Методическая разработка по теме"Исследовательская деятельность на уроках математики в группах подготовки специалистов среднего звена, квалифицированных рабочих, служащих"
методическая разработка

Василькова Вера Алексеевна

Методическая разработка по теме"Исследовательская деятельность на уроках математики в группах  подготовки специалистов среднего звена, квалифицированных рабочих, служащих".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka.doc396 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ  ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

 ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«ЭНГЕЛЬССКИЙ ПОЛИТЕХНИКУМ»

(ГАПОУ СО «ЭНГЕЛЬССКИЙ  ПОЛИТЕХНИКУМ»)

Методическая разработка по теме:

«Исследовательская деятельность на уроках математики в группах  подготовки специалистов среднего звена, квалифицированных рабочих, служащих»

        2019 г.


Введение

Развитие информационного общества, научно-технические преобразования, рыночные отношения требуют от каждого человека высокого уровня профессиональных и деловых качеств, предприимчивости, способности ориентироваться в сложных ситуациях, быстро и безошибочно принимать решения.

Государство перед нами ставит задачу подготовить студентов к жизни в этом быстро изменяющемся мире.

Совершенно очевидно, что техникум не в состоянии обеспечить студента знаниями на всю жизнь, но он может и должен вооружить его методами познания, сформировать познавательную самостоятельность.

В формировании многих качеств, необходимых успешному современному человеку, может большую роль сыграть  дисциплина – математика. На уроках математики студенты учатся рассуждать, доказывать, находить рациональные пути выполнения заданий, делать соответствующие выводы. Общепризнанно, что «математика – самый короткий путь к самостоятельному мышлению», «математика ум в порядок приводит» как отмечал М.В. Ломоносов.

Тревогу о будущем своих студентов всегда испытывают преподаватели, выпуская их в мир взрослых. Во многом на преподавателях  лежит ответственность за желание студентов учиться, за качество их образования, а в конечном итоге за успешную социализацию после окончания техникума.

Преподаватели  ищут эффективные пути и средства развития потенциальных возможностей обучающихся. В нашей практике активно используются технологии развивающего обучения, согласно которым преподаватель  не преподносит истину, а учит ее находить. [1]

Цель моей методической разработки показать, как можно организовать учебную деятельность студентов  посредством применения исследовательсского метода обучения. Моя дисциплина требует, прежде всего, умений и навыков, однако, есть область, где и исследования будут как нельзя более кстати.


Основная часть

Исследовательский метод обучения

Основным методом всех технологий развивающего обучения является исследовательская деятельность обучающихся.  Исследовательская деятельность учащихся – это совокупность действий поискового характера, ведущая к открытию неизвестных для учащихся фактов, теоретических знаний и способов деятельности.

Цель исследовательского метода – «вызвать» в уме студента тот самый мыслительный процесс, который переживает творец и изобретатель данного открытия или изобретения. Студент должен почувствовать прелесть открытия.

Таким образом, исследовательский процесс – это не только логико-мыслительное, он и чувственно-эмоциональное освоение знаний.

В этих исследованиях отмечаются особенности формирования исследовательских умений и их связь с различными компонентами учебного процесса. В частности, отмечается связь развития умений с познавательным интересом обучающихся. Исследовательские умения придают быстроту и целенаправленность учебным действиям и развиваются под влиянием интересно организованной деятельности. Межпредметность исследовательских умений способствует повышению уровня умственного развития обучающихся, положительно сказывается на осознанности знаний, прочности их усвоения, способствует осознанию структуры собственной деятельности [2].

Обратимся к сути исследовательской деятельности с позиций информационного подхода, что позволяет выявить выполняемые операции над информацией на каждом этапе исследования:

  • поиск проблемы и выбор темы исследования,
  • сбор и систематизация материалов, которые предполагают поиск информации в различных источниках, сетях и базах данных с ее последующим хранением;
  • формулировка гипотезы,
  • разработка методики и плана проведения исследования,
  • анализ и обобщение полученных материалов,
  • оформление полученных результатов – предполагают обработку найденной информации и построение новой;
  • обнародование и защита полученных результатов, их внедрение в практику – предполагают передачу информации по различным сетям и организацию доступа к ней.

Изучая особенности организации  учебно-исследовательской деятельности (УИД), выделим действия, характерные для каждого этапа учебного исследования по математике.  

Этапы УИД студентов при изучении математики

Этапы УИД

Операционная
составляющая

(действия на этапе)

Метапредметные умения

Выделение

проблемы

исследования

Формулирование проблемы в общем виде.

Выделение подпроблемы.

Установление противоречий

Работа с математической литературой, в том числе со справочной. Работа с компьютерными поисковыми системами.

Самостоятельное определение цели и задачи своего обучения, развития мотивов познавательной деятельности. Формирование и развитие компетентности в области  использования  информационно-коммуникационных технологий.

2. Организация и анализ

данных

Выполнение различных преобразований информации: перевод словесной информации в наглядную, т.е. построение по условию задачи

чертежа, диаграммы, графика, и наоборот, перевод символической информации в словесную (составление по чертежу или схематической записи условия задачи)

Оперирование числовой и знаковой символикой

Осуществление основных мыслительных операций: сравнение, обобщение, классификация, установление связей, получение следствий

Проведение экспериментов

Определение непротиворечивости, необходимости, достаточности данных

Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач

Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией

Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

3. Выдвижение

гипотезы

Нахождение закономерностей: способ упорядочивания объектов, продолжение ряда объектов, наличие лишнего объекта

Выявление общих или аналогичных свойств объектов

Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы.

4.

Проверка и

обоснование

гипотезы

Неполная индукция

Поиск контрпримеров

Проведение доказательств

Предъявление искомого объекта, в том числе конструирование

Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения

Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

5. Формулирование выводов

Обобщение (формулирование обобщенных выводов; обобщенная запись)

Перенос в другие ситуации

Установление границ применения новых знаний

Представление результатов исследования

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с преподавателем
и сверстниками, работать индивидуально и вгруппе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; умение формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.  

Формирование и развитие компетентности в области  использования  информационно-коммуникационных технологий.

Я выбрала тему своего занятия «Исследование функции с помощью производной». Студенты на протяжении всего занятия исследовали функцию, применяя ранее изученные правила и формулы производной функции (Приложение).

Это исследовательская деятельность на уроке математики.


Заключение

Таким образом, самостоятельная деятельность студентов, в какой бы форме она не выступала, всегда имеет единое основание в процессе обучения – индивидуальное познание.  

Задача преподавателя математики на современном этапе развития образования состоит в том, чтобы пробудить личностный мотив, вызвать потребность к самообразованию, интерес к научно-исследовательской деятельности и спроектировать такой вариант обучения, при котором учащийся научится видеть, предвидеть и успешно действовать в мире технологических, информационных и социальных ускорений.[3]


Список литературы

1.Розанова Н.М. Научно-исследовательская работа студента : учебно-практическое пособие / Н.М. Розанова. — М.: КНОРУС, 2016. —256 с.

2.Орел А.Е. Дидактические основы построения и организации системы самостоятельных работ, направленной на развитие творческих способностей учащихся. Автореф. дисс. . канд. пед. наук. Челябинск, 2014 г.

3. Лозовая Н. А. Формирование исследовательской деятельности будущих бакалавров в условиях пролонгированного обучения математике: автореф. дис.  канд. пед. наук: 13.00.02 / Лозовая Наталья Анатольевна. - Красноярск, 2016. - 256 с.


Приложение

Тема занятия:  Исследование функции с помощью производной.

Цели занятия:

  1. Обучающие: обучить  навыкам прикладного использования  производной
  2. Развивающие: развить умение обобщать, абстрагировать и конкретизировать знания при исследовании   функции
  3. Воспитательные: формирование  познавательного интереса к математике.

Тип занятия: обобщение и систематизация знаний.

Вид занятия: нетрадиционный (соревнование)

Оборудование:

  1. Дидактический материал
  2. Компьютер и мультимедийный проектор с экраном.
  3. Презентация

Ход занятия

I. Организационный момент:

  Наводящими вопросами прошу обучающихся сформулировать тему занятия.

Урок пройдет в виде соревнования.

На уроке мы:

  1. будем  работать коллективно и индивидуально;
  2.  исследовать функцию;
  3.  разгадывать кроссворд и математические шарады.

Мы заранее разбились на три  команды: команда  «Х», команда «Y», команда «Z». За каждый правильный ответ команда получает жетон. В итоге команда – победитель получит отличные оценки и, более отличившиеся, также получат отличные оценки.

II.  Соревнование (Обобщение ранее полученных знаний):

1 тур. Работа в командах: 

Обучающиеся выполняют это задание в командах, причём каждый обучающийся будет ещё оценён и индивидуально:

Функция, которую будем исследовать, имеет вид: f(x) = х3-18х2+81х

  1. Найдите область определения функции.

2.   Исследуйте на четность и нечетность функцию.

3.    Найдите точки пересечения с осями координат.

Ответы: Приложение №1

2 тур. Кроссворд  

Команды разгадывают кроссворд, каждое угаданное слово оценивается в один балл.

 Ответы: Приложение №2

3 тур. Конкурс капитанов:

1. Найдите промежутки возрастания и убывания функции.

2. Найдите точки экстремума.

Ответы: Приложение №3

  4 тур. Математические шарады:

Команды разгадывают  математические шарады, каждое угаданное слово оценивается в один балл:

Команда «Х»

Коль в треугольнике угол прямой,
Я называюсь его стороной.
Букву последнюю мне поменять —
Буду, как ветер, вас по морю мчать.

Первая — такой многоугольник,
Знать который должен каждый школьник.
На второй гимнасты выступают,
Их она под купол поднимает.

 Команда «У»

Я с «Л» смягчённым — под землёй,
Бываю каменный и бурый.
А с твёрдым — в комнате твоей
И в геометрии фигура.

С глухим шипящим я —
Числительное.
Со звонким — имя
Существительное.

Команда «Z»

Предлог стоит в моём начале,
В конце же — загородный дом.
А целое мы все решали
И у доски, и за столом.

Первую находим, вычисляем,
Много формул для неё мы знаем.
На второй же митинги, парады,
Погулять по ней всегда мы рады.

Ответы: Приложение №4

Каждая команда должна записать алгоритм исследования функции с помощью производной.

 Алгоритм исследования функции с помощью производной:  

1. Найти область определения функции.

2. Определить четность, нечетность функции.

3. Найти координаты точек пересечения графика функции

с осями координат.

4. Найти промежутки возрастания и убывания функции.

5. Найти точки экстремумы функции.

III. Итоги урока:

- Командные и индивидуальные результаты.

- Домашнее задание:

На оценку 3:

Исследуйте  функцию:

 f(x) = х2 - 2х + 8

На оценку 4:

Исследуйте функцию:

 f(x) = -х3 +3х - 2

На оценку 5:

Исследуйте функцию и постройте график:

 f(x) = 5х3 -3х5

IV. Рефлексия:

 Оцените свою работу на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация учебно-исследовательской и научно-исследовательской деятельности как способ повышения качества подготовки специалистов среднего звена

Исследоватеьскй подод в обучении -это путь знакомства учащихся с методам научного познания.Сопоставление НИРС и УИРС....

Методические рекомендации для обучающихся по учебной практике ПМ.02 «Организация деятельности коллектива исполнителей» для ОП подготовки специалистов среднего звена 190631 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»

Результатом освоения программы учебной практики по профессиональному  модулю является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности по организации деятельности коллектива исполнителе...

Рабочая программа студенческого научно-исследовательского кружка "Экономика вокруг нас" программы подготовки специалистов среднего звена для специальностей социально-экономического профиля

Программа научно-исследовательского кружка "Экономика вокруг нас" предназначена для студентов, увлекающихся экономическими и финансовыми дисциплинами с целью формирования общенаучных, экспериментальны...

Методическая разработка по теме: «Исследовательская деятельность обучающихся на уроках математики и во внеурочное время»

Методическая разработка по теме:«Исследовательская деятельность обучающихся на уроках математики и во внеурочное время»...

М етодическая разработка "Исследовательская деятельность на уроках математики в области профессиональной подготовки специалистов среднего звена с учетом требований Wordskills"

Методическая разработка "Исследовательская деятельность на уроках математики в области профессиональной подготовки специалистов среднего звена с учетом требований Wordskills""...

Методическая разработка на тему: Проектная деятельность как инновационная педагогическая технология, повышающая качество среднего профессионального образования.

Происходящие преобразования в Российской экономике обусловили повышение требований работодателей к уровню квалификации работников, обладающих профессиональной компетентностью, навыками творческой деят...