Лекции по физической культуре
материал на тему

Курганская Мария

Лекции на тему: легкая атлетика, волейбол, баскетбол, атлетическая гимнастика 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lektsii.docx110.43 КБ

Предварительный просмотр:

Новый точечный рисунок (2)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ «МОСКОВИЯ»

Лекция  «Гимнастика»

Виды гимнастики и ее методические особенности.

1. Термин «гимнастика» ее задачи, методические особенности.

2. Средства гимнастики.

3. Виды гимнастики.

4. Гимнастика как научная дисциплина.

1.

Слово «гимнастика» происходит от греческого «гимнос», что значит «обнаженный». Второе значение  (тренер, упражняю) - система специально подобранных физических упражнений, методических приемов, применяемых для укрепления здоровья, гармонического физического воспитания и совершенствования двигательных способностей человека, силы, ловкости, быстроты движений, выносливости и др.

Гимнастика — это определенная, исторически сложившаяся совокупность специфических средств и методов физического воспитания людей.

Ее  задачи:

1. (Оздоровительная задача). Гармоническое развитие форм и функций организма человека, направленное на всестороннее совершенствование физических - способностей, укрепление здоровья, обеспечение творческого долголетия советских людей.

2. (Образовательная задача). Формирование жизненно важных двигательных умений навыков (в том числе прикладных и спортивных) и вооружение специальными знаниями.

3. (Воспитательная задача). Воспитание моральных, волевых и эстетических качеств.

 Выдающийся мыслитель древнего мира Плутарх, заметил: «Гимнастика — есть целительная часть медицины».

Методические особенности гимнастики

Гимнастике присущ метод строгого регламентирование упражнения и четкой организации деятельности занимающихся, благодаря чему создаются оптимальные условия для освоения новых навыков и умений, а также соответствующий эмоциональный фон, стимулирующий повышенную работоспособность.

К методическим особенностям гимнастики относятся:

1. Разностороннее воздействие на организм человека.

2. Применение самых разнообразных физических упражнений, что и обеспечивает всестороннее и гармоническое развитие морфо логических и функциональных систем организма и физических качеств (силы, быстроты, гибкости, ловкости, выносливости).

3. Избирательное воздействие на организм (исправление отрицательных сторон человека).

4. Строгая регламентация учебного процесса и точное регулирование физической нагрузки.

5. Возможность непрерывного усложнения и комбинирования упражнений и применения одних и тех же упражнений в различных целях.

Методы — это способы применения средств гимнастики с целью специально запланированного педагогического или оздоровительного воздействия на занимающихся.

2.

Средствами гимнастики являются гимнастические упражнения и музыкальное сопровождение при их исполнении (многие упражнения были заимствованы из трудовой, боевой и бытовой деятельности людей ходьба, бег, лазанье, прыжки, переползания, равновесия, метания, преодоление препятствий, переноска груза и т. п.).

1. Строевые упражнения.

2. Общеразвивающие упражнения.

3. Вольные   упражнения.

4. Прикладные упражнения

5. Прыжки.

6. Упражнения на снарядах (коне, кольцах, брусьях, перекла дине, бревне).

7. Акробатические упражнения.

8. Упражнения художественной гимнастики (слитные комбинации), с предметами (скакалки, обручи, шарфы, мячи, булавы и др.) и без предметов.

3.

Виды гимнастики

Всесоюзная конференция 1968 г. утвердила следующую классификацию гимнастики по видам:

1-я группа - оздоровительные (общеразвивающие) виды гимнастики,

1. основную (общую)

2. гигиеническую

3. атлетическую.

2-я группа -  спортивные виды гимнастики, 

1. спортивная гимнастика

2.  художественная гимнастика

3.   акробатика.

3-я группа - прикладные виды гимнастики

1. гимнастика на производстве

2. профессионально-прикладная

3. военно-прикладная

4. спортивно-прикладная

5. лечебная гимнастика

4.

Гимнастика как научная дисциплина представляет собой часть науки о физическом воспитании, изучающей закономерности физического развития и совершенствования человека с помощью характерных для гимнастики средств, методов и форм организации занятий. В научном исследовании применяются преимущественно педагогические, физиологические, биомеханические и математические методы исследования.

Гимнастика - имеет свою теорию, историю, методику преподавания, типичные средства и формы организации занятий.

Теория гимнастики разрабатывает вопросы, связанные с сущностью и содержанием предмета гимнастики, ее целями и задачами, местом и значением гимнастики в советской системе физического воспитания и др.

История гимнастики раскрывает процесс ее раз вития и становления как одного из средств и методов физического воспитания, освещает вопросы, связанные с совершенствованием средств, и методов гимнастики.

В разделе методики преподавания гимнастики рассматриваются общие основы обучения и воспитания (применительно к гимнастике, к отдельным ее видам и группам упражнений), методы и приемы организации занятий с различными контингентами и др.

Новый точечный рисунок (2)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ «МОСКОВИЯ»

Лекция «Легкая атлетика»

«Введение в предмет. История развития легкой атлетики»



План

1. Задачи и содержание курса «Легкая атлетика». 

2. Место и значение легкой атлетики в системе физического воспитания.

3. Классификация и общая характеристика легкоатлетических видов спорта.


Основными задачами курса «Легкая атлетика» являются:


  • освоение теоретических знаний студентами факультета физической культуры;

  • формирование двигательных умений и навыков в процессе
    изучения техники легкоатлетических видов;

  • формирование способности к аналитической деятельности,
    коррекции ошибок и неточностей в процессе выполнения технических элементов;

  • формирование способности обучать и правильно строить процесс обучения, исходя из конкретных условий;

  • развитие необходимых физических качеств для эффективного изучения техники движений и достижения высоких спортивных результатов, как в легкой атлетике, так и в других видах спорта;

  • формирование умений и навыков тренерской деятельности
    в различных видах легкой атлетики;

  • выявление и развитие способности к ведению научно-исследовательской деятельности и использование полученных материалов в практической работе.


В содержание курса «Легкая атлетика» входит техника легкоатлетических видов, специальных упражнений, применяемых для обучения и для развития физических качеств. Подробно рассматривается методика обучения технике легкоатлетических упражнений. Немаловажное значение имеет изучение истории развития видов легкой атлетики и истории формирования техники упражнений. Изучение и практическое использование различных тестов, позволяющих оценить все стороны физического развития, физической подготовленности, динамики физических качеств, эффективности различных методик обучения и тренировки. На базе изучения курса «Легкая атлетика» создаются возможности для формирования гармонично развитой личности, умеющей не только выполнять физические упражнения, но и обладающей педагогическими способностями для того, чтобы привлечь и научить других людей легкоатлетическим видам спорта, тем самым, способствуя оздоровлению и развитию человеческого общества.

Легкая атлетика является одним из основных видов спорта в системе физического воспитания. Легкой атлетикой в нашей стране занимается большое количество человек. В настоящее время принимаются меры для вовлечения в занятия легкой атлетикой еще большего числа людей в целях достижения физического совершенства нашего народа, укрепления его здоровья, подготовки к профессиональной деятельности.

Множество людей занимаются легкой атлетикой, которая проникла в самые отдаленные уголки земного шара, став одним из популярных видов спорта в мире. Почти все виды спорта, так или иначе, используют упражнения из легкой атлетики для подготовки спортсменов. Во время тренировок и соревнований проводятся научные исследования, которые в дальнейшем помогают развиваться таким наукам, как физиология, биомеханика, спортивная медицина, теория физической культуры и спорта и др.

Начиная с раннего возраста легкоатлетические упражнения широко используются в детских дошкольных учреждениях, школах, средних и высших учебных заведениях. Разнообразные легкоатлетические упражнения и широкие возможности варьировать нагрузку в ходьбе и беге, прыжках и метаниях позволяют успешно использовать их в занятиях людей разного возраста, пола и разной степени физической подготовленности. Многие из этих упражнений могут выполняться на простейших площадках и на местности.

Легкоатлетические упражнения повышают деятельность всех систем организма, способствуют закаливанию, являются одним из действенных факторов профилактики различных заболеваний. Легко дозируемые упражнения могут использоваться как для развития физических качеств спортсменов высокого класса, так и для развития подрастающего поколения, для людей с ослабленным здоровьем, пожилого возраста, в период реабилитации после перенесенных травм и просто для поддержания нормальной жизнедеятельности человеческого организма. Большая роль отведена видам легкой атлетики в физической подготовке призывников и военнослужащих.

Доступность, относительная простота упражнений, минимум затрат позволяют заниматься различными видами легкой атлетики практически везде, и в сельской местности, и в городской.

Положительное влияние легкоатлетических упражнений предопределило их широкое включение в программы физического воспитания школьников и молодежи, в планы тренировки по различным видам спорта, в занятия физической культурой людей старшего возраста. 

Спортивные тренировки в легкой атлетике и соревновательная деятельность дают возможность спортсменам реализовать свои потенциальные способности, проявить себя как личность, сформировать характер и оптимальную психическую сферу.

Легкую атлетику можно характеризовать как:


  • вид спорта, где спортсмены показывают результаты на грани
    человеческих возможностей;

  • средство восстановления и реабилитации организма;

  • средство воспитания и развития подрастающего поколения;

  • учебную дисциплину, способствующую становлению специалиста в области физической культуры и спорта.


Классифицировать легкоатлетические виды спорта можно по различным параметрам: группы видов легкой атлетики, половой и возрастной признаки, места проведения. 

Легкоатлетические упражнения оказывают весьма разностороннее влияние на организм человека. Они развивают силу, быстроту, выносливость, улучшают подвижность в суставах, позволяют приобрести широкий круг двигательных навыков, способствуют воспитанию волевых качеств. Такая разносторонняя физическая подготовка особенно необходима в юном возрасте. Широкое использование легкоатлетических упражнений в занятиях содействует повышению функциональных возможностей организма, обеспечивает высокую работоспособность.

Основу составляют пять видов легкой атлетики: ходьба, бег, прыжки, метания и многоборья. Классификация по половому и возрастному признакам: мужские, женские виды; для юношей и девушек различных возрастов. 

Следующая классификация видов спорта приводится по местам проведения тренировок и соревнований: стадионы, шоссейные и проселочные дороги, пересеченная местность, спортивные манежи и залы.

По структуре легкоатлетические виды спорта делят на циклические, ациклические и смешанные, а с точки зрения преобладающего проявления какого-либо физического качества: скоростные, силовые, скоростно-силовые, скоростной выносливости, специальной выносливости.

Рассмотрим группы видов легкой атлетики.

Ходьба - обычный способ передвижения человека, замечательное физическое упражнение для людей всех возрастов. При длительной и ритмичной ходьбе в работу вовлекаются почти все мышцы тела, усиливается деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма, повышается обмен веществ, что имеет оздоровительное значение. В соревнованиях применяется спортивная ходьба - наиболее сложная по технике, но вместе с тем самая эффективная. Скорость ее более чем в два раза выше скорости обычной ходьбы. Она требует более высокой, чем в обычной ходьбе, интенсивности работы, а, следовательно, повышенных энергетических трат. В связи с этим занятия спортивной ходьбой оказывают значительное влияние на организм спортсмена, укрепляют его внутренние органы и системы, улучшают их работоспособность, положительно влияют на развитие силы и особенно выносливости, воспитывают волевые качества.

Соревнования по ходьбе проводятся на дорожке стадиона и на различных трассах на дистанции от 3 до 50 км.

Участники соревнования по ходьбе обязаны соблюдать особенности техники ходьбы - ни на мгновение не терять соприкосновения с дорожкой (фаза полета свидетельствует о переходе на бег). За нарушение этого правила, судьи снимают спортсмена с соревнований.

Ходьба - циклический вид, требующий проявления специальной выносливости, проводится как у мужчин, так и у женщин.

У женщин проводятся заходы: на стадионе - 3, 5, 10 км; в манеже - 3, 5 км; на шоссе - 10, 20 км.

У мужчин проводятся заходы: на стадионе - 3, 5, 10, 20 км; в манеже - 3, 5 км; на шоссе - 35, 50 км.

Классические виды: у мужчин - 20 и 50 км, у женщин - 20 км.

Бег - естественный способ передвижения. Это наиболее распространенный вид физических упражнений, который входит во многие виды спорта (футбол, баскетбол, ручной мяч и др.). Значительное число разновидностей бега является органической частью различных видов легкой атлетики. При беге в большей степени, чем при ходьбе, предъявляются высокие требования к работоспособности всего организма, так как в работу вовлекаются почти все мышечные группы тела, усиливается деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем, значительно повышается обмен веществ.

Изменяя длину дистанции и скорость бега, можно дозировать нагрузку, влиять на развитие выносливости, быстроты и других качеств занимающихся в соответствии с их возможностями. Так, например, длительный бег с небольшой скоростью, особенно в лесу, парке, имеет большое гигиеническое значение и является одним из лучших средств оздоровления. Бег с более высокой скоростью предъявляет повышенные требования к занимающимся, особенно к их сердечно-сосудистой и дыхательной системам, и служит отличным средством для развития выносливости. Бег с очень высокой скоростью включается в тренировку для развития силы и быстроты.

В процессе занятий бегом воспитываются волевые качества, приобретается умение рассчитывать свои силы, преодолевать препятствия, ориентироваться на местности.

Из всех видов легкой атлетики бег наиболее доступное физическое упражнение. В соревнованиях по легкой атлетике различные виды бега и эстафет занимают ведущее место. Они всегда вызывают большой интерес у зрителей и поэтому являются одним из лучших средств пропаганды физической культуры.

Бег делится на категории: гладкий бег, барьерный бег, бег с препятствиями, эстафетный бег, кроссовый бег.

Гладкий бег - циклический вид, требующий проявления скорости (спринт), скоростной выносливости (300-600 м), специальной выносливости.

Спринт, или бег на короткие дистанции, проводится на стадионе и в манеже. Дистанции: 30, 60, 100, 200 м, одинаковые для мужчин и женщин.

Длинный спринт проводится на стадионе и в манеже. Дистанции: 300, 400, 600 м, одинаковые для мужчин и женщин.

Бег на выносливость:


  • средние дистанции: 800, 1000, 1500 м, 1 миля - проводится на стадионе и в манеже у мужчин и женщин;

  • длинные дистанции: 3000, 5000, 10 000 м - проводится на стадионе (в манеже - только 3000 м), одинаковые для мужчин и женщин;

  • сверхдлинные дистанции - 15000; 21,0975; 42,195; 100 км - проводится на шоссе (возможен старт и финиш на стадионе), одинаковые для мужчин и женщин;

  • ультрадлинные дистанции - суточный бег проводится на стадионе или шоссе, участвуют и мужчины, и женщины. Также проводятся соревнования на 1000 миль (1609 км) и 1300 миль - самую длинную дистанцию непрерывного бега.


Барьерный бег - по структуре смешанный вид, требующий проявления скорости, скоростной выносливости, ловкости, гибкости. Проводится у мужчин и женщин, на стадионе и в манеже. Дистанции: 60, 100 м у женщин; 110, 300 м и 400 м у мужчин (последние две дистанции проводятся только на стадионе).

Бег с препятствиями - по структуре смешанный вид, требующий проявления специальной выносливости, ловкости, гибкости. Проводится у женщин и мужчин на стадионе и в манеже. Дистанции у женщин - 2000 м; дистанции у мужчин - 2000, 3000 м. В скором времени этот вид бега и у женщин станет олимпийским.

Эстафетный бег - по структуре смешанный вид, очень близкий к циклическим видам, командный вид, требующий проявления скорости, скоростной выносливости, ловкости. Классические виды 4х100 м и 4x400 м проводятся у мужчин и женщин на стадионе. В манеже проводятся соревнования по эстафетному бегу на 4х200 м и 4х400 м, одинаковые для мужчин и женщин. Также могут проводиться соревнования на стадионе с различной длиной этапов: 800, 1000, 1500 м и разным их количеством. Проводятся эстафеты по городским улицам с неодинаковыми этапами по длине, количеству и контингенту (смешанные эстафеты - мужчины и женщины). Раньше большой популярностью пользовались так называемые шведские эстафеты: 800 + 400 + 200 + 100 м - у мужчин, и 400 + 300 + 200 + 100 м - у женщин.

Кроссовый бег - бег по пересеченной местности, смешанный вид, требующий проявления специальной выносливости, ловкости. Всегда проводится в лесной или парковой зоне. У мужчин дистанции - 1, 2, 3, 5, 8, 12 км; у женщин - 1, 2, 3, 4, 6 км.

Прыжки, как способ преодоления препятствий, характеризуются кратковременными, но максимальными нервно-мышечными усилиями. На занятиях легкоатлетическими прыжками совершенствуется умение владеть своим телом и концентрировать усилия; развиваются сила, быстрота, ловкость и смелость. Прыжки - одно из лучших упражнений для укрепления мышц ног, туловища и для приобретения так называемой прыгучести, которая необходима не только всем легкоатлетам, но и представителям других видов спорта, особенно баскетболистам, волейболистам, футболистам, штангистам.

Легкоатлетические прыжки делятся на два вида: 1) через вертикальные препятствия, где преследуется цель прыгнуть возможно выше, - прыжок в высоту и прыжок с шестом; 2) через горизонтальные препятствия, где стремятся прыгнуть возможно дальше, - прыжок в длину и тройной прыжок. Достижения в прыжках измеряются в метрах и сантиметрах. Кроме прыжков с разбега в тренировке используются прыжки с места в высоту, длину и тройной.

К первой группе относятся: а) прыжки в высоту с разбега; б) прыжки с шестом с разбега. Ко второй группе относятся: а) прыжки в длину с разбега; б) тройной прыжок с разбега.

Первая группа легкоатлетических прыжков (вертикальные):

а) прыжок в высоту с разбега - ациклический вид, требующий от спортсмена проявления скоростно-силовых качеств, прыгучести, ловкости, гибкости. Проводится у мужчин и женщин, на стадионе и в манеже;

б) прыжок с шестом с разбега - ациклический вид, требующий от спортсмена проявления скоростно-силовых качеств, прыгучести, гибкости, ловкости, один из самых сложных технических видов легкой атлетики. Проводится у мужчин и женщин, на стадионе и в манеже.

Вторая группа легкоатлетических прыжков (горизонтальные):

а) прыжки в длину с разбега - по структуре относятся к смешанному виду, требующему от спортсмена проявления скоростно-силовых, скоростных качеств, гибкости, ловкости. Проводятся у мужчин и женщин, на стадионе и в манеже;

б) тройной прыжок с разбега - ациклический вид, требующий от спортсмена проявления скоростно-силовых, скоростных качеств, ловкости, гибкости. Проводится у мужчин и женщин, на стадионе и в манеже.

Метания - упражнения в толкании и бросании специальных снарядов на дальность. Результаты измеряются в метрах и сантиметрах. Метания характеризуются кратковременными, но максимальными усилиями не только мышц рук, плечевого пояса, туловища, но и ног. Чтобы далеко метать легкоатлетические снаряды, необходимы высокий уровень развития силы, быстроты, ловкости и умение концентрировать свои усилия. Занятия метаниями способствуют не только развитию этих важных качеств, но и гармоничному развитию мускулатуры всего тела.

В зависимости от способа выполнения легкоатлетические метания делятся на три вида: 1) броском из-за головы (копье, граната); 2) с поворотами (диск, молот); 3) толчком (ядро).

Легкоатлетические метания можно также разделить на метание снарядов, обладающих и не обладающих аэродинамическими свойствами.

Различие способов метаний связано с формой и весом снарядов. Легкие снаряды можно дальше метнуть из-за головы с прямолинейного разбега. Более тяжелые снаряды удобнее метать с поворотами, а такой тяжелый снаряд, как ядро, не имеющий специальной ручки, удобнее толкать. 

Метание копья (гранаты, мяча) - ациклический вид, требующий от спортсмена проявления скоростных, силовых, скоростно-силовых качеств, гибкости, ловкости. Метание выполняется с прямого разбега, мужчинами и женщинами, только на стадионе. Копье обладает аэродинамическими свойствами.

Метание диска и молота - ациклические виды, требующие от спортсмена силовых, скоростно-силовых качеств, гибкости, ловкости. Метания выполняются из круга (ограниченное пространство), мужчинами и женщинами, только на стадионе. Диск обладает аэродинамическими свойствами.

Толкание ядра - ациклический вид, требующий от спортсмена проявления силовых, скоростно-силовых качеств, ловкости. Выполняется толкание из круга (ограниченное пространство), мужчинами и женщинами, на стадионе и в манеже.

Многоборья.

Многоборья включают в себя различные виды бега, прыжков и метаний. Многоборья предъявляют очень высокие требования к занимающимся. Помимо высокого технического мастерства им нужны быстрота спринтера, сила метателя, прыгучесть и ловкость прыгуна, смелость барьериста и шестовика, выносливость бегуна на средние дистанции. А выполнение программы многоборья в целом требует отличной общей выносливости и высокоразвитых волевых качеств.

Классическими видами многоборья являются: у мужчин - десятиборье, у женщин - семиборье. В состав десятиборья входят: 100 м, длина, ядро, высота, 400 м, 110 м с/б, диск, шест, копье, 1500 м. У женщин в семиборье входят следующие виды: 100 м с/б, ядро, высота, 200 м, длина, копье, 800 м.

К неклассическим видам многоборья относятся: восьмиборье для юношей (100 м, длина, высота, 400 м, 110 м с/б, шест, диск, 1500 м); пятиборье для девушек (100 м с/б, ядро, высота, длина, 800 м). В спортивной классификации определены: у женщин - пятиборье, четырехборье и троеборье, у мужчин - девятиборье, семиборье, шестиборье, пятиборье, четырехборье и троеборье. Четырехборье, проводится для школьников 11-13 лет. Виды, которые входят в состав многоборья, определяются спортивной классификацией, замена видов не допустима.

Бег, прыжки и метания являются наиболее древними и естественными физическими упражнениями в мире. В античные времена они были основной частью физического воспитания, а в средние века в различных формах культивировались крестьянами, горожанами и рыцарями, причем большей частью в виде состязаний и игрищ во время народных празднеств и охоты. Однако история легкой атлетики, как принято считать, ведет свое начало с соревнований в беге на олимпийских играх Древней Греции (776 г. до нашей эры).

Считается, что начало истории современной легкой атлетики, положили соревнования в беге на дистанцию около 2 км учащихся колледжа в г. Регби в 1837 г., после чего такие соревнования стали проводиться и в других учебных заведениях Англии. Позднее в программу соревнований стали включать бег на короткие дистанции, бег с препятствиями, метание тяжести, а с 1851 г. - прыжки в длину и в высоту с разбега. В 1864 г. между университетами Оксфорда и Кембриджа были проведены первые соревнования, ставшие в дальнейшем ежегодными. В 1865 г. был основан Лондонский атлетический клуб, популяризировавший легкую атлетику. 

Новый точечный рисунок (2)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ «МОСКОВИЯ»

Лекция «Атлетическая гимнастика»

Атлетическая гимнастика - это система гимнастических упражнений, направленная на развитие силовых качеств и способностей «ими пользоваться». Атлетическая гимнастика - традиционный вид гимнастики оздоровительно-развивающей направленности, сочетающий силовую тренировку с разносторонней физической подготовкой, гармоническим развитием и укреплением здоровья в целом. Атлетическая гимнастика предназначена для самых разных людей (молодых и пожилых, юношей и девушек), но для людей практически здоровых, поскольку используемые упражнения связаны со значительными мышечными напряжениями и соответствующей нагрузкой для занимающихся. Поэтому, имея в виду это обстоятельство, атлетическую гимнастику следует рассматривать в первую очередь как развивающее средство физического воспитания, и только во вторую - как средство восстанавливающее. Атлетическая гимнастика удовлетворяет стремление людей иметь сильные и красивые мышцы, рельефную (а не просто огромную) мускулатуру. Кроме того, она расширяет двигательный опыт, воспитывает привычку к систематическим занятиям физическими упражнениями, служит средством активного отдыха, эффективно стимулирует стремление к самовыражению через красоту тела. В практике имеется большое количество различных методических пособий, использующих термин «атлетическая гимнастика» в широком понимании как комплексы силовых упражнений, но не определяющих их в качестве вида гимнастики. Между тем, на поверку оказывается, что именно к атлетической гимнастике как одному из видов оздоровления они имеют лишь косвенное отношение. Поэтому и надо уточнить значения слов: «атлетизм», «атлет» и «атлетическая гимнастика». «Атлетизм» - направление в физическом совершенствовании, преследующее цель достижения высокого уровня силового развития и высоких результатов в силовых упражнениях «спортивного типа». «Атлетическая гимнастика» - более объемное понятие, отражающее систему оздоровительно-развивающих воздействий с целью укрепления здоровья человека и улучшения его жизнеспособности. Атлетическая гимнастика берет свои начала в древнем мире. Однако в нашей стране из-за различных «методических перекосов», приводивших к одностороннему воздействию лишь на силовую сферу занимающихся, некоторому «не слишком здоровому» восприятию гипертрофированных фигур, а также «политизирования» силовых упражнений атлетов как проводников «чуждых идеологий», официально - на Всесоюзной научной конференции атлетическая гимнастика была признана одним из общеразвивающих видов лишь в 1968 г. Была подтверждена целесообразность выделения ее как вида самостоятельного, имеющего «благородные цели» и решающего круг жизненно важных задач. Высокая значимость атлетической гимнастики проверена временем, хотя постоянно в ней происходит неантагонистическое проникновение друг в друга оздоровительных и спортивных мотивов. Специфика целей различных силовых тренировок определяет и наличие различных форм занятий, систем и школ силового совершенствования. В настоящее время наибольшую популярность имеют бодибилдинг, культуризм, пауэрлифтинг и армрестлинг.

 Боди-билдинг - система силовых упражнений, направленная на увеличение мышечных объемов, формирование рельефной мускулатуры и построение гармонично развитой фигуры с пропорциональной, но гипертрофированной мускулатурой. Состязательность - одна из главных черт бодибилдинга: на различных конкурсах и, в основном, чемпионатах разных стран, регионов, мировых первенствах определяются лучшие боди-билдеры, которым присваиваются звонкие звания «мистер Америка», «мистер Универсум» и т.п. Состязания проводятся по определенным правилам, но в целом оценивается «силовая гармоничность». Соответственно такой цели тренировки строится достаточно специфическая система, включающая упражнения для наращивания объемов мышц, другие упражнения - для построения рельефа мускулатуры; упражнения выполняются в соответствии со специально разработанной методикой по особым принципам (например, система Дж. Уайдера или в иной транскрипции - Вейдера - имеет 28 основных принципов построения силовой тренировки) и с достаточно четкой периодизацией подготовки к состязаниям. Культуризм отождествляют с бодибилдингом, поскольку в нем используются те же принципы и правила. Возможно, если оценивать его по доступным источникам литературы, культуризм был первым этапом в развитии бодибилдинга, его прародителем. Однако, весьма существенная деталь не может поставить между ними знак равенства: занятия культуризмом направлены на увеличение объемов отдельных мышечных групп, не претендуют на строительство гармонично развитого тела, поэтому в культуризме и проводятся лишь конкурсы, в которых (это тоже имеет право на существование) оцениваются «самая широкая спина», «самые объемные бедра или шея». Однако в целом именно бодибилдинг можно было бы назвать культуризмом, но не включать в это понятие так называемую силовую подкачку отдельных групп мышц. Пауэрлифтинг- вид физических упражнений, развивающих максимальные силовые возможности, проявляемые в трех видах движений - «силовом троеборье»: жиме штанги лежа, приседании со штангой на плечах и в «тяге» штанги в положении наклона вперед. Соответственно таким задачам применяются специальные упражнения, обеспечивающие, в отличие от бодибилдинга и культуризма, достижение максимального результата в движении, а не в статических напряжениях.

Армрестлинг - силовое единоборство на руках («кто кого перетянет»), - проводится в положении сидя на стуле, хватом свободной рукой за специальную рукоятку. Борьба проводится одной и другой рукой, поэтому борцы должны обладать достаточно симметричным развитием силы лево- и правосторонних мышц. Несмотря на то, что главной задачей является «положить руку» соперника, очень большая нагрузка ложится на мышцы спины, тазового пояса и ног. Поэтому армрестлер должен обладать достаточно гармоничным развитием силы, что и достигается применением специальной системы силовых упражнений. Для названных четырех видов атлетизма весьма важное значение имеет специфическая спортивная техника напряжений и движений - чему атлеты посвящают особое внимание. Несмотря на своеобразие показанных выше форм силовой тренировки, их объединяет наличие узких задач, локальная направленность силовых проявлений, ограниченность общего физического и функционального воздействия и потенциальная травмоопасность.

 Атлетическая гимнастика укрепляет здоровье, избавляет от многих физических изъянов (сутулость, впалая грудь, неправильная осанка, слаборазвитые мышцы и др.). Режим упражнений в сочетании с рациональным питанием позволяет избавиться от излишних жировых отложений или прибавить в весе в тех случаях, когда это необходимо. Система упражнений тренирует сердечно-сосудистую (мышечную массу нередко называют вторым сердцем) и другие жизненно важные системы организма, через развитие мускулатуры активно и благотворно воздействует на работу внутренних органов, делает тело мускулистым и красивым. Позволяет направленно управлять своим телосложением, благодаря упражнениям с гантелями, гирями, штангой, собственным весом (отжимания, подтягивание на турнике), на специальных тренажёрах. Способствует достижению высокого уровня силы, развитию выносливости, укреплению нервной системы, исключению или резкому снижению вредного воздействия на организм так называемых факторов риска Женщинам эти занятия позволяют обрести грациозность, довести фигуру до совершенства, способствуют более быстрому послеродовому восстановлению организма. Гимнастикой решают вопросы досуга молодёжи, отвлекают от вредных привычек, прививают самодисциплину, она является средством активного отдыха и формирования здорового образа жизни. Положительное влияние атлетической гимнастики умножается, если сочетать силовые упражнения с упражнениями на выносливость (бег, лыжи, плавание).

Атлетическая гимнастика - это один из оздоровительных видов гимнастики, представляющий собой систему гимнастических упражнений силового характера, направленных на гармоничное физическое развитие человека и решение конкретных частных задач силовой подготовки. Воздействие силовых гимнастических упражнений на занимающегося может быть как общего характера (на организм в целом), так и локального (на группу мышц, звено опорно-двигательного аппарата). Отсюда и эффект занятий может быть поддерживающе-тонизирующим или развивающим. При этом сохраняются основные принципы и методы организации занятий гимнастикой как при составлении отдельного комплекса атлетической гимнастики, при планировании конкретной тренировки, так и при организации системы занятий атлетической гимнастикой (циклы, этапы, периоды). Атлетическую гимнастику, как систему упражнений с отягощениями упражнения с тяжелыми предметами еще в IV веке до нашей эры относили к естественным движениям. В соревнованиях этого периода принимали участие только те атлеты, кто мог поднять массивный груз, лежавший на главной площади Афин. Древние римляне разработали и специальные упражнения с предметами для развития мускулатуры, сочетая их с гимнастическими и акробатическими элементами. Уже в то время образованные люди отстаивали идеи гармонии тела и духа, отдавая предпочтение эстетическому воспитанию. Древнегреческие скульпторы разрабатывали каноны красоты, которые строились на оптимальных пропорциях тела человека. И соответствовать этим канонам пытались те, кто занимался силовыми упражнениями. Древние медики впервые отметили и лечебные свойства силовых упражнений для разработки суставов, регулирования дыхания, укрепления ослабленных мышц. В руководстве для студентов-медиков и врачей предлагалось использование в оздоровительных целях движений тела с отягощением. Зарождение атлетической гимнастики в России как системы упражнений с отягощениями ради укрепления здоровья, исправления недостатков телосложения и осанки связано с именем врача Краевого В.М. В 1885 году в Петербурге им был организован "Кружок любителей атлетики", который свою работу строил на принципах сочетать естественных движений (ходьба пешком, бег) со специально подобранными упражнениями для рук, ног и туловища, с использованием закаливающих процедур.

Атлетическая гимнастика является составляющей частью атлетизма. Термином «атлетизм» обозначается направление в физической культуре, связанное с воспитанием преимущественно силовых способностей и эстетических свойств атлетического телосложения, используемых в специальных соревновательных упражнениях или обыденной жизни. Вместе с атлетической гимнастикой компонентами атлетизма являются пауэрлифтинг и армрестлинг. Пауэрлифтинг - это вид спорта, развивающий максимальные силовые способности, проявляемые в трёх упражнениях: жим штанги в положении лёжа, приседание со штангой и становая тяга штанги. Армрестлинг - силовая борьба руками на столе, с захватом одной рукой специальной рукояти. В целом оздоровительный атлетизм и другие физкультурные системы оздоровительно-кондиционного направления сегодня многими специалистами именуются фитнесом, т.е. физическими упражнениями для формирования и удержания должного уровня двигательной, функциональной и морфологической подготовленности.


Новый точечный рисунок (2)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ «МОСКОВИЯ»

Лекция «Спортивные игры»

СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Среди большого разнообразия средств физической культуры и спорта одно из ведущих мест занимают спортивные игры.

Спортивные игры в их современном виде начали складываться в конце XIX и начале XX века. Они представляют собой высшую ступень развития народных игр. Большое разнообразие двигательных действий, составляющих содержание игры, способствует воспитанию силы, быстроты, выносливости, ловкости, моральных и волевых качеств. Одновременно игры позволяют совершенствовать жизненно важные умения и навыки.

Круг игр, используемых в настоящее время в целях физического воспитания, довольно широк. Их принято делить на две большие, группы: подвижные и спортивные.

К подвижным относятся простые игры с элементарными правилами и несложными взаимодействиями.

Спортивные игры — это единоборство двух сторон, протекающее в рамках правил, преимущество в котором оценивается по количеству достижений обусловленной цели. Спортивные игры отличаются едиными правилами, четко определяющими состав участников, размеры и разметку площадки, продолжительность игры, оборудование и инвентарь и т. п. Соревнования по спортивным играм носят характер спортивной борьбы и требуют от участников большого физического напряжения и волевых усилий. Спортивными играми занимаются в школах, техникумах и вузах, на предприятиях и в рядах Советской Армии, в колхозах и совхозах, в домах отдыха, санаториях и т. д. Сложная техника игровых приемов и тактических действий определяет необходимость длительной специальной подготовки игроков.

В техникумах физической культуры спортивные и подвижные игры — это специальный предмет, который включает историю, теорию, методику преподавания, практическое освоение техники, тактики отдельных игр и воспитание педагогических навыков.

Каждая спортивная игра имеет характерные особенности. Вместе с тем у различных игр имеются и схожие признаки, позволяющие разделить их на определенные группы: командные и некомандные, с соприкосновением с соперником и без соприкосновения, с дополнительным снарядом (клюшка, ракетка, бита) и без него.

Движения и действия, используемые в спортивных играх, разнообразны: ходьба, бег, прыжки, различные метания и удары по мячу (шайбе). Играющие стремятся, целесообразно применяя игровые приемы, совместно со своими партнерами добиться преимущества над соперником, который оказывает активное сопротивление.

Двигательные навыки занимающихся спортивными играми отличаются большой подвижностью, динамичностью. Играющие должны уметь выполнять точные передачи, удары по воротам, броски мяча в корзину и т. п. различными способами и в самых разнообразных условиях.

Важной особенностью спортивных игр являются сложные коллективные тактические действия. Большинство видов спортивных игр — командные, и успех в соревнованиях во многом зависит от слаженности действий всех участников. Осложняет взаимодействие то, что в игре нет заранее определенной последовательности выполнения игровых приемов и постоянного ритма. В каждой ситуации действия отдельных игроков команды различны, но они должны быть взаимообусловлены и направлены на решение общей задачи. От спортсменов требуется максимум инициативы, творчества и смелости, чтобы согласовывать свои действия с партнерами и добиваться успеха.

Огромное значение в коллективной игре имеет взаимопомощь. Своевременная и правильная помощь партнеру — важный фактор для достижения победы над соперником. Помогая друг другу как в нападении, так и в защите, игрокам необходимо стремиться создавать постоянное численное преимущество.

Рамки деятельности в игре ограничены соответствующими правилами, за нарушение которых положены определенные наказания. Спортсмены должны не только определять, какой технический прием или какое тактическое действие нужно использовать в данный момент, но и оценивать его с позиций правил игры.

Таким образом, спортивные игры способствуют воспитанию целого ряда положительных навыков и черт характера: умение подчинять личные интересы интересам коллектива, взаимопомощь, уважение к своим партнерам и соперникам, сознательную дисциплину, активность, чувство ответственности и т. п..

БАСКЕТБОЛ

СУЩНОСТЬ ИГРЫ. КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ О ЕЕ РАЗВИТИИ

Название игры произошло от английских слов «баскет» — корзина и «бол» — мяч. Баскетбол очень популярен во многих странах мира. Сущность игры состоит в том, что две команды по пять человек стремятся, преодолевая сопротивление соперника и передавая мяч руками, как можно чаще забросить его в цель —корзину за определенное правилами время. Выигрывает та команда, у которой к концу игры окажется больше очков, засчитываемых за каждое попадание мяча в корзину.

Игры, подобные баскетболу, были популярны у разных народов еще в глубокой древности. Однако официальной датой рождения баскетбола принято считать 1891 г. Его автором является преподаватель физического воспитания Дж. Нейсмит.

Вначале эта игра проводилась между двумя командами по девять человек футбольным мячом, который забрасывали руками в корзину для фруктов, прикрепленную к балкону. Постепенно правила изменялись, игра быстро распространилась и стала культивироваться во многих странах. В 1932 г. представители стран, где баскетбол был популярен, собрались в Женеве и создали Международную любительскую федерацию баскетбола (ФИБА). С 1935 г. начали проводиться соревнования на первенство Европы среди мужчин, а с 1938 г.— среди женщин. Первенства мира среди мужчин начали проводить с 1950-го, а среди женщин — с 1953 г.

В наши дни Баскетбол играют на всех континентах. Среди мужских команд сильнейшими являются баскетболисты России, США, Югославии, Кубы, Бразилии, Италии. Лидером женского баскетбола в течение многих лет остается команда России. Острую конкуренцию нашей команде составляют спортсменки Чехословакии, Японии, Кубы, США и ряда других стран. Сейчас баскетбол стал одним из самых популярных видов спорта. К 1975 г. ФИБА объединила более 100 млн. человек из 140 стран мира.

В нашей стране появление баскетбола относится к 1906 г. Первые команды были созданы в обществе «Маяк» в Петербурге В. Васильевым. Но в царской России широкого распространения игра не получила. Подлинное развитие баскетбола началось после Великой Октябрьской социалистической революции. Уже в 1920 г. баскетбол вводится как самостоятельный предмет в физкультурных учебных заведениях, включается в программы физкультурных праздников, используется как средство физической подготовки в системе Всевобуча.

В 1922 г. в Москве были разработаны правила игры. Баскетбол распространяется не только в Российской Федерации, но и в Средней Азии, на Украине, в Закавказье.

Первые крупные соревнования по баскетболу в нашей стране были проведены на Всесоюзном физкультурном празднике в 1923 г. в Москве, их принято считать первым первенством страны.

С этого времени игра в баскетбол стала быстро развиваться, начинает оформляться советская школа баскетбола. К 1939 г. стало ясно, что для дальнейшего развития техники и тактики игры необходимо радикально изменить правила игры. Кроме того, правила игры в нашей стране существенно отличались от международных.

Новые правила были введены с января 1939 г. Первым крупным соревнованием по новым правилам был матч восьми городов в 1941 г. (Ленинград), в котором кроме мужских команд Москвы, Ленинграда, Тбилиси, Баку, Одессы приняли участие сборные команды Тарту, Риги, Каунаса, имевшие большой опыт международных встреч. Этот матч имел большое значение для дальнейшего развития баскетбола. Он показал, что за период с 1917 по 1941 г. советские баскетболисты создали свою школу игры, отличающуюся быстротой атак и активной игрой к защите. Однако стало ясно, что нужно еще много работать, чтобы полностью реализовать возможности, связанные с введением новых правил.

Разразилась Великая Отечественная война. Крупных соревнований по баскетболу не проводилось до 1944 г. В 1944 г. было проведено одиннадцатое первенство страны (Тбилиси).

Наиболее бурный рост мастерства советских баскетболистов отмечался с 1946 г. В 1947 г. баскетболисты Советского Союза вступили в Международную федерацию баскетбола и приняли участие в V первенстве Европы (мужская сборная), которое с успехом выиграли. В дальнейшем наши баскетболисты и баскетболистки стали принимать участие во всех международных соревнованиях: первенствах Европы и мира, олимпийских играх (с 1952 г.) и других состязаниях.

В большинстве случаев советские баскетболисты занимали первые места. На олимпийских играх 1952, 1956, 1960, 1964 гг. мужская сборная СССР была второй, а в 1968 г.— третьей. На XX Олимпийских играх 1972 г. в Мюнхене сборная команда СССР в финале победила сборную команду США и заняла первое место. Гегемония американцев в баскетболе была нарушена. О высоком мастерстве наших баскетболистов говорят результаты выступлений последних лет: в 1974 г. сборная мужская команда СССР выиграла первенство мира, в 1975 г.-— межконтинентальный Кубок. Высокое мастерство показала и сборная женская команда, выигравшая в двенадцатый раз первенство Европы и в пятый раз занявшая первое место на первенстве мира 1975 г.

На XXI Олимпийских играх в Монреале (1976 г.) баскетболистки СССР впервые завоевали титул олимпийских чемпионов.

ТЕХНИКА ИГРЫ

В баскетболе применяют разнообразные приемы, которые классифицируют по разделам и группам на основании сходных признаков .

Различают технику игры в нападении и в защите. Каждый из этих разделов состоит из различных приемов, которые, в свою очередь, разделяются на способы, выполняемые в различных условиях (на месте, в движении, в прыжке).

Техника отдельных способов передач, бросков, ведения мяча ит. д. меняется с развитием игры. В настоящее время эти изменения идут по пути увеличения быстроты и точности выполнения приемов.

ВОЛЕЙБОЛ

СУЩНОСТЬ ИГРЫ. КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ О ЕЕ РАЗВИТИИ

В волейбол играют две команды по шесть человек на прямоугольной площадке (9х 18 м). Поле разделено сеткой, установленной на высоте 2 м 24 см для женских команд и 2 м 43 см для мужских. Играющие стремятся направить мяч на сторону соперника и приземлить его там или вызвать соперника на ошибку при его приеме. Если это удается, команда выигрывает очко или право на подачу. Побеждает команда, выигравшая две из трех партий или три из пяти. Партия заканчивается, когда команда наберет 15 очков и будет иметь перевес в 2 очка над командой соперника.

Игра в волейбол может продолжаться 2—3 часа и проходить при высокой активности каждого играющего. Только в одной партии игрок выполняет более 50 различных игровых приемов. При этом примерно половина из них осуществляется в высоком прыжке.

Эта игра впервые появилась в 1895 г. в США и быстро завоевала популярность во всем мире. Сейчас волейбол относится к числу самых популярных игр в мире. Международная федерация волейбола объединяет 122 страны.

В нашей стране начали играть в волейбол в 1919 г. А уже в 1922 г. соревнования волейболистов проводились в Москве, Казани, Нижнем Новгороде, на Украине, в Закавказье и на Дальнем Востоке. Первые правила были утверждены в 1925 г.

В 1928 г. волейбол был включен в программу Всесоюзной спартакиады. Сильнейшими оказались сборные команды Украины (мужчины) и Москвы (женщины). С 1933 г. систематически (исключая 1941— 1944 гг.) проводится первенство СССР.

С 1935 г. начались выступления советских волейболистов на международной спортивной арене. Сборные команды Москвы и Ташкента встретились с волейболистами Афганистана. Игры проводились по афганским правилам. Команда гостей состояла из девяти человек, располагавшихся на площадке в три линии (по три игрока). Переходы не допускались. Игра состояла из двух партий, причем каждая из них продолжалась до выигрыша 22 очков, а не 15. Несмотря на необычные условия игры, наши волейболисты выиграли обе встречи с большим преимуществом.

В 1938 г. состоялось первое первенство СССР среди клубных команд спортивных обществ. В соревнованиях мужских команд победили ленинградские волейболисты и московские волейболистки «Спартака».

С 1947 г. советские волейболисты стали регулярно выступать в международных встречах, в которых неизменно показывали свое преимущество.

Советская школа волейбола считается наиболее прогрессивной. Ее влияние особенно ярко демонстрируют успехи, которых в последнее время достигли волейболисты стран народной демократии. Вплотную приблизились к ведущим волейбольным странам мира волейболисты Польши, ГДР, Чехословакии, Кубы, Румынии, Корейской Народной Демократической Республики.

ТЕХНИКА ИГРЫ

В игре волейболист использует специальные технические приемы: стойки, перемещения, подачи мяча, передачи, нападающие удары, блокирование.

К нападению относятся подача мяча, передача и нападающий удар, к защите — прием и передача мяча, блокирование. Некоторые приемы используют как в нападении, так и в защите. К таким приемам можно отнести стойки, перемещения и передачи.

Стойки. Стойкой называется положение, которое игрок принимает, готовясь к выполнению приема. Перед приемом мяча в защите спортсмен больше сгибает ноги в коленях — принимает низкую стойку. Перед нападающим ударом, наоборот, сгибание ног в коленях незначительное — это высокая стойка. Чаще всего в игре применяется средняя стойка, которую называют основной: ноги при этом согнуты в пределах 130°; вес тела равномерно распределен на обе ноги, ступни параллельны и на ширине плеч или одна нога находится впереди другой; туловище немного наклонено вперед, руки согнуты, кисти раскрыты и повернуты друг к другу.

Перемещения. Перемещение игрока начинается с переноса веса тела на переднюю часть стопы и выполняется мягкими, пружинистыми шагами. Скорость и способ перемещения избираются в зависимости от ситуации.

При выполнении защитных действий игрок чаще всего перемещается приставными и двойными шагами либо скачком, прыжком или броском. При выполнении нападающих действий используют сочетание бега и прыжков.

При двойных шагах движение начинает стоящая сзади нога. Скачок выполняют поочередным активным отталкиванием ног.

Подача мяча. Подача применяется не только с целью введения мяча в игру, но и как средство атаки — выигрыша очка или срыва запланированных комбинаций соперника.

Различают подачи нижние и верхние (прямые и боковые). При выполнении каждой из них решаются определенные тактические задачи: одни более нацеленные, другие преимущественно силовые, третьи — планирующие. Нацеленные подачи применяют в тех случаях, когда мяч надо направить в уязвимое место площадки или на игрока, принимающего мяч слабее других. С этой целью используют верхнюю прямую, а также нижнюю прямую и боковую подачи.

Силовые подачи выполняют, чтобы затруднить прием мяча. Эти задачи решают преимущественно верхней боковой или прямой подачей.

Планирующей подача называется потому, что мяч летит не вращаясь, как бы планируя в воздухе. В результате, пролетев над сеткой, он внезапно теряет скорость и падает в неожиданной точке.

В технике выполнения подач различают исходное положение, подбрасывание мяча, замах и ударное движение.

Нижняя прямая подача. Игрок выполняет ее из положения стоя на слегка согнутых ногах, лицом к сетке. Одна нога выставлена на полшага вперед. Мяч в левой руке. Туловище подано вперед. В момент подбрасывания мяча на высоту 50—90 см правую руку отводят назад для замаха и тут же возвращают обратно для удара. Удар выполняют на уровне пояса собранной кистью прямой руки и наносят в заднюю нижнюю часть мяча.

В момент удара вес тела игрок переносит на стоящую впереди ногу. После удара спортсмен сразу же входит на площадку.

Нижняя боковая подача. Игрок становится боком к сетке, ноги ставит на ширину плеч; левой рукой подбрасывает мяч вверх до уровня головы на расстояние немного меньше вытянутой руки.

При снижении мяча волейболист наносит удар основанием кисти правой руки и направляет его через сетку. Перед ударом вес тела переносит на согнутую правую ногу, после удара — на левую. Рука при ударе прямая. Игрок наблюдает за полетом мяча, поворачиваясь в сторону площадки.

Нижняя подача «свечой» (чешская). Подача «свечой» отличается от обычной исходным положением. Игрок при подаче правой рукой стоит правым боком к сетке и удар выполняет ребром ладони с закручиванием мяча. Мяч подбрасывает левой рукой напротив себя до уровня головы. Одновременно делает замах правой вниз-назад. При снижении мяча удар наносит по нижней его части со стороны, противоположной основному направлению движения, чтобы придать ему вращение и направить высоко вверх. Принимать подачу «свечой» особенно трудно в солнечную и ветреную погоду. Именно в таких случаях ее и рекомендуют.

Верхняя прямая подача получила наибольшее распространение. При выполнении ее игрок становится лицом к сетке, распределив вес тела равномерно на обе ноги. Можно одну ногу (для прав более затрудняется, если ему придают вращение, сместив точку удара от его центра в ту или иную сторону.

Основная особенность выполнения верхних подач без вращения — укороченный замах и ударное движение, выполняемое точно по центру мяча.

Исходное и конечное положение игрока при такой подаче сходно-с обычным.

Передачи мяча. Это важнейший технический прием, с помощью которого осуществляют защитные и нападающие действия. В игре применяют разнообразные передачи, которые по технике выполнения классифицируют на верхние и нижние. К верхним относят передачи, коши — левую) выставить на полшага вперед. Мяч подбрасывают вверх левой рукой. Правая рука, согнутая в локте, подготавливается к замаху. Перед ударом игрок сгибает опорную (правую) ногу, отклоняя туловище назад. В момент удара разгибает правую ногу, выпрямляет руку и туловище. Удар осуществляют внутренней частью сжатой ладони. Верхние прямые подачи могут быть выполнены различными способами. Например, не сильным, но точным ударом, что достигается укороченной амплитудой замаха с небольшим отклонением туловища назад и коротким нацеленным ударом по мячу или сильным ударом с большим замахом, с более энергичным сгибанием и разгибанием правой ноги и туловища.

Верхняя боковая подача сложна по технике выполнения, но эффективна. Игрок становится боком к сетке и подбрасывает мяч левой рукой на 150—180 см. Правой рукой он делает замах вниз-назад, наклоняет туловище в сторону замаха и центр тяжести переносит на правую ногу. При снижении мяча одновременно выпрямляет ноги и туловище и начинает движение рукой по дуге вперед-вверх к мячу, чтобы выполнить удар в высшей точке. Сила удара увеличивается резким выпрямлением ног и движением туловища в сторону удара, движение руки ускоряется с приближением к мячу.

Скорость полета мяча при верхней боковой подаче выше, чем во всех других способах. Прием мяча, летящего от боковой подачи, еще которые выполняют кончиками пальцев, направленных вверх; к нижним — предплечьями соединенных рук или сомкнутыми кистями.

Поскольку передачи выполняют из различных исходных положений, их подразделяют на подгруппы. К группе верхних передач относят передачи в стойках (в опорном положении), в прыжке, с отвлекающими действиями, в падении, назад за голову.

К группе нижних передач относят передачи двумя руками, одной рукой и передачи с падением.

Верхняя передача мяча в стойках. В средней стойке игрок, ожидающий мяч, сгибает ноги в коленях, выставив одну ногу вперед, вес тела слегка переносит вперед, руки сгибает в локтях. При соприкосновении пальцев с мячом на уровне глаз он последовательно выпрямляет ноги, туловище и руки, посылая мяч в нужном направлении конечным движением кистей и пальцев.

В низкой стойке передачи выполняют на более согнутых ногах, амплитуда движений ног, рук и туловища короче, руки встречают мяч чуть ниже подбородка.

В высокой стойке передачи осуществляют на незначительно согнутых ногах, руки встречают мяч на уровне лба.

Выбор стойки определяется траекторией и скоростью полета мяча: чем ниже траектория и больше скорость, тем ниже стойка для приема, мяча.

Верхняя передача в прыжке может выполняться с небольшого разбега (1—2 шага) и с места. Ее применяют в основном при нападающих действиях, чтобы дезориентировать соперника в постановке блока. Движения рук и туловища при передаче отличаются короткой амплитудой. В момент отталкивания от опоры игрок поднимает предплечья выше головы. Кисти встречают мяч в более горизонтальном положении, чем обычно. Эта особенность ярче выражена при выполнении передачи мяча назад за голову. Туловище и голову в прыжке слегка отклоняют назад.

Часто передача в прыжке сочетается с имитацией нападающего удара: игрок делает разбег, прыжок и замах

для удара, но в последний момент передает мяч партнеру. Такой прием называется откидкой и относится к скрытым передачам.

Разновидностью скрытых передач являются передачи назад за голову.

Верхняя передача в падении применяется чаще как вынужденный выход из положения, когда игрок явно опаздывает к мячу, но принимает его сверху. В заключительной фазе передачи он не может сохранить вертикальное положение, поэтому падает с перекатом на бедро, спину. Техника приема состоит в том, что после быстрого перемещения вперед в сторону, навстречу летящему мячу, спортсмен делает глубокий выпад. Одновременно он наклоняет туловище над опорной ногой и начинает разворачиваться в сторону передачи. Выполнив передачу активным движением предплечий и кистей, игрок мягко перекатывается на бедро и спину, а затем быстро встает.

Иногда очень низкий мяч принимают способом сверху в падении и с перекатом на спину. В этих случаях игрок из низкой стойки опускается еще ниже, выполняет передачу вперед-вверх и тут же перекат на спину с наклоном головы вперед. Здесь важно, чтобы спортсмен своевременно вышел под мяч.

Нижние передачи. Техника выполнения их следующая. После перемещения к мячу игрок делает глубокий выпад и одновременно выставляет руки под мяч. Руки при этом выпрямлены и напряжены, кисти сомкнуты, отведены вниз. Мяч принимают на соединенные вместе предплечья, развернутые наружу.

При приеме летящего мяча, посланного сильным ударом, передачу выполняют без замаха, сведенные руки подставляют под мяч. Перед приемом летящего мяча, направленного слабым ударом, руками делают встречное движение, а в момент удара руки сопровождают его полет. Мячи, сильно летящие в стороне от игрока или далеко от него, часто передают одной рукой.

Нижняя передача в падении с перекатом на спину чаще выполняется одной рукой, когда мяч летит в стороне от игрока. Она сходна с верхней передачей в падении. Основное ее отличие — в движениях рук. Все движения выполняют быстро. Одновременно с выпадом для приема мяча выносят одноименную руку. Рука при этом прямая; удар осуществляют коротким, отрывистым движением предплечья или кулака. После удара игрок мягко падает, выполняет перекат.

Нижняя передача в падении на руки с перекатом на грудь применяется в тех случаях, когда мяч летит очень низко, сильно и далеко от игрока. Подбегая к мячу, игрок на последнем шаге переносит вес тела на выставленную вперед согнутую ногу. Туловище сильно наклоняет вперед, руки опускает вниз и отводит назад для замаха. Выставленная вперед левая нога осуществляет отталкивание от опоры. Находясь в безопорном положении, игрок выполняет удар открытой ладонью правой руки, тыльной ее частью или кулаком. После приема мяча сначала левая, а затем правая рука касаются опоры — начинается приземление. Руки сгибаются в локтевых суставах. Голени откинуты вверх, голова приподнята — игрок опускается вниз-вперед до соприкосновения с площадкой грудью и животом. Приземление сопровождается скольжением игрока на площадке, после чего он быстро возвращается в игровую стойку.

Нападающий удар. Это основной технический прием нападения. Нападающие удары могут быть прямые и боковые. Прямые выполняют из положения лицом к сетке, боковые удары — плечом (боком). И прямые, и боковые удары могут быть выполнены различным образом: по ходу разбега, с переводом влево, с переводом вправо.

Наибольшее распространение получили прямые нападающие удары.

Нападающие удары могут быть выполнены с места и с разбега.

В технике нападающих ударов с разбега выделяют разбег, прыжок, удар и приземление. Рассмотрим ее на примере прямого нападающего удара по ходу разбега. Направление полета мяча в этом ударе совпадает с направлением разбега игрока.

Разбег может состоять из одного-трех шагов. При разбеге игрок приближается к месту толчка. Третий, последний, шаг выполняют широким стопорящим движением за счет резкой постановки стопы-с пятки на носок. При разбеге, начиная со второго шага, обе руки отводят назад, а на последнем шаге резко выносят вперед, помогая взлету: Прыжок выполняют из стойки ноги параллельны, на ширине: 20—30 см друг от друга. Отталкивание от опоры осуществляется одновременно, сразу после напрыгивания, разгибанием ног в тазобедренном, коленном и голеностопном суставах. Маховое движение руками помогает достичь большей высоты прыжка.

Удар начинается после отталкивания. Правая рука, выпрямленная во время прыжка, продолжает движение вперед-вверх за голову. Плечо отводят назад и в сторону. Волейболист прогибается в пояснице. Удар осуществляется резким сокращением мышц плечевого пояса, живота и туловища. Рука, разгибаясь в локте, наносит удар по мячу напряженной кистью, накрывая мяч в наивысшей точке взлета.

Приземление после удара осуществляют на согнутые ноги; игрок готовится к выполнению последующих игровых действий.

Прямой нападающий удар с переводом применяют для борьбы с блоком. Все движения выполняют как в прямом нападающем ударе, но в конце удара игрок резким движением кисти и предплечья изменяет направление полета мяча и посылает его не прямо перед собой, а вправо или влево, обходя блок соперника.

При переводе мяча вправо удар наносят с левой стороны мяча, при переводе влево — с правой.

Боковой нападающий удар. Игрок при отталкивании располагается боком к сетке, ступни ставит параллельно. Выпрямление ног при толчке сопровождается активным маховым движением рук примерно до уровня плеч. Отсюда ударяющую (правую) руку снова опускают вниз, но не назад, а в сторону для замаха. Замах сопровождается поворотом туловища и некоторым прогибом в пояснице. Затем резким движением прямой рукой по дуге через сторону вверх наносят удар по мячу.

Блокирование. Первым защитным действием при нападающем ударе является блокирование. Различают два вида блокирования — неподвижное (зонное) и подвижное. И тот, и другой вид может быть одиночным и групповым. Групповое блокирование наиболее эффективно.

Техника блокирования состоит из перемещения к месту блока, прыжка, выноса рук к мячу и приземления. Перемещение выполняют приставными шагами. Определив место толчка, блокирующий сгибает ноги и руки, готовится к прыжку. Оттолкнувшись двумя ногами, игрок вытягивает руки вверх и, если требуется, переносит через сетку, отбивает мяч или резко давит на него. Расположение ладоней при блоке может меняться в зависимости от направления полета мяча при атаке соперника. Кисти в момент блока приближаются друг к другу (расстояние между ними 7—8 см). Пальцы расставлены, чтобы закрыть возможно большую площадь. Завершая блокирование, игрок мягко приземляется на носки. Эффективность блока зависит не столько от технической подготовки игрока, сколько от его тактической зрелости.

Групповой блок в игре используют часто. Трудность двойного и тройного блока в том, что игроки должны четко взаимодействовать друг с другом и обладать высокой техникой и тактикой одиночного блокирования.

ФУТБОЛ

СУЩНОСТЬ ИГРЫ. КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ О ЕЕ РАЗВИТИИ

Игра в футбол — это соревнование двух команд, каждая из которых стремится овладеть мячом и забить как можно больше мячей в ворота соперника. В ней участвуют две команды по 11 человек.

Поле для игры представляет собой прямоугольник длиной 90— 100 м. и шириной 45—75 м. Игра продолжается 90 мин., разделенных на две половины по 45 мин.

Первые официальные правила игры были разработаны в Англии в 1863 г. В дальнейшем они постоянно изменялись: в 1875 г. на воротах вместо веревки появилась перекладина; в 1883 г. было введено правило вбрасывания мяча из-за боковой линии двумя руками, в 1912 г. вратарю разрешается играть руками только в пределах штрафной площади; в 1920 г. отменено правило «вне игры» при вбрасывании мяча, в 1926 г. изменено правило «вне игры» (вместо трех игроков — два); 1931 год — в случае неправильного вбрасывания мяч передается сопернику, вратарю разрешается пробежать с мячом не два, а четыре шага; в 1939 г. вводятся номера на футболках и т. д.

Для ведения спортивной борьбы от игроков требуется владение техникой и умение целесообразно применять ее в сложной игровой обстановке. Как во время атаки, так и в обороне очень важно внимательно следить за расположением и всеми действиями партнеров и соперников, а также местонахождением мяча.

Во время атакующих действий игроки команды должны уметь так выбирать место, чтобы обыграть соперника и забить мяч в его ворота.

В обороне нужно занимать такую позицию, которая позволяла бы перехватить мяч, идущий к сопернику, а если тот овладел им,— облегчить отбор его или лишить возможности свободно выполнить прием.

Двигательная деятельность футболиста очень разнообразна, отличается сложностью и большой вариативностью средств, различных по своей структуре и характеру. Частота сердечных сокращений у футболиста во время игры — более 200 уд. в минуту, что влечет за собой значительный расход энергии. Техника футбола отличается сложностью. Действия с мячом выполняют ногами в борьбе с соперником, что требует большой ловкости, быстроты, точности движений и способности к тончайшей их координации. Это, в свою очередь, требует высокого уровня функционального развития всех систем организма, и особенно центральной нервной системы.

Футбол в нашей стране очень популярен. Им занимаются миллионы взрослых, юношей и детей. В России в эту игру начали играть в 70-х годах прошлого столетия. Большую роль в ее развитии сыграло Санкт-Петербургское общество любителей спорта, при котором в 1897 г. была создана первая русская футбольная команда «Спорт».

К 1900 г. в Петербурге уже насчитывалось около полутора десятков команд. Футбольные команды к этому времени появляются и в других городах России.

В 1901 г. была создана Петербургская лига. Это была первая попытка буржуазных клубов подчинить себе все футбольные организации столицы.

Начиная с 1910 г. русские футболисты принимают участие в между, народных встречах. Эти первые встречи показали, что футбольные клубы, имевшие в своем составе далеко не всех лучших игроков страны, могут успешно соревноваться с футболистами других стран. Рост числа футбольных лиг в городах России, стремление вывести футбол на международную спортивную арену ускорили процесс перехода от территориальных лиг к Всероссийскому союзу. Организация такого союза в 1911 г. была новым шагом в развитии футбола. В 1912 г. Всероссийский футбольный союз вступил в Международную федерацию футбола (ФИФА). Команда России в этом году впервые приняла участие в олимпийских играх. К 1914 г. Всероссийский футбольный союз объединял уже 155 организаций 33 городов.

Великая Октябрьская социалистическая революция создала самые благоприятные условия для развития футбола.

С 1922 г. начинает разыгрываться первенство страны среди сборных команд городов. Это оказало большое влияние на рост класса игры советских футболистов и развитие массовости.

С 1923 г. в связи с созданием советов физической культуры на базе старых футбольных клубов возникают новые клубы на предприятиях, закрепленные за общественными организациями и профсоюзами.

В 1924 г. впервые разыгрывается первенство РСФСР, которое явилось мощным толчком в развитии массовости футбола.

Крупнейшим событием в жизни физкультурного движения явилась I Всесоюзная спартакиада, состоявшаяся в 1928 г. в Москве. Она показала, что футбол стал самым популярным видом спорта в нашей стране. В этой Спартакиаде приняла участие 21 команда, а также рабочие команды Англии, Финляндии, Уругвая и Швейцарии. Победителем вышла команда Москвы. Введение комплекса ГТО (1931 г.) резко улучшило работу по футболу. Это незамедлило сказывается и на результатах выступлений наших команд за рубежом. В 1934 г. советские футболисты одержали победы над футболистами Турции, Швейцарии, Франции, Норвегии, Чехословакии, Финляндии.

В 1936 г. были созданы добровольные спортивные общества профессиональных союзов. С образованием этих обществ значительно улучшилась учебно-тренировочная работа, и вскоре футбольные команды ДСО «Торпедо», «Крылья Советов», «Локомотив», «Металлург», завода «Красная заря» и другие быстро выдвинулись в число лучших команд страны.

В том же году был установлен новый принцип розыгрыша первенства СССР по футболу. Если раньше первенство страны проходило между сборными командами городов, то теперь звание чемпиона стало разыгрываться между командами ДСО.

Одновременно был учрежден Кубок СССР по футболу. Первым обладателем Кубка СССР стала команда «Локомотив» (Москва).

Вероломное нападение на нашу страну фашистских захватчиков в 1941 г. прервало дальнейшее развитие футбола.

В 1944 г., когда еще шла ожесточенная битва с врагом на фронтах Отечественной войны, советские футболисты возобновили розыгрыш Кубка СССР, а в 1945 г. снова стали проводиться и соревнования на первенство страны. В том же году советские футболисты провели ряд матчей за рубежом. Особенно значительными были встречи московской команды «Динамо» с профессиональными футболистами Англии, считавшимися лучшими в мире. Динамовцы Москвы, встречаясь с сильнейшими командами «Челси», «Кардифф», «Арсенал» и «Глазго-Рейнджере», одержали блестящую победу, забив в ворота соперников 19 мячей и пропустив в свои лишь 9. Победа советских футболистов стала сенсацией. Впервые за всю историю существования футбола английские футболисты потерпели поражение от иностранной команды на своих полях.

Начиная с 1949 г. в нашей стране ведется постоянная работа по повышению мастерства советских футболистов, привлечению широких масс молодежи к занятиям футболом.

С каждым годом растет популярность соревнований на первенство СССР и Кубок СССР. Уже в 1951 г. в розыгрыше Кубка СССР участвовало более 17 000 футбольных команд.

В 1952 г. сборная команда СССР впервые приняла участие в олимпийских играх, но дебют ее был неудачным. Участие в XV Олимпийских играх и других международных встречах того времени показало серьезное отставание наших команд в технике игры.

В последующие годы началась кропотливая работа по совершенствованию технического мастерства футболистов. На XVI Олимпийских играх в Мельбурне сборная команда СССР завоевала золотые медали олимпийских чемпионов.

В 1958 г. сборной команде страны предстояло выдержать серьезное испытание в играх чемпионата мира по футболу. До этого наши футболисты никогда не мерились силами в официальных соревнованиях с профессиональными командами. Играя в одной подгруппе с командами Австрии, Англии, советские спортсмены вышли в */4 финала, но, проиграв матч хозяевам чемпионата — команде Швеции, выбыли из борьбы за титул чемпиона мира.

В 1960 г. наша сборная команда добилась высоких результатов в Кубке Европы, завоевав первое место. Репутацию сильнейших советские футболисты подтвердили в играх VIII чемпионата мира, проходившего в 1966 г. в Англии,— они заняли четвертое, призовое, место.

На IX чемпионате мира, состоявшемся в 1970 г. в Мексике, наши футболисты выступили слабее, чем в Англии, войдя лишь в число восьми сильнейших команд мира.

К сожалению, наша команда незаконно была лишена возможности участвовать в финальной части X чемпионата мира (1974 г.).

Характерные черты современного футбола — сочетание высокого атлетизма и работоспособности с отличным техническим и тактическим мастерством игроков. Это, в свою очередь, повлияло на расширение диапазона их действий и умение результативно сыграть на различных участках поля. В итоге интенсивность игровых действий футболистов значительно возросла.

X чемпионат мира подтвердил исключительную роль индивидуального мастерства футболистов. Только на базе универсального технического мастерства, широких тактических знаний и умений возможно воспитать футболиста высокого класса. Современные тенденции развития футбола нашли свое яркое воплощение в игре динамовцев Киева, которые в 1975 г. вышли победителями в розыгрыше Кубка европейских чемпионов и завоевали приз сильнейшей клубной команды европейских стран (Суперкубок). Нападающий этой команды Олег Блохин был признан лучшим футболистом Европы 1975 г.

У нас в стране сложилась самобытная школа игры в футбол. Она отличается ярчайшим коллективизмом, высокой физической подготовленностью спортсменов, разнообразием тактических средств и исключительно высокими морально-волевыми качествами футболистов, свойственными всем советским людям.

Советская футбольная команда — это прежде всего крепкий, дружный коллектив.

Принцип коллективизма, в основе которого лежит взаимная помощь, осуществляется по правилу «один за всех, и все за одного». Поведение нашего футболиста во время игры определяется не интересами личного характера, а общими интересами всей команды.

ТЕХНИКА ИГРЫ

Технику игры в футбол принято делить на два основных раздел?: техники игры в нападении и техники игры в защите (рис. 165). Характерными чертами техники современного футбола являются простота и предельная рациональность каждого приема. Настоящего мастерства футболист достигает, когда овладеет всем арсеналом техники, выполняет прием быстро, точно и непринужденно обеими ногами. Особенно важно умение безошибочно владеть мячом при быстром передвижении и непосредственном противодействии соперника.

Технику игры можно разделить на общую, которой должны владеть все игроки, независимо от занимаемого места в команде, и специальную, которой игрок пользуется с учетом своих игровых функций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка уроков физической культуры с применением технологий оздоровительной направленности (на примере уроков физической культуры по гимнастике)

Методическая разработка уроков физической культуры с применением технологий оздоровительной направленности...

Курс лекций ОГСЭ.06 Физическая культура

В учебном пособии изложен теоретический материал по дисциплине «Физическая культура», касающийся вопросов организации физического воспитания, естественнонаучных основ физического воспитани...

Курс лекций по ОГСЭ.06 Физическая культура

В учебном пособии изложен теоретическй материал по дисциплине "Физическая культура", касающийся вопросов организации физического воспитания, естественнонаучных основ физического воспитания, ...

«Профессиональная направленность дисциплины «Профессиональный язык и культура речи» специальностей «Физическая культура» и «Адаптивная физическая культура»

Диссеминация опыта преподавания дисциплины "Профессиональный язык и культура речи" на специальностях 49.02.01 Физическая культура , 49.02.02 Адаптивная физическая культура в ГПОАУ АО "А...

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной по ОГСЭ.06 Физическая культура специальности 49.02.02 Адаптивная физическая культура

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине ОГСЭ.06 Физическая культура специальности 49.02.02. Адаптивная физическая культура ОГАПОУ СПК, созданные...