Использование современных образовательных технологий в учебном и воспитательном процессе - Информационно-коммуникационные технологии.
учебно-методический материал

Славная Алина Яковлевна

Примером использования ИКТ служит конспект занятия

«Проезд регулируемых перекрестков».

 

Занятие проводится с использованием «Комплекса интерактивной автошколы» и в частности - интерактивной доски к  автотренажеру FORVARD V10-324А(Р)   3D ИНСТРУКТОР 2.0.

 Программа «Безопасность дорожного движения», 2 год обучения, раздел III. «Средства безопасности дорожного движения», тема 3.10 «Регулируемые перекрестки. Проезд перекрестков».

Тема занятия: Проезд регулируемых перекрестков.

Цель: Создать условия для практического применения теоретических знаний по теме «Обеспечение безопасного движения по регулируемым перекресткам».

Задачи:

  1. Закрепление знаний о видах перекрестков, порядке проезда транспортных средств по регулируемому перекрестку.
  2. Развитие когниктивных способностей через моделирование систем: конструирование дорожных ситуаций и решение ситуационных задач.
  3. Развитие внимания, памяти, логического мышления и умения анализировать.
  4. Воспитание ответственных и грамотных водителей.

Материалы и оборудование:

  • Интерактивная доска с программой FORVARD V10-324A(P) 3D ИНСТРУКТОР 2.0

Форма проведения: Теоретическое занятие с элементами практического.

Планируемый результат: закрепление теоретических знаний по теме «Проезд регулируемых перекрестков» для последующего применения их на практике.

Занятие рассчитано на 2 академических часа.

 

 


 

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Информационно-коммуникационные технологии.        

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) – это обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации. Важнейшим современным устройствами ИКТ являются компьютер, снабженный соответствующим программным обеспечением и средства телекоммуникаций вместе с размещенной на них информацией.

В своем образовательном процессе я использую следующие средства ИКТ:

1. Обучающие - сообщают знания, формируют навыки практической или учебной деятельности, обеспечивая требуемый уровень усвоения материала.

2. Тренажеры - предназначены для отработки различных умений, закрепления или повторения пройденного урока.

3. Справочные и информационно-поисковые - ообщают сведения по систематизации информации.

4. Демонстрационные - визуализируют изучаемые явления, процессы, объекты с целью их изучения и исследования.

5. Имитационные - представляют собой определенный аспект реальности, позволяющий изучать его функциональные и структурные характеристики.

6. Моделирующие - дают возможность составлять модель объекта, явления с целью его изучения и исследования.

8. Учебно-игровые - предназначены для создания учебной ситуации, в которой деятельность обучаемых реализована в игровой форме.

Результатом применения в образовательном процессе данной технологии является изменение и неограниченное обогащение содержания образования, использование интегрированных курсов, доступ в ИНТЕРНЕТ.

Примером использования ИКТ служит конспект занятия

«Проезд регулируемых перекрестков».

Занятие проводится с использованием «Комплекса интерактивной автошколы» и в частности - интерактивной доски к  автотренажеру FORVARD V10-324А(Р)   3D ИНСТРУКТОР 2.0.

Целью занятия является создание условий для практического применения теоретических знаний по теме «Обеспечение безопасного движения по регулируемым перекресткам».

В ходе занятия закрепляются знания о видах перекрестков, порядке проезда транспортных средств по регулируемому перекрестку; развиваются когниктивные способности обучающихся через моделирование систем: конструирование дорожных ситуаций и решение ситуационных задач; развивается внимание, память, логическое мышление и умение анализировать; воспитываются ответственные и грамотные водители.

На занятии обучающиеся закрепили знания о перекрестках, его видах, порядке проезда транспортных средств по регулируемому перекрестку; потренировались в решении тестовых и ситуационных задач, разборе дорожных ситуаций, создании роликов дорожных ситуаций.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

        ДВОРЕЦ ДЕТСКОГО (ЮНОШЕСКОГО) ТВОРЧЕСТВА

МОСКОВСКОГО РАЙОНА

Спортивно-технический отдел

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

с использованием интерактивной доски к  автотренажеру FORVARD V10-324А(Р)   3D ИНСТРУКТОР 2.0.

«Проезд регулируемых перекрестков».

к образовательной программе

БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

2 год обучения, раздел III. «Средства безопасности дорожного движения»,

тема 3.10 «Регулируемые перекрестки. Проезд перекрестков».

Возрастной состав обучающихся: 11-18 лет

                                                Педагог дополнительного образования:  

                                                Славная Алина Яковлевна

Санкт-Петербург

2019

Занятие с использованием Комплекса интерактивной автошколы (программа «Безопасность дорожного движения», 2 год обучения, раздел III. «Средства безопасности дорожного движения», тема 3.10 «Регулируемые перекрестки. Проезд перекрестков».

Тема занятия: Проезд регулируемых перекрестков.

Цель: Создать условия для практического применения теоретических знаний по теме «Обеспечение безопасного движения по регулируемым перекресткам».

Задачи:

  1. Закрепление знаний о видах перекрестков, порядке проезда транспортных средств по регулируемому перекрестку.
  2. Развитие когниктивных способностей через моделирование систем: конструирование дорожных ситуаций и решение ситуационных задач.
  3. Развитие внимания, памяти, логического мышления и умения анализировать.
  4. Воспитание ответственных и грамотных водителей.

Материалы и оборудование:

  • Интерактивная доска с программой FORVARD V10-324A(P) 3D ИНСТРУКТОР 2.0

Форма проведения: Теоретическое занятие с элементами практического.

Планируемый результат: закрепление теоретических знаний по теме «Проезд регулируемых перекрестков» для последующего применения их на практике.

Занятие рассчитано на 2 академических часа.

Ход занятия:

  1. Вводная часть.

Педагог приветствует обучающихся, объявляет тему занятия: «Проезд регулируемых перекрестков»,  знакомит  с  формой и этапами проведения занятия.

Занятие состоит из 5 этапов:

1 этап. Повторение материала о видах перекрестков по форме, по способу регулирования (интерактивная доска: модуль «Плакаты и стенды», блок «Схемы перекрестков»).

2 этап. Повторение материала по порядку безопасного проезда транспортных средств по регулируемому перекрестку в соответствии с Правилами дорожного движения (далее ПДД) раздел 13 ПДД (интерактивная доска: модуль «Плакаты и стенды», блок «Проезд перекрестков».

3 этап. Разбор ситуационных задач на проезд перекрестков (интерактивная доска, модуль «Интерактивная галерея», раздел «Примеры роликов»).

4 этап. Решение тестовых билетов по правилам проезда регулируемых перекрестков (интерактивная доска: модуль «Тесты»).

5 этап. Создание дорожных ситуаций (интерактивная доска: модуль «Интерактивная галерея», блоки «Перекрестки», «Средства регулирования», «Транспортные средства», «Пешеходы»).

II.        Основная часть.

1 этап. Повторение материала о видах перекрестков по форме, по способу регулирования.

Педагог предлагает вспомнить и обсудить:

  • Что такое перекресток? Дать определение перекрестка. «Перекресток» - это место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне, ограниченное воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные, наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей. Выезды с прилегающих территорий перекрестком не считаются.
  • Чем опасны перекрестки? На перекрестках совершается до 30% дорожно-транспортных происшествий. Поэтому четкое определение этого понятия имеет особое значение для безопасности дорожного движения, точного выполнения всех предписаний ПДД. Особенно  это касается маневрирования, обгона, остановки, стоянки, проезда перекрестков.
  • Какие перекрестки существуют по форме? Трехсторонние: У-образные, Т-образные; четырехсторонние: крестообразные, Х-образные; многосторонние и  круговые. 
  • Какие существуют перекрестки по способу регулирования?

Все перекрестки делятся на регулируемые и нерегулируемые.

Перекресток считается регулируемым, если очередность движения на нем определяется сигналами регулировщика, находящего на перекрестке или светофора, работающего в нормальном режиме. Если же регулировщик, находясь в пределах перекрестка, не регулирует движение с помощью установленных Правилами сигналов, а лишь ведет наблюдение за порядком движения, такой перекресток считается нерегулируемым.

При отсутствии на перекрестке регулировщика или светофора, а также при выключенном светофоре или включенном желтом мигающем сигнале перекресток считается нерегулируемым. Это означает, что один и тот же перекресток при различных обстоятельствах может быть либо регулируемым, либо нерегулируемым.

Нерегулируемые перекрестки бывают двух типов:  неравнозначные - перекрестки, на которых очередность движения определяется знаками приоритета или те, где различное покрытие дорог (твердое относительно грунтового), и равнозначные – нет знаков приоритета, одинаковое покрытие дороги.

В процессе повторения и обсуждения педагог активизирует обучающихся к самостоятельным  рассуждениям, используя материалы интерактивной доски:  модуль «Плакаты и стенды», блок «Схемы перекрестков».

2 этап. Повторение материала по порядку безопасного проезда транспортных средств по регулируемому перекрестку в соответствии с Правилами дорожного движения.

Педагог: А теперь мы с вами вспомним  правила безопасного проезда регулируемых перекрестков. Обратимся к материалам интерактивной доски: модуль «Плакаты и стенды», блок «Проезд перекрестков».

Блок «Проезд перекрестков» включает  6 ситуационных изображений с комментариями.

- поворот налево или разворот по зеленому сигналу светофора безрельсового транспортного средства

- движение в направлении стрелки, включенной в дополнительной секции одновременно с желтым или красным сигналом светофора

- одновременное движение трамвая и безрельсового транспортного средства при разрешающем сигнале светофора или регулировщика

-движение в направлении стрелки, включенной в дополнительной секции одновременно с красным или желтым сигналом светофора при пересечении трамвайных путей

- движение на перекрестке при разрешающем сигнале светофора (завершение маневра)

- движение на перекрестке при разрешающем сигнале светофора при наличии на перекрестке стоп-линий

Педагог демонстрирует каждое изображение, просит прокомментировать изображение и формулирует правила проезда вместе с обучающимися, сопровождая их собственными и текстовыми комментариями.

1. При повороте налево или развороте по зеленому сигналу светофора водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся со встречного направления прямо и направо.

Таким же правилом должны руководствоваться между собой водители трамваев.

Наличие требования о приоритете проезда обусловлено стремлением сохранить единый принцип разъезда транспортного средства (далее ТС) в случаях пересечения их траекторий:  уступает дорогу тот, у кого справа («правило правой руки») появляется помеха в виде движущегося ТС.

Педагог демонстрирует на интерактивной доске 1-е изображение  «Поворот налево или разворот по зеленому сигналу светофора безрельсового транспортного средства».

2. При движении в направлении стрелки, включенной в дополнительной секции одновременно с желтым или красным сигналом светофора, водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся с других направлений.

С целью увеличения пропускной способности ТС на определенных перекрестках движение организуют так, что одновременно с движением по зеленому сигналу светофора разрешается движение и с других направлений по сигналу в дополнительной секции. В этом варианте Правила обязывают уступить дорогу ТС, движущимся по направлению стрелки в дополнительной секции всем другим ТС, движущимся с иных направлений, в которых по зеленому сигналу светофора разрешается движение.

Педагог демонстрирует на интерактивной доске 2-е изображение  «Движение в направлении стрелки, включенной в дополнительной секции одновременно с желтым или красным сигналом светофора».

3. Если сигналы светофора или регулировщика разрешают движение одновременно трамваю и безрельсовым транспортным средствам, то трамвай имеет преимущество независимо от направления его движения. Однако при движении в направлении стрелки, включенной в дополнительной секции одновременно с красным или желтым сигналом светофора, трамвай должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся с других направлений.

Такое право трамвая на первоочередное движение закреплено в данном пункте ПДД, а также в пункте 13.11, который определяет порядок движения на перекрестках равнозначных дорог.

Однако в том случае, если трамвай движется по направлению, которое указывает стрелка в дополнительной секции, включенной одновременно с красным или желтым сигналом светофора, то в такой ситуации преимущества он не имеет и проезжает перекресток на общих основаниях, уступая дорогу ТС, движущимся с других направлений. Но и здесь при одновременном попутном движении по направлению включенной стрелки безрельсовые транспортные средства должны уступать дорогу трамваю (демонстрирует на интерактивной доске 3-е изображение «Одновременное движение трамвая и безрельсового транспортного средства при разрешающем сигнале светофора или регулировщика»).

4. При включении разрешающего сигнала светофора водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам, завершающим движение через перекресток, и пешеходам, не закончившим переход проезжей части данного направления.

Это требование ПДД призвано обеспечить безопасность пешеходам, а также тихоходным и крупногабаритным ТС, которые начали движение через перекресток в конце времени действия зеленого сигнала. Обязанность уступать дорогу в таких случаях относится и к водителям трамваев (демонстрирует на интерактивной доске 4-е изображение «Движение на перекрестке при разрешающем сигнале светофора «завершение маневра»).

5. Водитель, въехавший на перекресток при разрешающем сигнале светофора, должен выехать в намеченном направлении независимо от сигналов светофора на выходе с перекрестка. Однако, если на перекрестке перед светофорами, расположенными на пути следования водителя, имеются стоп - линии (знаки 6.16), водитель обязан руководствоваться сигналами каждого светофора.

Въезжая на перекресток для поворота налево при зеленом сигнале светофора, на выезде с перекрестка водитель может увидеть красный сигнал, который к нему не относится и является дублером основного светофора, установленного на пересекаемой дороге.

«На сложном перекрестке (пересечение с несколькими проезжими частями, бульвар, площадь) возникает необходимость и в более сложных схемах организации движения с поэтапным пропуском транспортных средств в определенных направлениях. В таких случаях в местах, где водитель должен остановиться, наносят стоп - линию или устанавливают дополнительные таблички 6.16 «Стоп - линия». При проезде по такому перекрестку водитель должен руководствоваться сигналами каждого встречающегося на пути его движения светофора и при запрещающем сигнале останавливаться перед стоп -  линией (демонстрирует на интерактивной доске 5-е изображение «Движение на перекрестке при разрешающем сигнале светофора при наличии на перекрестке стоп-линий»).

3 этап. Разбор ситуационных задач на проезд перекрестков.

Педагог предлагает обучающимся 5 анимационных роликов, созданных с помощью интерактивной галереи, по теме проезда перекрестков:

- регулируемый четырехсторонний перекресток

- регулируемый У-образный перекресток

- регулируемый перекресток с круговым движением

- регулируемый четырехсторонний перекресток с двойным пересечением

- регулируемый Т-образный перекресток

Включает модуль «Интерактивная галерея», раздел «Примеры роликов». Показ роликов сопровождается комментарием педагога и обсуждением с детьми решения предложенных ситуационных задач.

Обучающиеся: внимательно просматривают предложенный материал, слушают комментарии, предлагают свои варианты решений, задают вопросы.

4 этап. Решение тестовых билетов по правилам проезда регулируемых перекрестков. 

Педагог открывает на интерактивной доске модуль «Тесты» и предлагает учащимся (выборочно) решить по 4 тестовых вопроса на тему «Проезд перекрестков» (13 вопросы каждого тестового билета). Ответы подтверждаются и проверяются на месте с использованием комментариев сперва обучающихся, затем педагога, а в заключении, при необходимость, текстовых комментариев.

Обучающиеся: выполняют задание.

5 этап. Создание дорожных ситуаций.

Педагог предлагает обучающимся выборочно создать свою дорожную ситуацию по правилам проезда регулируемых перекрестков, используя интерактивную доску: модуль «Интерактивная галерея», блоки «Перекрестки», «Средства регулирования», «Транспортные средства», «Пешеходы».

Обучающиеся подходят по одному к доске, авторизуются, создают ролик по правилам проезда регулируемых перекрестков, записывают его, а затем, вместе с педагогом просматривают и обсуждают, называют и сохраняют в своей учетной записи.

  1. Итог занятия.

Педагог.  А теперь подведем итоги нашего сегодняшнего занятия. Какие знания мы с вами закрепили, что узнали нового и чему научились?

Обучающиеся вспоминают пройденный материал.

Педагог:   Сегодня вы

  • повторили и закрепили знания о перекрестках, его видах, порядке проезда транспортных средств по регулируемому перекрестку;
  • потренировались в решении тестовых и ситуационных задач, разборе дорожных ситуаций, создании роликов дорожных ситуаций.

Та информация, которая получена вами на занятии, очень пригодится для отработки практических навыков безопасности дорожного движения. На наших дальнейших занятиях мы продолжим изучать правила проезда перекрестков (в том числе и нерегулируемых) и отработаем навыки проезда перекрестков с помощью интерактивной доски и программы автотренажера, необходимого для первоначального обучения вождению.

На этом наше занятие заканчивается.  Удачи вам на дорогах!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему: «Использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, в процессе производственного обучения и в воспитательной работе.»

на тему:    «Использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, в процессе производственного обучения  и в воспитательной работе....

Отчет о регулярном использовании современных образовательных технологий в учебном процессе учителя биологии Кравчина Елены Петровны

Отчет о регулярном использовании современных общеобразовательных технологий в учебном процессе учителем биологии...

Методическая разработка "Использование современных образовательных технологий в учебном и воспитательном процессе: проблемное обучение, ролевая деловая игра"

В работе представлен конспект занятия по теме «Дорожно-транспортный травматизм (общая характеристика). Правовые аспекты оказания доврачебной помощи пострадавшим при ДТП»  - Делов...

Использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных (ИКТ), в процессе обучения предмету и в воспитательной работе

Использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных (ИКТ), в процессе обучения предмету и в воспитательной работе...