Главные вкладки

    Роль кабинета биологии в работе учителя биологии
    методическая разработка на тему

    Наркевская Наталья Валерьевна

    Преподавание биологии вносит существенный вклад в воспитание учащихся. Знания и умения, приобретаемые на уроках биологии, обеспечивают развитие материалистических взглядов, научного мировоззрения, гуманизма, экологической грамотности. Биологическое образование позволяет приобрести собственный опыт, развить творческие способности в области натуралистических и других естественнонаучных исследований. С учетом вышеозначенных компонентов биологического образования одним из средств, используемых учителем в образовательном процессе, является кабинет биологии.

    Кабинет – это специально оборудованное помещение для организации учебно-воспитательного процесса. Как следует из определения, оборудование кабинета играет весомую роль в процессе овладения биологическими знаниями. Кабинет биологии отличается от других школьных кабинетов. Помимо стандартных элементов обустройства, мебели, кабинет биологии должен быть оснащен специальным оборудованием и техническими средствами, обеспечивающими условия для наблюдения, проведения опытов и демонстрации наглядных пособий и живых объектов природы.

    Комплексное грамотное использование оборудования и технических средств дает возможность стимулировать интерес учащихся к предмету. Функции учителя биологии, заведующего кабинетом, – это не только поддержание кабинета в состоянии, соответствующем требованиям нормативно-правовых документов в сфере образования, охраны труда и техники безопасности, санитарных норм и т.д., но и комплектование кабинета наглядными пособиями, дидактическими материалами, техническими и другими средствами обучения. При этом подбор учебных объектов по возможности должен учитывать два аспекта: 1) привлечение учащихся к работе с объектами; 2) краеведческую составляющую образования.

    В соответствии с «Рекомендациями по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного общего образования, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся» Министерства образования и науки РФ от 24.11.2011 г. оснащение образовательного учреждения должно формироваться на основе следующих принципов:

    - соответствие требованиям ФГОС ООО, обеспечение преемственности с оснащением для начального общего образования;

    - учет возрастных психолого-педагогических особенностей обучающихся;

    - необходимость и достаточность оснащения образовательного процесса для полной реализации основных образовательных программ основного общего образования, в том числе - части, формируемой участниками образовательного процесса;

    - универсальность - возможность применения одного и того же учебного оборудования для решения комплекса задач в учебной и внеурочной деятельности, в различных предметных областях, с использованием различных методик обучения и пр.;

    - комплектность и модульность, позволяющие реализовать различные основные образовательные программы с учетом реальных особенностей образовательных учреждений и основных образовательных программ, различных рабочих программ и учебно-методических комплексов, направлений внеурочной деятельности, а также потребностей участников образовательного процесса;

    - обеспечение эргономичного режима работы участников образовательного процесса;

    - согласованность совместного использования (содержательная, функциональная, технологическая, программная и пр.);

    - соответствие санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, гигиеническим требованиям, требованиям пожарной и электробезопасности, требованиям охраны здоровья обучающихся и охраны труда работников образовательных учреждений.

    Исходя из задач обучения учащихся биологическим наукам, функциональное назначение кабинета биологии включает следующие составляющие:

    1.     Учебно-воспитательную;

    2.     Научно-методическую;

    3.     Место размещения учебного оборудования;

    4.     Справочно-учетную;

    5.     Функция учета и планирования кабинета.

    В данной работе рассмотрены основные аспекты функционального назначения кабинета биологии с учетом образовательных и просветительских задач, стоящих перед преподавателем биологии в школе, а также требований, предъявляемых Министерством образования и науки РФ и другими ведомствами, регулирующими различные аспекты деятельности общеобразовательных учреждений.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rol_kabineta_biologii_v_rabote_uchitelya_biologii.docx33.55 КБ

    Предварительный просмотр:

    Роль кабинета биологии в работе учителя биологии

    Введение

    Биологии наряду с другими естественными науками, основы которых включены в программу обучения общеобразовательных учреждений, отводится значительная роль в процессе обучения. Содержание биологического образования представляет собой основы науки, педагогически адаптированные для восприятия учащимися. Эти основы объективно, научно, в оптимальном для ребенка объеме и на доступном его восприятию уровне отражают базовые научные сведения, факты, понятия, теории биологии о законах существования живой природы и представляют собой определенно выстроенную систему биологических знаний. Соответственно, знания — это одна из составляющих биологического образования, характеризующая то, чем должен владеть человек по окончании общеобразовательной школы. С другой стороны биологические знания дополняются еще одним компонентом: умениями и навыками, дающими возможность школьникам овладеть различными интеллектуальными и практическими способами деятельности.

    Целью образовательного процесса в школе является всестороннее развитие личности учащихся их воспитание. Наряду с обучением развитие и воспитание учащегося являются обязательной компонентой единого образовательного процесса. Именно поэтому практической стороне овладения и дальнейшего применения биологических знаний уделяется особое внимание в программе предмета биологии. Преподавание биологии вносит существенный вклад в воспитание учащихся. Знания и умения, приобретаемые на уроках биологии, обеспечивают развитие материалистических взглядов, научного мировоззрения, гуманизма, экологической грамотности. Биологическое образование позволяет приобрести собственный опыт, развить творческие способности в области натуралистических и других естественнонаучных исследований.

    С учетом вышеозначенных компонентов биологического образования одним из средств, используемых учителем в образовательном процессе, является кабинет биологии.

    Функциональное назначение кабинета биологии

            Кабинет – это специально оборудованное помещение для организации учебно-воспитательного процесса. Как следует из определения, оборудование кабинета играет весомую роль в процессе овладения биологическими знаниями. Кабинет биологии отличается от других школьных кабинетов. Помимо стандартных элементов обустройства, мебели, кабинет биологии должен быть оснащен специальным оборудованием и техническими средствами, обеспечивающими условия для наблюдения, проведения опытов и демонстрации наглядных пособий и живых объектов природы.

    Комплексное грамотное использование оборудования и технических средств дает возможность стимулировать интерес учащихся к предмету. Ведущая роль в создании и поддержании кабинета биологии принадлежит учителю, заведующему кабинетом. Его функции – это не только поддержание кабинета в состоянии, соответствующем требованиям нормативно-правовых документов в сфере образования, охраны труда и техники безопасности, санитарных норм и т.д., но и комплектование кабинета наглядными пособиями, дидактическими материалами, техническими и другими средствами обучения. При этом подбор учебных объектов по возможности должен учитывать два аспекта: 1) привлечение учащихся к работе с объектами; 2) краеведческую составляющую образования.

    В соответствии с «Рекомендациями по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного общего образования, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся» Министерства образования и науки РФ от 24.11.2011 г. оснащение образовательного учреждения должно формироваться на основе следующих принципов:

    - соответствие требованиям ФГОС ООО, обеспечение преемственности с оснащением для начального общего образования;

    - учет возрастных психолого-педагогических особенностей обучающихся;

    - необходимость и достаточность оснащения образовательного процесса для полной реализации основных образовательных программ основного общего образования, в том числе - части, формируемой участниками образовательного процесса;

    - универсальность - возможность применения одного и того же учебного оборудования для решения комплекса задач в учебной и внеурочной деятельности, в различных предметных областях, с использованием различных методик обучения и пр.;

    - комплектность и модульность, позволяющие реализовать различные основные образовательные программы с учетом реальных особенностей образовательных учреждений и основных образовательных программ, различных рабочих программ и учебно-методических комплексов, направлений внеурочной деятельности, а также потребностей участников образовательного процесса;

    - обеспечение эргономичного режима работы участников образовательного процесса;

    - согласованность совместного использования (содержательная, функциональная, технологическая, программная и пр.);

    - соответствие санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, гигиеническим требованиям, требованиям пожарной и электробезопасности, требованиям охраны здоровья обучающихся и охраны труда работников образовательных учреждений.

    Исходя из задач обучения учащихся биологическим наукам, функциональное назначение кабинета биологии включает следующие составляющие:

    1. Учебно-воспитательную;
    2. Научно-методическую;
    3. Место размещения учебного оборудования;
    4. Справочно-учетную;
    5. Функция учета и планирования кабинета.

    1.Учебно-воспитательная функция.

    В процессе обучения и воспитания учащихся в кабинете биологии используется специальное оборудование. Требования, предъявляемые к оборудованию кабинета биологии, как и любого другого помещения общеобразовательного учреждения, строго регламентированы нормативно-правовыми документами министерств и ведомств РФ, в первую очередь, СанПиН 2.4.2.2821_10.

    Ученическая мебель должна быть изготовлена из материалов, безвредных для здоровья детей, и соответствовать росто-возрастным особенностям детей и требованиям эргономики.

    Одним из требований к комплектованию и размещению учебной мебели в кабинете биологии является необходимость учета роста обучающихся. В соответствие с требованиями СанПиН 2.4.2.2821_10 мебель, предназначенная для различных групп учащихся (в зависимости от группы роста) подлежит соответствующей цветовой маркировке.

    Таблица №1. Размеры мебели согласно СанПиН 2.4.2.2821_10.

    Номера мебели по ГОСТам

    11-15-93,

    11016-93

    Группа роста, мм

    Высота над полом крышки края стола, обращенного к ученику, по ГОСТу

    11-015-93 (мм)

    Цвет маркировки

    Высота над полом переднего края сиденья по ГОСТу

    11016-93 (мм)

    1

    1000-1150

    460

    Оранжевый

    260

    2

    1150-1300

    520

    Фиолетовый

    300

    3

    1300-1450

    580

    Желтый

    340

    4

    1450-1600

    640

    Красный

    380

    5

    1600-1750

    700

    Зеленый

    420

    Классные доски могут быть нескольких видов, что соответственно накладывает определенные требования к размещению и использованию, например:

    - классные доски с использованием мела должны быть темно-зеленого цвета, антибликовое покрытие и быть изготовлены из материалов, имеющих высокую адгезию с материалами, используемыми для письма, хорошо очищаться влажной губкой, быть износостойкими;

    - маркерные классные доски должны комплектоваться маркерами контрастных цветов;

    - интерактивные доски должны отвечать гигиеническим требованиям.

    Вид доски и ее размещение учитываются при расстановке мебели в кабинете (требования по соблюдению расстояний между элементами мебели, величине проходов, освещенности, угла видимости доски и т.д.).

    Кроме того, кабинет биологии входит в перечень помещений общеобразовательного учреждения, которые должны быть обеспечены холодным и горячим централизованным водоснабжением.

    Помимо вышеуказанных элементов мебели оборудование кабинета биологии должно включать книжные шкафы (полки) для организации библиотеки.

    Особую роль в учебном процессе занимают демонстрационные элементы для организации:

    - постоянных и сменных экспозиций;

    - тематических и творческих выставок.

    При оборудовании кабинета биологии помимо стендов обязательно предусматривается размещение портретов выдающихся ученых, внесших значительный вклад в развитие биологии.

    Наличие стендов, экспозиций, портретов помогает не только  обращаться к ним в ходе урока, но и нивелирует возможность появления у учащихся ощущения отстраненности изучаемого предмета от реальной жизни, пробуждает интерес к учебе, прививает любовь к природе родного края, расширяет кругозор.

    2. Научно-методическая функция.

    Научно-методическая функция проявляется в том, что кабинет биологии рассматривается не только как помещение для преподавания детям, но и как рабочее место преподавателя. Отсюда вытекает необходимость создания учителю обстановки, способствующей качественной подготовки к уроку и другим видам занятий с учащимися. Следовательно, как и всякое рабочее место, кабинет биологии должен содержать все необходимое для работы учителя: программы, учебники, сборники задач и тестов по биологии, справочную, периодическую литературу и т.д. Особое место занимает нормативная и нормативно-правовая литература: законы и подзаконные акты в сфере образования, действующие федеральные государственные образовательные стандарты, ведомственные инструкции и документы и т.д.

    Непременным условием является наличие дидактических материалов и методической литературы, что помогает учителю в процессе подготовки к уроку, способствует повышению его профессионального уровня.

    К предметам, играющим в современных условиях особую роль в научно-методической работе преподавателя, бес сомнения относится компьютерная техника.  Оборудование кабинета биологии компьютером позволяет с одной стороны расширить возможности учителя в вопросах самоподготовки, с другой – использовать средства вычислительной техники непосредственно в процессе обучения учащихся.

    3. Место размещения учебного оборудования.

    Изучение биологии как одной из естественных наук подразумевает применение в процессе обучения разнообразных наглядных пособий:

    - натуральные объекты (гербарии, коллекции, влажные препараты, чучела и скелеты, микропрепараты комнатные растения и т.д.);

    - изобразительные средства обучения (таблицы, модели, карты, схемы, слайды, демонстрационные диски и кассеты и т.п.);

    - раздаточный материал;

    - технические средства обучения (ТСО) и приспособления для демонстрации аудио-, видеоматериалов (компьютер, проектор, экран и т.д.);

    - лабораторное оборудование: посуда и инструментарий для лабораторных и практических работ, микроскопы, лупы, инструмент для проведения практических занятий на природе (гербарные папки, копалки, грабли, лопаты и т.д.);

    - химические вещества, используемые в процессе обучения;

    - аптечка для оказания первой медицинской помощи, укомплектованная и своевременно пополняемая в соответствии с нормами санитарных правил;

    - огнетушитель.

    Наличие большого числа разнородных технических средств и учебного оборудования подразумевает организацию в кабинете биологии соответствующих мест их хранения. Таковыми, в первую очередь, являются шкафы. Хранение осуществляется с учетом объема, массы, габаритов, частоты использования, требований к хранению и требований техники безопасности и пожарной безопасности. Для удобства поиска оборудование нумеруется. Кроме того, буквенно-цифровыми идентификаторами обозначаются шкафы и полки.

    Так как условиями хранения отдельных единиц предусмотрено наличие специальной тары или упаковки, места хранения (шкафы) должны предусматривать возможность хранения в них коробок с нафталином и мешочков с инсектицидами. Наличие шкафов соответствующих размеров позволяет хранить такие крупные экспонаты как скелеты животных и человека, влажные препараты.

    Микропрепараты хранятся в специальных коробках. Приборы (такие как микроскоп), отдельные виды лабораторного инструмента хранят в футлярах.

    Схемы, рисунки, таблицы, дидактические карточки, раздаточный материал хранят в конвертах, каталожных ящиках, папках.

    Технические средства для демонстрации видео- и аудиоматериалов обычно монтируют на подвижных подставках либо подвесных полках. При этом особое внимание уделяется расположению электрических и соединительных шнуров во избежание травматизма и поражения электрическим током.

    Часть мест для хранения (шкафов, полок) должна обеспечивать сохранность и ограничение доступа для учащихся.

    Некоторые материалы (в первую очередь, стенды) допустимо размещать в коридорах, прилегающих к кабинету биологии.

    Отдельного внимания заслуживает размещение в кабинете биологии живых объектов: комнатных растений и животных (при наличии условий их правильного содержания). Наличие комнатных растений позволяет не только улучшить атмосферу в кабинете, но и прививать учащимся уважительное и бережное отношение к живой природе. При этом, необходимо строго учитывать ряд ограничений по размещению комнатных растений в кабинете:

    - иметь в кабинете колючие и ядовитые растения (олеандр, молочай и др.);

    - выставлять комнатные растения на шкафы и подоконники.

    4. Справочно-учетная функция.

    С учетом наличия большого количества разнородных материалов, книг, технических средств и другого материального имущества подразумевает правильную организацию его учета. С этой целью преподаватель создает и использует справочные картотеки и каталоги, позволяющие быстро находить необходимое оборудование либо наглядное пособие.

    Аналогичному учету подлежат книги, печатные издания, диски с программными средствами, видео- и аудиозаписи.

    Современные программные средства и БД позволяют учителю облегчить процесс поиска и учета, в первую очередь, информационных материалов. В этом случае, учету подлежат не только отдельные единицы учебного оборудования, но и их составляющие, например, отдельные статьи в периодических изданиях.

    1. Функция учета и планирования кабинета

    Кабинет биологии с точки зрения общеобразовательного учреждения выполняет не только роль средства обучения учащихся, но и чисто утилитарную роль места сосредоточения определенного количества материальных ценностей. Следовательно, его работа регламентируется определенными инструкциями, выполнение которых предусматривает правильную организацию целевого использования кабинета и оборудования, материального учета, выполнение требований по технике безопасности и пожарной безопасности и т.д.

    В соответствии с этим в кабинете биологии должна находиться следующая документация:

    1. паспорт учебного кабинета;
    2. положение по кабинету;
    3. акт приемки учебного кабинета администрацией школы;
    4. журнал инструктажей по технике безопасности для учащихся;
    5. инструкции по технике безопасности и нормативные санитарно–гигиенические требования;
    6. инвентарная ведомость (книга материального учета) на имеющееся материальное имущество;
    7. план работы кабинета на учебный год и перспективу - план дооборудования кабинета (утверждается директором школы);
    8. расписание работы учебного кабинета;
    9. аттестационный лист кабинета;
    10.  приказ (выписка из приказа) о назначении заведующего кабинетом;
    11.  перечень типовых учебно–наглядных пособий и учебного оборудования для общеобразовательных школ.

    Паспорт учебного кабинета включает в себя основную информацию о технических данных кабинета (площадь, характеристики освещения) и учебном оборудовании, находящемся в кабинете.

    Акт приемки кабинета биологии к новому учебному году отражает состояние кабинета биологии и степень его готовности к началу учебного процесса. Данный акт составляется специальной комиссией, создаваемой для проверки степени готовности кабинетов и преподавательского состава к работе.

    Аттестационный лист отражает следующую информацию:

    - степень оснащения кабинета учебным оборудованием согласно «Типовым перечням учебно-наглядных пособий и учебного оборудования для общеобразовательных школ», разработанных и утвержденных министерством образования;

    - организация кабинета по основным показателям;

    - итоговая оценка аттестации кабинета.

    Журнал инструктажей по технике безопасности и охране труда ведется в соответствии с нормативными документами. В журнале отражаются все виды инструктажей, проводимых с учащимися и преподавателями.

    Таблица №2. Виды инструктажей по ТБ и ОТ.

    Вид инструктажа

    Время проведения и основание

    Для кого предназначен инструктаж

    1. Вводный

    1 сентября

    С вновь принятыми учащимися

    1. Первичный на рабочем месте

    1 сентября (на первом уроке, ежегодно)

    С учащимися 5-11 классов

    1. Повторный на рабочем месте

    1 раз в полугодие

    С учащимися 5-11 классов

    1. Внеплановый на рабочем месте

    При несчастных случаях, нарушении требований безопасности труда, изменениях правил техники безопасности, правил пожарной безопасности, инструкций и других нормативных документов. При изменении оборудования, указаний надзорных органов.

    С учащимися 5-11 классов

    1. Целевой

    При выполнении разовых работ, не связанных с прямыми должностными обязанностями, при проведении учебных и внеучебных экскурсий,

    походов, спортивно-массовых мероприятий, при выполнении опасных работ, ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий, катастроф. При производстве работ по наряду-допуску.

    С учащимися

     1-11 классов,

    педагогическим  и обслуживающим

    персоналом

    Вся документация кабинета биологии ведется учителем (лаборантом) регулярно и в соответствии с установленными методическими требованиями и сроками. Она должна быть упорядочена, храниться в пронумерованных папках с соответствующими названиями.

    В качестве примера, можно привести следующие названия папок:

    1. Кабинет биологии.

    2. Охрана труда.

    3. Нормативные документы.

    4. Планирование учебной работы.

    5. Работа по самообразованию учителя.

    6. Современные образовательные технологии.

    7. Методические рекомендации.

    8. Внеклассная работа по биологии.

    9. Работа с одаренными детьми.

    10. Экология.

    11. Проблемы современной биологии.

    и др. по усмотрению учителя.

    Заключение

            Кабинет биологии является одним из важнейших средств обучения. Максимальное задействование функциональных возможностей кабинета биологии позволяет учителю:

    - организовать учебный процесс в соответствии с нормативно-правовыми документами;

    - повысить эффективность преподавания за счет глубокого и многостороннего воздействия на учащихся, повышения их интереса к изучаемой дисциплине;

    -  организовать грамотный учет и хранение материального имущества кабинета;

    - обеспечить выполнение норм техники безопасности и пожарной безопасности.

    Литература

    1. Конституция Российской Федерации;
    2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
    3. СанПиН 2.4.2.282-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 г. (в ред. Изменений №1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.06.2011 №85);
    4. Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 20.05.2002 г. № 53-ФЗ от 10.01.2003 г. № 15);
    5. Швецова М.Ж., Деменюк Ж.М., Гашкова Е.Н., Карпухина М.В. Сборник материалов по организации и оборудованию школьного кабинета биологии. Методические рекомендации. – Белгород – 2010 г.
    6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 04.10.2010 г. № 986 «Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений».
    7. Письмо Минобрнауки РФ от 24.11.2011 N МД-1552/03 "Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием";
    8. Макарова О.Б. Модернизация школьного кабинета биологии в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Журнал «Концепт» - 2014 - №05 (май);
    9. Пугал Н.А., Трайтак Д.И. Кабинет биологии. Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2000.
    10.  www.allbest.ru. Сборник работ по биологии.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Отчет о регулярном использовании современных образовательных технологий в учебном процессе учителя биологии Кравчина Елены Петровны

    Отчет о регулярном использовании современных общеобразовательных технологий в учебном процессе учителем биологии...

    ПАСПОРТ КАБИНЕТА Отопления, производства работ Заведующий кабинетом Киреева Р.В.

    Паспорт кабинета содержит иформацию о зав.кабинетом, содержании и обеспечении кабинета, учебно-методическую работу по кабинету в течении года....

    ПАСПОРТ КАБИНЕТА Отопления, производства работ Заведующий кабинетом Киреева Р.В.

    Паспорт кабинета содержит иформацию о зав.кабинетом, содержании и обеспечении кабинета, учебно-методическую работу по кабинету в течении года....

    ПАСПОРТ КАБИНЕТА Отопления, производства работ Заведующий кабинетом Киреева Р.В.

    Паспорт кабинета содержит иформацию о зав.кабинетом, содержании и обеспечении кабинета, учебно-методическую работу по кабинету в течении года....

    План работы кабинета Отопления, производства работ Заведующий кабинетом Киреева Р.В.

    План работы кабинета содержит иформацию по учебно-методической работе преподавателя и студентов  по кабинету в течении года....

    План работы РМО учителей биологии

    laquo;Повышение профессиональной компетенции педагогов через участие в работе районного методического объединения учителей биологии и  химии»...

    Активная роль младшего школьника в учении как основное условие преемственности в учебно-воспитательной работе учителей начальных классов и учителей предметников.

    Всякий раз, работая в 4 классе, я уже в начале учебного года задумываюсь о подготовке к переходу в основную школу моих воспитанников.Встречаясь с коллегами-предметниками, мы обсуждаем, как осуществить...