Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса
рабочая программа на тему

Исаева Руслана Николаевна

Рабочая программа по окружающему миру к учебнику Г.Г.Ивченкова и И.В.Потопова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_okr_mir_2_kl.docx74.09 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  общеобразовательное  учреждение

средняя  общеобразовательная школа № 3

с углубленным  изучением  отдельных  предметов

города Фрязино Московской области

141190, Московская область,                                                                                            Тел. 8(496) 255-43-20

г. Фрязино, ул. Дудкина, 12.                                                                                                      8(496) 255-43-30

 ИНН: 5052008338                                                                                                     e-mail:  thirdschool@mail.ru

ОГРН:1025007068019

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ СОШ № 3

______  ____/_В.М.Жадова /

«           » __________  20__ г.

УТВЕРЖДЕНА

приказом МОУ СОШ № 3

от__________ №__________

Приложение к образовательной программе

МОУ СОШ № 3 с УИОП

на 2018 – 2019 учебный год

Протокол педсовета МОУ СОШ № 3 с УИОП

от_______________________ №__________

РАБОЧАЯ    ПРОГРАММА

ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

2 класс

(базовый уровень)

                                                                Составила: Исаева Руслана Николаевна,

учитель начальных классов

2018 год


Пояснительная записка

Планета Знаний. Окружающий мир. Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов. Традиционная система. Программа общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1- 4 классы. УМК «Планета Знаний». М.: Дрофа «Астрель». 2016г.

Нормативные документы :

– Федерального Закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

– приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных стандартов начального общего образования»;

– приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010 № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373»;

– приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015г.  № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373»;

– приказа Министерства образования Московской области от 18.01.2013 № 152 «О выполнении решения Коллегии Министерства образования Московской области от 21.12.2012 “О реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования в общеобразовательных учреждения Московской области»;

  – приказа Министерства образования Московской области от 08.07.2010 № 1561 «О введении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями);

- письма Министерства образования и науки Российской федерации от 28 октября 2015 года № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»

Особенности класса

В классе 29 обучающихся. Класс средний по способностям.  Все школьники ориентированы на учебную деятельность.  3 человека имеют справки от окулиста о нарушениях зрения. 2 ученика  являются часто болеющими, нуждающимися в дополнительных занятиях  после длительных болезней, 8 человек проявляют повышенный интерес к предмету.
        Ко второму классу период адаптации к систематическому обучению, к новым обязанностям, новым отношениям со взрослыми и сверстниками закончен. Теперь маленький школьник хорошо представляет себе, что ждет его в школе.
       Ожидания второклассников во многом зависят от того, насколько успешным был для них первый год обучения.

Данный возраст является узловым в становлении самооценки. Она делается более развитой, зрелой, более структурированной, чем у первоклассников, и, вместе с тем, более целостной. Это связано с включением ребенка в процесс систематического обучения. Ребенок выступает объектом перманентных социально-нормированных оценок, что побуждает его к активному поиску путей соответствия этим оценкам. Эта ситуация «поворачивает» ребенка на себя, формирует потребность в самооценке, вооружает способами оценивания и критериями оценок, учит соизмерять с ними собственные поступки. Все это способствует становлению у ребенка внутренней оценочной позиции, развитию отношения к собственной личности как особому объекту познания.
    Во втором классе у многих детей самооценка в учебной деятельности резко снижается. Позднее, у третьеклассников, уровень самооценки вновь повышается. Это явление получило название «феномена вторых классов». Снижение самооценки у второклассников связано с повышением критичности школьников к себе, их возрастающей способностью ориентироваться на качество результатов своей деятельности. Без помощи взрослых ребенок не в силах, верно выработать такие критерии оценивания.
       Следует учитывать, что успешность ребенка определяется множеством факторов. Не последнюю роль среди них играет вера взрослых в возможности каждого ребенка, а также их способность оказать детям реальную помощь в достижении поставленных целей.

Программа составлена с учётом уровня подготовки и общего развития учащихся 2 класса – класса возрастной нормы.

Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений.

Особое значение предмета «Окружающий мир»  заключается в формировании у детей младшего школьного возраста целостного и системного представления о мире и места человека в нём. Это и определяет его цель – формирование знаний о природе, человеке и обществе, осознание характера взаимодействий между ними и на этой основе воспитание правильного отношения к окружающему миру.

Задачи курса:

  • систематизация имеющихся у детей представлений об окружающем мире;
  • формирование элементарных знаний о природе, человеке и обществе в их взаимодействии;
  • знакомство с методами изучения окружающего мира (наблюдение, эксперимент, моделирование, измерение и др.);
  • социализация ребёнка;
  • развитие познавательных процессов (ощущение, восприятие, осмысление, запоминание, обобщение и др.);
  • воспитание внимательности, наблюдательности и любознательности;
  •   формирование самостоятельной познавательной деятельности;
  • развитие мышления, воображения и творческих способностей;
  • формирование информационной грамотности (ориентировка в информационном пространстве, отбор необходимой информации, её систематизация и др.);
  • формирование умений сравнивать объекты, выявлять их сходства и различия, существенные признаки, классифицировать, устанавливать взаимосвязи и причинно-следственные связи, выявлять последовательность процессов и прогнозировать их;
  • формирование умений работать в больших и малых группах (парах постоянного и сменного состава);
  • формирование рефлексии (принятие плана предстоящего обучения, осознание своего продвижения в овладении знаниями и умениями, наличия пробелов в знаниях и умениях);
  • формирование основ экологической культуры;
  • патриотическое и духовно-нравственное воспитание учащихся.

Общая характеристика учебного предмета 

В процессе ознакомления младших школьников с окружающим миром в роли главного метода выступает наблюдение. На первом этапе используются общие классные кратковременные эпизодические наблюдения, постепенно они становятся более длительными и систематическими, переходят в групповые и индивидуальные, комбинируются друг с другом.

Свойства объектов изучаются через опыты. В ознакомлении с окружающим миром используются опыты, проводимые в течение одного урока, а также длительные опыты, проведение которых может занимать несколько дней. Главным при этом является вооружение учащихся методом познания, подведение их к осознанию способности человека путём опытов изучать свойства различных объектов окружающего мира.

Постепенно одним из важнейших способов приобретения знаний становится экспериментирование. Познавательная деятельность при этом усиливается постановкой гипотезы, её проверкой, отбором относящейся к ней информации. Ученики учатся наблюдать происходящие в течение эксперимента явления, обосновывают свои выводы. Экспериментирование организуется с самыми разнообразными объектами: жидкостями, газами, твёрдыми телами, растениями и животными.

Представления, полученные детьми чувственным путём, закрепляются в процессе выполнения различных практических работ. Учащимся предлагаются работы с планами и картами, приборами и моделями, объектами живой и неживой природы, рисунками, таблицами, схемами и диаграммами, а также графические практические работы.

В разнообразной практической деятельности младшие школьники учатся работать в коллективе: распределять работу, договариваться, получать общий результат. В связи с этим ряд заданий предусматривает деятельность учащихся в парах постоянного и сменного состава. Выполняя эти задания, ребята усваивают новые формы общения, решают конфликтные ситуации.

В процессе изучения предмета «Окружающий мир» часто используются дидактические и ролевые игры. По мере формирования у учеников познавательных интересов и основных компонентов учебной деятельности доля игры в обучении сокращается и на первое место выходит практико-ориентированная деятельность и работа с учебными текстами.

Основной формой организации учебно-воспитательного процесса по курсу «Окружающий мир» является урок. В процессе изучения курса используются уроки-экскурсии, уроки-практические занятия, уроки с демонстрацией объектов или их изображений.

Уроки-экскурсии посвящены наблюдениям за природной и социальной средой; их основная цель – a формирование у младших школьников представлений о предметах и явлениях окружающего мира в реальной обстановке, которые используются на последующих уроках как основа для формирования конкретных знаний и практических умений.

Уроки - практические занятия связаны с организацией работ учащихся с объектами природы: дети наблюдают, описывают, сравнивают различные предметы, проводят элементарные опыты по определению свойств некоторых из них. Ученики получают разные или одинаковые для всех задания и выполняют их под руководством учителя.

Уроки с демонстрацией изображений объектов проводятся в связи с недоступностью их для непосредственных наблюдений в реальной обстановке или в классе из-за сложности изучаемых объектов или руководствуясь техникой безопасности.

На основе реализуемых межпредметных связей в курсе «Окружающий мир» учащиеся усваивают общие способы деятельности: умения организовать свою деятельность, определив её цели и задачи; взаимодействовать в группе в процессе этой деятельности; оценивать достигнутые результаты. В курсе формируются также исследовательские, коммуникативные и информационные умения.

 В процессе обучения формируется готовность следовать этическим нормам поведения в школе, на улице, дома, а также умение оценивать свои поступки и поступки других людей в соответствии с этими нормами.

Вариативная часть предусматривает организацию проектной деятельности младших школьников. Проекты ориентируют детей на расширение знаний, выходящих за рамки содержания учебника. Все задания вариативной части выполняются по выбору.

Место учебного предмета в учебном плане

Предмет  «Окружающий мир» относится к образовательной области «Обществознание и естествознание». В Федеральном базисном учебном плане на изучение курса «Окружающий мир» в  каждом классе начальной школы отводится 2 часа в неделю, всего 270 часов. Во втором классе на его изучение отводится 2 часа в неделю в соответствии с базисным учебным планом. Общее количество часов – 68.

Планируемые результаты

Данная программа обеспечивает результаты деятельности, которая выражается в усвоении знаний, умений и навыков, необходимых для успешного обучения в среднем звене школы, а также в формировании универсальных учебных действий: познавательных, коммуникативных, регулятивных и личностных, которые способствуют овладению младшими школьниками компетентностью «уметь учиться».

Учащиеся научатся:

  • понимать значение наблюдений, опытов и измерений для познания мира;
  • давать характеристику погоды по результатам наблюдений за неделю;
  • приводить примеры приборов и инструментов;
  • пользоваться термометром для измерения температуры воздуха, воды и тела человека;
  • различать тела природы и изделия;
  • приводить примеры тел и веществ;
  • приводить примеры источников энергии;
  • рассказывать об исследованиях глубин морей и океанов;
  • рассказывать об исследованиях космоса;
  • называть планеты земной группы: Меркурий, Венеру, Марс;
  • рассказывать о нашей планете — Земле, нашей звезде — Солнце о спутнике Земли — Луне; рассказывать о значении камня в жизни человека; называть условия, необходимые для жизни растений и животных;
  • приводить примеры растений и животных разных мест обитания (опушки леса, березового леса, ельника, соснового леса, озера или пруда);
  • различать времена года по характерным признакам (продолжительности дня, положению Солнца на небосклоне, температуре воздуха, виду осадков, состоянию растений и животных);
  • сравнивать результаты наблюдений за природой в разные времена года.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • рассказывать о некоторых ученых и изобретателях; приводить примеры источников звука и объяснять вред шума;
  • рассказывать о путешествии как способе познания мира, о великих географических открытиях; называть планеты Солнечной системы; отличать планету от звезды; показывать на глобусе материки и океаны; приводить примеры веществ в разных состояниях (твердом, жидком, газообразном);
  • рассказывать об использовании электрической энергии; рассказывать о значении звука, света и цвета в жизни человека;
  • понимать, что такое окружающая среда;
  • приводить примеры разнообразия условий жизни растений и животных (опушка леса, березовый лес, ельник, сосновый лес, озеро или пруд);
  • приводить примеры приспособленности растений и животных к условиям жизни и некоторых взаимосвязей в живой природе;
  • рассказывать о влиянии деятельности человека на живую природу;
  • проводить наблюдения и опыты с использованием простейших приборов и инструментов.

Содержание курса

Как люди познают мир (16 ч)

Первые представления о науке как способе познания мира. Люди науки — учёные, разнообразие их профессий.

Наблюдения, опыты, измерения, фиксация результатов. Общее представление о приборах и инструментах. Измерение температуры воздуха и воды с помощью термометра, определение времени по часам. Организация наблюдений за сезонными изменениями в природе.

Знакомство с источниками информации: энциклопедии, словари, справочники. Значение и использование символов и знаков человеком.

Искусство как способ познания мира.

Мы живём на планете Земля (15 ч)

Первые представления о космосе: звёзды, созвездия, планеты. Солнечная система.

Наша планета Земля. Первые представления о форме Земли. Спутник Земли — Луна.

Глобус — модель Земли. Материки и океаны. Вращение Земли вокруг оси, смена дня и ночи.

Космические исследования: наблюдения за планетами и звёздами с помощью приборов; искусственные спутники Земли; первый полёт человека в космос.

Как человек изучал земной шар: некоторые географические открытия, исследование морей и океанов.

Природа вокруг нас (24 ч)

Первые представления о телах и веществах: твёрдых, жидких и газообразных; энергии, свете, цвете и звуке в природе и жизни человека.

В мире камня. Знакомство с разнообразием и использованием камня человеком. Красота камня.

Общее представление об окружающей среде. Разнообразие условий жизни растений и животных на суше и в воде.

Растения и животные — обитатели суши, их приспособленность к условиям жизни на примере леса.

Растения и животные — обитатели водоёмов, признаки их приспособленности к условиям жизни.

Общее представление о взаимосвязях между растениями и животными в природе. Влияние человека на живую природу, необходимость бережного отношения к природе.

Люди вокруг нас (13 ч)

Первые представления о человеке как социальном существе: человек — член общества. Роль общения с другими людьми в развитии человека.

Роль труда в жизни человека и общества. Значение совместного труда в обществе. Ознакомление с жизнью людей в первобытном обществе.

Семья - ячейка общества. Состав семьи, бюджет, деньги, распределение обязанностей в семье. Посильная помощь детей другим членам семьи.

Этика и культура поведения человека в обществе. Поведение дома, на улице, в гостях. Нежелательные привычки, их преодоление. Освоение правил поведения в обществе.

Экскурсии: в лиственный лес, в хвойный лес, к водоёму.

Требования к знаниям и умениям к концу изучения курса

Учащиеся должны знать:

  • назначение приборов и инструментов, устройство термометра;
  • об исследованиях глубин морей и океанов, об исследованиях космоса;
  • планеты земной группы: Меркурий, Венеру, Марс;
  • о значении камня в жизни человека;
  • условия, необходимые для жизни растений и животных;
  • некоторые растения и животные разных мест обитания (опушки леса, березового леса, ельника, соснового леса, озера или пруда);
  • характерные признаки времен года по (продолжительность дня, положение Солнца на небосклоне, температура воздуха, вид осадков, состояние растений и животных);
  • правила безопасного обращения с электроприборами;
  • о значении науки и труда в жизни общества;
  • о некоторых знаменитых путешественниках, значении их открытий в жизни общества.

Учащиеся должны уметь:

  • давать характеристику погоды по результатам наблюдений за неделю;
  • пользоваться термометром для измерения температуры воздуха, воды и тела человека;
  • различать тела природы и изделия, приводить примеры тел и веществ;
  • приводить примеры источников энергии;
  • рассказывать о нашей планете — Земле, нашей звезде — Солнце о спутнике Земли — Луне;
  • сравнивать результаты наблюдений за природой в разные времена года;
  • выполнять правила безопасного обращения с электроприборами.

 Учащиеся могут знать:

  • о некоторых ученых и изобретателях, о путешествии как способе познания мира, о великих географических открытиях;
  • планеты Солнечной системы;
  • об использовании электрической энергии;
  • о разнообразии условий жизни растений и животных (опушка леса, березовый лес, ельник, сосновый лес, озеро или пруд);
  • о влиянии деятельности человека на живую природу;
  • об условиях, необходимых для полноценного развития человека (общение, познание).

Учащиеся могут уметь:

  • приводить примеры источников звука и объяснять вред шума;
  • отличать планету от звезды;
  • показывать на глобусе материки и океаны;
  • приводить примеры веществ в разных состояниях (твердом, жидком, газообразном);
  • рассказывать о значении звука, света и цвета в жизни человека;
  • приводить примеры приспособленности растений и животных к условиям жизни и некоторых взаимосвязей в живой природе;
  • проводить наблюдения и опыты с использованием простейших приборов и инструментов.

Учебно-тематический план

Раздел программы  Тема раздела

Всего часов

В том числе:

практические

работы

экскурсии

контрольные и проверочные работы

проекты*

1

Как люди познают мир

15

2

2

1

1

2

Мы живем на планете Земля

15

2

1

1

3

Природа вокруг нас

24

3

1

1

4

Люди вокруг нас

14

2

1

ИТОГО

68

7

2

6

4

Перечень лабораторных, практических, контрольных и других видов работ

Тема раздела

Виды работы

Как люди познают мир

Экскурсия № 1 «Лес и его обитатели»

Экскурсия № 2 № «Водоем»

Практическая работа № 1 «Свойства предметов»

Практическая работа № 2 «Термометр»

Проверочная работа № 1 «Как люди познают мир»

Проект «Знание – сила»»*

Мы живем на планете Земля

Практическая работа № 3 «Глобус - модель Земли»

Практическая работа № 4 «Смена дня и ночи»

Проверочная работа № 2 «Мы живем на планете Земля»

Проект «Мы живем в космосе» *

Природа вокруг нас

Практическая работа № 5 «Звук»

Практическая работа № 6 «Лиственные деревья»

Практическая работа № 7 «Хвойные деревья»

Проверочная работа № 3 «Природа вокруг нас»

Проект «Жизнь леса» *

Люди вокруг нас

Проверочная работа № 4 «Люди вокруг нас»

Итоговая контрольная работа

Проект «Наши питомцы» *

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса 

Книгопечатная продукция

Литература для учащихся:

Основная:

Ивченкова Г.Г., Потапов И.В. Окружающий мир. 2 класс. Рабочие тетради №1, № 2.  — М.: АСТ, Астрель. 2016

Ивченкова Г.Г., Потапов И.В. Окружающий мир. 2 класс. Учебник.— М.: АСТ, Астрель, 2013

Дополнительная:

Брыкина Н. Т., Жиренко О. Е., Барылкина Л. П. Нестандартные уроки по курсу «Окружающий мир»: 1 – 4 классы. – М.: ВАКО, 2004

Еремеева Е. Ю. Растения: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2005

Калинина О.Б. Обучающие комплексные работы. 2 класс / О.Б. Калинина. – М. : Дрофа; Астрель, 2016.

Модестова Т. В. Животные: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2005

Плешаков А. А. От земли до неба: Атлас-определитель для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2011

Литература для учителя:

Ивченкова Г.Г. Обучение во 2 классе по учебнику «Окружающий мир» Г. Г. Ивченковой, И.В. Потапова: программа, методические рекомендации, тематическое планирование / Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов. — М.: АСТ, Астрель, 2012.

Окружающий мир: Проверочные и диагностические работы: 2-й класс: к учебнику Г.Г. Ивченковой, И.В. Потапова «Окружающий мир» / И.В. Потапов, Г.Г. Ивченкова. – М.: АСТ, Астрель, 2016

Окружающий мир: Тесты и самостоятельные работы для текущего контроля : 2-й класс : к учебнику Г.Г. Ивченковой, И.В. Потапова «Окружающий мир» /И.В. Потапов. — М: ACT, 2015

Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1 — 4 классы. Учебно-методический комплект «Планета знаний»: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир :[сборник]. — М.: Астрель, 2012.

Традиционные средства обучения

Гербарий для начальной школы (28 видов).

Классная доска с набором приспособлением для крепления таблиц, картинок.

Набор оборудования для проведения опытов и практических работ

Технические средства обучения

Компьютер, мультимедийный проектор.

Магнитно-маркерная доска

Презентации:

«Модель Земли - глобус», «Звезда Солнце», «Планета земля», «Луна – спутник Земли», «Что такое космос», «Солнечная система», «Исследование космоса», «Смена дня и ночи», «Время. Измерение времени», «Наша семья», «Правила вежливости», «Осенние изменения в природе», «Зимние изменения в природе», «Весенние изменения в природе», ««Летние изменения в природе».

Интернет-ресурсы

http://planetaznaniy.astrel.ru, http://www.uchportal.ru, http://presentatio.ru, http://ped-kopilka.ru, http://prezentacii.com, http://www.zavuch.info, http://pedsovet.su, https://1september.ru, http://www.uchmet.ru, http://pedagogie.ru, http://infourok.ru, http://uchkopilka.ru

Календарно-тематическое планирование ОРУЖАЮЩИЙ МИР

п/п

Тема

Кол. часов

Дата

План

Факт

Как люди познают мир (15ч.)

О науке

1

Человек-изобретатель

1

Экскурсия№ 1

«Лес и его обитатели»

1

Экскурсия № 2

«Водоем»

1

Как учёные изучают мир.

1

Как учёные изучают мир.

 Практическая работа  № 1

«Свойства предметов»

1

Умей видеть

1

Обучающая комплексная работа

1

Приборы и инструменты.

1

Измерение температуры.

Практическая работа  № 2

«Термометр»

1

Измерение времени.

1

Осень. 

1

Справочники, словари, энциклопедии.

1

Об искусстве.

1

Мозаика заданий.

Проверочная работа № 1 

«Как люди познают мир»

1

Внеклассная деятельность. Презентация проектов «Знание – сила»

Мы живем на планете Земля (15ч.)

Что такое космос

1

Что такое космос

1

Солнечная система

1

Солнечная система. 

1

Голубая планета Земля

1

Спутник Земли – Луна.

1

Обобщение наблюдений

за осенними изменениями

в природе и труде людей

1

Исследование космоса.

1

Что такое глобус. 

Практическая работа  № 3 «Глобус – модель Земли»

1

Почему день сменяет ночь. Практическая работа  № 4 «Смена дня и ночи»

1

Как изучали земной шар

1

Исследование глубин

морей и океанов

1

Зима.

1

Обучающая комплексная работа

1

Мозаика Заданий.

Проверочная работа № 2 «Мы живем на планете Земля»

1

Внеклассная деятельность. Презентация проектов «Мы живем в космосе»

Природа вокруг нас (24 ч.)

Тела и вещества.

Тела.

1

Тела и вещества.

Что такое вещество

1

Об энергии

1

Об энергии

1 

Свет и цвет. Свет

1

Свет и цвет. Зеркала

1

Свет и цвет.

О цвете.

1

В мире звука.

Практическая работа  № 5 «Звук»

1

В мире звука.

Шум вредит здоровью.

1

В мире камня

1

В мире камня.

1

Обобщение наблюдений

за зимними изменениями

в природе и труде людей

1

В мире живой природы.

На опушке

1

В мире живой природы. Бабочки и жуки

1

В берёзовой роще 

1

 В берёзовой  роще.

  Практическая работа № 6  

 «Лиственные деревья»

1

В ельнике

1

В ельнике.

1

У лесного озера

1

Обучающая комплексная работа

1

В сосновом лесу. 

Практическая работа  № 7 «Хвойные деревья»

1

Берегите лес!

1

Весна.

1

Мозаика заданий. Проверочная работа № 3 «Природа вокруг нас»

1

Внеклассная деятельность. Презентация проектов «Жизнь леса»

Люди вокруг нас  (14ч.)

Человек в обществе

1

Труд в жизни человека

1

Семья

1

Семья

1

О деньгах.

1

Что такое бюджет.

Бюджет семьи.

1

Будем вежливы

1

Будем вежливы

1

О друзьях-товарищах

1

О привычках

1

Лето

1

Мозаика заданий. Проверочная работа № 4 «Люди вокруг нас»

1

Обобщение наблюдений

за весенними изменениями

в природе и труде людей

1

Итоговая контрольная работа

1

Внеклассная деятельность. Презентация проектов «Наши питомцы»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру по проекту Начальная школа 21 века

В  созданную  программу входит пояснительная записка, основные требования к уровню подготовки обучающихся 4 класса, тематическое планировае....

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс...

Рабочая программа по окружающему миру 1-4 класс

Рабочая программа по окружающему миру 1-4 класс...

Рабочая программа "История древнего мира" 5 класс

Рабочая программа "История древнего мира" 5 класс Уколова...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ 3 КЛАСС

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ...

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс

Программа составлена на основании ФГОС НОО по окружающему миру, 4 класс и программы образовательных учереждений автора А.А. Плешакова "Окружающий мир. 1-4 классы"...