Методическая разработка урока по теме: лабораторная работа "Измерение ускорения свободного падения при помощи математического маятника"
методическая разработка на тему

Учебно-методический м атериал для  преподавателей  физики

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rab.programma_po_fizike_za_2015_god.doc258.5 КБ

Предварительный просмотр:

.

        

Санкт-Петербургское государственное  бюджетное профессиональное

образовательное учреждение
«Промышленно-технологический колледж»

               УТВЕРЖДАЮ

Председатель Педагогического совета Директор СПБ ГБПОУ  

«Промышленно-технологический колледж»

__________________  / Г.Ф.Шорников/

                                       

«_____» ____________________2015__г.

 РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА  

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ФИЗИКА

(СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 151901 «ТЕХНОЛОГИЯ МАШИНОСТРОЕНИЯ»)


Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности  среднего профессионального образования 151901 «Технология машиностроения»,  базовый уровень.

Организация-разработчик:   Санкт-Петербургское  государственное бюджетное профессиональное образовательное  учреждение   «Промышле6нно-технологический колледж»

Организация – разработчик: СПБ  ГБПОУ «Промышленно-технологический колледж»

Разработчики:

  1. ___________________ / Ребрикова Р.И/
  2. ___________________ / _____________ /

Рецензент:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рассмотрено  и одобрено                                                        

на заседании методической комиссии

естественнонаучных дисциплин

Протокол №___ от «___»______20_15____

Председатель _________  / ___________/

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

8

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

18

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

20


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ФИЗИКА

1.1. Область применения программы:

Рабочая  программа учебной дисциплины ОДП.03 Физика предназначена для изучения физики в системе среднего профессионального образования, реализующего образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке специалистов среднего звена технического профиля. Изучение физики ведется с учетом профиля получаемого профессионального образования. Профильный  уровень.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Общеобразовательный цикл. Профильные дисциплины.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате изучения учебной дисциплины «Физика» обучающийся должен:

знать/понимать:

  • смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная;
  • смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;
  • смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;
  • вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;

уметь:

  • описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;
  • отличать гипотезы от научных теорий;
  • делать выводы на основе экспериментальных данных;
  • приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;
  • приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;
  • воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ,  Интернете, научно-популярных статьях.

  • применять полученные знания для решения физических задач[1]*;
  • определять характер физического процесса по графику, таблице, формуле*;
  • измерять ряд физических величин, представляя результаты измерений с учетом их погрешностей*;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;
  • оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;
  • рационального природопользования и защиты окружающей среды.

1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

Максимальной учебной нагрузки обучающегося - 253 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 169 часа;

самостоятельной работы обучающегося - 86 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

        2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

253

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

169

в том числе:

практические занятия и лабораторные работы

44

Самостоятельная работа обучающегося (всего):

в том числе внеаудиторная самостоятельная работа

86

Промежуточная  аттестация в форме экзамена


2.3. Тематический план и содержание учебной дисциплины физика

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лекции и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся.

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Введение

Физика – наука о природе. Естественнонаучный метод познания, его возможности и границы применимости. Моделирование физических явлений и процессов. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Физические законы. Основные элементы физической картины мира.

2

1

2

1. Механика

Относительность механического движения. Системы отсчета. Характеристики механического движения: перемещение, скорость, ускорение. Виды движения (равномерное, равноускоренное) и их графическое описание.

Взаимодействие тел. Принцип суперпозиции сил. Законы динамики Ньютона. Силы в природе: упругость, трение, сила тяжести. Закон всемирного тяготения. Невесомость.

Закон сохранения импульса и реактивное движение. Закон сохранения механической энергии. Работа и мощность.

Механические колебания. Амплитуда, период, частота колебаний. Механические волны. Свойства механических волн. Длина волны. Звуковые волны. Ультразвук и его использование в технике и медицине.

Демонстрации

Зависимость траектории от выбора системы отсчета. Виды механического движения. Зависимость ускорения тела от его массы и силы, действующей на тело. Сложение сил. Равенство и противоположность направления сил действия и противодействия. Зависимость силы упругости от деформации. Силы трения. Невесомость. Реактивное движение. Переход потенциальной энергии в кинетическую и обратно. Образование и распространение волн. Частота колебаний и высота тона звука.

40

1

2

Практическое занятие №1. Решение задач по кинематике

Практическое занятие №2. Решение задач по кинематике

Практическое занятие №3. Решение задач по кинематике

Практическое занятие №4. Решение задач по кинематике

Практическое занятие №5. Решение задач по кинематике

Практическое занятие №6. Решение задач по динамике

Практическое занятие №7. Решение задач по динамике

Практическое занятие №8. Решение задач по динамике 

Практическое занятие №9. Решение задач на законы сохранения

Практическое занятие №10. Решение задач на законы сохранения

Практическое занятие №11. Решение задач на законы сохранения

Практическое занятие №12. Решение задач на законы сохранения 

Практическое занятие №13. Решение задач по теме: колебания и волны 

Лабораторная работа №1. «Исследование движения тела под воздействием постоянных сил»

Лабораторная работа №2. «Изучение траектории движения тела в поле силы тяжести»

Лабораторная работа №3.  «Измерение ускорения свободного падения»

Лабораторная работа №4. «Изучение зависимости периода обращения» 

Лабораторная работа №5. «Сохранение механической энергии»

18

2

Контрольная работа № 1. Кинематика 

Контрольная работа № 2. Динамика 

Контрольная работа № 3. Законы сохранения

3

2

Самостоятельная работа.

20

3

2. Молекулярная физика. Термодинамика

История атомистических учений. Наблюдения и опыты, подтверждающие атомно-молекулярное строение вещества. Масса и размеры молекул. Тепловое движение. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии частиц.

Объяснение агрегатных состояний вещества на основе атомно-молекулярных представлений. Модель идеального газа. Связь между давлением и средней кинетической энергией молекул газа. Модель строения жидкости. Влажность воздуха. Поверхностное натяжение и смачивание. Модель строения твердых тел. Изменения агрегатных состояний вещества.

Внутренняя энергия и работа газа. Первый закон термодинамики. Необратимость тепловых процессов. Тепловые двигатели и охрана окружающей среды. КПД тепловых двигателей.

Демонстрации

Движение броуновских частиц. Диффузия. Изменение давления газа с изменением температуры при постоянном объеме. Кипение воды при пониженном давлении. Психрометр и гигрометр. Явления поверхностного натяжения и смачивания. Кристаллические вещества. Изменение внутренней энергии тел при совершении работы. Модели тепловых двигателей.

30

1

2

Практическое занятие №14. Решение задач  по теме: количество теплоты 

Практическое занятие №15.  Решение задач по теме «МКТ»

Практическое занятие №16.  Решение задач по теме «МКТ»

Практическое занятие №17. Решение задач по теме: свойства газов, жидкостей, твердых тел

Практическое занятие №18.  Решение задач по теме: основы «МКТ» 

Практическое занятие №19.  Решение задач по теме: «Внутренняя энергия»

Практическое занятие №20.  Решение задач по теме: «Термодинамика» 

Практическое занятие №21.  Решение задач по теме: «Электростатика»

Практическое занятие №22.  Решение задач по теме: «Электростатика»

Практическое занятие №23.  Решение задач по теме: «Электростатика» 

Практическое занятие №24.  Решение задач на закон Ома 

Лабораторная работа №6. «Исследование зависимости объема газа от температуры при постоянном давлении»

Лабораторная работа №7. «Измерение относительной влажности»

Лабораторная работа №8. «Наблюдение поверхностного натяжения жидкостей»

Лабораторная работа №9. «Наблюдение роста кристаллов под микроскопом»

15

2

Контрольная работа № 4. Основы МКТ 

1

2

Самостоятельная работа.

15

3

3. Электродинамика

Взаимодействие заряженных тел. Электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Электрическое поле. Напряженность поля. Проводники и диэлектрики в электрическом поле.

Постоянный электрический ток. Сила тока, напряжение, электрическое сопротивление. Закон Ома для участка цепи.

Тепловое действие электрического тока. Закон Джоуля—Ленца. Мощность электрического тока.

Полупроводники. Собственная и примесная проводимости полупроводников. Полупроводниковый диод. Полупроводниковые приборы (8).

Магнитное поле. Постоянные магниты и магнитное поле тока. Сила Ампера. Принцип действия электродвигателя.

Явление электромагнитной индукции. Принцип действия электрогенератора. Переменный ток. Трансформатор. Производство, передача и потребление электроэнергии. Проблемы энергосбережения. Техника безопасности в обращении с электрическим током.

Электромагнитное поле и электромагнитные волны. Скорость электромагнитных волн. Принципы радиосвязи.

Свет как электромагнитная волна. Интерференция и дифракция света. Законы отражения и преломления света. Дисперсия света. Различные виды электромагнитных излучений, их свойства и практические применения. Оптические приборы.

Демонстрации

Взаимодействие заряженных тел. Проводники в электрическом поле. Диэлектрики в электрическом поле. Тепловое действие электрического тока. Собственная и примесная проводимость полупроводников. Полупроводниковый диод. Транзистор. Опыт Эрстеда. Взаимодействие проводников с токами. Электродвигатель. Электроизмерительные приборы. Электромагнитная индукция. Работа электрогенератора. Трансформатор. Излучение и прием электромагнитных волн. Радиосвязь. Интерференция света. Дифракция света. Законы отражения и преломления света. Получение спектра с помощью призмы. Оптические приборы

70

1

2

Лабораторная работа №10. «Изучение закона Ома для участка цепи»

Лабораторная работа №11. «Изучение законов соединения проводников»

Лабораторная работа №12. «Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления»

Лабораторная работа №13. «Измерение сопротивления лампы»

Лабораторная работа №14. «Изучение явления ЭМИ»

Лабораторная работа №15. «Изучение зависимости силы Ампера» 

Лабораторная работа №16. «Получение изображений с помощью собирающей линзы»

Лабораторная работа №17. «Измерение показателя преломления стекла»

Лабораторная работа №18. «Наблюдение явлений интерференции и дисперсии»

Лабораторная работа №19. «Определение длины световой волны»

10

2

Контрольная работа № 5. Электростатика 

Контрольная работа № 6. Законы постоянного тока. 

Контрольная работа №7. Магнитное поле 

Контрольная работа №8. Электромагнитные колебания. 

Контрольная работа №9. Электромагнитные волны

5

2

Самостоятельная работа.

35

3

4. Строение атома и квантовая физика

Гипотеза Планка о квантах. Фотоэффект. Фотон. Волновые и корпускулярные свойства света. Технические устройства, основанные на использовании фотоэффекта.

Строение атома: планетарная модель и модель Бора. Поглощение и испускание света атомом. Квантование энергии. Принцип действия и использование лазера.

Строение атомного ядра. Энергия расщепления ядра и ядерная энергетика. Радиоактивные излучения и их воздействие на живые организмы.

Демонстрации

Фотоэффект. Излучение лазера. Линейчатые спектры различных веществ. Счетчик ионизирующих излучений.

22

1

2

Лабораторная работа №20. «Наблюдение линейчатых спектров»

1

2

Контрольная работа №10. Фотоэффект 

1

2

Самостоятельная работа.

12

3

5. Эволюция Вселенной

Эффект Доплера и обнаружение «разбегания» галактик. Большой взрыв. Возможные сценарии эволюции Вселенной. Эволюция и энергия горения звезд. Термоядерный синтез. Образование планетных систем. Солнечная система.

Демонстрации

Солнечная система (модель). Фотографии планет, сделанные с космических зондов.

5

1

2

Самостоятельная работа.

4

3

1.– ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2.– репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета физики.

Оборудование учебного кабинета: 

Комплект учебно-методической документации (учебники и учебные пособия, карточки - задания, тесты, технологические карты, рабочие листы).

Наглядные пособия (плакаты, демонстрационные стенды, макеты).

3.Учебно - методическая литература по физике (учебники, задачники, дидактические материалы, справочная литература, краткие методические рекомендации и указания к проведению лабораторных работ, рабочие тетради для лабораторных работ).

Комплект электроснабжения кабинета физики.

5.Приборы для демонстрационных опытов (приборы общего назначения, приборы по механике, молекулярной физике, электричеству, оптике и квантовой физике)

6.  Приборы для фронтальных лабораторных работ и опытов ( наборы обору       дования по всем темам курса физики)

Приборы для практических работ.

Принадлежности для опытов. (Лабораторные принадлежности, материалы, посуда, инструменты)

Модели

.Печатные пособия. (Таблицы, раздаточные материалы)

11.Экранно - звуковые средства.,  видеофильмы).

12. Комплект инструментов и приспособлений.

Технические средства обучения: мультимедийный комплекс,  телевизор,DVD – плеер, видеофильмы,  компьютер.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий,Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский Физика: Учебник для 10 кл.: общеобразоват. учреждений – 14-е изд. - М.: Просвещение, 2013
  2. Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев  Физика: Учебник для 11 кл.: общеобра
  3. зоват. учреждений – 14-е изд. - М.: Просвещение, 2013
  4. Г.Н. Степанова Сборник задач по физике: учебное пособие. – М., 2007.
  5. А.П Рымкевич Сборник задач по физике: учебное пособие. – М., 2007.
  6. В.А. Лукашик Сборник задач по физике: учебное пособие. – М., 2007.

Дополнительные источники:

Для преподавателей

  1. Маркина Г.В., Бобров С.В. «Физика. Поурочные планы 10 класс», Волгоград «Учитель» 2006 год.
  2. Маркина Г.В. «Физика. Поурочные планы 11 класс», Волгоград «Учитель» 2006 год.
  3. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования / Министерство образования РФ. – М., 2013
  4. Настольная книга учителя физики, «Астрель»,М.,2004.
  5. Научно-методический журнал для преподавателей физики, астрономии и естествознания «Физика», издательский дом «Первое сентября».
  6. В.А. Волков Поурочные разработки по физике 10,11 класс, Москва, «ВАКО», 2006.
  7. Громов С.В. Физика: Механика. Теория относительности. Электродинамика: Учебник для 10 кл. общеобразовательных учреждений. – М., 2001.
  8. Громов С.В. Физика: Оптика. Тепловые явления. Строение и свойства вещества: Учебник для 11 кл. общеобразовательных учреждений. – М., 2001.
  9. Т.И.Трофимова, А.В. Фирсов «Физика: законы, формулы, определения» учебное пособие для СПО. – М. «Дрофа», 2004.

Сайты и электронные пособия по физике

Направление

Краткая аннотация. Адрес

Физика вокруг нас

Новости,  статьи, доклады, факты. Ответы на многие «почему?». Новости физики и космонавтики. Физические развлечения. Физика фокусов. Физика в литературе.

http:// physics03.nагоd.ги/index.htm

Физика в анимациях

Десять анимаций по основным разделам физики.

http:// physics /nаd.ги/ physics/htm

Тесты по физике

Обучающие тесты по физике В. И. Регельмана.

http:// physics-regelman.com/

Чудеса своими руками

Описание интересных простых опытов по физике. http://demonstrator. nагоd.ги/cont/html

Новости науки

Изложение самых интересных научных статей, опубликованных в различных научных журналах. http://www.scientific.ru/ index.html

Наука в «Русском переплете»

Новости из мира науки и техники. http://www.регерlet. ru/nauka/

Новости физики

Раздел новостей журнала «Успехи физических наук», ежемесячно публикующего обзоры современного состояния наиболее актуальных проблем физики и смежных с нею наук. http://www.ufn.ru/ru/news/

Элементы.Ру

Сайт о фундаментальной науке. Новости. Энциклопедия терминов и законов.  Научный календарь. Наука и право. Библиотека статей. http://еlеmenty.ru/index.html

Наука и техника, электронная библиотека

Электронные версии научно-популярных журналов, научно-популярные статьи, биографические статьи, электронные версии редких книг. http://n-t.ru/

Известия науки

Научная жизнь. Открытия. Технология. Образование. http://inauka.ги/

Наука и жизнь в иностранной прессе

Обзор публикаций о достижениях науки и технологий в иностранной прессе. http://inopressa.ru/rubrics/science

Журнал «Квант»

Научно-популярный   физико-математический   журнал для школьников «Квант».

http://kvanr.info/

Журнал «Потенциал»

Журнал  по физике,  математике и информатике для старшеклассников и учителей.

http://www.potential.org.ru/bin/view/Home/WebHome

Журнал «Наука и жизнь»

Статьи по всем отраслям технических, естественных и гуманитарных наук, написанные известными специалистами. Свободный доступ к содержанию статей. http://www.nkj.ru/

Энциклопедия «Кругосвет»

Подробное объяснение научно-технических терминов и понятий. http://www.krugosvet.ru/ science.htm

Словари и энциклопедии на Академике

Самые различные словари и энциклопедии. http://dic.academic.ru/searchall.php

Школьный физический эксперимент. СГУ ТВ

email:kasset@sgutv.ru; www.sgutv.ru

Электронные пособия:

«Открытая физика» С.М.Козелл. – М.: Физикон.»


4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Образовательное учреждение, реализующее подготовку по учебной дисциплине ФИЗИКА, обеспечивает организацию и проведение промежуточной аттестации и текущего контроля индивидуальных образовательных достижений – демонстрируемых обучающимися, умений и знаний.

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.,контрольных работ.

Формы и методы текущего контроля по учебной дисциплине самостоятельно разрабатываются образовательным учреждением и доводятся до сведения обучающихся в начале обучения.

Для текущего контроля образовательными учреждениями создаются педагогические контрольно-измерительные средства, предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений основным показателям результатов подготовки


Раздел (тема) учебной дисциплины

Результаты

(освоенные умения, усвоенные знания)

Вид

контроля

форма контроля

Введение

уметь:

-отличать гипотезу от научной теории;

-приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления.

знать/понимать:

-смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория.

вводный

контроль

тестирование

текущий

контроль

блиц-опрос

Тема 1.

Механика

уметь:

- приводить примеры, показывающие практическое использование законов механики;

-формулировать понятия механики, изображать графически различные виды механических движений;

-объяснять суть реактивного движения и различных видов механической энергии;

-представлять закономерности механики: вербально, аналитически, графически;

-решать задачи по образцу;

-видеть проявления законов и закономерностей механики в деятельности человека и техники

знать:

-основные понятия механики;

-смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия.

текущий

контроль

устный опрос,

работа с карточками,

письменная проверка,

тестовые задания,

зачет,

проверка опорных конспектов,

коррекция

повторные тесты,

индивидуальные, консультации

итоговой

контроль

лабораторные работы

контрольная работа

Тема 2. Молекулярная физика. Термодинамика

уметь:

  • описывать и объяснять физические явления и свойства тел в газообразном, жидком и твердом состоянии;
  • читать и строить графики зависимости между основными параметрами состояния газа; вычислять работу газа с помощью графика зависимости давления от объема;
  • представлять явления и свойства графически;
  • решать задачи по образцу и вариативно на расчет количества вещества, молярной массы, с использованием основного уравнения молекулярно-кинетической теории газов,  связи средней кинетической энергии хаотического движения молекул и температуры, первого закона термодинамики,  КПД тепловых двигателей;
  • пользоваться психрометром; определять экспериментально параметры состояния газа.

знать:

смысл физических понятий: вещество, взаимодействие, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты; тепловое движение частиц; масса и размеры молекул; идеальный газ;  броуновское движение: температура (мера средней кинетической энергии молекул); необратимость тепловых процессов; насыщенные и ненасыщенные пары; влажность воздуха; поверхностное натяжение, смачивание; анизотропия монокристаллов, кристаллические и аморфные тела; упругие и пластические деформации.

Законы и формулы: основное уравнение молекулярно-кинетической теории, уравнение Менделеева — Клапейрона,  первый закон термодинамики.

Практическое применение: использование кристаллов и других материалов в технике; тепловые двигатели и их применение на транспорте, в энергетике; методы профилактики и борьбы с загрязнением окружающей среды.

Вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие молекулярно-кинетической теории.

текущий

контроль

устный опрос,

работа с карточками,

письменная проверка,

тестовые задания,

проверка опорных конспектов и кроссвордов

коррекция

повторные тесты,

индивидуальные консультации

итоговый

контроль

контрольная работа,

лабораторная работа

Тема 3. Электродинамика

уметь:

- формулировать понятия электромагнитного поля и его частных проявлений,

- описывать и объяснять электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света;

-производить расчет электрических цепей;

-решать задачи на определение параметров тока, законов Ома для участка цепи и полной цепи, на расчет работы и мощности тока;

- описывать процессы, возникающие в простейшем колебательном контуре электромагнитных колебаний;

 Характеризовать свободные электромагнитные колебания, вынужденные электромагнитные колебания.

-приводить примеры практического использования различных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций

Решать задачи на закон сохранения электрического заряда и закон Кулона; на движение и равновесие заряженных частиц в электрическом и магнитном полях; на расчет напряженности, напряжения, работы электрического поля, магнитной индукции, силы Лоренца, силы Ампера.

Собирать электрические цепи. Измерять ЭДС и внутреннее сопротивление источника тока.

Определять неизвестный параметр колебательного контура, если известно значение другого его параметра и частота свободных колебаний; рассчитывать частоту свободных колебаний в колебательной системе с известными параметрами. Измерять длину световой волны.

Решать задачи на применение формул, связывающих длину волны с частотой и скоростью, период колебаний с циклической частотой, на применение закона преломления волн.

Применять: электроизмерительные приборы магнитоэлектрической системы;  полупроводниковый диод, терморезистор, транзистор.

знать:

-физический смысл понятий: элементарного электрического заряда; сохранения энергии, импульса и электрического заряда;

-физический смысл параметров тока;

-законы электрического тока, условно-необходимых для существования тока и принципы работы приборов, используемых электрический ток;

-законы магнитного поля и электромагнитной индукции, принципы распространения электрических волн и их использования в деятельности человека

Понятия: электрический заряд, электрическое и магнитное поля; напряженность, разность потенциалов, напряжение,  диэлектрическая проницаемость: сторонние силы и ЭДС; магнитная индукция, магнитный поток, термоэлектронная эмиссия, собственная и примесная проводимость полупроводников, р-n-переход в полупроводниках, электромагнитная индукция. Законы: Кулона, сохранения заряда. Ома для полной цепи, электролиза, электромагнитной индукции; правило Ленца.

Понятия: гармонические, свободные, вынужденные колебания и автоколебания; колебательный контур; переменный ток; резонанс, автоколебательная система; электромагнитное поле, интерференция, дифракция, дисперсия и поляризация света.

Законы отражения и преломления волн.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

-для обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи.

Текущий

контроль

Тестирование,

физические диктанты,

опрос,

проверка творческих работ,

защита лабораторных работ

коррекция

повторные тесты,

индивидуальные консультации

итоговый

контроль

контрольная работа,

лабораторные работы

Тема 4. Строение атома и квантовая физика

уметь:

- приводить примеры практического использования знаний квантовой физики в создании ядерной энергетики и лазеров;

- решать задачи с использование уравнения фотоэффекта, на излучение и поглощение света атомом;

Решать задачи на применение формул, связывающих энергию, импульс и массу фотона с частотой соответствующей световой волны.

Вычислять красную границу фотоэффекта и энергию фотоэлектронов на основе уравнения Эйнштейна.

знать:        

- смысл физических законов фотоэффекта и ядерной физики;

- вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие атомной и термоядерной энергетики;

Понятия: фотон, фотоэффект, корпускулярно-волновой дуализм, ядерная модель атома, ядерные реакции, энергия связи, радиоактивный распад, цепная реакция деления, термоядерная реакция, элементарная частица, атомное ядро.

Практическое применение: устройство и принцип действия фотоэлемента; примеры технического использования фотоэлементов; принцип спектрального анализа; примеры практических применений спектрального анализа; устройство и принцип действия ядерного реактора.

текущий

контроль

Опрос,

оценка опорных конспектов, кроссвордов,

защита презентаций

коррекция

повторные тесты,

индивидуальные консультации

Тема 5. Эволюция вселенной

уметь:

- описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли;

- воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ,  Интернете, научно-популярных статьях;

- решать задачи по образцу и вариативно;

знать/понимать:

- смысл понятий: ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная;

- строение солнечной системы и законов Кеплера;

текущий

контроль

блиц-опрос,

составление таблицы текста,

конкурс презентаций

коррекция

повторные тесты,

индивидуальные консультации



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме: лабораторная работа "Измерение ускорения свободного падения при помощи математического маятника"

Программа разработана на основе Примерной программы и  в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреж...

Методическая разработка урока по теме «Урок письма» предмет: МДК 01.01. Технология приём, сортировка, вручение и контроль почтовых отправлений.

Методическая разработка  по теме «Урок письма» предназначена  для проведения урока в группе обучающихся по профессии «Оператор связи».  Знакомит с историей письма. Данная разработка мож...

Методическая разработка урока по теме: «Первая доврачебная помощь при травмах»

Методическая разработка открытого бинарного урокаОБЖ и биологияПо теме: «Первая доврачебная помощь при травмах»...

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА ИЗМЕРЕНИЕ УСКОРЕНИЯ СВОБОДНОГО ПАДЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МАТЕМАТИЧЕСКОГО МАЯТНИКА

Как известно, гравитационное поле Земли в любой точке ее поверхности характеризуется ускорением свободного падения g. Ускорение  свободного падения можно определить экспериментально с помощью мат...

Методическая разработка урока на тему: "Работа с интервалами на уроках сольфеджио".

Методическая разработка открытого урока по сольфеджио 3 год обучения....

Методическая разработка урока на тему: "Формы работы на уроках сольфеджио".

Методическая разработка открытого урока по сольфеджио в 4 классе....