Роль иностранного языка в системе среднего профессионального образования в рамках развития проекта «World Skills»
статья

«Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдём у наших детей завтра»

Джон Дьюи

 

       Одно из важнейших качеств будущего специалиста - высокий уровень владения профессионально ориентированным иностранным языком.

Специалист должен уметь выстраивать диалог с участниками в общемировом пространстве культуры, а также устанавливать связи с представителями других стран, что требует от современного выпускника учебного заведения наличия межкультурных коммуникативных компетенций, которые помогут молодому специалисту понять и оценить похожие предметные области в различных культурах, а также умения применять эти компетенции в различных ситуациях, сопровождающие их профессиональную деятельность.

    

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_inostrannogo_yazyka.docx16.3 КБ

Предварительный просмотр:

Роль иностранного языка в системе среднего профессионального образования в рамках развития проекта «World Skills»

«Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдём у наших детей завтра»

Джон Дьюи

       Одно из важнейших качеств будущего специалиста - высокий уровень владения профессионально ориентированным иностранным языком.

Специалист должен уметь выстраивать диалог с участниками в общемировом пространстве культуры, а также устанавливать связи с представителями других стран, что требует от современного выпускника учебного заведения наличия межкультурных коммуникативных компетенций, которые помогут молодому специалисту понять и оценить похожие предметные области в различных культурах, а также умения применять эти компетенции в различных ситуациях, сопровождающие их профессиональную деятельность.

       Современная система среднего профессионального образования базируется на Федеральном государственном стандарте 3 поколения по каждой специальности, где конкретно регламентируются не только обязательный минимум знаний и умений, предъявляемый к преподаваемым дисциплинам и модули по той или иной специальности, но и развитие общих и профессиональных компетенций обучающихся.

Основа объективной причины изучения предмета – потребность в специалистах средней квалификации, владеющих иностранным языком. Чем раньше начнется овладение, тем большая вероятность того, что иностранный язык будет использоваться в профессиональных целях.

Существует и субъективная причина: иностранный язык должен быть жизненно интересен для личности. Если студент в процессе занятий почувствует, что иностранный язык необходим для его будущей работы, то это станет постоянным действующим фактором мотивации. Выполняя программу профессионального обучения, студент ставит перед собой определенную цель и старается ее конкретизировать путем овладения элементами иноязычного общения для последующего использования и совершенствования выработанных умений в профессиональной деятельности. Одним из действенных  мотивационных факторов  изучения иностранного языка является участие в конкурсе WorldSkills.

Для будущего специалиста это  представляет  прочную основу дальнейшей производственной деятельности, это возможность доступа к иностранной  литературе, методикам, обмену опытом со своими коллегами такого же уровня, база для продолжения языкового образования в вузе.

Огромным плюсом участия студентов в движение Worldskills являются объединение образовательных организаций, обмен опытом по преподаванию профильных дисциплин и технологии внедрения стандартов профессионального мастерства Worldskills в образовательный процесс. Благодаря данному движению повышается престиж рабочих профессий среди молодежной аудитории.

Для подготовки студентов на занятиях иностранного языка для участия в конкурсе целесообразно использовать потенциал сайта WorldSkills International в процессе формирования всех аспектов речевой деятельности (чтение, письмо, аудирование), для изучения терминологии по специальности, для развития навыков технического перевода, для развития навыков поиска информации в Интернете, для установления междисциплинарных связей с профильными дисциплинами.

Как же помочь сформировать важные компетенции, ключевой из которых является языковая, т.е. коммуникативная компетенция, и сделать их продуктивными? Как в дальнейшем нацелить студентов на самообучение и использование полученных знаний в профессиональной деятельности? Взяв за основу базовые компоненты обучения иностранным языкам, ставим своей целью формирование и совершенствование компетенций в области говорения, чтения, письма и аудирования.

Совершенствование компетенций в области чтения на иностранном языке предусматривает создание базы профессионально направленных текстов. Тексты формируются по степени сложности. Для каждого текста предусмотрены материалы и задания для контроля и самоконтроля студентов.

Продуктом самостоятельной деятельности студентов могут быть словари-комментарии, записи профессиональных выражений, используемые в определенной профессиональной среде, (например, профессиональный сленг), комментарии по тексту, развернутый анализ текста. Речевое общение совершенствуется в ходе совместной интерактивной работы – это составление диалогов и монологов профессиональной направленности, где можно использовать современные технические средства обучения, а также компьютерные программы: “Movie Maker”, “Sound Make”, коммуникативные учебные программы “Bridge to English”, “Professor Higgins”, “English in Your Way”, которые позволяют отрабатывать навыки говорения.

Следующий компонент речевой деятельности – это письменная речь. Как показывает практика, будущий специалист должен уметь грамотно заполнить анкету, написать автобиографию, письмо делового характера, составить резюме, иметь представления о видах контрактов. Задача преподавателя – развивать у студентов навыки письменной речи: правильно составлять тезисы, комментарии, делать выписки, оформлять планы-конспекты, писать сочинения, пересказы, статьи, работать с проектными заданиями.

Совершенствование языковой компетенции невозможно без работы над образовательными проектами. Работа над проектами при обучении иностранному языку сочетается с созданием прочной языковой базы у студентов и умением работать с большим объемом информации, приобретая навыки исследовательской работы, умением работать в команде.

 Список использованных источников:

1.Киреева И. А., Сидоркина Л. С., Семёнова О. В. Повышение качества профессиональной подготовки студентов колледжа при обучении английскому языку с учетом требований World Skills International // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № 9 (сентябрь). - С. 686-697. - URL: http://e-koncept.ru/2018/181058.htm.

2.Марданов М.В. Опыт внедрения в содержание профессиональной подготовки студентов требований стандартов WorldSkills // Педагогический опыт: от теории к практике: материалы II Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 5 сент. 2017 г.) /

 3.Официальный сайт WorldSkills Russia http://worldskills.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль общественных дисциплин в системе среднего профессионального образования

Преподавание истории и обществознания в школе 2015, №7, с 47-50....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК по специальности среднего профессионального образования 23.02.06 Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог, 2016 г

Рабочая программа учебной дисциплины «Иностранный язык», разработана на основе примерной программы «Английский язык для профессиональных образовательных организаций», одобрена Научно-методическим сове...

Современные подходы в изучении иностранного языка на базе среднего профессионального образования

В статье рассматриваются новые подходы в изучении иностранного языка. Анализируются проблемы этих подходов в учебном процессе....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ 03. Иностранный язык (английский) Специальность среднего профессионального образования 40.02.02. Правоохранительная деятельность

Рабочая программа по английскому языку предназначена для специальности 42.02.02. Правоохранительная деятельность (СПО)...

Статья"Роль иностранного языка в системе среднего профессионального образования в рамках развития проекта World Skills"

     Одно из важнейших качеств будущего специалиста - высокий уровень владения профессионально ориентированным иностранным языком.       Соврем...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК» для специальностей среднего профессионального образования общеобразовательный цикл социально-экономический профиль 1 курс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Методические рекомендации составлены в соответствии с рекомендациями по планированию и организации самостоятельной работы студентов образовательных учреждений среднего...

Технология проектно-исследовательской деятельности на уроках иностранного языка в системе среднего профессионального образования.

Метод проектов можно определить, как систему обучения, ориентированную на приобретение обучающимися фактических знаний в процессе планирования и выполнении ими постепенно усложняющихся практических за...