«Использование современных образовательных технологий в процессе обучения на уроках биологии»
статья

Наталья Викторовна Куркина

Формирование творческой личности, владеющей важнейшими методами мыслительной деятельности, обладающей исследовательскими качествами, способной к эффективному воздействию с природой и обществом - одна из важнейших задач школьного образования. Особую важность приобретает системно – деятельный подход в обучении. Он обеспечивает преемственность и логическую последовательность учебного материала на всех ступенях биологического образования. В итоге создаются благоприятные дидактические условия для развития у школьников системного мышления, формированию свободной личности. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Использование современных образовательных технологий в процессе обучения на уроках биологии»

Формирование творческой личности, владеющей важнейшими методами мыслительной деятельности, обладающей исследовательскими качествами, способной к эффективному воздействию с природой и обществом - одна из важнейших задач школьного образования. Особую важность приобретает системно – деятельный подход в обучении. Он обеспечивает преемственность и логическую последовательность учебного материала на всех ступенях биологического образования. В итоге создаются благоприятные дидактические условия для развития у школьников системного мышления, формированию свободной личности. 

Для решения этой задачи в своей работе на системной основе использую следующие образовательные технологии:

1. Личностно – ориентированного обучения.

2. Разноуровневого обучения.

3. Проблемно-диалогового обучения.

4. Проектного обучения.

5. Модульного обучения.

6. Информационно-коммуникационные, в том числе сетевые и дистанционные, технологии.

7. Здоровьесберегающие технологии.

Технология личностно-ориентированного обучения основана на личностно-деятельностном подходе. Данная технология позволяет сформировать такие общеучебные умения, как мыслить, анализировать, при этом используется личный опыт ученика. Так, в 9 классе при изучении гипотез происхождения жизни, обучающиеся самостоятельно выдвигают гипотезы исходя из собственного опыта, объясняют, почему они являются гипотезой, а не теорией, отстаивают свою точку зрения.

При использовании технологии личностно-ориентированного обучения на уроках биологии, прежде всего, ориентируюсь на потенциальные возможности учащихся и их реализацию путем вовлечения учащихся во все виды деятельности: подготовка сообщений, подборка (или собственное сочинение) стихов, пословиц по определенной теме, проведение и описание опытов (экспериментов), создание презентаций и т.д. Каждый ребенок имеет возможность проявить себя в той области, которая ему интересна, раскрыть свои способности и наклонности.

Результатом данной работы является стабильный интерес обучающихся к предмету, активное участие в предметных олимпиадах школьного, муниципального и всероссийского уровней.

В целях качественной подготовки старших классов к ЕГЭ использую технологию модульного обучениясуть которой заключается в самостоятельной работе учащихся с индивидуальной учебной программой. При выявлении пробелов в знаниях учащихся по результатам диагностических работ вместе с учащимися составляю план изучения «западающей» темы, подбираю подробные вопросники по теме, и ученики работают самостоятельно. Я оказываю консультативную помощь ученику при необходимости. После изучения темы учащимися проводится диагностическая работа (тестирование).

Результатом использования данной технологии является развитие навыков самообразования, самооценки, критического мышления, умение работать с источниками информации.

Технологию разноуровневого обучения применяю на всех этапах урока. При письменном опросе использую карточки различной степени сложности, тесты двух, трех уровней. При закреплении нового материала дифференцирую вопросы на закрепление. Осуществляю дифференциацию и при проведении практических работ. Самостоятельные и проверочные  работы содержат задания обязательного уровня, задания повышенного уровня сложности. 

Использую дифференцированное домашнее задание, даю возможность ученику выбрать задание самостоятельно. Например, при изучении систематики в 6 классе «Класс Двудольные. Семейство Крестоцветные» предлагаю приготовить карточку по систематике капусты огородной, приготовить сообщения о сортах капусты, приготовить рисунки, отражающие многообразие крестоцветных, составить кроссворд, используя материал учебника.

Технология проблемно-диалогового обучения. Эмоционально насыщенными и продуктивными получаются уроки, где рассматривается проблемная, нестандартная  ситуация.

Например, при изучении темы «Состав и строение костей» в 8 классе озвучиваю такой факт, что большая берцовая кость в вертикальном положении может выдержать груз массой в 1500 кг, хотя её масса 0,2 кг. Прошу объяснить данный факт. В беседе обучающиеся приходят к мнению о взаимосвязи состава,  строения и выполняемых функциях. В процессе беседы я не комментирую высказывания учащихся.

При изучении вирусов, говорю о том, что отношение к этим существам у ученого мира неоднозначное, они занимают пограничное положение между живой и неживой природой. После изучения, ответа на главный вопрос урока, задаю такой вопрос: «Можно ли выделить пятое царство живой природы – царство вирусов?». Это  вызывает дискуссию между учениками, где они доказывают, отстаивают свою точку зрения.

Технология проектного обученияИспользование данной технологии позволяет ученику самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применять их на практике для решения возникающих проблем.

Работа над проектом всегда ориентирована на самостоятельную деятельность учащихся (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в отведенное для этой работы время (от нескольких минут урока до нескольких недель).

Проектная технология обучения позволяет школьникам овладеть умением построения цепочки: от идеи через цели, задачи, мозговой штурм до реализации и защиты своего проекта. Реализация проектной технологии позволяет мне решать очень важные задачи:

- актуализацию имеющихся и формирование новых знаний и умений учащихся,

- получение личностно и общественно значимого результата,

- создание атмосферы делового сотрудничества учителя и учащегося.

Чаще всего тематика проектов определяется практической значимостью вопроса, его актуальностью, а также возможностью использования метапредметных знаний. Так в 6 классе обучающиеся выполняют долгосрочные проекты по семействам цветковых растений, в 7 классе по отрядам млекопитающих.

Обучающиеся 9 класса регулярно выбирают выполнение индивидуального исследовательского проекта по биологии.

В своей проектной деятельности стараюсь учитывать то, что работа над проектами для учащихся представляет интерес, если они видят реальные, осязаемые результаты своей деятельности.

Особое значение в изучении биологии имеет исследовательский метод. При использовании этого метода учащиеся выдвигают гипотезу, выбирают путь и отбирают материалы. Ученик становится в позицию активного исследователя – активизируется продуктивное мышление, формируется творческий подход к обучению. Чаще всего этот подход реализуется при выполнении лабораторных и практических работ. Так, при выполнении лабораторной работы в 6 классе  «Выявление признаков семейства по внешнему строению растений» обучающиеся в ходе работы выдвигают предположения о том, что по строению определенных органов можно определить принадлежность растения к какому-либо семейству.

Информационно-коммуникационные, в том числе сетевые и дистанционные, технологии. Быстрое развитие компьютерной техники и расширение её функциональных возможностей позволяет широко использовать компьютеры на всех этапах учебного процесса. Большие возможности содержатся в использовании компьютеров при обучении учебного предмета биологии.

Сегодня невозможно представить себе урок без использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Цель их использования – повышение эффективности учебного процесса.

ИКТ обладают богатым творческим потенциалом, который можно использовать в различных предметных областях. Так, они позволяют в процессе обучения решить следующие задачи:

·  создать единое информационное пространство;

·  усилить познавательный интерес школьников к предмету (компьютерные презентации, компьютерное моделирование, анимация);

·  реализовать индивидуальный подход на основе индивидуального режима работы с электронным изданием или программой, выбора режима самоконтроля (легкий, средней сложности, повышенной трудности, с подсказками виртуального учителя или без них);

·  реализовать личностно-деятельностный подход на основе развития навыка самостоятельного поиска необходимой информации и ее критического отбора (отбор содержания доклада, анализ полученной информации, преобразование информации из одной формы в другую).

Компьютер, таким образом, становится помощником, как учителю, так и ученику в образовательной деятельности. Сначала ученик учится работать с учебными материалами (электронными ресурсами), а затем применять компьютерные технологии в своей творческой и исследовательской работе.

Выделяю три основные формы работы с ИКТ:

Во-первых, это непосредственно применение информационных технологий на уроках (представление учебного материала в форме презентаций, образовательного программного обеспечения и т.д.).

Во-вторых, это применение информационных технологий для организации самостоятельной работы учащихся (электронные учебные пособия, обучающие сайты, тренажеры).

И, в-третьих, это применение информационных технологий для обеспечения познавательного досуга (использование электронных энциклопедий и т.д.)

Мультимедийные программы позволяют создать на уроке эффект наглядности излагаемого материала, который обычными путями иногда невозможно осуществить.

В результате возрастает интерес учеников к предмету, одновременное использование звуковой и графической (видео) информации позволяет повысить качество усвоения учебного материала, его запоминаемость, компьютер служит прекрасным средством для контроля знаний, самостоятельной работы по предмету: появляется у учеников желание подготовить презентацию, выступить с сообщением.

На учебных занятиях ведётся работа с мультимедиа продуктами: используется компьютерное интерактивное учебное пособие «Наглядная биология». Совместно с учениками участвую в разработке мультимедиа продуктов: создание и использование презентаций, видеопроектов, ИКТ-проектов.

За годы работы мною накоплен большой дидактический материал. У меня есть большая подборка электронных книг по биологии и экологии.

В результате использования ИКТ урок становится ярче, повышается мотивация и познавательная активность учеников в изучении биологии, повышается уровень умений ориентироваться в информационном пространстве.

Здоровьесберегающие технологии.

В уставе Всемирной организации здравоохранения здоровье определяется как "Состояние полного физического, духовного и социального благополучия", а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Здоровье во все времена считалось высшей ценностью, основой активной творческой жизни, счастья, радости и благополучия человека. В современном обществе оно становится еще и условием выживания. Одно из современных определений здоровья дается, как способность адаптироваться, приспосабливаться к жизни.

Целью моей педагогической деятельности является внедрение элементов здоровьесберегающих технологий в учебный процесс с целью предотвращения утомляемости учащихся на уроке и повышение качества обучения.

Образовательный процесс сопровождается использованием следующих приемов здоровье сберегающей технологии:

1. Рациональная организация урока (по Н.К Смирнову) включает в себя разнообразные виды деятельности, частоту их чередования, плотность не менее 60%,смену позы, физкультминутки, эмоциональные разрядки.

2. Приемы по снятию утомления зрения «зрительная гимнастика». Цель приемов - снятие зрительного напряжения и утомления глазных мышц.

3. Приемы по профилактике нарушений опорно-двигательной системы (рекомендованную министерством здравоохранения). Цель приемов - снятие утомления мышц, профилактика сколиозов, профилактика правильной осанки.

4. Приемы, направленные на уменьшение эмоционального напряжения и улучшения деятельности ЦНС (релаксация, игра, воздействие цветовых гамм, использование музыки, ситуации «новизны, удивления, успеха»).

В своей педагогической деятельности я регулярно внедряю здоровьесберегающие технологии, создаю на уроке условия, способствующие сохранению психического и физического здоровья обучающихся, уменьшению утомляемости, улучшению настроения и повышению активности обучающихся на уроке и, как результат, развитие интеллектуальных способностей, повышение качества знаний.

В реализации здоровьесберегающего подхода в учебном процессе одним из важных условий является формирование положительного настроя учащихся на урок. Для нормального развития и самочувствия ребенок должен не только уметь учиться, но и хотеть этого.

На своих уроках стараюсь исключить стрессовые ситуации на уроке, потому что это является важным условием успешной деятельности учащихся. Регулярное использование мною различных направлений здоровьесберегающей технологии улучшает психологический климат в классном коллективе, снижает количество пропусков уроков по болезни и приобщает родителей и детей к стремлению к здоровому образу жизни. Ребята активны на уроках. Это сказывается и на повышении успеваемости учащихся.

Используя современные образовательные технологии в учебном процессе, я пришла к выводам:

  1. Применение системно–деятельностного подхода к обучению позволяет формировать у обучающихся учебные и общеучебные компетенции.
  2. Использование разнообразных методов, средств обучения позволяет поддерживать интерес к предмету, мотивировать обучающихся.
  3. Современные образовательные технологии позволяют подготовить выпускников к успешной сдаче выпускных экзаменов ОГЭ, ЕГЭ.

В заключение хочется отметить, что современные педагогические технологии в сочетании с современными информационными технологиями и технологиями здоровьесбережения могут существенно повысить эффективность образовательного процесса, решить стоящие перед профильной школой задачи воспитания всесторонне развитой, творчески свободной личности и создания максимально благоприятных условий для самоопределения старшеклассников в отношении их будущей профессиональной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему: «Использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, в процессе производственного обучения и в воспитательной работе.»

на тему:    «Использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, в процессе производственного обучения  и в воспитательной работе....

Отчет о регулярном использовании современных образовательных технологий в учебном процессе учителя биологии Кравчина Елены Петровны

Отчет о регулярном использовании современных общеобразовательных технологий в учебном процессе учителем биологии...

Современные образовательные технологии в процессе обучения

Современные образовательные  технологии при организации учебно-воспитательной работы позволяют по-новому использовать текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию, а это повышает интерес к ...

Компьютерные и механические автотренажеры. Использование современных компьютерных технологий в процессе обучения основам автодела, мотоспорту и безопасности движения.

В работе представлена сравнительная характеристика различных видов тренажеров компьютерных и механических), как игровых, так и обучающих, как помогающих так и мешающих образовательной деятельности обу...

Использование современных образовательных технологий в процессе обучения

Проблемы, связанные с разным уровнем знаний и умений обучающихся, чаще всего решаются за счет использования «технологии индивидуализации обучения». Педагог стремится выявить реальные интер...

Методическая разработка "Использование современных образовательных технологий в учебном и воспитательном процессе: проблемное обучение, ролевая деловая игра"

В работе представлен конспект занятия по теме «Дорожно-транспортный травматизм (общая характеристика). Правовые аспекты оказания доврачебной помощи пострадавшим при ДТП»  - Делов...

Конспект занятия «Компьютерные и механические автотренажеры. Использование современных компьютерных технологий в процессе обучения основам автодела, мотоспорту и безопасности движения»

В работе представлен конспект вводного занятия «Компьютерные и механические автотренажеры. Использование современных компьютерных технологий  в процессе обучения основам автодела, мото...