Урок-игра на тему "Птичий калейдоскоп"
план-конспект урока

Корбукова Надежда Михайловна

Урок -предназначен для обучающихся  7 класса. Целью урока является обобщение и систематизация знаний учащихся об особенностях строения, процессах жизнедеятельности птиц, их разнообразии; в ходе урока формируются знания о роли птиц в природе и в жизни человека

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ptichiy_kaleyoskop.docx24.22 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Отрадненская СОШ

УРОК  - ИГРА

на тему

«ПТИЧИЙ КАЛЕЙДОСКОП»

Корбукова Надежда Михайловна

Тема: «Птицы»                                                                                                                                                         Класс: 7 класс                                                                                                                                                         Цель урока: обобщение и систематизация знаний учащихся об особенностях строения и процессах жизнедеятельности птиц, их разнообразии, формирование знаний о роли птиц в природе и жизни человека.                                                                                                                          Задачи урока:                                                                                                                                                                    ● образовательные: обобщать знания учащихся о птицах, особенностях строения, процессах жизнедеятельности; повторить и обобщить знания об экологических группах птиц;                                                                                                                                                            ●развивающие: развивать познавательную и творческую активность учащихся, развивать умение ориентироваться в информационном пространстве, умения работать в команде, развивать коммуникативные способности учащихся;                                                          ●воспитательные: воспитывать бережное отношение к птицам, прививать уважительное отношение к птицам и природе.                                                                                           Тип урока: общение и систематизация знаний.                                                                                          Формы работы: в основе – групповая, а также фронтальная, индивидуальная; форма групповая; форма проведения: интеллектуальная игра.                                                                   Технологии: в основе – игровые технологии, технология учебно-поисковой деятельности, технология развития поисковой деятельности.                                                                              Оборудование: презентация, раздаточный дидактический материал.

                               I.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Приветствие учащихся                                                                                                                           Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас урок необычный, мы будем играть, соревноваться. Вы уже заранее разделились на команды и, надеюсь, настроились на активную работу и отличный результат. Итак, нас ждёт удивительный мир пернатых!

                                                  II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ                                                                                                               Мозговой штурм. «Правда или нет?»                                                                                                              Учитель: определите, верно ли утверждение, ответив «да» или «нет»:                                                    1.Ихтиология – это наука, изучающая птиц.                                                                                         2.Температура тела птиц не постоянна.                                                                                                            3.В коже практически отсутствуют железы, кожа сухая.                                                                                                    4. Кости имеют полости.                                                                                                                                           5.У птиц циркулирует смешанная кровь.                                                                                                           6.У птиц отсутствует мочевой пузырь.                                                                                                                  7.Сердце трёхкамерное.                                                                                                                                            8. Все птицы высиживают яйца.                                                                                                                                9.По форме клюва можно определить характер питания птицы.                                                                  10.Пища переваривается очень медленно.

Ответы: 1 – нет ( наука о птицах – орнитология ), 2 – нет. 3 – да, 4 – да, 5 – нет, 6 – да,                     7 – нет, 8 – нет, 9 – да, 10 – нет.

                                              III. СОРЕВНОВАНИЯ КОМАНД

Конкурс №1 «Головоломка»                                                                                                                                                              Учитель. Расшифруйте термины или названия  видов птиц. Один правильный ответ – 1 балл.                                                                  

А.Термины и понятия, касающиеся строения птиц.                                                                                          1. АКАКЛО (Клоака)                                                                                                                                                                      2. ВКАЦЕ (Цевка)                                                                                                                                                         3.  ХАЛОАПО (Опахало)                                                                                                                                                    4. ЛОВИЧКА (Вилочка)                                                                                                                                                      5. ЗОМЖЕКОЧ (Мозжечок)                                                                                                                                             6. ЛЬИК (Киль)

Б. «Собери название птицы»                                                                                                                                   1. ЗАН + АФ  (Фазан)                                                                                                                                                           2. ВЕЙ + ОС + ОЛ (Соловей)                                                                                                                                          3. ГО + МИН + АЛФ (Фламинго)                                                                                                                                  4. ПУ + ОП + ЙАГ (Попугай)                                                                                                                                                        5. РА + УЖ + ЬЛВ  (Журавль)

Конкурс№2 «Составь пословицу»                                                                                                                                             Учитель. Соединить пословицы, объединив две части;  объяснить их смысл. 1 – балл за одну правильно составленную пословицу.

Срубили кусты….

…а нужна ему зелёная ветка

Больше птиц….

 к тёплой зиме

Увидел грача…

прощай певцы

Поздний отлёт птиц…

… выше урожай

Не нужна соловью золотая клетка…

… весну встречай

Ответы:                                                                                                                                                                        Срубили кусты – прощай певцы.                                                                                                                           Больше птиц – выше урожай.                                                                                                                        Увидел грача – весну встречай.                                                                                                                   Поздний отлёт птиц – к поздней зиме.                                                                                                                            Не нужна соловью золотая клетка, а нужна ему зелёная ветка.

Конкурс №3 «Кто лишний                                                                                                                                       Учитель. В перечне птиц найти лишнюю и обосновать свой выбор. Правильный ответ – 2 балла.

  1. Сокол, Орёл, Аист, Коршун. (Аист – относится к птицам водоёмов и болот, остальные – к хищным птицам.)
  2. Ласточка, Стриж, Фазан. (Фазан – т.к. относится к птицам леса, много времени –на земле; остальные – относятся к птицам открытых воздушных пространств.)
  3. Цапля. Аист, Выпь, Глухарь. (Глухарь – птица леса, остальные – птицы побережий водоёмов и болот.)
  4. Утка, Лебедь, Кваква, Тетерев. (Тетерев – птица леса, остальные – птицы открытых участков водоёмов.)
  5. Ласточка, Утка, Скворец, Сизый голубь (Сизый голубь – т.к. является осёдлой птицей, остальные – перелётны.е)

Конкурс№4 «Узнай птицу»                                                                                                                                                 Учитель. Необходимо угадать зашифрованные названия птиц. Правильный ответ – 1 балл

Зашифрованное слово

Характеристика, признак

Ответ

1

П

И

А

Под клювом имеют кожный мешок, который может сильно растягиваться

Пеликан

2

Т

А

У этих птиц на ногах всего два пальца

Страус

3

Т

И

Самая стремительная в полёте птица

Стриж

4

А

И

Самцы имеют роскошный «хвост», образованный на самом деле длинными сине-зелёными перьями спины

Павлин

5

Л

Р

Во время токового «пения» теряет слух, за что и получил своё название

Глухарь

6

О

Б

Птицы, которые могут совершать до 100 взмахов в секунду

Колибри

7

И

Л

Самая крупная ночная хищная птица, голос его напоминает «уханье»

Филин

8

Т

Имеет сильный клюв и длинный тонкий язык, «санитары» деревьев

Дятел

Конкурс№5 «Знатоки»                                                                                                                                              Учитель. Зачитывается вопрос. На обдумывание 15 с. Правильный ответ – 1 балл.

Вопросы                                                                                                                                                                                    1. Как называется документ, содержащий сведения о распространении и мерах охраны редких растений и животных? (Красная книга)                                                                                                                                2. Назовите птиц, исчезнувших с лица Земли за последние 300 лет.                                                       (Дронт, странствующий голубь)                                                                                                                                                                                          3. Именем какой птицы называют человека, переживающим подъём активности в утренние часы? (Жаворонок)                                                                                                                                                                   4. Назовите два отдела желудка птицы. (Железистый и мышечный)                                                                      5. Как называют птиц, у которых птенцы вылупляются голыми, слепыми?                                       (Птенцовыми или гнездовыми)                                                                                                                                                            6. Как называют вырост грудной кости?  (Киль)                                                                                                        7. Птицы, у которых недоразвитые крылья или экзотический фрукт?  (Киви)                                                        8. Сколько камер сердца у птиц? (Четыре)                                                                                                                       9. Самые маленькие в мире птицы? (Колибри)                                                                                                  10. Эти птицы известны тем, что подкладывают свои яйца в чужие гнёзда. (Кукушка)

Конкурс №6 «Кто больше?»                                                                                                                                    Учитель. Перечислите приспособления птиц к полёту. Выигрывает та команда, которая больше назовёт количество признаков.                                                                                                                               Ответ. Приспособления птиц к полёту:                                                                                                                            1 – передние конечности – крылья;                                                                                                                                          2 – обтекаемое тело;                                                                                                                                                                         3 – перьевой покров;                                                                                                                                                                4 – формирование киля с мощной мускулатурой;                                                                                                       5 – облегчённый скелет ( полые кости);                                                                                                                         6 – двойное дыхание, обеспечивающее интенсивный обмен веществ;                                                                    7 – отсутствие мочевого пузыря;                                                                                                                                     8 – наличие одного яичника у самок;                                                                                                                                 9 – отсутствие зубов;                                                                                                                                                         10 – высокая острота зрения и прогрессивное развитие головного мозга (в частности, мозжечка)

IV РЕФЛЕКСИЯ. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ                                                                                                                      Подводятся итоги.  Предлагается учителем провести с ребятами «Мини  – интервью». Учитель выступает в роли журналиста.

Варианты вопросов                                                                                                                                                            Хочу спросить: …                                                                                                                                                                     ●…. Какой конкурс тебе понравился больше всего?                                                                                                             ●….что тебя удивило (заинтересовало)?                                                                                                                                                        ●… что вызвало затруднение?                                                                                                                                        ●… какой конкурс показался самым лёгким?                                                                                                                                      ●… что ты запомнил лучше всего?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок-игра

"Своя игра"...

Урок-игра по теме: «Гидросфера» "Путешествие по морям и океанам"

Цель: формирование географического кругозора, развития мышления у учащихся, усвоение  знаний по объектам гидросферы,. закрепление навыков работы с картами  и атласами. Ребята, делятся на ко...

Методическая разработка урока игры- зачета по Валеологии

Интересная форма проведения зачета. Настольная игра с игоровым полем, фишками и интересными вопросами в презентации. Ребята зарабатывают правильными ответами баллы не только команде, но и повышают сво...

Методическая разработка урок-игра по материаловеденю

Данная  методическая  разработка применима для  учащихся   НПО , которые  изучают материаловедение с элементами металлообработки.  Методика  проведение игры построен...

Обобщающий урок игра по предмету "Слесарное дело". Урок проводится в форме игрового опроса.

Урок игра проводится как обобщающий урок по курсу "Слесарное дело". Участники самостоятельно выбирают тему вопроса и его стоимость....

Урок – игра. Подвижные игры на внимание и быстроту. Встречные эстафеты на лыжах.

Технологическая карта урока по физической культуре в 4Д классе МОУ «СОШ №1» города Валуйки Белгородской области...

Методическая разработка открытого урока Урок-игра «Три к одному»

Любая стройка, в наши дни, это дело для целого коллектива строителей, где каждый человек имеет свою специализацию и выполняет определенную работу. Что бы построить дом, нужны люди разных профессий, ко...