Технология проектно-исследовательской деятельности на уроках иностранного языка в системе среднего профессионального образования.
статья

Метод проектов можно определить, как систему обучения, ориентированную на приобретение обучающимися фактических знаний в процессе планирования и выполнении ими постепенно усложняющихся практических заданий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

               ГПОУ ТО «ТЖТ им.БФ Сафонова»

                                                   зам.директора по УМР

                                                                         ГПОУ ТО «ТЖТ им.Б.Ф.Сафонова»                                          

                                                                           _________________ В.П.Шевалкина               

     Тема по самообразованию:

      Технология        проектно-исследовательской деятельности

на уроках иностранного языка

             в системе среднего профессионального образования.

 

                                              преподаватель  Королева С.П

Технология проектно-исследовательской деятельности на уроках иностранного языка в системе среднего профессионального образования.

 преподаватель английского языка Королева С.П

   Современный мир, претерпевший изменения в научно-технической, политической, экономической, социальной и культурной сферах, вступает в новую фазу своего развития, переходя от индустриального общества к постиндустриальному и информационному, основанному на знаниях и высоком инновационном потенциале.

Модернизация образования предполагает воспитание развитой социально-мобильной и востребованной на рынке труда личности, готовой к межличностному и межкультурному сотрудничеству как внутри своей страны, так и на международном уровне.

Следовательно, владение иностранным языком является одним из условий профессиональной компетентности специалиста. Овладение межкультурным профессионально ориентированным общением является целью обучения иностранному языку в учреждениях среднего профессионального образования.

В связи с изменениями, происходящими в системе современного образования, возникает необходимость использовать в профессиональной подготовке будущих специалистов новые образовательные технологии, которые ориентированы на способности и склонности студента как будущего профессионала, способствуют достижению высокого уровня мотивации, развитию самостоятельности, коммуникативных способностей, творческого мышления.

Лидирующее положение среди таких технологий в настоящее время занимает проектная деятельность, направленная на духовное и профессиональное становление обучаемого с помощью активных действий.

   Практическое применение проектной деятельности на уроках иностранного языка при подготовке профессионально компетентных специалистов в системе среднего профессионального образования  доказывает эффективность интерактивного обучения, его влияние на формирование и совершенствование профессиональных компетенций у студентов техникума.

      Проектно-исследовательская             деятельность – это деятельность,

направленная    на     проектирование     собственного   исследования, которая

должна предполагать    выделение  целей и задач, принципов отбора методик,

планирование    хода  исследования, определение    ожидаемых    результатов,

оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов.

Метод проектов можно определить, как систему обучения, ориентированную на приобретение  обучающимися фактических знаний в процессе планирования и выполнении ими постепенно усложняющихся практических заданий. Используя метод проектов, возможно провести весь цикл действий от общей формулировки проблемы до конечного результата и фиксирования его в виде готового документа. Работа над проектами дает возможность его участникам размышлять, самостоятельно искать, анализировать, обобщать, обрабатывать необходимую информацию, применять полученные знания на практике. В ходе проектной работы студенты самостоятельно ищут необходимую техническую и лингвистическую информацию, используя, как знания по своему предмету, так и практические умения по другим дисциплинам, навыки работы с различными компьютерными программами.

         Основными задачами проектно-исследовательской деятельности

являются:

1. Образовательная задача. Она подразумевает активизацию и

актуализацию знаний, полученных обучающимися при изучении

определенной темы. Систематизацию знаний. Знакомство с комплексом

материалов, заведомо выходящим за пределы школьной программы.

2. Развивающая задача. Она подразумевает развитие умения размышлять в контексте изучаемой темы, анализировать, сравнивать, делать собственные выводы; отбирать и систематизировать материал, реферировать его; использовать ИКТ при оформлении результатов проведенного исследования; публично представлять результаты исследования.

3. Воспитательная задача. Она подразумевает создание продукта,

востребованного другими.

      Основными  функциями   проектно-исследовательской     деятельности

являются:

1. развитие познавательных умений и навыков обучащихся;

2. умение ориентироваться в информационном пространстве и

выбирать необходимую информацию и источники для решения

поставленных целей и задач;

3. умение самостоятельно конструировать свои знания с помощью поиска, анализа и синтеза информации;

4. умение интегрировать знания из различных областей наук, в том числе знаний по иностранному языку;

5. умение  критически мыслить,   что  помогает   находить   разные    способы

решения различных задач.

6. развитие   творческих   способностей   обучающихся,   которые     помогут

нестандартно решать поставленные задачи.

Проектная технология предполагает наличие проблемы, требующей интегрированных знаний и исследовательского поиска решения, воспитание индивидуальной и коллективной ответственности за работу, развитие инициативности, самостоятельности и рефлексии, т.е. тех качеств, которые востребованы современным мировым сообществом. Можно с большой долей уверенности констатировать, что проектная технология обеспечивает интерактивное обучение иностранному языку в условиях среднего профессионального образования и повышает мотивацию изучения иностранного языка.

Включение обучающихся  в проектную деятельность с использованием иностранного языка создает возможность разностороннего развития личности, совершенствую при этом иноязычную коммуникативную компетенцию.

Метод проектов предусматривает сочетание индивидуальной самостоятельной работы с работой в сотрудничестве, в команде, что является одной из ключевых профессиональных компетенций. Работа над проектом не только дает возможность использовать иностранный язык на уровне реальной коммуникации при обсуждении хода работы над проектом, полученных результатов, но и позволяет совершенствовать отдельные аспекты языка, обучать речевому этикету.

Впервые я знакомлю студентов с методом проектов  в форме презентации данного метода, а также студенческих проектов прошлых лет обучения с указанием слабых и сильных сторон. Важно убедить студентов в их личной заинтересованности в получаемых знаниях, их полезности в дальнейшей профессиональной деятельности. Чтобы был реализован этот принцип, желательно использовать проблемы связанные с  реальной жизнью и их будущей специальностью. Суть метода проекта заключается в стимулировании интереса обучающихся к определённой проблеме, т.е. в мотивации к осознанной деятельности и практическом применении результатов.

Необходимо стремиться к тому, чтобы проект:

  • имел профессиональную направленность;
  • действительно вносил вклад в цели обучения;  
  • был разумным в части стоимости, доступности материальных, затрачиваемого времени и прилагаемых усилий.

Структурирование является важным моментом в организации проектной деятельности. Оно включает такие этапы, как:

1 этап – “Мотивация”

Этот этап особенно важен, так как от него зависит в большей степени успех последующей работы. Работу над материалом рекомендуется начинать с установки на проблему, осмысления цели.

II этап – “Информационное обеспечение ”

Задача этого этапа – собрать как можно больше информации по данному вопросу.

III этап – “Первичная обработка информации обучающимся”

Восприятие любого материала имеет яркую личностную окраску. Происходит первичный анализ материала, исходя из собственного опыта и имеющихся знаний.

IV этап – “Обработка информации вместе с преподавателем”

Продолжается сбор информации. Преподаватель стремится предложить конкретный набор поисковых задач. Происходит определение “белых пятен” в контексте, выделяется тема и подтемы, формируются основные мысли.

V этап - “Дополнительный сбор информации”

В процессе работы появляются материалы проблемного характера. Появившиеся проблемы формируют умения сопоставлять имеющиеся знания и новую информацию.

VI этап - “Осмысление, сравнение, анализ и коррекция”

Самый важный этап в работе поскольку именно здесь происходит становление личности, её интеллектуальный рост. Студенты учатся сравнивать анализировать осуществлять коррекцию, делать обобщение.

VII этап - “Защита проекта”

Студенты оформляют и представляют полученные результаты,  совершенствуют навыки коммуникативной компетенции и работы в режиме презентации. На этапе презентации происходит формирование и развитие навыков публичных выступлений и защиты своей позиции в ситуации успеха. Здесь также важен момент рефлексии. Проекты представляются в разнообразных формах.

Учебные проекты должны быть детально проработаны в соответствии с индивидуальной  подготовкой и возрастными особенностями обучающихся ( равно трем ступеням). Каждая ступень обучения проектной деятельности на моих уроках английского языка имеет свои особенности.

Первая ступень обучения проектной деятельности – I курс.

В данном случае с проектами на уроках иностранного языка в техникукуме обучающиеся сталкиваются в первые. Поэтому для них проводится разъяснение при выполнении проектов. Предлагается выполнить следующие проекты:

  •  Дом моей мечты.
  •  Б.Ф Сафонов.
  •  Мой техникум.
  • Мой родной город.
  • Здоровый образ жизни.
  • Дайте планете шанс.
  •  Праздники  России.
  • Страны и континенты.

Целью данных проектов является совершенствование навыков произношения, формирование навыков устной речи, а также усиление мотивации изучения предмета.

        Вторая ступень обучения проектной деятельности – II курс. Повышается мотивация к обучению, формируется обобщённая форма самосознания.

        На втором курсе обучающимся предлагают следующие проекты:

  •  Моя родная страна.
  •  Путешествие по Великобритании.
  •  Открытия, которые потрясли мир.
  • Что бы вы хотели изобрести на ж/д?
  • Жизнь ж/д в мире высоких технологий.
  • Чего может достичь наука в ближайшем будущем?

Третья ступень обучения – III,IV курсы. На первый план выдвигается блок качеств, связанных с профессиональным самоутверждением. Именно профессиональная ориентация выступает ведущим фактором формирования мотивации обучения иностранному языку.  

На третьей ступени обучения впервые появляется информационно - исследовательский тип проекта, так как усложняется технология работы с информацией. Продукт исследования по – прежнему является личностно – ориентированным. Информационно - исследовательский проект становится межпредметным, что способствует расширению общего кругозора. Повышается уровень языковой компетенции, развивается аналитическое, ассоциативное и системное мышление, комбинаторные умения. Обучающиеся начинают уделять больше внимания стилю своих работ, логике построения, аргументированности выводов. На этапе планирования появляется отчетливый интерес к коллективному осуждению. На презентации работы оцениваются всеми присутствующими путем голосования.

Профильно – ориентированные проекты включают следующие темы:

  • Выдающиеся люди России
  •  Выдающиеся люди Великобритании и США
  • История железных дорог.
  •  История ж/д транспорта в России.
  •  История ж/д транспорта в Туле.
  • Изветный железнодорожник.
  • Современный ж/д транспорт.

 Используя метод проектов на протяжении нескольких лет работы, я пришла к выводу, что данную технологию можно с успехом применять при изучении любых тем в соответствии с возрастными особенностями и интересами обучающихся, так как она характеризуется высокой коммуникативностью, позволяет осуществлять дифференцированный подход в обучении.

Массовый охват обучающихся проектной деятельностью повышает интерес к изучению иностранного языка. У студентов появляется мотивация к практическому владению различными видами речевой деятельности, увеличивается активный языковой запас, совершенствуется произношение, стимулируется интеллектуальная и языковая активность, направленная на общее повышение культурного уровня. Кроме того, у ребят вырабатывается ответственность за выполнение добровольно взятых на себя поручений.

Включаясь в проект студент любого курса получает возможность по-другому взглянуть на окружающий мир, проявить поисковую активность и ощутить  неподдельный интерес к действительности. У него начинает развиваться творческое воображение и критическое мышление. Участникам проекта требуется воля и упорство, самостоятельность и ответственность, самодисциплина. Фактически речь идёт об обучении (воспитании) действием и в действии.

         Основным результатом деятельности образовательного учреждения по  модернизации должен стать набор ключевых компетентностей в интеллектуальной, коммуникационной, информационной и других сферах. Одним из способов достижения нового качества образования является компетентностный подход, при котором процесс обучения превращается в процесс приобретения опыта, решения-практика ориентированных проблем. Таким образом проектная деятельность на уроках иностранного языка придает дисциплине профессионально ориентированный характер и направлено на подготовку профессионально компетентных специалистов, которые могут самостоятельно применять ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны.

Литература:

  1. Белоновская И.Д. Формирование профессиональной компетентности специалиста. М.: Ин-т развития проф. Образования, 2015.с160.
  2. Колесникова И.А., Горчакова – Сибирская  М.П.Педагогическое проектирование. – 2-е изд. М.: Академия, 2017. – 288 с.;
  3. Копылова В.В. Методика проектной работы на уроках иностранного языка. М.: Дрофа,2004. – 102с.;
  4. Краснощекова Г.А. Роль иностранного языка в процессе становления и развития профессионализма специалиста// Открытое образование. 2013.№4
  5. Решетникова Ю.П. Формирование профессиональной компетентности. Среднее профессиональное образование. 2015.№1с.28-29
  6. Штарина А.Г. /автор - сост.,  Английский язык: компетентностный подход – Волгоград.: Учитель, 2018. – 191с.;
  7. Хуторский А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования// Народное образование.2013№2 с58-64


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК по специальности среднего профессионального образования 23.02.06 Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог, 2016 г

Рабочая программа учебной дисциплины «Иностранный язык», разработана на основе примерной программы «Английский язык для профессиональных образовательных организаций», одобрена Научно-методическим сове...

Серия семинаров в рамках Программы информационно-методического сопровождения деятельности федеральных учебно-методических объединений в системе среднего профессионального образования и профессиональных образовательных организаций

Уважаемые коллеги!По заказу Минобрнауки России ООО СП «Содружество» совместно с ГАПОУ МО «Межрегиональный центр компетенций – Техникум имени С. П. Королева» про...

Серия семинаров в рамках Программы информационно-методического сопровождения деятельности федеральных учебно-методических объединений в системе среднего профессионального образования и профессиональных образовательных организаций

Уважаемые коллеги!По заказу Минобрнауки России ООО СП «Содружество» совместно с ГАПОУ МО «Межрегиональный центр компетенций – Техникум имени С. П. Королева» про...

Современные подходы в изучении иностранного языка на базе среднего профессионального образования

В статье рассматриваются новые подходы в изучении иностранного языка. Анализируются проблемы этих подходов в учебном процессе....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ 03. Иностранный язык (английский) Специальность среднего профессионального образования 40.02.02. Правоохранительная деятельность

Рабочая программа по английскому языку предназначена для специальности 42.02.02. Правоохранительная деятельность (СПО)...

Статья"Роль иностранного языка в системе среднего профессионального образования в рамках развития проекта World Skills"

     Одно из важнейших качеств будущего специалиста - высокий уровень владения профессионально ориентированным иностранным языком.       Соврем...

Роль иностранного языка в системе среднего профессионального образования в рамках развития проекта «World Skills»

laquo;Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдём у наших детей завтра»Джон Дьюи        Одно из важнейших качеств будущего специалиста - в...