«Основные типы экологических взаимодействий. Конкурентные взаимодействия»
материал на тему

Асхабова Светлана Сайпуллаевна

Основные типы экологических взаимодействий. Конкурентные взаимодействия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-_konspekt_uroka-igry_ekologicheskie_vzaimodeystviya.docx26.02 КБ

Предварительный просмотр:

БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ

«ЛАНГЕПАССКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

ФИЛИАЛ В ГОРОДЕ ПОКАЧИ

План- конспект урока

«Основные типы экологических взаимодействий. Конкурентные взаимодействия»

Преподаватель общеобразовательных дисциплин

 Асхабова С. С.

Тема: Основные типы экологических взаимодействий. Конкурентные взаимодействия

Тип урока – комбинированный.

Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации, применение их в знакомой и новой учебной ситуациях, проверки уровня усвоения системы знаний и умений средствами игровой технологии.

Цели по содержанию: образовательная – способность пониманию связи между образом жизни и способом добычи питания у животных, выявление причин взаимоотношений животных;

 развивающая- продолжить обучение умениям устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы и обобщения;

воспитательная – способность формированию чувства ответственности за сохранение равновесия в природе.

Методы: репродуктивный и частично поисковый.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная, групповая. Проблемно- поисковая.

Структурный компонент урока

Этап деловой игры

Деятельность обучающихся

Деятельность преподавателя

Оргмомент

Подготовка материального обеспечения игры

Подготавливают рабочее место для игры, формируют проблемные группы

Определяет готовность обучающихся к работе, помогает сформировать проблемные группы, дает задание экспертам.

Целеполагание и мотивация

Ввод в игру

Анализируют проблему, обсуждают главную идею игры, в ходе дискуссии определяют конечную цель, планируют деятельность участников в соответствии с правилами игры

Создает проблемную ситуацию, мотивирует деятельность обучающихся, определяет цели и условия работы, напоминает правила игры

Актуализация знаний и умений

инструктаж

Выясняют пути достижения цели, приемы продуктивной работы, вспоминают методы решения проблемы и правила участия в дискуссии

Консультирует, напоминает алгоритмы работы с информационными источниками и правила ведения дискуссии

Изучение нового учебного материала

Проведение игры. Работа проблемных групп.

Работают с источниками информации, в ходе групповой дискуссии определяют пути решения проблемы.

Наблюдает за деятельностью обучающихся, консультирует, предполагает дополнительные источники информации

Закрепление и применение учебного материала в новой учебной ситуации

Межгрупповая дискуссия

Выступают группами, знакомят партнеров со своим вариантами решения проблемы; заслушивают партнеров; уточняют результаты, обмениваются вопросами, определяют оптимальный путь решения проблемы

Координирует результаты самостоятельной познавательной деятельности обучающихся

Подведение итогов урока. Рефлексия

Подведение итогов деловой игры

Заслушивают мнение экспертной группы, анализируют результаты своей деятельности, оценивают свою работу, обсуждают рекомендации по совершенствованию игровой деятельности

Выводит из игры: создает условия для анализа деятельности, напоминает алгоритм рефлексии; высказывает собственное суждение о достижении цели урока.

Средства обучения: 1) А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник-Общая биология 10-11 кл.

2) Е.И. Тупикин – Общая биология с основами экологии и  природоохранной деятельности. М.: 1999г.,

 3) Д.К. Беляев – Общая биология 10-11 кл. М.Просвещение.

Ход урока

Этап урока (деловой игры)

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

1. Оргмомент (подготовка игры)

Приветствует обучающихся, определяет их готовность к работе. Сообщает о том, что урок пройдет в необычной форме – форме игры. Каждый учащийся станет участником увлекательного путешествия на корабле, в ходе которого много узнает от отношениях животных друг с другом.

Объевляет тему урока – «Основные типы экологических взаимодействий. Конкурентные взаимодействия».

Сообщает, что на уроке будут работать пять проблемных групп. Выбирает двух экспертов.

Приветствуют преподавателя, проверяют готовность своего рабочего места.

Записывают тему урока в тетрадь (дневник путешественника).

Формируют проблемные группы

2. Целеполагание

 и мотивация (ввод в игру)

Актуализация знаний и умений (инструктаж)

Предполагает проблему: ни одно животное на нашей планете не может существовать само по себе; между животными возникают различные взаимоотношения. Как и почему именно эти? Ответ мы попытаемся найти в ходе игры «Путешествие». Цель игры – определить команду знатоков животного мира для путешествия на о. Тасмания. В этот район мы отправим нашу экспедицию с целью изучения необычных взаимоотношений. участвовать в экспедиции могут самые активные обучающиеся сегодняшнего урока. Затем знакомит с планом путешествия(см. Приложение 1). Последовательно записывает цель урока на доске (см. Приложение 2)

Перед началом путешествия сообщает о правилах игры (см. Приложение 3) и предполагает ответить на вопросы викторины(см. Приложение 4). Для решения основной проблемы организует работу в группах, дает задания (см. Приложение 5), напоминает алгоритм работы, предлагает источники информации.

Напоминает правила дискуссии

Знакомятся с планом путешествия.

Вместе с преподавателем формулируют цели урока.

Планируют работу в соответствии с правилами игры. Отвечают на вопросы викторины. Эксперты ведут учет правильных ответов, раздают жетоны. Выясняют пути достижения цели, знакомятся с алгоритмом работы.

Вспоминают правила участия в дискуссии

Изучение нового материала (работа проблемных групп)

Наблюдает за деятельностью обучающихся, консультирует, направляет деятельность обучающихся, предполагает дополнительные источники информации.

Группы отвечают на вопросы. Работают с источниками информации. В групповой дискуссии определяют пути решения проблемы. Ведут дневники путешественника (тетрадь). Записи оформляют в таблице (см. Приложение 6)

Закрепление и применение учебного материала (межгрупповая дискуссия)

Вместе с учащимися заслушивает выступление каждой группы. Корректирует ответы и помогает заполнять таблицу. Проверяет достижение цели, отмечая на доске знаком «+» достигнутую цель. На магнитную доску вывешивают символ пройденной станции.

Выступают представители групп, знакомят одногруппников со своими результатами работы. По ходу отчета группы остальные обучающиеся заполняют таблицу (см. Приложение 6). Эксперты дают жетоны за правильные ответы. Отслеживают результаты достижения цели урока.

Подведение итогов. Рефлексия (этап подведения итогов)

Обращают внимание обучающихся на достижение цели урока. Определяет вместе с учащимися состав команды путешественников на о. Тасмания. Предлагает оценить результат своей деятельности на уроке по количеству набранных жетонов. Возвращается к проблеме, обозначенной в начале урока. В ходе дискуссии уточняет причины возникновения различных отношений между животными.

Убеждаются в достижении цели урока, анализируют результаты своей деятельности, оценивают свою работу, подсчитывая количество набранных жетонов.

Приходят к выводу том,  что в процессе эволюции возникли различные приспособления взаимоотношений животных.

Информация о домашнем задании

Дает домашнее задание: прочитать определенный текст учебника, проанализировать записи в тетради и выполнить задание: составить краткий рассказ о различных взаимоотношениях животных.

Записывают домашнее задание в дневник.

Приложение 1

План путешествия

1-я станция «Взаимовыгодная»

Побывав на этой станции, мы узнаем, как животные помогают друг другу.

2-я станция «Квартирантская».

Здесь мы познакомимся с теми животными, которые ездят на других и порой доедают за ними пищу, но делают так, что другой этого не замечает.

3-я станция «Хищническая» (опасно!)

На этой станции не зевай, смогут съесть живьем. Кто кого ест?

4-я станция «Паразитическая»

На этой станции не съедят, но очень могут навредить здоровью.

5-я станция «Конкурентная»

Прибыв на эту станцию, будь внимателен, не то или еду унесут, или дом займут.

Приложение 2

Задачи урока

(преподаватель записывает на доске)

Выяснить, почему животные помогаю друг другу? Почему в природе встречаются животные-квартиранты? Почему без хищников не может существовать животный мир? Почему паразиты вредят здоровью? Почему в природе существует конкуренция?

Приложение 3

Правила игры:

  • в игре принимает участие веся группа;
  • руководит игрой преподаватель;
  • каждый учащийся отвечает на вопросы викторины (фронтально), совершает путешествие по станциям (работая в группе);
  • преподавателю помогают два эксперта, которые за каждый правильный ответ выдают учащимся жетоны. В конце урока высказывают суждения о достижениях группы на уроке;
  • обучающиеся набравшие 8 и более баллов за количество и качество ответов, получают право совершать путешествие на остров Тасмания.

Приложение 4

Вопросы викторины

  1. Какую роль различные абиотические факторы (температура, влажность) играют в жизни высших растений и животных?
  2. Приведите примеры использования человеком знаний о взаимоотношениях организмов в своей практической деятельности.
  3. Объясните, как изменения экологических факторов влияют на урожай.
  4. Могут ли разные виды занимать одну экологическую нишу?
  5. Какое значение имеют экологические ниши в жизни сообщества?

  1. Что такое питание?   Назовите первое звено в цепи питании?. Объясните свой ответ?
  2. Какое значение имеют экологические ниши в жизни сообщества?
  3. О каких взаимоотношениях растений и животных вам известно?

Приложение 5

Задания проблемным группам

I группа. Станция «Взаимовыгодная»

Цель: понять почему животные помогают друг другу.

Задание

  1. Прочитайте параграфы 77,78 стр. 303-311
  2. Ответьте на вопрос: почему такие отношения называют взаимовыгодными?
  3. Сделайте вывод о пользе взаимовыгодных отношений.
  4. Занесите результаты в дневник путешественника (таблица в тетради)
  5. Подберите пример, отображающий взаимовыгодные отношения; докажите правильность выбора.

II группа. Станция «Квартирантская»

1. Прочитайте параграфы 77, 78стр. 303-311

      2. Ответьте на вопрос: почему такие отношения называют квартирантсвом?

      3. Сделайте вывод о пользе подобных отношений для обоих животных

      4. Занесите результаты в дневник путешественника (таблица в тетради)

      5.Подберите пример, отображающий взаимовыгодные отношения; докажите правильность своего ответа.

IIIгруппа. Станция «Хищническая»

Цель: узнать, почему в животном мире обязательно должны быть хищники.

Задание

  1. Прочитайте параграфы 77,78  стр. 303-311
  2. Ответьте на вопрос: почему такие отношения называют хищничеством?
  3. Сделайте вывод о значении хищников в природе.
  4. Занесите результаты в дневник путешественника (таблица в тетради)
  5. Подберите пример, отображающий взаимовыгодные отношения; докажите правильность выбора.

IV  группа. Станция «Паразитическая»

  1. Прочитайте параграфы 77, 78 стр. 303-311
  2. Ответьте на вопрос: почему блоху, аскариду, клопа называют паразитами?
  3. Сделайте вывод о том, почему они наносят вред другому организму.
  4. Занесите результаты в дневник путешественника (таблица в тетради)
  5. Подберите пример, отображающий взаимовыгодные отношения; докажите правильность своего ответа.

V группа. Станция «Конкурентная»

Цель: узнать, почему в природе существуют конкуренты.

Задание

  1. Прочитайте параграфы 77,78 стр. 303-311
  2. Ответьте на вопрос: почему такие отношения между желудевым дятлом и белкой называют конкуренцией?
  3. Сделайте вывод о причине конкуренции между животными.
  4. Занесите результаты в дневник путешественника (таблица в тетради)
  5. Подберите пример, отображающий взаимовыгодные отношения; докажите правильность своего ответа.

Приложение 6

Взаимоотношения животных

(образец заполнения таблицы)

станция

Форма взаимоотношений животных

Как проявляются отношения

пример

взаимовыгодная

взаимовыгодная

Полезна для тех, и для других

Носорог и воловьи птицы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме «Структура, функции и основные типы современного урока»

В данной работе рассматриваются основные аспекты современного урока в соответствии с требованиями ФГОС....

Основные типы конфликтов. Этапы и последствия конфликта

Презентация к теме "Основные типы конфликтов. Этапы и последствия конфликта".  Дисциплина  "Основы управления персоналом производственного подразделения"...

Презентация на тему: "Основные типы экономических систем"

Презентация к уроку по экономике на тему : Основные типы экономических систем...

Основные типы грузов, поднимаемые грузоподъемными механизмами на пункте грузопереработки из дерева.

Цели урока:Дидактическая:Сформировать умения по выполнению изучаемых трудовых приемов и операций, ознакомить учащихся с организацией рабочего местаОбучающая:1. Ознакомить учащихся с типами грузо...

Конспект урока на тему «Конкурентные взаимодействия»

Конспект урока на тему «Конкурентные взаимодействия» с применением кейс-технологии...

АТТЕСТАЦИЯ. МЕТОДИЧЕСКАЯ разработка урока Тема: «Свадебный макияж. Основные типы и техники»

По МДК 02.02 Технология визажа Специальность «Технология эстетических услуг»...