Рабочая программа по окружающему миру по проекту Начальная школа 21 века
рабочая программа по теме

Шахматенко  Жанна Геннадьевна

В  созданную  программу входит пояснительная записка, основные требования к уровню подготовки обучающихся 4 класса, тематическое планировае.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                     Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение               «Средняя общеобразовательная школа №2 г. Строитель Белгородской области»

«Рассмотрено»

Руководитель МО

__________Кошевая Г.Н.

Протокол № _____

от«____»_________2012г.

«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР МБОУ «СОШ №2 г.Строитель»

__________Скорикова Л.Н.

«____»____________2012 г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ «СОШ №2          г.Строитель»

__________Панченко С.А.

 Приказ №

от «____»__________2012.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Шахматенко Жанны Геннадьевны

4 класс

по учебному курсу окружающий мир

Базовый уровень

Рассмотрено на заседании

педагогического совета школы

протокол № ____от «__»_______2012 г                                                                         

2012 - 2013  учебный год

                                     

Пояснительная записка

   Статус документа    

       Рабочая программа курса «Окружающий мир» разработана соответствии с примерной программой на основе авторской программы Н, Ф. Виноградовой (Сборник программ к комплексу учебников «Начальная школа XXI века», -2-е изд, дораб. и дои, -М. : Вентана-Граф, 2008. - 160 с.      

В связи с работой школы в режиме муниципального эксперимента по проблеме «Формирование культуры здоровья средствами учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения» содержание программного материала дополнено сведениями здоровьеориентированного характера с целью формирования у обучающихся компетентности в вопросах сохранения и укрепления здоровья и жизнедеятельности, основанной на принятии культурных норм здоровья, потребности вести здоровый образ жизни.

 Место в учебном базисном плане

                 В соответствии с федеральным базисным учебным планом курс «Окружающий мир » изучается по два часа в неделю. Общий объем учебного времени в 4 классе составляет 68часов. В авторскую программу изменения не внесены.      

      Основная цель данной рабочей программы:

— формирование социального опыта школьника, осознания элементарного взаимодействия в системе «человек — природа — общество», воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней; понимание своей индивидуальности, способностей и возможностей.

        Задачи :

воспитывать любовь к своему городу (селу), к своей Родине,

формировать опыт экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде,

развивать интерес к познанию самого себя и окружающего мира,

осуществлять подготовку к изучению естественнонаучных и обществоведческих дисциплин в основной школе.

       

Основные требования к уровню подготовки обучающихся 4 класса

     К концу обучения в 4 классе обучающиеся должны(с учетом достигнутого в 1-3 классах):

знать (приводить примеры):

признаки живого организма; признаки, характерны для человека (в отличие от животных);

основные органы и системы органов человека и их функции;        

правила здорового образа жизни;        

права гражданина и ребенка в России;

основных правителей российского государства (князь, первый царь, первый и последний императоры);

народы, населяющие Россию;        

год и век, арабские и римские цифры;

искусственные тела (изделия) и тела природы;

полезные и вредные привычки;

эмоциональные состояния и чувства окружающих (страх, радость и др.);

события, персоналии и их принадлежность конкретной исторической эпохе (Древняя Русь, Московская Русь, Россия, современная Россия);

должны уметь :

раскрывать значение нервной, опорно-двигательной, пищеварительной, кровеносной систем, органов человека;

применять правила здорового образа жизни в самостоятельной повседневной деятельности (уход за зубами, защита органов дыхания, органов чувств, двигательный режим и др.);

раскрывать причины отдельных событий в жизни страны, причины возникновения войн и  даты основных войн  истории России;

узнавать по тексту, к какому времени относится это событие (в соответствии с программой);

составлять связный рассказ на следующие темы: «Человек — биологическое существо», «Как быть здоровым», «Как развить свою память», «Если случилась беда»; «Чем человек отличается от животных», «Какими были школа и образование в разные исторические времена», «Родной край»;

объяснять значение понятий «человек — живой организм», «здоровый образ жизни», «вредные привычки», «государство», «права ребенка»;

в повседневной жизни применять правила нравственного поведения (в отношении ко взрослым, детям, знакомым и незнакомым);

работать с географической и исторической картами; выполнять задания на контурной карте, представленные в рабочей тетради.

Содержание программы

Календарно-тематическое планирование

Дата

план

Дата

факт

Тема урока

Примечание

               Введение(1ч)

1

4.09.12

Введение. Человек-часть природы. Природа-источник существования человека. Зависимость жизни и благополучия человека от природы.

Нервная система.

   Человек – живое существо (31ч)

2

5.09.12

   Человек – живой организм. Признаки живого  организма . Органы и системы органов человека. .

Нервная система. Головной и спинной мозг. Кора больших полушарий. Роль нервной системы в организме.

3

11.09.12

Скелет-опора тела .Опорно-двигательная система. Скелет и мышцы. ). Её значение в организме. Осанка. Развитие и укрепление опорно-двигательной  системы. Движение и физкультура.

4

12.09.12

Пищеварительная система Ее органы (общие сведения). Значение пищеварительной системы.

5

18.09.12

Дыхательная система и её значение. . Ее органы(общие сведения). Значение  дыхательной системы. Защита органов дыхания(от повреждений, простуды и др.).

6

19.09.12

 Кровь ,её функции. Кровеносная система. Ее органы

7

25.09.12

Сердце–главный орган кровеносной системы. Предупреждение заболевании сердца и кровеносных сосудов.

8

26.09.12

Органы выделения. Их роль в  организме. Как организм удаляет ненужные ему жидкие вещества. Практическая работа. «Подсчет пульса».

9

2.10.12

Главный орган выделения - почки. Кожа. Строение кожи. Защита кожи и правила ухода за ней. Закаливание. Её роль в организме.

10

9.10.12

Как человек воспринимает окружающий мир.

11

10.10.12

Органы чувств, их значение в жизни человека. Охрана органов чувств .Слух.

12

16.10.12

Органы чувств, их значение в жизни человека. Охрана органов чувств. Обоняние.

13

17.10.12

Органы чувств, их значение в жизни человека. Охрана органов чувств. Вкус.

14

23.10.12

Органы чувств, их значение в жизни человека. Охрана органов чувств. Осязание.

15

24.10.12

Органы чувств, их значение в жизни человека. Охрана органов чувств. Равновесие.

16

30.10.12

Эмоции: радость, смех, боль, плач, гнев. Зависимость благополучия и хорошего настроения людей  от умения управлять своими эмоциями. Охрана органов чувств.

17

31.10.12

Урок обобщения «Органы чувств». Проверочная работа. Тема: « Органы чувств».

18

6.11.12

Внимание, память, речь, мышление. Условия   их развития.

19

7.11.12

Развитие человека от рождения до старости. Детство. Отрочество. Взрослость. Старость Условия роста и развития ребёнка.

20

13.11.12

Значение чистого воздуха, питания, общение с другими людьми и деятельности ребёнка для его развития.

21

20.11.12

Охрана детства. Права ребёнка.

22

21.11.12

Уважительное отношение к старости и забота о престарелых и больных

23

27.11.12

Человека и его  здоровье. Знание своего организма – условие здоровья  и эмоционального благополучия..

24

28.11.12

Режим дня школьника. Здоровый сон. Правильное  питание. Закаливание. Практическая работа. «Режим дня».

25

4.12.12

Вредные привычки.

26

5.12.12

Когда дом становится опасным. Улица и дорога. Опасности на дороге.

27

11.12.12.

Поведение во время грозы, при встрече с опасными животными

28

12.12.12

Детские  болезни  (общее представление о гриппе, аллергия и др.).

29

18.12.12

Человек – часть природы. Чем человек отличается   от животных .Мышление, речь.

30

19.12.12

Доброта, справедливость, забота о больных и стариках – качества культурного человека.  Практическая работа «Оказание первой помощи».

31

25.12.12

Умеем ли мы  общаться? Почему нужно избегать общения с незнакомыми людьми.

32

26.12.12

Урок обобщения. «Здоровый образ жизни». Экскурсия. «Если хочешь быть здоров».

Человек и общество, в котором он живет (38ч)

     

33

15.01.13

Природные зоны России: Арктика, тундра ,тайга , смешанные леса, степь ,пустыня, влажные субтропики.

34

16.01.13

Почвы России. Почва – среда обитания растении и животных. Плодородие почв. Охрана почв

35

22.01.13

Рельеф России.  Восточно – Европейская равнина, Западно– Сибирская равнина . (особенности, положение на карте).

36

23.01.13

 Как развивались и строились города. Особенности расположения Древних городов.

37

29.01.13.

 «Кремлёвские» города. Улицы, история и происхождение названий.

38

30.01.13

Россия и её соседи. Япония,  Китай, Финляндия, Дания.

39

5.02.13

Проверочная работа. Тема: «Природные зоны России».Человек – творец культурных ценностей. Что такое культура?

40

6.02.13

Школы, книги, библиотеки в разные времена (исторические эпохи). О чём рассказывают летописи.

41

12.02.13

Первые  школы  на Руси.  Первые   печатные книги.  Иван Федоров.

42

19.02.13

Первые университеты в России. М.В.Ломоносов.

43

20.02.13

Просвещение в России при Петре 1, во второй половине 18 века. Первые университеты в России. М.В.Ломоносов.

44

26.02.13

Проверочная работа. Тема: « Культура и искусство 18 века».Школа и образование  в 19 веке,  в Советской России.

45

27.02.13

Возникновение и развитие библиотечного дела.

46

5.03.13

Искусство России в разные времена(исторические эпохи).Экскурсия в краеведческий музей.

47

6.03.13

Памятники архитектуры (зодчества) Древней Руси. Древняя  икона. Андрей Рублев.

48

12.03.13

Художественные ремесла и музыка  в Древней Руси. Древнерусский театр.

49

13.03.13

 Искусство России 18 века. Памятники архитектуры. Творения В.И. Баженова.

50

19.03.13

Изобразительное искусство 18 века. Возникновение публичных театров.

51

20.03.13

 Искусство России 19 века.   «Золотой век русской культуры». «Солнце русской поэзии» – А.С.Пушкин .

52

26.03.13

Проверочная работа. Тема: «Золотой век русской культуры». (культура и искусство 19 века)

Творчество поэтов, писателей, композиторов, художников .

53

27.03.13

 Искусство России 20 века.

 Творчество архитекторов, поэтов, писателей. Известные  сооружения  советского периода (Мавзолей. МГУ, Останкинская телебашня и др.

54

2.04.13

Произведения  художников  России (А.А. Пластов, К.Ф. Юон, Ф.А. Малявин, К. Малевич).  

55

9.04.13

Поэты 20 века (М.И. Цветаева, С.А. Есенин, В.В. Маяковский, Б.Л. Пастернак, А.Т. Твардовский и др.)

56

10.04.13

Детские писатели  и поэты (К.И. Чуковский, С.Я. Маршак и др.).

57

16.04.13

 Композиторы и их произведения (С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович). Современный театр.

58

17.04.13

Гражданин и государство. Россия – наша Родина. Права и обязанности  граждан России.

59

23.04.13

Правители древнерусского и российского государства. Первый царь, императоры России.

60

24.04.13

Символы царской власти в России.

Первый президент России. Государственная дума современной России.

61

30.04.13

Почему люди воюют. Войны  в Древней Руси. Борьба славян с половцами. Александр Невский и победа над шведскими и немецкими рыцарями.

62

7.05.13

Монгольское иго и борьба русских людей за   независимость родины.

63

8.05.13

Куликовская битва. Дмитрий Донской. Практическая работа. «Работа с исторической картой»

64

14.05.13

Отечественная война 1812 года.  М.И. Кутузов.

65

15.05.13

 Великая Отечественная война. Главные сражения советской армии с фашистами . Помощь тыла фронту. Экскурсия в школьный музей.

66

Борьба русского народа с польскими захватчиками в 18  веке. Минин и Пожарский.

67

21.05.13

Борьба русского народа с польскими захватчиками в 18  веке. Иван Сусанин. Боги войны. Ордена и награды. Военные костюмы разных эпох. Тест.

68

22.05.13

Партизанская война 1812 года. Василиса Кожина. Отражение борьбы русского народа за свободу родины в произведениях изобразительного и музыкального искусства

                                                     Содержание программы

    Введение(1ч)

Человек –часть природы. Природа-источник существования человека. Зависимость жизни и благополучия человека от природы.

   Человек – живое существо (31ч)

   Человек – живой организм. Признаки живого  организма . Органы и системы органов человека. . Нервная система. Головной и спинной мозг. Кора больших полушарий(общие сведения). Роль нервной системы в организме.

     Опорно-двигательная система: скелет и  мышцы(общие сведения). Её значение в организме. Осанка. Развитие и укрепление опорно-двигательной  системы. Движение и физкультура.

      Пищеварительная система. Ее органы (общие сведения). Значение пищеварительной системы.

     Дыхательная система. Ее органы(общие сведения). Значение  дыхательной системы. Защита органов дыхания(от повреждений, простуды и др.).

      Кровеносная система.  Ее органы. Кровь,  её функции. Сердце – главный орган кровеносной системы(общие сведения). Предупреждение заболевании сердца и кровеносных сосудов.

     Органы выделения(общие сведения). Их роль в  организме. Главный орган выделения - почки. Кожа, её роль в организме. Защита кожи и правила ухода за ней. Закаливание.

      Как человек воспринимает окружающий мир. Органы чувств, их значение в жизни человека. Эмоции: радость, смех, боль, плач, гнев. Зависимость благополучия и хорошего настроения людей  от умения управлять своими эмоциями. Охрана органов чувств.

     Внимание, память, речь, мышление. Условия   их развития.

    Развитие человека от рождения до старости. Детство. Отрочество. Взрослость. Старость. Условия роста и развития ребёнка. Значение чистого воздуха, питания, общение с другими людьми и деятельности ребёнка для его развития. Охрана детства. Права ребёнка. Уважительное отношение к старости и забота о престарелых и больных.

      Ты и  твое здоровье

      Человек и его здоровье. Знание своего организма – условие здоровья  и эмоционального благополучия. Режим дня школьника. Здоровый сон. Правильное  питание. Закаливание.

     Вредные привычки .

      ОБЖ: когда дом становится опасным. Улица и дорога. Опасности на дороге. Поведение во время грозы, при встрече с опасными животными.. Детские  болезни  (общее представление о гриппе, аллергия и др.).

      Человек – часть природы

     Чем человек отличается   от животных .Мышление,  речь. Развитие человека от рождения до старости. Детство. Отрочество. Взрослость. Старость. Условия роста и развития ребёнка: значение чистого воздуха, питания, общение с другими людьми и игровой и деятельности ребёнка.

     Человек среди людей 

   Доброта, справедливость, забота о больных и стариках – качества культурного человека. Умеем ли мы  общаться.

почему нужно избегать общения с незнакомыми людьми.

    Человек и общество, в котором он живет (36ч)

     Родная страна от края до края

      Природные зоны России: Арктика, тундра ,тайга , смешанные леса, степь ,пустыня, влажные субтропики(растительный и животный мир, труд и быт людей)

     Почвы России

      Почва – среда обитания растении и животных. Плодородие почв. Охрана почв.

      Рельеф России

       Восточно – Европейская равнина, Западно– Сибирская равнина (особенности, положение на карте).

      Как развивались и строились города

     Особенности расположения Древних городов. «Кремлёвские» города. Улицы, история и происхождение названий.

      Россия и её соседи

     Япония,  Китай, Финляндия, Дания (особенности географического положения, природы, труда и культуры народа)

     Человек и культура

     Человек – творец культурных ценностей. Что такое культура? Школы, книги, библиотеки в разные времена(исторические эпохи). О чём рассказывают летописи Первые  школы  на Руси.  Первые   печатные книги.  Иван Федоров. Просвещение в России при Петре 1, во второй половине 18 века. Первые университеты в России. М.В.Ломоносов. Школа и образование  в 19 веке,  в Советской России. Возникновение и развитие библиотечного дела.

     Искусство России в разные времена(исторические эпохи)

     Памятники архитектуры (зодчества) Древней Руси. Древняя  икона. Андрей Рублев. Художественные ремесла и музыка  в Древней Руси. Древнерусский театр.

     Искусство России 18 века. Памятники архитектуры. Творения В.И. Баженова. Изобразительное искусство 18 века. Возникновение публичных театров.

       Искусство России 19 века

     «Золотой век русской культуры». «Солнце русской поэзии» – А.С.Пушкин (страницы жизни  и творчества). Творчество поэтов, писателей, композиторов, художников (  В.А. Жуковский. А.Н. Плещеев, Н.А.Некрасов,  В.И. Даль, А.А. Фет, Л.Н.Толстой, А.П. Чехов, М. И. Глинка, П.И. Чайковский, В. А. Тропинин,  И.И.  Левитан и др.)

      Искусство России 20 века

     Творчество архитекторов, поэтов, писателей. Известные  сооружения  советского периода (Мавзолей. МГУ, Останкинская телебашня и др. Произведения  художников  России (А.А. Пластов, К.Ф. Юон, Ф.А. Малявин, К. Малевич).  Поэты 20 века (М.И. Цветаева, С.А. Есенин, В.В. Маяковский, Б.Л. Пастернак, А.Т. Твардовский и др.). Детские писатели  и поэты (К.И. Чуковский, С.Я. Маршак и др.). Композиторы и их произведения (С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович). Современный театр.

     Гражданин и государство. Россия – наша Родина .Права и обязанности  граждан России.

     Правители древнерусского и российского государства. Первый царь, императоры России. Символы царской власти в России. Первый президент России. Государственная дума современной России.

     Человек – воин. Почему люди воюют. Войны  в Древней Руси. Борьба славян с половцами. Александр Невский и победа над шведскими и немецкими рыцарями. Монгольское иго и борьба русских людей за независимость родины. Куликовская битва. Дмитрий Донской.

   Отечественная война 1812 года.  М.И. Кутузов.

   Великая Отечественная война. Главные сражения советской армии с фашистами . Помощь тыла фронту.

         Борьба русского народа с польскими захватчиками в 18  веке. Минин и Пожарский. Иван Сусанин. Партизанская война 1812 года. Василиса Кожина. Отражение борьбы русского народа за свободу родины в произведениях изобразительного и музыкального искусства. Боги войны. Ордена и награды. Военные костюмы разных эпох.

Календарно-тематический план

п/п

Тема

Кол-во часов

В том числе

Практ., экск.

 пров./р.

1.

Человек – живое существо (организм)

32

3 практ. раб. 1экск.

1 пр.р.

2.

Человек и общество, в котором он живет

     

38

3 практ. раб. 2экск.

3пр./р.

Дата план

Дата факт

                          Тема

         Примечание

1

31.10.12

Проверочная работа Тема: «Органы чувств».

2

5.02.13

Проверочная работа.

Тема: «Природные зоны России».

3

26.02.13

Проверочная работа. Тема: « Культура и искусство 18 века».

4

26.03.13

Проверочная работа. Тема: «Золотой век русской культуры». (культура и искусство 19 века)

5

21.05.13

Тест

Формы организации учебного процесса:

индивидуальные;

групповые;

индивидуально-групповые;

фронтальные;

практикумы;

     беседы

Формы и средства контроля

        Для контроля и оценки знаний и умений по предметам этой образовательной области    

             используются:

Фронтальный опрос.  Проводится как  беседа, в  которой участвуют  учащиеся всего класса. Основная цель таких бесед – проверка осознанности усвоения учебной программы. Учитель подбирает такие вопросы, которые проверяют не только знание фактического материала (повторить статью учебника, перечислить, вспомнить и др.) но и умение сопоставить факты, выбрать альтернативу, сравнить, проанализировать, найти причину явления и т.п.

Индивидуальный опрос.

- Рассказ-описание. Ученик дает последовательное, логическое описание объекта или явления окружающего мира, раскрывающее их существенные свойства и признаки. При  оценке этого вида рассказа учитываются полнота раскрытия вопроса, выделение наиболее существенных признаков объекта, логичность изложения, передача своего отношения к описываемому предмету. Положительной оценки заслуживает желание ученика отступить от текста учебника, не повторить его дословно, а высказать мысль  своими словами, привести собственные примеры из жизненного опыта. Особо отмечается использование дополнительной литературы и иллюстративного материала, самостоятельно выполненных рисунков и схем.

-  Рассказ – рассуждение. Проверяет  умение учащегося самостоятельно обобщить полученные знания, правильно установить причинно-следственные, пространственные и временные связи, использовать приобретенные знания в нестандартной ситуации с применением схем, таблиц, диаграмм и пр. Этот вид опроса важен для проверки уровня  развития  школьника, сформированности  логического мышления, воображения., связной речи-рассуждения.

Письменная проверка знаний.  Используются такие   задания, которые не требуют полного, обстоятельного ответа  письменного ответа:

- тестовые задания по нескольким вариантам на поиск ошибки, выбор ответа, продолжение или исправления высказывания и пр.;

- индивидуальные карточки-задания (дети заполняют таблицы, рисуют или дополняют схемы, диаграммы, выбирают правильную дату и т.п.). Эти задания целесообразно строить как дифференцированные, что позволит проверить и учесть в дальнейшей работе индивидуальный темп продвижения детей;

- графические работы, позволяющие учителю проверить  осмысленность имеющихся у школьника знаний, умение передать мысль не словом, а образом, моделью, рисунком, схемой.

Работа с приборами, лабораторным оборудованием, моделями, сочетающая в себе элементы как устного, так и письменного опроса.  Используется в основном на уроках, формирующих естественно- научные представления детей. Основная  цель этих проверочных работ: определение уровня развития умений школьников работать с оборудованием, планировать наблюдение или опыт,  вести самостоятельно практическую работу.

    Нормы оценок за все виды работ соответствуют общепринятым  требованиям.   

Проверочных работ – 4;

Тест - 1

         Для реализации программы используется  учебно-методический комплекс: 

Окружающий мир: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 2 / Н.Ф.Виноградова, Г.С.Калинова. – 2-е  изд., дораб.- М.: Вентана-Граф, 2005г.

Окружающий мир:  4 класс: рабочая тетрадь № 1, 2 для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Ф.Виноградова , Г.С.Калинова. - 3-е изд., дораб. - М.: Вентана-Граф, 2011г.



Предварительный просмотр:

                     Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение               «Средняя общеобразовательная школа №2 г. Строитель Белгородской области»

«Рассмотрено»

Руководитель МО

__________Кошевая Г.Н.

Протокол № _____

от«____»_________2012г.

«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР МБОУ «СОШ №2 г.Строитель»

__________Скорикова Л.Н.

«____»____________2012 г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ «СОШ №2          г.Строитель»

__________Панченко С.А.

 Приказ №

от «____»__________2012.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Шахматенко Жанны Геннадьевны

4 класс

по учебному курсу окружающий мир

Базовый уровень

Рассмотрено на заседании

педагогического совета школы

протокол № ____от «__»_______2012 г                                                                         

2012 - 2013  учебный год

                                     

Пояснительная записка

   Статус документа    

       Рабочая программа курса «Окружающий мир» разработана соответствии с примерной программой на основе авторской программы Н, Ф. Виноградовой (Сборник программ к комплексу учебников «Начальная школа XXI века», -2-е изд, дораб. и дои, -М. : Вентана-Граф, 2008. - 160 с.      

В связи с работой школы в режиме муниципального эксперимента по проблеме «Формирование культуры здоровья средствами учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения» содержание программного материала дополнено сведениями здоровьеориентированного характера с целью формирования у обучающихся компетентности в вопросах сохранения и укрепления здоровья и жизнедеятельности, основанной на принятии культурных норм здоровья, потребности вести здоровый образ жизни.

 Место в учебном базисном плане

                 В соответствии с федеральным базисным учебным планом курс «Окружающий мир » изучается по два часа в неделю. Общий объем учебного времени в 4 классе составляет 68часов. В авторскую программу изменения не внесены.      

      Основная цель данной рабочей программы:

— формирование социального опыта школьника, осознания элементарного взаимодействия в системе «человек — природа — общество», воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней; понимание своей индивидуальности, способностей и возможностей.

        Задачи :

воспитывать любовь к своему городу (селу), к своей Родине,

формировать опыт экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде,

развивать интерес к познанию самого себя и окружающего мира,

осуществлять подготовку к изучению естественнонаучных и обществоведческих дисциплин в основной школе.

       

Основные требования к уровню подготовки обучающихся 4 класса

     К концу обучения в 4 классе обучающиеся должны(с учетом достигнутого в 1-3 классах):

знать (приводить примеры):

признаки живого организма; признаки, характерны для человека (в отличие от животных);

основные органы и системы органов человека и их функции;        

правила здорового образа жизни;        

права гражданина и ребенка в России;

основных правителей российского государства (князь, первый царь, первый и последний императоры);

народы, населяющие Россию;        

год и век, арабские и римские цифры;

искусственные тела (изделия) и тела природы;

полезные и вредные привычки;

эмоциональные состояния и чувства окружающих (страх, радость и др.);

события, персоналии и их принадлежность конкретной исторической эпохе (Древняя Русь, Московская Русь, Россия, современная Россия);

должны уметь :

раскрывать значение нервной, опорно-двигательной, пищеварительной, кровеносной систем, органов человека;

применять правила здорового образа жизни в самостоятельной повседневной деятельности (уход за зубами, защита органов дыхания, органов чувств, двигательный режим и др.);

раскрывать причины отдельных событий в жизни страны, причины возникновения войн и  даты основных войн  истории России;

узнавать по тексту, к какому времени относится это событие (в соответствии с программой);

составлять связный рассказ на следующие темы: «Человек — биологическое существо», «Как быть здоровым», «Как развить свою память», «Если случилась беда»; «Чем человек отличается от животных», «Какими были школа и образование в разные исторические времена», «Родной край»;

объяснять значение понятий «человек — живой организм», «здоровый образ жизни», «вредные привычки», «государство», «права ребенка»;

в повседневной жизни применять правила нравственного поведения (в отношении ко взрослым, детям, знакомым и незнакомым);

работать с географической и исторической картами; выполнять задания на контурной карте, представленные в рабочей тетради.

Содержание программы

Календарно-тематическое планирование

Дата

план

Дата

факт

Тема урока

Примечание

               Введение(1ч)

1

4.09.12

Введение. Человек-часть природы. Природа-источник существования человека. Зависимость жизни и благополучия человека от природы.

Нервная система.

   Человек – живое существо (31ч)

2

5.09.12

   Человек – живой организм. Признаки живого  организма . Органы и системы органов человека. .

Нервная система. Головной и спинной мозг. Кора больших полушарий. Роль нервной системы в организме.

3

11.09.12

Скелет-опора тела .Опорно-двигательная система. Скелет и мышцы. ). Её значение в организме. Осанка. Развитие и укрепление опорно-двигательной  системы. Движение и физкультура.

4

12.09.12

Пищеварительная система Ее органы (общие сведения). Значение пищеварительной системы.

5

18.09.12

Дыхательная система и её значение. . Ее органы(общие сведения). Значение  дыхательной системы. Защита органов дыхания(от повреждений, простуды и др.).

6

19.09.12

 Кровь ,её функции. Кровеносная система. Ее органы

7

25.09.12

Сердце–главный орган кровеносной системы. Предупреждение заболевании сердца и кровеносных сосудов.

8

26.09.12

Органы выделения. Их роль в  организме. Как организм удаляет ненужные ему жидкие вещества. Практическая работа. «Подсчет пульса».

9

2.10.12

Главный орган выделения - почки. Кожа. Строение кожи. Защита кожи и правила ухода за ней. Закаливание. Её роль в организме.

10

9.10.12

Как человек воспринимает окружающий мир.

11

10.10.12

Органы чувств, их значение в жизни человека. Охрана органов чувств .Слух.

12

16.10.12

Органы чувств, их значение в жизни человека. Охрана органов чувств. Обоняние.

13

17.10.12

Органы чувств, их значение в жизни человека. Охрана органов чувств. Вкус.

14

23.10.12

Органы чувств, их значение в жизни человека. Охрана органов чувств. Осязание.

15

24.10.12

Органы чувств, их значение в жизни человека. Охрана органов чувств. Равновесие.

16

30.10.12

Эмоции: радость, смех, боль, плач, гнев. Зависимость благополучия и хорошего настроения людей  от умения управлять своими эмоциями. Охрана органов чувств.

17

31.10.12

Урок обобщения «Органы чувств». Проверочная работа. Тема: « Органы чувств».

18

6.11.12

Внимание, память, речь, мышление. Условия   их развития.

19

7.11.12

Развитие человека от рождения до старости. Детство. Отрочество. Взрослость. Старость Условия роста и развития ребёнка.

20

13.11.12

Значение чистого воздуха, питания, общение с другими людьми и деятельности ребёнка для его развития.

21

20.11.12

Охрана детства. Права ребёнка.

22

21.11.12

Уважительное отношение к старости и забота о престарелых и больных

23

27.11.12

Человека и его  здоровье. Знание своего организма – условие здоровья  и эмоционального благополучия..

24

28.11.12

Режим дня школьника. Здоровый сон. Правильное  питание. Закаливание. Практическая работа. «Режим дня».

25

4.12.12

Вредные привычки.

26

5.12.12

Когда дом становится опасным. Улица и дорога. Опасности на дороге.

27

11.12.12.

Поведение во время грозы, при встрече с опасными животными

28

12.12.12

Детские  болезни  (общее представление о гриппе, аллергия и др.).

29

18.12.12

Человек – часть природы. Чем человек отличается   от животных .Мышление, речь.

30

19.12.12

Доброта, справедливость, забота о больных и стариках – качества культурного человека.  Практическая работа «Оказание первой помощи».

31

25.12.12

Умеем ли мы  общаться? Почему нужно избегать общения с незнакомыми людьми.

32

26.12.12

Урок обобщения. «Здоровый образ жизни». Экскурсия. «Если хочешь быть здоров».

Человек и общество, в котором он живет (38ч)

     

33

15.01.13

Природные зоны России: Арктика, тундра ,тайга , смешанные леса, степь ,пустыня, влажные субтропики.

34

16.01.13

Почвы России. Почва – среда обитания растении и животных. Плодородие почв. Охрана почв

35

22.01.13

Рельеф России.  Восточно – Европейская равнина, Западно– Сибирская равнина . (особенности, положение на карте).

36

23.01.13

 Как развивались и строились города. Особенности расположения Древних городов.

37

29.01.13.

 «Кремлёвские» города. Улицы, история и происхождение названий.

38

30.01.13

Россия и её соседи. Япония,  Китай, Финляндия, Дания.

39

5.02.13

Проверочная работа. Тема: «Природные зоны России».Человек – творец культурных ценностей. Что такое культура?

40

6.02.13

Школы, книги, библиотеки в разные времена (исторические эпохи). О чём рассказывают летописи.

41

12.02.13

Первые  школы  на Руси.  Первые   печатные книги.  Иван Федоров.

42

19.02.13

Первые университеты в России. М.В.Ломоносов.

43

20.02.13

Просвещение в России при Петре 1, во второй половине 18 века. Первые университеты в России. М.В.Ломоносов.

44

26.02.13

Проверочная работа. Тема: « Культура и искусство 18 века».Школа и образование  в 19 веке,  в Советской России.

45

27.02.13

Возникновение и развитие библиотечного дела.

46

5.03.13

Искусство России в разные времена(исторические эпохи).Экскурсия в краеведческий музей.

47

6.03.13

Памятники архитектуры (зодчества) Древней Руси. Древняя  икона. Андрей Рублев.

48

12.03.13

Художественные ремесла и музыка  в Древней Руси. Древнерусский театр.

49

13.03.13

 Искусство России 18 века. Памятники архитектуры. Творения В.И. Баженова.

50

19.03.13

Изобразительное искусство 18 века. Возникновение публичных театров.

51

20.03.13

 Искусство России 19 века.   «Золотой век русской культуры». «Солнце русской поэзии» – А.С.Пушкин .

52

26.03.13

Проверочная работа. Тема: «Золотой век русской культуры». (культура и искусство 19 века)

Творчество поэтов, писателей, композиторов, художников .

53

27.03.13

 Искусство России 20 века.

 Творчество архитекторов, поэтов, писателей. Известные  сооружения  советского периода (Мавзолей. МГУ, Останкинская телебашня и др.

54

2.04.13

Произведения  художников  России (А.А. Пластов, К.Ф. Юон, Ф.А. Малявин, К. Малевич).  

55

9.04.13

Поэты 20 века (М.И. Цветаева, С.А. Есенин, В.В. Маяковский, Б.Л. Пастернак, А.Т. Твардовский и др.)

56

10.04.13

Детские писатели  и поэты (К.И. Чуковский, С.Я. Маршак и др.).

57

16.04.13

 Композиторы и их произведения (С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович). Современный театр.

58

17.04.13

Гражданин и государство. Россия – наша Родина. Права и обязанности  граждан России.

59

23.04.13

Правители древнерусского и российского государства. Первый царь, императоры России.

60

24.04.13

Символы царской власти в России.

Первый президент России. Государственная дума современной России.

61

30.04.13

Почему люди воюют. Войны  в Древней Руси. Борьба славян с половцами. Александр Невский и победа над шведскими и немецкими рыцарями.

62

7.05.13

Монгольское иго и борьба русских людей за   независимость родины.

63

8.05.13

Куликовская битва. Дмитрий Донской. Практическая работа. «Работа с исторической картой»

64

14.05.13

Отечественная война 1812 года.  М.И. Кутузов.

65

15.05.13

 Великая Отечественная война. Главные сражения советской армии с фашистами . Помощь тыла фронту. Экскурсия в школьный музей.

66

Борьба русского народа с польскими захватчиками в 18  веке. Минин и Пожарский.

67

21.05.13

Борьба русского народа с польскими захватчиками в 18  веке. Иван Сусанин. Боги войны. Ордена и награды. Военные костюмы разных эпох. Тест.

68

22.05.13

Партизанская война 1812 года. Василиса Кожина. Отражение борьбы русского народа за свободу родины в произведениях изобразительного и музыкального искусства

                                                     Содержание программы

    Введение(1ч)

Человек –часть природы. Природа-источник существования человека. Зависимость жизни и благополучия человека от природы.

   Человек – живое существо (31ч)

   Человек – живой организм. Признаки живого  организма . Органы и системы органов человека. . Нервная система. Головной и спинной мозг. Кора больших полушарий(общие сведения). Роль нервной системы в организме.

     Опорно-двигательная система: скелет и  мышцы(общие сведения). Её значение в организме. Осанка. Развитие и укрепление опорно-двигательной  системы. Движение и физкультура.

      Пищеварительная система. Ее органы (общие сведения). Значение пищеварительной системы.

     Дыхательная система. Ее органы(общие сведения). Значение  дыхательной системы. Защита органов дыхания(от повреждений, простуды и др.).

      Кровеносная система.  Ее органы. Кровь,  её функции. Сердце – главный орган кровеносной системы(общие сведения). Предупреждение заболевании сердца и кровеносных сосудов.

     Органы выделения(общие сведения). Их роль в  организме. Главный орган выделения - почки. Кожа, её роль в организме. Защита кожи и правила ухода за ней. Закаливание.

      Как человек воспринимает окружающий мир. Органы чувств, их значение в жизни человека. Эмоции: радость, смех, боль, плач, гнев. Зависимость благополучия и хорошего настроения людей  от умения управлять своими эмоциями. Охрана органов чувств.

     Внимание, память, речь, мышление. Условия   их развития.

    Развитие человека от рождения до старости. Детство. Отрочество. Взрослость. Старость. Условия роста и развития ребёнка. Значение чистого воздуха, питания, общение с другими людьми и деятельности ребёнка для его развития. Охрана детства. Права ребёнка. Уважительное отношение к старости и забота о престарелых и больных.

      Ты и  твое здоровье

      Человек и его здоровье. Знание своего организма – условие здоровья  и эмоционального благополучия. Режим дня школьника. Здоровый сон. Правильное  питание. Закаливание.

     Вредные привычки .

      ОБЖ: когда дом становится опасным. Улица и дорога. Опасности на дороге. Поведение во время грозы, при встрече с опасными животными.. Детские  болезни  (общее представление о гриппе, аллергия и др.).

      Человек – часть природы

     Чем человек отличается   от животных .Мышление,  речь. Развитие человека от рождения до старости. Детство. Отрочество. Взрослость. Старость. Условия роста и развития ребёнка: значение чистого воздуха, питания, общение с другими людьми и игровой и деятельности ребёнка.

     Человек среди людей 

   Доброта, справедливость, забота о больных и стариках – качества культурного человека. Умеем ли мы  общаться.

почему нужно избегать общения с незнакомыми людьми.

    Человек и общество, в котором он живет (36ч)

     Родная страна от края до края

      Природные зоны России: Арктика, тундра ,тайга , смешанные леса, степь ,пустыня, влажные субтропики(растительный и животный мир, труд и быт людей)

     Почвы России

      Почва – среда обитания растении и животных. Плодородие почв. Охрана почв.

      Рельеф России

       Восточно – Европейская равнина, Западно– Сибирская равнина (особенности, положение на карте).

      Как развивались и строились города

     Особенности расположения Древних городов. «Кремлёвские» города. Улицы, история и происхождение названий.

      Россия и её соседи

     Япония,  Китай, Финляндия, Дания (особенности географического положения, природы, труда и культуры народа)

     Человек и культура

     Человек – творец культурных ценностей. Что такое культура? Школы, книги, библиотеки в разные времена(исторические эпохи). О чём рассказывают летописи Первые  школы  на Руси.  Первые   печатные книги.  Иван Федоров. Просвещение в России при Петре 1, во второй половине 18 века. Первые университеты в России. М.В.Ломоносов. Школа и образование  в 19 веке,  в Советской России. Возникновение и развитие библиотечного дела.

     Искусство России в разные времена(исторические эпохи)

     Памятники архитектуры (зодчества) Древней Руси. Древняя  икона. Андрей Рублев. Художественные ремесла и музыка  в Древней Руси. Древнерусский театр.

     Искусство России 18 века. Памятники архитектуры. Творения В.И. Баженова. Изобразительное искусство 18 века. Возникновение публичных театров.

       Искусство России 19 века

     «Золотой век русской культуры». «Солнце русской поэзии» – А.С.Пушкин (страницы жизни  и творчества). Творчество поэтов, писателей, композиторов, художников (  В.А. Жуковский. А.Н. Плещеев, Н.А.Некрасов,  В.И. Даль, А.А. Фет, Л.Н.Толстой, А.П. Чехов, М. И. Глинка, П.И. Чайковский, В. А. Тропинин,  И.И.  Левитан и др.)

      Искусство России 20 века

     Творчество архитекторов, поэтов, писателей. Известные  сооружения  советского периода (Мавзолей. МГУ, Останкинская телебашня и др. Произведения  художников  России (А.А. Пластов, К.Ф. Юон, Ф.А. Малявин, К. Малевич).  Поэты 20 века (М.И. Цветаева, С.А. Есенин, В.В. Маяковский, Б.Л. Пастернак, А.Т. Твардовский и др.). Детские писатели  и поэты (К.И. Чуковский, С.Я. Маршак и др.). Композиторы и их произведения (С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович). Современный театр.

     Гражданин и государство. Россия – наша Родина .Права и обязанности  граждан России.

     Правители древнерусского и российского государства. Первый царь, императоры России. Символы царской власти в России. Первый президент России. Государственная дума современной России.

     Человек – воин. Почему люди воюют. Войны  в Древней Руси. Борьба славян с половцами. Александр Невский и победа над шведскими и немецкими рыцарями. Монгольское иго и борьба русских людей за независимость родины. Куликовская битва. Дмитрий Донской.

   Отечественная война 1812 года.  М.И. Кутузов.

   Великая Отечественная война. Главные сражения советской армии с фашистами . Помощь тыла фронту.

         Борьба русского народа с польскими захватчиками в 18  веке. Минин и Пожарский. Иван Сусанин. Партизанская война 1812 года. Василиса Кожина. Отражение борьбы русского народа за свободу родины в произведениях изобразительного и музыкального искусства. Боги войны. Ордена и награды. Военные костюмы разных эпох.

Календарно-тематический план

п/п

Тема

Кол-во часов

В том числе

Практ., экск.

 пров./р.

1.

Человек – живое существо (организм)

32

3 практ. раб. 1экск.

1 пр.р.

2.

Человек и общество, в котором он живет

     

38

3 практ. раб. 2экск.

3пр./р.

Дата план

Дата факт

                          Тема

         Примечание

1

31.10.12

Проверочная работа Тема: «Органы чувств».

2

5.02.13

Проверочная работа.

Тема: «Природные зоны России».

3

26.02.13

Проверочная работа. Тема: « Культура и искусство 18 века».

4

26.03.13

Проверочная работа. Тема: «Золотой век русской культуры». (культура и искусство 19 века)

5

21.05.13

Тест

Формы организации учебного процесса:

индивидуальные;

групповые;

индивидуально-групповые;

фронтальные;

практикумы;

     беседы

Формы и средства контроля

        Для контроля и оценки знаний и умений по предметам этой образовательной области    

             используются:

Фронтальный опрос.  Проводится как  беседа, в  которой участвуют  учащиеся всего класса. Основная цель таких бесед – проверка осознанности усвоения учебной программы. Учитель подбирает такие вопросы, которые проверяют не только знание фактического материала (повторить статью учебника, перечислить, вспомнить и др.) но и умение сопоставить факты, выбрать альтернативу, сравнить, проанализировать, найти причину явления и т.п.

Индивидуальный опрос.

- Рассказ-описание. Ученик дает последовательное, логическое описание объекта или явления окружающего мира, раскрывающее их существенные свойства и признаки. При  оценке этого вида рассказа учитываются полнота раскрытия вопроса, выделение наиболее существенных признаков объекта, логичность изложения, передача своего отношения к описываемому предмету. Положительной оценки заслуживает желание ученика отступить от текста учебника, не повторить его дословно, а высказать мысль  своими словами, привести собственные примеры из жизненного опыта. Особо отмечается использование дополнительной литературы и иллюстративного материала, самостоятельно выполненных рисунков и схем.

-  Рассказ – рассуждение. Проверяет  умение учащегося самостоятельно обобщить полученные знания, правильно установить причинно-следственные, пространственные и временные связи, использовать приобретенные знания в нестандартной ситуации с применением схем, таблиц, диаграмм и пр. Этот вид опроса важен для проверки уровня  развития  школьника, сформированности  логического мышления, воображения., связной речи-рассуждения.

Письменная проверка знаний.  Используются такие   задания, которые не требуют полного, обстоятельного ответа  письменного ответа:

- тестовые задания по нескольким вариантам на поиск ошибки, выбор ответа, продолжение или исправления высказывания и пр.;

- индивидуальные карточки-задания (дети заполняют таблицы, рисуют или дополняют схемы, диаграммы, выбирают правильную дату и т.п.). Эти задания целесообразно строить как дифференцированные, что позволит проверить и учесть в дальнейшей работе индивидуальный темп продвижения детей;

- графические работы, позволяющие учителю проверить  осмысленность имеющихся у школьника знаний, умение передать мысль не словом, а образом, моделью, рисунком, схемой.

Работа с приборами, лабораторным оборудованием, моделями, сочетающая в себе элементы как устного, так и письменного опроса.  Используется в основном на уроках, формирующих естественно- научные представления детей. Основная  цель этих проверочных работ: определение уровня развития умений школьников работать с оборудованием, планировать наблюдение или опыт,  вести самостоятельно практическую работу.

    Нормы оценок за все виды работ соответствуют общепринятым  требованиям.   

Проверочных работ – 4;

Тест - 1

         Для реализации программы используется  учебно-методический комплекс: 

Окружающий мир: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 2 / Н.Ф.Виноградова, Г.С.Калинова. – 2-е  изд., дораб.- М.: Вентана-Граф, 2005г.

Окружающий мир:  4 класс: рабочая тетрадь № 1, 2 для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Ф.Виноградова , Г.С.Калинова. - 3-е изд., дораб. - М.: Вентана-Граф, 2011г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯМ раздела рабочей программы «История России с древнейших времен до XVII века»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯМ  раздела рабочей программы«История России с древнейших времен до XVII века»...

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс...

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса

Рабочая программа по окружающему миру к учебнику Г.Г.Ивченкова и И.В.Потопова...

Рабочая программа по окружающему миру 1-4 класс

Рабочая программа по окружающему миру 1-4 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ 3 КЛАСС

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ...

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс

Программа составлена на основании ФГОС НОО по окружающему миру, 4 класс и программы образовательных учереждений автора А.А. Плешакова "Окружающий мир. 1-4 классы"...