Методическая разработка на тему: Проектная деятельность как инновационная педагогическая технология, повышающая качество среднего профессионального образования.
методическая разработка

Черясова Екатерина Владимировна

Происходящие преобразования в Российской экономике обусловили повышение требований работодателей к уровню квалификации работников, обладающих профессиональной компетентностью, навыками творческой деятельности и активностью. Сегодня все больше осознается необходимость в специалистах, способных к профессиональной самореализации и функционированию в новых социально-экономических условия.
Профессиональное образование - базис социально-экономического развития общества, основа научно-технического прогресса, многих сфер жизнедеятельности государства, средство формирования, развития, самоутверждения личности. В решении задач социально-экономического развития России, удовлетворения запросов и потребностей личности в получении соответствующего уровня профессиональной квалификации важная роль принадлежит среднему профессиональному образованию. Среднее профессиональное образование содействует восстановлению промышленной дееспособности страны, поскольку ни одна область экономики не может функционировать без специалистов среднего звена. В современных условиях особую важность приобретают не столько собственно звания обучаемого, сколько его способность квалифицированно осуществлять определенную профессиональную деятельность, которая и становится основным объектом оценивания и свойством качества обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_razrabotka.docx25.79 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка на тему: Проектная деятельность как инновационная педагогическая технология, повышающая качество среднего профессионального образования.

Происходящие преобразования в Российской экономике обусловили повышение требований работодателей к уровню квалификации работников, обладающих профессиональной компетентностью, навыками творческой деятельности и активностью. Сегодня все больше осознается необходимость в специалистах, способных к профессиональной самореализации и функционированию в новых социально-экономических условия.
Профессиональное образование - базис социально-экономического развития общества, основа научно-технического прогресса, многих сфер жизнедеятельности государства, средство формирования, развития, самоутверждения личности. В решении задач социально-экономического развития России, удовлетворения запросов и потребностей личности в получении соответствующего уровня профессиональной квалификации важная роль принадлежит среднему профессиональному образованию. Среднее профессиональное образование содействует восстановлению промышленной дееспособности страны, поскольку ни одна область экономики не может функционировать без специалистов среднего звена. В современных условиях особую важность приобретают не столько собственно звания обучаемого, сколько его способность квалифицированно осуществлять определенную профессиональную деятельность, которая и становится основным объектом оценивания и свойством качества обучения.
Введение в образовательный процесс ФГОС СПО поставило перед учреждениями профессионального образования ряд проблем по выполнению требований, среди которых можно выделить проблему выбора технологий и методов обучения, дающих возможность формировать у студентов общие и профессиональные компетенции.
Для развития профессиональной компетентности и повышения познавательного интереса студентов возникает реальная потребность разработки новых методов творческой работы со студентами и выбора наиболее эффективных и рациональных. Такой эффективной педагогической технологией является 
проектная деятельность, которая позволяет повысить качество профессионального обучения за счет включения студентов в различные виды деятельности.
Использование проектной деятельности в обучении ориентирует современных студентов не только на простое усвоение знаний, но и на способы усвоения, на образцы и способы мышления и деятельности, на развитие познавательной активности и творческого потенциала каждого обучаемого.
Сегодня очевидным становится факт, что знания не передаются, а получаются в процессе личностно-значимой деятельности, так как сами знания (вне определенных навыков и умений их использования) не решают проблему образования человека и его подготовки к реальной деятельности вне стен учебного заведения. Анализ ситуации убеждает преподавателя в том, что целью образования в настоящее время становятся не просто знания и умения, а определенные качества личности. Постиндустриальное общество заинтересовано в том, чтобы граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.
Проектная деятельность относится к разряду инновационной, так как предполагает преобразование реальности, строится на базе соответствующей технологии, которую можно унифицировать, освоить и усовершенствовать.
Актуальность овладения основами проектной деятельности обусловлена тем, что она имеет широкую область применения на всех уровнях организации системы образования, позволяет более эффективно осуществлять аналитические, организационно-управленческие функции, обеспечивает конкурентоспособность специалиста.
В свете всего вышесказанного можно утверждать, что:
- приоритетным направлением в работе современного преподавателя среднего специального учебного заведения является активное внедрение в образовательный процесс проектной деятельности;
- именно проектная деятельность ориентирована на своеобразие психики личности индивида, ее неповторимость.
- в проектной деятельности заложены механизмы, позволяющие учитывать морфофизиологические особенности, темперамент, специфику интересов и интеллекта, потребностей и способностей индивида.
- разработка бизнес-планов способствует формированию профессиональных компетенций студентов.
- разработка проекта для студента – это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала, средство самореализации. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат.
Таким образом, включение обучающихся в проектную деятельность позволяет преобразовывать теоретические знания в профессиональный опыт, что, в конечном счете, формирует профессиональные компетенции студентов, обеспечивающих конкурентоспособность и востребованность на рынке труда.
 

Каждый преподаватель организует свою работу с обучающимися над исследовательским проектом самостоятельно. Как преподаватель и научный руководитель исследовательских проектов общеобразовательной дисциплины, сформировала определённый алгоритм работы с обучающимися над исследовательскими проектами по этапам:

- первый этап – подготовительный:

  • диагностика сформированных знаний и умений в области общеобразовательных дисциплин;
  • формулировка проблемы проекта (проблема проекта → ответ на вопрос «Почему это важно для меня?» → актуальность проблемы – мотивация);
  • определение цели проекта (цель проекта → ответ на вопрос «Зачем мы это делаем?» - целеполагание);  
  • задачи проекта (задачи проекта → ответ на вопрос «Что для этого я делаю?» - постановка задач);  
  • гипотеза (предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления);
  • методы и способы работы над проектом (методы и способы → ответ на вопрос «Как мы это можем сделать?» - выбор способов и методов, планирование, поэтапное выполнение работы, сроки выполнения работы;
  • обсуждение предполагаемых результатов (результат → ответ на вопрос → «Что получится?» → ожидаемый результат);
  • сбор информации по обозначенной проблеме;

- второй этап – работа по реализации проекта:

на данном этапе проводятся консультации с руководителем проекта (координатором), который может при необходимости направить исследовательскую деятельность студентов в нужное русло. Данный этап позволяет скорректировать работу, внести изменения и дополнения;

- третий этап – обобщение, систематизация, подведение итогов: обобщаются и систематизируются результаты предыдущих этапов, подводятся итоги. Неотъемлемой частью является рефлексия (обращение назад), самоанализ и самооценка, как самого себя, так и соавтора проекта, а также анализ проекта другими студентами, т.е. анализируются действия, предпринятые на протяжении всего процесса выполнения проекта; учитываются ошибки, допущенные в ходе работы над проектом во избежание их повторения;

- четвертый (заключительный) этап – публичная презентация проекта:

на данном этапе проявляются творческие и интеллектуальные способности студентов, поскольку презентацию необходимо подготовить яркую, запоминающуюся, содержательную, с четкой логической последовательностью: оттачивается мастерство ведения дискуссии и умения отвечать на возникающие при защите проекта вопросы. Защита может проходить в различных формах: защита проектов в группе, на студенческой конференции, публикации.

Тематика исследовательских проектов разнообразна. Например,

  1. Эпоха «Smart»: проблемы, особенности, перспективы развития.
  2. Сравнение мобильных платформ OC iOS и Андроид.
  3. Негативное воздействие компьютера на здоровье человека и способы защиты.
  4. Моделирование в электронных таблицах (на примере задач из сферы деятельности).
  5. Построение 3D моделей в векторном графическом редакторе.
  6.  Методы решения систем линейных уравнений в MS Excel.
  7. Автоматизированная система контроля посещения учебного заведения.
  8. Библиотеки OpenGL и DirectX: история и перспективы.
  9. QR-коды: создание и применение.
  10. Основные инструменты поиска в СПС «Консультант Плюс».
  11. Графические технологии в практической среде.
  12. Проект на тему: «Киберспорт: плюсы и минусы».
  13. Языки программирования, этапы развития и их разновидности. Разработка игры с помощью Python
  14. Проект на тему: "Умный дом"
  15. Роль социальных сетей в современном обществе
  16. Web-дизайн

Последние две работы представлены на Областной научно-практической  конференции «От студенческого проекта – к профессиональной карьере» (2023 уч.г.), отмечены дипломом I и II степени.

При организации проектной деятельности необходимо учитывать:

- заинтересованность обучающихся к предмету исследования;

- понимание значимости исследования для самого студента;

- сотрудничество участников проекта, направленное на получение качественного результата исследования.

Исследовательская проектная деятельность в любом направлении формирует основу у обучающихся, посыл к занятию научно-исследовательской деятельностью, что важно для дальнейшего обучения, т.к. в рамках дисциплин профессионального цикла предусмотрено выполнение курсовых проектов и выпускных квалификационных работ. Данный вид деятельности даёт тот незаменимый опыт, которые обучающиеся могут использовать и совершенствовать на протяжении всего обучения в техникуме.

Список использованных источников:

  1. Наука и образование: проблемы и перспективы: сборник статей Международной научно- практической конференции. 13 марта 2014 г.: в 2 ч. Ч.2 / отв. ред. А.А. Сукиасян. - Уфа: РИЦ БашГУ, 2020. – 238 с. URL:
  2. http://aeterna-ufa.ru/sbornik/NK21_T2.pdf (дата обращения: 21.04.2023).
  3. Коровкина Н., Левочкина Г. Методика подготовки исследовательских работ студентов. Национальный Открытый Университет "ИНТУИТ". URL: https://www.intuit.ru/studies/courses/11980/1160/info.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пути повышения качества среднего профессионального образования в ГПОУ ТО "ТГМК им. Н. Демидова"

Выступление на стажировке (в рамках обучающего семинара) в Москве в Академии DMG MORI (2016 г.) с докладом «Пути повышения качества среднего профессионального образования в ГПОУ ТО «ТГМК им. Н. Демидо...

Методическая разработка на тему: "Использование традиционных и инновационных педагогических технологий в образовательном процессе"

Понятие педагогических технологий, использование литературы. Анализ традиционных и педагогических технологий. Перечень используемых технологий с примерами....

Методическая разработка по теме: «Приёмы и методы инновационных технологий для активизации учебно-познавательной деятельности в процессе обучения математике»

Методическая разработка адресована  преподавателям математики, работающим в системе СПО и НПО.В данной разработке описаны, приемы, методы и значимость активизации познавательной  деятельност...

Учебно-методический комплекс как основа обеспечения качества среднего профессионального образования

Учебно-методический комплекс (УМК) является составной частью комплексного учебно-методического обеспечения образовательного процесса.  УМК следует рассматривать как совокупность учебно-методическ...

Профессиональный рост преподавателя как условие обеспечения качества среднего профессионального образования

В статье рассмотрены вопросы профессионального роста преподавателя как непрерывного многостороннего процесса самосовершенствования, сопровождающегося качественными преобразованиями личности педагога, ...

Методическая разработка и сценарий урока с использованием инновационных педагогических технологий. Тема урока: «Классификация сварных конструкций и основные требования к ним»

Методическая цель урока - активизация позновательной деятельности  обучаемых профессии "Сварщик" на разных этапах урока теоретического обучения через использование развивающихся и...

Технология проектно-исследовательской деятельности на уроках иностранного языка в системе среднего профессионального образования.

Метод проектов можно определить, как систему обучения, ориентированную на приобретение обучающимися фактических знаний в процессе планирования и выполнении ими постепенно усложняющихся практических за...