Методическая разработка по химии "Практическая работа"
методическая разработка на тему

В данной разработке представлен урок "Практическая работа"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_zanyatiya_po_himii_v_22_gruppe.docx26.79 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка занятия по химии

Группа:22

Время проведения: 2 урок (09 час.10 мин. – 09 час. 55 мин.)

Разработчик: Преподаватель Маслова Наталья Владимировна

Тема занятия: Практическая работа «Изучение свойств неорганических кислот»

Тип занятия: применение знаний, умений и навыков (компетенций) (практическая работа)

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способа её достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуации., осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративные, словесные, практические, частично-поисковые, исследовательские.

Цель:

Формирование у обучающихся знаний, навыков и умений по практическому изучению химических свойств неорганических кислот.

Задачи:

  • образовательные: обучающиеся должны продемонстрировать знания о свойствах соляной кислоты; формировать навыки практической работы с реактивами, совершенствовать умения обращаться с кислотами, составлять уравнения реакций; наблюдать и делать выводы;  
  • развивающие: обучающиеся демонстрируют навыки работы с химической посудой, реактивами; развивают коммуникативные навыки работы в парах, познавательный интерес к химии;
  • воспитательные: у обучающихся сформировано положительное отношение к изучению предмета, умение выслушивать своих товарищей, ответственность, самостоятельность при выполнении практической работы, коммуникативные качества обучающихся при организации работы в парах, познавательный интерес.

Формы обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Средства обучения: ПК, проектор, презентация,  раздаточный материал, таблица «Растворимость кислот, оснований, солей».

Планируемые результаты: обучающиеся должны уметь применять полученные теоретические знания о свойствах неорганических кислот в практической работе, проводить опыты по осуществлению реакций в соответствии с  правилами безопасного обращения с химическими веществами и правилами пользования химической посудой, описывать свойства веществ и наблюдения в ходе эксперимента.

Оборудование и реактивы: штатив с пробирками, растворы соляной и серной кислот, гранула цинка, медная проволока, железная скрепка, сульфат меди (II), гидроксид натрия, раствор фенолфталеина.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративные, словесные, практические, частично-поисковые, исследовательские.

Этапы занятия:

  1. Организационный момент
  2. Постановка цели и задач
  3. Текущий инструктаж перед выполнением практической работы
  4. Выполнение практической работы. Контроль в процессе выполнения работы
  5. Итог занятия. Рефлексия

Ход занятия

  1. Организационный момент (2 мин.)

Приветствие. Определение готовности обучающихся к занятию. Позитивный настрой на урок.

На каждом столе (на пару обучающихся) набор химических реактивов и оборудования: штатив с пробирками, растворы соляной и серной кислот, гранула цинка, медная проволока, железная скрепка, сульфат меди (II), гидроксид натрия, раствор фенолфталеина.

Обучающиеся оформляют  практическую работу в тетрадях для практических работ.

  1. Постановка цели и задач (1 мин.)

Цель озвучивается, задачи – нет.

  1. Текущий инструктаж перед выполнением практической работы ( 3-5 мин.)

Обучающиеся совместно с преподавателем вспоминаю (проговаривают) основные «Правила ТБ при выполнении практической работы». Преподаватель заполняет журнал по ТБ, в котором расписываются все присутствующие обучающиеся.

  1. Выполнение практической работы. Контроль в процессе выполнения работы (35 мин.)

На каждом столе есть инструкционная карта с четкой инструкцией по выполнению практической работы. (Приложение 1 ) Требования к оформлению  результатов проведенных исследований в тетрадях: следует кратко записать, что делали, что наблюдали, записать соответствующие уравнения реакций в молекулярном и ионных  видах,  сделать общий вывод в конце работы.

В ходе практической работы осуществляется контроль за  деятельностью обучающихся (в случае необходимости – помощь), за соблюдением техники безопасности. Результаты опытов обговариваются. Учащиеся в тетрадях записывают вывод.

По завершению практической работы результаты представляются на проверку. После окончания практической работы учащиеся должны привести рабочее место в порядок. Оценка за выполнение работы озвучивается обучающимся и выставляется в начале следующего занятия (после проверки тетрадей). При выставлении оценки учитывается и устная, и письменная работа студента.

Ход практической работы.

  1. Изучение действия кислот на металлы. В пробирку поместите гранулу цинка, в две другие пробирки – немного железных опилок (железную канцелярскую скрепку) и немного медных стружек. В пробирку с цинком прилейте 1мл разбавленной соляной кислоты. (Что наблюдаете?) Интенсивное выделение пузырьков газа. Повторите эти операции  с железом и медью. (Что наблюдаете? Напишите уравнения реакций в молекулярной и ионно-молекулярной форме.) В пробирке с железом пузырьки выделяются очень медленно, а в пробирке с медными стружками – нет реакции, так как медь является неактивным металлом.

Zn +2HCl = ZnCl2 + H2

Zn0 + 2H+ + 2Cl - = Zn2+ + 2Cl - + H20

Zn0 + 2H+ = Zn2+ + H20

Fe +2HCl = FeCl2 + H2

Fe0 + 2H+ + 2Cl - = Fe2+ + 2Cl - + H20

Fe0 + 2H+ = Zn2+ + H20

  1. Изучение взаимодействия кислот со щелочами. Налейте в пробирку 1мл раствора щелочи и добавьте к нему несколько капель фенолфталеина. (Что наблюдаете?) Появляется малиновое окрашивание, характерное для данного индикатора в щелочной среде. Прилейте в эту пробирку раствор соляной кислоты. (Что наблюдаете? Напишите уравнения реакций в молекулярной и ионно-молекулярной форме.) Исчезновение окраски, так как произошла реакция нейтрализации.

NaOH+ HCl = NaCl +H2O

Na++OH-+H++Cl-=Na++Cl-+H2O

OH-+H+= H2O

  1. Изучение взаимодействия кислот с нерастворимыми основаниями. В две пробирки налейте по 1мл раствора сульфата меди (II) и добавьте 1мл раствора гидроксида натрия. (Что наблюдаете?) Образование осадка. В первую пробирку добавьте до полного растворения раствор соляной кислоты, во вторую – раствор серной кислоты. (Что наблюдаете? Напишите уравнения наблюдаемых химических реакций в молекулярной и ионно-молекулярной форме.) При добавлении кислот в обеих пробирках осадок растворился.

CuSO4 + 2NaOH = Cu(OH)2↓ + Na2SO4

Cu2+ + SO42- + 2Na+ + 2OH - = 2Na+ + SO42- + Cu(OH)2

Cu2++ 2OH- = Cu(OH)2

 Cu(OH)2+ 2HCl = 2H2O + CuCl2

Cu(OH)2+ 2H+ + 2Cl - = 2H2O + Cu2+ + 2Cl –

Cu(OH)2 + 2H+= 2H2O + Cu2+

Cu(OH)2+ H2SO4 = CuSO4  +2H2O

Cu(OH)2+ 2H+ + SO42- = Cu2+ + SO42-  +2H2O

Cu(OH)2 + 2H+= 2H2O + Cu2+

  1. Итог занятия. Рефлексия (2 мин.)

Вы сегодня на славу потрудились. Работали дружно, слаженно. Результаты проведенных вами исследований вы сдали на проверку.

Ответьте, пожалуйста на вопросы:

Что открыли, узнали нового? Почему было трудно? Оправдались ли ваши ожидания от занятия?

Всем спасибо! Хорошего настроения!

Источники:

  1. Химия для профессий и специальностей естественно-научного профиля: учебник; под ред. О.С. Габриеляна. – 2-е изд, стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. -384с.
  2. https://doc4web.ru/himiya/tehnologicheskaya-karta-po-himii-poluchenie-i-svoystva-soedineni.html

Приложение 1.

Практическая работа (занятие)

Изучение свойств неорганических кислот

Цель работы: практически изучить химические свойства  неорганических кислот

  1. Изучение действия кислот на металлы. В пробирку поместите гранулу цинка, в две другие пробирки – немного железных опилок (железную канцелярскую скрепку) и немного медных стружек. В пробирку с цинком прилейте 1мл разбавленной соляной кислоты. (Что наблюдаете?) Повторите эти операции  с железом и медью. (Что наблюдаете? Напишите уравнения реакций в молекулярной и ионно-молекулярной форме.)
  2. Изучение взаимодействия кислот со щелочами. Налейте в пробирку 1мл раствора щелочи и добавьте к нему несколько капель фенолфталеина. (Что наблюдаете?) Прилейте в эту пробирку раствор соляной кислоты. (Что наблюдаете? Напишите уравнения реакций в молекулярной и ионно-молекулярной форме.)
  3. Изучение взаимодействия кислот с нерастворимыми основаниями. В две пробирки налейте по 1мл раствора сульфата меди (II) и добавьте 1мл раствора гидроксида натрия. (Что наблюдаете?) В первую пробирку добавьте до полного растворения раствор соляной кислоты, во вторую – раствор серной кислоты. (Что наблюдаете? Напишите уравнения наблюдаемых химических реакций в молекулярной и ионно-молекулярной форме.)
  4. Запишите общий вывод.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки для практических работ по программе "Здоровье моей семьи"

Эти разработки позволяют воспитанникам закрепить теоретические знания и приобрести умения и навыки в выполнении простейших медицинских процедур....

Методическая разработка для самостоятельной работы студентов

Методическая разработка предназначена для самостоятельной аудиторной работы по терапии. Может быть использована для специальности "Лечебное дело"...

Методическая разработка по внеуадиторной работе

Первенство города Москвы по волейболу среди медицинских коллеждей и училищ....

Методическая разработка проведение практических работ по МДК 02.02 «Бухгалтерская технология проведения и оформления инвентаризации»

Методическая разработка для проведение практических работ по МДК 02.02  «Бухгалтерская технология проведения и оформления инвентаризации»...

Методическая разработка по воспитательной работе "Молодежь говорит «Нет»! Молодежь выбирает ЗОЖ! «Быть здоровым – это модно!»

Статья описывает применение метода проектов во время уроков и внеклассной деятельности по информатике с целью пропаганды ЗОЖ. В работе  описывается метод проектов , его истоки. В практической час...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА комплект практических работ по учебной практике ПМ.04 «Выполнение работ по профессии Монтажник РЭА и приборов»

Методическая разработка помогает получить практический опыт выполнения технологического процесса сборки и монтажа радиотехнических систем, устройств и блоков в соответствии с технической документацией...

Методическая разработка для самостоятельной работы студентов ОГАПОУ «Валуйский колледж» по ПМ 04, 07 «Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больным» (Решение проблем пациента посредством сестринского ухода) Раздел МДК 04, 0

Методическая разработка предназначена для студентов ОГАПОУ «Валуйский колледж» медицинского отделения и направлено на совершенствование подготовки специалистов среднего звена в условиях реформирования...