Главные вкладки

    Отчет о регулярном использовании современных образовательных технологий в учебном процессе учителя биологии Кравчина Елены Петровны
    материал по теме

    Кравчина Елена Петровна

    Отчет о регулярном использовании современных общеобразовательных технологий в учебном процессе учителем биологии

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon otchet_o_regulyarnom_ispolzovanii_sovr_tekhnologiy.doc51.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Отчёт

    о регулярном использовании

    современных образовательных технологий в учебном процессе

    учителем химии, биологии МБОУ СОШ № 3

    Кравчина  Елены Петровны

    Современные процессы, протекающие в современном образовании, диктуют принципиально новые подходы к структуре и организации урока. Очевидно, что переход на новые образовательные стандарты влечёт за собой кардинальные изменения в представлении учителя о современном уроке. Концепция модернизации образования предполагает ориентацию не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие их личности, познавательных и созидательных способностей. Приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала образовательных стандартов нового поколения, выделяющих основные результаты обучения и воспитания, создание направлений проектирования универсальных учебных действий. Одной из целей моей работы является овладение учащимися УУД, как средством не столько освоения обязательного минимума содержания образования, сколько формирование способностей самостоятельно успешно усваивать новые знания.

    Задачи и функции универсальных учебных действий:

    - обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность  учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

    - создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию;

    - обеспечение успешного усвоения знаний, формирование умений, навыков и компетентностей любой предметной области.

    Концепция развития УУД, выдвинутая группой авторов (А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А.Володарская под руководством А.Г.Асмолова) определяет, что решение реальных проблем в жизни требует метапредметных умений.

    УУД подразделяю на 4 вида:

    - личностные УУД – развитие морального сознания: мотивации необходимости получения качественного, полного образования как путь к успешному дальнейшему устройству жизни. Добиваюсь, чтобы каждый учащийся увлекся процессом изучения биологии, помогаю быть успешным в той или иной мере, самодостаточным.

    - познавательные УУД -  привитие умений произвольно и осознанно овладевать приемами усвоения теоретических знаний и практических навыков. Учу основным законам, приемам, практическим навыкам в биологии. Затем: анализ, синтез, план действия, решение проблемы, оценка исполнения, контроль.

    Важным является: научить добывать знания из разных источников, уметь излагать знания.

    - регулятивные УУД – отработка механизмов действия. Каждая истина в теории усваивается учащимися  лучше, если мотивирована цель. Заинтересовать, доказать ценность познания, практическую необходимость, найти первопричину. Подростки очень хорошо воспринимают информацию живую, затрагивающую их эмпирические чувства, сознание. Создаю игровую ситуацию, даю практико-ориентированные задания.

    - коммуникативные  УУД – групповые коллективные методы работы. Группа (партнеры по парте), группа 2-3 человека – подготовка презентации, проведение экспериментов, подготовка конкурсов, внеклассных мероприятий по предмету – это формирование умений слышать и слушать, оценивать себя и других, выделять лидеров и отвечать за порученное дело. Это наладить контакт : ученик –ученик, ученик – учитель, ученик – окружающий социум.

    Химия, Биология – учебные дисциплины, которая обладает уникальными возможностями в воздействии на развитие личности учащегося, так как в основе ее лежит комплексный биологический подход при изучении жизнедеятельности общества и его взаимодействия с природой. Биология – единственный школьный предмет, дающий целостное представление о биосфере и ее роли в жизни Земли. Именно поэтому цели биологического образования отличаются особой широтой. Определяя их, следует обратить на то, какой вклад может внести изучение биологии в развитие таких качеств личности учащегося, как:

    - искусство познавать и мыслить, искусство общения и речи, интерес к осмыслению (научить познавать и делать);

    - способность к нравственным поступкам, готовность к эстетическому восприятию действительности (научить жить в ладу с самим собой);

    - стремление к сохранению своего здоровья и здоровья окружающих, умение рационально проводить досуг, склонность к самореализации (научить жить вместе).

    В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:

    • формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
    • проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
    • активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
    • построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

    При системно-деятельностном методе преподавания  ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности.  Таким образом, каждый урок становится уроком  развития.

    Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании возможна при любой из действующих программ и обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

    1. Принцип деятельности - заключается в том, что ученик осознает  содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
    2. Принцип непрерывности - означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
    3. Принцип целостности - предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).
    4. Принцип минимакса - заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
    5. Принцип психологической комфортности - предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
    6. Принцип вариативности - предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
    7. Принцип творчества - означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.

          В результате введения деятельностного метода отношение школьников к миру всё чаще не укладывается в привычную схему «знаю - не знаю», «умею - не умею» и сменяется параметрами  «ищу и нахожу», «думаю и узнаю», «пробую и делаю». Функции учителя в такой совместной деятельности  изменяются  в зависимости от возраста учащихся и этапа обучения. Полноценное включение ребёнка в деятельность резко отличается от  традиционной передачи ему готового знания: теперь учитель должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами приняли участие в решении ключевой проблемы урока и сами могли объяснить, как действовать в новых условиях.

          Важную роль в моей педагогической практике занимает технология интерактивного обучения. Интерактивные технологические приемы обеспечивают совместное выполнение учащимися работы, учат критически мыслить, создают комфортные условия обучения, переводят познавательную деятельность на более высокую форму сотрудничества, учат общению.
    Интерактивные технологические приемы решают одну из главных проблем - создание обстановки совместной творческой (продуктивной) деятельности преподавателя и ученика, где идет процесс взаимодействия личностей, а не только процесс поиска знаний.
    В деятельности учителя при использовании таких приемов центральное место занимает не отдельный учащийся, как индивид, а группа взаимодействующих учащихся, которые обсуждают проблемы, спорят и соглашаются между собой, активизируя при этом друг друга. Интерактивные технологии обучения нужны в учебном процессе, для того чтобы все учащиеся были вовлечены в процесс познания, а совместная деятельность учащихся в процессе познания и освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества. Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач.

    Метод проектов позволяет создать условия, при которых школьники, с одной стороны, могут самостоятельно осваивать новые знания и способы действия, а с другой – применять на практике ранее приобретённые знания и умения. Это позволяет делать упор на творческое развитие личности.

    Я считаю этот метод очень эффективным, при этом не надо делать «глобальных» проектов, каждому ребенку необходимо подобрать такой проект, выполнить который ему будет по силам.  Например, изучая тему «Семя», я даю детям задание прорастить семена фасоли. Кто-то так и поступит – просто замочит семена, понаблюдает, как они проклюнутся, а потом просто выбросит их. Но в каждом классе найдется группа учеников. Которые обязательно эти семена посадят, и будут наблюдать за развитием нового растения.  Ну и, конечно же, найдутся истинные исследователи, которые создадут разные условия для роста растений (свет, полив и даже музыка), и будут наблюдать, что из всего этого получится. Своей задачей я считаю – заразить идеей эксперимента  как можно больше учеников.

            Большое внимание на уроках уделяю здоровьесберегающим технологиям. 

    Физическое здоровье:

    Трансляция личного положительного опыта

    Пропаганда здорового образа жизни

    Использование физкультминуток, поддержание санитарного режима

    Смена видов деятельности на уроке

    Психическое здоровье:

    Позитивное настроение, побуждение к созидательной деятельности

    Избегание эмоционально-напряженных ситуаций, создание общего душевного комфорта

    Знание интересов учащихся, их внутреннего мира

    Социальное здоровье:

    Умение показать роль и значение изучаемого материала в реализации личных планов

    Возможность применения полученных знаний в выборе профессии

    Нравственное здоровье:

    Создание условий для правильного выбора ценностей, установок и мотивов поведения личности

    Духовное здоровье:

    Ориентирование на систему ценностей и убеждений

            В современной педагогике разработано множество различных технологий. Все они заслуживают внимания и тщательного изучения. Я стараюсь быть в курсе основных направлений развития педагогики как науки, в этом одно из проявлений профессионализма учителя. Я в своей работе стараюсь научить детей УЧИТЬСЯ!

     

         

       Директор МБОУ СОШ № 3                                                    Е. А. Подружная


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка на тему: «Использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, в процессе производственного обучения и в воспитательной работе.»

    на тему:    «Использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, в процессе производственного обучения  и в воспитательной работе....

    Современные образовательные технологии в учебном процессе

    статья о новых методиках преподавания, основанных на изменении ФГОС...

    «Использование современных образовательных технологий в работе преподавателя и концертмейстера"

    В работе рассматривается использование таких современных образовательных технологий, как: технология индивидуализации обучения, здоровьесберегающая технология, технология развития творческих качеств л...

    Опыт применения современных образовательных технологий в учебном процессе

    Опыт применения перспективных технологий и методов в практике современного образования...

    «Использование здоровьесберегающих образовательных технологий в учебно-воспитательном процессе»

    Предметом острой общественной тревоги стало в последнее время рез­кое ухудшение физического, психического и нравственного здоровья моло­дого поколения. В связи с тем, что в последние годы были...

    Использование элементов информационных технологий в учебном процессе

    Современные информационные технологии прочно входят во все сферы нашей жизни и становятся неотъемлемой ее частью. В связи с этим увеличивается потребность общества в подготовке специалистов, владеющих...

    Использование современных образовательных технологий в учебном и воспитательном процессе - Информационно-коммуникационные технологии.

    Примером использования ИКТ служит конспект занятия«Проезд регулируемых перекрестков». Занятие проводится с использованием «Комплекса интерактивной автошколы» и в частности...