Методическая разработка по химии "Сложные эфиры"
методическая разработка на тему

Разработка урока по теме "Сложные эфиры"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка занятия по химии

Группа:12

Время проведения: 3 урок (10 час.00 мин. – 10 час. 45 мин.)

Разработчик: Преподаватель Маслова Наталья Владимировна

Тема занятия: Сложные эфиры

Тип занятия: комбинированное (изучение нового материала)

Методы обучения: объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый; словесно-наглядно-практический.

Цель:

  1. Формирование у обучающихся знаний о классе «Сложные эфиры», о строении их молекул, о номенклатуре и изомерии.

Задачи:

  • образовательные: обучающиеся должны продемонстрировать знания о строении и свойствах данного класса;
  • развивающие: обучающиеся демонстрируют логическое мышление, умение самостоятельно мыслить, передавать и находить информацию;
  • воспитательные: у обучающихся сформировано положительное отношение к изучению предмета, умение выслушивать своих товарищей, воспитывается творчески мыслящая личность.

Формы обучения: фронтальная, индивидуальная.

Средства обучения: ПК, проектор, презентация,  раздаточный материал, решебник.

Этапы занятия:

  1. Организационный момент
  2. Проверка ранее усвоенного материала
  3. Постановка цели и задач
  4. Изучение нового материала
  5. Закрепление знаний и умений
  6. Итог занятия. Домашнее задание

Ход занятия

  1. Организационный момент (2-3 мин.) Вступительное слово преподавателя
  2. Проверка ранее усвоенного материала (5-7 мин.)

Работа с раздаточным материалом (Приложение 1.) Затем взаимопроверка в сочетании с правильными ответами на слайде 1.

  1. Постановка цели и задач (совместная формулировка темы занятия по наводящей информации, озвучивание цели) (2-3 мин.) Слайд 2.

О каком веществе идёт речь?

Им пахнет всё, что мы едим:

Печенье, ягоды и фрукты,

Конфеты, соки и торты,

Лимоны тоже пахнут им.

Его используют в быту,

Чтоб сохранить всю красоту.

Всю прелесть запаха цветов,

Летнего луга, весенних цветов. (Сложные эфиры)

Дополнительно: Чем можно объяснить благоухание цветов, трав и деревьев, фруктов?

Предполагаемый ответ: возможно, присутствуют какие - то вещества, которые характеризуют запах этих фруктов и цветов.

Вы абсолютно правы, есть такие вещества. Это сложные эфиры, которые и будут темой нашего занятия. Слайд 3.

Слайд 4. Целью будет формирование у вас знаний о классе «Сложные эфиры», о строении их молекул, о номенклатуре и изомерии.

  1. Изучение нового материала (20 мин.) с использованием презентации

Вопросы к группе: 1. С помощью какой реакции могут быть получены сложные эфиры? (Реакции этерификации).

  1. О взаимодействии каких веществ идет речь в реакции этерификации? (Взаимодействие спиртов с карбоновыми кислотами) 

Слайд 5. Совместная формулировка определения данного класса органических веществ.

Сложные эфиры - это производные карбоновых кислот, в молекулах которых атом водорода карбоксильной группы замещен на углеводородный радикал.

Общую формулу сложных эфиров можно представить в виде RCOOR2, где R и R2 – углеводородные радикалы (для эфиров муравьиной кислоты R – атом водорода).

Слайд 6.Номенклатура. Сложным эфирам «повезло» с номенклатурой. Мы рассмотрим три типа названий этих веществ.

А) Систематическая номенклатура (Слайд 7)

Б) Рациональная номенклатура (Слайд 8)

В) Тривиальные названия (Слайд 9)

Слайд 10. Изомерия сложных эфиров. Для сложных эфиров характерна структурная изомерия с тремя подвидами. (Слайд 11,12,13)

Сложные эфиры являются межклассовыми изомерами карбоновых кислот и имеют общую формулу  (Слайд 14,15)

  1. Закрепление знаний и умений (10 мин.) Слайд 16-22
  1. Работа с презентацией
  2. Дополнительно: работа с Решебником (с.249-250, №1,2,3, 4,5)
  1. Итог занятия (2 мин.).

- Анализ достижения поставленных целей и задач, «цветовая» рефлексия (предложены 3 цвета карточек, выбрать соответствующий своему впечатлению от занятия: красный – понравилась тема; зеленый – не очень понравилась; голубой – не интересна).

-Домашнее задание. Конспект, задача на карточках (Приложение 2).

Источники:

  1. Химия для профессий и специальностей естественно-научного профиля: учебник; под ред. О.С. Габриеляна. – 2-е изд, стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. -384с.
  2. Ерохин Ю.М. Химия: задачи и упражнения: учеб.пособие – М.: Издательский центр «Академия», 2012. -288с.
  3. https://infourok.ru/razrabotka_uroka_po_himii_po_teme__slozhnye_efiry_10_klass_vmeste_s_prezentaciey.-164980.htm
  4. http://открытыйурок.рф/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/649285/

Приложение 1.

1 вариант: назовите согласно международной номенклатуре карбоновые кислоты, структурные формулы которых приведены:

 

А)                  CH3                        Б)                 СН3      СН3

    CH3-CH2- C-COOH           CH3-CH2- C-СН2-СН- COOH

                      CH3                                          СН3

 

                     С2Н5

В) CH3-CH-СН-СН-СООН

             СН3       СН3

2 вариант: назовите согласно международной номенклатуре карбоновые кислоты, структурные формулы которых приведены:

                      С2Н5                                                                       СН3

А) CH3-CH2-СН-СН2-СООН              Б) CH3-CH2- CН2-СН2-СН- COOH

                                                 С2Н5

 В) CH3-СН2-CH2- CН2-СН-СН- COOH

                                         СН3

  Приложение 2.

Домашнее задание

Задача. Сколько граммов этилового эфира уксусной кислоты можно получить из 11,5г этанола и 30 г уксусной кислоты, если выход продукта составляет 80% от теоретического?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по разработке и изданию учебно-методических материалов"

Методические рекомендации предназначены для педагогических работников СПб ГБПОУ  « Колледж» Красносельский».Содержание настоящих методических рекомендаций направлено на обеспече...

Методические рекомендации по самостоятельной работе Обществознание, Методическая разработка кураторского часа "Коррупция как особый вид преступлений", Методическая разработка"Выбор за нами".

Мкетодические разработки необходимы для реализации своих творческих способностей преподавателя и необходимиго обмена методическим опытом для молодых преподавателей и кураторов....

Методическая разработка урока-викторины «Знатоки финансовой грамотности» /методическая разработка дополнительного учебного занятия по учебной дисциплине «Обществознание (включая экономику и право)» /

Методическая разработка  составлена  для обучающихся, изучающих дисциплину «Обществознание (включая экономику и право)» включая раздел «Финансовая грамотность».В ходе...

Классный час "Герои Великой Отечественной войны". Методическая разработка награждена Дипломом Министерства Образования,Науки и Молодёжи Республики Крым 3 Степени в региональном этапе 2 Всероссийского конкурса на лучшую методическую разработку.

Моя методическая разработка награждена Дипломом Министерства Образования ,Науки и Молодёжи Республики Крым 3 Степени в региональном этапе 2 Всероссийского конкурса на лучшую методическую разработку....

Методическая разработка "МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТОР ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ СМЕНЫ ЛАГЕРЯ"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТОР ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ  СМЕНЫ ЛАГЕРЯ...