РП предмета Экология
учебно-методический материал

Курко Наталья Николаевна

рабочая программа предмета Экология 10-11 класс. Рассчитана на изучение в 5-6 семестре. Аудиторных занятий 56 часов, из них 10 практических занятий и 2 контрольных работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное  учреждение Воронежской области

«Россошанский техникум

сельскохозяйственного  и строительного транспорта»

СОГЛАСОВАНО:                                                          УТВЕРЖДАЮ:

ЗАМ  ДИРЕКТОРА ПО  ТМР                                     ДИРЕКТОР ГБПОУ ВО «РТСИСТ»

________И.В. ПОЛОВИНКИНА                                _________________В.А. СИЛАКОВ

«_____»_________________2019                                          «_____»_________________2019

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

ПРЕДМЕТА

УПВ. ЭКОЛОГИЯ

для профессий  среднего  профессионального образования

по программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих

по профессиям:

23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей.

   

Рабочая программа рассмотрена

на заседании предметно – цикловой  комисси

и рекомендована к утверждению.

от « ______» ________________2019г., протокол № _______

Председатель ПЦК______________ В.Н. Липницкая

пос. Молодежный, 2019

    Рабочая  программа   разработана  в соответствии с ФГОС СОО, приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 (с изменениями и дополнениями: приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 года № 1645, приказ Минобранауки России от 31.12.2015 года № 1578, приказ Минобранауки России от 29.07.2017 года № 613), на основе требований к результатам освоения Основной образовательной программы среднего общего образования в пределах освоения программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) на базе основного общего образования с учетом Примерной программы по УПВ ЭКОЛОГИЯ.

Учебники:

Н.М. Чернова, В.М. Галушин, В.М.Константинов Экология 10-11 классы, Москва издательство Дрофа,2019. 

Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное  учреждение Воронежской области «Россошанский техникум  сельскохозяйственного  и строительного транспорта»

Разработчики:

Курко Наталья Николаевна – преподаватель биологии.

Ф.И.О.,  должность

СОДЕРЖАНИЕ

СТР.

1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ  ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ   ПРЕДМЕТА

9

3.  ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

16

1.Планируемые результаты освоения учебного предмета

Освоение содержания учебной дисциплины «Экология» обеспечивает достижение

студентами следующих результатов:

• личностных:

− устойчивый интерес к истории и достижениям в области экологии;

− готовность к продолжению образования, повышению квалификации в из-

бранной профессиональной деятельности, используя полученные экологи-

ческие знания;

− объективное осознание значимости компетенций в области экологии для

человека и общества;

− умения проанализировать техногенные последствия для окружающей среды,

бытовой и производственной деятельности человека;

− готовность самостоятельно добывать новые для себя сведения экологической

направленности, используя для этого доступные источники информации;

− умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооцен-

ку уровня собственного интеллектуального развития;

− умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по реше-

нию общих задач в области экологии;

• метапредметных:

− овладение умениями и навыками различных видов познавательной деятель-

ности для изучения разных сторон окружающей среды;

− применение основных методов познания (описания, наблюдения, эксперимен-

та) для изучения различных проявлений антропогенного воздействия, с ко-

торыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;

− умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства их до-

стижения на практике;

− умение использовать различные источники для получения сведений эко-

логической направленности и оценивать ее достоверность для достижения

поставленных целей и задач;

• предметных:

− сформированность представлений об экологической культуре как условии

достижения устойчивого (сбалансированного) развития общества и природы,

экологических связях в системе «человек—общество—природа»;

− сформированность экологического мышления и способности учитывать и

оценивать экологические последствия в разных сферах деятельности;

− владение умениями применять экологические знания в жизненных ситуаци-

ях, связанных с выполнением типичных социальных ролей;

− владение знаниями экологических императивов, гражданских прав и обя-

занностей в области энерго- и ресурсосбережения в интересах сохранения

окружающей среды, здоровья и безопасности жизни;

− сформированность личностного отношения к экологическим ценностям,

моральной ответственности за экологические последствия своих действий в

окружающей среде;

− сформированность способности к выполнению проектов экологически ориен-

тированной социальной деятельности, связанных с экологической безопасно-

стью окружающей среды, здоровьем людей и повышением их экологической

культуры.

Предметные результаты

Выпускник на базовом уровне научится: Выпускник на базовом уровне научится:

  • использовать понятие «экологическая культура» для объяснения экологических связей в системе «человек-общество-природа» и достижения устойчивого развития общества и природы;

- определять разумные потребности человека при использовании продуктов и товаров отдельными людьми, сообществами;

- анализировать влияние социально-экономических процессов на состояние природной среды;

- анализировать маркировку товаров и продуктов питания, экологические сертификаты с целью получения информации для обеспечения безопасности жизнедеятельности, энерго- и ресурсосбережения;

- анализировать последствия нерационального использования энергоресурсов;

  • использовать местные, региональные и государственные экологические нормативные акты и законы для реализации своих гражданских прав и выполнения обязанностей в интересах сохранения окружающей среды, здоровья и безопасности жизни;
  • понимать взаимосвязь экологического и экономического вреда и оценивать последствия физического, химического и биологического загрязнения окружающей среды;
  • анализировать различные ситуации с точки зрения наступления случая экологического правонарушения;
  • оценивать опасность отходов для окружающей среды и предлагать способы сокращения и утилизации отходов в конкретных ситуациях;
  • извлекать и анализировать информацию с сайтов геоинформационных систем и компьютерных программ экологического мониторинга для характеристики экологической обстановки конкретной территории;
  • выявлять причины, приводящие к возникновению локальных, региональных и глобальных экологических проблем.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

  • анализировать и оценивать экологические последствия хозяйственной деятельности человека в разных сферах деятельности;

- прогнозировать экологические последствия деятельности человека в конкретной экологической ситуации;

- моделировать поля концентрации загрязняющих веществ производственных и бытовых объектов;

- разрабатывать меры, предотвращающие экологические правонарушения;

- выполнять учебный проект, связанный с экологической безопасностью окружающей среды, здоровьем и экологическим просвещением людей.

2.  СТРУКТУРА И  СОДЕРЖАНИЕ  ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем образовательной нагрузки и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Объем образовательной нагрузки

56

Нагрузка во взаимодействии с преподавателем (всего)

56

в том числе:

Практические занятия

10

Лабораторные занятия

-

Контрольные работы

2

Промежуточная  аттестация в  форме контрольной работы

Базовый уровень

Введение

Экология - комплекс наук о взаимоотношениях организмов с окружающей средой. Взаимодействие энергии и материи в экосистеме. Эволюция развития экосистем. Естественные и антропогенные экосистемы. Проблемы рационального использования экосистем. Промышленные техносистемы. Биосфера и ноосфера.

Система «человек-общество-природа»

Социоэкосистема и ее особенности. Человек как биосоциальный вид. История и тенденции взаимодействия общества и природы. Влияние глобализации на развитие природы и общества. Глобальные экологические проблемы человечества. Концепция устойчивого развития.

Проблема голода и переедание. Разумные потребности потребления продуктов и товаров. Продуктовая корзина. Продовольственная безопасность. Значение сохранения агроресурсов.

Экологические связи в системе «человек-общество-природа». Экологическая культура как условие достижения устойчивого (сбалансированного) развития общества и природы.

Экологические последствия хозяйственной деятельности человека

Правовые и экономические аспекты природопользования. Экологическая политика государства в области природопользования и ресурсосбережения. Гражданские права и обязанности в области ресурсо- и энергосбережения. Государственные и общественные экологические организации и движения России. Международное сотрудничество в сохранении окружающей среды. Ответственность за экологические правонарушения.

Влияние социально-экономических процессов на состояние природной среды. Экологический менеджмент и система экологических нормативов. Экологический контроль и экологический аудит. Экологическая сертификация, маркировка товаров и продуктов питания. Экологические последствия в разных сферах деятельности.

Загрязнение природной среды. Физическое, химическое и биологическое загрязнение окружающей среды. Экологические последствия в конкретной экологической ситуации.

Опасность отходов для окружающей среды. Основные принципы утилизации отходов. Малоотходные и безотходные технологии и производственные системы.

Экологический мониторинг. Экологической мониторинг воздуха, воды, почвы, шумового загрязнения, зеленых насаждений. Уровни экологического мониторинга. Стационарные и мобильные станции экологического мониторинга. Поля концентрации загрязняющих веществ производственных и бытовых объектов.

Ресурсосбережение

Экология        природных ресурсов.        Природные ресурсы. Закон

ограниченности природных ресурсов и экологические последствия его нарушения. Особо охраняемые природные территории и рекреационные зон.

Тематическое планирование

п/п

Тема

Общее

количество

часов

В том числе

Аудитор

ные

Практи

ческие

Лабора

торные

Контроль

ные

1

Введение

2

2

Предмет экологии. Её разделы

1

Организация жизни на Земле.

1

2

Раздел 1.  Общая экология

2.1

Тема 1. Организм и среда

9

7

2

Потенциальные возможности размножения организмов.

1

Общие законы зависимости организмов от факторов среды.

1

Основные пути приспособления организмов к среде.

1

Основные среды жизни.

1

Пути воздействия организмов на среду обитания.

1

Приспособительные формы организмов.

1

Приспособительные ритмы жизни.

1

Практическое занятие №1 «Выявление приспособлений организмов к влиянию различных экологических факторов».

1

Практическое занятие №2 «Выявление появления  приспособлений организмов к биологическим ритмам.»

1

2.2

Тема 2. Сообщества и популяции.

11

8

2

1

Типы взаимодействия организмов.

1

Законы и следствия пищевых отношений.

1

Законы конкурентных отношений в природе.

1

Популяции.

1

Демографическая структура популяций.

1

Рост численности и плотность популяции.

1

Численность популяций и её регуляция в природе.

1

Биоценоз и его устойчивость.

1

Практическое занятие №3 «Составление пищевых цепей».

1

Практическое занятие №3 Описание приспособленности организма и её относительного характера.

1

Контрольная работа №1 (полугодие)

1

2.3

Тема 3. Экосистемы.

8

7

1

Законы организации экосистем.

1

Законы биологической продуктивности.

1

Агроценозы и агроэкосистемы.

1

Саморазвитие экосистем – сукцессии.

1

Биологическое разнообразие как основное условие устойчивости популяций, биоценозов и экосистем.

1

Биосфера

1

Экология как научная основа природопользования.

1

Практическое занятие №4 Составление пищевых цепей в агроценозах.

1

3

Раздел 2. Социальная экология

3.1

Тема 1. Экологические связи человека.

7

7

Человек как биосоциальный вид.

1

Особенности пищевых и информационных связей человека.

1

Использование орудий и энергии.

1

История развития экологических связей человечества. Древние гоминиды.

1

История развития экологических связей человечества.  Человек разумный.

1

 История развития экологических связей человечества.      Современность.

1

   История развития экологических связей человечества.      Будущее.

1

3.2

Тема 2. Экологическая демография.

4

3

1

Социально-экологические особенности демографии человечества.

1

Рост численности человечества.

1

Социально-географические особенности демографии человека.

1

Практическое занятие №6 «Экологические факторы и их влияние на численность популяций животных.»

1

3.3

Тема 3.Экологические проблемы и их решения.

15

10

4

1

Демографические перспективы.

1

Современные проблемы охраны природы.

1

Современное состояние и охрана атмосферы.

1

Рациональное использование и охрана водных ресурсов.

1

Использование и охрана недр.

1

Почвенные ресурсы их использование и охрана.

1

Современное состояние и охрана растительности.

1

Рациональное использование и охрана животных.

1

От экологических кризисов к устойчивому развитию.

1

Экология и здоровье.

1

Практическое занятие №7 «Исследование экологической ситуации своего района».

1

Практическое занятие №8 «Исследование причин загрязнения атмосферы».

1

Практическое занятие №9 «Исследование причин загрязнения поверхностных и подземных вод».

1

Практическое занятие №9 «Исследование причин загрязнения поверхностных и подземных вод».

1

Итоговая  контрольная  работа

1

Лист корректировки рабочей программы

До корректировки

После корректировки

Разделы, темы

Часы

Разделы, темы

Часы

Преподаватель         

Согласовано: Зам. директора по ТМР        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методический комплекс по предмету Экология и автомобиль.

Предмет изучается в группах обучающихся по профессиям: Автомеханик, Тракторист -машинист сельскохозяйственного производства, машинист крана, крановщик....

Тест по предмету Экология и автомобиль.

Контрольный тест составлен для проведения итогового контроля знаний обучающихся по предмету за весь курс. Включает в себя вопросы по всем разделам курса....

ВСР по предмету "Экология и питание"

Самостоятельная работа обучающихся помогает усваивать учебный материал, расширяет кругозор, развивает интерес к изучаемому предмету....

МУК практические работы по предмету "Экология и питание"

Практические работы позволяют обучающимся лучше усвоить изучаемый материал.Разивают позневательный интерес к предмету....

МУК практические работы по предмету "Экология и питание"

Практические работы позволяют обучающимся лучше усвоить изучаемый материал.Разивают позневательный интерес к предмету....

Рабочая программа по учебному предмету "Экология транспорта" для СПО

Рабочая программа по учебному предмету "Экология транспорта" для СПО...

Презентация к теоретическому занятию по Гигиене и экологии человнка на тему "Предмет гигиены и экологии" для преподавания в среднем профессональном образовательном учреждении.

Данная презентация сопровождает проведение теоретического занятия по образовательной дисциплине Гигиена и экология для студентов медицинских колледжей....