Методическая разработка
методическая разработка по теме

Веселков Алексей Назарович

Современный человек живет в постоянно изменяющемся мире: меняется общество, появляются новые виды техники и источники информации. Изменения происходят так быстро, что он забывает об окружающей его природе, необходимости относиться к ней не потребительски, а бережно.

Проблема защиты окружающей среды является одной из глобальных проблем современности, от ее решения  зависит судьба человечества. Экологическую культуру и сознание необходимо воспитывать с детства, так как младшие и старшие школьники охотно изучают природу, участвуют в различных экологических мероприятиях, восприимчивы ко всему новому и малоизученному.

В современной школе не всегда есть возможность в полном объеме формировать экологическое сознание, поэтому легче всего эту задачу можно решить, используя внеклассные формы обучения.

Выбранная тема работы актуальна, т.к. данная тема по разделу экологического воспитания младших и старших  школьников рассматривается в виде внеклассной формы обучения в системе дополнительного образования.

В последнее время уделяется большое внимание экологическому воспитанию младших и старших  школьников.

Цели и задачи « Похода выходного дня».

Цели: Формирование  представления о природном и социальном окружении как среде жизнедеятельности человека;

а) Развивать умения воспринимать окружающий мир посредствам органов чувств: зрения, осязания, обоняния, слуха, вкуса; познавательный интерес и причинное объяснение при анализе фактов и явлений окружающей среды;

б) Обучать младших и старших школьников методам познания окружающего мира;

в) Воспитывать эстетическое, нравственное и практическое отношение к среде жизнедеятельности человека, умения вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими моральными нормами.  

Задачи: 1. Познакомиться с населенным пунктом,  с изучением населенного пункта и природными объектами д. Чабишур.

   2. Дать практические знания и умения в туристко – краеведческом походе на экологическую тематику.

3. Знакомство с памятниками природы и природных объектов на данной территории.

Главной задачей работы – обобщение и углубления учебного материала по теме: « Поход выходного дня в д. Чабишур».

В работе объектом исследования является экологическое воспитание младших и старших школьников, а предметом внеклассной работы поход выходного дня.

Объектом исследования являются деревня, природные объекты, природный памятник природы « Чудо – сосна».

Данная методическая разработка рассчитана для возраста с 9 до 17 лет.    Методика в ходит в программу « Юный эколог» эколого-краеведческого образования,  как практическое занятие для второго года обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon unikalnye_obekty_word_2_-_kopiya.doc106 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования Увинского района

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей

Увинская  станция детского  и  юношеского туризма и экскурсий. « Инвис».

Методическая разработка.

Проект. « Уникальные объекты природы».

                                             

                                                           Автор:  Веселков Алексей Назарович

                                                                     Педагог дополнительного образования

Ува, 2016г.

Содержание.

  1. Пояснительная записка                                                      стр 3

  1. Подготовительный этап                                                     стр 4

  1. Выбор маршрута и его протяженность.                           стр 4 - 5

  1. Выбор объектов для маршрута.                                         стр 5

  1. Основные объекты похода.                                                 стр 5 - 6

  1. Заполнение маршрутной книжки.                                     стр 6

  1. Знания, умения, навыки                                                      стр 6

          8.   Формы и методы реализации.                                            стр. 6

  1. Конспект похода.                                                                    стр 7 - 10                     

  1. Литература.                                                                            стр  10

  1.  Приложения

  1.  Рецензии

   

Пояснительная записка.

Современный человек живет в постоянно изменяющемся мире: меняется общество, появляются новые виды техники и источники информации. Изменения происходят так быстро, что он забывает об окружающей его природе, необходимости относиться к ней не потребительски, а бережно.

Проблема защиты окружающей среды является одной из глобальных проблем современности, от ее решения  зависит судьба человечества. Экологическую культуру и сознание необходимо воспитывать с детства, так как младшие и старшие школьники охотно изучают природу, участвуют в различных экологических мероприятиях, восприимчивы ко всему новому и малоизученному.

В современной школе не всегда есть возможность в полном объеме формировать экологическое сознание, поэтому легче всего эту задачу можно решить, используя внеклассные формы обучения.

Выбранная тема работы актуальна, т.к. данная тема по разделу экологического воспитания младших и старших  школьников рассматривается в виде внеклассной формы обучения в системе дополнительного образования.

В последнее время уделяется большое внимание экологическому воспитанию младших и старших  школьников.

Цели и задачи « Похода выходного дня». 

Цели: Формирование  представления о природном и социальном окружении как среде жизнедеятельности человека;

а) Развивать умения воспринимать окружающий мир посредствам органов чувств: зрения, осязания, обоняния, слуха, вкуса; познавательный интерес и причинное объяснение при анализе фактов и явлений окружающей среды;

б) Обучать младших и старших школьников методам познания окружающего мира;

в) Воспитывать эстетическое, нравственное и практическое отношение к среде жизнедеятельности человека, умения вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими моральными нормами.  

Задачи: 1. Познакомиться с населенным пунктом,  с изучением населенного пункта и природными объектами д. Чабишур.

   2. Дать практические знания и умения в туристко – краеведческом походе на экологическую тематику.

3. Знакомство с памятниками природы и природных объектов на данной территории.

Главной задачей работы – обобщение и углубления учебного материала по теме: « Поход выходного дня в д. Чабишур».

В работе объектом исследования является экологическое воспитание младших и старших школьников, а предметом внеклассной работы поход выходного дня.

Объектом исследования являются деревня, природные объекты, природный памятник природы « Чудо – сосна».

Данная методическая разработка рассчитана для возраста с 9 до 17 лет.    Методика в ходит в программу « Юный эколог» эколого-краеведческого образования,  как практическое занятие для второго года обучения.

 Подготовительный этап

Полевым работам должен предшествовать подготовительный этап, в ходе которого изучается доступная литература о природе, истории и культуре района, где намечается данный поход.  Сбор исторических, экологических сведений, связанных с объектами природы (муравейника, памятника природы « Чудо – сосна», родники).

Проводим предварительный опрос краеведов, местных старожилов, любителей природы о местах нахождения природных объектов, родника.

Изучение историй д. Чабишур в архиве, истории деревни по№2 Увинского района.

До выхода в поход нужно подготовить снаряжение и оборудование, необходимые для проведения исследования деревни и природных объектов:

- полевой дневник, ручка, карандаш;

- картографический материал и выкапировку объекта;

- компас;

- рулетка мерной ленты для измерения окружности ствола дерева и определение расстояния до объекта при вычислении высоты дерева;

- фотоаппарат .

Наличие легенд, преданий и обычаев, связанных с деревом и природными объектами, а также исторические, литературные сведения. Эту информацию можно получить путем опроса местных жителей и старожилов.

 Выбор маршрута и его протяженность.

При выборе маршрута похода необходимо стремиться к тому, чтобы он охватил не только уникальные, но и типичные объекты местной природы (разнообразие типов растительных сообществ, формы рельефа).

Маршрут выбран тем, что данный населенный пункт находится недалеко от  места проживания участвующих в походе.

Продолжительность похода определяется как общей протяженностью маршрута, так и набором объектов, которые включаются в изучение или ознакомление.

 Маршрут похода предлагает изучение населенного пункта и природных объектов местности и антропогенные воздействия на природу.

Протяженность маршрута Ува – д. Чабишур два километра, время в пути – 1,5 часа. Способ передвижения – пеший. Маршрут действует в летние, осенние, весенние время.  

Выбор объектов для маршрута

В повышении экологической грамотности проходящих этот маршрут имеет знакомство с их  законами живой природы,  действие которых и обеспечивает сохранение экологических условий жизни в окружающей среде.

Важное значение имеет правильный подбор видов объектов, которые включаются в рассказ экскурсовода или выступают предметом самостоятельных учебных исследований. Основным критерием при их выборе нужно считать экологическую выразительность. Она состоит в том, чтобы выбранный вид или наблюдаемый процесс позволял экскурсоводу наглядно показать и построить беседу о роли этого вида в создании или подержании экологически равновесного состояния среды.  

В качестве зрительного образа экскурсовод использует все видимые с тропы элементы антропогенного ландшафта. Это могут быть разнообразные транспортные магистрали (дороги, линии электропередач), сельскохозяйственные угодья, архитектурные сооружения (в том числе памятники истории и культуры), заповедные территории.  

 Основные объекты для похода выходного дня.

  1. Начало маршрута. Сбор учащихся начинается на турстанции « Инвис». Руководитель похода рассказывает о целях и задачах похода, ее организаторах, о программе. Знакомит с техникой безопасности в походе.

     Правила техники безопасности в походе прилагаются в приложении №1

  1. Лес: знакомство с природными сообществами леса, растительностью, воздействием на него с экологической точки зрения. Обращается внимание на антропогенное воздействие человека на природу.

  1. Родник находится поблизости от деревни, Происходит беседа о психо – гигиенической и эстетической ценности естественной природы: ее звуков, форм, цвета, запахов.

  1. Муравейник. В пяти метрах от родника в лесу встречается муравейник. Руководитель рассказывает о роли, муравейника в лесу, о жизни муравьев, их работе.

  1. Привал. Во время отдыха ребята устраивают палатку, разводят костер и готовят пищу. Руководитель проводит экологическую викторину.

Экологическая викторина прилагается в приложении №2

  1. Деревня. В деревне знакомятся ребята со старожилами. Беседа об истории усадьбы и известных людях, населяющих эту деревню.

  1. « Чудо – сосна». Недалеко от деревни находится историко – культурный природный  памятник. Руководитель рассказывает экологическую, научно – познавательную, эстетическую, историко – культурную, лечебно – профилактическую, внутреннюю ценность и воспитательное значение.

  1.   Карьер. Источник добычи природного ископаемого (песка).

  1. Пугачевская роща. Она находится недалеко от дороги Ува – Селты. Руководитель рассказывает о том, что на этом месте от дыхали участники  крестьянской войны 1773 – 75 под предводительством Е.И.Пугачева. Еще на этом месте местные жители совершали жертвоприношение языческому богу Инмару  (у язычников удмуртов, обряд называется « Йырпыд – съочетон».

  1. Конец маршрута.  Подводится краткий итог по всему походу.

 Заполнение маршрутного листа.

В маршрутном листе заполняются следующие данные похода:

  1. Перед началом  похода и заполнением листа  руководитель проводит инструктаж по  технике безопасности.
  2. Цели и задачи похода.
  3. Общие сведения (группа туристов, состав, вид туризма, маршрут, руководитель похода).
  4. Состав группы  с руководителем.  (  Ф.И.О, год рождения, техника безопасности в походе).
  5. План похода.  ( дата, дни пути, участок маршрута, протяжение, способы передвижения).
  6. Схема маршрута.
  7. Особые объекты в походе.

Фотографии  в рубрике « Фоторепортаж».

Знания, умения, навыки.

Все знания, навыки, умения, чувства убеждения и воля, которые формируются в ходе занятий на учебном экологическом походе , направлены на решение одной из самых гуманных задач нашего времени – сохранение среды жизни человека. Этому подчинено содержание, методы и формы организации учебно воспитательного процесса на экологическом походе – пока единственного места, где школьники в реальной ситуации организованно выступают в роли воспитателей – пропагандируют экологические нормы и правила, в том числе  и среди взрослого населения.  

Знания

  1. Знать уникальные объекты и памятники природы Удмуртии и России.
  2. Знать экосистему леса и яруса.
  3. Знать историю и экологию местности.

Умения

  1. Уметь различать яруса леса от видового разнообразия.
  2. Уметь проводить практические работы на местности.
  3.  Уметь исследовать данный объект природы и местность.

Навыки

  1. Узнают природные объекты местности
  2. Узнают историю Удмуртии и своего края
  3. Привитие практических навыков работы на экскурсиях и походах              

  Формы и методы реализации.

В организации похода используются  следующие методы: общенаучные: сравнение, обобщение, индукция.  Педагогические методы: убеждение, разъяснение, совет, использование общественного мнения.  Эмпирический метод наблюдение.

Формы викторина, практическая работа, экскурсия, опыты, наблюдение.

Конспект похода выходного дня.

Цели: Формирование представления о природном и социальном окружении как среде жизнедеятельности человека.

Задачи:

а) Развивать умения воспринимать окружающий мир посредством органов чувств: зрения, осязания, обоняния, слуха, вкуса; познавательный интерес и причинное объяснение при анализе фактов и явлений окружающей среды;

б) Обучать младших и старших школьников методам познания окружающего мира;

в) Воспитывать эстетическое, нравственное и практическое отношение к среде жизнедеятельности человека, умение вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими моральными нормами.  

  1. Организационный момент похода

Руководитель похода: « Дорогие друзья! Мы дарим вам эту тропу, чтобы вы, пройдя по ней, увидели и узнали, как живет и чувствует себя окружающая нас природа в начале ХХI столетия. Мы хотим, чтобы у каждого из вас, кто пройдет по этой тропе, укрепилось желание сохранить и защитить природу нашего края от бездушного и неразумного обращения с ней». Знакомство с маршрутом похода, содержанием объектов и с техникой безопасности.

Ход занятия.

  Руководитель: Как вы думаете, площадь лесов или равнин больше в нашей местности?   ( Площадь лесов больше чем равнин). Вы правы, почти ¼ часть территории нашей страны покрыта лесами. Лес – это наше богатство, национальное достояние.

Ваня, ты живешь на каком этаже?  ( На четвертом). А есть, ли этажи в лесу как ты думаешь?  ( Я думаю, что есть).

Экскурсовод: Только в лесу самый верхний этаж – первый, а самый нижний – третий, т.е. по сравнению с домами людей – наоборот. Верхушки деревьев – первый этаж: это кроны сосен, дубов, осин. Все кусты – второй этаж; трава и мхи – третий. Как во всяком доме, в лесу есть подвал: там прячутся корни всех зеленых жителей леса.

В подвале, под землей, живут мыши, червяки, кроты, насекомые, пауки. На третьем этаже гнездятся рябчики, глухари, живут ежики, зайцы, кабаны. Этот этаж самый заселенный . на втором – большинство певчих птиц. Выше всех, на первом этаже, располагают свои гнезда иволги,  Чуть ниже живут дятлы, белки. Каждый живет там, где ему предназначено самой природой.

 Игра « Этажи леса». Прилагается в приложении № 3

Руководитель: В лесу, в поле нет ничего лишнего. Природа – это удивительная страна со своими жителями: животными, растениями. И они не могут обходиться друг без друга. Их надо беречь и охранять.

Экскурсовод:

По цветам можно определить время. Например, кислица – у её цветов привычка закрываться в 6 часов вечера. Из копытня духи хорошие делают, порошок из листьев багульника отпугивает вредных насекомых. К какому этажу они относятся? ( Третьему этажу) 

Руководитель: И если в недалеком прошлом лесам угрожали лишь огонь и топор дровосека, то в наше время , что угрожает? ( свалки мусора).Да вы правы.

Вторгается сверхмощная техника. Леса вырубают. По вине людей вытаптываются большие массивы леса. Лес страдает от шума, задыхается от выхлопных газов и пыли. Сильно вредят лесам массивы посещения людей, вытаптываются всходы, уплотняющих почву, вырубаются деревья под  линиями электропередач. Как вы, можете помочь лесу?  ( Не оставлять мусор в лесу, не кричать, оставить ягоды и грибы для животных)

Экскурсовод: А, что же нас ожидает впереди?  Чтобы ответить на этот вопрос, отгадайте загадку.

                                                   Выбегает из земли

               Всех напоит, холодит. ( Родник)

Пройдя к роднику, экскурсовод предлагает рассмотреть и прислушаться. Можно ли назвать этот родник речкой?  ( Да, он веселый, счастливый, радостный, чистый). А почему вы подобрали такие слова?  ( Он спрятался в лесу от злых сил. С ним разговаривают птицы.  Он на поит людей чистой прозрачной водой).

С учениками проводится опыт. Исследуют на запах, вкус, цвет и сравнивают с водой, которая бежит из крана в доме. А почему она такая?  ( Версия детей).

 

Руководитель: Вода обладает удивительной способностью, проходя через слой земли – самоочищаться. Оберегают ли местные жители этот родник?  ( Да. Очистили русло. Не вырубают деревья, сделали мостик, есть желобок. )  Что нам с вами надо сделать, чтоб родник жил долго – долго?  ( Версия детей)

Руководитель: Что же удивительного нас ждет дальше? Вы уже поняли, что вам придется отгадать ещё загадку.

Шли плотнички без топоров,

                                              срубили избу без углов.   (  Муравьи).

Какую пользу или вред они приносят?  ( Они санитары леса). Практическая работа.  Измеряют высоту, окружность.

 Муравьиную кучу видел каждый. Но не все знают, что это лишь верхний этаж муравейника. Главная его часть уходит глубоко под землю. Перед дождем муравьи закрывают входы – выходы, а в хорошую погоду выносят иногда погреть свои белые яички. На самом деле это не яйца, а куколки, из которых выходят взрослые муравьи. Из яиц, которые откладывает самка, или « царица», вылупляется изогнутые белые личинки, похожие на червяков. Рабочие муравьи кормят их питательной массой, потом личинки превращаются в куколок.  Куколка лежит в коконе и очень похожа на взрослого муравья, только она белая и неподвижная. В зависимости от пищи, которую получает личинка, из куколки вылупляется или рабочий муравей – недоразвитая самка, или крылатые самцы и самки. Век крылатых самцов недолог. Человеку муравьи – друзья: они спасают лес. Подсчитано, что муравьи за 12ч принесли в муравейник 33 тыс. гусениц пяденицы. Значит, за весь период они уничтожают около миллиона этих вредителей! Вот почему там, где, как сторожевые башни,  высятся муравьиные крепости, лес здоровый, чистый.

Руководитель:  На привале во время отдыха проводится экологическая викторина. Экологическая викторина прилагается в приложении № 2

Экскурсовод: Ребята я вам расскажу не много об истории возникновения этой деревни.  Расположена в 2 км к северу от Увы, на дороге Ува – Селты. Стоит на месте пересечения последней с речкой Чабишур, на ее верхнем левом берегу. О происхождения названия деревни существует несколько версий, но вполне возможно, что имеется связь со словом Чабья, котором называется один из удмуртских родов ( воршудов); другой вариант – от дохристианского мужского имени Чаби. Первозаселенцы нынешней деревни были в середине 19 века крестьяне – удмурты, выселившиеся из Старой Тукли. По данным на 1869г., в починке Чабишур было тогда 11 хозяйств, в которых жило 36 лиц мужского пола и 35 лиц женского. Жилые дома в тот период в Чабишуре располагались на противоположном берегу, перпендикулярно речке, у самого леса в восточной части надела. В 30 –е годы появляется школа 1 – ой ступени, в которой в 1932г обучалось 85 детей. Учителем работал в те годы С.В.Чураков. Колхоз образовался в 1931г 23 февраля, назвали его « Чабишур». В нижней части деревни появляется общественные хозяйственные постройки. Украшением деревенской улицы здесь  всегда были старинные ворота с затейливым декором. Часть их сохранилось до сих пор.

Руководитель: Следующий объект находится недалеко от деревни – это  сосна. Может кто – нибудь читал статью в районной газете? Прил. № 4 Как ее там называют?  ( Чудо – сосна). Рассмотрите ее внимательно. Почему ее так назвали?  ( Она огромная, высокая, большая, толстая). Попробуйте обхватить ее вдвоем, втроем, вчетвером. Ее окружность у основания более четырех метров. Как вы думаете, сколько ей примерно лет? Это вековое дерево, т.к. ей более 300 лет.

Вековые деревья представляют большой интерес для ученых, поскольку являются объектом изучения с точки зрения долговечности разных пород, возрастных изменений, анатомо-морфологических и физиологических параметров растительного объекта. Это красивый памятник природы, вызывающий у человека чувство вдохновения и восхищения. Она является памятником истории и традиционной культуры. С ней связано много легенд и преданий. Раньше под этой сосной совершались языческие удмуртские обряды, жива легенда, что это дерево даёт людям положительную энергию. По преданиям старины известно, что Емельян Пугачев, проезжая мимо со своим повстанческим войском, останавливался под сосной на отдых. Объединение « Юный эколог» вышло с ходатайством перед депутатским корпусом МО « Увинский район» о присвоении статуса «Памятник природы».  

Ребята, как нам сохранить памятник природы?  ( Версия детей). Правильно. Если выполнять эти нехитрые требования, то не только мы, но и наши дети, внуки и правнуки будут долгие годы любоваться сосной.

Экскурсовод: Сейчас мы с вами пройдем около карьера, где добывают природное ископаемое. Ребята скажите, для каких нужд используется песок?  ( Версия детей).

Руководитель: Последний экологический объект похода «Пугачевская роща». Может, вы слышали что – нибудь о Пугачеве?  ( Ответы детей)   На самом деле Емельян Пугачев не был в Увинском районе, но отдельные группы повстанцев отдыхали на этом месте. Руководил войском хан Акбатый.  Еще ребята на этом месте местные жители совершали жертвоприношения языческому богу Инмару. На этом месте местным ребятишкам запрещалось играть, потому что это место считалось священным.

Итог похода:  

1 Анкетирование. Результаты анкетирования . Прилагается в приложении №5

2. Отражение похода в средствах массовой информации. В прил. № 6

Литература.

Для педагогов.

  1. Н.В.Добрецова. Экологическое воспитание в пионерском лагере. Москва. ВО « Агропромиздат» 1988г.
  2. А.Н. Захлебный. И.Т.Суравегина. Экологическое образование школьников во внеклассной работе. Москва. « Просвещение». 1984г.
  3. В.И.Капитонов. Как заповедовать вековое дерево. Методическое руководство. Ижевск, 2005 год.
  4. Н.П. Соловьева. Особо охраняемые природные территории Удмуртской Республики. Ижевск, 2003 год.

Для детей.

  1. Энциклопедия « Что такое?  Кто такой?» Издательство « Педагогика – Пресс» Москва, 1997г.Том № 2 стр. 279 – 280.
  2.  Увинская районная газета №4 , 17 января 2006 года. стр. 4
  3.  А.И.Пудов. История Увинских деревень. пос. Ува, 2004г.

                                                                                                                                  Приложение № 2

Экологическая викторина.

  1. Почему в сосновом лесу мы видим много отмерших сучьев, а у деревьев зеленеют только верхушки? ( Сосна – светолюбивое растение. Верхушка зеленеет потому, что получает больше света).

  1. Почему у елей в лесу зеленеют не только верхушки, но и нижние ветви до самой земли?  ( Ель – теневыносливое растение, ее хвоя может жить и при некотором затемнении.)

  1. Назовите деревья,   кустарники и растения, встречающиеся в походе кроме объектов на которых мы были?

  1. Какой лес шумит, а кокой шелестит?   ( В лиственном лесу слышен шелест слабый или сильный, в зависимости от ветра.   А в хвойном струи воздуха при ветре огибают ветви и иголки хвои, при этом за ними образуется маленькие вихри, издающие слабый шипящий звук.)

  1. Какое хвойное дерево сбрасывает на зиму хвою?  ( Лиственница).

  1. Древесина, какого дерева очень прочна и устойчива против гниения?

( Лиственница).

  1. Почему лесные дороги после дождя дольше не просыхают, чем в поле? ( В лесу нет ветра, а без ветра испарение замедляется.)

                                                                                                                                 Приложение № 3

Игра « Этажи леса »

Дети встают в круг, экскурсовод – в центре круга. Когда экскурсовод назовет, какое нибудь дерево нашего леса (например, березу), дети должны бежать по кругу   с распростертыми руками. Когда назовет кустарник (на пример шиповник), дети должны приседать, назовет травянистое растение (например, кислицу), дети должны подниматься на пальчики и хлопать в ладоши. Экскурсовод перечисляет: липа, дуб, шиповник, осина, кислица, береза, ель, подорожник, сосна, пихта, калина, кипрей, клен, ива, черемуха, грушанка, кедр, зверобой и т.д.  

                                                                                                                                                                                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по разработке и изданию учебно-методических материалов"

Методические рекомендации предназначены для педагогических работников СПб ГБПОУ  « Колледж» Красносельский».Содержание настоящих методических рекомендаций направлено на обеспече...

Методические рекомендации по самостоятельной работе Обществознание, Методическая разработка кураторского часа "Коррупция как особый вид преступлений", Методическая разработка"Выбор за нами".

Мкетодические разработки необходимы для реализации своих творческих способностей преподавателя и необходимиго обмена методическим опытом для молодых преподавателей и кураторов....

Методическая разработка урока-викторины «Знатоки финансовой грамотности» /методическая разработка дополнительного учебного занятия по учебной дисциплине «Обществознание (включая экономику и право)» /

Методическая разработка  составлена  для обучающихся, изучающих дисциплину «Обществознание (включая экономику и право)» включая раздел «Финансовая грамотность».В ходе...

Классный час "Герои Великой Отечественной войны". Методическая разработка награждена Дипломом Министерства Образования,Науки и Молодёжи Республики Крым 3 Степени в региональном этапе 2 Всероссийского конкурса на лучшую методическую разработку.

Моя методическая разработка награждена Дипломом Министерства Образования ,Науки и Молодёжи Республики Крым 3 Степени в региональном этапе 2 Всероссийского конкурса на лучшую методическую разработку....

Методическая разработка "МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТОР ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ СМЕНЫ ЛАГЕРЯ"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТОР ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ  СМЕНЫ ЛАГЕРЯ...