Методические рекомендации по внеаудиторной самостоятельной работе студентов дисциплины: МДК 04.01. Технология обработки сырья и приготовления блюд из рыбы
учебно-методическое пособие на тему

Методические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы составлены для студентов по профессии 19.01.17. Повар, кондитер

Цель методических указаний состоит в обеспечении эффективности самостоятельной работы, определении ее содержания, установления требований к оформлению и результатам самостоятельной работы.

Целью самостоятельной работы студентов по дисциплине «Технология приготовления супов и соусов» является:

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения «МДК 04.01. Технология обработки сырья и приготовления блюд из рыбы» должен:иметь практический опыт обработки рыбного сырья; приготовления полуфабрикатов и блюд из рыбы

1.  Домашние задания.

2.   Работа над терминами.

3.  Подготовка письменных сообщений.

4.  Изучение и конспектирование лекций.

5.  Работа с дополнительной литературой и другими источниками.

6. Обоснованность и четкость изложения ответа.

7. Аккуратность при оформлении ответов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sam_rab_po_mdk_04.docx54.1 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования Орловской области

БПОУ ОО «Глазуновский сельскохозяйственный техникум»

Малоархангельский филиал

«Утверждаю»

Зам. директора по учебной и методической работе

______________Симонова Л.В.

Методические рекомендации по внеаудиторной самостоятельной работе студентов

дисциплины: МДК 04.01. Технология обработки сырья и приготовления блюд из рыбы

по профессии

19.01.17. Повар, кондитер

        

Разработала преподаватель первой категории Ларкина Н.В.

Одобрены на заседании методической комиссии профессионального цикла

Председатель _________Ларкина Н.В.

Протокол №___ от __________2015 г.

2015 г.


Аннотация.

Автор разработки: Ларкина Надежда Васильевна, преподаватель специальных дисциплин по профессии «Повар, кондитер»

Внедрение Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования (ФГОС) предполагает изменение подходов к профессиональному образованию.

В основных образовательных программах направлений подготовки квалифицированных рабочих и служащих особое место отводится организации самостоятельной работы студентов. Самостоятельная работа рассматривается с одной стороны, как форма обучения и вид учебного труда, осуществляемый без непосредственного вмешательства преподавателя, а с другой  - как средство вовлечения студентов в самостоятельную познавательную деятельность, средство формирования у них методов её организации. Когда студент сам продумал учебный материал, применил теорию на практике, оценил изученные вопросы, определил своё отношение к ним, усвоенные выводы приобретают личностный смысл, становятся профессиональными убеждениями. В связи с этим возникает необходимость выявления эффективных форм, методов, средств и технологии самостоятельной работы студентов с целью формирования профессиональных компетенций.

В помощь студенту для облегчения изучения дисциплины мною разработаны  методические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы.

Цель применения  данных методических указаний  в процессе изучения предмета Калькуляция и учет – способствовать организации самостоятельной деятельности студентов.


Содержание

Введение

Раздел 1 Обработка рыбы с костным скелетом

4

6

Раздел 2 Приготовление и подготовка полуфабрикатов из рыбы с костным скелетом

Раздел 3 Приготовление и оформление простых блюд из рыбы с костным скелетом

Заключение

Литература

7

9

11

12


Введение

Современный этап развития среднего профессионального образования характеризуется значительными изменениями профильной структуры подготовки кадров. Согласно требований федеральных государственных образовательных стандартов образования и плана учебного процесса филиала техникума  каждый студент обязан выполнить по каждой учебной дисциплине определенный объем внеаудиторной самостоятельной работы.       

 Методические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы составлены для студентов по профессии 19.01.17. Повар, кондитер

Цель методических указаний состоит в обеспечении эффективности самостоятельной работы, определении ее содержания, установления требований к оформлению и результатам самостоятельной работы.

Целью самостоятельной работы студентов по дисциплине «Технология приготовления супов и соусов» является:

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения «МДК 04.01. Технология обработки сырья и приготовления блюд из рыбы» должен:иметь практический опыт обработки рыбного сырья; приготовления полуфабрикатов и блюд из рыбы

1.  Домашние задания.

2.   Работа над терминами.

3.  Подготовка письменных сообщений.

4.  Изучение и конспектирование лекций.

5.  Работа с дополнительной литературой и другими источниками.

6. Обоснованность и четкость изложения ответа.

7. Аккуратность при оформлении ответов.

Цели и задачи внеаудиторной самостоятельной работы студентов

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

проверять органолептическим способом качество рыбы и соответствие технологическим требованиям к простым блюдам из рыбы;

выбирать производственный инвентарь и оборудование для приготовления полуфабрикатов и блюд из рыбы;

 использовать различные технологии приготовления и оформления блюд из рыбы                                 оценивать качество готовых блюд;                                                                                                                                             знать:  

классификацию, пищевую ценность, требования к качеству рыбного сырья, полуфабрикатов и готовых блюд;

правила выбора основных продуктов и дополнительных ингредиентов к ним при приготовлении блюд из рыбы;                                                                                                                               последовательность выполнения технологических операций при подготовке сырья и приготовлении блюд из рыбы;                                                                                                                                                         правила проведения бракеража;                                                                                                                   способы сервировки и варианты оформления, температуру подачи;                                                          правила хранения и требования к качеству готовых блюд из рыбы;                                                   температурный режим и правила охлаждения, замораживания и хранения полуфабрикатов и готовых блюд из рыбы;                                                                                                                                                        виды необходимого технологического оборудования и производственного инвентаря, правила их безопасного использования.                                                                                                                                                  

Количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося - 45 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося  - 30 часов;

самостоятельной работы обучающегося – 15  часов

Расчет времени, затраченного на выполнение внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине «Технология обработки сырья и приготовления блюд из рыбы»

№ п/п

Наименование разделов и тем

Вид самостоятельной работы

Хронометраж затраченного времени, (ч)

1

Раздел 1 Обработка рыбы с костным скелетом

  1. 1.Составление таблиц «Требования к качеству рыбного сырья, сроки реализации»
  2. 2.Составление схемы обработки осетровой рыбы

1

1

2

Раздел 2 Приготовление и подготовка полуфабрикатов из рыбы с костным скелетом

1.Составление таблиц «Требования к качеству полуфабрикатов из рыбы, сроки реализации»

2.Составление технологических карт, с использованием сборников рецептур на количество порций с учетом вида рыб 3.Составление алгоритмов по приготовлению и использованию полуфабрикатов из рыбы с костным скелетом.

1

1

1

3

Раздел 3 Приготовление и оформление простых блюд из рыбы с костным скелетом

1.Составление таблиц «Требования к качеству блюд из рыбы, запеченной, солянки из рыбы на сковороде, котлет, зраз рыбных, тефтелей»

2.Составление технологических карт по ассортименту блюд, с использованием сборников рецептур, справочной литературы

2

8

Итого

15 часов

Раздел 1 Обработка рыбы с костным скелетом

1.Составление таблиц «Требования к качеству рыбного сырья, сроки реализации»

Время выполнения – 1 час

Используя учебную литературу, заполните таблицу:

Состояние рыбы

Температура внутри тканей, ◦С

Продолжительность хранения, ч,  дни

Показатели качества рыбы

Живая

Охлаждённая

Мороженая

Солёная

Список литературы для подготовки:

1.Анфимова Н.А. Кулинария  учебник для начального проф. образова¬ния.7-е издание, стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2012г

2.Ботов М.И. Елхина  В. Д. Голованов О.М. Тепловое и механическое оборудование предприятий торговли и общественного питания» М., «ACADEMA» 2011г

3.Золин В.П. «Технологическое оборудование предприятий общественного питания» М., «ACADEMA» 2009г

4.Матюхина З.П. Королькова Э.П. Товароведение пищевых продуктов.учебник для начального проф. образования. 3-е издание. стер.- М.: Издательский центр «Академия» 2011г

5.Похлебкин В.В. Кулинарный  словарь

6.Сборник технологических нормативов – Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий для предприятий общественного питания, под редакцией  Марчука Ф.Л.; Комитет Российской федерации  по торговле, 1994г

7.Харченко Н.Э. «Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий» М., «ACADEMA» 2010г

Журналы: Журнал «Питание и общество» рубрика Кулинарный словарик, «Секреты кулинарии», «Ресторатор», «Гастроном», «Шеф», «Питание и общество» «Трюфель», «Ресторанный бизнес», «Ресторанные ведомости»

Интернет ресурсы:

1.        https://ru.wikipedia.org/wiki/ (Артишоки)

2.        http://rus.ans4.com/28967130/chto-takoe-golubtsy/

3.        http://otvet.mail.ru/#question/25455234

4.        http://www.onlinedics.ru/slovar/ojegov/r/golubtsy.html

5.        http://kedem.ru/schoolcook/basis/20101012-julienne/

6.        http://yandex.ru/images/#!/images/search?

7.        http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/115358/

8.        http://flamebelle.livejournal.com/

9.        http://vsenauki.ru/

10.        http://itsfood.ru/

11.        Сайт журнала «Гастроном»  http://www.gastronom.ru

        2.Составление схемы обработки осетровой рыбы

Время выполнения – 1 час

Составьте схему обработки осетровой рыбы

Раздел 2 Приготовление и подготовка полуфабрикатов из рыбы с костным скелетом

1.Составление таблиц «Требования к качеству полуфабрикатов из рыбы, сроки реализации»

Время выполнения – 1 час

Используя учебную литературу, заполните таблицу

Полуфабрикат

Вид панировки

Вид тепловой обработки

Особенности рецептуры

Количество на порцию, шт.

Котлеты рыбные

Биточки рыбные

Тефтели рыбные

Фрикадельки рыбные

Зразы рыбные

Рулет рыбный

Тельное  

2.Составление технологических карт, с использованием сборников рецептур на количество порций с учетом вида рыб

Время выполнения -  1 час

Задание1. Рассчитать количество сырья для приготовления 25 порций весом нетто блюда «Котлеты и биточки  рыбные»

Технологическая карта

Наименование блюда: КОТЛЕТЫ И БИТОЧКИ РЫБНЫЕ

 № п/п

Сырье

Брутто

Нетто

        1.

Треска

66

48

        2.

Хлеб пшеничный

14

14

        3.

Молоко или вода

19

19

        4.

Сухари

7

7

        5.

Масса п/ф

86

        6.

Кулинарный жир

5

5

        7.

Масса жареных изделий

75

        8.

Гарнир

150

        9.

Соус

50

Выход

  275

2. Рассчитать количество сырья для приготовления 50 порций весом нетто блюда "Рыба в тесте жареная"

Технологическая карта

Наименование блюда: РЫБА В ТЕСТЕ ЖАРЕНАЯ  

№ п/п

Сырье

Брутто

Нетто

    1.

Горбуша

192

92

    2.

Кислота лимонная

0,5

0,5

    3.

Масло растительное

3

3

    4.

Петрушка ( зелень )

 4

3

    5.

Мука пшеничная

40

40

    6.

Молоко или вода

40

40

    7.

Масло растительное

2

2

    8.

Яйца

1шт

40

    9.

Кулинарный жир

20

20

    10.

Масса теста

120

    11.

Масса рыбы в тесте жареной

200

    12.

Соус  

50

    13

Лимон

8

7

Выход

250

3.Составление алгоритмов по приготовлению и использованию полуфабрикатов из рыбы с костным скелетом.

Время выполнения – 1 час

Составьте алгоритм: целая разделанная рыба, порционные куски, котлетная масса                        

1.        ____________________________________________________

2.        ____________________________________________________

3.        ____________________________________________________

4.        ____________________________________________________

5.        ____________________________________________________

6.        ____________________________________________________

7.        ____________________________________________________

Раздел 3 Приготовление и оформление простых блюд из рыбы с костным скелетом

1.Составление таблиц «Требования к качеству блюд из рыбы, запеченной, солянки из рыбы на сковороде, котлет, зраз рыбных, тефтелей»

Время выполнения – 2 часа

Используя учебную литературу, заполните таблицу:

Блюдо

Внешний вид

Консистенция

Вкус

Запах

Цвет

Срок хранения

Рыба,  запеченная

Солянка из рыбы на сковороде

Котлеты рыбные

Зразы рыбные

Тефтели рыбные

2.Составление технологических карт по ассортименту блюд, с использованием сборников рецептур, справочной литературы

Время выполнения – 8 часов

Составьте технологические карты на:

  1. Рыба отварная (семейство осетровых)
  2. Рыба припущенная (напластованная кусками)
  3. Рыба тушенная в томате с овощами
  4. Рыба жареная основным способом
  5. Рыба, запеченная под молочным соусом
  6. Солянка из рыбы на сковороде
  7. Котлеты рыбные
  8. Зразы рыбные
  9. Тефтели рыбные

Образец технологической карты

Технологическая карта

Наименование блюда: РЫБА  ОТВАРНАЯ

п/п

Сырье

Брутто

Нетто

1

Окунь морской                                                          

129

94

2

Треска

118

91

3

Щука

184

94

4

Морковь

3

2

5

Лук репчатый

2,5

2

6

Петрушка ( корень )

1,5

1

7

Масса отварной рыбы

75

8

Гарнир

150

9

Соус

50

Выход

275

ТЕХНОЛОГИЯ     ПРИГОТОВЛЕНИЯ: Порционные куски рыбы укладывают в один ряд кожей вверх. Кожу на них надрезают, чтобы куски не деформировались. Заливают горячей водой  так, чтобы она была на 2-3 см выше уровня рыбы. Добавляют кусочки сырой моркови, петрушку и лук, соль, лавровый лист и перец горошком, доводят до кипения и варят рыбы без кипения (температура 85-90 градусов) 5-10 мин. С поверхности рыбы снимают свернувшиеся белки. Готовность определяют по внешнему виду, пробуя рыбу на вкус.

На подогретую тарелку укладывают гарнир, рядом помещают горячий кусок отварной рыбы кожей  вверх, поливают соусом польским.                                                      

ТРЕБОВАНИЯ  К  КАЧЕСТВУ

Куски рыбы целые, хорошо сохранившие форму. Мякоть нежная, легко разделяется на слои, в меру солёная. Гарнир, уложенный рядом с рыбой, посыпают зеленью. Соус подают отдельно или поливают им рыбу. Цвет, вкус  и запах должны соответствовать данному виду рыбы и используемым при варке кореньям и специям.

Список литературы для подготовки:

1.        Анфимова Н.А. Кулинария  учебник для начального проф. образова¬ния.7-е издание, стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2012г

2.        Золин В.П. «Технологическое оборудование предприятий общественного питания» М., «ACADEMA» 2009г

3.        Сборник технологических нормативов – Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий для предприятий общественного питания, под редакцией  Марчука Ф.Л.; Комитет Российской федерации  по торговле, 1994г

4.        Харченко Н.Э. «Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий» М., «ACADEMA» 2010г

Журналы: Журнал «Питание и общество» рубрика Кулинарный словарик, «Секреты кулинарии», «Ресторатор», «Гастроном», «Шеф», «Питание и общество» «Трюфель», «Ресторанный бизнес», «Ресторанные ведомости»

Интернет ресурсы:

1.        https://ru.wikipedia.org/wiki/ (Артишоки)

2.        http://rus.ans4.com/28967130/chto-takoe-golubtsy/

3.        http://otvet.mail.ru/#question/25455234

4.        http://www.onlinedics.ru/slovar/ojegov/r/golubtsy.html

5.        http://kedem.ru/schoolcook/basis/20101012-julienne/

6.        http://yandex.ru/images/#!/images/search?

7.        http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/115358/

8.        http://flamebelle.livejournal.com/

9.        http://vsenauki.ru/

10.        http://itsfood.ru/

11.        Сайт журнала «Гастроном»  http://www.gastronom.ru

Заключение.

Участие во внеаудиторной работе развивает творческие способности студентов, повышает мотивацию обучения, способствует повторению и закреплению теоретических знаний и практических навыков по основным предметам. Как правило, во внеаудиторной работе участвуют наиболее активные и подготовленные студенты, имеющие лучшие показатели успеваемости. Активность и самостоятельность – качества, характеризующие интеллектуальные способности человека и стремление к учению. Как и другие качества, они проявляются и развиваются в деятельности. Вот почему только широкое использование методов самостоятельной работы, побуждающих к мыслительной и практической деятельности, причем с самого начала процесса обучения, развивает важные интеллектуальные качества человека, обеспечивающие в дальнейшем его потребность в постоянном овладении знаниями и применении их на практике, способность ориентироваться в стремительном потоке информации. Все это благоприятно сказывается на качестве подготовки и воспитания будущих специалистов.

Таким образом, что внеаудиторная работа со студентами способствует установлению более прочной взаимосвязи теории и практики и эффективному освоению профессиональных компетенций, развивает коммуникативные навыки и умения студентов, готовит студентов к решению типовых задач по всем видам профессиональной деятельности, активизирует креативность мыслительной деятельности студентов, способствует формированию у них собственной жизненной позиции. Активное привлечение студентов к внеаудиторной работе позволяет готовить специалистов более высокого уровня, а в дальнейшем способствует лучшей профессиональной адаптации выпускников и закреплению их на рабочих местах.

Литература

1.        Анфимова Н.А. Кулинария  учебник для начального проф. образова¬ния.7-е издание, стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2012г

2.        Ботов М.И. Елхина  В. Д. Голованов О.М. Тепловое и механическое оборудование предприятий торговли и общественного питания» М., «ACADEMA» 2011г

3.        Золин В.П. «Технологическое оборудование предприятий общественного питания» М., «ACADEMA» 2009г

4.        Матюхина З.П. Королькова Э.П. Товароведение пищевых продуктов.учебник для начального проф. образования. 3-е издание. стер.- М.: Издательский центр «Академия» 2011г

5.        Похлебкин В.В. Кулинарный  словарь

6.        Сборник технологических нормативов – Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий для предприятий общественного питания, под редакцией  Марчука Ф.Л.; Комитет Российской федерации  по торговле, 1994г

7.        Харченко Н.Э. «Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий» М., «ACADEMA» 2010г

8.        Журналы:

Журнал «Питание и общество» рубрика Кулинарный словарик, «Секреты кулинарии», «Ресторатор», «Гастроном», «Шеф», «Питание и общество» «Трюфель», «Ресторанный бизнес», «Ресторанные ведомости»

Интернет ресурсы:

1.        https://ru.wikipedia.org/wiki/ (Артишоки)

2.        http://rus.ans4.com/28967130/chto-takoe-golubtsy/

3.        http://otvet.mail.ru/#question/25455234

4.        http://www.onlinedics.ru/slovar/ojegov/r/golubtsy.html

5.        http://kedem.ru/schoolcook/basis/20101012-julienne/

6.        http://yandex.ru/images/#!/images/search?

7.        http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/115358/

8.        http://flamebelle.livejournal.com/

9.        http://vsenauki.ru/

10.        http://itsfood.ru/

11.        Сайт журнала «Гастроном»  http://www.gastronom.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая тетерадь по МДК. 04.01 Технология обработки сырья и приготовление блюд из рыбы

Рабочая тетрадь по междисциплинарному курсу  МДК. 04.01 Технология обработки сырья и приготовление блюд из рыбы раздел «Подготовка и обработка рыбы с костным скелетом»...

ПМ 04. Технология обработки сырья и приготовления блюд из рыбы

ПМ 04. Технология обработки сырья и приготовления блюд из рыбы...

Методические указания выполнения самостоятельной работы студентов по МДК 02.01. Технология подготовки сырья и приготовления блюд и гарниров из круп, бобовых, макаронных изделий, яиц, творога, теста

Рекомендации для выполнения самостоятельной работы по профессии 19.01.17 «Повар, кондитер» разработаны в соответствии с содержанием рабочей программы профессионального модуля ПМ. 02. Приготовление блю...

План- конспект открытого урока по МДК 04.01 "Технология обработки сырья и приготовления блюд из рыбы"

Подробный конспект урока по МДК 04.01. "Технология обработки сырья и приготовления блюд из рыбы"...

Урок по МДК 04.01 «Технология обработки сырья и приготовления блюд из рыбы»

Урок по МДК 04.01 «Технология обработки сырья и приготовления  блюд из рыбы» с применением программы ОМС...

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ МДК. 04.01. Технология обработки сырья и приготовления блюд из рыбы

Настоящий методический комплект обеспечения  внеаудиторной самостоятельной работы  предназначен в качестве методического пособия при проведении внеаудиторных самостоятельных работ обучающихс...

Методические рекомендации по внеаудиторной самостоятельной работе студентов дисциплины Безопасность жизнедеятельности по профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)

Внеаудиторная самостоятельная работа ( далее ВСР) – особая форма организации учебного  процесса, представляющая собой планируемую познавательную, организационно и методически направляемую д...