Рабочая программа по Астрономии
рабочая программа на тему

Кожедуб Евгения Александровна

Рабочая программа по Астрономии 51 час

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon astro_12_teh_51_chas.doc207.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение  

«Южно-Уральский государственный колледж»

Кыштымский филиал

 

 

СОГЛАСОВАНО:

Руководитель Кыштымского филиала

________________ М.Л.Еремина  

«___» __________________2017 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОУДБ.12 АСТРОНОМИЯ

по профилю профессионального образования технический

2017 г.

Программа разработана с учетом требований ФГОС среднего общего образования, ФГОС среднего профессионального образования и профиля профессионального образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (с изменениями от 29.06.2017 г.) и примерной программой общеобразовательной учебной дисциплины ОУДБ.12. Астрономия для профессий и специальностей среднего профессионального образования: Учебно-методическое пособие. – Издательский центр ГБПОУ «ЮУГК», 2017. – 11 с. Разаманова З.Н., Шунайлова Е.А., Лобанова Л.Б.

Рассмотрено и одобрено на заседании ПЦК Математических и естественнонаучных дисциплин. Протокол от «17» октября  2017 г. №2

Председатель ПЦК  Е. Ю. Санникова.

Рекомендовано к изданию методическим советом ГБПОУ «ЮУГК». Протокол от 21» ноября 2017 г. №3

Организация-разработчик рабочей программы:   ГБПОУ «ЮУГК» Кыштымский филиал

Разработчики:

Искандярова А.Р., преподаватель

Рассмотрена и одобрена на заседании ПЦК ООД

 Протокол № _______ от    «____» ___________20__ г.


СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ  УЧЕБНОЙ   ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И   СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

14

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

16


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

                                                              АСТРОНОМИЯ

1.1. Область применения программы

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины  (далее учебной дисциплины) является частью рабочей программы частью ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования; специалистов среднего звена (далее –ППССЗ)

                  по профилю технический

1.2. Место учебной дисциплины в структуре  ОПОП СПО на базе основного общего образования

Учебная дисциплина ОУДБ.12 АСТРОНОМИЯ относится к циклу общеобразовательных дисциплин (общие и по выбору) профильные.                                            

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения общеобразовательной учебной дисциплины:

Освоение содержания учебной дисциплины «Астрономия» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

личностных:

  • формирование умения управлять своей познавательной деятельностью, ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию, а также осознанному построению индивидуальной образовательной деятельности на основе устойчивых познавательных интересов;

  • формирование познавательной и информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с книгами и техническими средствами информационных технологий;

  • формирование убежденности в возможности познания законов природы и их использования на благо развития человеческой цивилизации;

  • формирование умения находить адекватные способы поведения, взаимодействия и сотрудничества в процессе учебной и внеучебной деятельности, проявлять уважительное отношение к мнению оппонента в ходе обсуждения спорных проблем науки.

метапредметных:

  • находить проблему исследования, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, предлагать альтернативные способы решения проблемы и выбирать из них наиболее эффективный, классифицировать объекты исследования, структурировать изучаемый материал, аргументировать свою позицию, формулировать выводы и заключения;

  • анализировать наблюдаемые явления и объяснять причины их возникновения;

  • на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирования, мысленного эксперимента, прогнозирования;

  • выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;

  • извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации и интернет-ресурсы) и критически ее оценивать;

  • готовить сообщения и презентации с использованием материалов, полученных из Интернета и других источников.

предметных:

  • сформированность представлений о строении Солнечной системы, эволюции звёзд и Вселенной, пространственно-временных масштабах Вселенной;

  • понимание сущности наблюдаемых во Вселенной явлений;

  • владение основополагающими астрономическими понятиями ,теориями, законами и закономерностями, уверенное пользование астрономической терминологией и символикой;

  • сформированность представлений о значении астрономии в практической деятельности человека и дальнейшем научно-практическом развитии;

  • осознание роли отечественной науки в освоении и использовании космического пространства и развитии международного сотрудничества в этой области.

Более подробно предметные результаты будут описаны в примерном содержании учебной дисциплины.

1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 51 час, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 34 часа;

самостоятельной работы обучающегося 17 часов.


  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
  1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

51

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

34

в том числе:

     лабораторные занятия

     практические занятия

     контрольные работы

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

17

в том числе:

     самостоятельная работа над курсовой работой (проектом)

     работа над материалом учебника, конспектом лекций;

     работа со справочным материалом;

     решение задач;

     выполнение экспериментальных заданий;

     индивидуального проекта с использованием информационных    

     технологий;

     работа с дополнительной учебной и научной литературой;

     (подготовка сообщений по темам, докладов)

6

3

1

3

4

Итоговая аттестация в форме экзамена и дифференцированного зачета*



  1. Тематический план и содержание учебной дисциплины астрономия

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Введение

3

1

1

Астрономия, ее связь с другими науками. Структура и масштабы Вселенной. Особенности астрономических методов исследования. Телескопы и радиотелескопы. Всеволновая астрономия.

2

Самостоятельная работа обучающихся над материалом учебника

1

Тема  1.

Практические основы астрономии

6

Содержание учебного материала

4

1

Звезды и созвездия. Звездные карты, глобусы и атласы. Видимое движение звезд на различных географических широтах..

2

2

Кульминация светил. Видимое годичное движение Солнца. Эклиптика. Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Время и календарь.

Лабораторные работы

Практические занятия

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся над материалом учебника, конспектом лекций;

решение задач по образцу

2

Тема 2.

Строение Солнечной системы

8

Содержание учебного материала

6

1

Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая система мира. Становление гелиоцентрической системы мира..

2

2

Конфигурации планет и условия их видимости. Синодический и сидерический (звездный) периоды обращения планет. Движение искусственных спутников Земли и космических аппаратов в Солнечной системе

3

Законы Кеплера. Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. Горизонтальный параллакс. Движение небесных тел под действием сил тяготения. Определение массы небесных тел.

Лабораторные работы

Практические занятия

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся  с дополнительной учебной литературой; выполнение домашнего экспериментального задания

2

Тема 3.

Природа тел Солнечной системы

8

Содержание учебного материала

6

1

Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. Земля и Луна — двойная планета.

Исследования Луны космическими аппаратами. Пилотируемые полеты на Луну.

2

2

Планеты земной группы. Природа Меркурия, Венеры и Марса. Планеты-гиганты, их спутники и кольца.

3

Малые тела Солнечной системы: астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды. Метеоры, болиды и метеориты.

Лабораторные работы

Практические занятия

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся с дополнительной учебной литературой; решение задач по образцу;

2

Тема 4.

Солнце и звезды

 

8

Содержание учебного материала

6

1

Излучение и температура Солнца. Состав и строение Солнца. Источник его энергии. Атмосфера Солнца. Солнечная активность и ее влияние на Землю. Звезды — далекие солнца.

2

2

Годичный параллакс и расстояния до звезд. Светимость, спектр, цвет и температура различных классов звезд. Диаграмма «спектр—светимость». Массы и размеры звезд.

3

Модели звезд. Переменные и нестационарные звезды. Цефеиды — маяки Вселенной. Эволюция звезд различной массы.

Лабораторные работы:

Практические занятия

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся с дополнительной учебной литературой; работа над материалом учебника, конспектом лекций

2

Тема 5.

Строение и эволюция Вселенной

10

Содержание учебного материала

6

1

Наша Галактика. Ее размеры и структура. Два типа населения Галактики. Межзвездная среда: газ и пыль. Спиральные рукава. Ядро Галактики. Области звездообразования. Вращение Галактики. Проблема «скрытой» массы..

2

2

Разнообразие мира галактик. Квазары. Скопления и сверхскопления галактик. Основы современной космологии. «Красное смещение» и закон Хаббла

3

Нестационарная Вселенная А. А. Фридмана. Большой взрыв. Реликтовое излучение. Ускорение расширения Вселенной. «Темная энергия» и антитяготение.

Лабораторные работы

Практические занятия

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся с дополнительной учебной литературой; работа над материалом учебника, конспектом лекций

4

Тема 6.

Жизнь и разум во Вселенной

8

Содержание учебного материала

4

1

Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для развития жизни. Поиски жизни на планетах Солнечной системы.

2

2

Сложные органические соединения в космосе. Современные возможности космонавтики и радиоастрономии для связи с другими цивилизациями.

Планетные системы у других звезд. Человечество заявляет о своем существовании

Лабораторные работы

Практические занятия

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся с дополнительной учебной литературой; индивидуального проекта с использованием информационных технологий

4

Всего:

51



3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ  ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному учебно-методическому и материально-техническому обеспечению

Освоение программы учебной дисциплины «Астрономия» предполагает наличие в ГБПОУ «ЮУГК», учебного кабинета.

В кабинете имеется:

  • мультимедийное оборудование.

В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы учебной дисциплины «Астрономия» входят:

  • многофункциональный комплекс преподавателя;
  • наглядные пособия (подвижная карта звездного неба, плакаты (телескоп, спектроскоп, модель небесной сферы, Вселенная, Солнце, Планеты земной группы, Луна, Планеты-гиганты, малые тела Солнечной системы, звезды, наша Галактика и другие Галактики), школьный астрономический календарь);
  • информационно-коммуникативные средства;
  • библиотечный фонд.

В библиотечный фонд входят:

  • учебные пособия, обеспечивающие освоение учебной дисциплины «Астрономия», рекомендованные или допущенные для использования в профессиональной образовательной организации, реализующей образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ППКРС/ППССЗ СПО на базе основного общего образования;
  • энциклопедии,
  • справочник любителя астрономии,
  • научная и научно-популярная и другая литература.

призмы, штативы, секундомер, плоскопараллельные пластины, весы с разновесами.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Для студентов

Основная литература

  • Воронцов-Вельяминов  Б.А.,  Страут  Е.К., «Астрономия. Базовый  уровень».  11  класс, Издательство-ДРОФА.
  • Касьянов В.А., «Физика 11 класс (углубленный уровень)». М.: Дрофа, 2014.

Дополнительная литература

  • В.М. Чаругин. Астрономия. 10 – 11»/ М.: Просвещение, 2017 г.
  • А.В. Засов, Э.В. Кононович. Астрономия/ Издательство «Физматлит», 2017 г .
  • Н.Н. Гомулина. Открытая астрономия/ Под ред. В.Г. Сурдина. – Электронный образовательный ресурс.
  • В.Г. Сурдин. Астрономические задачи с решениями/ Издательство ЛКИ, 2017 г.

Для преподавателей

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении
  • федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.06.2017 № 613 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012№ 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»».
  • Воронцов – Вельяминов Б.А., Астрономия. Базовый уровень. 11 класс: учебник /         Б.А. Воронцов – Вельяминов, Е.К. Страут. 5-е изд., пересмотр. М. :Дрофа, 2018. – 238,[2] с. : ил,, 8л.цв. вкл.- (Российский учебник).
  • Страут, Е. К. Методическое пособие к учебнику Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. Страута «Астрономия. Базовый уровень. 11 класс» / Е. К. Страут. — М. : Дрофа, 2013. — 29, [3] с.
  • Страут, Е. К. Программа: Астрономия. Базовый уровень. 11 класс : учебно-методическое пособие / Е. К. Страут. — М. : Дрофа, 2018. — 11 с.
  • Шевченко М.Ю. «Школьный астрономический календарь». – М.: Дрофа.
  • Школьная энциклопедия «Естественные науки», – М.: Росмэн, 2005.
  • Левитан Е.П. «Астрономия от А до Я: Малая детская энциклопедия». – М.: Аргументы и факты, 1999.

Интернет-ресурсы:

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

 • личностных:

- чувство гордости и уважения к истории и достижениям отечественной науки; грамотное поведение в профессиональной деятельности и быту при обращении с приборами и устройствами;

− готовность к продолжению образования и повышения квалификации в избранной профессиональной деятельности и объективное осознание роли астрономических компетенций в этом;

− умение использовать достижения современной астрономической  науки и технологий для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности;

− умение самостоятельно добывать новые для себя знания, используя для этого доступные источники информации;

− умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач;

− умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития;

 • метапредметных:

− использование различных видов познавательной деятельности для решении

задач, применение основных методов познания (наблюдения, описания, измерения, эксперимента) для изучения различных сторон окружающей действительности;

− использование основных интеллектуальных операций: постановки задачи,          

формулирования гипотез, анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, выявления причинно-следственных связей, поиска аналогов, формулирования выводов для изучения различных сторон астрономических объектов,

явлений и процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;

− умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;

− умение использовать различные источники для получения информации, оценивать ее достоверность;

− умение анализировать и представлять информацию в различных видах;          

− умение публично представлять результаты собственного исследования, вести          

дискуссии, доступно и гармонично сочетая содержание и формы представляемой информации;

• предметных :

− сформированность представлений о роли и месте астрономии в современной научной картине мира; понимание астрономической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений, роли астрономии в формировании кругозора и функциональной  грамотности человека для решения практических задач;

− владение основополагающими астрономическими понятиями, закономерностями, законами и теориями; уверенное использование астрономической терминологии и символики;

− владение основными методами научного познания, используемыми в астрономии:          

наблюдением, описанием, измерением, экспериментом;

− умения обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимость  между астрономическими  величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы;

− сформированность умения решать астрономические задачи;          

− сформированность умения применять полученные знания для объяснения          

условий протекания астрономических явлений в природе, профессиональной сфере и для принятия практических решений в повседневной жизни;

− сформированность собственной позиции по отношению к астрономической  информации, получаемой из разных источников.

Текущий контроль:

  • Презентация индивидуальных и групповых домашних экспериментальных заданий.
  • Оценивание отчетов по выполнению практических  работ.
  • Решение качественных и количественных задач.
  • Индивидуальный опрос.
  • Сообщение по теме.

Промежуточный контроль:

  • Фронтальный опрос.
  • Тестирование по теме.
  • Презентация учебных проектов.
  • Подготовка рефератов, докладов, индивидуального проекта с использованием информационных технологий.
  • Контрольная работа.

Итоговый контроль:

  • дифференцированный зачет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по астрономии СПО (39 часов)

Рабочая программа по астрономии составлена в соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом, на основе примерной программы среднего образования: «Физика. Астрономия. 7-11 ...

Методическая разработка . Примерная рабочая программа по астрономии. 1курс.СПО

Астрономия- это наука ,которая призвана завершить цикл физико-математических наук,изучаемый на 1 и 2 курсах  и сформировать у студентов правильное материалистическое мировоззрение окружающего мир...

Рабочая программа по Астрономии 11 класс

Рабочая программа по астрономии для 11 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта на основерабочей программы, входящей в состав УМК Б.А.Во...

Рабочая программа по астрономии группы СД-18

Рабочая программа по астрономии группы СД-18...

Рабочая программа по астрономии

Учебная дисциплина «Астрономия» является учебным предметом по выбору из обязательной предметной области «Естественные науки» ФГОС среднего общего образования....

Рабочая программа по астрономии

Рабочая программа по астрономии на 2018/19 учебный год...

рабочая программа по астрономии

Рабочая программа предназначенна для студентов СПО по профессиям: 35.01.11 Мастер сельскохозяйственного производства, 43.01.09 Повар, кондитер и 35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйст...