рабочая программа по основам аналитической химии
учебно-методический материал на тему

Пенкина Наталия Александровна

рабочая программа учебной дисциплины аналитическая химия содержит основные темы по основам аналитической химии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon РП аналитическая химия938.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Саратовской области

Государственное автономное профессиональное и образовательное учреждение Саратовской области «Энгельсский политехникум»

(ГАПОУ СО  «Энгельсский политехникум»)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.02 ОСНОВЫ АНАЛИТИЧЕСКОЙ ХИМИИ

программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих

для профессии технического профиля

18.01.33 Лаборант по контролю качества сырья, реактивов, промежуточных продуктов, готовой продукции, отходов производства

(по отраслям)

на базе основного общего образования

с получением среднего общего образования

   

2017 г.

СОДЕРЖАНИЕ

  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ         ДИСЦИПЛИНЫ                                                                                                  4                                                                  

  1. СТРУКТУРА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ                                                   5                  

  1.  УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ                                                 11

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ                                                                                                  12

 


  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.02 ОСНОВЫ АНАЛИТИЧЕСКОЙ ХИМИИ

1.1 Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Дисциплина Основы аналитической химии является частью общепрофессионального цикла.

1.2.  Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:

Код ПК, ОК

Умения

Знания

ОК 1-6,9,10

ПК 4.1,4.2

описывать механизм химических реакций количественного и качественного анализа;

обосновывать выбор методики анализа, реактивов и химической аппаратуры по конкретному заданию;

готовить растворы заданной концентрации;

анализировать смеси катионов и анионов;

проводить количественный и качественный анализ с соблюдением правил техники безопасности;

анализировать смеси катионов и анионов;

контролировать и оценивать протекание химических процессов;

проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций;

производить анализы и оценивать достоверность результатов.

агрегатные состояния вещества;

аналитическую классификацию ионов;

аппаратуру и технику выполнения анализов;

значение химического анализа, методы качественного и количественного анализа химических соединений;

периодичность свойств элементов;

способы выражения концентрации растворов;

теоретические основы методов анализа;

теоретические основы химических и физико- химических процессов;

технику и этапы выполнения анализов;

типы ошибок в анализе;

устройство основного лабораторного оборудования и правила его применения и эксплуатации.

1.3. Количество часов на освоение программы дисциплины:

         Максимальной учебной нагрузки обучающегося 154 часа, в том числе:

всего во взаимодействии с преподавателем 104 часа;

самостоятельной работы обучающегося 50 часов.

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
  1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Объем учебной дисциплины

154

Во взаимодействии с преподавателем

104

в том числе:

теоретическое обучение

74

практические занятия

30

Самостоятельная работа

50

Промежуточная аттестация проводится в форме экзамена

6


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины 

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

Осваиваемые компетенции

1

2

3

4

Раздел 1. Теоретические основы аналитической химии

Тема 1.1. Основы аналитической химии

Содержание учебного материала

Аналитическая химия как наука о методах анализа вещества, ее место в системе наук. Классификация химических, физико-химических, биологических видов анализа. Качественный и количественный анализы, их взаимосвязь. Виды анализа: элементарный, функциональный, изотопный, вещественный, фазовый.

2

1

ОК 1-6,9,10

ПК 4.1,4.2

Характеристики реальных объектов, особенности их анализа. Отбор проб. Выбор метода анализа. Аналитические реакции: специфические, селективные, групповые. Этапы анализа. Методика анализа.

2

1-2

ОК 1-6,9,10

ПК 4.1,4.2

Равновесие в гомогенной  системе. Диссоциация сильных и слабых электролитов. Составление уравнений реакций в молекулярной и ионной формах. Константа диссоциации. Закон разбавления. Смещение ионных равновесий.

2

1-2

ОК 1-6,9,10

ПК 4.1,4.2

Ионное произведение воды. Равновесные концентрации ионов водорода и гидроксид – анионов в водных растворах. Шкала кислотности и основности.  Значение рН. Буферные растворы. Равновесие в водных растворах амфотерных гидроксидов и гидролизующихся солей, их применение в химическом анализе.

2

2

ОК 1-6,9,10

ПК 4.1,4.2

Окислительно-восстановительные реакции в анализе. Окислительно-восстановительные потенциалы, направление реакций ОВР.

2

2

ОК 1-6,9,10

ПК 4.1,4.2

Равновесие в гетерогенных системах. Произведение растворимости. Степень насыщенности растворов. Влияние различных факторов на растворимость и полноту образования осадка малорастворимого электролита.

2

2

ОК 1-6,9,10

ПК 4.1,4.2

Дробное осаждение

2

2

ОК 1-6,9,10

ПК 4.1,4.2

Практические занятия

Практическое занятие № 1

Решение зачётных задач на тему «Способы выражения концентрации растворов»

2

2

ОК 1-6,9,10

ПК 4.1,4.2

Практическое занятие № 2

Вычисление рН и рОН в различных средах

2

2

ОК 1-6,9,10

ПК 4.1,4.2

Раздел 2. Качественный анализ.

Тема 2. 1. Катионы и анионы

Содержание учебного материала

Аналитическая классификация катионов. Характеристика аналитических групп катионов.

2

2

ОК 1-6,9,10

ПК 4.1,4.2

Групповые реагенты, характерные реакции катионов. Условия проведения аналитических реакций.

2

2

ОК 1-6,9,10

ПК 4.1,4.2

Общая характеристика катионов 1 группы.

2

2

ОК 1-6,9,10

ПК 4.1,4.2

Общая характеристика катионов 2 группы

2

2

ОК 1-6,9,10

ПК 4.1,4.2

Общая характеристика катионов 3 группы.

2

2

ОК 1-6,9,10

ПК 4.1,4.2

Общая характеристика катионов 4 группы.

2

2

ОК 1-6,9,10

ПК 4.1,4.2

Общая характеристика катионов 5-6 групп.

2

2

ОК 1-6,9,10

ПК 4.1,4.2

Анализ катионов шести групп.

2

2

ОК 1-6,9,10

ПК 4.1,4.2

Аналитическая классификация анионов.

2

2

ОК 1-6,9,10

ПК 4.1,4.2

Первая аналитическая группа анионов.

2

2

ОК 1-6,9,10

ПК 4.1,4.2

Вторая аналитическая группа анионов. Третья аналитическая группа анионов.

2

2

ОК 1-6,9,10

ПК 4.1,4.2

Практические занятия

Практическое занятие № 3

Изучение характерных реакций катионов 1 аналитической группы.

Изучение характерных реакций катионов 2 аналитической группы.

2

2

ОК 1-6,9,10

ПК 4.1,4.2

Практическое занятие № 4

Изучение характерных реакций катионов 3 аналитической группы.

Анализ смеси катионов 1-3 групп.

2

2

ОК 1-6,9,10

ПК 4.1,4.2

Практическое занятие № 5

Изучение характерных реакций катионов 4 аналитической группы.

Изучение характерных реакций катионов 5 аналитической группы.

Изучение характерных реакций катионов 6 аналитической группы.

2

2

ОК 1-6,9,10

ПК 4.1,4.2

Практическое занятие № 6

Анализ смеси катионов 4-6 групп.

Аналитическая классификация анионов. Общие и характерные реакции анионов 1-3 группы.

2

2

ОК 1-6,9,10

ПК 4.1,4.2

Самостоятельная работа обучающихся

-

Раздел 3. Количественный анализ.

Тема 3.1.

Титриметрический анализ

Содержание учебного материала

Задачи и методы количественного анализа. Подготовка веществ к анализу, отбор пробы. Погрешность определения. Расчеты в количественном анализе.

2

2

ОК 1-6,9,10

ПК 4.1,4.2

Сущность и классификация методов титриметрического анализа. Особенности методов титриметрии. Приемы (типы)  титрования (прямое, обратное, реверсивное, титрование по способу замещения.

2

2

ОК 1-6,9,10

ПК 4.1,4.2

Способы выражения концентрации рабочих растворов. (Титр. Нормальная концентрация эквивалента. Поправочный коэффициент к нормальности). Титрант. Первичный и вторичный стандарты.

2

2

ОК 1-6,9,10

ПК 4.1,4.2

Практические занятия

Практическое занятие № 7

Расчет массы навесок для приготовления растворов заданной концентрации.

2

2

ОК 1-6,9,10

ПК 4.1,4.2

Самостоятельная работа обучающихся

-

Тема 3.2. Окислительно-восстановительное титрование

Содержание учебного материала

Классификация методов редоксиметрии ( окислительно-восстановительного титрования)

2

2

ОК 1-6,9,10

ПК 4.1, 4.2

Окислительно-восстановительный потенциал и направление окислительно-восстановительных реакций. Фактор эквивалентности окислителя и восстановителя.

2

2

ОК 1-6,9,10

ПК 4.1,4.2

Пермангонатометрия. Рабочий раствор, способы приготовления. Установочные вещества. Способы титрования. Фиксирование точки эквивалентности.

2

2

ОК 1-6,9,10

ПК 4.1,4.2

Дихроматометрия. Рабочий раствор, способы приготовления. Способы титрования. Фиксирование точки эквивалентности

2

2

ОК 1-6,9,10

ПК 4.1,4.2

Йодометрия. Рабочие растворы, способы приготовления. Установочные вещества. Способы титрования. Фиксирование точки эквивалентности

2

2

ОК 1-6,9,10

ПК 4.1,4.2

Лабораторные работы

 Лабораторная работа № 1

Приготовление вторичного стандарта  перманганата натрия. Стандартизация приготовленного раствора перманганата натрия по первичному стандарту оксалата аммония.

2

1

ОК 1-6,9,10

ПК 4.1,4.2

Лабораторная работа № 2

Стандартизация вторичного стандарта йода по стандартному (титрованному) раствору тиосульфата натрия.

2

2

ОК 1-6,9,10

ПК 4.1,4.2

Самостоятельная работа обучающихся

-

Тема 3.3.  Кислотно-основное титрование

Содержание учебного материала

Сущность кислотно-основного титрования. Основные параметры метода. Фактор эквивалентности кислот и оснований.

2

1

ОК 1-6,9,10

ПК 4.1,4.2

Фиксирование точки эквивалентности. рН, индикаторы. Применение кислотно-основного титрования.

2

2

ОК 1-6,9,10

ПК 4.1,4.2

Лабораторные работы

Лабораторная работа № 3

Приготовление стандартного раствора соляной кислоты и концентрированного раствора кислоты

2

2

ОК 1-6,9,10

ПК 4.1,4.2

Лабораторная работа № 4

Стандартизация вторичного стандарта гидроксида натрия по стандартному раствору соляной кислоты

2

2

ОК 1-6,9,10

ПК 4.1,4.2

Самостоятельная работа 

-

Тема 3.4. Комплексонометрическое титрование

Содержание учебного материала

Теоретические основы комплексонометрического титрования. Характеристика метода комплексонометрии. Индикаторы в методе комплексонометрии. Применение комплексонометрического титрования.

2

2

ОК 1-6,9,10

ПК 4.1,4.2

Лабораторные работы

Лабораторная работа № 5

Стандартизация вторичного стандарта  трилона Б по рабочему раствору (первичному стандарту) сульфата магния.

2

2

ОК 1-6,9,10

ПК 4.1,4.2

Лабораторная работа № 6

Определение общей жесткости водопроводной, природной воды.

2

2

Самостоятельная работа 

-

Тема 3.5. Гравиметрический анализ

Содержание учебного материала

Сущность гравиметрического анализа. Осаждаемая и весовая формы, требования, предъявляемые к ним. Гравиметрический фактор.

2

2

ОК 1-6,9,10

ПК 4.1,4.2

Гравиметрические определения.  Форма записи анализа, соблюдение последовательности и вычисление результатов.

2

2

ОК 1-6,9,10

ПК 4.1,4.2

Расчеты в гравиметрии. Операции метода, их последовательность.

2

2

ОК 1-6,9,10

ПК 4.1,4.2

Лабораторные работы

Лабораторная работа № 7

Определение кристаллизационной воды в кристаллогидрате хлорида бария

2

2

ОК 1-6,9,10

ПК 4.1,4.2

Лабораторная работа № 8

Определение содержания бария в кристаллогидрате хлорида бария

2

2

ОК 1-6,9,10

ПК 4.1,4.2

Самостоятельная работа обучающихся

-

Тема 3.6. Физико-химические методы анализа

Сущность физико-химического метода. Его достоинства. Приборы, схемы, аппараты.

2

2

ОК 1-6,9,10

ПК 4.1,4.2

Фотометрический метод.  Методы фотометрического анализа. Порядок работы. Закон поглощения света. Применение метода. 

Фотокалориметрический метод. Схема фотоэлектроколориметра . Расшифровка условных обозначений. Принцип работы прибора. Применение прибора и правила работы на нём.

2

2

ОК 1-6,9,10

ПК 4.1,4.2

Нефелометрический метод. Принцип метода. Аппаратура. Правила работы на ней. Определение на нефелометре и градуированный график. 

Люминесцентный метод. Основные понятия анализа. Приборы и техника измерений. Работа на флуориметре.

2

2

ОК 1-6,9,10

ПК 4.1,4.2

Потенциометрический метод. Потенциометрическое титрование, прямые потенциометрии. Точка эквивалентности. Приборы и техника.

Кулонометрический метод. Определение закона Фарадея. Виды кулонометрии. Химические реакции. Приборы и техника измерений.

2

2

ОК 1-6,9,10

ПК 4.1,4.2

Хроматографический метод анализа. Сущность метода хроматографии. Качественный и количественный хроматографический анализ. Приборы и техника. Газовый хроматограф.

2

2

ОК 1-6,9,10

ПК 4.1,4.2

Самостоятельная работа

-

Всего:

154


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Для реализации программы учебной дисциплины  должны быть предусмотрены следующие специальные помещения:

Кабинет химических дисциплин. Посадочные места по количеству обучающихся;  рабочее место преподавателя; дидактический материал;  раздаточный материал, схемы, плакаты, Интерактивная доска.

Лаборатория аналитической химии. Вытяжной шкаф; лабораторные столы;  химическая посуда ГОСТ 25336 «Посуда и оборудование лабораторные стеклянные. Типы, основные параметры и размеры»; весы аналитические; весы технические; штативы металлические; электроплитки; муфельная печь; сушильный шкаф; центрифуга лабораторная.

3.2. Информационное обеспечение обучения по дисциплине

Основные источники:

  1. ГОСТ 31954-2012. Вода питьевая. Методы определения жесткости. Методы анализа.  - Введ. 2013-09-05. - Москва: Изд-во стандартов, 2013. – 12 с.
  2. ГОСТ 25794.1-83. Реактивы. Методы приготовления титрованных растворов для кислотно-основного титрования. - Введ. 1985-06-30. - Москва: Изд-во стандартов, 1983. – 40 с.
  3. Аналитическая химия: учебное пособие для СПО / А. И. Апарнев, Г. К. Лупенко, Т. П. Александрова, А. А. Казакова. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2017. – 237 с.

Дополнительные источники:

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Результаты обучения

Критерии оценки

Формы и методы оценки

Знания

  • агрегатные состояния вещества;
  • аналитическую классификацию ионов;
  • аппаратуру и технику выполнения анализов;
  • значение химического анализа, методы качественного и количественного анализа химических соединений;
  • периодичность свойств элементов;
  • способы выражения концентрации растворов;
  • теоретические основы методов анализа;
  • теоретические основы химических и физико – химических процессов;
  • основы техники выполнения анализов;
  • основные типы ошибок в анализе;
  • устройство основного лабораторного оборудования и правила его эксплуатации.

Демонстрирует знания агрегатных состояний веществ;

Демонстрирует знания  аналитической классификации ионов;

Демонстрирует знания  аппаратуры и техники выполнения анализов;

Демонстрирует знания  значения химического анализа, методов качественного и количественного анализа химических соединений;

Демонстрирует знания  периодичности свойств элементов;

Демонстрирует знания  способов выражения концентрации растворов;

Демонстрирует знания  теоретических основ методов анализа;

Демонстрирует знания  теоретических основ химических и физико – химических процессов;

Демонстрирует знания  основ техники выполнения анализов;

Демонстрирует знания  основных типов ошибок в анализе;

Демонстрирует знания  устройств основного лабораторного оборудования и правила его эксплуатации.

Оценка решений ситуационных задач

Тестирование

Устный опрос

Практические занятия

Ролевые игры

Умения

  • описывать механизм химических реакций количественного и качественного анализа;
  • обосновывать выбор методики анализа, реактивов и химической аппаратуры по конкретному заданию;
  • готовить растворы заданной концентрации;
  • проводить количественный и качественный анализ с соблюдением правил техники безопасности;
  • анализировать смеси катионов и анионов;
  • контролировать и оценивать протекание химических процессов;
  • проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций;
  • производить анализы и оценивать достоверность результатов.

Демонстрирует умения описывать механизм химических реакций количественного и качественного анализа;

Демонстрирует умения обосновывать выбор методики анализа, реактивов и химической аппаратуры по конкретному заданию;

Демонстрирует умения готовить растворы заданной концентрации;

Демонстрирует умения проводить количественный и качественный анализ с соблюдением правил техники безопасности;

Демонстрирует умения анализировать смеси катионов и анионов;

Демонстрирует умения контролировать и оценивать протекание химических процессов;

Демонстрирует умения проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций;

Демонстрирует умения производить анализы и оценивать достоверность результатов.

Оценка решений ситуационных задач

Тестирование

Устный опрос

Практические занятия

Ролевые игры


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по естествознанию (раздел химия) для обучающихся по профессии "Повар, кондитер"

Рабочая программа по естествознанию (раздел химия)  составлена в соответствии с ФГОС третьего поколения для професии  НПО "Повар, кондитер"...

Методические рекомендации по предмету «Основы аналитической химии и химического анализа»: «Алгоритмы решения задач по гравиметрическому (весовому) анализу»

В настоящее время новые учебники по аналитической химии содержат в основном теоретический материал, поэтому преподаватели и студенты испытывают дефицит наглядных пособий по практическим материалам....

Рабочие программы по дисциплинам "Пищевая химия"; "Анатомия сельскохозяйственных животных"

Рабочая программа по дисциплине "Пищевая химия" для специальности:"Технология мяса и мясопрдуктов"...

Рабочая программа и КТП по химии 8 класс

Программа разработана на основе   авторской программы О.С.Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту Государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образов...

Рабочая программа и КТП по химии 9 класс

Программа разработана на основе   авторской программы О.С.Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту Государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образов...

фонд оценочных средств по основам аналитической химии

фонд оценочных средств по основам аналитической химии содержит контрольные работы по темам рабочей программы и билеты к экзамену...

Рецензия на рабочую программу по УД "Аналитическая химия"

Рецензия на рабочую программу по УД "Аналитическая химия"...