Методическая разработка проведение практических работ по МДК 02.02 «Бухгалтерская технология проведения и оформления инвентаризации»
методическая разработка на тему

Гурьянова Елена Вячеславовна

Методическая разработка для проведение практических работ по МДК 02.02  «Бухгалтерская технология проведения и оформления инвентаризации»

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Московской области

 «Краснозаводский химико-механический колледж»

Специальность 080114

Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

        РАССМОТРЕНО                                       УТВЕРЖДАЮ

На заседании ПЦК

бухгалтерско-эономических

 дисциплин                                                   Зам. директора по УВР  

Протокол № 2 от ______________           ________________ С.В. Тринитатова                                                          

                                                                      « ____» ____________ 20___ года.

Председатель комиссии

______________(Н.С. Анисимова)

                                                                                                                                                               

Методическая разработка

проведение практических работ

по МДК 02.02  «Бухгалтерская технология проведения и оформления инвентаризации»

               Разработал преподаватель

               специальных дисциплин    

                                                                       ________________ Гурьянова Е.В.

г. Краснозаводск

 2013 г.

Пояснительная записка

Методическая разработка предназначена для проведения практических работ. Дисциплина  ПМ 02 «Ведение бухгалтерского учета источников формирования имущества, выполнение работ по инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации» по МДК 02.02  «Бухгалтерская технология проведения и оформления инвентаризации».

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен знать:

  • нормативные документы, регулирующие порядок проведения инвентаризации имущества;
  • основные понятия инвентаризации имущества;
  • характеристику имущества организации;
  • цели и периодичность проведения инвентаризации имущества;
  • задачи и состав инвентаризационной комиссии;
  • процесс подготовки к инвентаризации;
  • порядок подготовки регистров аналитического учета по местам хранения имущества без указания количества и цены;
  • перечень лиц, ответственных за подготовительный этап для подбора документации, необходимой для проведения инвентаризации; приемы фактического подсчета имущества;
  • порядок составления инвентаризационных описей и сроки передачи их в бухгалтерию; порядок составления сличительных ведомостей в бухгалтерии и установление соответствия данных о фактическом наличии средств данным бухгалтерского учета;
  • порядок инвентаризации основных средств и отражение ее результатов в бухгалтерских проводках;
  • порядок инвентаризации нематериальных активов и отражение ее результатов в бухгалтерских проводках;
  • порядок инвентаризации и переоценки материально-производственных запасов и отражение ее результатов в бухгалтерских проводках;
  • формирование бухгалтерских проводок по отражению недостачи ценностей, выявленные в ходе инвентаризации, независимо от причин их возникновения с целью контроля на счете 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»;
  • формирование бухгалтерских проводок по списанию недостач в зависимости от причин их возникновения;
  • процедуру составления акта по результатам инвентаризации;
  • порядок инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности организации;
  • порядок инвентаризации расчетов;
  • технологию определения реального состояния расчетов;
  • порядок выявления задолженности, нереальной для взыскания, с целью принятия мер к взысканию задолженности с должников, либо к списанию ее с учета;
  • порядок инвентаризации недостач и потерь от порчи ценностей (счет 94), целевого финансирования (счет 86), доходов будущих периодов (счет 98).

Практическая работа № 1

Тема:        Определение цели и периодичность проведения инвентаризации. Руководство нормативными документами, регулирующими порядок проведения инвентаризации имущества.

Цель:        Овладеть навыками и умениями по определению цели и периодичности проведения инвентаризации, умением руководствоваться нормативными документами, регулирующими порядок проведения инвентаризации имущества.

Задание:        На основании исходных данных:

  1. Ознакомиться с нормативными документами, регулирующими порядок проведения инвентаризации имущества;
  2. Составить приказ по организации о проведении инвентаризации по форме ИНВ-22.

Исходные данные

  1. Нормативные документы, регулирующими порядок проведения инвентаризации имущества:
  1. Федеральный закон РФ «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ.
  2. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 13.06.1995 г. (ред. от 08.11.2010г.) № 49 «Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» .
  3. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 29.07.1998г. № 34н «Об утверждении положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ» (редакция на 26.03.2007).
  4. Постановление Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 18 августа 1998 г. № 88 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации» (в ред. постановлений Госкомстата РФ от 27.03.2000 №26, от 03.05.2000 № 36).
  1. На основании изученных нормативных документов составить приказ о проведении инвентаризации по форме ИНВ-22 (приложение 1) по организации ООО «Олимп» на 2013 год, используя теоретический материал Бухгалтерский учет (стр.437).

В состав инвентаризационной комиссии по приказу включены:

  • Товаровед (председатель);
  • Зав. складом (МОЛ);
  • Кладовщица;
  • Бухгалтер.

Примечание: Недостающие реквизиты придумать и заполнить самостоятельно.

Практическая работа № 2

Тема:        Составление инвентаризационных описей, проведение физического подсчета имущества.

Цель:        Овладеть навыками и умениями по составлению инвентаризационных описей и проведению физического подсчета имущества.

Задание:        На основании исходных данных в ООО «Олимп»:

  1. Проведите физический подсчет всех продовольственных товаров, используя теоретический материал Бухгалтерский учет (стр.437). Опишите процесс физического подсчета.
  2. Составьте инвентаризационную опись по форме ИНВ-3 на основании следующих данных:

Таблица 1

№ п/п

Наименование товаров

Количество, кг

Цена за 1 кг, руб.

Фактически

По учёту

1

Колбасы варёно-копчёные

8090

8160

245-00

2

Маргарин

490

488

140-00

3

Сыры в парафиновом покрытии

5330

5350

243-00

4

Сыры в полимерной плёнке

2700

2700

247-00

Бухгалтерские проводки по результатам инвентаризации составить в следующей таблице:

Бухгалтерские проводки по результатам инвентаризации товарно-материальных ценностей

в ООО «Олимп»

Таблица 2

Содержание операции

Сумма в руб.

Проводки

Дебет

Кредит

1

Отражена сумма недостачи ТМЦ

2

Отражена сумма излишков ТМЦ

3

Сумма недостачи ТМЦ отнесена за счет виновного лица

4

Возмещение виновным лицом суммы недостачи

Практическая работа № 3

Тема:        Инвентаризация денежных средств, денежных документов и бланков документов строгой отчетности.

Цель:        Овладеть навыками и умениями по составлению и проверки приходных кассовых ордеров, расходных кассовых ордеров, кассовой книги. Правильно расставить проводки. Выявить излишки и недостачи.

Задание:        На основании исходных данных в ООО «Олимп»:

  1. На основе приведенных операций по кассе за сентябрь 2013 года заполнить приходные и расходные кассовые ордера, проставить корреспондирующие счета по каждой операции, заполнить кассовую книгу. Вывести остаток на конец месяца, пересчитать наличные деньги, выявить излишки или недостачи и отразить бухгалтерскими проводками результаты инвентаризации денежных средств.
  2. Составить по форме N ИНВ-15 "Акт инвентаризации наличных денежных средств".

Таблица 1

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Сумма, руб.

Остаток на 01.09.2013                                                                5 000

1

Выдана инженеру Ливанову В.П. сумма перерасхода по авансовому отчету № 46

60

2

Получено в банке по чеку № 093615:

- для выплаты заработной платы

- на командировочные расходы

122600

4000

3

Сдан в кассу агентом Аксаковым И.П. остаток подотчетных сумм

50

4

По платежным ведомостям № 71-78 выплачена заработная плата рабочим и служащим

122600

5

Выдан аванс на командировку инженеру Васильеву М.И.

4000

6

Сдан в кассу инженером Васильевым М.И. Остаток неиспользованных подотчетных сумм согласно авансовому отчету № 48

40

7

Получено в банке по чеку № 093616:

- для выплаты заработной платы

- для выдачи депонентам

- на хозяйственные нужды

30400

2200

2800

8

Выдана сумма подотчет на хозяйственные нужды машинистке Петровой В.С.

500

9

Выдана сумма подотчет на хозяйственные нужды агенту Аксакову И.П.

1300

10

По платежным ведомостям № 79-80 выплачена заработная плата рабочим и служащим

30400

11

Выдана заработная плата депонентам

2200

12

Выдана сумма подотчет на хозяйственные нужды инженеру Васильеву М.И.

1000

Бухгалтерские проводки по результатам инвентаризации составить в таблице.

Практическая работа № 4

Тема:        Инвентаризация расчетов с персоналом.

Цель:        Проверить обоснованность сумм задолженности, которая числится на счетах бухгалтерского учета организации.

Задание:        В декабре 2012 года в ООО «Авокадо» принято решение провести инвентаризацию расчетов с персоналом. В каком порядке это нужно сделать, и какие документы оформить?

25 декабря 2012 года руководитель издал приказ № 150 о проведении инвентаризации расчетов с персоналом по состоянию на 25 декабря 2012 года. Форма приказа утверждена постановлением Госкомстата РФ от 18.08.98 № 88. В строке «Инвентаризации подлежит» указано «обязательства по расчетам с персоналом по оплате труда и прочим операциям», а в строке – «Причина инвентаризации» – «составление бухгалтерской отчетности за 2012 год».

Таблица 1

Название счета

Перечень учитываемых обязательств

Счет 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»

Обобщается информация о расчетах с работниками по заработной плате, пособиям и т.п., а также по выплате доходов по акциям и другим ценным бумагам данной организации

Счет 76 субсчет 4 «Расчеты по депонированным суммам»

Обобщается информация о расчетах с работниками по суммам, начисленным, но не выплаченным:

 в установленный срок (из-за неявки получателей)

Счет 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям»

Обобщается информация обо всех видах расчетов:

 с работниками кроме расчетов по оплате труда и расчетов

 с подотчетными лицами

Счет 71 «Расчеты с подотчетными лицами»

Обобщается информация о расчетах с работниками

 по суммам, выданным им под отчет на административно-хозяйственные и прочие расходы

  1. Из каких этапов состоит инвентаризация расчетов с персоналом? Что включает в себя каждый этап?

     2. Проверка расчетов с персоналом по счетам 70, 71, 73, 76 субсчет «Расчеты по депонированным суммам». Выяснилось, что:

- на счете 70 числится кредиторская задолженность по зарплате за декабрь 2012 года в размере 195 000 руб., а также дебиторская задолженность в сумме 28 000 руб. Из-за чего возникла кредиторская и дебиторская задолженность?

- зарплата за первую половину месяца не была выплачена, работникам необходимо начислить компенсацию за задержку и отразить ее на отдельном субсчете счета 73 (табл. 2). При этом период просрочки составил 11 календарных дней (с 21 по 31 декабря), ставка рефинансирования – 8,25% (Указание Банка России от 13.09.2012 № 2873-У).

- счет 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям». Инвентаризационная комиссия установила, что согласно договору займа от 06.04.2012 главному бухгалтеру Петрову П. П. был выдан заем в размере 100 000 руб. сроком на 1 год. Следовательно, срок возврата займа еще не наступил. Поскольку заем является беспроцентным, задолженность по выплате процентов не формируется. В бухучете сумма выданного займа была отражена на счете 58 «Финансовые вложения». Правильно ли это?

- на счете 71 числится дебиторская задолженность в размере 2 215 руб. по суммам, выданным под отчет. В бухучете числится дебиторская задолженность Л.Л. Леонидова по подотчетной сумме в размере 2000 руб.  В ходе инвентаризации было установлено, что 13 ноября 2012 года он получил  из кассы деньги под отчет на 3 дня. Также было установлено, что за уволенным работником М. М. Мишиным с 15 ноября 2009 года числится задолженность по подотчетной сумме в размере 215 руб. Срок, на который были выданы подотчетные суммы, закончился 25 ноября 2009 года.  Причина дебиторской и кредиторской задолженности по счету 71? Какие действия надо предпринять?

- на счете 76 субсчет «Расчеты по депонированным суммам». Инвентаризационная комиссия установила, что на этом субсчете числится депонированная зарплата в размере 117 руб., которая не была выплачена уволенному работнику А.А. Абрамову. Какие действия надо предпринять?

- сальдо по счету 73 равно нулю.

3. Какие документы надо составить по результатам инвентаризации?

Практическая работа № 5

Тема:        Проведение выверки финансовых обязательств. Проведение инвентаризации расчетов. Определение реального состояния расчетов.

Цель:        Овладеть навыками и умениями по проведению выверки финансовых обязательств и проведению инвентаризации расчетов, определению реального состояния расчетов.

Задание:        На основании исходных данных решить практические ситуации:

  1. По проведению выверки финансовых обязательств и проведению инвентаризации расчетов;
  2. По проведению инвентаризации расчетов и отразить результаты инвентаризации в «Акте инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами» по форме ИНВ-17 (приложение 1) и в «Справке к акту инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами» по форме ИНВ-17п (приложение 2).
  3. По определению реального состояния расчетов, используя теоретический материал конспекта по освоению модуля ПМ 02

Исходные данные

В организации ООО «Олимп» имеются следующие данные о наличии дебиторской и кредиторской задолженности на день инвентаризации 1 декабря текущего года:

  1. По дебиторской задолженности:

Таблица 1

Наличие дебиторской задолженности в ООО «Олимп» на день инвентаризации

Наименование счета бухгалтерского учета и дебитора

Номер счета

Сумма по балансу, руб. коп.

всего

в том числе задолженность

подтвержденная дебиторами

не подтвержденная дебиторами

с истекшим сроком исковой давности

1

2

3

4

5

6

Расчеты с покупателями и заказчиками  с ООО «Аврора»

62.1

62 015,50

50 000,00

12015,50

-

Расчеты с разными дебиторами с ООО «Автоперевозчик»

76.1

7183,80

7183,80

-

-

Расчеты с подотчетными лицами – менеджер ООО «Олимп» Соловьева Анна Сергеевна

71

3500,00

3500,00

-

Расчеты по авансам выданным поставщикам и подрядчикам с ООО «Ремонт»

60.2

12 589,40

8400,20

3189,20

1189,20

Итого

?

?

?

?

  1. По кредиторской задолженности

Таблица 2

Наличие кредиторской задолженности в ООО «Олимп» на день инвентаризации

Наименование счета бухгалтерского учета и кредитора

Номер счета

Сумма по балансу, руб. коп.

всего

в том числе задолженность

подтвержденная кредиторами

не подтвержденная кредиторами

с истекшим сроком исковой давности

1

2

3

4

5

6

Расчеты с поставщиками и подрядчиками с ООО «Продтовары»

60.1

402 502,50

402 502,50

-

-

Расчеты с разными кредиторами с ООО «Наука»

76.2

10 250,00

10 000,00

-

250,00

Расчеты по авансам полученным от покупателей и заказчиков с ООО «Ласточка»

62.2

102 510,00

102 000,00

510,00

-

Расчеты по НДС с МИ № 10 ФНС России

68.4

4200,00

-

4200,00

-

Расчеты с ПФР по обязательному страхованию на выплату страховой части трудовой пенсии

69.1

8510,20

8510,20

-

-

Расчеты с персоналом по оплате труда ООО «Олимп»

70

42551,00

42551,00

-

-

Итого

?

?

?

?

На основании данных, отраженных в таблицах по наличию дебиторской и кредиторской задолженности составить справку к Акту инвентаризации расчетов, используя данные следующей таблицы:

Таблица 3

Данные для составления справки к Акту инвентаризации расчетов

Номер по порядку

Наименование, адрес и номер телефона дебитора, кредитора

Числится задолженность

Сумма задолженности, руб. коп.

Документ, подтверждающий задолженность

за что

дата начала

дебиторская

кредиторская

наименование

номер

дата

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

ООО «Аврора»

За проданные товары

10.10

62 015,50

Товарная накладная

415

10.10

2

ООО «Автоперевозчик»

За выполненные   услуги

01.11

7183,80

Акт выполненных работ

115

01.11

3

Соловьева Анна Сергеевна

Подотчетные суммы

10.11

3500,00

Авансовый отчет

10

10.11

4

ООО «Ремонт»

За выполненные  работы

15.10

12 589,40

Акт выполненных работ

87

15.10

5

ООО «Продтовары»

За полученные товары

20.11

402 502,50

Товарная накладная

213

20.11

6

ООО «Наука»

За выполненные  работы

05.11

10 000,00

Акт выполненных работ

56

05.11

7

ООО «Ласточка»

За полученные авансы

05.11

102 510,00

Выписка банка, платежное поручение

79

05.11

8

МИ № 10 ФНС России

Задолженность по НДС

20.10

4200,00

Налоговая декларация

-

20.10

9

ПФ России

Задолженность по обязательному страхованию на выплату страховой части трудовой пенсии

15.11

8510,20

Бухгалтерская справка

11

15.11

10

Расчеты с персоналом по оплате труда ООО «Олимп»

Задолженность по выплате заработной платы

20.11

42551,00

Платежная ведомость на выплату зарплаты

10

20.11

Итого:

?

?

Практическая работа № 6

Тема:        Выявление задолженности, нереальной для взыскания, с целью принятия мер к взысканию задолженности с должников, либо к списанию ее с учета.

Проведение инвентаризации недостач и потерь от порчи ценностей (счет 94), целевого финансирования (счет 86), доходов будущих периодов (счет 98).

Цель:        Овладеть навыками и умениями по:

  1. Выявлению задолженности, нереальной для взыскания, с целью принятия мер к взысканию задолженности с должников, либо к списанию ее с учета.
  2. Проведению инвентаризации недостач и потерь от порчи ценностей (счет 94), целевого финансирования (счет 86), доходов будущих периодов (счет 98).

Задание:        Используя теоретический материал по освоению модуля ПМ 02 (тема «Проведение процедуры инвентаризации финансовых обязательств организации» , вопросы 1 и 2) составить тесты по следующим вопросам (количество вопросов неограниченно):

  1. Порядок выявления задолженности, нереальной для взыскания, с целью принятия мер к взысканию задолженности с должников, либо к списанию ее с учета.
  1. Порядок инвентаризации недостач и потерь от порчи ценностей (счет 94), целевого финансирования (счет 86), доходов будущих периодов (счет 98).

Практическая работа № 7

Тема:        Участие в инвентаризации дебиторской задолженности организации. Участие в инвентаризации кредиторской задолженности организации.

Цель:        Овладеть навыками и умениями по инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности.

Задание:        Используя теоретический материал учебного пособия по освоению модуля ПМ 02 (тема «Проведение процедуры инвентаризации финансовых обязательств организации» вопросы 1, 2, 3, 4) составить тесты по следующим вопросам (количество вопросов неограниченно):

  1. Порядок проведения инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности;
  2. Порядок составления «Акта инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами» по форме ИНВ-17;
  3. Порядок составления «Справки к акту инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами» по форме ИНВ-17п;
  4. Технологию определения реального состояния расчетов;
  5. Порядок выявления задолженности, не реальной к взысканию;
  6. Порядок списания безнадежной задолженности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СБОРНИК ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ МДК02.02 БУХГАЛТЕРСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПРОВЕДЕНИЯ И ОФОРМЛЕНИЯ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ Методические указания по выполнению практических работ и организации самостоятельной работы для студентов СПО специальности 38.02.01 Экономика и бухгалт

Методические указания содержат общие указания по выполнению практических работ и организации самостоятельной работы студентов, задания для практических работ, задания для самостоятельной работы, тесты...

Инструкционо-технологическая карта практического занятия по МДК 02.02 "Бухгалтерская технология проведения и оформления инвентаризации"

Инструкционо-технологическая карта по проведению практического занятия по МДК 02.02 "Бухгалтерская технология проведения и оформления инвентаризации" позволяет   освоить  студентам умения и ...

Методическая разработка проведения урока по МДК 02.02. Бухгалтерская технология проведения и оформления инвентаризации на тему: «Инвентаризация денежных средств в кассе»

Цель данного занятия - формирование знаний о технологии  проведения инвентаризации денежных средств в кассе и оформлении результатов инвентаризации; формирование умений и навыков по оформлению до...

Рабочая программа по МДК 02.02 Бухгалтерская технология проведения и формления инвентаризации

Рабочая программа междисциплинарного курса является частью основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования - программы подготовки специалистов среднего звена...

Билеты для дифференцированного зачета по ПМ 02 МДК 02.02 Бухгалтерская технология проведения и оформления инвентаризации

Билеты для дифференцированного зачета по МДК 02.02 Бухгалтерская технология проведения и оформления инвентаризации для специальности 38.01.02 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)...

Методическая разработка отрытого урока по теме «Инвентаризация материально-производственных запасов (МПЗ)» по МДК 02 02 Бухгалтерская технология проведения и оформления инвентаризации

Методическая идея урока - Организация и проведение урока в контексте будущей профессиональной деятельности, с использованием интерактивных методов обучения. Тип урока – комбинированный урок, вид...