МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ВНЕАУДИТОРНЫМ САМОСТОЯТЕЛЬНЫМ РАБОТАМ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «БИОЛОГИЯ»
методическая разработка на тему

Методические рекомендации по выполнению внеаудитоных самостоятельных работ: доклад, сообщение, кроссворд, таблица.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneauditornye_samostoyatelnye_raboty.docx39.75 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение  «Челябинский техникум промышленности и городского хозяйства имени Я.П. Осадчего»

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ВНЕАУДИТОРНЫМ САМОСТОЯТЕЛЬНЫМ РАБОТАМ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «БИОЛОГИЯ»

Преподаватель: Долгих Ю.П.

2017г.

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

3

  1. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

4

  1. ТЕМЫ ДЛЯ ВНЕАУДИТОРНЫХ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ

5-7

  1. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВНЕАУДИТОРНЫХ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ

8-14

        

Пояснительная записка

   Данные методические указания по выполнению самостоятельных внеаудиторных работ являются частью учебно-методического комплекса по дисциплине « Биология» и предназначены для эффективной организации самостоятельной работы студентов.    

   Самостоятельная работа студентов проводится с целью:

- систематизации и закрепления полученных теоретических и практических умений студентов;

- углубления и расширения теоретических знаний;

- развития познавательных способностей и активности студентов, самостоятельности, творческой инициативы, ответственности и организованности;

- развития исследовательских умений.

   Развитие навыков самостоятельной внеаудиторной работы призвано способствовать формированию у студентов следующих общих компетенций, в соответствии с которыми студенты должны ( из ФГОС):

ОК 1. Понимать  сущность и социальную значимость своей будущей профессии, выявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК. 3. Анализировать  рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 7. Организовывать собственную деятельность с соблюдением требований охраны труда и экологической безопасности.

  1. Тематический план внеаудиторной самостоятельной работы студентов

Наименование раздела

Количество часов

Форма проверки

1.

Учение о клетке

6

Таблицы, доклады, сообщения

2.

Размножение и индивидуальное развитие  организмов

4

Таблицы, кроссворд, доклады, презентации

3.

Основы генетики и селекции  

8

Кроссворд, доклады, презентации, ответы на контрольные вопросы

4.

Основы экологии                                                                                                                                                                            

6

Конспект, задачи, презентация

Методические указания составлены в соответствии с тематическим планом и рассчитаны на 24 часа.

2.Темы для внеаудиторных самостоятельных работ

Раздел 2.1. Учение о клетке

Подготовка докладов: «История изучения клетки», «Клетка-единица живого»,  «Химическая организация клетки», «Неорганические вещества, входящие в состав клетки», «Роль воды в клетке»

Составление  сравнительной таблицы  строения растительных и  животных клеток.

Отличительные признаки

Растительная клетка

Животная клетка

Пластиды

Способ питания

Синтез АТФ

Расщепление АТФ

Клеточный центр

Целлюлозная

клеточная стенка

Включения

Вакуоли

Раздел 2.2. Размножение и индивидуальное развитие  организмов

Подготовка презентаций  по теме « Митоз»,  «Половое и бесполое размножение».

Составление  таблицы: таблицы:

Зародышевые листки и их производные

Зародышевые листки

производные

эктодерма

Мезодерма

энтодерма

Подготовка докладов: «Мейоз», «Бесполое размножение», «Вегетативное размножение».

Составление кроссворда по теме: «Размножение и развитие организмов».

Раздел 2.3. Основы генетики и селекции  

Составление таблицы «Сравнительная характеристика форм изменчивости»

Сравнительная характеристика форм изменчивости

Характеристика

Модификационная изменчивость

Мутационная изменчивость

Объект изменения

Отбирающий фактор

Наследование признаков

Подверженность изменениям хромосом

Подверженность изменениям молекул ДНК

Значение для особи

Значение для вида

Роль в эволюции

Форма изменчивости

Подчиненность закономерности

Подготовка презентаций по темам: «Работы Н.И.Вавилова», «Селекция - наука об улучшении уже существующих и о выведении новых сортов растений, пород животных и штаммов микроорганизмов с нужными человеку свойствами», «Селекция - «эволюция, направляемая человеком».

Составление кроссворда по теме «Основные понятия генетики».

Подготовка докладов: «Генетика пола», «Генетические заболевания», «Группы крови».

Раздел 2.4. Основы экологии                                                                                                                                                                            

Подготовка презентаций: Биосфера и человек; Понятие биосфера и ее строение.

Решение экологических задач:

Задача 1

  США ежегодно выбрасывают в атмосферу более 200 млн т вредных веществ. Из них более 40% происходит по вине транспорта, главным образом автомобилей. Сколько

тонн вредных веществ выбрасывается в атмосферу транспортными средствами США?

Решение задачи

Решение.

200 : 100 * 40 = 80 (млн т).

США более других стран загрязняют атмосферу Земли, а вот траты на очистку атмосферы стремятся разделить поровну между всеми развитыми государствами.

Задача 2

В реку Чусовую и её притоки поступают промышленные и бытовые сточные воды из пяти крупных населённых пунктов. В 1993 г. из этих пунктов было сброшено свыше 90 млн куб.м сточных вод. Из них загрязнённых – 47 млн куб.м. Какой процент сточных вод составляли загрязнённые?

Решение задач

Решение.

47 : 90 * 100% = 52%

Число населённых пунктов, загрязняющих реку, в данной задаче совершенно излишне. Такие сведения употребляются обычно в газетах и являются попыткой призвать к ответственности администрацию посёлков.

Решить предложенные задачи:

Задача 1

Допустим, что в селе Зуевка с 1990г. работало две машины, на которых вывозили 50 тысяч куб. м мусора в год. Сколько мусора вывезено ими?

Задача 2

На территории Пермского края 675 особо охраняемых территорий общей площадью 12940 га. Какой процент от всей площади Пермского края составляют охраняемые территории? Площадь Пермского края – 160,6 тыс.

Написать конспект по теме: «Типы взаимоотношений организмов», «Гипотезы возникновения жизни на Земле».

3.Методические рекомендации по выполнению внеаудиторных самостоятельных работ

3.1. Как создать презентацию?

Для создания презентации требуются определенные навыки работы с Power Point.

1. Не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом

информации. Люди могут единовременно запомнить не более трех фактов,

выводов, определений. Наибольшая эффективность достигается тогда, когда

ключевые пункты отражаются по одному на каждом отдельном слайде.

2. Необходимо обратить внимание на качество изображения, если оно не

является высоким, то лучше от него отказаться. Иначе это приведет только к

отрицательному результату. Исключением может служить изображение,

качество которого испорчено временем (исторический документ, фотография и пр.).

3. Видеофайлы лучше использовать в формате МРЕG или АVI, длительностью не более 4 - 5 минут.

4. На однотонном фоне информация воспринимается легче.

5. Для фона и текста постарайтесь использовать контрастные цвета.

Ваша презентация должна быть хорошо видна в разных частях аудитории.

6. Для заголовков лучше использовать шрифт не менее 24, для информации – не менее 18. Для выделения информации можно использовать жирный шрифт, курсив, в крайнем случае, другой цвет (для всей презентации лучше выбрать единый стиль выделения).

Все надписи должны быть горизонтальными, т.к. движение глаз слева

направо для европейца привычно, а сверху вниз или снизу вверх затруднено.

Не рекомендуется сокращать слова, кроме общепринятых типа «и др.»,

«и т.д.». В заголовках и надписях запрещается делать переносы слов.

Содержание презентации

первый слайд

- название презентации;

- автор: ФИО, группа, (соавторы указываются в

алфавитном порядке);

- название образовательной организации

- год

второй слайд

оглавление работы, которое лучше оформить в виде

гиперссылок (для интерактивности презентации)

3- …слайды

содержание работы, выводы

последний слайд

список используемой литературы в соответствии с

требованиями, интернет-ресурсы указываются в

последнюю очередь

3.2. Как подготовить доклад?

Этапы подготовки доклада:

1. Определение цели доклада (информировать, объяснить, обсудить что-то (проблему, решение, ситуацию и т.п.), спросить совета и т.п.).

2. Подбор для доклада необходимого материала из литературных источников.

3. Составление плана доклада, распределение собранного материала в необходимой логической последовательности.

4. Композиционное оформление доклада в виде машинописного текста.

5. Заучивание, запоминание текста машинописного доклада.

Общая структура доклада:

Вступление.

- Формулировка темы доклада (она должна быть не только актуальной, но и оригинальной, интересной по содержанию).

- Актуальность выбранной темы (чем она интересна, в чем заключается ее важность, почему учащимся выбрана именно эта тема).

- Анализ литературных источников.

Основная часть.

Состоит из нескольких разделов, постепенно раскрывающих тему. Возможно использование иллюстрации (графики, диаграммы, фотографии, карты, рисунки) Если необходимо, для обоснования темы используется ссылка на источники с доказательствами, взятыми из литературы (цитирование авторов, указание цифр, фактов, определений).

Изложение материала должно быть связным, последовательным, доказательным. Способ изложения материала для выступление должен носить конспективный или тезисный характер.

Требования к оформлению доклада.

Объем машинописного текста доклада должен быть рассчитан на произнесение доклада в течение 7 -10 минут (3-5 машинописных листа текста с докладом). Поэтому при подборе необходимого материала для доклада отбирается самое главное. В докладе должны быть кратко отражены главные моменты из введения, основной части и заключения. При подготовке конспекта доклада необходимо составить не только текст доклада, но и необходимый иллюстративный материал, сопровождающий доклад (основные тезисы, формулы, схемы, чертежи, таблицы, графики и диаграммы, фотографии и т.п.).
Оформление печатного текста доклада

Текст доклада должен быть набран в редакторе Microsoft Word версий 97-2007 и позднее и распечатан на компьютере на одной стороне стандартного листа белой бумаги форматом А4 (210 на 297мм).

- Основной текст: шрифт Times New Roman - 14, без переноса слов, междустрочный интервал полуторный, выравнивание по ширине.

- Поля: слева - 3 см, сверху – 2 см, справа - 2 см, внизу - 2 см, абзацный отступ – 1,25 см.

- Заголовки первого порядка: обозначаются римскими цифрами, набираются все заглавными буквами, по центру, без отступа и точки на конце; шрифт 18, полужирный.

- Заголовки второго порядка по центру, без отступа, арабские цифры, без точки, с заглавной буквы, далее строчными буквами; шрифт 16, полужирный.
3.3. Как составить кроссворд?

   Кроссворд – игра-задача, в которой фигура из рядов пустых клеток заполняется перекрещивающимися словами со значениями, заданными по условиям игры.

  Для составления кроссворда по заданной теме нужно найти информацию с разных источников (сеть Internet, энциклопедии, практические пособия, учебная литература), изучить ее и составить в рукописном варианте или пользуясь одним из программных средств: MicrosoftWord, MicrosoftExcel.

   Кроссворд составляется индивидуально.

Правила при составлении кроссвордов

1. Не допускается наличие "плашек" (незаполненных клеток) в сетке кроссворда.

2. Не допускаются случайные буквосочетания и пересечения.

3. Загаданные слова должны быть именами существительными в именительном падеже единственного числа.

4. Двухбуквенные слова должны иметь два пересечения.

5. Трехбуквенные слова должны иметь не менее двух пересечений.

6. Не допускаются аббревиатуры, сокращения.

7. Не рекомендуется большое количество двухбуквенных слов.

8. Все тексты должны быть написаны разборчиво, желательно отпечатаны.

9. На каждом листе должна быть фамилия автора, а также название данного кроссворда.

Требования к оформлению кроссворда:

1. Рисунок кроссворда должен быть четким.

2. Сетка кроссворда должна быть пустой только с цифрами позиций слов-ответов.

3. Ответы на кроссворд публикуются на отдельном листе. Ответы предназначены для проверки правильности решения кроссворда и дают возможность ознакомиться с правильными ответами на нерешенные позиции условий.

1 лист – титульный

2 лист – сетка кроссворда, вопросы без ответов

3 лист – ответы

4 лист - используемые источники

3.4. Как написать конспект?

Опорный конспект – это развернутый план Вашего предстоящего ответа на теоретический вопрос. Он  призван помочь Вам последовательно изложить тему, преподавателю – лучше понимать Вас и следить за логикой Вашего ответа. Правильно составленный опорный конспект должен содержать все то, что в процессе ответа Вы намериваетесь рассказать. Это   могут быть чертежи,   графики,  формулы (если требуется, с выводом), формулировки основных законов, определения.

        Основные требования к содержанию опорного конспекта:

1. Полнота – это означает, что в нем должно быть отражено все содержание вопроса.

2. Логически обоснованная последовательность изложения.

Примерный порядок составления опорного конспекта

1. Первичное ознакомление с материалом изучаемой темы по тексту учебника, картам,

дополнительной литературе.

2.Выделение главного в изучаемом материале, составление  обычных кратких записей.

3.Подбор к данному тексту опорных сигналов в виде отдельных слов, определённых   знаков, графиков, рисунков.

4.Продумывание схематического способа кодирования знаний, использование различного   шрифта и т.д.

5. Составление опорного конспекта.

3.5. Как подготовить сообщение?

Подготовка информационного сообщения – это вид внеаудиторной самостоятельной работы по подготовке небольшого по объёму устного сообщения для озвучивания на семинаре, практическом занятии. Сообщаемая информация носит характер уточнения или обобщения, несёт новизну, отражает современный взгляд по определённым проблемам.

Сообщение отличается от докладов и рефератов не только объёмом информации, но и её характером – сообщения дополняют изучаемый вопрос фактическими или статистическими материалами. Оформляется задание письменно, оно может включать элементы наглядности (иллюстрации, демонстрацию).

Регламент времени на озвучивание сообщения – до 5 мин.

Критерии оценки:

-актуальность темы;

-соответствие содержания теме;

-глубина проработки материала;

-грамотность и полнота использования источников;

-наличие элементов наглядности.

Объем сообщения – 1-2 страниц текста, оформленного в соответствии с указанными ниже требованиями.

Этапы работы над сообщением.

1. Подбор и изучение основных источников по теме, указанных в данных рекомендациях.

2. Составление списка используемой литературы.

3. Обработка и систематизация информации.

4. Написание сообщения.

5. Публичное выступление и защита сообщения.

3.6. Как правильно оформить решение задачи?

Алгоритм решения прямых задач

Под прямой задачей подразумевается такая задача, в которой известен  генотип родителей, необходимо определить возможные генотипы и фенотипы ожидаемого потомства в первом и втором поколениях.

План действий

Пример решения задачи

1. Прочтите условие задачи

1. Задача. При скрещивании двух сортов томатов с гладкой и опушённой кожицей в F1 все плоды оказались с гладкой кожицей. Определите генотипы исходных родительских форм (Р) и гибридов первого поколения (F1).

Какое потомство можно ожидать при скрещивании полученных гибридов F1 между собой?

2. Введите буквенное обозначение доминантного и рецессивного признака

2. Решение. Если в результате скрещивания всё потомство имело гладкую кожицу, то этот признак – доминантный (А), а опушённая кожица – рецессивный признак (а).

3. Запишите схему 1-ого скрещивания и запишите фенотипы и генотипы родительских особей

3. Так как скрещивались чистые линии томатов, значит, родители были гомозиготными.

Р: (фенотип)  гладкая       Х      опушённая

                         кожица                   кожица

      (генотип)        АА                           аа

4. Запишите гаметы, которые образуются у родителей

4.    G: (гаметы)       А                   а

Гомозиготные особи дают только один тип гамет.

5. Определите генотипы и фенотипы потомства F1

5.    F1:  (генотип)              Аа

            (фенотип)   гладкая кожица

6. Составьте схему 2-го скрещивания F2

6.    Р: (фенотип) гладкая   Х   гладкая

            (генотип)  кожица          кожица

7. Определите гаметы, которые даёт каждая особь

7.   G:  (гаметы)       А , а               А,  а

Гетерозиготные особи дают два типа гамет.

8. Составьте решётку Пеннета и определите генотипы и фенотипы потомков F2

8.       F2                генотипы

♀     ♂

А

а

А

АА

Аа

а

Аа

аа

фенотипы

3 части (75%) – плоды с гладкой кожицей

(1 АА; 2 Аа)

1 часть (25%) – плоды с опущённой кожицей

(аа)

9. Запишите ответ на все вопросы задачи.

Алгоритм решения обратных задач

Под обратной задачей имеется в виду такая задача, в которой даны результаты скрещивания, фенотипы родителей и полученного потомства; необходимо определить генотипы родителей и потомства.

План действий

Пример решения задачи

1. Прочтите условие задачи

1. Задача. При скрещивании двух мух с нормальными крыльями у 32 потомков были укороченные крылья, а у 88 потомков – нормальные крылья. Определите доминантный и рецессивный признаки. Каковы генотипы родителей и потомства?

2. По результатам скрещивания F1 или  F2 определите доминантный и рецессивный признаки и введите обозначение

2. Решение. Скрещивались мухи с нормальными крыльями, а в потомстве оказались мухи с укороченными крыльями.

Следовательно, нормальные крылья – доминантный признак (А), а укороченные крылья – рецессивный признак (а).

3. Запишите схему скрещивания и запишите генотип особей с рецессивным признаком или особей с известным по условию задачи генотипом

3. Р: (фенотип)   норм.         Х       норм.

                            крылья          крылья

          (генотип)      А -                     А –

F1:  (фенотип)   88 норм. :  32 укороч.

                             крылья          крылья

          (генотип)       А -                    аа

4. Определите гаметы, которые может образовать каждая родительская особь

4. Родительские особи обязательно (по задаче) образуют гаметы с доминантным геном. Так как в потомстве появляются особи с рецессивным признаком, значит, у каждого из родителей есть один ген с рецессивным признаком. Родители – гетерозиготы.

          Р:          норм.        Х      норм.

                      крылья          крылья

                          А -                     А –

                        Аа                      Аа

            G:      А, а                    А, а

            F:       88 норм. :  32 укороч.

                      крылья          крылья

                           А -                    аа

5. Определите по фенотипу родителей и потомков первого поколения генотипы особей с доминантными признаками, учитывая, что каждый из потомков наследует по одному гену от каждого родителя

5. Родительские особи по генотипу гетерозиготны (Аа) и содержат один доминантный и один рецессивный ген. Потомство с нормальными крыльями может быть как гетерозиготами (Аа), так и гомозиготами (АА).

6. Запишите окончательную схему скрещивания

6.          Р:    норм.    Х      норм.

                   крылья          крылья

                      А -                     А –

                     Аа                      Аа

            G:     А, а                    А, а

            F:    88 норм. :  32 укороч.

                    крылья          крылья

                       А -                    аа

В данной задаче – образце наблюдается проявление II закона Г. Менделя. В потомстве произошло расщепление по фенотипу – 3:1; а по генотипу – 1АА:2Аа:1аа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по внеаудиторной самостоятельной работе по дисциплине ОДБ.01 Русский язык для профессии 38.01.02 Продавец, контролер-кассир

Согласно структуре Федерального государственного образовательного стандарта самостоятельная работа является одним из видов учебных занятий студентов. Учебным планом на  внеаудиторную самостоятель...

Методические рекомендации к внеаудиторной самостоятельной работе по дисциплине "Материаловедение"

Данные методические указания помогают лучше подготовиться к предстоящим занятиям, закрепить полученные знания и умения.В состав методических указаний входят разделы: цель самостоятель­ной работы, план...

Методические рекомендации к внеаудиторной самостоятельной работе по дисциплине "Технологическая оснастка"

Методические рекомендации  охватывают все разделы учебной дисциплины и содержат указания по выполнению заданий, список литературы.          В ра...

Методические рекомендации по внеаудиторной самостоятельной работе студентов дисциплины: МДК 04.01. Технология обработки сырья и приготовления блюд из рыбы

Методические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы составлены для студентов по профессии 19.01.17. Повар, кондитерЦель методических указаний состоит в обеспечении эффек...

УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ К ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Учебно - методическое пособие  разработано в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины «Основы предпринимательской деятельности», Федеральным государственным образовательным стандартом...

Методическое пособие для внеаудиторной самостоятельной работы студентов "Устройство и функции приемного отделения стационара"

Методическое пособие предназначено для самостоятельной внеаудиторной работы при изучении темы «Устройство и функции приемного отделения стационара» для студентов, обучающихся по специально...

Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине Биология

Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы по  дисциплине Биология...