Представление системы работы по теме: «В мой класс пришел особый ребенок: что нужно делать?» Из опыта работы учителя начальных классов высшей категории муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Плотниковская ООШ» Потрошилиной Светланы
статья

Потрошилина Светлана Николаевна

В мой класс пришел особый ребенок: что нужно делать ?

В  2020 году 1 сентября в мой класс пришла слабовидящая девочка(ВариантА( 4.1),которой по заключению ПМПК,нужны особые условия.

С чего начинать???

Наша сельская школа отличается от городских тем,что у нас нет помощников у учителя :отсутствует учитель-логопед,учитель –дефектолог ,тьютор. Вся работа с особым ребёнком возлагается на плечи учителя начальных классов и учителя-психолога.

В интернете по работе  в сельских школах с особыми детьми ,которые учатся в обычном классе, где сидят ещё несколько ребят с любознательными глазками, я ничего не нашла.

Методистов –нет. Учитель -психолог  пришла в школу два года назад,учитель физкультуры работает первый год.Я являюсь наставником своих молодых коллег:психолога  Малюковой Е.А.,учителя физической культуры Обласова И.Н.В команде с этими замечательными  педагогами мы помогаем Шевчук Кате освоить школьную программу  и участвовать во всех мероприятиях и конкурсах.

С  учителем-психологом,учителем физической культуры мы разработали  :

-индивидуально-профилактический план работы с детьми с ОВЗ( вариант 4.1)Шевчук Катя,

-индивидуальный образовательный маршрут,целью которого является  выстраивание системы работы с ребенком, имеющим ограниченные возможности здоровья в соответствии с его реальными возможностями( подводим итоги  в начале и конце года каждого класса,начиная с 1 .По мониторингу достижений видно ,что результат освоения образовательной деятельности:в 1 кл находился на стадии формирования,во 2 классе –уже приближается к стадии- сформирован)

-психолог по плану проводит замечательные мероприятия и тренинги.

-учитель физкультуры уделяет большое внимание оздоравливающим упражнениям на уроках физической культуры

-основные задачи ложатся на плечи учителя начальных классов,т е на мои.

И вот ,чем я ,как наставник  своих молодых коллег, могу поделиться.

Скачать:


Предварительный просмотр:

В мой класс пришел особый ребенок: что нужно делать ?

Нов  2020 году 1 сентября в мой класс пришла слабовидящая девочка(ВариантА( 4.1),которой по заключению ПМПК,нужны особые условия.

С чего начинать???

Наша сельская школа отличается от городских тем,что у нас нет помощников у учителя :отсутствует учитель-логопед,учитель –дефектолог ,тьютор. Вся работа с особым ребёнком возлагается на плечи учителя начальных классов и учителя-психолога.

В интернете по работе  в сельских школах с особыми детьми ,которые учатся в обычном классе, где сидят ещё несколько ребят с любознательными глазками, я ничего не нашла.

Методистов –нет. Учитель -психолог  пришла в школу два года назад,учитель физкультуры работает первый год.Я являюсь наставником своих молодых коллег:психолога  Малюковой Е.А.,учителя физической культуры Обласова И.Н.В команде с этими замечательными  педагогами мы помогаем Шевчук Кате освоить школьную программу  и участвовать во всех мероприятиях и конкурсах.

С  учителем-психологом,учителем физической культуры мы разработали  :

-индивидуально-профилактический план работы с детьми с ОВЗ( вариант 4.1)Шевчук Катя,

-индивидуальный образовательный маршрут,целью которого является  выстраивание системы работы с ребенком, имеющим ограниченные возможности здоровья в соответствии с его реальными возможностями( подводим итоги  в начале и конце года каждого класса,начиная с 1 .По мониторингу достижений видно ,что результат освоения образовательной деятельности:в 1 кл находился на стадии формирования,во 2 классе –уже приближается к стадии- сформирован)

-психолог по плану проводит замечательные мероприятия и тренинги.

-учитель физкультуры уделяет большое внимание оздоравливающим упражнениям на уроках физической культуры

-основные задачи ложатся на плечи учителя начальных классов,т е на мои.

И вот ,чем я ,как наставник  своих молодых коллег, могу поделиться.

Опыт за 2 года:

Нам, как педагогам,  работающим  с ребёнком  с ОВЗ, нужны не только методические и психологические компетенции, но и знание определенных законов и ФГОС

Основные нормативные документы, на которые опирается наша работа:

  1. Закон “Об образовании”: в статье 79 закона «Об образовании» сказано, как должна быть организовано получение образования детьми с ОВЗ.
  2. Закон  “О социальной защите инвалидов”: в законе “О социальной защите инвалидов” дополнительно сказано о праве детей с ОВЗ на получение образования в разных формах и праве на дальнейшее трудоустройство.
  3. ФГОС для детей с ОВЗ: регулирует содержание и результаты обучения.  
  4. СанПиН:в СанПин сказано об условиях, которые должны быть созданы в школах, где обучаются дети с ОВЗ, в том числе, инклюзивных школах. 
  5. Письмо Министерства образования и науки РФ от 27 марта 2000 г. № 27/901-6 о психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения
  6. Нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность ПМПК. Состав ПМПК

Что нужно будет сделать учителю ,чтобы особый ребёнок чувствовал себя в классе комфортно:

                             C:\Users\Василий\Desktop\Катя,фото\IMG_20210513_105156.jpg

  1. Перед приходом в школу ребёнка с ОВЗ нужно подготовить класс к этому. 

Поговорить с семьей ребёнка. Если в ваш класс приходит ученик с ОВЗ, нужно понять, насколько он готов к обучению. Важно поговорить с родителями о критериях готовности ребёнка ко входу в класс. Если он не готов, то рассказать, сколько времени займёт подготовительный период, как он выглядит, что для этого нужно. Выяснить, занимался ли ученик со специалистами,посещал ди дошкольное учреждение?( В моём случае семья многодетная, неблагополучная, которая только что переехала в село из крупного города.)

Подготовить родителей других детей в классе. Когда родители узнают, что к ним в класс придёт отличающийся от других детей ребёнок, они начинают переживать, не опасно ли это, и не научатся ли их дети каким-то негативным вещам. С родителями может говорить сам учитель, школьный психолог, завуч или директор. 

«Очень важно поговорить с родителями о том, что учитель или тьютор знают, что делают, как будут сопровождать ребёнка. Важно, чтобы родители проговорили свои страхи, а учитель или психолог их развеяли и дали понять, что ситуация под контролем.Кроме этого, в общении с родителями важно проговорить, что у всех людей разные возможности и способности, сильные и слабые стороны, и от этого никто не становится менее ценным. Кто-то может высоко прыгать, кто-то хорошо разбирается в математике, а у другого отличная память. И у этого ребёнка тоже есть свои сильные стороны. 

Поговорить с другими учениками. У других детей в классе тоже есть переживания: они не понимают, кто к ним придёт, как себя с ним вести. Чтобы они не испугались отличающегося от них человека, с ними обязательно нужно обсудить ситуацию: рассказать про нового ученика, кто он, откуда, чем отличается, а в чём похож. Если у ребёнка будет сопровождающий, объяснить, для чего взрослый человек будет сидеть в классе за партой. Учителю нужно продумать, как провести первое знакомство детей с ребёнком с ОВЗ и тьютором – на перемене или на уроке. 

Учесть все требования в заключении ПМПК и обсудить их с родителями ученика. Учителю нужно понять, на какие уроки ребёнок с особенностями здоровья и развития будет приходить, какие ему нужны учебники, за какую парту его посадить. Это стоит обсудить с родителями, потому что они лучше всех знают потребности своего ребёнка. Если у ребёнка есть тьютор, нужно продумать, как посадить их так, чтобы взрослый человек не заслонял другим ученикам доску, но при этом чтобы ребёнок не сидел далеко. Если в заключении комиссии прописано, что ребёнку нужна индивидуальная программа, то организовать для ребёнка возможности обучения по такой программе. 

  1. Быть готовым взять на себя ответственность, когда тьютор станет ненужным. 

Со временем помощь сопровождающего нужно уменьшать, чтобы ученик становился самостоятельным. Когда он поймёт, как устроен урок, сможет выдержать все или почти все уроки, начнёт слышать инструкции и реагировать на них, тьютора можно отсаживать, а со временем и совсем убирать из образовательного процесса. После ухода тьютора ученик начинает опираться только на отношения с учителем. При этом и вся ответственность переходит на педагога, и ему нужно следить за безопасностью и решать возникающие конфликты.

  1. Поддерживать отношения родителей ребёнка с ОВЗ с родителями других детей. 

Часто родителям особенных детей страшно входить в социум, они привыкли к критическим взглядам и непониманию. Чтобы родители такого ученика не чувствовали себя отдельно от коллектива, можно организовывать совместные поездки, встречи и праздники. Если нужно, подключать к общению психолога. 

  1. Следить за соблюдением всех специальных условий в процессе обучения ученика с ОВЗ.

Задача образовательной организации – сделать так, чтобы все необходимые ученику условия обучения, прописанные в заключении ПМПК, соблюдались.

Если же чего-то не хватает – нет ставки тьютора, нет специальных учебников, нет специалистов – логопедов, психологов, нет пандусов или других условий для комфортного доступа ученика в школу, учитель и родители вправе настаивать на том, чтобы это было создано как можно скорее.

От наличия всех необходимых условий зависит, сможет ли ребёнок эффективно учиться и успешно освоить программу. 

    Главное, чтобы учитель осознавал себя активным участником процесса.


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Представление системы работы по теме: «В мой класс пришел особый ребенок: что нужно делать?» Из опыта работы учителя начальных классов высшей категории муниципального казённого общеобразовательного учреждения « Плотниковская ООШ» Потрошилиной Светланы Николаевны,педагога-психолога Малюковой Е.А.,учителя физической культуры Обласова И.Н.

Слайд 2

Педагог-наставник: Потрошилина Светлана Николаевна. Стаж-30 лет. Молодой специалист: педагог-психолог Малюкова Елена Александровна. Стаж-2 года. Молодой специалист: учитель физической культуры Обласов Игорь Николаевич.Стаж-1 год.

Слайд 3

Актуальность: инклюзивное образование — это организация процесса обучения, при которой все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования. . Среди основных принципов инклюзивного образования я бы выделила следующие : 1. ценность человека не зависит от его способностей и достижений. 2. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным. 3. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников. 4. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут. 5. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Слайд 4

Закон “Об образовании” : в статье 79 закона «Об образовании» сказано, как должна быть организовано получение образования детьми с ОВЗ. Закон “О социальной защите инвалидов ”: в законе “О социальной защите инвалидов” дополнительно сказано о праве детей с ОВЗ на получение образования в разных формах и праве на дальнейшее трудоустройство. ФГОС для детей с ОВЗ : регулирует содержание и результаты обучения. СанПиН :в СанПин сказано об условиях, которые должны быть созданы в школах, где обучаются дети с ОВЗ, в том числе, инклюзивных школах. Письмо Министерства образования и науки РФ от 27 марта 2000 г. № 27/901-6 о психолого-медико-педагогическом консилиуме ( ПМПк ) образовательного учреждения Нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность ПМПК. Состав ПМПК Основные нормативные документы, на которые опирается наша работа:

Слайд 5

Цель : создать такую образовательную среду, в которой особый ребёнок чувствовал себя в классе комфортно Ребенок ОВЗ( Вариант 4.1)

Слайд 6

: - если у ребёнка проблемы в поведении, значит, не удовлетворены его базовые потребности. -Существуют критерии готовности ребёнка к обучению в группе. Чтобы эти критерии выполнялись, с ребёнком нужно пройти подготовительный этап, когда с ним работают разные специалисты: нейропсихолог , дефектолог, социальный педагог,психолог,учитель физкультуры.. -Некоторым детям для вхождения в класс нужен сопровождающий – тьютор . Это указывается в заключении ПМПК. Тьютор – это опорный человек для ребёнка. Три вещи, которые должен знать учитель:

Слайд 7

Перед приходом в школу ребёнка с ОВЗ нужно подготовить класс к этому. Поговорить с семьей ребёнка. Подготовить родителей других детей в классе. Поговорить с другими учениками. Быть готовым взять на себя ответственность, когда тьютор станет ненужным. Поддерживать отношения родителей ребёнка с ОВЗ с родителями других детей. Следить за соблюдением всех специальных условий в процессе обучения ученика с ОВЗ. Задача образовательной организации – сделать так, чтобы все необходимые ученику условия обучения, прописанные в заключении ПМПК, соблюдались. Что нужно будет сделать учителю?

Слайд 8

Цель: выстраивание системы работы с ребенком, имеющим ограниченные возможности здоровья в соответствии с реальными возможностями. I . Общие сведения. II . Специальные условия организации педагогического процесса ( класс ,год обучения). III . Индивидуальный образовательный маршрут: учебный план ( класс,год обучения). IV . Педагогическое сопровождение: ( класс,год обучения). V . МОНИТОРИНГ ДОСТИЖЕНИЙ (1 год обучения-начало и конец года,2год обучения начало и конец года,3 год обучения- начало и конец года,4 год обучения -начало и конец года ). Результат освоения образовательной деятельности: Не сформирован- 0 Находится в стадии формирования-1 Сформирован -2 Индивидуальный образовательный маршрут для воспитанника ( цы )

Слайд 9

учебная деятельность; внеклассная работа; работа с родителями. Наша система работы состоит из 3 слагаемых:

Слайд 10

педагогами используются следующие методические приемы: поэтапное разъяснение заданий; Последовательное выполнение заданий. Повторение учащимся инструкции к выполнению задания. Обеспечение аудиовизуальными техническими средствами обучения. Близость к учащимся во время объяснения задания. Перемена видов деятельности:чередование занятий и физминуток . Предоставление дополнительного времени для завершения задания. Учебная деятельность:

Слайд 11

Внеклассная деятельность: 1.привлечение к участию в общественной жизни школы ( праздники,акции ). 2.Вовлечение в спортивные секции, кружки. 3.Конкурсы рисунков, поделок. 4.Коррекционно-развивающие занятия с педагогом-психологом. 5.Участие в онлайн-выступлениях .

Слайд 12

психологическое сопровождение родителей особого ребёнка; индивидуальные беседы; родительские собрания; совместная практическая деятельность ,мероприятия особого ребёнка и родителей. Важно! Единство требований к особому ребенку, как работников образовательного учреждения, так и родителей. Нельзя добиться положительных результатов вне связи с семьёй. Работа с родителями:

Слайд 13

Достижения ученицы Результат освоения образовательной деятельности: в 1 кл находился на стадии формирования, во 2 классе –уже приближается к стадии- сформирован )

Слайд 14

1.обогащать учебные программы, т.е. обновлять и расширять содержание образования; 2.стимулировать познавательные способности учащихся; 3.работать дифференцированно, осуществлять индивидуальный подход и консультировать учащихся; 4.принимать взвешенные психолого-педагогические решения; 5.анализировать свою учебно-воспитательную деятельность и всего класса; 6 . отбирать и готовить материалы для коллективных творческих дел. У детских врачей есть правило: перед встречей с ребенком согрей руки. Учителю надо помнить не только о тепле своих рук, но и о тепле своей души. Может это тепло и поможет учителю научить, развить, воспитать и уберечь. Во всяком случае, очень хочется в это верить. Учитель должен уметь:



Предварительный просмотр:

Три вещи, которые должен знать учитель

  1. Если у ребёнка проблемы в поведении, значит, не удовлетворены его базовые потребности.

При некоторых особенностях здоровья ребёнок не может спокойно сидеть и слушать учителя, может вести себя слишком громко или агрессивно, ходить по классу, стучать по стулу или столу, выкрикивать какие-то фразы. В таком случае, скорее всего, не удовлетворены его базовые потребности, которые должны быть закрыты для гармоничного развития.

Таких потребностей несколько: безопасность на физическом и эмоциональном уровне, потребность быть увиденным и ценным и потребность быть эффективным.

Без внутреннего ощущения безопасности и защищённости ученик не сможет спокойно учиться. Дети с ОВЗ быстро теряют чувство комфорта. Отсутствием безопасности для них может стать слишком большое и сложное задание, слишком активная среда, громкие звуки. Всё это вызывает защитную реакцию у ребёнка, которая часто выражается в агрессивном поведении.

«Если я чувствую себя небезопасно, ощущаю физическую или эмоциональную угрозу, я не могу развиваться и учиться. Мне нужно чувствовать себя комфортно на телесном, эмоциональном и душевном уровне. Мне нужно знать, что если какая-то ситуация будет вызывать мою защитную реакцию, кто-то поможет мне успокоиться, будет рядом, утешит», – отмечает педагог-дефектолог  Има Захарова.

Учиться сложно и в том случае, если человека не замечают и не ценят. Когда старшие не признают его способностей, не хвалят, ребёнок чувствует себя одиноким и брошенным. В таком случае он пытается привлекать к себе внимание с помощью плохого поведения.

Если ребёнку не дают делать то, что ему нравится, ставят задачи, не соответствующие его возможностям и уровню развития, то не реализуется его потребность в собственной эффективности. Человек не ощущает себя компетентным, разуверяется в своих способностях, и тоже ведёт себя плохо. Такие проблемы ученика нужно попытаться нивелировать или хотя бы уменьшать.

  1. Существуют критерии готовности ребёнка к обучению в группе.

Это способность удерживать внимание, переключать его с одного объекта или процесса на другой, выдерживать активную среду группы.

Эти критерии должны выполняться, чтобы ученик мог войти в класс и выстроить отношения с одноклассниками и учителем.

Например, ребенку с расстройством аутистического спектра сложно привыкнуть к окружающей его активности, потому что он привы видеть опору в предсказуемости и спокойствии. А в классе, где особенно на переменах поднимается шум, становится тяжело, и начинаются поведенческие проблемы.

Чтобы эти критерии выполнялись, с ребёнком нужно пройти подготовительный этап, когда с ним работают разные специалисты: нейропсихолог, дефектолог, игровые педагоги.

Этот этап перед школой – не быстрый, но необходимый.

  1. Некоторым детям для вхождения в класс нужен сопровождающий – тьютор.

Это указывается в заключении ПМПК. Тьютор – это опорный человек для ребёнка. Он может управлять вниманием ребёнка, говорить, куда нужно смотреть,  кого слушать, помогает ему справиться с заданиями, может вывести из класса, чтобы успокоить, если ребёнок начинает чувствовать агрессию или другие эмоции.

Чтобы ученик чувствовал себя комфортно с тьютором, у них должны сложиться отношения. Для этого перед тем, как ребёнок пойдет в школу, ему нужно несколько раз встретиться и пообщаться с тьютором. Обычно хватает 4-8 таких встреч.

Если в штате школы нет таких специалистов – тьюторов, ассистентов, медработников –  их нужно нанять. Учитель может обратиться к директору или администрации школы и попросить, чтобы этот вопрос решился как можно скорее. Даже если ПМПК решила, что ученику не нужен тьютор, но вы как учитель видите в этом необходимость, школа может предоставить сопровождающего по своей инициативе.

Что нужно будет сделать учителю

  1. Перед приходом в школу ребёнка с ОВЗ нужно подготовить класс к этому.

Поговорить с семьей ребёнка. Если в ваш класс приходит ученик с ОВЗ, нужно понять, насколько он готов к обучению. Важно поговорить с родителями о критериях готовности ребёнка ко входу в класс. Если он не готов, то рассказать, сколько времени займёт подготовительный период, как он выглядит, что для этого нужно. Выяснить, занимался ли ученик со специалистами, есть ли у него тьютор, или его должна предоставить школа.

Подготовить родителей других детей в классе. Когда родители узнают, что к ним в класс придёт отличающийся от других детей ребёнок, они начинают переживать, не опасно ли это, и не научатся ли их дети каким-то негативным вещам. С родителями может говорить сам учитель, школьный психолог, завуч или директор.

«Очень важно поговорить с родителями о том, что учитель или тьютор знают, что делают, как будут сопровождать ребёнка. Важно, чтобы родители проговорили свои страхи, а учитель или психолог их развеяли и дали понять, что ситуация под контролем. Нужно объяснить, что будет происходить, если ребёнок начнет себя агрессивно вести, если что-то пойдёт не так», – отмечает  Има Захарова.

Кроме этого, в общении с родителями важно проговорить, что у всех людей разные возможности и способности, сильные и слабые стороны, и от этого никто не становится менее ценным. Кто-то может высоко прыгать, кто-то хорошо разбирается в математике, а у другого отличная память. И у этого ребёнка тоже есть свои сильные стороны.

Поговорить с другими учениками. У других детей в классе тоже есть переживания: они не понимают, кто к ним придёт, как себя с ним вести. Чтобы они не испугались отличающегося от них человека, с ними обязательно нужно обсудить ситуацию: рассказать про нового ученика, кто он, откуда, чем отличается, а в чём похож. Если у ребёнка будет сопровождающий, объяснить, для чего взрослый человек будет сидеть в классе за партой. Учителю нужно продумать, как провести первое знакомство детей с ребёнком с ОВЗ и тьютором – на перемене или на уроке.

Учесть все требования в заключении ПМПК и обсудить их с родителями ученика. Учителю нужно понять, на какие уроки ребёнок с особенностями здоровья и развития будет приходить, какие ему нужны учебники, за какую парту его посадить. Это стоит обсудить с родителями, потому что они лучше всех знают потребности своего ребёнка. Если у ребёнка есть тьютор, нужно продумать, как посадить их так, чтобы взрослый человек не заслонял другим ученикам доску, но при этом чтобы ребёнок не сидел далеко. Если в заключении комиссии прописано, что ребёнку нужна индивидуальная программа, то организовать для ребёнка возможности обучения по такой программе.

  1. Быть готовым взять на себя ответственность, когда тьютор станет ненужным.

        

Со временем помощь сопровождающего нужно уменьшать, чтобы ученик становился самостоятельным. Когда он поймёт, как устроен урок, сможет выдержать все или почти все уроки, начнёт слышать инструкции и реагировать на них, тьютора можно отсаживать, а со временем и совсем убирать из образовательного процесса. После ухода тьютора ученик начинает опираться только на отношения с учителем. При этом и вся ответственность переходит на педагога, и ему нужно следить за безопасностью и решать возникающие конфликты.

  1. Поддерживать отношения родителей ребёнка с ОВЗ с родителями других детей.

Часто родителям особенных детей страшно входить в социум, они привыкли к критическим взглядам и непониманию. Чтобы родители такого ученика не чувствовали себя отдельно от коллектива, можно организовывать совместные поездки, встречи и праздники. Если нужно, подключать к общению психолога.

  1. Следить за соблюдением всех специальных условий в процессе обучения ученика с ОВЗ.

Задача образовательной организации – сделать так, чтобы все необходимые ученику условия обучения, прописанные в заключении ПМПК, соблюдались.

Если же чего-то не хватает – нет ставки тьютора, нет специальных учебников, нет специалистов – логопедов, психологов, нет пандусов или других условий для комфортного доступа ученика в школу, учитель и родители вправе настаивать на том, чтобы это было создано как можно скорее.

От наличия всех необходимых условий зависит, сможет ли ребёнок эффективно учиться и успешно освоить программу.

«Некоторые варианты адаптированных программ по ФГОС сопоставимы с общеобразовательной и дают возможность после школы продолжать обучение наравне со сверстниками, поэтому если ребёнок может учиться по более сложной программе, важно дать ему эту возможность», – рассказывает Валентина Фролова.

«Главное, чтобы учитель осознавал себя активным участником процесса», – подчёркивает Фролова.

Развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья возможно и необходимо в современном обществе как никогда. И, чем раньше ребенок будет развивать в себе творческое начало, тем интересней и насыщенней будет его жизнь в дальнейшем и физические недостатки не являются препятствием, как подсказывает сама жизнь. Примеров тому очень много, когда люди с ограниченными возможностями добиваются больших успехов, находят свое место в жизни, свою профессию, живут интересной полноценной жизнью.

Дать толчок в развитии эстетического вкуса, художественного творчества, обучить определенным навыкам работы, воспитать любовь к труду – эта важная задача, которую мы можем решить.

Литература:

1. Акатов Л. И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья/ - М.; Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003 – 365 с.

2. Брызжева Н. В., Григорьева А. И. Особый ребенок – обычное детство/ -Тула; ГОУ ТО «ИПК и ППРО ТО», 2013 -110 с.

3. Дьячкова Т.В. Творчество открывает возможности: Учебно – методическое пособие, составитель Т. В. Дъячкова/ - Тула: ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО», 2013 -154 с.

4. Сиротюк А.Л. Коррекция обучения и развития школьников/- М.; 2002.

5. Шилова Т.А. Психодиагностика и коррекция детей с отклонениями в поведении/- М; Айрис дидактика, 2005.



Предварительный просмотр:

Что нужно будет сделать учителю

  1. Перед приходом в школу ребёнка с ОВЗ нужно подготовить класс к этому.

Поговорить с семьей ребёнка. Если в ваш класс приходит ученик с ОВЗ, нужно понять, насколько он готов к обучению. Важно поговорить с родителями о критериях готовности ребёнка ко входу в класс. Если он не готов, то рассказать, сколько времени займёт подготовительный период, как он выглядит, что для этого нужно. Выяснить, занимался ли ученик со специалистами, есть ли у него тьютор, или его должна предоставить школа.

Подготовить родителей других детей в классе. Когда родители узнают, что к ним в класс придёт отличающийся от других детей ребёнок, они начинают переживать, не опасно ли это, и не научатся ли их дети каким-то негативным вещам. С родителями может говорить сам учитель, школьный психолог, завуч или директор.

«Очень важно поговорить с родителями о том, что учитель или тьютор знают, что делают, как будут сопровождать ребёнка. Важно, чтобы родители проговорили свои страхи, а учитель или психолог их развеяли и дали понять, что ситуация под контролем. Нужно объяснить, что будет происходить, если ребёнок начнет себя агрессивно вести, если что-то пойдёт не так», – отмечает  Има Захарова.

Кроме этого, в общении с родителями важно проговорить, что у всех людей разные возможности и способности, сильные и слабые стороны, и от этого никто не становится менее ценным. Кто-то может высоко прыгать, кто-то хорошо разбирается в математике, а у другого отличная память. И у этого ребёнка тоже есть свои сильные стороны.

Поговорить с другими учениками. У других детей в классе тоже есть переживания: они не понимают, кто к ним придёт, как себя с ним вести. Чтобы они не испугались отличающегося от них человека, с ними обязательно нужно обсудить ситуацию: рассказать про нового ученика, кто он, откуда, чем отличается, а в чём похож. Если у ребёнка будет сопровождающий, объяснить, для чего взрослый человек будет сидеть в классе за партой. Учителю нужно продумать, как провести первое знакомство детей с ребёнком с ОВЗ и тьютором – на перемене или на уроке.

Учесть все требования в заключении ПМПК и обсудить их с родителями ученика. Учителю нужно понять, на какие уроки ребёнок с особенностями здоровья и развития будет приходить, какие ему нужны учебники, за какую парту его посадить. Это стоит обсудить с родителями, потому что они лучше всех знают потребности своего ребёнка. Если у ребёнка есть тьютор, нужно продумать, как посадить их так, чтобы взрослый человек не заслонял другим ученикам доску, но при этом чтобы ребёнок не сидел далеко. Если в заключении комиссии прописано, что ребёнку нужна индивидуальная программа, то организовать для ребёнка возможности обучения по такой программе.

  1. Быть готовым взять на себя ответственность, когда тьютор станет ненужным.

        

Со временем помощь сопровождающего нужно уменьшать, чтобы ученик становился самостоятельным. Когда он поймёт, как устроен урок, сможет выдержать все или почти все уроки, начнёт слышать инструкции и реагировать на них, тьютора можно отсаживать, а со временем и совсем убирать из образовательного процесса. После ухода тьютора ученик начинает опираться только на отношения с учителем. При этом и вся ответственность переходит на педагога, и ему нужно следить за безопасностью и решать возникающие конфликты.

  1. Поддерживать отношения родителей ребёнка с ОВЗ с родителями других детей.

Часто родителям особенных детей страшно входить в социум, они привыкли к критическим взглядам и непониманию. Чтобы родители такого ученика не чувствовали себя отдельно от коллектива, можно организовывать совместные поездки, встречи и праздники. Если нужно, подключать к общению психолога.

  1. Следить за соблюдением всех специальных условий в процессе обучения ученика с ОВЗ.

Задача образовательной организации – сделать так, чтобы все необходимые ученику условия обучения, прописанные в заключении ПМПК, соблюдались.

Если же чего-то не хватает – нет ставки тьютора, нет специальных учебников, нет специалистов – логопедов, психологов, нет пандусов или других условий для комфортного доступа ученика в школу, учитель и родители вправе настаивать на том, чтобы это было создано как можно скорее.

От наличия всех необходимых условий зависит, сможет ли ребёнок эффективно учиться и успешно освоить программу.

«Некоторые варианты адаптированных программ по ФГОС сопоставимы с общеобразовательной и дают возможность после школы продолжать обучение наравне со сверстниками, поэтому если ребёнок может учиться по более сложной программе, важно дать ему эту возможность», – рассказывает Валентина Фролова.

«Главное, чтобы учитель осознавал себя активным участником процесса», – подчёркивает Фролова.

Развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья возможно и необходимо в современном обществе как никогда. И, чем раньше ребенок будет развивать в себе творческое начало, тем интересней и насыщенней будет его жизнь в дальнейшем и физические недостатки не являются препятствием, как подсказывает сама жизнь. Примеров тому очень много, когда люди с ограниченными возможностями добиваются больших успехов, находят свое место в жизни, свою профессию, живут интересной полноценной жизнью.

Дать толчок в развитии эстетического вкуса, художественного творчества, обучить определенным навыкам работы, воспитать любовь к труду – эта важная задача, которую мы можем решить.

Литература:

1. Акатов Л. И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья/ - М.; Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003 – 365 с.

2. Брызжева Н. В., Григорьева А. И. Особый ребенок – обычное детство/ -Тула; ГОУ ТО «ИПК и ППРО ТО», 2013 -110 с.

3. Дьячкова Т.В. Творчество открывает возможности: Учебно – методическое пособие, составитель Т. В. Дъячкова/ - Тула: ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО», 2013 -154 с.

4. Сиротюк А.Л. Коррекция обучения и развития школьников/- М.; 2002.

5. Шилова Т.А. Психодиагностика и коррекция детей с отклонениями в поведении/- М; Айрис дидактика, 2005.



Предварительный просмотр:

Наименование образовательной организации

Индивидуальный образовательный маршрут для воспитанника (цы)

_________________________________________

Цель:  выстраивание системы работы с ребенком, имеющим ограниченные возможности здоровья в соответствии с его

             реальными возможностями.

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0af3/00126dfa-9d856e75/img1.jpg

2021 год

I. Общие сведения

Ф. И. ребенка: __________________________

Дата рождения: ________________________

                   

Дата поступления в ОУ: _______________

Зрительный диагноз: ___________________

______________________________________

______________________________________

Ф.И.О. учителей:

_________________________________________________    

_________________________________________________

Ф.И.О. специалистов сопровождения:

Учитель-логопед: ___________________________________________

Педагог-психолог: ___________________________________________

Врач-офтальмолог: __________________________________________

Заключение и рекомендации ГПМПК

Нуждается в создании условий для получения образования, коррекции нарушений, развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.

Образовательная программа:                                                                                                      

Общие задачи на период реализации ИОМ

Создание коррекционно-компенсаторных условий в процессе обучения и воспитания с целью преодоления, ослабления, устранения недостатков познавательной и физической деятельности.

Режим пребывания ребенка в ОУ

Взаимодействие специалистов ОУ

Создание личностно-ориентированного взаимодействия всех специалистов дошкольного учреждения на интегративной основе и

 единого коррекционно-образовательного пространства и определенной предметно-развивающей среды вокруг ребенка.

Соматическое состояние

Группа здоровья -         

Группа физических занятий -

Рекомендации офтальмолога

- Постоянное ношение очков и окклюзии:

 - Соблюдение режима зрительных нагрузок

- Выполнение мероприятий для снятия общего и зрительного утомления

- Посадка на занятиях:

- Рабочая поверхность:

Противопоказания

II. Специальные условия организации педагогического процесса   _____________________ класс, _____ год обучения

Направления деятельности

Потребности ребенка

Построение образовательного процесса

- построение работы зрительного анализатора  с чередованием  работы других анализаторов

- соблюдение режима зрительных нагрузок

- дозировка работы со зрительной нагрузкой

- выполнение мероприятий для снятия общего и зрительного утомления (физминутка и, динамические паузы для проведения гимнастики для глаз, пальчиковые игры, артикуляционная гимнастика…)

- проведение гимнастики для пальцев и кистей рук в процессе деятельности художественно-эстетического цикла

Спец.  организация рабочего поля и рабочего места ребенка

- посадка ребенка:

- рабочая поверхность:

- размер мебели в соответствии с ростом

Спец. организация рабочей позы ребенка

- рабочая поза свободная, удобная, без постоянных наклонов туловища

- постоянный контроль за осанкой

Индивидуальные ритм и темп

деятельности

-  щадящая зрительная нагрузка

-  максимальная зрительная нагрузка

- зрительная гимнастика:

* упражнения для снятия зрительного напряжения (накрывание глаз ладонями; покачивание; моргание),

* упражнения для моторного аппарата глаза (на расстоянии 0,5 м от глаз ребенка держим игрушку на высоте глаз, затем игрушку передвигают справа налево и слева направо, предлагая ребенку делать максимальные движения глазами при неподвижной голове 2-3 мин),

* метка на стекле,

Специальные дозировки различных видов нагрузки 

Зрительной

- зрительная нагрузка №

- характеристика учебно-наглядных пособий:

* цвет –

* размер –

* форма –

- время –

Физической

Формы работы с родителями

Консультирование, дни открытых дверей, тематические родительские собрания, проведение совместных праздников, оформление информационных папок,  общение (вопрос-ответ, консультация, полезная информация)

Формы работы с ребенком

Групповые, подгрупповые, индивидуальные

Методы и прием

работы с ребенком

Основные методы - игровой и метод практических действий.

Коррекционные приемы: глазные, дыхательные, пальчиковые, артикуляционные гимнастики, динамические паузы, физкультминутки.

III. Индивидуальный образовательный маршрут: учебный план   ______________________ класс, ______ год обучения

Направление работы

Кол-во занятий

Форма проведения

Специалист

Педагогическая помощь: непосредственно образовательная деятельность по областям, совместная деятельность ребенка и взрослого, коррекционная работа, в ходе режимных моментов

__ дней в неделю:

разнообразные

воспитатели

Тифлопедагогическое сопровождение по оказанию комплексной помощи: развитие зрительного восприятия, осязания и мелкой моторики, пространственная и социально-бытовая ориентировки

 __ дней в неделю

групповые

подгрупповые

индивидуальные

учитель-дефектолог

Психологическая помощь:

 – игровое взаимодействие в сенсорной комнате по развитию эмоционально-волевой сферы

__ раз в неделю

групповые

подгрупповые

индивидуальные

педагог-психолог

Логопедическое сопровождение по оказанию комплексной помощи:

__ раз(а) в неделю

групповые

подгрупповые

индивидуальные

учитель-

логопед

Музыкальные занятия

__ раза в неделю

групповые

музыкальный руководитель

Физкультурные занятия

__ раза в неделю

групповые

инструктор по физической культуре

Плавание

__ раз в неделю

подгрупповые

инструктор по плаванию

Осмотр врача - офтальмолога

по мере необходимости

индивидуально

(осмотр)

врач-офтальмолог

Занятия на ортоптических приборах

по назначению врача

индивидуально

медсестра- ортоптистка

IV. Педагогическое сопровождение: ______________________класс, ____ год обучения

Образовательные области

Проблемы

Основные задачи

Социально-коммуникативное развитие

- не сформированы (не усвоены) нормы и ценности, принятые в обществе;

- не сформированы моральные и нравственные ценности;

- имеет трудности в общении со взрослыми и сверстниками;

- не сформированы: самостоятельность, целенаправленность, саморегуляция собственных действий;

- не имеет представления и социальном и эмоциональном интеллекте: отзывчивость, сопереживание;

- отсутствует готовность к совместной деятельности со сверстниками;

- не сформировано уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, к сообществу детей, взрослых;

- не сформированы (имеются трудности, находятся в стадии становления) навыки самообслуживания;

- не сформированы (имеются трудности, находятся в стадии становления) культурно-гигиенические навыки;

- отсутствуют установки к различным видам труда и творчества;

- не сформированы основы безопасного поведения в быту, социуме, природе.

- формирование (развитие, закрепление, обогащение) норм и ценностей, принятых в обществе;

- формирование (развитие, закрепление, обогащение) общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;

- формирование (развитие, закрепление, обогащение) готовности ребенка к совместной деятельности;

- формирование (развитие, закрепление, обогащение) образа Я, принадлежности к семье к сообществу;

- формирование (развитие, закрепление) навыков самообслуживания;

- формирование (развитие, закрепление) культурно-гигиенических навыков;

- формирование (развитие, закрепление, обогащение) позитивных установок к труду и творчеству;

- формирование (развитие, закрепление, обогащение) первичных представлений о труде взрослых;

- формирование (развитие, закрепление, обогащение) первичных представлений о безопасном поведении в быту, социуме, природе.

Познавательное развитие

- отсутствует интерес, любознательность и познавательная мотивация;

- не сформированы познавательные действия;

- не развито воображение, творческая активность;

- отсутствуют (испытывает трудности) первичные представления о себе, других людях;

- отсутствуют (не до конца сформированы) представления об объектах окружающего мира,

- отсутствуют (не до конца сформированы) представления о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форма, цвет, размер, материал, звучание, количество, число, части и целое, пространство и время, причины и следствия);

- не умеет (присутствуют ошибки) считать до 5 (10);

- не знает (присутствуют ошибки) геометрические фигуры;

- не знает (путает) цвета;

- не умеет составлять и (или) решать задачи в одно действие;

- отсутствуют представления (испытывает трудности) о частях суток, о временах года, днях недели;

- испытывает трудности (присутствуют ошибки, путает) пространственные направления от себя, относительно себя, от предмета;

- отсутствуют (не до конца сформированы) представления о малой родине и Отчизне;

- отсутствуют (не до конца сформированы) представления о планете Земля как общем доме людей;

- отсутствуют (не до конца сформированы) представления о природных особенностях и явлениях;

- не умеет выделять характерные признаки и изменения природы по временам года.

- формирование (закрепление, обогащение) элементарных математических представлений в соответствии с возрастом;

 - формирование (закрепление, обогащение) представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира;

- развитие познавательных интересов;

- формирование (расширение) опыта ориентировки в окружающем;

- развитие любознательности, познавательной мотивации;

- формирование (расширение) представлений о свойствах объектов (форма, цвет, размер, материал, звучание, причины, следствия);

- учить считать до 5 (10);

- учить составлять и решать задачи;

- развивать (закреплять) представления о частях суток, временах года, днях недели;

- развивать (корректировать, закреплять) навыки пространственного ориентирования от себя, относительно себя и от предмета;

- развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способность анализировать, сравнивать, выделять признаки и связи, делать обобщение;

-знакомство (закрепление, обогащение знаний) с предметным миром;

- знакомство (закрепление, обогащение знаний) с социальным миром, формирование целостной картины мира;

- формирование гражданской принадлежности;

- формирование представление о планете как общем доме людей;

- ознакомление (формирование, обогащение знаний) с природой и природными явлениями;

- учить (обогащать опыт) замечать изменения, наблюдать за природой в разные времена года;

- воспитание любви к природе и умение правильно вести себя в природе.

Речевое развитие

- не владеет (на стадии формирования) речью как средством общения и культуры;

- словарный запас ребенка не соответствует возрасту;

- нарушения компонентов устной речи: грамматический строй;

- не употребляет в речи синонимы, антонимы;

- не различает понятия «звук, слог, слово, предложение»;

- не сформированы диалогическая и монологическая  формы речи;

- не умеет связно, последовательно пересказывать небольшие рассказы, сказки;

- отсутствует интерес к слушанию произведения и (или) чтению;

- не может прочесть стихотворение наизусть;

- не сформированы (испытывает трудности) исполнительские навыки при чтении и драматизации.

- развивать понимание речи, инструкций;

- совершенствовать речь как средство общения;

- расширять (обогащать, активизировать) словарь ребенка;

- помогать (учить) ребенку посредством речи взаимодействовать и налаживать контакты друг с другом;

- развивать (обогащать, уточнять) представления о предметах, признаках и действиях;

- приучать ребенка слушать литературные произведения;

- уточнить (закрепить) артикуляцию звуков;

- развивать (уточнять, совершенствовать, упражнять) грамматический строй речи;

- обучить умению вести диалог;

- развивать (совершенствовать) связную речь;

- воспитывать умение слушать литературные произведения;

- учить читать наизусть потешки и стихи по возрасту;

- учить (совершенствовать умение) пересказывать отрывки, небольшие рассказы, сказки;

- формировать интерес к книгам;

- формировать (совершенствовать) исполнительские навыки при чтении, в драматизациях;

- учить различать (совершенствовать навыки) различать жанры произведений в соответствии  с возрастом.

Художественно-эстетическое развитие

- отсутствует интерес к художественному творчеству и (или) к самостоятельной творческой деятельности;

- не сформированы (недостаточно сформированы) приемы правильного удержания в руке карандаша, кисточки;

- не сформированы умения (присутствуют трудности) изображать отдельные предметы, композиции;

- не умеет закрашивать (присутствует неаккуратность) рисунки карандашом, кистью;

- отсутствуют (недостаточно сформированы) представления о декоративном рисовании;

- отсутствуют (плохо развиты) приемы лепки;

- не сформированы (находятся на стадии формирования, испытывает трудности) умения правильно держать ножницы и пользоваться ими;

- отсутствуют (испытывает трудности) умение складывать бумагу в разных направлениях, создавать игрушки;

- не умеет (испытывает трудности) создавать фигуры людей, животных, птиц из природного материала;

- не имеет (путает) представления о деталях строительного материала;

- не сформированы (испытывает трудности) умения сооружать постройки по образцу и (или) по замыслу.

 

- развивать интерес к художественному творчеству и (или) к самостоятельной творческой деятельности;

- формировать (продолжать развивать) приемы правильно держать карандаш, кисточку;

- учить аккуратно закрашивать рисунки;

- формировать (обогащать) представления о декоративном рисовании;

- знакомить ребенка с различными изделиями народного творчества;

- развивать (закреплять) приемы лепки и использование стеки при работе с пластилином;

- учить правильно держать ножницы и пользоваться ими: резать по прямой, круглые и овальные формы путем скругления углов;

- учить составлять композиции;

- учить складывать бумагу в разных направлениях и создавать из нее игрушки;

- учить создавать игрушки из природного материала;

- формировать (закреплять) представления о деталях строительного материала;

- учить сооружать постройки по образцу, по замыслу, по схеме;

- обогащать опыт ребенка в конструкторско-модельной деятельности: строить самостоятельно, проявлять творчество, обыгрывать постройки.

Физическое развитие

- не сформированы (на стадии формирования) начальные представления о здоровом образе жизни;

- не различает и (или) не называет (испытывает трудности) органы чувств, части тела;

- отсутствует потребность (находится на стадии формирования) в соблюдении навыков гигиены, опрятности;

- не знаком(а)  с понятиями «здоровье, болезнь, витамины, микробы, зарядка»

- не сформированы (на стадии формирования) начальные представления о закаливании, о роли света, воздуха и воды на человека и влияние на здоровье;

- присутствуют нескоординированные движения, двигательная неловкость.

 

- формировать (развивать) представления о здоровом образе жизни;

- учить называть, различать органы чувств и части тела;

- развивать (закреплять) потребность в соблюдении навыков гигиены и опрятности;

- познакомить (закрепить) с понятиями «здоровье, болезнь, витамины, микробы, зарядка»;

- формировать (развивать, закреплять) представления о закаливании, о роли света, воздуха и воды на здоровье человека;

- развивать основные виды движения: ходьба, бег, подскоки, прыжки, бросание мяча, ловля и отбивание мяча.

V. МОНИТОРИНГ ДОСТИЖЕНИЙ

Наименование раздела программы

1 год обучения

2 год обучения

3 год обучения

4 год обучения

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Физическое развитие

Результат освоения образовательной деятельности:

Не сформирован

0

Находится в стадии формирования

1

Сформирован

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебное пособие по МДК 04.01 «Теоретические и прикладные аспекты методической работы учителя начальных классов»

В учебном пособии раскрываются основы методической работы учителя начальных классов. Учебное пособие направлено на формирование у обучающихся знаний, умений, личностных качеств, основ методологической...

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС МДК.04.01. Теоретические и прикладные аспекты методической работы учителя начальных классов ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 04 Методическое обеспечение образовательного процесса по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных кла

Составлен в соответствиис Федеральным государственным образовательным стандартомдля специальности «Преподавание в начальных классах»,программой  МДК.04.01. Теоретические и прикладные ...

ВЛИЯНИЕ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК НА РАБОТУ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Современная педагогика рассматривает обучение и воспитание как процесс в рамках системы, которую составляют взаимосвязан­ные элементы: цели, содержание, методы и формы работы, наконец, ученик и уч...

Активная роль младшего школьника в учении как основное условие преемственности в учебно-воспитательной работе учителей начальных классов и учителей предметников.

Всякий раз, работая в 4 классе, я уже в начале учебного года задумываюсь о подготовке к переходу в основную школу моих воспитанников.Встречаясь с коллегами-предметниками, мы обсуждаем, как осуществить...

ДНЕВНИК по педагогической практике МДК 04.01. «Теоретические и прикладные аспекты методической работы учителя начальных классов»

Учебно-методический комплекс по МДК.04.01. Теоретические и прикладные аспекты методической работы учителя начальных классов является частью ПМ.04...

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПМ 04 МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА (МДК 04.01. Теоретические и прикладные аспекты методической работы учителя начальных классов)

Учебно-методический комплекс ПМ.04. Методическое обеспечение образовательного процесса разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальнос...