ДНЕВНИК по педагогической практике МДК 04.01. «Теоретические и прикладные аспекты методической работы учителя начальных классов»
учебно-методический материал

Терчукова Лидия Пшикановна

Учебно-методический комплекс по МДК.04.01. Теоретические и прикладные аспекты методической работы учителя начальных классов является частью ПМ.04

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dnevnik_po_praktike_terchukova_2018g.docx77.6 КБ

Предварительный просмотр:

ГБПОУ РА «Адыгейский педагогический колледж им. Х. Андрухаева»

ДНЕВНИК

по педагогической практике МДК 04.01.

«Теоретические и прикладные аспекты методической работы учителя начальных классов»

студентки / та/ 3 - 4 курса группы «___» школьного отделения

__________________________________________________________

(ФИО)

ОУ __________________________________________________________

__________________________________________________________

2018г.

Содержание

3 курс.

  1. Содержание практики                                                                                 3
  2. Данные о базе практики                                                                             7
  3. Расписание уроков и звонков                                                                    8
  4. Составление индивидуального календарного плана                               9
  5. Изучение и анализ документации руководителя МО учителей начальных классов                                                                                    10
  6. Знакомство с концептуальными основами и содержанием ФГОС
  7. НОО                                                                                                            12
  8. Изучение и анализ УМК по предмету                                                    16
  9. Использование современных подходов и педагогических                

технологий в работе учителя начальных классов                                  19

  1. Психолого-педагогическая характеристика классного
  2. коллектива                                                                                                 21
  3. Проведение урока                                                                                     23
  4. Отзыв учителя                                                                                 24
  5. Самоанализ урока                                                         25
  6. Отчет о проделанной работе                                                                    27
  7. Отзыв на студента практиканта                                                               29
  8. Дневниковые записи                                                                                 31

4 курс

  1. Данные о базе практики                                                                           61
  2. Расписание уроков и звонков                                                                  62
  3. Составление индивидуального календарного плана.                            63
  4. Изучение портфолио учителя                                                                  64
  5. Анализ предметно-развивающей среды                                                 66
  6. Определение наличия передового педагогического опыта                  68
  7. Проведение опытно-экспериментальной работы                                  71
  8. Изучение личных дел учащихся                                                              73
  9. Проведение урока                                                                                     75
  10. Отзыв учителя                                                                                 76
  11. Самоанализ урока                                                                                     77
  12. Отчет о проделанной работе                                                                    79
  13. Отзыв на студента практиканта                                                               81
  14. Дневниковые записи                                                                                 82

Содержание практики.

Учебно-методический комплекс по МДК.04.01. Теоретические и прикладные аспекты методической работы учителя начальных классов является частью ПМ.04

В результате освоения МДК должны:

иметь практический опыт:

- анализа учебно-методических комплектов, разработки учебно-методических материалов (рабочих программ, учебно-тематических планов) на основе образовательных стандартов начального общего образования, примерных программ начального общего образования с учетом вида образовательного учреждения, особенностей класса и отдельных обучающихся;

- участия в создании предметно-развивающей среды в кабинете;

- изучения и анализа педагогической и методической литературы по проблемам начального общего образования;

- подготовки и презентации отчетов, рефератов, докладов;

- оформления портфолио педагогических достижений;

- презентации педагогических разработок в виде отчетов, рефератов, выступлений;

- участия в исследовательской и проектной деятельности;

уметь:

- анализировать стандарты, примерные программы начального общего образования, вариативные (авторские) программы и учебники по предметам начальной школы;

- определять цели и задачи, планировать обучение и воспитание младших школьников;

- осуществлять планирование с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей обучающихся;

- определять педагогические проблемы методического характера и находить

способы их решения;

- адаптировать имеющиеся методические разработки;

- сравнивать эффективность применяемых методов начального общего образования, выбирать наиболее эффективные образовательные технологии с учетом вида образовательного учреждения и особенностей возраста обучающихся;

- создавать в кабинете предметно-развивающую среду;

- готовить и оформлять отчеты, рефераты, конспекты;

- с помощью руководителя определять цели, задачи, планировать исследовательскую и проектную деятельность в области начального общего образования;

- использовать методы и методики педагогического исследования и проектирования, подобранные совместно с руководителем;

- оформлять результаты исследовательской и проектной работы;

- определять пути самосовершенствования педагогического мастерства;

знать:

- теоретические основы методической деятельности учителя начальных классов;

- теоретические основы, методику планирования в начальном образовании, требования к оформлению соответствующей документации;

- особенности современных подходов и педагогических технологий в области начального общего образования;

- концептуальные основы и содержание примерных программ начального общего образования;

- концептуальные основы и содержание вариативных программ начального общего образования;

- педагогические, гигиенические, специальные требования к созданию предметно-развивающей среды в кабинете;

  • источники, способы обобщения, представления и распространения педагогического опыта;
  • логику подготовки и требования к устному выступлению, отчету, реферированию, конспектированию;
  • основы организации опытно-экспериментальной работы в сфере образования.

В результате освоения МДК должны сформироваться

общие компетенции (ОК):

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.

ОК 10 Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.

ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм, ее регулирующих.

ОК 12. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей)

   

 В результате освоения МДК должны сформироваться профессиональные компетенции (ПК).

ПК 4.1. Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебно-методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе образовательного стандарта и примерных программ с учетом вида образовательного учреждения, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся.

ПК 4.2. Создавать в кабинете предметно-развивающую среду.

ПК 4.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

ПК 4.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.

ПК 4.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования.

Отчетная документация по практике

  1.  Дневник по практике.
  2.  Разработка урока.
  3.  Психолого-педагогическая характеристика классного коллектива.

Данные о базе практики

________________________________________________школа №__________________________________________ г. Майкоп, ул ._______________________________________________________________________________________________________

Директор__________________________________________________________________________________________________

(ФИО)

Завуч по начальным классам ____________________________

_____________________________________________________

(ФИО)

Класс, ФИО, учитель: _________________________________ _____________________________________________________

_____________________________________________________

_____________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________

Расписание звонков

1 смена                                                       2 смена

1 урок _______________________1 урок__________________

2 урок_______________________2урок___________________

3 урок_______________________3 урок___________________

4 урок_______________________4 урок___________________

5 урок_______________________5 урок___________________

Расписание уроков   ____  «____ »  класса

Понедельник                Вторник                         Среда

1.__________________ 1. ________________1. _________________

2.__________________ 2. ________________2. _________________

3.__________________ 3. ________________3. _________________

4.__________________ 4. ________________4. _________________

5.__________________ 5. ________________5. _________________

Четверг                                  Пятница                     Суббота

1. __________________1. ________________1. _________________

2. __________________2. ________________2. _________________

3. __________________3. ________________3. _________________

4. __________________4. ________________4. _________________

5. __________________5. ________________5. _________________

Составление индивидуального календарного плана.

 Содержание деятельности.

Изучение и анализ документации руководителя МО учителей начальных классов

Знакомство с концептуальными основами и содержанием ФГОС НОО

-с примерными вариативными образовательными программами,

-с календарно-тематическими планами по дисциплинам,

-с поурочным планированием,

-с электронными дневниками, классным журналом.

Изучение и анализ УМК по предмету

Использование современных подходов и педагогических

технологий в работе учителя начальных классов

Психолого-педагогическая характеристика классного коллектива

Проведение урока

ФИО студентки:

Класс

Название предмета:

УМК:

Тема:

Цель:

Задачи:

Планируемые результаты

Оборудование

Конспект урока (технологическая карта) приланается

Отзыв учителя

Самоанализ урока

Отчет о проделанной работе

Отзыв на студента практиканта

«______» _____________ 20      г.                 ________________

                                                                           (подпись)

 ДНЕВНИКОВЫЕ ЗАПИСИ

Дата

Предмет, класс,

Ф.И.О. учителя

Тема урока:

Тип урока

Деятельностная цель:

Образовательная цель:

Задачи урока:

Формирование УУД:

Оборудование:

                       Ход урока

У – учитель (вопрос);

Д – дети (ответ)

Примечание

Выводы и предложения в конце записей хода урока

ДНЕВНИКОВЫЕ ЗАПИСИ

Дата

Предмет, класс,

Ф.И.О. учителя

Тема урока:

Тип урока

Деятельностная цель:

Образовательная цель:

Задачи урока:

Формирование УУД:

Оборудование:

                       Ход урока

У – учитель (вопрос);

Д – дети (ответ)

Примечание

Выводы и предложения в конце записей хода урока

ДНЕВНИКОВЫЕ ЗАПИСИ

Дата

Предмет, класс,

Ф.И.О. учителя

Тема урока:

Тип урока

Деятельностная цель:

Образовательная цель:

Задачи урока:

Формирование УУД:

Оборудование:

                       Ход урока

У – учитель (вопрос);

Д – дети (ответ)

Примечание

Выводы и предложения в конце записей хода урока

ДНЕВНИКОВЫЕ ЗАПИСИ

Дата

Предмет, класс,

Ф.И.О. учителя

Тема урока:

Тип урока

Деятельностная цель:

Образовательная цель:

Задачи урока:

Формирование УУД:

Оборудование:

                       Ход урока

У – учитель (вопрос);

Д – дети (ответ)

Примечание

Выводы и предложения в конце записей хода урока

ДНЕВНИКОВЫЕ ЗАПИСИ

Дата

Предмет, класс,

Ф.И.О. учителя

Тема урока:

Тип урока

Деятельностная цель:

Образовательная цель:

Задачи урока:

Формирование УУД:

Оборудование:

                           Ход урока

У – учитель (вопрос);

Д – дети (ответ)

Примечание

Выводы и предложения в конце записей хода урока

ДНЕВНИКОВЫЕ ЗАПИСИ

Дата

Предмет, класс,

Ф.И.О. учителя

Тема урока:

Тип урока

Деятельностная цель:

Образовательная цель:

Задачи урока:

Формирование УУД:

Оборудование:

                         Ход урока

У – учитель (вопрос);

Д – дети (ответ)

Примечание

Выводы и предложения в конце записей хода урока

ДНЕВНИКОВЫЕ ЗАПИСИ

Дата

Предмет, класс,

Ф.И.О. учителя

Тема урока:

Тип урока

Деятельностная цель:

Образовательная цель:

Задачи урока:

Формирование УУД:

Оборудование:

                       Ход урока

У – учитель (вопрос);

Д – дети (ответ)

Примечание

Выводы и предложения в конце записей хода урока

ДНЕВНИКОВЫЕ ЗАПИСИ

Дата

Предмет, класс,

Ф.И.О. учителя

Тема урока:

Тип урока

Деятельностная цель:

Образовательная цель:

Задачи урока:

Формирование УУД:

Оборудование:

                       Ход урока

У – учитель (вопрос);

Д – дети (ответ)

Примечание

Выводы и предложения в конце записей хода урока

ДНЕВНИКОВЫЕ ЗАПИСИ

Дата

Предмет, класс,

Ф.И.О. учителя

Тема урока:

Тип урока

Деятельностная цель:

Образовательная цель:

Задачи урока:

Формирование УУД:

Оборудование:

                       Ход урока

У – учитель (вопрос);

Д – дети (ответ)

Примечание

Выводы и предложения в конце записей хода урока

ДНЕВНИКОВЫЕ ЗАПИСИ

Дата

Предмет, класс,

Ф.И.О. учителя

Тема урока:

Тип урока

Деятельностная цель:

Образовательная цель:

Задачи урока:

Формирование УУД:

Оборудование:

                       Ход урока

У – учитель (вопрос);

Д – дети (ответ)

Примечание

Выводы и предложения в конце записей хода урока

4 курс

Данные о базе практики

________________________________________________школа №__________________________________________ г. Майкоп, ул ._______________________________________________________________________________________________________

Директор__________________________________________________________________________________________________

(ФИО)

Завуч по начальным классам ____________________________

_____________________________________________________

(ФИО)

Класс, ФИО, учитель: _________________________________ _____________________________________________________

_____________________________________________________

_____________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________

Расписание звонков

1 смена                                                       2 смена

1 урок _______________________1 урок__________________

2 урок_______________________2урок___________________

3 урок_______________________3 урок___________________

4 урок_______________________4 урок___________________

5 урок_______________________5 урок___________________

Расписание уроков   ____  «____ »  класса

Понедельник                Вторник                         Среда

1.__________________ 1. ________________1. _________________

2.__________________ 2. ________________2. _________________

3.__________________ 3. ________________3. _________________

4.__________________ 4. ________________4. _________________

5.__________________ 5. ________________5. _________________

Четверг                                  Пятница                     Суббота

1. __________________1. ________________1. _________________

2. __________________2. ________________2. _________________

3. __________________3. ________________3. _________________

4. __________________4. ________________4. _________________

5. __________________5. ________________5. _________________

4 курс

Составление индивидуального календарного плана.

 Содержание деятельности.

Изучение портфолио учителя

Анализ предметно-развивающей среды

-знакомство с предметно-развивающей средой учебного процесса,

-общие требования к учебно-методическому обеспечению учебного процесса,

-паспорт учебного кабинета.

-перспективный план развития кабинета

Определение наличия передового педагогического опыта:

-высокие количественные и качественные показатели результатов учебно-воспитательного процесса;

-образованность учащихся;

-воспитанность учащихся;

-оптимальность педагогического опыта (достижение наивысших результатов в учебно- воспитательной работе);

-возможность повторения и творческого использования опыта педагога другими учителями.

Проведение опытно-экспериментальной работы

Изучение личных дел учащихся

Проведение урока (с использованием одного из современных подходов)

ФИО студентки:

Класс

Название предмета:

УМК:

Тема:

Цель:

Задачи:

Планируемые результаты

Оборудование

Отзыв учителя

Самоанализ урока

Студента (ки) _____________________________________________

Общие сведения об уроке

Дата_____________ класс_____________________

Тема урока

Отчет о проделанной работе

Отзыв на студента практиканта

 «______» _____________ 20         г.                 ________________

                                                                           (подпись)

ДНЕВНИКОВЫЕ ЗАПИСИ

Дата

Предмет, класс,

Ф.И.О. учителя

Тема урока:

Тип урока

Деятельностная цель:

Образовательная цель:

Задачи урока:

Формирование УУД:

Оборудование:

                       Ход урока

У – учитель (вопрос);

Д – дети (ответ)

Примечание

Выводы и предложения в конце записей хода урока

ДНЕВНИКОВЫЕ ЗАПИСИ

Дата

Предмет, класс,

Ф.И.О. учителя

Тема урока:

Тип урока

Деятельностная цель:

Образовательная цель:

Задачи урока:

Формирование УУД:

Оборудование:

                       Ход урока

У – учитель (вопрос);

Д – дети (ответ)

Примечание

Выводы и предложения в конце записей хода урока

ДНЕВНИКОВЫЕ ЗАПИСИ

Дата

Предмет, класс,

Ф.И.О. учителя

Тема урока:

Тип урока

Деятельностная цель:

Образовательная цель:

Задачи урока:

Формирование УУД:

Оборудование

                       Ход урока

У – учитель (вопрос);

Д – дети (ответ)

Примечание

Выводы и предложения в конце записей хода урока

ДНЕВНИКОВЫЕ ЗАПИСИ

Дата

Предмет, класс,

Ф.И.О. учителя

Тема урока:

Тип урока

Деятельностная цель:

Образовательная цель:

Задачи урока:

Формирование УУД:

Оборудование

                       Ход урока

У – учитель (вопрос);

Д – дети (ответ)

Примечание

Выводы и предложения в конце записей хода урока

ДНЕВНИКОВЫЕ ЗАПИСИ

Дата

Предмет, класс,

Ф.И.О. учителя

Тема урока:

Тип урока

Деятельностная цель:

Образовательная цель:

Задачи урока:

Формирование УУД:

Оборудование

                       Ход урока

У – учитель (вопрос);

Д – дети (ответ)

Примечание

Выводы и предложения в конце записей хода урока

ДНЕВНИКОВЫЕ ЗАПИСИ

Дата

Предмет, класс,

Ф.И.О. учителя

Тема урока:

Тип урока

Деятельностная цель:

Образовательная цель:

Задачи урока:

Формирование УУД:

Оборудование

                       Ход урока

У – учитель (вопрос);

Д – дети (ответ)

Примечание

Выводы и предложения в конце записей хода урока

ДНЕВНИКОВЫЕ ЗАПИСИ

Дата

Предмет, класс,

Ф.И.О. учителя

Тема урока:

Тип урока

Деятельностная цель:

Образовательная цель:

Задачи урока:

Формирование УУД:

Оборудование

                       Ход урока

У – учитель (вопрос);

Д – дети (ответ)

Примечание

Выводы и предложения в конце записей хода урока

ДНЕВНИКОВЫЕ ЗАПИСИ

Дата

Предмет, класс,

Ф.И.О. учителя

Тема урока:

Тип урока

Деятельностная цель:

Образовательная цель:

Задачи урока:

Формирование УУД:

Оборудование

                       Ход урока

У – учитель (вопрос);

Д – дети (ответ)

Примечание

Выводы и предложения в конце записей хода урока

ДНЕВНИКОВЫЕ ЗАПИСИ

Дата

Предмет, класс,

Ф.И.О. учителя

Тема урока:

Тип урока

Деятельностная цель:

Образовательная цель:

Задачи урока:

Формирование УУД:

Оборудование

                       Ход урока

У – учитель (вопрос);

Д – дети (ответ)

Примечание

Выводы и предложения в конце записей хода урока

ДНЕВНИКОВЫЕ ЗАПИСИ

Дата

Предмет, класс,

Ф.И.О. учителя

Тема урока:

Тип урока

Деятельностная цель:

Образовательная цель:

Задачи урока:

Формирование УУД:

Оборудование

                       Ход урока

У – учитель (вопрос);

Д – дети (ответ)

Примечание

Выводы и предложения в конце записей хода урока

                                                                 Приложение

Примерная структура плана конспектов уроков по ФГОС НОО

ПЛАН - КОНСПЕКТ УРОКА

Предмет_____________________________________________________________________________________________________________

Урок №___________________________________________________

Тема урока: _______________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________

Тип урока: Урок «открытия» нового знания

  • Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия.
  • Образовательная цель: расширение понятийной базы за счёт включение в неё новых элементов.

Задачи:

Формирование УУД:

  • Личностные действия: (самоопределение, смыслообразование, нравственно - этическая ориентация).
  • Регулятивные действия: (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция).
  • Познавательные действия: (общеучебные, логические, постановка и решение проблемы).
  • Коммуникативные действия: (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации).

Оборудование:

Этап урока

Действия учителя

Деятельность обучающихся

УУД

Организационный момент

(1 - 2 минуты)

Актуализация знаний

(4 - 5 минут)

Постановка учебной задачи

(4 - 5 минут)

«Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения) (7 - 8 минут)

Первичное закрепление

(4 - 5 минут)

Самостоятельная работа с проверкой по эталону

Самоанализ и самоконтроль.  

(4 - 5 минут)

Включение нового знания в систему знаний и повторение.

(7 - 8 минут)

Рефлексия деятельности

(Итог урока

2 - 3 минут)

ПЛАН - КОНСПЕКТ УРОКА

Предмет____________________________________________________________________________________________________________

Урок №___________________________________________________

Тема урока: _____________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________

Тип урока: Урок рефлексии.

Деятельностная цель: формирование у обучающихся способностей к рефлексии коррекционно - контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).

Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д.

Задачи:

Формирование УУД:

  • Личностные действия: (самоопределение, смыслообразование, нравственно - этическая ориентация).
  • Регулятивные действия: (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция).
  • Познавательные действия: (общеучебные, логические, постановка и решение проблемы).
  • Коммуникативные действия: (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации).

Этап урока

Действия учителя

Деятельность обучающихся

УУД

ПЛАН - КОНСПЕКТ УРОКА

Предмет____________________________________________________________________________________________________________

Урок №___________________________________________________

Тема урока: _______________________________________________ __________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________

Тип урока: _______________________________________________ __________________________________________________________

Урок общеметодологической направленности.

  • Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.
  • Образовательная цель: выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий.
  • Задачи урока:
  • Формирование УУД:
  • Личностные действия: (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация).
  • Регулятивные действия: (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция).
  • Познавательные действия: (общеучебные, логические, постановка и решение проблемы).
  • Коммуникативные действия: (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации).

Этап урока

Действия учителя

Деятельность обучающихся

УУД

Анализ урока по ФГОС: образец

Урок, разработанный в соответствии с новым ФГОС, имеет ряд отличий от традиционного. Что следует учитывать при его анализе? Каким требованиям должен отвечать современный урок? Как выглядит образец схемы анализа урока по ФГОС и рабочая карта эксперта?

Основные характеристики современного урока

  • Тема занятия формулируется учащимися.
  • Задача учителя: подвести учеников к осознанию темы.
  • Учащиеся самостоятельно осуществляют постановку целей и задач. Учитель лишь задает наводящие вопросы, предлагает задания, которые помогают ученикам верно сформулировать практические цели.
  • Учащиеся с помощью педагога разрабатывают практический план достижения поставленной цели.
  • Учащиеся выполняют учебные действия по разработанному плану.
  • Учитель организует работу индивидуальную, в парах, в группах, консультирует учеников.
  • Правильность выполнения заданий проверяется с помощью самоконтроля, взаимоконтроля.
  • Возникшие недочеты, ошибки, учащиеся исправляют самостоятельно, сами поясняют суть затруднений.
  • Ученики сами оценивают результаты своей деятельности (самооценивание), и результаты деятельности своих товарищей (взаимооценивание).
  • Этап рефлексии: обсуждение учащимися своих успехов в достижении цели урока.
  • Домашнее задание, составленное с учетом индивидуальных особенностей учащихся, предполагающее возможность выбора упражнения, разные уровни сложности.
  • В течение всего урока учитель играет роль советчика, консультирует учащихся на каждом этапе.

В связи с этим меняется и анализ урока.

Образец схемы анализа урока по ФГОС

Основные пункты, которые принимает во внимание эксперт, анализируя современный урок: цели, организация урока, способы мотивации учащихся, соответствие требованиям ФГОС, содержание урока, методика, психологические моменты.

В карте эксперта указывается ФИО учителя, полное название образовательного учреждения, класс, название учебного предмета, автор УМК/ учебника, тема урока, дата посещения.

Ниже приведена примерная схема-образец анализа урока по ФГОС.

Этапы анализа

Количество баллов

1

Основные цели

Наличие образовательной, воспитательной, развивающей целей. Достигнуты ли поставленные учителем цели? Достигнуты ли практические цели, поставленные учениками?

2

Как организован урок? Тип, структура, этапы, логика, временные затраты, соответствие структуры, применяемых методов поставленной цели и содержанию урока. 

 

3

Какие способы мотивации применяет педагог?

4

Насколько урок соответствует требованиям ФГОС?

  • Ориентированность на стандарты нового поколения.
  • Развитие УУД (универсальных учебных действий).
  • Применение современной технологии: ИКТ, исследовательской, проектной и др. 

5

Содержание урока

  • Правильность освещения учебного материала с научной точки зрения, соответствие возрасту учащихся.
  • Соответствие урока, его содержания требованиям образовательной программы.
  • Развитие самостоятельности и познавательной активности с помощью создания ситуаций для применения собственного жизненного опыта школьников (взаимосвязь теории и практики).
  • Связь нового и ранее изученного учебного материала, наличие межпредметных связей.

6

Методика проведения урока

  • Актуализация имеющихся знаний, способов учебной деятельности. Формирование проблемной ситуации, наличие проблемных вопросов.
  • Какие методы применял педагог? Каково соотношение репродуктивной и исследовательской/ поисковой деятельности? Сравните примерное количество репродуктивных (чтение, повторение, пересказ, ответы на вопросы по содержанию текста) и исследовательских заданий (доказать утверждение, найти причины, привести аргументы, сравнить информацию, найти ошибки и др.)
  • Преобладает ли деятельность учащихся в сравнении с деятельностью педагога? Насколько объемна самостоятельная работа учащихся? Каков ее характер?
  • Какие методы получения новых знаний применяет педагог (опыты, сравнения, наблюдения, чтение, поиск информации и др.)?
  • Использование диалога в качестве формы общения.
  • Использование нестандартных ситуаций для применения учащимися полученных знаний.
  • Наличие обратной связи между учеником и учителем.
  • Грамотное сочетание разных форм работы: групповой, фронтальной, индивидуальной, парной.
  • Учет принципа дифференцированного обучения: наличие заданий разного уровня сложности.
  • Целесообразность применения средств обучения в соответствии с тематикой и содержанием урока.
  • Использование демонстрационных, наглядных материалов с целью мотивации, иллюстрации информационных выкладок, решения поставленных задач. Соответствует ли количество наглядного материала на уроке целям, содержанию занятия?
  • Действия, направленные на  развитие умений самооценки и самоконтроля учащихся.

7

Психологические моменты в организации урока

  • Принимает ли учитель во внимание уровень знаний каждого отдельного учащегося и его способности к обучению?
  • Направлена ли учебная деятельность на развитие памяти, речи, мышления, восприятия, воображения, внимания?
  • Есть ли чередование заданий разной степени сложности? Насколько разнообразны виды учебной деятельности?
  • Есть ли паузы для эмоциональной разгрузки учащихся?
  • Насколько оптимален объем домашнего задания? Дифференцировано ли оно по уровню сложности? Есть ли у учеников право выбора домашнего задания? Понятен ли инструктаж по его выполнению?

На усмотрение эксперта в графе «Количество баллов» напротив каждого подпункта делаются пометки или выставляются баллы от 0 до 2, где 0 — полное отсутствие критерия, 1 — частичное присутствие критерия,

2 — критерий представлен в полном виде.

Примечание

В графе «Как организован урок?», анализируя структуру занятия, необходимо учитывать разнообразие типов уроков по ФГОС (урок усвоения новых знаний, комплексного применения знаний и умений (закрепление), актуализации знаний и умений (повторение), систематизации и обобщения знаний и умений, контроля, коррекции, комбинированного урока), каждый из которых имеет свою структуру.

В графе «Насколько урок соответствует требованиям ФГОС?», необходимо оценить результаты, представленные в виде универсальных учебных действий. Эксперт указывает определенные виды действий и группу, к которой они относятся. Например,

  • Регулятивные: учащиеся самостоятельно определяют цель урока, составляют план, действуют по плану, оценивают результат своей работы.
  • Познавательные: учащиеся извлекают информацию из предложенных источников, ее анализируют / классифицируют/ сравнивают и др.
  • Коммуникативные: учащиеся четко формулируют свою позицию, способны к пониманию других, считыванию явной информации или подтекста, к сотрудничеству.
  • Личностные: учащиеся ориентируются в системе ценностей, выбирают правильные направления, способны оценивать поступки, находить мотивы совершенным действиям.

Представленный пример схемы анализа учебного занятия может служить рабочей картой эксперта. Он достаточно подробен, позволяет отразить наиболее полно самые важные составляющие современного урока по ФГОС.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические указания для проведения практических работ МДК.03.01 «Теоретические и прикладные аспекты методической работы мастеров производственного обучения»

Методические указания для проведения практических работРекомендованосоветом учебно - методического центрав качестве методических указаний для проведения практических работ по МДК.03.01 «Теоретические ...

Учебное пособие по МДК 04.01 «Теоретические и прикладные аспекты методической работы учителя начальных классов»

В учебном пособии раскрываются основы методической работы учителя начальных классов. Учебное пособие направлено на формирование у обучающихся знаний, умений, личностных качеств, основ методологической...

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС МДК.04.01. Теоретические и прикладные аспекты методической работы учителя начальных классов ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 04 Методическое обеспечение образовательного процесса по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных кла

Составлен в соответствиис Федеральным государственным образовательным стандартомдля специальности «Преподавание в начальных классах»,программой  МДК.04.01. Теоретические и прикладные ...

Пакет контрольно-оценочных средств для оценки результатов освоения по специальности 44.02.02«Преподавание в начальных классах» ПМ 04.МДК 04. 01 Теоретические и прикладные аспекты методической работы учителя начальных классов

Комплект контрольно-оценочных средств предназначен для оценки результатов освоения ПМ 04 МДК04.01по специальности 44.02.02«Преподавание в начальных классах» ...

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПМ 04 МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА (МДК 04.01. Теоретические и прикладные аспекты методической работы учителя начальных классов)

Учебно-методический комплекс ПМ.04. Методическое обеспечение образовательного процесса разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальнос...

Учебное пособие по ПМ 04 Методическое обеспечение образовательного процесса (МДК 04.01 «Теоретические и прикладные аспекты методической работы учителя начальных классов»)

Учебное пособие по ПМ 04 Методическое обеспечение образовательного процесса (МДК.04.01. Теоретические и прикладные аспекты методической работы учителя начальных классов). В учебном пособии раскры...