Загрязнение и охрана окружающей среды
план-конспект занятия

 Раушания Хисамовна Крымгужина

Методическая разработка по географии и экологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zagryaznenie_i_ohrana_okruzhayushchey_sredy.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Республики Башкортостан                                                  Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение                                     Акъярский горный колледж имени И. Тасимова

 

Загрязнение и охрана окружающей среды

Разработала: Крымгужина Раушания Хисамовна,

преподаватель ГБПОУ Акъярский горный колледж

 имени И. Тасимова

с. Акъяр

 2018 год

Учебное занятие  «Загрязнение и охрана окружающей среды»

Цель учебного занятия:  расширить знания о проблемах окружающей среды

Задачи: 

1) обучающая: формирование представлений о состоянии окружающей среды и экологических проблемах, прогнозах и проектах их разрешения;

2) развивающая: развитие навыков работы с различными источниками информации, в том числе с Интернет-ресурсами, формирование навыка работы со статистическим материалом;

3) воспитательная: формирование культуры общения, умения отстаивать свою точку зрения; воспитание экологической культуры студентов;

4) валеологическая: создание благоприятного для работы климата на уроке;

5) формирование компетенций: умение решать проблему, умение работать в команде, развитие лидерских качеств.

Тип учебного занятия: изучение новой темы.

Основной дидактический метод: исследовательский.

Частичные дидактические методы и приемы: беседа, диалоги, выступления, дискуссия.

Дидактические средства обучения:  презентация, видеопрезентация «Красивая природа».

Методическая литература:

Жижина Е. А., Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии: 10 класс. – М.. 2006.

Нестандартные уроки экологии. 9-10 классы. Сост. Н.Н. Перепечева. – Волгоград, 2007.

Ход учебного занятия:

Преподаватель:  Добрый день уважаемые студенты  Учебное занятие я хочу начать с фразы, которая звучит так: «Самое прекрасное в природе-отсутствие в ней человека»  

Эти слова сказал Блисс Карман, канадский поэт. Как вы думаете, почему он позволил себе так сказать?

Студенты предполагают ответы:  человек загрязняет, разрушает, уничтожает природу.

Преподаватель: Правильно, мы на доске напишем ключевое слово нашего учебного занятия -«загрязнение».  Что должен сделать человек, чтобы данная фраза поменяла свое значение на противоположное?

Студенты: очищать, следить за природой, беречь, заниматься охраной..

Преподаватель: Каким одним словом мы можем все это заменить?  Правильно, охрана окружающей среды.  Второе слово-«охрана». Итак, у нас на доске появились 2 ключевых слова- «загрязнение» и «охрана». Как  вы думаете, как будет звучать тема нашего урока? Совершенно с вами согласна, тема   урока- Загрязнение и охрана окружающей среды

 Запишите, пожалуйста, в лекционных тетрадях сегодняшнее число и тему урока.

Эти понятия имеют равную чашу весов. С одной стороны, человек все больше и больше загрязняет окружающую среду, а с другой  стороны, надо предпринимать массу усилий, чтобы ее охранять. Вот и предложите как? Пусть это будет главной проблемой нашего урока. Но поскольку планета Земля большая, а сфер много, с целью экономии времени, мы поделим оболочки Земли между командами. На столах у вас стоят таблички с названиями сфер Земли и необходимые принадлежности: ватман, фломастеры, клей, информационный и иллюстративный материал для оформления проектов. Ваш план работы таков: берете лекционную тетрадь и формулируете цель работы, дальше определяете задачи, после оформляете проект и готовитесь к защите  и выступаете. Эту работу выполнят 3 человека из команды, а остальные 2 будут выполнять компьютерное тестирование. Вопросов 10. Они тоже должны уложиться в одно и то же время.

.

 Критерии оценивания при защите  проектов.  После чего мы проведем с вами самооценку  по модульно-рейтинговой системе.  Во время нашей работы на экране будет показана видеопрезентация о красивой природе, рассчитанная на 5 минут, т.е. на время нашей работы. К  окончанию презентации,  ваши проекты должны быть готовы.

II. Выполнение работы

 Студенты  рассматривают предоставленный материал и начинают выполнять работу: кто-то красиво пишет заголовок, кто-то вырезает, приклеивает, оформляет плакат, рисует картинки и т. д. Некоторые студенты выполняют компьютерное тестирование. Все заняты делом.

После того как время истекло..

Преподаватель:  Итак, команды, готовы к защите? Не пугайтесь, в принципе, если что  команда может поправлять, дополнять, но не прерывая, а после того, как они выскажутся. Хорошо? Ну что, кто у нас первый, самый смелый?

III. Защита   проекта.

 Оформленный плакат вывешивается на доске. Обязательным условием защиты, является то, что к ней должен быть готов каждый член группы. (Защитник должен строго придерживаться плана ответа, в котором прописаны основные аспекты данной темы и регламента выступления, который ограничивается 3 минутами. После защиты участники других групп могут задавать уточняющие вопросы членам защищающейся группы и непосредственно защитнику)  

Еще раз напоминаю план защиты проекта

IV. Мы приступаем к следующему этапу урока, которая называется самооценка.  Она будет проводиться в виде модульно-рейтинговой системы. Возьмите, пожалуйста, листы с критериями оценки, с положениями, внимательно их посмотрите и проставьте пожалуйста себе баллы.

 Ставьте оценки таким образом, если вы думаете что вы работали выше среднего- ставите  2 балла, средне- 1, ниже среднего- 0 баллов. Каждый оценивает сам себя. С целью экономии времени заполнять будет удобнее, если пойдете по горизонтали

Каждый кто проставил баллы, посчитайте общую сумму. А сейчас посмотрите пожалуйста критерии оценивания: 10 баллов-5, 8-9 баллов-4, 5-7 баллов-3

Поднимите, пожалуйста, руки те, кто набрал 10 баллов  , т.е на «5», а кто набрал 8-9 , т.е. на «4», а у кого.5-7.,  значит «3».

V. Ребята, вы наверняка много раз слышали такое высказывание:  Человек-царь природы

  Вы согласны с этим?  

А что  представляет собой человек: без природы – без воздуха, без воды, пения птиц, аромата лугов, шелеста листьев?

Все это щедро дает людям природа и не просит взамен никакой платы, только ждет от нас бережного, доброго отношения к себе.

Притча про мудреца и бабочку

Давным-давно жил на белом свете мудрец. Один человек задумал обмануть мудреца. Он задумал поймать бабочку и, зажав ее в ладонях, спросить у мудреца, живая или мертвая бабочка. И если тот скажет, что живая, - задавить ее, а если мудрец скажет, что мертвая, - отпустить на волю. Подошел к мудрецу и задал свой вопрос, на который мудрец ответил следующим образом: "Все в твоих руках...". Вот этими словами я бы и хотела закончить урок.

.

VI. Рефлексия: 

 Что понравилось на уроке?  Что вызвало затруднение?  Что можно сделать, что бы ликвидировать пробелы в знаниях?  Кто доволен своей работой на уроке?  Работа какой творческой группы вам понравилась больше всего?  Почему?  Какие мысли и чувства возникли у вас во время работы над решением проблем?  Считаете ли вы возможным разрешение экологических проблем в нашей стране и почему?  Что вы сделали для защиты природы и окружающей среды? Что нового вы узнали на уроке?  Где эти знания вам пригодятся в практической деятельности?

 СМАЙЛИКИ

Выставляются отметки (с комментариями) и дается домашнее задание.  

VII. Домашнее задание. Подготовить сообщение:  «Письмо нашим потомкам»

Спасибо большое за работу.  

Приложение

Рейтинг студента

Ф.И. студента:__________________________

Группа________________________________

п/п                          

Параметры оценивания (2 балла-выше среднего, 1-средние показатели, 0-ниже среднего)

Баллы

1.

Раскрытие актуальности проблемы

2.

  Практическая ценность проекта          

3.

Правильность и грамотность оформления        

4.

Умение изложить самое интересное и ценное

5.

Умение отвечать на вопросы

6.

Итоговая  сумма

7.

Оценка

        

Тестирование

1. Какое влияние оказывает хозяйственная деятельность человека на окружающую среду?

а) нейтральное;

б) отрицательное;

в) положительное;

г) никакого влияния не оказывает

 2. Что такое биосфера?

а) воздушная среда;

б) среда абиотическая;

в) область обитания живых организмов;

г) водная среда

3. Последствие явления «парниковый эффект»?

а) нарушение прозрачности атмосферы, теплового баланса, увеличение средней температуры атмосферы на несколько градусов;

б) загрязнение гидросферы;

в) повышение уровня радиации;

г)вымирание животных.

 4. Что такое экология?

а) наука о природе;

б) наука о закономерностях взаимоотношения между организмами и средой обитания;

в) наука о живых организмах;

г) наука о развитии организмов.

 5. Какие вещества наиболее опасны при загрязнении водоемов?

а) нефтепродукты;

б) углекислый газ;

в) соли тяжелых металлов;

г) оксиды азота и серы.

6.Какое явление получается при реакции серы и азота с водой?

а) смог;

б) кислотные дожди;

в) разрушение озонового слоя;

г) парниковый эффект.

 7. Ресурсы  пресной   воды        составляют  

 а)2%

6)22%

в)40 %  

г)80%

 8. Какое вещество является главным при загрязнении атмосферы?

а) углекислый газ;

б) фенол;

в) нефтепродукты;

г) азот.

9. Появление «озоновых дыр» приводит к:

а) повышению температуры воздуха;
б) усилению ультрафиолетового излучения;
в) понижению температуры воздуха;
г) уменьшению прозрачности атмосферы.

10. Что такое «Красная книга»?

а) официальные издания, содержащие описания и состояния животных и растений, находящихся под большей или меньшей опасностью исчезновения;

б) официальные издания, содержащие описания вымерших животных и растений;

в) официальные издания, содержащие описания выживших животных и растений после их охраны, и которым не угрожает опасность;

г) Издание, которое к экологии не имеет никакого отношения

 Правильные ответы:

1. б

2.  в

3.  а

4. б

5. а

6. б

7. а

8. а

9. б

10. а

.Критерии оценивания: за каждый правильный ответ 1 балл.

10 баллов-  «5»

8-9 баллов- «4»

5-7 баллов- «3»

Афоризмы про природу

1.Природа - творец всех творцов.   Иоганн Вольфганг Гёте

2.Как могла бы природа быть столь светлой и прекрасной, если бы предназначенье человека не было таким же?  Генри Дейвид Торо

3. Люби и охраняй природу

4.«В гармонии с природой»

5.«Познай и сохрани природу».

6.«Люби и береги природу!»

7. «Радость видеть и понимать есть самый прекрасный дар природы»

8.«Охранять природу - значит охранять Родину!»

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме "Тепловые двигатели и охрана окружающей среды"

Содержит план урока и необходимый печатный материал....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ для специальности 19727 штукатур среднего профессионального образования

Учебная дисциплина Охрана окружающей среды - обязательная общепрофессиональная дисциплина, в которой изложены основы рационального природопользования, охраны природы в РФ. Изучением учебной дисц...

Охрана окружающей среды

В программе предмета «Изыскания и проектирование автомобильных дорог и аэродромов» достаточное внимание уделяется вопросу охраны окружающей среды, водной среды, воздушной среды, водной среды, окружающ...

Электронные образовательные ресурсы по дисциплине "Природопользование и охрана окружающей среды"

Разработанные электронные образовательные ресурсы по дисциплине "Природопользование и охрана окружающей среды"...

Правовое регулирование охраны окружающей среды

Актуальность данной темы исследования в современных условиях обусловлена происходящими изменениями в российской правовой системе в целом, рядом новелл в действующем законодательстве, а также фор...

Задания в тестовой форме по теме:"Охрана труда, безопасность жизнедеятельности, безопасность окружающей среды (охрана окружающей среды, «зеленые технологии»)"

Задания в тестовой форме по теме:  Охрана труда, безопасность жизнедеятельности, безопасность окружающей среды (охрана окружающей среды, «зеленые технологии») созданы для проведе...

Основные требования ТБ при производстве двигателей внутреннего сгорания и охрана окружающей среды. Интегрированный урок охраны труда и английского языка.

В настоящее время самым распространенным видом тепловых двигателей является двигатель внутреннего сгорания (ДВС). Урок  проходит в виде деловой ролевой игры....