КОС Биология
материал на тему

Асхабова Светлана Сайпуллаевна

Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины Биология

КОС включают контрольные материалы для проведения текущего контроля и промежуточной  аттестации в форме дифференцированного зачёта.

Скачать:


Предварительный просмотр:

БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ

«ЛАНГЕПАССКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

ФИЛИАЛ В ГОРОДЕ ПОКАЧИ

Утверждена приказом директора  

                                                                      БУ «Лангепасский политехнический колледж»

№ 293-р от 04.09.2016г.

Комплект контрольно-оценочных средств

для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации в форме экзамена (дифференцированного зачета)

по учебной дисциплине  «ОДБ. 07 Биология»

основной профессиональной образовательной программы (ОПОП)

Покачи

2016

Комплект контрольно-оценочных средств учебной дисциплины разработан на основе рабочей  программы учебной дисциплины «Биология»

Организация-разработчик:

 БУ «Лангепасский политехнический колледж» Филиал в г. Покачи

Разработчики:

Асхабова С.С., преподаватель первой квалификационной категории

 Рекомендована методическим советом БУ «Лангепасский политехнический колледж» Филиал в г. Покачи

Протокол № 1 от 01. 09. 2016г.

Рассмотрена                          «Согласовано»

ПЦК  преподавателей                                                      Заместитель директора по УВР

общеобразовательного цикла                                             ___________ С.Н. Каращук

Протокол № 5 от 20. 05. 2016г.        


                     I. Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств

1. 1. Область применения комплекта контрольно-оценочных средств

        Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины Биология

КОС включают контрольные материалы для проведения текущего контроля и промежуточной  аттестации в форме дифференцированного зачёта

  1. Освоение, знаний умений соответствующих виду деятельности, и общих компетенций (ОК):

Результаты освоения дисциплины, подлежащие проверке:

Умения:

У1

объяснять роль биологии в форм-нии научного мировоззр; вклад биол теорий в форм-ние соврем. естественно-научной картины мира; родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никот, наркотич веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека; влияние эколог факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения, животных и человека; нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний; устойчивость, развитие и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;

У2

решать биологические задачи; составлять  схемы скрещивания и схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания); описывать особенности видов по морф критерию;

У3

выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

У4

сравнивать биологические объекты: химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности; процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа;

У5

анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности, происхождении жизни и человека, глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

У6

изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

У7

находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически ее оценивать;

Знания:

З1

основные положения биологических теорий и закономерностей: клеточной теории, эволюционного учения, учения В.И.Вернадского о биосфере, законы Г.Менделя, закономерностей изменчивости и наследственности;

З 2

строение и функционирование биологических объектов: клетки, генов и хромосом, структуры вида и экосистем;

З3

сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирование  приспособленности, происхождение видов, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме, в экосистемах и биосфере;

З4

вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки;

З5

биологическую терминологию и символику;

ОК 1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2

Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК3

Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК4

Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК5

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК6

Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

Ок7

Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей)

1.12.  Матрица логических связей между видами аттестации, формами и объектами  контроля

Результаты освоения

(объекты оценивания)

Основные показатели оценки результата и их критерии

Тип задания;

№ задания

Форма аттестации

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека; влияние экологических факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения, животных и человека; взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды; причины и факторы эволюции, изменяемость видов; нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний; устойчивость, развитие и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;
  • Описывает развитие природы и общества
  • Приводит эмбриологические доказательства эволюционного родства животных
  • Описывает отрицательное влияние курения, употребления алкоголя и наркотиков на организм и на эмбриональное развитие ребенка
  • Приводит примеры влияния окружающей среды и её загрязнений на развитие организма
  • Отличает фенетическую и генетическую изменчивости
  • Приводит примеры успехов современной генетики в медицине и здравоохранении

Подготовка реферата, задание 23, 4,  7

Фронтальный опрос, задание 13

Вопросы 25-26, 29-37

Текущий контроль: оперативный контроль

Промежуточная аттестация - зачет

  • Перечисляет источники мутагенов в окружающей среде и описывает их влияние на организм человека
  • Выявляет черты приспособленности организмов к среде обитания и устанавливает их относительный характер
  • Приводит примеры антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах своей местности

Практическая работа, задание 10, 16, 19

Текущий контроль: контроль на практической работе

  • решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания); описывать особенности видов по морфологическому критерию;

Составляет простейшие схемы моногибридного и дигибридного скрещивания

Решает генетические задачи

Описывает особей одного вида по морфологическому критерию

Составляет схемы передачи веществ и энергии по цепям питания

Решает экологические задачи

Практическая работа, задание 8,9,16,20,21,22

Вопрос 41

Текущий контроль: контроль на практической работе

Промежуточная аттестация - зачет

  • выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
  • Перечисляет источники мутагенов в окружающей среде и описывает их влияние на организм человека
  • Приводит примеры ландшафтов своей местности, приспособленности организмов к среде обитания.

Практическая работа, задание 10,19  

Тестовое задание, 14

Текущий контроль: контроль на практической работе, оперативный контроль.

  • сравнивать биологические объекты: химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности; процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа;

Приводит примеры бесполового и полового размножения, сравнивает их и делает вывод

Проводит сравнительную характеристику естественного и искусственного отборов

Подготовка реферата, задание 4,  12

Фронтальный опрос, задание 13

Текущий контроль: оперативный контроль

Зарисовывает строение живой и растительной клеток

Выявляет и описывает признаки сходства зародышей человека и других позвоночных

Называет черты сходства и различия естественных и искусственных экосистем

Практическая работа, задание 2, 5, 19

Вопросы 15-17, 40

Текущий контроль: контроль на практической работе

Промежуточная аттестация - зачет

анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности, происхождении жизни и человека, глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

Сравнивает эволюционные идеи Ч.Дарвина, К.Линея, Ж.Б.Ламарка и современные представления о механизмах и закономерностях эволюции

Имеет представление о различных гипотезах происхождения жизни

Описывает экологические кризисы и экологические катастрофы и имеет представление о методах предотвращения их возникновения

Подготовка реферата, задание 12, 15, 18

Фронтальный опрос, задание 13

Текущий контроль: оперативный контроль

Анализирует и оценивает различные гипотезы происхождения жизни и человека

Практическая работа, задание 17

Вопросы 38-39, 42

Текущий контроль: контроль на практической работе

Промежуточная аттестация - зачет

  • изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

Сравнивает природные и искусственные экосистемы (лес и пшеничное поле)

Прослеживает изменения, происходящие при воздействии условий окружающей среды в искусственной экосистеме

Практическая работа, задание 19, 20

Текущий контроль: контроль на практической работе

  • находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически ее оценивать;

Находит и извлекает нужную информацию по заданной теме в адаптированных источниках различного типа: прокариотические организмы, клетки, митахондрии, строение и функции рибосом, ядро, фотосинтез, хемосинтез, половое и бесполое размножение, партеногенези гиногенез, группы ландшафта, природные ресурсы, эволюционные идеи, мутагены и их воздействие на организм человека, фенетическая и генетическая изменчивости.

Подготовка реферата, задание 1,4,18,12,7

Практическая работа, задание 19, 10

Текущий контроль: оперативный контроль

контроль на практической работе

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • основные положения биологических теорий и закономерностей: клеточной теории, эволюционного учения, учения В.И.Вернадского о биосфере, законы Г.Менделя, закономерностей изменчивости и наследственности;

Перечисляет органические вещества растительной клетки. Описывает клеточную теорию строения.

Перечисляет закономерности фенетической и генетической изменчивости

Подготовка реферата, задание 1, 7

Текущий контроль: оперативный контроль

Демонстрирует владение терминологией и символами генетики, понимает законы Менделя

Имеет представление о биосфере и учении Вернадского

Владеет такими понятиями, как наследственность, селекция и ей методы

Практическая работа, задание 9

Тестовое задание, 11, 22

Вопросы 1, 4-8, 9-14,

18-28

Текущий контроль: контроль на практической работе; оперативный контроль

Промежуточная аттестация - зачет

  • строение и функционирование биологических объектов: клетки, генов и хромосом, структуры вида и экосистем;

Описывает строение растительной и живой клетки, химическую организацию клетки, функционирование генов и хромосом.

Описывает особей одного вида по морфологическому критерию.

Характеризует естественные и искусственные экосистемы

Практическая работа, задание 2,16, 19

Тестовое задание, 3, 6

Подготовка реферата, задание 1

Вопросы 2-3, 24

Текущий контроль: контроль на практической работе; оперативный контроль

Промежуточная аттестация - зачет

  • сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирование  приспособленности, происхождение видов, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме, в экосистемах и биосфере;

Перечисляет признаки приспособленности животного

Правильно определяет такие биологические процессы, как размножение, оплодотворение.

Описывает естественный и искусственный отбор

Тестовое задание, 6, 14

Подготовка реферата, задание 4, 12

Текущий контроль: оперативный контроль

Приводит примеры приспособленности организмов к среде обитания

Практическая работа, задание 16

Вопросы 12, 31-34,

40-42

Текущий контроль: контроль на практической работе

Промежуточная аттестация - зачет

  • вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки;

Называет основателей современной эмбриологии, генетики, учения о биосфере

Имеет представление об эволюционных идеях Ч.Дарвина и Ж.Б.Ламарка, системы природы К.Линея

Называет ученых и философов

Тестовое задание, 6, 11, 22

Фронтальный опрос, задание 13

Подготовка реферата, задание 12

Практическая работа, задание 17

Вопросы 18, 20, 21, 30

Текущий контроль: оперативный контроль ; контроль на практической работе

Промежуточная аттестация - зачет

  • биологическую терминологию и символику;

Применяет биологическую терминологию и символику в ходе выполнения практических работ,  текущем контроле знаний: клетка, фотосинтез, хемосинтез, цитоплазма, ядро, пластиды, митоз, бактерии, размножение, решетка Пеннетта, селекция, антогенез, бионика, фенетическая и генетическая изменчивость, природные ресурсы, антропогенные изменения, цепи питания, экосистема

Тестовое задание, 3, 6, 11, 14, 24

Подготовка реферата, задание 1, 4, 7, 18

Практическая работа, задание 19, 20

Вопросы 1-42

Текущий контроль: оперативный контроль ; контроль на практической работе

Промежуточная аттестация - зачет

1.13.  Распределение типов контрольных заданий при текущем контроле знаний

Содержание учебного материала по программе учебной дисциплины

Типы контрольного задания, номер

Практическая работа

Тестовые задания

Самостоятельная работа

Контрольная работа

Введение

Раздел 1. Учение о клетке

Пр.1

Т.3

Ср.1, В9-14, В2-8

Раздел 2. Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов

ПР.5

Т.6

Ср.4

Раздел 3. Основы генетики и селекции

Пр.7, ПР.8, Пр.10, В25-28

Т.11

СР.7, В18-21

Раздел 4. Эволюционное учение

Т-13, Т-14

Ср.12, В 31-34

Раздел 5. История развития жизни на земле

Пр. 16, Пр. 17, В 38-39

Раздел 6. Основы экологии

Пр. 19, Пр. 20, Пр. 21

Т 22

Раздел 7. Бионика

Т24

Ср.23


II. Комплект оценочных средств

2.1. Задания для проведения текущего контроля.

Введение

Раздел 1. Учение о клетке

ЗАДАНИЕ (внеаудиторная самостоятельная  работа)  №1

ТЕКСТ ЗАДАНИЯ:

1. Подготовка реферата по теме:

  • Органические вещества растительной клетки, доказательства их наличия в растении. Витамины, ферменты и гормоны и их роль в организме. Нарушения при их недостатке и избытке.
  • Прокариотические организмы и их роль в биоценозах.
  • Практическое значение прокариотических организмов (на примерах конкретных видов).
  • Клетка эукариотических организмов. Мембранный принцип ее организации.
  • Структурное и функциональное различие растительной и животной клеток.
  • Митохондрии как энергетические станции клеток. Стадии  энергетического обмена в различных частях митохондрий.
  • Строение и функции рибосом и их роль в биосинтезе белка.
  • Ядро как центр управления жизнедеятельностью клетки, сохранения и передачи наследственных признаков  в поколениях.
  • Клеточная теория строения организмов. История и современное состояние.

2. Нарисовать схемы строения растительной и животной клеток и основных

органоидов клетки.

3. Изучение вопроса фотосинтез и хемосинтез.

Условия выполнения задания

1. Место (время) выполнения задания: задание выполняется во внеаудиторное время

2. Максимальное время выполнения задания: ____60_______ мин.

3. Вы можете воспользоваться учебником, глобальной сетью

Шкала оценки образовательных достижений:

Критерии :

- умение сформулировать цель работы;

- умение подобрать научную литературу по теме;

- полнота и логичность раскрытия темы;

- самостоятельность мышления;

- стилистическая грамотность изложения;

- корректность выводов;

- правильность оформления работы.

Критерии оценки:

-        оценка «отлично» выставляется обучающемуся, если выполнены все вышеперечисленные требования к изложению, оформлению, и представлению работы

-        оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, если допущены незначительные погрешности в оформлении и представлении работы.

-        оценка «удовлетворительно»выставляется обучающемуся, если допущены незначительные погрешности в содержании, оформлении и представлении работы.

-        оценка «неудовлетворительно» выставляется обучающемуся, если представленная работа не соответствует требованиям.

ЗАДАНИЕ (практическая  работа)  №2

ТЕКСТ ЗАДАНИЯ:

Тема: Изучение строения растительной и животной клеток.

Цель работы:

  • познакомиться с методами изучения клетки, формами и размерами клеток,
  • изучить строение растительной и животной клеток, 
  • показать принципиальное различие и сходство между растительной и животной клеткой.
  • научиться готовить микропрепараты, пользоваться микроскопом, находить основные части клетки на микропрепарате, схеме.

Оборудование:
Кожица чешуи лука, раствор дрожжей, готовый микропрепарат животной клетки, водный раствор йода, предметные и покровные стекла.

ХОД РАБОТЫ:

Письменно ответьте на вопросы

1. Методы изучения клетки.

2. Правила работы с микроскопом.

3. Формы и размеры клеток.

4. Название основных органоидов, входящих в состав клеток и их функции.

Выполните опыты:

По результатам опытов заполните таблицу (поставьте + или -):

Клетки

Цитоплазма

Ядро

Плотная клеточная стенка

Пластиды

Опыт 1

1. С луковицы репчатого лука снимите наружные сухие чешуи. С поверхности белой

мясистой чешуи препаровальной иглой отделите маленький кусочек прозрачной кожицы.

2. Пипеткой или стеклянной палочкой нанесите на предметное стекло одну каплю чистой

воды и очистите в воду кусочек снятой кожицы, расправьте кожицу кончиком иглы.

3. В воду добавьте каплю раствора йода ,закройте кожицу покровным Стеклом.

     4. Рассмотреть приготовленный препарат под микроскопом. Зарисуйте клетку кожицы  

         лука и подпишите названия ее основных частей.

      Опыт 2

1. Снимите чайной ложкой немного слизи с внутренней стороны щеки. Поместите слизь на предметное стекло и подкрасьте разбавленными в воде синими чернилами. Накройте его покрывным стеклом.

2. Рассмотрите препарат под микроскопом и зарисуйте строение клетки. Сделайте надписи к рисунку.

      Опыт 3

1. Приготовьте препарат клеток дрожжей. Для этого бактериологической петлей нанесите  

 каплю раствора дрожжей на предметное стекло и накройте эту каплю покровным

стеклом .

2. Рассмотрите препарат под микроскопом. Зарисуйте клетку и подпишите названия

основных её частей

Условия выполнения задания

1. Место (время) выполнения задания: задание выполняется на занятие в аудиторное время

2. Максимальное время выполнения задания: ____90_______ мин.

3. Вы можете воспользоваться учебником, конспектом лекций

Шкала оценки образовательных достижений:

Критерии оценки:

Выполнение практически всей работы (не менее 70%) – положительная оценка

ЗАДАНИЕ (тестовое задание)  №3

ТЕКСТ ЗАДАНИЯ:

1.  Процесс индивидуального развития организма - это:

  1. онтогенез
  2. митоз
  3. амитоз
  4. мейоз

2. Тканью называют:

  1. кожицу лука
  2. группу клеток, сходных по строению и выполняющих определенную функцию
  3. мякоть ягоды
  4. скибку арбуза

3. Белки - биологические полимеры, мономерами которых являются:

  1. жиры
  2. ферменты
  3. аминокислоты
  4. углеводы

4.  Митоз - способ деления эукариотических клеток, при котором:

  1. образуются половые клетки
  2. дочерние клетки получают генетическую информацию такую же, как в ядре материнской клетки
  3. из диплоидной клетки образуются гаплоидные
  4. образуется зигота

5. Самое  распространенное неорганическое соединение в живых организмах

  1. йод
  2. кальций
  3. вода
  4. магний

6.  Сколько процентов от массы вещества составляют органические вещества

  1. 5-10%
  2. 20-30%
  3. 10-15%
  4. 10-20%

7.  Какие органические вещества преобладают в клетках растений?

  1. углеводы
  2. белки
  3. жиры
  4. микроэлементы

8.  Как называется соединение двух аминокислот в одну молекулу?

  1. трипептид
  2. полипептид
  3. дипептид

9.  Назовите основную функцию жиров

  1. нейтральная
  2. строительная
  3. защитная
  4. энергетическая

10.  Другое название углеводов

  1. нуклеиновые
  2. кислоты
  3. липиды
  4. сахариды

11.  Сколько процентов углеводов в живой клетке?

  1. 0,5%
  2. 5%
  3. 1-2%
  4. 3-4%

12.  В каких условиях могут жить бактерии

  1. в анаэробных
  2. в аэробных и анаэробных условиях
  3. в аэробных

13.  Энергетический обмен - это процесс:

  1. теплорегуляции
  2. окисления органических веществ клетки с освобождением энергии
  3. биосинтеза
  4. удаления жидких продуктов распада

14. Иммунологическую защиту организма обеспечивают:

  1. различные вещества
  2. особые белки крови - антитела
  3. углеводы
  4. белки, выполняющие транспортную функцию

15.  Наследственная информация у бактерий хранится в

  1. хромосомах
  2. ядре
  3. рибосомах
  4. цитоплазме

16.  Из скольких фаз состоит митоз?

  1. 2
  2. 4
  3. 3

17.  Каждый вид растений и животных характеризуется определенным и постоянным  числом

  1. генов
  2. хромосом
  3. клеток
  4. органоидов

18.  Как называют состояние между двумя митозами?

  1. интерфазой
  2. профазой
  3. метофазой
  4. анафазой

19. Как называется первая фаза деления ядра?

  1. анафаза
  2. телофаза
  3. метофаза
  4. профаза

20.  Энергетическими "станциями" клетки являются

  1. лизосомы
  2. рибосомы
  3. митохондрии
  4. цитоплазма

21. Прямое деление клетки, встречающееся только у простейших, называют

  1. онтогенез
  2. митоз
  3. амитоз
  4. мейоз

22. Назовите процесс образования живыми организмами органических молекул из неорганических за счет энергии солнечного света

  1. диссимиляция
  2. гаструляция
  3. ассимиляция
  4. фотосинтез

23. Основная особенность строения бактерий

  1. отсутствие хромосом
  2. наличие цитоплазмы
  3. отсутствие тканей
  4. отсутствие ядра

24. Важнейшей составной частью клетки является

  1. ядро
  2. лизосомы
  3. вакуоли
  4. цитоплазма

25. Сколько процентов жира содержится в животных клетках? 

  1. 40%
  2. 90%
  3. 70%
  4. 50%

Условия выполнения задания

1. Место (время) выполнения задания: задание выполняется на занятие в аудиторное время

2. Максимальное время выполнения задания: ____30_______ мин.

3. Вы можете воспользоваться учебником, конспектом лекций

Шкала оценки образовательных достижений:

Процент результативности (правильных ответов)

Оценка уровня подготовки балл (отметка) вербальный аналог

90 ÷ 100

«5»-отлично

80 ÷ 89

«4»- хорошо

70 ÷ 79

«3»- удовлетворительно

менее 70

«2»- неудовлетворительно

Раздел 2. Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов

ЗАДАНИЕ (внеаудиторная самостоятельная  работа)  №4

ТЕКСТ ЗАДАНИЯ:

1. Подготовка реферата по теме:

  • Бесполое размножение, его многообразие и практическое использование.
  • Половое размножение и его биологическое значение.
  • Чередование полового и бесполого размножения в жизненных циклах хвощей, папоротников, простейших. Биологическое значение чередования поколений.
  • Партеногенез и гиногенез  у позвоночных животных и  их биологическое значение.  
  • Эмбриологические доказательства эволюционного  родства животных.
  • Биологическое значение метаморфоза в постэмбриональном развитии животных.
  • Влияние окружающей среды  и  ее загрязнения на развитие организмов.
  • Влияние курения, употребления алкоголя и наркотиков родителями на эмбриональное развитие ребенка.

Условия выполнения задания

1. Место (время) выполнения задания: задание выполняется во внеаудиторное время

2. Максимальное время выполнения задания: ____60_______ мин.

3. Вы можете воспользоваться учебником, глобальной сетью

Шкала оценки образовательных достижений:

Критерии :

- умение сформулировать цель работы;

- умение подобрать научную литературу по теме;

- полнота и логичность раскрытия темы;

- самостоятельность мышления;

- стилистическая грамотность изложения;

- корректность выводов;

- правильность оформления работы.

Критерии оценки:

-        оценка «отлично» выставляется обучающемуся, если выполнены все вышеперечисленные требования к изложению, оформлению, и представлению работы

-        оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, если допущены незначительные погрешности в оформлении и представлении работы.

-        оценка «удовлетворительно»выставляется обучающемуся, если допущены незначительные погрешности в содержании, оформлении и представлении работы.

-        оценка «неудовлетворительно» выставляется обучающемуся, если представленная работа не соответствует требованиям.

ЗАДАНИЕ (практическая  работа)  №5

ТЕКСТ ЗАДАНИЯ:

Тема: Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных как доказательство их эволюционного  родства.

Цель: 

  • выявить черты сходства и отличия зародышей позвоночных на разных стадиях развития

Оборудование: 

  • коллекция « Зародыши позвоночных»

Методика выполнения работы

Используя различные литературные и электронные источники заполните таблицу: 

Классификация позвоночных животных

Рыбы

Земноводные (лягушка)

Пресмыкающиеся (ящерица)

Птицы

Млекопитающие (кролик)

Человек (Млекопитающие)

Оплодотворение

Форма развития зародыша

Место развития зародыша

Первая стадия

Наличие хвоста

Носовой вырост

Передние конечности

Воздушный пузырь

Вторая стадия

Наличие хвоста

Носовой вырост

Передние конечности

Воздушный пузырь

Третья стадия

Наличие хвоста

Носовой вырост

Передние конечности

Воздушный пузырь

Четвертая стадия

Наличие хвоста

Носовой вырост

Передние конечности

Воздушный пузырь

Условия выполнения задания

1. Место (время) выполнения задания: задание выполняется на занятие в аудиторное время

2. Максимальное время выполнения задания: ____90_______ мин.

3. Вы можете воспользоваться учебником, конспектом лекций

Шкала оценки образовательных достижений:

Критерии оценки: 

Выполнение практически всей работы (не менее 70%) – положительная оценка

ЗАДАНИЕ (тестовое задание)  №6

ТЕКСТ ЗАДАНИЯ:

1. Обмен веществ - это процесс:

  1. поступление веществ в организм
  2. превращения, использования, накопления и потери веществ и энергии
  3. удаления из организма непереваренных остатков
  4. удаление жидких продуктов распада

2. Как называются женские половые клетки?

  1. сперматозоиды
  2. яйцеклетки
  3. плацентой
  4. гормоны

3. Размножение - это:

  1. свойство всех живых организмов
  2. процесс слияния мужской и женской половых клеток
  3. жизнь
  4. способность к питанию

4. Сколько и какие хромосомы содержит оплодотворенная яйцеклетка человека?

  1. 23 хромосомы матери
  2. 46 хромосом, из которых 23 хромосомы матери и 23 хромосомы отца
  3. 46 хромосом матери
  4. только 23 хромосомы отца

5. Какие хромосомы называют гомологичными?

  1. совокупность хромосом в половых клетках
  2. любые хромосомы диплоидного набора
  3. сходные по строению и несущие одинаковые гены
  4. одинаковые по форме

6. Где образуются мужские половые клетки? 

  1. яйцеклетках
  2. органоидах
  3. семенниках
  4. гормонах

7. Как называется процесс слияния яйцеклетки и сперматозоида?

  1. ростом
  2. деление
  3. размножение
  4. оплодотворение

8. Как называется процесс воспроизведения себя подобных?

  1. увеличение
  2. размножение
  3. рождение
  4. оплодотворение

9. Генотин формируется под влиянием:

  1. только условий внешней среды
  2. только генотипа
  3. только деятельности человека
  4. генотипа и условий внешней среды

10. Основателем современной эмбриологии считается академик

  1. Ломоносов
  2. Ламарк
  3. Бер
  4. Вернадский

11. С помощью каких клеток происходит половое размножение?

  1. телец
  2. ядер
  3. гамет
  4. клубней

12. Назовите две формы размножения.

  1. деление и почкование
  2. половое и бесполовое
  3. черенкование, почкование
  4. луковичное и черенкованное

13. На сколько периодов делится постэмбриональное развитие?

  1. 4
  2. 3
  3. 2

14. Каким становится зародыш при появлении мезодермы?

  1. многослойным
  2. трехслойным
  3. двухслойным
  4. однородным

15. Наука, изучающая индивидуальное развитие организма называется

  1. генетика
  2. генная инженерия
  3. селекция
  4. эмбриология

Условия выполнения задания

1. Место (время) выполнения задания: задание выполняется на занятие в аудиторное время

2. Максимальное время выполнения задания: ____30_______ мин.

3. Вы можете воспользоваться учебником, конспектом лекций

Шкала оценки образовательных достижений:

Процент результативности (правильных ответов)

Оценка уровня подготовки балл (отметка) вербальный аналог

90 ÷ 100

«5»-отлично

80 ÷ 89

«4»- хорошо

70 ÷ 79

«3»- удовлетворительно

менее 70

«2»- неудовлетворительно

Раздел 3. Основы генетики и селекции

ЗАДАНИЕ (внеаудиторная самостоятельная  работа)  №7

ТЕКСТ ЗАДАНИЯ:

1. Подготовка реферата по теме:

  • Закономерности фенетической и генетической изменчивости.
  • Наследственная информация и передача ее из поколения в поколение.
  • Драматические страницы в истории развития генетики.
  • Успехи современной генетики в медицине и здравоохранении.                                                          
  • Центры многообразия и происхождения культурных растений.
  • Центры многообразия и происхождения домашних животных.
  • Значение изучения предковых форм для современной селекции.
  • История происхождения отдельных сортов культурных растений.

2. Работа с учебником, составление конспекта по вопросу «Хромосомная теория

наследственности».

3.  Составление дидактической обобщающей таблицы «Основные закономерности изменчивости».

Условия выполнения задания

1. Место (время) выполнения задания: задание выполняется во внеаудиторное время

2. Максимальное время выполнения задания: ____60_______ мин.

3. Вы можете воспользоваться учебником, глобальной сетью

Шкала оценки образовательных достижений:

Критерии :

- умение сформулировать цель работы;

- умение подобрать научную литературу по теме;

- полнота и логичность раскрытия темы;

- самостоятельность мышления;

- стилистическая грамотность изложения;

- корректность выводов;

- правильность оформления работы.

Критерии оценки:

-        оценка «отлично» выставляется обучающемуся, если выполнены все вышеперечисленные требования к изложению, оформлению, и представлению работы

-        оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, если допущены незначительные погрешности в оформлении и представлении работы.

-        оценка «удовлетворительно»выставляется обучающемуся, если допущены незначительные погрешности в содержании, оформлении и представлении работы.

-        оценка «неудовлетворительно» выставляется обучающемуся, если представленная работа не соответствует требованиям.

ЗАДАНИЕ (практическая  работа)  №8

ТЕКСТ ЗАДАНИЯ:

Тема: Составление простейших схем моногибридного и дигибридного скрещивания.

Цель: 

  • Научиться составлять простейшие схемы моно- и дигибридного скрещивания на основе предложенных данных.

Алгоритм решения задач на дигибридное скрещивание

  1. Запишите известные данные о фенотипе родителей.
  2. Определите генотипы родителей, опираясь на данные условия задачи.
  3. Определите, сколько и каких типов гамет образует каждый родительский организм.
  4. Определите возможные генотипы гибридов первого поколения, пользуясь, если это необходимо решеткой Пеннета.
  5. Определите фенотипы гибридов.
  6. Определите формулу расщепления гибридного потомства.
  7. Определите формулу расщепления фенотипов гибридного   потомства по каждому признаку.

    Задача № 1. У крупного рогатого скота ген, обусловливающий черную окраску шерсти, доминирует над геном, определяющим красную окраску. Какое потомство можно ожидать от скрещивания гомозиготного черного быка и красной коровы?

Задача № 2. Какое потомство можно ожидать от скрещивания коровы и быка, гетерозиготных по окраске шерсти?

Задача № 3. На звероферме получен приплод в 225 норок. Из них 167 животных имеют коричневый мех и 58 норок голубовато-серой окраски. Определите генотипы исходных форм, если известно, что ген коричневой окраски доминирует над геном, определяющим голубовато-серый цвет шерсти.

Задача № 4. У человека ген карих глаз доминирует над геном, обусловливающим голубые глаза. Голубоглазый мужчина, один из родителей которого имел карие глаза, женился на кареглазой женщине, у которой отец имел карие глаза, а мать — голубые. Какое потомство можно ожидать от этого брака?

Задача № 5. Выпишите гаметы организмов со следующими генотипами: ААВВ; aabb; ААЬЬ; ааВВ; АаВВ; Aabb; АаВЬ; ААВВСС; ААЬЬСС; АаВЬСС; АаВЬСс.

Условия выполнения задания

1. Место (время) выполнения задания: задание выполняется на занятие в аудиторное время

2. Максимальное время выполнения задания: ____90_______ мин.

3. Вы можете воспользоваться учебником, конспектом лекций

Шкала оценки образовательных достижений:

Критерии оценки:

Выполнение практически всей работы (не менее 70%) – положительная оценка

     

ЗАДАНИЕ (практическая  работа)  №9

ТЕКСТ ЗАДАНИЯ:

Тема: Решение генетических задач и составление родословных.

Цель работы:

  • научиться устанавливать закономерности наследования двух и более пар альтернативных признаков, гены которых находится в разных парах гомологичных хромосом, путем гибридного или полигибридного скрещивания.

Практическая часть:

Задача 1: 

У человека низкий рост преобладает над высоким.

  1. Каковы генотипы членов семьи, если у матери рост низкий, а у отца высокий?
  2. Каковы генотипы членов семьи, если мать гетерозиготна, а отец гомозиготен по признаку роста?

Задача 2: 

У КРС ген обуславливающий черную окраску шерсти доминирует над красным. Какое потомство можно ждать от гомозиготного черного быка и гомозиготной черной коровы?

Задание 3

У человека карий цвет глаз доминирующий над голубым. Какого цвета будут глаза у потомков, если кареглазая женщина выйдет замуж за голубоглазого мужчину. Оба родителей гомозиготные.

Задание 4

У фасоли черная окраска семенной кожуры А доминирует над белой а. Определить окраску семян при следующем скрещивании?

а) Аа × аа

б) АА × Аа

в) аа × АА

Задание 5

Карий цвет глаз доминирует над голубым, темный цвет волос – над светлым. Определите вероятность рождения голубоглазого светловолосого ребенка, если мать – гетерозиготная по обеим признакам кареглазая темноволосая, отец – голубоглазый темноволосый.

Задание 6.

Составьте свою  родословную.

ЗАДАНИЕ (практическая  работа)  №10

ТЕКСТ ЗАДАНИЯ:

Тема: Выявление мутагенов в окружающей среде и косвенная оценка возможного их влияния на организм.

Цель работы:

  • формирование знаний о влиянии факторов окружающей среды на  особенности индивидуального развития  организма на всех этапах эмбрионального и постэмбрионального развития.

ХОД РАБОТЫ:

Задания:

1. Используя конспект, учебники, глобальную сеть составьте таблицу «Источники мутагенов в окружающей среде и их влияние на организм человека»

Источники

Примеры

Возможные последствия на организм человека

Мутагены производственной среды

Химические вещества, применяемые в сельском хозяйстве

Лекарственные препараты

Компоненты пищи

Компоненты табачного дыма

Аэрозоли воздуха

Мутагены в быту

2. Сделайте вывод о том насколько серьезно ваш организм подвергается воздействию мутагенов в окружающей среде и составьте рекомендации по уменьшению возможного влияния мутагенов на свой организм.

Условия выполнения задания

1. Место (время) выполнения задания: задание выполняется на занятие в аудиторное время

2. Максимальное время выполнения задания: ____90_______ мин.

3. Вы можете воспользоваться учебником, конспектом лекций

Шкала оценки образовательных достижений:

Критерии оценки:

Выполнение практически всей работы (не менее 70%) – положительная оценка

ЗАДАНИЕ (тестовое задание)  №11

ТЕКСТ ЗАДАНИЯ:

1. Наименьшей единицей генетической информации являются три последовательно расположенных нуклеотидов

  1. клетка
  2. ген
  3. молекула
  4. триплет

2. Задача селекционеров:

  1. изучать строение растений
  2. выращивать культурные растения
  3. выводить новые сорта растений
  4. контролировать состояние окружающей среды

3. Как называется процесс изменения живых организмов, осуществляемый человеком для своих потребностей?

  1. сельское хозяйство
  2. селекция
  3. генетика
  4. кариотип

4. Назовите противоположное наследственности свойство

  1. изменчивость
  2. самозарождение
  3. самооплодотворение
  4. репродукция

5. С чем Мендель проводил опыты?

  1. с овощами
  2. с горохом
  3. с пшеницей
  4. с грибами

6. Какой век считается веком рождения генетики?

  1. 18
  2. 21
  3. 20
  4. 19

7. Как называется способность живых организмов приобретать новые свойства и признаки?

  1. рост
  2. изменчивость
  3. наследственность
  4. преобразование

8. Основная задача селекции -

  1. выращивание зерновых культур
  2. удовлетворение научной работой
  3. создание высокопродуктивных пород животных, сортов, растений и штаммов микроорганизмов
  4. передача наследственной информации

9. Как называется решетка, с помощью которой устанавливаются сочетания мужских и женских гамет?

  1. решетка Ломоносова
  2. решетка Геккеля
  3. решетка Пеннета
  4. решетка Менделя

10. Как называется совокупность всех признаков организма?

  1. генотипом
  2. существом
  3. фенотипом
  4. гомосапиенс

11. Назовите основные методы селекции

  1. гибридизация
  2. отбор и гибридизация
  3. отбор
  4. индивидуальный отбор

12. Как называется скрещивание двух организмов, отличающихся друг от друга по одной паре альтернативных признаков?

  1. тетрагибридным
  2. полигибридным
  3. моногибридным
  4. дигибридным

13. Как называется признак, подавляющий развитие другого признака?

  1. преобладающим
  2. основным
  3. регрессивным
  4. доминантным

14. Как называют участок молекулы ДНК, который определяет развитие определенного признака?

  1. зародышем
  2. свойством
  3. признаком
  4. геном

15. Назовите процесс превращения диких животных и растений в культурные формы

  1. дрессировкой
  2. воспитанием
  3. приручением
  4. одомашниванием

16. Как называют мутации несовместимые с жизнью?

  1. смертельными
  2. полулетальными
  3. летальными
  4. нежизнеспособными

17. Как называют совокупность генов одного организма?

  1. строением
  2. скелетом
  3. генотипом
  4. фенотипом

Условия выполнения задания

1. Место (время) выполнения задания: задание выполняется на занятие в аудиторное время

2. Максимальное время выполнения задания: ____30_______ мин.

3. Вы можете воспользоваться учебником, конспектом лекций

Шкала оценки образовательных достижений:

Процент результативности (правильных ответов)

Оценка уровня подготовки балл (отметка) вербальный аналог

90 ÷ 100

«5»-отлично

80 ÷ 89

«4»- хорошо

70 ÷ 79

«3»- удовлетворительно

менее 70

«2»- неудовлетворительно

Раздел 4. Эволюционное учение

ЗАДАНИЕ (внеаудиторная самостоятельная  работа)  №12

ТЕКСТ ЗАДАНИЯ:

  1. Подготовка рефератов по теме:
  • История развития эволюционных идей до  Ч.Дарвина.
  • «Система природы» К.Линнея и ее значение для развития биологии.
  • Эволюционные идеи Ж.Б.Ламарка и их значение для развития биологии.
  • Предпосылки возникновения эволюционной теории Ч.Дарвина.
  • Современные представления о механизмах и закономерностях эволюции.
  1. Составление сравнительной тестовой таблицы «Сравнительная характеристика естественного и искусственного отбора».  
  2. Оформление опорного конспекта: волны жизни и современные представления о видообразовании.

4. Подготовка сообщений по вопросам: эволюция растений от папоротникообразных до покрытосеменных; Эволюция животных от земноводных до современных млекопитающих. (Работа с дополнительной литературой)

Условия выполнения задания

1. Место (время) выполнения задания: задание выполняется во внеаудиторное время

2. Максимальное время выполнения задания: ____60_______ мин.

3. Вы можете воспользоваться учебником, глобальной сетью

Шкала оценки образовательных достижений:

Критерии :

- умение сформулировать цель работы;

- умение подобрать научную литературу по теме;

- полнота и логичность раскрытия темы;

- самостоятельность мышления;

- стилистическая грамотность изложения;

- корректность выводов;

- правильность оформления работы.

Критерии оценки:

-        оценка «отлично» выставляется обучающемуся, если выполнены все вышеперечисленные требования к изложению, оформлению, и представлению работы

-        оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, если допущены незначительные погрешности в оформлении и представлении работы.

-        оценка «удовлетворительно»выставляется обучающемуся, если допущены незначительные погрешности в содержании, оформлении и представлении работы.

-        оценка «неудовлетворительно» выставляется обучающемуся, если представленная работа не соответствует требованиям.

ЗАДАНИЕ (фронтальный опрос)  №13

ТЕКСТ ЗАДАНИЯ:

1. Дайте определения следующим понятиям: вид, биоценоз, популяция .

2. Изложите основные взгляды на эволюцию Линнея. Каковы заслуги Линнея в развитии знаний о живой природе? В чём были его заблуждения, ошибки?

3. Изложите основные взгляды на эволюцию Ламарка. Каковы заслуги Ламарка в развитии знаний о живой природе? В чём были его заблуждения, ошибки?

4. Изложите основные положения эволюционной теории Дарвина.

5. Какие существуют формы естественного отбора? Дайте им характеристику, приведите примеры.

Условия выполнения задания

1. Место (время) выполнения задания: задание выполняется во время аудиторного занятия

2. Максимальное время выполнения задания: ____25_______ мин.

3. Вы можете воспользоваться _____

Шкала оценки образовательных достижений:

Критерии оценки:

-        оценка «отлично» выставляется обучающемуся, если ответ на вопрос полный, логичный, грамотно изложен.

-        оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, если допущены незначительные погрешности в ответе на вопрос.

-        оценка «удовлетворительно»выставляется обучающемуся, если ответ на вопрос нелогичный, не полный.

-        оценка «неудовлетворительно» выставляется обучающемуся, если нет ответа на поставленный вопрос.

ЗАДАНИЕ (тестовое задание)  №14

ТЕКСТ ЗАДАНИЯ:

1. Что явилось важным шагом от пути от обезьяны к человеку?

  1. питание
  2. сообразительность
  3. прямохождение
  4. борьба за выживание

2. Все современное человечество принадлежит

  1. к разным видам
  2. к одному виду
  3. к одному поколению
  4. к одному семейству

3. Австралопитеки жили

  1. стаями
  2. стадами
  3. микрогруппами
  4. группами

4. Какая окраска преобладает у животных, обитающих на Севере?

  1. темная
  2. незаметная
  3. светлая
  4. полосатая

5. Что является основным источником тепла на земле?

  1. геотермальные источники
  2. гейзеры
  3. Солнце
  4. АЭС

6. Как называется совокупность особей сходных по строению, имеющих общее происхождение, свободно скрещивающихся между собой и дающих плодовитое потомство?

  1. популяцией
  2. сортом
  3. породой
  4. видом

7. Движущей и направляющей силой эволюции является:

  1. разнообразие условий среды
  2. естественный отбор
  3. дивергенция признаков
  4. приспособленность к условиям среды

8. Что относят к признакам приспособленности животного?

  1. окраску
  2. перерождение
  3. рост
  4. массу

9. Что явилось социальными движущимися силами антогенеза?

  1. труд, образование
  2. естественный отбор
  3. борьба за существование
  4. приспособляемость

10. Что сбрасывают растения в период подготовки к зимнему периоду?

  1. почки
  2. хворост
  3. листву
  4. черенки

Условия выполнения задания

1. Место (время) выполнения задания: задание выполняется на занятие в аудиторное время

2. Максимальное время выполнения задания: ____30_______ мин.

3. Вы можете воспользоваться учебником, конспектом лекций

Шкала оценки образовательных достижений:

Процент результативности (правильных ответов)

Оценка уровня подготовки балл (отметка) вербальный аналог

90 ÷ 100

«5»-отлично

80 ÷ 89

«4»- хорошо

70 ÷ 79

«3»- удовлетворительно

менее 70

«2»- неудовлетворительно

Раздел 5. История развития жизни на земле

ЗАДАНИЕ (внеаудиторная самостоятельная  работа)  №15

ТЕКСТ ЗАДАНИЯ:

1. Подготовка рефератов по теме:

  • Современные представления о зарождении жизни.
  • Различные гипотезы происхождения.
  • Принципы  и закономерности развития жизни на Земле.
  • Ранние этапы развития жизни на Земле.

Условия выполнения задания

1. Место (время) выполнения задания: задание выполняется во внеаудиторное время

2. Максимальное время выполнения задания: ____60_______ мин.

3. Вы можете воспользоваться учебником, глобальной сетью

Шкала оценки образовательных достижений:

Критерии :

- умение сформулировать цель работы;

- умение подобрать научную литературу по теме;

- полнота и логичность раскрытия темы;

- самостоятельность мышления;

- стилистическая грамотность изложения;

- корректность выводов;

- правильность оформления работы.

Критерии оценки:

-        оценка «отлично» выставляется обучающемуся, если выполнены все вышеперечисленные требования к изложению, оформлению, и представлению работы

-        оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, если допущены незначительные погрешности в оформлении и представлении работы.

-        оценка «удовлетворительно»выставляется обучающемуся, если допущены незначительные погрешности в содержании, оформлении и представлении работы.

-        оценка «неудовлетворительно» выставляется обучающемуся, если представленная работа не соответствует требованиям.

ЗАДАНИЕ (практическая  работа)  №16

ТЕКСТ ЗАДАНИЯ:

Тема: Описание особей одного вида по морфологическому критерию. Приспособление организмов к разным средам обитания (к водной, наземно-воздушной, почвенной).

Цель работы:

  • усвоить понятие «морфологический критерий»,
  • закрепить умение составлять описательную характеристику растений.
  • научиться выявлять черты приспособленности организмов к среде обитания и устанавливать ее относительный характер.

Оборудование: гербарий и рисунки растений.

1.Рассмотрите растения двух видов и опишите их:

Первое растение

Второе растение

название растения

особенности корневой системы

особенности стебля

особенности листа

особенности цветка

особенности плода

2.Сравните растения описанных видов между собой, выявите черты их сходства и различия.

3. Определите среду обитания растений. Выявите черты его приспособленности к среде обитания. Выявите относительный характер приспособленности. Полученные данные занесите в таблицу «Приспособленность организмов и её относительность».

Приспособленность организмов и её относительность

Название

вида

Среда обитания

Черты приспособленности к среде обитания

В чём выражается относительность

приспособленности

Условия выполнения задания

1. Место (время) выполнения задания: задание выполняется на занятие в аудиторное время

2. Максимальное время выполнения задания: ____90_______ мин.

3. Вы можете воспользоваться учебником, конспектом лекций

Шкала оценки образовательных достижений:

Критерии оценки:

Выполнение практически всей работы (не менее 70%) – положительная оценка

ЗАДАНИЕ (практическая  работа)  №17

ТЕКСТ ЗАДАНИЯ:

Тема: Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни и человека.

Цель:

  • знакомство с различными гипотезами происхождения жизни на Земле. 

ХОД РАБОТЫ.

1. Используя конспект, учебники, глобальную сеть составьте таблицу

Ф.И.О. ученого или философа

Годы жизни

Гипотеза о происхождении человека и её сущность

Доказательства

Анаксимандр

Аристотель

К.Линней

И.Кант

А.Н.Радищев

А.Каверзнев

Ж.Б.Робине

Ж.Б.Ламарк.

Ч.Дарвин.


3. Ответить на вопрос: Какие взгляды на происхождение человека вам ближе всего? Почему?

Условия выполнения задания

1. Место (время) выполнения задания: задание выполняется на занятие в аудиторное время

2. Максимальное время выполнения задания: ____90_______ мин.

3. Вы можете воспользоваться учебником, конспектом лекций

Шкала оценки образовательных достижений:

Критерии оценки:

Выполнение практически всей работы (не менее 70%) – положительная оценка

Раздел 6. Основы экологии

ЗАДАНИЕ (внеаудиторная самостоятельная  работа)  №18

ТЕКСТ ЗАДАНИЯ:

  1. Подготовка реферата по теме:
  • Роль правительственных  и общественных  экологических организаций   в современных развитых странах.
  • Рациональное использование и охрана (конкретных) невозобновимых природных ресурсов.  
  • Рациональное использование и охрана (конкретных) возобновимых природных ресурсов.
  • Опасность глобальных нарушений в биосфере. Озоновые «дыры», кислотные дожди, смоги и их предотвращение.
  • Экологические кризисы и экологические катастрофы. Предотвращение их возникновения.

Условия выполнения задания

1. Место (время) выполнения задания: задание выполняется во внеаудиторное время

2. Максимальное время выполнения задания: ____60_______ мин.

3. Вы можете воспользоваться учебником, глобальной сетью

Шкала оценки образовательных достижений:

Критерии :

- умение сформулировать цель работы;

- умение подобрать научную литературу по теме;

- полнота и логичность раскрытия темы;

- самостоятельность мышления;

- стилистическая грамотность изложения;

- корректность выводов;

- правильность оформления работы.

Критерии оценки:

-        оценка «отлично» выставляется обучающемуся, если выполнены все вышеперечисленные требования к изложению, оформлению, и представлению работы

-        оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, если допущены незначительные погрешности в оформлении и представлении работы.

-        оценка «удовлетворительно»выставляется обучающемуся, если допущены незначительные погрешности в содержании, оформлении и представлении работы.

-        оценка «неудовлетворительно» выставляется обучающемуся, если представленная работа не соответствует требованиям.

ЗАДАНИЕ (практическая  работа)  №19

ТЕКСТ ЗАДАНИЯ:

Тема: Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах своей местности. Сравнительное описание одной из естественных природных систем (например, леса) и какой-нибудь агроэкосистемы (например, пшеничного поля).

Цель:

  • выявить черты сходства и различия естественных и искусственных экосистем.

ХОД РАБОТЫ.

1. Изучите группы ландшафта и приведите примеры ландшафтов своей местности

Группы:

Описание

Пример

Первая

практически неизменённые: ледники, полярные, высокогорные и очень сухие пустыни, неэксплуатируемые леса и луга (в том числе заповедники) т.е. неосвоенные или сознательно сохраняемые человеком ландшафты.

Вторая

слабо изменённые, в которых основные природные связи не нарушены. Таковы рационально эксплуатируемые леса, естественные луга, пастбища, водоёмы и национальные парки.

Третья

нарушенные – возникшие в результате длительного нерационального использования природных ресурсов.

Четвертая

сильно нарушенные, возникшие по тем же причинам, что и ландшафты третьей группы и чаще всего в условиях неустойчивого равновесия природных процессов (вторичное засоление и заболачивание, подвижные пески, заброшенные горные выработки).

Пятая

преобразованные, или культурные – поля, сады, плантации многолетних культур, сеянные луга, лесонасаждения, природные лесопарки. В этих ландшафтах природные связи в той или иной степени целенаправленно изменены. Они постоянно поддерживаются путём культивации, мелиорации, химизации почвы, разведения полезных человеку растений и животных, создания полезащитных лесокустарниковых полос.

Шестая

искусственные ландшафты, созданные человеком на природной основе. Это города и сёла, промышленно – энергетические и транспортные узлы, горные разработки, сюда же относятся плотины, водохранилища.

2. Заполнить таблицу «Сравнение природных и искусственных экосистем»

Признаки сравнения

Лес

Пшеничное поле

Способы регуляции

Видовое разнообразие

Плотность видовых популяций

Источники энергии и их использование

Продуктивность

Круговорот веществ и энергии

Способность выдерживать изменения среды

2. Сделать вывод о мерах, необходимых для создания устойчивых искусственных экосистем.

Условия выполнения задания

1. Место (время) выполнения задания: задание выполняется на занятие в аудиторное время

2. Максимальное время выполнения задания: ____90_______ мин.

3. Вы можете воспользоваться учебником, конспектом лекций

Шкала оценки образовательных достижений:

Критерии оценки:

Выполнение практически всей работы (не менее 70%) – положительная оценка

ЗАДАНИЕ (практическая  работа)  №20

ТЕКСТ ЗАДАНИЯ:

Тема: Составление схем передачи веществ и энергии по цепям питания в природной экосистеме и в агроценозе. Описание и практическое создание искусственной экосистемы (пресноводный аквариум).

Цель: на примере искусственной экосистемы проследить изменения, происходящие под воздействием условий окружающей среды.

Ход работы.

1.Назовите организмы, которые должны быть на пропущенном месте следующих пищевых цепей:

4

  1. Из предложенного списка живых организмов составить трофическую сеть: трава, ягодный кустарник, муха, синица, лягушка, уж, заяц, волк, бактерии гниения, комар, кузнечик. Укажите количество энергии, которое переходит с одного уровня на другой.

3. Какие условия необходимо соблюдать при создании экосистемы аквариума.

4.Опишите аквариум как экосистему, с указанием абиотических, биотических факторов среды, компонентов экосистемы (продуценты, консументы, редуценты).

5.Составьте пищевые цепи в аквариуме.

6. Какие изменения могут произойти в аквариуме, если:

  • падают прямые солнечные лучи;
  • в аквариуме обитает большое количество рыб.

7. Сделайте вывод о последствиях изменений в экосистемах.

Условия выполнения задания

1. Место (время) выполнения задания: задание выполняется на занятие в аудиторное время

2. Максимальное время выполнения задания: ____90_______ мин.

3. Вы можете воспользоваться учебником, конспектом лекций

Шкала оценки образовательных достижений:

Критерии оценки:

Выполнение практически всей работы (не менее 70%) – положительная оценка

ЗАДАНИЕ (практическая  работа)  №21

ТЕКСТ ЗАДАНИЯ:

Тема:  Решение экологических задач.

Цель:

  • создать условия для формирования умений решать простейшие экологические задачи.

ХОД РАБОТЫ.

  1. Решение задач.

Задача №1.

Зная правило десяти процентов, рассчитайте, сколько нужно травы, чтобы вырос один орел весом 5 кг (пищевая цепь: трава – заяц – орел). Условно принимайте, что на каждом трофическом уровне всегда поедаются только представители предыдущего уровня.

Задача №2.

        На территории площадью 100 км2 ежегодно производили частичную рубку леса. На момент организации на этой территории заповедника было отмечено 50 лосей. Через 5 лет численность лосей увеличилась до 650 голов. Еще через 10 лет количество лосей уменьшилось до 90 голов и стабилизировалось в последующие годы на уровне 80-110 голов.

Определите численность и плотность поголовья лосей:

а) на момент создания заповедника;

б) через 5 лет после создания заповедника;

в) через 15 лет после создания заповедника.

Задача №3

Общее содержание углекислого газа в атмосфере Земли составляет 1100 млрд т. Установлено, что за один год растительность ассимилирует почти 1 млрд т углерода. Примерно столько же его выделяется в атмосферу. Определите, за сколько лет весь углерод атмосферы пройдет через организмы (атомный вес углерода –12, кислорода – 16).

Решение:

Подсчитаем, сколько тонн углерода содержится в атмосфере Земли. Составляем пропорцию: (молярная масса оксида углерода М(СО2) = 12 т + 16*2т = 44 т)

В 44 тоннах углекислого газа содержится 12 тонн углерода

В 1 100 000 000 000 тонн углекислого газа – Х тонн углерода.

44/1 100 000 000 000 = 12/Х;

Х = 1 100 000 000 000*12/44;

Х = 300 000 000 000 тонн

В современной атмосфере Земли находится 300 000 000 000 тонн углерода.

Теперь необходимо выяснить, за какое время количество углерода "пройдет" через живые растения. Для этого необходимо полученный результат разделить на годовое потребление углерода растениями Земли.

Х = 300 000 000 000 т/1 000 000 000т в год

Х = 300 лет.

Таким образом, весь углерод атмосферы за 300 лет будет полностью ассимилирован растениями, побывает их составной частью и вновь попадет в атмосферу Земли.

Условия выполнения задания

1. Место (время) выполнения задания: задание выполняется на занятие в аудиторное время

2. Максимальное время выполнения задания: ____90_______ мин.

3. Вы можете воспользоваться учебником, конспектом лекций

Шкала оценки образовательных достижений:

Критерии оценки:

Выполнение практически всей работы (не менее 70%) – положительная оценка

ЗАДАНИЕ (тестовое задание)  №22

ТЕКСТ ЗАДАНИЯ:

1. Где находится основная часть воды земного шара? 

  1. Мировом океане
  2. реках
  3. подземных источников
  4. озерах

2. Как называется оболочка планеты, заселенная живыми организмами?

  1. атмосфера
  2. гидросфера
  3. биосфера Земли
  4. литосфера

3. Назовите ученого, который разработал учение о биосфере. 

  1. В. Вернадский
  2. К Линней
  3. М. Ломоносов
  4. Э. Геккель

4. Из чего в основном состоит газовая оболочка земли?

  1. диоксида углерода
  2. азота и кислорода
  3. озона
  4. кремния и фосфора

5. Что определяет суточный ритм активности организмов?

  1. смена температуры
  2. смета пищи
  3. смена дня и ночи
  4. смена территории

6. Как называется ряд взаимосвязанных видов, из которых каждый предыдущий служит пищей последующему?

  1. цепи питания
  2. группы организмов
  3. биогеценоз
  4. цепи взаимоотношений

7. Как называют животных, питающихся другими животными, которых они ловят и умерщвляют?

  1. похитителями
  2. пожирателями
  3. хищниками
  4. уничтожителями

8. Что лежит в основе цепей питания?

  1. животные
  2. зеленые растения
  3. птицы
  4. пресмыкающиеся

9. Какие ресурсы относятся к невозобновляемым?

  1. биологические ресурсы
  2. полезные ископаемые
  3. ресурсы почвы
  4. энергетические ресурсы

10. Какие ресурсы относятся к возобновляемым?

  1. минеральные ресурсы
  2. топливные ресурсы
  3. мировые ресурсы
  4. растительный и животный мир

Условия выполнения задания

1. Место (время) выполнения задания: задание выполняется на занятие в аудиторное время

2. Максимальное время выполнения задания: ____30_______ мин.

3. Вы можете воспользоваться учебником, конспектом лекций

Шкала оценки образовательных достижений:

Процент результативности (правильных ответов)

Оценка уровня подготовки балл (отметка) вербальный аналог

90 ÷ 100

«5»-отлично

80 ÷ 89

«4»- хорошо

70 ÷ 79

«3»- удовлетворительно

менее 70

«2»- неудовлетворительно

Раздел 7. Бионика

ЗАДАНИЕ (внеаудиторная самостоятельная  работа)  №23

ТЕКСТ ЗАДАНИЯ:

1. Подготовка реферата по теме:

  • Устойчивое развитие природы и общества.

Условия выполнения задания

1. Место (время) выполнения задания: задание выполняется во внеаудиторное время

2. Максимальное время выполнения задания: ____60_______ мин.

3. Вы можете воспользоваться учебником, глобальной сетью

Шкала оценки образовательных достижений:

Критерии :

- умение сформулировать цель работы;

- умение подобрать научную литературу по теме;

- полнота и логичность раскрытия темы;

- самостоятельность мышления;

- стилистическая грамотность изложения;

- корректность выводов;

- правильность оформления работы.

Критерии оценки:

-        оценка «отлично» выставляется обучающемуся, если выполнены все вышеперечисленные требования к изложению, оформлению, и представлению работы

-        оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, если допущены незначительные погрешности в оформлении и представлении работы.

-        оценка «удовлетворительно»выставляется обучающемуся, если допущены незначительные погрешности в содержании, оформлении и представлении работы.

-        оценка «неудовлетворительно» выставляется обучающемуся, если представленная работа не соответствует требованиям.

ЗАДАНИЕ (тестовое задание)  №24

ТЕКСТ ЗАДАНИЯ:

1. Прикладная наука о применении в технических устройствах и системах принципов, свойств, функций и структур живой природы

  1. биология
  2. экология
  3. бионика

2. В какой стране состоялся первый симпозиум по бионике?

  1. Россия
  2. США
  3. Канада
  4. Китай

3. Бионика, изучающая процессы, происходящие в биологических системах

  1. Биологическая
  2. Теоретическая
  3. Техническая

4. Бионика, строящая математические модели процессов, происходящих в биологических системах

  1. Биологическая
  2. Теоретическая
  3. Техническая

5. Бионика, применяющая модели теоретической бионики для решения инженерных задач

  1. Биологическая
  2. Теоретическая
  3. Техническая

6. Где применяются различные типы искусственных нейронов и нейронных сетей, способных к самоорганизации и самообучению

  1. В конструирование роботов
  2. В строительстве зданий

7. В каком веке были изобретены биологические микрочипы

  1. 20 век
  2. 21 век
  3. 18 век
  4. 16 век

8. Как называют человекоподобного робота

  1. Андроид
  2. Терминал
  3. Бионикс

9. Кем был сделан первый чертеж человекоподобного робота

  1. Аль-Джазари
  2. Леонардо да Винчи
  3. Антонио Гауди

10. Первые попытки использовать природные формы в строительстве предпринял ....

  1. Аль-Джазари
  2. Леонардо да Винчи
  3. Антонио Гауди

11. Основоположник современной аэродинамики

  1. Жуковский
  2. Циолковский
  3. Королев

Условия выполнения задания

1. Место (время) выполнения задания: задание выполняется на занятие в аудиторное время

2. Максимальное время выполнения задания: ____30_______ мин.

3. Вы можете воспользоваться учебником, конспектом лекций

Шкала оценки образовательных достижений:

Процент результативности (правильных ответов)

Оценка уровня подготовки балл (отметка) вербальный аналог

90 ÷ 100

«5»-отлично

80 ÷ 89

«4»- хорошо

70 ÷ 79

«3»- удовлетворительно

менее 70

«2»- неудовлетворительно

Бланк ответов к тестам:

Номер вопроса

Раздел 1

Раздел 2

Раздел 3

Раздел 4

Раздел 6

Раздел 7

1

A

B

D

C

A

C

2

B

B

C

B

C

B

3

C

A

B

B

A

A

4

B

B

A

C

B

B

5

C

C

B

C

C

C

6

B

C

C

D

A

A

7

A

D

B

B

C

A

8

C

B

C

A

B

A

9

D

D

C

A

B

B

10

D

C

C

C

D

C

11

B

C

B

A

12

B

B

C

13

B

B

D

14

B

B

D

15

A

D

D

        

16

B

C

17

B

C

18

A

19

D

20

C

21

C

22

D

23

D

24

A

25

B


2.2. Задания для проведения промежуточной аттестации

2.2. Задания для проведения промежуточного контроля в форме зачета

  1. ТЕКСТ ЗАДАНИЯ:
  1. Критерии жизни. Уровни организации живой материи.
  2. Химический состав клетки: неорганические вещества, значение и строение.
  3. Органические вещества клетки: углеводы и липиды.
  4. Белки: состав, строение молекул, значение.
  5. Нуклеиновые кислоты: виды, строение, значение.
  6. Прокариотическая клетка: строение и функционирование.
  7. Бактерии.
  8. Вирусы.
  9. Органоиды эукариотической клетки.
  10. Цитоплазматическая мембрана: строение, мембранный транспорт веществ.
  11. Наследственный аппарат клетки: ядро, набор хромосом.
  12. Энергетический обмен в клетке.
  13. Пластический обмен на примере биосинтеза белков.
  14. Жизненный цикл клетки. Митоз.
  15. Образование гамет. Мейоз.
  16. Эмбриональное развитие животных.
  17. Постэмбриональное развитие.
  18. Генетика как наука. Методы изучения наследственности.
  19. Основные закономерности наследования и понятия генетики.
  20. Первый и второй законы Г.Менделя.
  21.  Генетические законы Г. Менделя.
  22. Сцепленное наследование
  23. Наследование признаков, сцепленных с полом.
  24. Взаимодействие генов.
  25. Виды изменчивости. Модификации.
  26. Наследственная изменчивость. Мутации.
  27. Селекция как наука. Одомашнивание. Методы селекции.
  28. Закон гомологических рядов. Современные достижения селекции.
  29. Теория эволюции живого на Земле.
  30. Эволюционная теория Ч.Дарвина.
  31. Естественный отбор: формы и механизмы.
  32. Приспособленность и ее относительный характер.
  33. Критерии и структура вида.
  34. Популяция как единица эволюции: дрейф генов, популяционные волны.
  35. Главные направления эволюции. Макро- и микро-эволюция
  36. Эволюция растительного мира на Земле.
  37. Эволюция животного мира на Земле.
  38. Теория происхождения жизни.
  39. Происхождение человека.
  40. Биосфера: состав и строение.
  41. Состав и функционирование биогеоценозов. Пищевые цепи и сети.
  42. Изменение биосферы под действием человеческой деятельности.


2.3. Пакет экзаменатора

ПАКЕТ  ЭКЗАМЕНАТОРА

Задание :  Промежуточная аттестация в форме – зачета

Составляются билеты по 2 вопроса.

Условия выполнения задания

1. Место (время) выполнения задания: задание выполняется в  аудитории

2. Максимальное время выполнения задания: ____90  минут

3. Вы можете воспользоваться справочным материалом

4. Требования охраны труда: ____________________

5. Оборудование: _____

Шкала оценки образовательных достижений (для всех заданий)

Критерии оценки:

-        оценка «отлично» выставляется обучающемуся, если ответ на вопрос полный, логичный, грамотно изложен.

-        оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, если допущены незначительные погрешности в ответе на вопрос.

-        оценка «удовлетворительно»выставляется обучающемуся, если ответ на вопрос нелогичный, не полный.

-        оценка «неудовлетворительно» выставляется обучающемуся, если нет ответа на поставленный вопрос.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольные работы по биологии: Высшие и низшие растения.

По учебнику биологии 7 класса,составлены контрольные работы по теме " Семейства растений", ( по два варианта )...

Экзаменационные билеты; экзаменационные вопросы и практические здания по биологии комплексного экзамена по дисциплинам: Биология и Химия

Экзаменнационные билеты; экзаменнационные вопрсы и практические здания по биологии комплексного экзамена по дисциплинам: Биология и Химия...

Роль кабинета биологии в работе учителя биологии

Преподавание биологии вносит существенный вклад в воспитание учащихся. Знания и умения, приобретаемые на уроках биологии, обеспечивают развитие материалистических взглядов, научного мировоззрения, гум...

Проверочная работа. Биологии 5 класс "Биология - как наука о живой природе"

Урок биоглогии 5 класс ФГОС  к учебнику Пасечник "Биология - как наука о живой природе".  Проверочная работаматериал готов к распечатке  для 2 вариантов...

Рабочая программа работа кружка по биологии "Знатоки биологии"

Рабочая программа кружка разработана для студентов 1 и 2 курса разных профессий и специальностей...

Методическая разработка интегрированного урока (химия+биология) по теме: «Спирты. Их значение в биологии и медицине»

Моделирование явлений различной природы составляет суть нашего мышления. Дедуктивные структуры, которые активно развиваются в современной математике в целом и формальной логике в частности, игра...

ДОМАШНИЕ РАБОТЫ ПО БИОЛОГИИ, ИХ ВИДЫ И ХАРАКТЕРИСТИКА. ЗНАЧЕНИЕ ДОМАШНЕЙ РАБОТЫ В ОБУЧЕНИИ БИОЛОГИИ.

ВЫПУСКНАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТАДОМАШНИЕ РАБОТЫ ПО БИОЛОГИИ, ИХ ВИДЫ И ХАРАКТЕРИСТИКА. ЗНАЧЕНИЕ ДОМАШНЕЙ РАБОТЫ В ОБУЧЕНИИ БИОЛОГИИ.   Работа выполнена Алешунайте Анастасией Петровнойобу...