Рабочая программа по биологии 9 класс
рабочая программа на тему

Фальгот Любовь Викторовна

Рабочая программа по биологии 9 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon b9_rabochaya_programma_po_biologii_9_klass.doc97.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по биологии

9 класс

Авторы В.Б.Захаров, С.Г. Мамонтов, Н.И.Сонин

68 часов, 2 часа в неделю

Структура документа

Рабочая программа включает три раздела: пояснительную записку с требованиями к уровню подготовки выпускников, тематический план с указанием часов, отводимых на изучение каждого раздела и список используемой литературы.

Пояснительная записка.

Рабочая программа по биологии составлена на основе  федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования на базовом уровне, утвержденного 5 марта 2004 года приказ № 1089, на основе примерной программы по биологии для основной школы и  авторской программы по биологии для 9 класса «Общая биология» авторов В.Б.Захарова, Н.И.Сонина, Е.Т.Захаровой

Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 9 классе  основной  общеобразовательной  школы  по  учебнику: С.Г.Мамонтов, В.Б.Захаров, Н.И.Сонин   «Биология. Общие закономерности», 9 класс. Учебник для общеобразовательных учебных заведений, -М.:«Дрофа», 2010 г.. Входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2011/2012 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2010 г. № 2080. Учебник имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации».

В соответствии с  федеральным  базисным  учебным  планом  для основного   общего  образования  программа рассчитана на преподавание курса биологии в 9 классе в объеме 2 часа в неделю 68 часов в год.

      Курс «Биология. Общие закономерности» для 9 класса завершает изучение дисциплины «Биология» в основной школе, он отражает концепцию программ по биологии для 6-11 классов, созданный авторским коллективом-

В.Б.Захаров, С.Г. Мамонтов, Н.И.Сонин.

       Изучение курса «Биология. Общие закономерности» проводится в течение одного учебного года в 9 классе. Это обусловлено тем, что для достижения  базового уровня биологического образования необходимо добиться определенной завершенности знаний об условиях жизни, о разнообразии биосистем, о закономерностях живой природы и о зависимостях в ее процессах и явлениях. Хотя в содержание курса включены  основы различных областей биологии, его отличает целостность, т.к. главной идеей является выделение закономерностей исторического развития и разнообразия жизни на земле, взаимозависимостей этих процессов и роли их в культуре человечества.

       Программа курса полностью включает в себя вопросы программы общеобразовательной школы для 10-11 классов. В ней сохранены все разделы и темы, изучаемые в средней общеобразовательной школе, однако содержание каждого учебного блока упрощено в соответствии с возрастными особенностями учащихся и с учетом образовательного уровня. Представлено значительное число лабораторных работ, демонстраций и экскурсий, облегчающих восприятие учебного материала. Последовательность изучения материала также способствует интеграции курса в систему биологического образования, завершаемого в 9 классе.

        Рабочая программа разработана в соответствии с Обязательным минимумом содержания основного образования программ, с региональным образовательным стандартом для  общеобразовательных школ  Забайкальского края, авторским коллективом: В.Б.Захаров, С.Г. Мамонтов, Н.И.Сонин.

     Изучение курса «Общая биология» основывается на знаниях учащихся, полученных при изучении биологических дисциплин в младших классах , и является продолжением линии освоения биологических дисциплин, начатой в 5 классе учебником «Природоведение» А.А. Плешакова и Н.И.Сонина, учебником «Живой организм» Н.И.Сонина для учащихся 6  классов и учебником «Многообразие живых организмов» В.Б.Захарова и Н.И.Сонина в 7 классе. Изучение предмета также основывается на знаниях, приобретенных на уроках химии, физики, истории, физической и экономической географии. Сам предмет является базовым для ряда специальных дисциплин, изучаемых факультативно или иным образом.

      Программой  предусматривается изучение учащимися теоретических и прикладных основ общей биологии. В ней нашли отражение задачи, стоящие в настоящее время перед биологической наукой, решение которых направлено на сохранение окружающей природы и здоровья человека. Особое внимание уделено экологическому воспитанию молодежи. Содержание программы отражает состояние науки и ее взаимосвязи с решением современных проблем общества. Учитывая, что проблема экологического образования приобрела в наши дни первостепенное значение, в программе данного курса существенное место занимает тема «Основы экологии и здоровье человека», здоровьесберегающий аспект включен и в другие разделы курса.

Главной целью основного общего образования является формирование  у  школьников целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности; обогащение опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), опыта познания и самопознания; подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной и профессиональной траектории. Это определило цели обучения биологии в 9 классе:

       -развить в процессе биологического образования школьников  биологического понимания законов и закономерностей существования и развития живой природы, а также осознание величайшей ценности жизни, роли биологического разнообразия, значения процесса эволюции, закономерностей передачи наследственности, многообразия форм жизни;

        -овладеть умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, работать с биологическими приборами, справочниками;

        -развивать познавательный интерес, интеллектуальные и  творческие способности в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

        -воспитывать позитивное ценностное отношение к живой природе (воспитание экологической культуры);

        -использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни для соблюдения правил поведения в окружающей среде.

    Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития эволюционных процессов открывает возможность для  осмысленного восприятия всего разнообразия экологических проблем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать усилению мотивации к познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств.

     На основании требований Государственного образовательного стандарта  в содержании календарно-тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время  компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

-приобретение знаний о живой природе, присущих ей закономерностях, о роли биологической науки в практической деятельности людей, методах познания живой природы;

-формирование системы знаний об основах жизни, размножении и развитии организмов основных царств живой  природы; эволюции в экосистемах, что необходимо для осознания значения биологического разнообразия как уникальной и бесценной части биосферы;

-развитие на базе биологических знаний и умений научной картины мира как компонента общечеловеческой культуры;

-гигиеническое и экологическое воспитание( формирование здорового образа жизни, способствовать сохранению физического и нравственного здоровья человека, а также изменение сознания школьников с целью понимания ценностей жизни человека);

-формирование экологической грамотности( знание биологических закономерностей, их эволюцию, причин видового разнообразия);

-установление гармоничных отношений с природой, обществом, самим с собой, с живым как главной ценностью на Земле;

-воспитание ценностного отношения к живой природе;

-развитие творческой личности учащихся, натуралистического интереса, стремления к применению биологических знаний на практике, участию в трудовой деятельности в области медицины, сельского хозяйства, биотехнологии, рационального природоиспользования и охраны природы.

     Содержание программы для 9 класса обеспечивает выполнение всех поставленных задач.

Место предмета в учебном плане

Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 68 учебных часов для обязательного изучения биологии в 9 классе основной школы из расчета 2 учебных часа в неделю. В рабочей программе четко распределено время для изучения разделов курса «Биология. Общие закономерности» - 68 часов по 2 часа в неделю. В это же время включены все практические и лабораторные работы, а также работа со справочными изданиями (в т.ч. на электронных носителях).

Характеристика класса

В 9 классе всего 4 человека. Из них   3  ученика (  Д.Л., Р.М., Р.К.) имеют хорошие знания по биологии, принимали участие в олимпиадах, помогали в проведении внеклассных мероприятий по биологии.  Всегда  приходят на урок готовы (дом задания, устный материал, работают с дополнительными ресурсами),  с интересом работают на каждом уроке. По результатам прошлого учебного года  по биологии из 7  – все  имеют оценки «4» и «5». Итоговой работой по биологии за 8 класс было тестирование.   Ребята подтвердили свои  знания по биологии.

 Все ученики из этого класса участвовали в различных межрегиональных (г.Бийск, «Олимпус») и Всероссийских дистанционных конкурсах («Инфо-урок», «Мультиурок»), 1 ученица (Д.Л.) занимала призовые места.

Требования к уровню подготовки учащихся, заканчивающих 9 класс

В результате изучения предмета учащиеся 9 классов должны:

    знать/понимать

    -особенности жизни как формы существования материи;

    -роль физических и химических процессов в живых системах различного иерархического уровня организации;

    -фундаментальные понятия биологии;

    -сущность процессов обмена веществ, онтогенеза, наследственности и изменчивости;

    -основные теории биологии: клеточную, хромосомную теорию наследственности, эволюционную, антропогенеза;

    -соотношение социального и биологического в эволюции человека;

    -основные области применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей  промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека;

   уметь

   -пользоваться знанием общебиологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле, а также различных групп растений, животных, в том числе и человека;

   -давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам;

   -работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопических исследований;

   -решать генетические задачи, составлять родословные, строить вариационные кривые на растительном и животном материале;

   -работать с учебной и научно-популярной литературой, составлять план, конспект, реферат; проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте отличительные признаки основных систематических групп, работа со словарями и справочниками, использование информационных технологий;

   -владеть языком предмета.

-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

       -соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых Р, Ж, Б, Г и вирусами; травматизмов, стрессов, ВИЧ-инфекций, вредных привычек (курение, алкоголь, наркомания), нарушение осанки, зрения, слуха; инфекционных и простых заболеваний;

        -оказания первой помощи при укусах животных, при отравлении, при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;

        -рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

        - выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;

        -проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

Тематический план 9 класс

Название  темы

Количество часов

Введение

1

1.1

1.2

1.3

1.4

1.5

1.6

1.7

1.8

Раздел 1. Эволюция живого мира на Земле

Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов.

Развитие биологии в додарвиновский период.

Теория Ч.Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора.

Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора.

Микроэволюция

Биологические последствия адаптации.

Макроэволюция.

Возникновение жизни на Земле.

Развитие жизни на Земле..

20

1

3

3

2

2

4

1

4

2.1

2.2

2.3

     Раздел 2 Структурная организация живых организмов.

Химическая организация клетки.

Обмен веществ и преобразование энергии в клетке.

Строение и функции клеток.

12

3

3

6

3.1

3.2

Раздел 3 Размножение и индивидуальное развитие организмов.

Размножение организмов.

Индивидуальное развитие организмов (онтогенез)

5

2

3

4.1

4.2

4.3

Раздел 4 Наследственность и изменчивость организмов

Закономерности наследования признаков.

Закономерности изменчивости.

Селекция растений, животных и микроорганизмов.

15

9

2

4

 

5.1

5.2

Раздел 5 Взаимоотношения организмов и среды. Основы экологии.

Биосфера, ее структура и функции.

Биосфера и человек.

10

8

2

Повторение изученного материала

Контроль знаний

Итого

4

1

68

Литература

Основная литература

Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Сонин Н.И. Биология. Общие закономерности., Учебник для 9 класса. М.; Дрофа, 2006

Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Сонин Н.И. Биология. Общие закономерности. Рабочая тетрадь. М.; Дрофа, 2008

Семенцова В.Н. Биология. Общие закономерности. 9класс. Технологические карты уроков; метод. Пособие.- СПб.: «Паритет», 2005.-192 с

 Дополнительная литература

Захаров В.Б., Сонин Н.И. Биология. Многообразие живых организмов; Учебник для 7 класса. М.: Дрофа, 2008

Корсун О.В. Генетика. Решение задач.- Чита. Изд. ЗабГПУ, 2002  - 80 с

Мамонтов С.Г. Биология: Пособие для поступающих в вузы. М.: Дрофа, 2003.

Мамонтов С.Г., Захаров В.Б Общая биология: Пособие для спец.учебных заведений. 4-е издание. М.: Высшая школа, 2003.

Медников Б.М. Биология: Формы и уровни жизни. М.: Просвещение, 1994

Сонин Н.И. Биология. Живой организм: Учебник для 6 класса. М.: Дрофа, 2008

Яхонтов А.А. Зоология для учителя. Беспозвоночные. Под редакцией И.Х.Шаровой,-2е изд.-М.: Просвещение, 1988.-352 с

Научно-популярная литература

Акимушкин И Мир животных ( беспозвоночные и ископаемые животные)М.: Мысль, 1999

Акимушкин И Мир животных (млекопитающие или звери). М.: Мысль, 1999

Акимушкин И Мир животных (насекомые, пауки, домашние животные).  М.: Мысль, 1999

Тимирязев К.А. Краткий очерк теории Дарвина. Государств. Изд-во сельскохозяйственной литературы, 1949

Содержание курса

Раздел 1. Эволюция живого мира на Земле.

1.1. Многообразие  живого мира. Основные свойства живых организмов.

Единство химического состава живой материи. Основные группы химических элементов и молекул, образующие живое вещество биосферы. Клеточное строение организмов. Обмен веществ и саморегуляция в биологических системах. Самовоспроизведение;  наследственность и изменчивость как основа существования живой материи. Рост и развитие. Раздражимость. Биологические ритмы и их значение. Дискретность и взаимоотношение части целого в биосистемах. Энергозависимость живых организмов; формы потребления энергии.

   Царства живой природы; краткая характеристика. Видовое разнообразие.

Демонстрация схем структуры царств живой природы.

1.2. Развитие биологии в додарвиновский период.

Развитие биологии в додарвиновский период.Работы К.Линнея по систематике растений и животных. Эволюционная теория Ж.Б.Ламарка.

Демонстрация  биографий ученых

1.3.Теория Ч.Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора.

Предпосылки возникновения учения Ч.Дарвина: достижения в области естественных наук, экспедиции. Учение Ч.Дарвина об искусственном отборе.

    Учение Ч.Дарвина о естественном отборе. Вид – Эволюционная единица. Борьба за существование и естественный отбор.

Демонстрация  Биография Ч.Дарвина. Литература о путешествиях.

1.4. Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора

   Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных. Забота о потомстве. Физиологические адаптации.

1.5.Микроэволюция.

    Вид как генетически изолированная система: репродуктивная изоляция и ее механизмы. Популяционная структура вида;  экологические и генетические характеристики популяций. Популяция. Пути и скорость видообразования; географическое и экологическое видообразование.

    Демонстрация  процесс географического видообразования; живые растения и животные, гербарии и коллекции,  показывающие индивидуальную изменчивость и разнообразие сортов культурных растений и пород домашних животных, результаты приспособленности организмов к среде обитания и результаты видообразования.

1.6. Биологические последствия адаптации. Макроэволюция.

    Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс. Пути достижения биологического прогресса.

    Результаты эволюции: многообразие видов, органическая целесообразность, постепенное усложнение организации.

    Демонстрация  примеров гомологичных и аналогичных органов, их строения и происхождения в онтогенезе;  материалов, характеризующих представителей животных и растений, внесенных в Красную книгу и находящихся под охраной государства.

1.7. Возникновение жизни на Земле.

   Органический мир как результат эволюции. Возникновение и развитие жизни на Земле. Химический, предбиологический (теория академика А.И.Опарина), биологический и социальный этапы развития живой материи.

   Филогенетические связи в живой природе; естественная классификация живых организмов.

Демонстрация  схем возникновения одноклеточных эукариот, многоклеточных организмов, развития царств растений и животных.

1.8. Развитие жизни на Земле.

   Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры. ПЕРВЫЕ СЛЕДЫ ЖИЗНИ НА Земле. Появление современных типов беспозвоночных животных. Первые хордовые. Развитие водных растений.

  Развитие жизни на Земле в палеозойскую эру. Появление и эволюция сухопутных растений. Папоротники, семенные папоротники, голосеменные растения. Возникновение позвоночных: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся.

   Развитие жизни на Земле в мезозойскую и кайнозойскую эры. Появления и распространение покрытосеменных растений. Возникновение птиц и млекопитающих. Появление и развитие приматов.

   Происхождение  человека. Место человека в живой природе. Систематическое положение вида  Homo sapiens в системе животного  мира. Признаки и свойства человека, позволяющие отнести его к различным систематическим группам царства животных. Стадии эволюции человека: древнейший человек, древний человек, первые современные люди.

    Свойства человека как биологического вида. Популяционная структура вида Homo sapiens; человеческие расы; расообразование; единство происхождения рас. Антинаучная сущность расизма.

  Демонстрация:  репродукций картин З.Буриана, отражающих фауну и флору различных эр и периодов; схемы развития царств живой природы; окаменелостей, отпечатков растений в древних породах.

  Модели скелетов человека и позвоночных животных.

Раздел 2. Структурная организация живых организмов.

Тема 2.1Химическая организация клетки.

   Элементарный состав клетки. Распространенность элементов, их вклад в образование живой материи и объектов неживой природы. Макроэлементы, микроэлементы; их вклад в образование неорганических и органических молекул живого вещества.

  Неорганические молекулы живого вещества: вода, химические свойства и биологическая роль. Соли неорганических кислот, их вклад в обеспечение процессов жизнедеятельности и поддержание гомеостаза. Роль катионов и анионов в обеспечении процессов жизнедеятельности. Осмос и осмотическое давление, осмотическое поступление молекул в клетку.

   Органические молекулы. Биологические полимеры – белки, структурная организация. Функции белковых молекул. Углеводы. Строение и биологическая роль. Жиры – основной структурный компонент клеточных мембран и источник энергии. ДНК – молекулы наследственности. Редупликация ДНК, передача наследственной информации из поколения в поколение. Передача наследственной информации из ядра в цитоплазму; транскрипция. РНК, структура и функции. Информационные, транспортные, рибосомальные РНК.

  Демонстрация: объемных моделей структурных организаций биологических полимеров:  белков и нуклеиновых кислот; их сравнение с моделями искусственных  полимеров            (поливинилхлорид).

Тема 2. 2  Обмен веществ и преобразование энергии в клетке.  

    Обмен веществ и преобразование энергии в клетке.  Транспорт веществ через клеточную мембрану. Пино- и фагоцитоз. Внутриклеточное пищеварение и накопление энергии; расщепление глюкозы. Биосинтез белков, жиров и углеводов в клетке.

Тема 2.3. Строение и функции клеток

   Прокариотические клетки; форма и размеры. Строение цитоплазмы бактериальной клетки; организация метаболизма у прокариот. Генетический аппарат бактерий. Спорообразование. Размножение. Место и роль прокариот в биоценозах.

   Эукариотическая клетка. Цитоплазма эукариотической клетки. Органеллы цитоплазмы, их структура и функции. Цитоскелет. Включения, значение и роль в метаболизме клеток. Клеточное ядро – центр управления жизнедеятельности клетки. Структуры клеточного ядра: ядерная оболочка, хроматин, ядрышко. Особенности строения растительной клетки.

   Деление клеток. Клетки в многоклеточном организме. Биологический смысл и значение митоза (бесполое размножение, рост, восполнение клеточных потерь в физиологических и патологических условиях).

  Демонстрация: Устройство светового и электронного микроскопа. Модели клетки. Схемы строения органоидов растительной и животной клеток. Микропрепараты клеток растений, животных и одноклеточных грибов.

Лабораторная работа Изучение клеток бактерий, растений и животных на готовых препаратах.

Раздел 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов.

Тема 3.1. Размножение организмов.

   Сущность и формы размножения организмов. Бесполое размножение растений и животных. Половое размножение животных и растений; образование половых клеток, осеменение и оплодотворение. Биологическое значение полового размножения. Мейоз. Оплодотворение.

Демонстрация: плакатов: способы вегетативного размножения плодовых деревьев и овощных культур; микропрепаратов яйцеклеток.

 Тема 3.2. Индивидуальное развитие организмов(онтогенез).

   Эмбриональный период развития. Постэмбриональный период развития. Непрямое развитие; полный и неполный метаморфоз. Биологический смысл развития с метаморфозом. Прямое развитие. Старение.

   Общие закономерности развития. Биогенетический закон.

Демонстрация: таблиц: процесс метаморфоза у членистоногих, позвоночных;  сходство зародышей позвоночных животных.

Раздел 4. Наследственность и изменчивость организмов.

Тема 4.1. Закономерности наследования признаков.

  Открытие Г.Менделем закономерностей наследования признаков. Гибридологический метод изучения наследственности.

   Генетическое определение пола.

   Генотип как целостная система. Взаимодействие аллельных и неаллельных генов в определении признаков.

Демонстрация: Карты хромосом человека. Родословные выдающихся представителей культуры. Хромосомные аномалии человека и их фенотипические проявления.

Лабораторная работа Решение генетических задач и составление родословных.

Тема 4.2. Закономерности изменчивости.

Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Значение мутаций для практики сельского хозяйства и биотехнологии. Комбинативная изменчивость. Эволюционное значение комбинативной изменчивости.

   Фенотипическая (модификационная) изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств.

Демонстрация: Примеры модификационной изменчивости.

Лабораторная работа Построение вариационной кривой ( размеры листьев растений, антропометрические данные учащихся)

Тема 4.3. Селекция растений, животных и микроорганизмов.

Центры происхождения и многообразия культурных растений. Сорт, порода, штамм. Методы селекции растений и животных. Достижения и основные направления современной селекции. Значение селекции для развития сельскохозяйственного производства, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности.

Демонстрация: Сравнительный анализ пород домашних животных и сортов культурных  растений и их диких предков. Коллекции и препараты сортов культурных растений, отличающихся наибольшей плодовитостью.

Раздел 5. Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии.

Тема 5.1. Биосфера, ее структура и функции.

   Биосфера – живая оболочка планеты. Структура биосферы. Круговорот веществ в природе.

   Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы. Компоненты биогеоценозов: продуценты, консументы, редуценты. Биоценозы: видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса.

   Абиотические факторы среды. Роль температуры, освещенности, влажности и других факторов в жизнедеятельности сообществ. Интенсивность действия фактора  среды; ограничивающий фактор. Взаимодействие факторов среды, пределы выносливости. Биотические факторы среды. Цепи и сети питания. Смена биоценозов. Причины смены  биоценозов; формирование новых сообществ. Формы взаимоотношений между организмами. Позитивные отношения – симбиоз: мутуализм, кооперация, комменсализм. Антибиотические отношения: хищничество, паразитизм, конкуренция. Нейтральные отношения – нейтрализм.

Демонстрация:1) Схемы: структура биосферы, таблицы видового состава и разнообразия живых организмов биосферы; схемы круговорота веществ в природе;

2)Карты, отражающие геологическую историю материков, распространенности основных биомов суши;

3)диафильмы и кинофильмы «Биосфера»;

4)примеры симбиоза представителей различных царств живой природы.

Лабораторная   и практическая работы  Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)

 Изучение и описание экосистемы своей местности, выявление типов                                                                                                                                взаимодействия разных видов в данной экосистеме.

Тема 5.2. Биосфера и человек

   Природные ресурсы и их использование. Антропогенные факторы воздействия на биогеоценозы (роль человека в природе); последствия хозяйственной деятельности человека. Проблемы рационального природоиспользования, охраны природы: защита от загрязнений, сохранение эталонов и памятников природы, обеспечение природными ресурсами населения планеты.

Демонстрация: карт заповедных территорий нашей страны.

Практическая работа: Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 11 класс( уровень стандарта)

                     11 КЛАСС – уровень стандарт (35ч.) Раздел 1 Размножение и развитие организмов (4 ч)Способы размножения организмо...

Рабочая программа по биологии для 6-9 классов

Рабочая программа по биологии для 6-9 классов  составлена на основе Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников биология 5-11 классы под руководством В.В. Пасечника/ авт.-с...

Рабочая программа по биологии (ФГОС) 5 класс

Данная программа составлена на основании авторской программы И.Н. Пономарева, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, Т.С. Сухова ( Биология 5-9 классы программа М: Вентана- Граф, 2012 г.) 5-6 классы 34 часа 1...

Рабочая программа по биологии 5 класс ФГОС

                Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» Курс продолжает изучен...

Рабочая программа по биологии 6 класс ФГОС

Рабочая программа по биологии 6 класс ФГОС...