.

 - презентация;

- видеофильм;

- презентация

 

5.Закрепление нового материала

- объяснение решения задач

- самостоятельное решение задач

- Решают задачи у доски и самостоятельно в тетради

 

6.Подведение итогов урока

- Организация итоговой дискуссии.

-оценка деятельности обучающихся.

- Подведение итогов урока.

- Объяснение домашнего задания.

- Участие в итоговой дискуссии.

- Запись домашнего задания.

Тест к уроку "Закон всемирного тяготения"

 

План урока:

1.Изучение нового материала - 25мин

Историческая справка об открытии закона всемирного тяготения. Формулировка закона, математическая запись. Гравитационная постоянная, физический смысл, числовое значение. Опыт Генри Кавендиша. Границы применимости закона. Явления, подтверждающие закон: приливы и отливы.

2.Повторение изученного. Первичное закрепление -20 мин

3. Закрепление - 45 мин

 

Новый материал.  

  • почему наблюдается падение тел на Землю?
  • почему планеты движутся вокруг Солнца?
  • почему Луна движется вокруг Земли?
  • чем объясняется существование на Земле приливов и отливов?
  • при каком условии тело становится искусственным спутником Земли?

Сегодня на уроке, мы ответит на все эти вопросы, хотя ответы и даны на эти вопросы, но мы еще раз попытаемся ответить на них. Кто же окончательно дал ответы на эти вопросы?

Ньютон предположил, что существует единый закон, которому подвластны все тела во Вселенной – от яблока до планеты.

«Когда однажды в думу погружен,

увидел Ньютон яблока паденье,

он вывел притяжения закон,

из этого простого наблюденья»

Дж.Г.Байрон

Знаменитая яблоня долго хранилась в назидание потомству. Она пережила Ньютона почти на сто лет. Позднее засохла, была срублена и превращена в исторический памятник в виде скамьи. Этот сорт яблони решили посадить во всех учебных заведениях Англии.

Используя законы движения планет, установленные Кеплером, законы динамики, он пришёл к смелой мысли о том, что все тела во Вселенной притягиваются. Взаимное притяжение между телами было названо всемирным тяготением, а силы всемирного тяготения гравитационными. Исаак Ньютон открыл закон всемирного тяготения в 23 года, но 9 лет не публиковал его, т.к. неверные данные между Землёй и Луной не подтверждали его идею и только, когда было уточнено это расстояние, Ньютон в 1667 г. опубликовал закон.

Проведя многочисленные расчёты, он пришёл к выводу, что все тела притягиваются друг к другу с силой прямо пропорциональной произведению их масс и обратно пропорциональной квадрату расстояния между ними.

                                                                            F = G M m/R

G– гравитационная постоянная,

G = 6,67 *10-11 Н м2/кг2.

Первые измерения гравитационной постоянной были произведены в середине 18 в. Оценить, правда весьма грубо, значение G в то время удалось в результате рассмотрения притяжения маятника к горе, масса которой была определена геологическими методами. Точные измерения были впервые проделаны в 1798 г. замечательным учёным Генри Кавендишем.  С помощью, так называемых, крутильных весов Кавендиш по углу закручивания нити сумел измерить ничтожно малую силу притяжения между маленьким и большим металлическими шарами. Для этого ему пришлось использовать столь чувствительную аппаратуру, что даже слабые воздушные потоки могли исказить измерения. Поэтому, чтобы исключить посторонние влияния, Кавендиш поместил свою аппаратуру в ящике, ящик оставил в комнате, а сам проводил наблюдения за аппаратурой с помощью телескопа из другого помещения. (фильм: опыт с крутильными весами)

 Границы применимости:

Закон всемирного тяготения применим:

- для 2 материальных точек;

- для 2 тел, имеющих форму шара;

- для тел имеющих большую массу.

Практическое применение закона:

  • запуск искусственного спутника Земли. Скорость, при которой кривизна траектории тела совпадает с кривизной земной поверхности. При этой скорости тело начинает двигаться по круговой орбите.
  • приливы и отливы (приливные электростанции); в течение суток уровень воды у берегов дважды повышается и дважды понижается.
  • открытие новых планет (Нептун, Плутон). Учёные предположили, что наблюдаемые отклонения от траектории планеты Уран вызваны притяжением её другой неизвестной планетой. Используя закон всемирного тяготения, они указали место, где можно наблюдать её среди других небесных тел.                                
  • определение массы Солнца, небесных тел и планет.

 

Вопросы в конце урока:

  1. Что произойдёт с планетами солнечной системы, если притяжение Солнца исчезнет?
  2. Почему мы не замечаем гравитационного притяжения между окружающими нас телами?
  3. Какая сила вызывает приливы и отливы в морях и океанах Земли?
  4. Почему пуговица, оторвавшись от пальто, падает на Землю, ведь она находится ближе к человеку и притягивается к нем
  5. Что произойдёт с Луной, если её скорость при движении по орбите станет равной нулю?
  6. Воздушный шар поднимается вверх. Нет ли здесь нарушения закона всемирного тяготения?
  7. Что притягивает к себе с большей силой – Земля – Луну или Луна – Землю?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Физика + математика Закон всемирного тяготения

Слайд 2

« Слаб физик без математики» . Михаил Васильевич Ломоносов

Слайд 3

Цель урока: Применить свойства корней и степеней в физике при решении задач по теме : « Закон Всемирного Тяготения »

Слайд 4

Исаак Ньютон Существует единый закон, которому подвластны все тела во вселенной – от яблока до планет

Слайд 5

«Когда однажды в думу погружен Увидел Н ьютон яблока паденье Он вывел притяжения закон Из этого простого наблюденья» Джордж Гордон Байрон

Слайд 6

1. Взаимное притяжение между телами было названо Всемирным тяготением. 2. А силы Всемирного тяготения, назвал гравитационными . Законы движения планет Законы динамики Все тела во Вселенной притягиваются

Слайд 7

1667 г – Ньютон опубликовал закон Все тела притягиваются друг к другу с силой прямо пропорциональной произведению их масс и обратно пропорциональной квадрату расстояния между ними. m 1 и m 2 – массы тел (кг) r – расстояние между телами (м) G – гравитационная постоянная

Слайд 8

В 1798 г ( англ ) - Г. Кавендиш определил значение гравитационной постоянной G=6,67  10 -11 Н м 2 /кг 2

Слайд 10

Границы применимости закона 1) материальных точек ; 2 ) когда хотя бы одно из взаимодействующих тел имеет очень большую массу (планета, звезда).

Слайд 11

Практическое применение Приливы и отливы (электростанции) Запуск искусственного спутника Земли Открытие новых планет: Н ептун и Плутон Определение массы Солнца, небесных тел и планет Баллистические расчеты

Слайд 12

Приливы и отливы

Слайд 13

Свойства степеней

Слайд 14

= 3,7 10 5 =37000 =1000 =370000 10 -3 = 0,001 4,5 10 -3 = 0,045 =0,0045 Верно или неверно =8

Слайд 15

Решите примеры = = =

Слайд 17

Верно или неверно = = = 3

Слайд 18

Определить силу тяготения между Землей и Солнцем, если их массы равны и кг соответственно и расстояние между ними м. Решение задач

Слайд 19

2. Определите силу, действующую между небесными телами массами 25 т и 360 т, если они находятся на расстоянии 150 км. Решение задач

Слайд 20

3. Рассчитайте силу всемирного тяготения между двумя шарами массами по 5 кг, находящимися на расстоянии 1 м. Как изменится сила, если шары развести на расстояние в 2 м? Решение задач

Слайд 21

4. Как изменится сила гравитационного взаимодействия, если массы взаимодействующих тел увеличить в 2 раза каждое? Решение задач

Слайд 22

5. Как изменится сила гравитационного взаимодействия, если расстояние между телами увеличить в 3 раза? Решение задач

Слайд 23

6. Космический корабль массой 8т приблизился к орбитальной космической станции массой 20т на расстоянии 500м. Найдите силу их взаимного притяжения. Решение задач

Слайд 24

7. На каком расстоянии сила притяжения между двумя телами массой по 1000 кг каждое, будет равна 6,67 10 9 Н? Решение задач

Слайд 25

8. Два одинаковых шарика находятся на расстоянии 1м друг от друга и притягиваются с силой 6,67 10 -15 Н. Какова масса каждого шарика? Решение задач

Слайд 26

9. Сила тяготения между двумя одинаковыми шарами равна 0,01 Н. Каковы массы шаров, если расстояние между их центрами равно 1 м? Решение задач

Слайд 27

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок физика+математика

Материалы открытого интегрированного урока по теме "Применение производной" с двух позиций - математика и физика....

14.11.2018 год. Презентация по физике "Закон всемирного тяготения"

    Презентация-это один из способов предоставления информации.Цель презентации-донести до аудитории студентов и обучающихся полноценную информацию об объекте презентацмм в удобной фо...

Презентация"Закон всемирного тяготения"

    14.01.19 г. Презентация"Закон всемирного тяготения" важна при более глубоком изучении темы" Силы  в природе. Гравитационные силы".Можно лишь догадать...

Закон всемирного тяготения

Методическая разработка лекции по физике...

Практическое занятие по астрономии «Открытие и применение закона всемирного тяготения».

Цели занятия:Повторить закон всемирного тяготения и границы его применения;рассмотреть историю открытия закона;показать причинно-следственные связи законов Кеплера и закона всемирного тяготения;показа...

Презентация к уроку "Сила тяжести и сила всемирного тяготения. Закон всемирного тяготения"

Данная презентация поможет студентам СПО изучить движение тел в гравитационном поле; выработать умения воспринимать и излагать новый материал; показывает практическую значимость изученного материала; ...