Отчет по самообразованию на тему " Формирование у старших дошкольников начальных представлений о здоровом образе жизни через пончтия взаимодействия человека и природы на экологических занятиях и вне занятий"
учебно-методический материал на тему

Харина Елена Филипповна

Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Отчет по самообразованию37.63 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «ЦРР д/с № 121»

Отчёт

по самообразованию

на тему:

 «Формирование у старших дошкольников начальных представлений о здоровом образе жизни через понятия взаимодействия человека и природы на экологических занятиях и вне занятий».

                                                                                Воспитатель: Харина Е.Ф.

г. Воронеж 2016г.

          Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становиться сильнее, слишком уж великий урон нанесен живой природе. Мы, наши дети живем в 21 веке и от нас, от них зависит, будет ли существовать гармония в отношениях человека и природы. В соответствии с этим важно особое внимание уделять пониманию детьми своего неразрывного единства с окружающим миром. Причем, это единство должно быть не, только понятно ребенком, но и прочувствовано, должно стать основой гуманного отношения к природе. Поэтому, я полагаю, что успех в воспитании гуманных чувств возможен, если ребенок будет, относиться к каждому живому организму как самоценной, уникальной сущности, имеющей право на жизнь. Формирование чувства единства природы и человека является одним из условий освоения детьми экологической культуры человечества. Особенно если этой проблемой вместе с детьми будут заниматься и их родители.  

    Главной целью я поставила:

  • Изучить проблему экологического воспитания, через изучение научно – методической литературы.
  • Подготовить наглядно-дидактический материал.
  • Стимулировать интерес к исследовательской деятельности.
  • Развитие положительных нравственных качеств, побуждающих детей к соблюдению норм поведения в природе, в обществе.
  • Воспитание этических и эстетических чувств, развитие эмоций средствами природы.
  • Формирование познавательных, практических и творческих умений экологического характера у детей дошкольного возраста.
  • Проведение консультаций и бесед с родителями о здоровом образе жизни.

Пути реализации:

  • Создание условий, развивающей среды.
  • Подготовка наглядно дидактического материала.
  • Сбор природного материала для поделок и гербария.
  • Сбор семян цветов.
  • Проведение поисково-исследовательской деятельности с детьми по сезонам года.
  • Проведение занятий, игр, досугов с детьми и родителями экологического характера.
  • Экологическое просвещение родителей, пропаганда экологических знаний.
  • Участие в конкурсах изобразительного и декоративно - прикладного творчества.
  • Чтение детям произведений о единстве человека и природы.
  • Проведение занятий по укреплению здоровья человека из серии «Познай себя».
  • Воспитание любви и бережного отношения к природе на занятиях и вне занятий.

Дата начала работы над темой: сентябрь 2015 года.

Дата окончания работы над темой: май 2016 года.

     Свою работу я начала с теоретического изучения проблемы, изучая методическую литературу по данной теме, затем составила перспективный план на год:

Сентябрь    1.Изучение методической литературы

Октябрь      1. Подготовка наглядно - дидактического материала.

           2. Сбор природного и бросового материала для поделок.

           3. Сбор семян цветов.

Ноябрь        1. Участие в конкурсах  изобразительного и декоративно-  

                           прикладного творчества.

                      2. Поисково - исследовательская деятельность с детьми на

               занятиях и вне занятий.

Декабрь     1. Изготовление поделок из природного материала к

                          Новому году, оформление группы.

Январь        1. Консультации для родителей: «Как уберечь ребенка от        

простуды», « Средства народной медицины при заболеваниях», «Дети малоежки», «Курение и здоровье», «Экологическая ситуация в нашем городе».

                  2. Викторина «Лекарь по имени Природа»

Февраль     1. Чтение произведений о единстве человека и природы.

                      2. НОД:  Серия конспектов «Познай себя».

                      3. Пересадка комнатных растений.

Март            1. Консультации и беседы с детьми и родителями о спорте, как

    «ключе» к здоровому образу жизни.

2. Спортивное развлечение «Папа, мама и я - спортивная семья».

3. Спортивное соревнование.

4. Посадка огорода на окне совместно с детьми.

Апрель           1. Участие в экологических конкурсах и акциях.

2. Практическая трудовая деятельность детей  совместно с      

    воспитателем на клумбе.

3. Посадка овощных культур на улице (на огороде).

4. Проведение экологического досуга на тему «Не поётся птицам  

     без небес, а зверятам снится, снится лес»

Май              1. Воспитание любви и бережного отношения к природе через

                           НОД и в режимных моментах.

2. Провести работу с родителями по продолжению    

   экологического воспитания детей через чтение художественной

литературы (предложить список  литературы, отражающей единство человека и природы).

          Для реализации плана была проделана работа для подготовки наглядно – дидактического материала своими руками.

  • Плакаты: «Люби и охраняй природу», «Природа под угрозой», «Связь живой и не живой природы», «Три среды обитания», «Чего не  должно быть», «Лекарственные растения»
  • Модели эколого - систематических групп: «Живое», «Птицы», «Рыбы», «Звери» и « Насекомые».
  • Дидактическая игра « Экологические цепочки»

          Для достижения поставленных задач были использованы разнообразные методы, направленные на развитие личности ребенка в целом, а так же на совершенствование речи, их мышления, творческих способностей, культуры чувств. Приоритет в обучении отдавался совместной практической деятельности воспитателей и детей.

         Для знакомства детей с использованием факторов природной среды для укрепления здоровья человека, я проводила занятия из серий «Познай себя сам», «Наш дом – природа». Были показаны детям видео ролики о природе.

        Круглый год проводила с детьми поисковую и опытническую деятельность, наблюдение. В работе использовала метод моделирования, конструирования. Дети научились делать выводы и анализировать полученный результат.

       Детские знания были пополнены животными и растениями, занесенными в «Красную книгу», которую сами сделали совместно с воспитателем. Ребята собрали богатый материал растений и животных, делали вырезки с разных журналов и старых детских книг, это способствовало лучше познакомиться с редкими растениями и животными, занесёнными в «Красную книгу».  Дети научились сочинять экологические сказки и загадки, разгадывать кроссворды, играть в игры «Земля, вода, огонь, воздух», «Эхо», «Сокол и лиса», «Садовник», «Съедобное- несъедобное», «У медведя во бору» и др.

      В течение года вместе с детьми принимала участия в конкурсах: «Золотая осень», «Зимний букет», «Новогодние чудеса», пластилиновая сказка», «Ты и я с книгой лучшие друзья», «Умная закладка», «Краски осени», «Природа под угрозой», «Мастерская Деда Мороза», «Новогодняя фантазия», «Зимний букет», «Осторожно, огонь!», о чем свидетельствуют грамоты и дипломы за призовые места и участия. Также были проведены международные акции «Нет туберкулезу!», «День птиц». Были получены в феврале и апреле благодарности за вклад в экологическое воспитание дошкольников.

      Большое внимание в течение года уделялось привитию детям знаний об использовании средств народной медицины при различных заболеваниях, правилам поведения при простудных заболеваниях, о правильном поведении на природе. Были проведены экологические досуги «Не поется птицам без небес, а зверятам снится, снится лес», «Лекарь по имени Природа». Викторины, разгадывания кроссвордов, сочинение сказок и загадок о природе.

      Дети усвоили, что спорт – это здоровье. Многие из них посещают спортивные секции, участвовали в соревнованиях и заняли второе место в районе. Было проведено мероприятие «Папа, мама и я – спортивная семья».

      Экологическое воспитание дошкольников не возможно без участия родителей. Изготовление кормушек силами родителей, кормушки были изготовлены из различного бросового материала, это и пластмассовые бутылки, коробки от молока и кефира.  На родительском собрание провела выступление на тему «Формирование культуры здорового образа жизни дошкольника». В беседах и консультациях были затронуты темы «Как уберечь ребенка от простуды», «Средства народной медицины при заболеваниях», «Дети малоежки», «Курение и здоровье», «Экологическая ситуация в нашем городе». Провела анкетирования на выше указанные темы.

      Вся работа по экологическому воспитанию была пронизана воспитанием любви и бережного отношения к природе под девизом «Любить природу – значит любить Родину». В феврале провела мероприятия по патриотическому воспитанию «Пусть небо будет голубым…».

      На лето предложила родителям список литературы для чтения с детьми для продолжения экологического образования детей.

      Анализируя свою работу я выяснила, что все мероприятия, проводимые с детьми и родителями помогли нам и сыграли большую роль в экологическом воспитании детей.

      В результате проделанной работы:

• у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;

• сформировано осознанно-правильное отношение к объектам и явлениям природы;

• сформированы начала экологической культуры детей;

• дети получают практические знания по охране природы;

• развиваются речевые навыки детей;

• дети учатся экспериментировать, анализировать, делать выводы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста. Оздоровительные интегрированные занятия. (из опыта работы).

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Формирование здорового образа жизни должно начинаться с...

Роль физических упражнений в формировании здорового образа жизни в процессе занятий со студентами

Каждый современный человек немало наслышан о пользе движения, о том, что без двигательной активности трудно сохранить здоровье. Вспоминаются мудрые изречения мыслителей древности: “Умеренно и последов...

Формы работы с родителями по формированию у дошкольников навыков здорового образа жизни.

Современное развитие России связано с модернизацией в сфере образования, которая в первую очередь затрагивает проблемы формирования подрастающего поколения, интегрированного в современное общество....

Доклад "Формирование культуры здорового образа жизни дошкольника"

Отношение ребенка к своему здоровью является фундаментом, на котором можно выстроить потребность в здоровом образе жизни....

академия здорового образа жизни "А глаз как у орла" для старших дошкольников

воспитываем желание быть здоровыми,формируем первичные знания об органах зрения человека....

Подведены итоги Всероссийских конкурсных мероприятий, направленных на расширение практического опыта образовательных организаций по формированию у обучающейся молодежи навыков и компетенций здорового образа жизни

Более 2-х месяцев педагогические работники образовательных организаций разных уровней и лидеры Всероссийского молодежного движения ЗАЗОЖ принимали участие в дистанционных конкурсных мероприятиях.Всеро...