Активная роль младшего школьника в учении как основное условие преемственности в учебно-воспитательной работе учителей начальных классов и учителей предметников.
статья

Лубневская Инна Леонидовна
Всякий раз, работая в 4 классе, я уже в начале учебного года задумываюсь о подготовке к переходу в основную школу моих воспитанников.
Встречаясь с коллегами-предметниками, мы обсуждаем, как осуществить последовательно и тщательно преемственность в обучении и воспитании.
Г. Гёте писал: «Мы учимся только у тех, кого любим».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Активная роль младшего школьника в учении как основное условие преемственности в учебно-воспитательной работе учителей начальных классов и учителей предметников. 

Лубневская Инна Леонидовна lubnevskaya@list.ru

МБОУ «Лицей № 1» 

                  «Великие умы обсуждают идеи, средние умы обсуждают события,  мелкие умы обсуждают людей».

Керол Флеминг

Всякий раз, работая в 4 классе, я уже в начале учебного года задумываюсь о подготовке к переходу в основную школу моих воспитанников. Встречаясь с коллегами-предметниками, мы обсуждаем, как осуществить последовательно и тщательно преемственность в обучении и воспитании. В нашем лицее учитель четвертого класса должен знать программу 5 класса, чтобы разобрать систему мер по дальнейшему формированию новых систем знаний и умений. Г. Гёте писал: «Мы учимся только у тех, кого любим».

К сожалению, у современного учителя остается очень мало времени в погоне за знаниями на общение с ребенком на темы, не связанные с образовательным процессом. Разговоры «по душам» с учеником, по-моему, - фундамент для выстраивания отношений с ним. Никому не секрет, что не каждый из учеников, родителей и даже учителей обладает ораторским мастерством, многие впадают в ступор и не могут связать двух слов, не справившись с собственным волнением.

Как ученику 4 класса не волноваться за свою дальнейшую судьбу в лицее? Как при этом соответствовать требованиям и критериям ФГОС НОО, образовательного учреждения МБОУ «Лицей №1», где  создана эффективная система индивидуального обучения по профильным направлениям, где на каждом направлении ведётся углублённое преподавание профильных предметов, используются авторские программы, разработаны специальные учебные курсы?

 В процессе своей педагогической деятельности я пришла к выводу, что урок - это совместная работа учителя и учеников в ходе овладения знаниями и формировании коммуникативной компенсации.

Допуская в свой внутренний мир педагога, воспитанник в любом случае стремится представить этот мир таким, каким бы он хотел, чтобы его видели. В этом построении внешнего презентанта своего образа, в выработке собственного”имиджа” тоже состоит один из аспектов механизма личностного развития.

Человек, не любя, по словам В. Высоцкого, когда к нему “лезут в душу”, мечтает, одновременно, быть понятым, услышанным, причем “правильно” с его точки зрения. [3, с.8].

Коммуникативная компенсация-ключ к успешной деятельности и ресурс эффективности и благополучия будущей жизни младшего школьника. Задачи: сформировать социально – перцептивные способности: умение быстро вступать и выходить из общения, грамотно строить свою речь в процессе общения, использовать в общении невербальные средства, использовать идеи других участников для выдвижения собственных идей.

Коммуникативная компетентность – это умение ставить и решать многообразные коммуникативные задачи, способность устанавливать и поддерживать контакты с другими людьми, умение определять цели [1, с. 112].

На уроках и во внеурочной деятельности стараюсь  формировать перцептивно-рефлексивные способности: умение проследить и оценить свою деятельность в составе группы и деятельность других, проанализировать ход игры, занятия и причины возникших затруднений, умение взять инициативу в свои руки и затем передать ее другому участнику команды. Делаю анализ выступления детей, их исследовательских работ по темам,  строю сравнительные диаграммы и таблицы, позволяющие соотнести уровень развития коммуникативных способностей и успешность выступлений в конференциях различного уровня. На первоначальном этапе диагностирую  исходные  данные  коммуникативных умений учащихся класса.  Затем выбираю  методы, технологии и техники развития коммуникативных компетенций.  Формирую у учащихся класса такие лингвистические способности, как знание точных значений разнообразных слов и выражений,умения в соответствии с ситуацией пользоваться различными словами и выражениями,  правильно подбирать словесные формулировки,  выражать различные мысли, составлять грамотные и стилистически правильные тексты. Учу ребят выступать публично, красиво и образно высказываться. Обучаю ораторским приёмам психологического воздействия на слушателя  при помощи речи,  пересказу «своими словами». Обогащая словарный запас ребёнка, вести пересказ близко к тексту, по линии его упрощения. Учу выявлять, воспринимать  метафору, понимать её. Учу  определять существенные признаки  понятий, соотносить понятия по смыслу.

Провожу критериальный отбор содержания игр, фильмов, презентаций; рефлексии занятий с выявлением деструкции и осуществлением коррекции. Организую подготовку заседаний детского творческого объединения в игровой форме на внеурочной деятельности "Мир деятельности", "Юный исследователь", "Умники и умницы". Повышаю положительную мотивацию учащихся, участвуя в конкурсах, конференциях, олимпиадах.

 Во внеурочной деятельности организую социально-психологические тренинги для развития коммуникативных способностей.

 Строю тренировочные упражнения в игровой форме, их распределение по времени занятия.

Провожу мониторинг универсально-учебных действий: владение монологической и диалогической речью, умение договариваться, умение сотрудничать. Выявляю положительную динамику в развитии коммуникативных способностей. Отслеживаю недостаточно сформированные способности. Прогнозирую дальнейшую работу по развитию коммуникативных способностей.

Вывод: нужно признать активную роль учащегося в учении,  не рассматривать урок как простую трансляцию знаний от учителя к учащимся, констатацию отметок. Разговоры «по душам» с учеником, по-моему, - фундамент для выстраивания отношений с ним. Осуществлять последовательно и тщательно преемственность в обучении и воспитании.

Литература

1. Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.        

2.Сериков, В. В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии: монография / В. В. Сериков. – Волгоград: Перемена, 1994.-182 с.

3. Сайт учителя начальных классов Лубневской Инны Леонидовны

https://nsportal.ru/lubnevskaya-inna-leonidovna 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебное пособие по МДК 04.01 «Теоретические и прикладные аспекты методической работы учителя начальных классов»

В учебном пособии раскрываются основы методической работы учителя начальных классов. Учебное пособие направлено на формирование у обучающихся знаний, умений, личностных качеств, основ методологической...

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС МДК.04.01. Теоретические и прикладные аспекты методической работы учителя начальных классов ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 04 Методическое обеспечение образовательного процесса по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных кла

Составлен в соответствиис Федеральным государственным образовательным стандартомдля специальности «Преподавание в начальных классах»,программой  МДК.04.01. Теоретические и прикладные ...

Памятка для учителей начальных классов от учителя-логопеда

Во избежание недоразумений учителя начальных классов должны знать, что логопед очень специфично оценивает работу учащихся. Оценка ставится прежде всего за внимательность в течение всего занятия, за ак...

ВЛИЯНИЕ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК НА РАБОТУ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Современная педагогика рассматривает обучение и воспитание как процесс в рамках системы, которую составляют взаимосвязан­ные элементы: цели, содержание, методы и формы работы, наконец, ученик и уч...

ДНЕВНИК по педагогической практике МДК 04.01. «Теоретические и прикладные аспекты методической работы учителя начальных классов»

Учебно-методический комплекс по МДК.04.01. Теоретические и прикладные аспекты методической работы учителя начальных классов является частью ПМ.04...

Представление системы работы по теме: «В мой класс пришел особый ребенок: что нужно делать?» Из опыта работы учителя начальных классов высшей категории муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Плотниковская ООШ» Потрошилиной Светланы

В мой класс пришел особый ребенок: что нужно делать ?В  2020 году 1 сентября в мой класс пришла слабовидящая девочка(ВариантА( 4.1),которой по заключению ПМПК,нужны особые условия.С чего начинать...