РП по УД Химия
рабочая программа по теме

Содержание общеобразовательной учебной дисциплины «Химия» направлено на усвоение обучающимися основных понятий, законов и теорий химии; овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_himiyaom-1701_oz-1701_oe-1701.docx72.05 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ГБПОУ «Сахалинский промышленно-экономический техникум»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ХИМИЯ»

13.02.01 – Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования по (отраслям)

10.02.01- Организация и технология защиты информации

23.02.04 – Техническая эксплуатация подъемно – транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования (по отраслям)

Группы: ОЭ-1701, ОЗ -1701, ОМ -1701

Южно-Сахалинск, 2017 год

Составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 г. № 413 и на основе примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «Химия» для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО»), Протокол № 3 от 21 июля 2015 г. Регистрационный номер рецензии 385 от 23 июля2015 г. ФГАУ «ФИРО». (Автор:О.С. Габриелян, профессор кафедры естественно-экологического образования)

Рассмотрено на заседании ПЦК МЕНД

Протокол № 9 от 03.05.2017 г.

ППЦК __________ Л.В. Садыкова

Рассмотрена на заседании

Методического совета ГБПОУ «СПЭТ»

Протокол №6 от «06» июня 2017 г.

Председатель МС___________ С.А. Блохина

Составитель: Брязгунова Е.Н., преподаватель первой квалификационной категории ГБПОУ «СПЭТ»


СОДЕРЖАНИЕ:

1. Пояснительная записка............................................................................................................4

2. Общая характеристика учебной дисциплины........................................................................5

3. Место учебной дисциплины в учебном плане.......................................................................7

4. Результаты освоения учебной дисциплины...........................................................................8

5. Тематическое планирование и содержание учебной дисциплины.....................................10

6. Характеристика основных видов деятельности....................................................................18

7. Контроль и оценка результатов учебной дисциплины .......................................................21

8.Условия реализации учебной дисциплины............................................................................23


1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебной дисциплины «Химия» предназначена для изучения химии в ГБПОУ «Сахалинский промышленно-экономический техникум» реализующего образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке специалистов среднего звена, по специальностям технического профиля.

Содержание программы «Химия» направлено на достижение следующих целей:

  • формирование у обучающихся умения оценивать значимость химического знания для каждого человека;
  • формирование у обучающихся целостного представления о мире и роли химии в создании современной естественнонаучной картины мира; умения объяснять объекты и процессы окружающей действительности: природной, социальной, культурной, технической среды, — используя для этого химические знания;
  • развитие у обучающихся умений различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определенной системой ценностей, формулировать и обосновывать собственную позицию;
  • приобретение обучающимися опыта разнообразной деятельности, познания и самопознания; ключевых навыков, имеющих универсальное значение для различных видов деятельности (навыков решения проблем, принятия решений, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, навыков измерений, сотрудничества, безопасного обращения с веществами в повседневной жизни).

В программу включено содержание, направленное на формирование у студентов компетенций, необходимых для качественного освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования; программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ).

2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Химия — это наука о веществах, их составе и строении, свойствах и превращениях, значении химических веществ, материалов и процессов в практической деятельности человека.

Содержание общеобразовательной учебной дисциплины «Химия» направлено на усвоение обучающимися основных понятий, законов и теорий химии; овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций.

В процессе изучения химии у обучающихся развиваются познавательные интересы и интеллектуальные способности, потребности в самостоятельном приобретения знаний по химии в соответствии с возникающими жизненными проблемами, воспитывается бережное отношения к природе, понимание здорового образа жизни, необходимости предупреждения явлений, наносящих вред здоровью и окружающей среде. Они осваивают приемы грамотного, безопасного использования химических веществ и материалов, применяемых в быту, сельском хозяйстве и на производстве.

При структурировании содержания общеобразовательной учебной дисциплины для профессиональных образовательных организаций, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учитывалась объективная реальность — небольшой объем часов, отпущенных на изучение химии и стремление максимально соответствовать идеям развивающего обучения. Поэтому теоретические вопросы максимально смещены к началу изучения дисциплины, с тем, чтобы последующий фактический материал рассматривался на основе изученных теорий.

Реализация дедуктивного подхода к изучению химии способствует развитию таких логических операций мышления, как анализ и синтез, обобщение и конкретизация, сравнение и аналогия, систематизация и классификация и др.

Изучение химии в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, имеет свои особенности в зависимости от профиля профессионального образования. Это выражается в содержании обучения, количестве часов, выделяемых на изучение отдельных тем программы, глубине их освоения обучающимися, объеме и характере практических занятий, видах внеаудиторной самостоятельной работы студентов.

Специфика изучения химии при овладении профессиями и специальностями технического профиля отражена в каждой теме раздела «Содержание учебной дисциплины». Этот компонент реализуется при индивидуальной самостоятельной работе обучающихся (написании рефератов, подготовке сообщений, защите проектов), в процессе учебной деятельности под руководством преподавателя (выполнении химического эксперимента — лабораторных опытов и практических работ, решении практикоориентированных расчетных задач и т. д.).


3. МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Учебная дисциплина «Химия» является учебным предметом по выбору из обязательной предметной области «Естественные науки» ФГОС среднего общего образования.

Учебная дисциплина «Химия» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППССЗ).

В учебных планах ППССЗ место учебной дисциплины «Химия» — в составе общеобразовательных учебных дисциплин по выбору, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования, для специальностей СПО технического профиля.

Распределение часов, отводимое на освоение учебной дисциплины «Химия», по семестрам (для групп ОМ-1701, ОЗ-1701, ОЭ-1701)

№ п\п

Нагрузка обучающегося

Номер семестра

Всего часов

1

2

3

4

5

6

1.

ОДБ. Химия

51

66

117

  1. Обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося

34

44

78

В том  числе:

Занятий на уроках

18

30

48

Лабораторных работ

Практических занятий

16

14

30

  1. Самостоятельной работы обучающегося

17

22

39

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета

д/з


4. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Освоение содержания учебной дисциплины «Химия», обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

личностных:

  • чувство гордости и уважения к истории и достижениям отечественной химической науки; химически грамотное поведение в профессиональной деятельности и в быту при обращении с химическими веществами, материалами и процессами;
  • готовность к продолжению образования и повышения квалификации в избранной профессиональной деятельности и объективное осознание роли химических компетенций в этом;
  • умение использовать достижения современной химической науки и химических технологий для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности;

метапредметных:

  • использование различных видов познавательной деятельности и основных интеллектуальных операций (постановки задачи, формулирования гипотез, анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, выявления причинно-следственных связей, поиска аналогов, формулирования выводов) для решения поставленной задачи, применение основных методов познания (наблюдения, научного эксперимента) для изучения различных сторон химических объектов и процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;
  • использование различных источников для получения химической информации, умение оценить ее достоверность для достижения хороших результатов в профессиональной сфере;

предметных:

  • сформированность представлений о месте химии в современной научной картине мира; понимание роли химии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;
  • владение основополагающими химическими понятиями, теориями, законами и закономерностями; уверенное пользование химической терминологией и символикой;
  • владение основными методами научного познания, используемыми в химии: наблюдением, описанием, измерением, экспериментом; умение обрабатывать, объяснять результаты проведенных опытов и делать выводы; готовность и способность применять методы познания при решении практических задач;
  • сформированность умения давать количественные оценки и производить расчеты по химическим формулам и уравнениям;
  • владение правилами техники безопасности при использовании химических веществ;
  • сформированность собственной позиции по отношению к химической информации, получаемой из разных источников.


5. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Химия»

 (для группы ОМ-1701,ОЗ-1701 ,ОЭ-1701)

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

1

2

3

1 курс, 1 семестр

Введение

Содержание

Научные методы познания веществ и химических явлений. Роль эксперимента и теории в химии. Моделирование химических процессов.

2

Тематика теоретических заданий

 1. Введение

2

1.Общая и неорганическая химия.

1.1. Основные понятия и законы.

Содержание

Основные понятия химии. Вещество. Атом. Молекула. Химический элемент. Аллотропия. Простые и сложные вещества. Качественный и количественный состав веществ. Химические знаки и формулы. Относительные атомная и молекулярная массы. Количество вещества.

Основные законы химии. Стехиометрия. Закон сохранения массы веществ. Закон постоянства состава веществ молекулярной структуры. Закон Авогадро и следствия их него.

Расчетные задачи на нахождение относительной молекулярной массы, определение массовой доли химических элементов в сложном веществе.

Тематика теоретических занятий

2. Основные понятия химии.

2

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся:

Изготовление газеты «Химия-наука о веществах».

2

3.Основные законы химии.

2

4.Решение задач.

2

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся:

Решение расчетных задач.

 1

1.2. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева

Содержание

Периодический закон Д.И. Менделеева. Открытие Д.И. Менделеевым Периодического закона. Периодический закон в формулировке Д.И. Менделеева.

Периодическая таблица химических элементов – графическое отображение периодического закона. Структура периодической таблицы: периоды (малые и большие), группы (главная и побочная).

Строение атома и периодическийзаконД.И. Менделеева. Атом – сложная частица. Ядро (протоны и нейтроны) и электронная оболочка.

Изотопы. Строение электронных оболочек атомов элементов малых периодов. Особенности строения электронных оболочек атомов элементов больших периодов (переходных элементов). Понятие об орбиталях. s-, р- и d-Орбитали. Электронные конфигурации атомов химических элементов.

Современная формулировка периодического закона. Значение периодического закона и периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева для развития науки и понимания химической картины мира.

7

Тематика лабораторного занятия

5.Лабораторная работа № 1. «Моделирование построения Периодической таблицы химических элементов».

2

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся:

Подготовить сообщения по теме «Эволюция представлений о строении атома».

2

Тематика теоретических занятий

6.Строение атома.

2

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся:

Составить электронные формулы химических элементов.

1

1.3. Строение вещества.

Содержание

Ионная химическая связь. Катионы, их образование из атомов в результате процесса окисления. Анионы, их образование из атомов в результате процесса восстановления. Ионная связь, как связь между катионами и анионами за счет электростатического притяжения. Классификация ионов: по составу, знаку заряда, наличию гидратной оболочки. Ионные кристаллические решетки. Свойства веществ с ионным типом кристаллической решетки.

Ковалентная химическая связь. Механизм образования ковалентной связи (обменный и донорно-акцепторный). Электроотрицательность. Ковалентные полярная и неполярная связи. Кратность ковалентной связи. Молекулярные и атомные кристаллические решетки. Свойства веществ с молекулярными и атомными кристаллическими решетками.

Металлическая связь. Металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь. Физические свойства металлов.

Агрегатные состояния веществ и водородная связь. Твердое, жидкое и газообразное состояния веществ. Переход вещества из одного агрегатного состояния в другое. Водородная связь.

Чистые вещества и смеси. Понятие о смеси веществ. Гомогенные и гетерогенные смеси. Состав смесей: объемная и массовая доли компонентов смеси, массовая доля примесей.

Дисперсные системы. Понятие о дисперсной системе. Дисперсная фаза и дисперсионная среда. Классификация дисперсных систем. Понятие о коллоидных системах.

10

Тематика теоретических занятий

7. Химическая связь.

2

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся:

Домашняя контрольная работа по теме «Химическая связь».

2

8. Чистые вещества и смеси.

2

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся:

Выполнить домашнюю практическую работу по теме «Выращивание кристаллов».

2

Тематика лабораторного занятия

9.Лабораторная работа № 2. «Дисперсные системы».

2

1.4. Вода. Растворы. Электролитическая диссоциация.

Содержание

Вода. Растворы. Растворение. Вода как растворитель. Растворимость веществ. Насыщенные, ненасыщенные, пересыщенные растворы. Зависимость растворимости газов, жидкостей и твердых веществ от различных факторов.

Массовая доля растворенного вещества.

Электролитическая диссоциация. Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация. Механизмы электролитической диссоциации для веществ с различными типами химической связи. Гидратированные и негидратированные ионы. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты. Основные положения теории электролитической диссоциации. Кислоты, основания и соли как электролиты.

9

Тематика теоретических занятий

10. Вода. Растворы. Растворение.

2

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся:

Решение расчетных задач.

1

11. Электролитическая диссоциация.

2

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся:

Подготовить сообщение по теме «Кристаллогидраты и их применение».

2

Тематика  практического занятия

12.Практическая работа № 1. «Приготовление раствора заданной концентрации».

2

1.5. Классификация неорганических соединений и их свойства.

Содержание

Кислоты и их свойства. Кислоты как электролиты, их классификация по различным признакам. Химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации. Особенности взаимодействия концентрированной серной и азотной кислот с металлами. Основные способы получения кислоты.

Основания и их свойства. Основания как электролиты, их классификация по различным признакам. Химические свойства оснований в свете теории электролитической диссоциации. Разложение нерастворимых в воде оснований. Основные способы получения оснований.

Соли и их свойства. Соли как электролиты. Соли средние, кислые и оснóвные. Химически свойства солей в свете теории электролитической диссоциации. Способы получения солей.

Гидролиз солей.

Оксиды и их свойства. Солеобразующие и несолеобразующие оксиды. Основные, амфотерные и кислотные оксиды. Зависимость характера оксида от степени окисления образующего его металла. Химические свойства оксидов. Получение оксидов.

12

Тематика теоретических занятий

13.Кислоты и их свойства. Основания и их свойства.

2

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся:

Изучить правила работы с кислотами и щелочами в химическом кабинете.

2

Тематика лабораторного занятия

14.Лабораторная работа № 3. «Свойства кислот и щелочей».

2

15.Оксиды и их свойства.

2

Тематика лабораторного занятия

16.Лабораторная работа № 4. «Свойства солей. Гидролиз солей».

2

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся:

Выполнение домашней контрольной работы по теме «Гидролиз солей».

2

1.6. Химические реакции.

Содержание

Классификация химических реакций. Реакции соединения, разложения, замещения, обмена. Каталитические реакции. Обратимые и необратимые реакции. Гомогенные и гетерогенные реакции. Экзотермические и

эндотермические реакции. Тепловой эффект химических реакций. Термохимические уравнения.

Окислительно-восстановительные реакции. Степень окисления. Окислитель и восстановление. Восстановитель и окисление. Метод электронного баланса для составления уравнений окислительно-восстановительных реакций.

Скорость химических реакций. Понятие о скорости химических реакций. Зависимость скорости химических реакций от различных факторов: природы реагирующих веществ, их концентрации, температуры, поверхности соприкосновения и использования катализаторов.

Обратимость химических реакций. Обратимые и необратимые реакции. Химическое равновесие и способы его смещения.

11

Тематика теоретических занятий

17. Классификация химических реакций. Окислительно-восстановительные реакции.

2

1 курс, 2 семестр

18.Скорость химической реакции, ее обратимость.

2

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся:

Выполнение домашней лабораторной работы по теме «Катализ и катализаторы».

2

19. Классификация химических реакций.

2

Тематика лабораторного занятия

20. Лабораторная работа № 5. «Химические реакции».

2

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся:

Составить схему синтеза аммиака и схему получения алюминия.

1

1.7. Металлы и неметаллы.

Содержание

Металлы. Особенности строения атомов и кристаллов. Физические свойства металлов. Классификация металлов по различным признакам. Химические свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов. Металлотермия.

Общие способы получения металлов. Понятие о металлургии. Пирометаллургия, гидрометаллургия и электрометаллургия. Сплавы черные и цветные.

Неметаллы. Особенности строения атомов. Неметаллы – простые вещества. Зависимость свойств галогенов от их положения в Периодической системе. Окислительные и восстановительные свойства неметаллов в зависимости от их положения в ряду электроотрицательности.

10

Тематика теоретических занятий

21. Металлы. Понятие о металлургии. Сплавы.

2

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся:

Подготовить сообщения по теме «Металлургия», «Коррозия металлов».

2

22. Неметаллы.

2

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся:

Составить схему производства серной кислоты.

2

Тематика  практического занятия

23. Практическая работа № 2. «Получение, собирание и распознавание газов. Решение экспериментальных задач».

2

  1. Органическая химия.

2.1. Основные понятия органической химии и теория строения органических соединений.

Содержание

Предмет органической химии.Природные, искусственные и синтетические органические вещества. Сравнение органических веществ с неорганическими.

Валентность. Химическое строение как порядок соединения атомов в молекулы по валентности.

Теория строения органических соединений А.М. Бутлерова. Основные положения теории химического строения. Изомерия и изомеры. Химические формулы и модели молекул в органической химии.

Классификация органических веществ. Классификация веществ по строению углеродного скелета и наличию функциональных групп. Гомологи и гомология. Начала номенклатуры IUPAC.

Классификация реакций в органической химии. Реакции присоединения (гидрирования, галогенирования, гидрогалогенирования, гидратации). Реакции отщепления (дегидрирования, дегидрогалогенирования, дегидратации). Реакции замещения. Реакции изомеризации.

7

Тематика теоретических занятий

24. Основные понятия и законы органической химии.

2

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся:

Подготовить сообщения по теме «Значение органической химии».

1

Тематика лабораторного занятия

25. Лабораторная работа № 6. «Изготовление моделей молекул органических веществ».

2

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся:

Составить формулы органических веществ и дать им названия по номенклатуре.

2

2.2. Углеводороды и их природные источники.

Содержание

Алканы.Алканы: гомологический ряд, изомерия и номенклатура алканов.Химические свойства алканов (метана, этана): горение, замещение, разложение, дегидрирование. Применение алканов на основе свойств.

Алкены. Этилен, его получение (дегидрированием этана, деполимеризацией полиэтилена).Гомологический ряд, изомерия, номенклатура алкенов. Химические свойства этилена: горение, качественные реакции (обесцвечивание бромной воды и раствора перманганата калия), гидратация, полимеризация.Применение этилена на основе свойств.

Диены и каучуки. Понятие о диенах как углеводородах с двумя двойными связями. Сопряженные диены. Химические свойства бутадиена-1,3 и изопрена: обесцвечивание бромной воды и полимеризация в каучуки. Натуральный и синтетические каучуки. Резина.

Алкины.Ацетилен.Химические свойства ацетилена: горение, обесцвечивание бромной воды, присоединениехлороводорода и гидратация. Применение ацетилена на основе свойств. Межклассовая изомерия с алкадиенами.

Арены.Бензол.Химические свойства бензола: горение, реакции замещения (галогенирование, нитрование). Применение бензола на основе свойств.

Тематика теоретических занятий

30

26. Алканы. Алкены.

2

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся:

Выполнить домашнюю контрольную работу по теме «Предельные углеводороды».

1

Тематика  практического занятия

27. Практическая работа № 3. «Составление и нахождение формул углеводородов».

2

28.Алкадиены. Алкины.

2

Тематика лабораторного занятия

29. Лабораторная работа № 7. «Получение ацетилена, испытание его свойств».

2

30. Арены. Природные источники углеводородов.

2

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся:

Подготовить сообщения по темам «Нефть. Состав и переработка нефти», «Перегонка нефти», «Природный газ».

1

Тематика лабораторного занятия

31. Лабораторная работа № 8. «Нефть и продукты ее переработки».

2

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся:

Выполнить домашнюю контрольную работу по теме «Арены».

2

32. Спирты. Фенолы.

2

33. Альдегиды. Карбоновые кислоты.

2

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся:

Выполнить домашнюю контрольную работу по теме «Спирты. Фенолы. Альдегиды».

2

Тематика лабораторного занятия

34. Лабораторная работа № 9. «Свойства глицерина. Свойства уксусной кислоты».

2

35. Сложные эфиры и жиры. Углеводы.

2

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся:

Выполнить домашнюю контрольную работу по теме «Карбоновые кислоты. Сложные эфиры и жиры. Углеводы».

2

Тематика лабораторного занятия

36 .Лабораторная работа № 10 . «Жиры. Углеводы».

2

2.4. Азотсодержащие органические соединения. Полимеры.

Содержание

Амины. Понятие об аминах. Алифатические амины, их классификация и номенклатура. Анилин, как органическое основание. Получение анилина из нитробензола.Применение анилина на основе свойств.

Аминокислоты. Аминокислоты как амфотерные дифункциональные органические соединения. Химические свойства аминокислот: взаимодействие со щелочами, кислотами и друг с другом (реакция поликонденсации). Пептидная связь и полипептиды. Применение аминокислот на основе свойств.

Белки.Первичная, вторичная, третичная структуры белков. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз, цветные реакции. Биологические функции белков.

10

Тематика теоретических занятий

37.  Азотсодержащие органические соединения. Полимеры.

2

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся:

Повторить из курса биологии темы «Белки», «Биологический синтез белков».

2

38. Лабораторная работа № 11. «Амины. Белки».

2

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся:

Подготовить сообщения по теме «Пластмассы. Волокна».

2

Тематика  практического занятия

39 .Практическая работа № 4. «Решение экспериментальных задач на идентификацию органических соединений». Зачет

2

Всего

117


6. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

(по разделам содержания УД)

Содержание обучения

Характеристика основных видов деятельности студентов (на уровне учебных действий)

Важнейшие химические понятия

Умение давать определение и оперировать следующими химическими понятиями: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем газообразных веществ, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология

Основные законы химии

Формулирование законов сохранения массы веществ и постоянства состава веществ.

Установка причинно-следственной связи между содержанием этих законов и написанием химических формул и уравнений. Установка эволюционной сущности менделеевской и современной формулировок периодического закона Д. И. Менделеева. Объяснение физического смысла символики периодической таблицы химических элементов Д. И. Менделеева (номеров элемента, периода, группы) и установка причинно-следственной связи между строением атома и закономерностями изменения свойств элементов и образованных ими веществ в периодах и группах.

Характеристика элементов малых и больших периодов по их положению в Периодической системе Д. И. Менделеева

Основные теории химии

Установка зависимости свойств химических веществ от строения атомов образующих их химических элементов. Характеристика важнейших типов химических связей и относительности этой типологии.

Объяснение зависимости свойств веществ от их состава и строения кристаллических решеток.

Формулировка основных положений теории электролитической диссоциации и характеристика в свете этой теории свойств основных классов неорганических соединений.

Формулировка основных положений теории химического строения органических соединений и характеристика в свете этой теории свойств основных классов органических соединений

Важнейшие вещества и материалы

Характеристика состава, строения, свойств, получения и применения важнейших металлов (ТА и II А групп, алюминия, железа, а в естественно-научном профиле и некоторых d-элементов) и их соединений.

Характеристика состава, строения, свойств, получения и применения важнейших неметаллов (VIII А, УНА, У!А групп, а также азота и фосфора, углерода и кремния, водорода) и их соединений. Характеристика состава, строения, свойств, получения и применения важнейших классов углеводородов (алканов, циклоалка- нов, алкенов, алкинов, аренов) и их наиболее значимых в народнохозяйственном плане представителей.

Аналогичная характеристика важнейших представителей других классов органических соединений: метанола и этанола, сложных эфиров, жиров, мыл, альдегидов (формальдегидов и ацетальдегида), кетонов (ацетона), карбоновых кислот (уксусной кислоты, для естественно-научного профиля представителей других классов кислот), моносахаридов (глюкозы), дисахаридов (сахарозы), полисахаридов (крахмала и целлюлозы), анилина, аминокислот, белков, искусственных и синтетических волокон, каучуков, пластмасс

Химический язык и символика

Использование в учебной и профессиональной деятельности химических терминов и символики.

Название изученных веществ по тривиальной или международной номенклатуре и отражение состава этих соединений с помощью химических формул.

Отражение химических процессов с помощью уравнений химических реакций

Химические реакции

Объяснение сущности химических процессов. Классификация химических реакций по различным признакам: числу и составу продуктов и реагентов, тепловому эффекту, направлению, фазе, наличию катализатора, изменению степеней окисления элементов, образующих вещества.

Установка признаков общего и различного в типологии реакций для неорганической и органической химии.

Классифицикация веществ и процессов с точки зрения окисления-восстановления. Составление уравнений реакций с помощью метода электронного баланса.

Объяснение зависимости скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов

Химический эксперимент

Выполнение химического эксперимента в полном соответствии с правилами безопасности.

Наблюдение, фиксация и описание результатов проведенного эксперимента

Химическая информация

Проведение самостоятельного поиска химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета). Использование компьютерных технологий для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах

Расчеты по химическим формулам и уравнениям

Установка зависимости между качественной и количественной сторонами химических объектов и процессов.

Решение расчетных задач по химическим формулам и уравнениям

Профильное и профессионально значимое содержание

Объяснение химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве.

Определение возможностей протекания химических превращений в различных условиях.

Соблюдение правил экологически грамотного поведения в окружающей среде.

Оценка влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы.

Соблюдение правил безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием. Подготовка растворов заданной концентрации в быту и на производстве.

Критическая оценка достоверности химической информации, поступающей из разных источников


7. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины «Химия» включает текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию.

Текущий контроль успеваемости осуществляется в форме устного опроса, тестирования, выполнения практических работ, подготовки сообщений, рефератов, опорных конспектов.

В основе текущего контроля используется четырехбальная шкала оценки (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно).

Формы и методы текущего контроля по учебной дисциплине доводятся до сведения обучающихся в начале изучения дисциплины.

К рабочей программе УД «Химия» разработан фонд оценочных средств (ФОС), который включает в себя контрольно-измерительные материалы (КИМы), предназначенные для оценки результатов обучения.

Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет) осуществляется в форме тестирования.

Вопросы к дифференцированному зачету

  1. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева

на основе представлений о строении атомов. Значение периодического закона для развития науки.

  1.  Строение атомов химических элементов и закономерности в изменении их свойств на примере а) элементов одного периода; б) элементов одной главной подгруппы.
  2.  Виды химической связи: ионная, металлическая, ковалентная (полярная, неполярная);

простые и кратные связи в органических соединениях.

  1.  Кристаллические решетки. Зависимость свойств от строения кристаллических решеток.
  2.  Классификация химических реакций в неорганической и органической химии.
  3.  Химическое равновесие и условия его смещения; изменение концентрации реагирующих веществ, температуры, давления.
  4.  Основные классы соединений неорганических веществ: оксиды, кислоты, основания, соли.
  5.  Скорость химических реакций. Зависимость скорости от природы, концентрации

веществ, температуры, катализатора.

  1.  Основные положения теории химического строения органических веществ А.М.Бутлерова.
  2.  Изомерия органических соединений и ее виды.
  3.  Электрохимический ряд напряжения металлов. Вытеснение металлов из растворов солей другими металлами.
  4.  Аллотропия неорганических веществ на примере углерода и кислорода, фосфора.
  5.  Металлы, их положение в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева, строение их атомов, общие химические свойства металлов.
  6.  Неметаллы, их положение в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева, строение их атомов, общие химические свойства неметаллов.
  7. Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель.
  8.  Водородные соединения неметаллов. Закономерности изменения их свойств в связи с положением в периодической системе Д.И.Менделеева.
  9.  Высшие оксиды. Закономерности изменения их свойств в связи с положением в периодической системе Д.И.Менделеева.
  10.  Кислоты, их классификация и свойства на основе представлений об электролитической диссоциации.
  11.  Основания, их классификация и свойства на основе представлений об электролитической диссоциации.
  12.  Соли, их классификация и свойства .

8.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

8.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины Химия требует наличия учебного кабинета химии.

Оборудование учебного кабинета:

  • посадочные места по количеству студентов;
  • рабочее место преподавателя
  • доска
  • наглядные пособия

Технические средства обучения:

  • телевизор

Учебно-методическая документация:

  • учебно-методический комплекс
  • методические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы
  • контрольно-измерительные материалы по темам и разделам учебной дисциплины

8.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы:

Основная:

  1. Ерохин Ю.М. Химия: Учебник для сред. проф. учеб, заведений /Ю.М.Ерохин. -20-е изд., стер. -М.: Издательский центр Академия, 2015. - 400с.

Дополнительная:

2. Ерохин Ю.М. Сборник задач и упражнений по химии (с дидактическим материалом): Учебное пособие /Ю.М.Ерохин. -7-е изд., стер. -М.: Издательский центр общеобр, учреждений /О.С.Габриелян. -10-е изд., стер. - М.: Дрофа, 2015. Академия, 20Ю.-304с.

3. Габриелян О.С. Химия. 10 класс. Базовый уровень: Учебник для общеобр, учреждений /О.С.Габриелян. -10-е изд., стер. - М.: Дрофа, 2015. Академия, 2010. -304с.

4. Габриелян О.С. Химия. 11 класс. Базовый уровень: Учебник для общеобр. Учреждений /О.С.Габриелян. -10-е изд., стер. - М.: Дрофа, 2015. -223с.

5. Цветков ЛА. Органическая химия: Учебник для учащихся 10-11 классов общеобразоват. Учреждений /Л.А.Цветков.- М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2014.-271с.

Наглядные пособия:

1.Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева

2. Таблица растворимости кислот, солей и оснований

3. Электрохимический ряд напряжений металлов

4. Портреты ученых- химиков

Интернет-ресурсы:

www.pvg.mk.ru (олимпиада «Покори Воробьевы горы»).

www.hemi.wallst.ru (Образовательный сайт для школьников «Химия»).

www.alhimikov.net (Образовательный сайт для школьников).

8.3. Кадровые условия

Преподаватель должен иметь высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Химия».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тесты по общей и неорганической химии, тесты по аналитической химии

тесты по общей и неорганической химии, тесты по аналитической химии...

Учебно-методическое пособие по выполнению индивидуальных заданий по дисциплине Химия ( Аналитическая химия) для студентов специальности 19.02.10.

Данное учебно-методическое пособие предназначено для студентов очной формы обучения 19.02.10 «Технология продукции общественного питания», выполняющих индивидуальные задания по дисциплине «Химия» (Ана...

Учебно-методическое пособие по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы учебной дисциплины Химия, Естествознание (Химия)

Учебно-метдическое пособие содержит:1. Результаты выполнения самостоятельных работ, подлежащие проверке  2. Оценку результатов выполнения внеаудиторной самостоятельной работы студентов  3. М...

Взаимосвязь химии и физики. Химия 7 класс. Вводный курс.

Данная презентация показывает взаимосвязь химии и физики....

Методическая разработка урока по химии "Химия крови"

Название темы данной работы «Химия крови» отсутствует в рабочей программе государственного стандарта образования, но целесообразность её очевидна при изучении химии в медицинских училищах....

Тема 1.1. Раздел 1. Химия. Общая и неорганическая химия. Тема урока: «Основные понятия и законы химии»

Содержание учебного материалаВещество. Атом. Молекула. Химический элемент. Аллотропия. Простые и сложные вещества. Качественный и количественный состав веществ. Химические знаки и формулы. Относительн...