РАЗРАБОТКА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ МОДУЛЯМ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ ЛАБОРАНТ ПО КОНТРОЛЮ КАЧЕСТВА СЫРЬЯ, РЕАКТИВОВ, ПРОМЕЖУТОЧНЫХ ПРОДУКТОВ, ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ, ОТХОДОВ ПРОИЗВОДСТВА (ПО ОТРАСЛЯМ)
статья

Кирчева Анна Александровна

Динамичное развитие образования требует создания новых форм и методов обучения, связанных с потребностями общества в конкретных специалистах; развитие передовых технологий в сфере производства, возросшие требования работодателей к уровню подготовки выпускников, именно это обуславливает потребность в создании учебно – методических комплексов по профессиям.

Профессиональные модули по специальности «Лаборант по контролю качества сырья, реактивов, промежуточных продуктов, готовой продукции, отходов производства» составляют основу примерной образовательной программы, поскольку именно они формируют профессиональные компетенции и от их содержания зависит набор и содержание дисциплин.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_umk.docx34.83 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗРАБОТКА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ МОДУЛЯМ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ ЛАБОРАНТ ПО КОНТРОЛЮ КАЧЕСТВА СЫРЬЯ, РЕАКТИВОВ, ПРОМЕЖУТОЧНЫХ ПРОДУКТОВ, ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ, ОТХОДОВ ПРОИЗВОДСТВА (ПО ОТРАСЛЯМ)  

Кирчева А.А., мастер производственного обучения, к.т.н.

ГАПОУ СО «Энгельсский политехникум»

Необходимость обеспечения качественной реализации федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования активизировала на поиск путей повышения эффективности образовательного процесса, совершенствования всех его составных элементов.

Выстраиваются иные, чем прежде, приоритеты целей образовательного процесса. Усиливается его ориентация на конечные результаты, в частности, на формирование личности выпускника, его нравственного и творческого потенциала, профессионализма.

Динамичное развитие образования требует создания новых форм и методов обучения, связанных с потребностями общества в конкретных специалистах; развитие передовых технологий в сфере производства, возросшие требования работодателей к уровню подготовки выпускников, именно это обуславливает потребность в создании учебно – методических комплексов по профессиям.

Для того чтобы понять, что собой представляет УМК профессионального модуля надо сначала разобраться в определении данного понятия и уяснить цель, с которой создается УМК.

УМК - система нормативной и учебно-методической документации, средств обучения и контроля, необходимых и достаточных для качественной организации основных и дополнительных образовательных программ, согласно учебному плану.

Основной целью УМК является повышение эффективности и качества занятий на основе систематизации содержания дисциплины с учетом достижения науки и практики.

Проектирование комплексного учебно-методического обеспечения образовательного процесса в средних профессиональных учебных учреждениях связано с идеей целостного системного подхода к каждому компоненту учебно-воспитательного процесса, к любому виду деятельности преподавателя и студентов, позволяющих оптимизировать учебно-воспитательный процесс.

Учебно-методический комплекс (УМК) является составной частью комплексного учебно-методического обеспечения образовательного процесса. По мнению Е.Ю.Сизгановой, УМК следует рассматривать как совокупность учебно-методических документов, представляющих собой проект процесса обучения, который впоследствии будет реализован на практике.

Лаборант по контролю качества сырья, реактивов, промежуточных продуктов, готовой продукции, отходов производства – это профессия, которая на сегодняшний день достаточно широко распространена и входит в список топ 50. Подготовка по этой специальности ведется в техникуме еще со времен существования предприятия «Химволокно». Поэтому учебная база для нее весьма существенна: рабочие программы по профессиональным модулям, учебной и производственной практикам, фонд оценочных средств, методические указания для выполнения практических, лабораторных работ и самостоятельных работ.

Профессиональные модули по специальности «Лаборант по контролю качества сырья, реактивов, промежуточных продуктов, готовой продукции, отходов производства» составляют основу примерной образовательной программы, поскольку именно они формируют профессиональные компетенции и от их содержания зависит набор и содержание дисциплин.

При создании УМК по данной специальности мы ориентировались на следующие принципы:

– принцип модульности — учебный модуль выступает единой структурной единицей УМК;

– принцип эффективности или связи между целями и результатами обучения — диагностичность описания целей, реализация ФГОС, обеспечение контроля, включая объективные методы достижения целей;

– УМК определяет целевую программу действий обучающихся и обеспечивает ее соответствующими средствами обучения, а также создает условия для самоуправления, самоконтроля;

– содержание программ учебных дисциплин и ПМ должно опираться на современные достижения науки, образовательной практики и реализовывать авторский подход к объекту изучения;

– все элементы УМК должны обеспечивать комплексный подход.

При создании учебно-методического комплекса можно выделить 4 этапа.

1 этап — изучение и создание нормативной и учебно-методической документации. Сюда входят: 

Федеральный компонент (ФГОС, примерный учебный план, примерная учебная программа, перечень кабинетов и лабораторий, необходимых для освоения ПМ или ОП).

Региональный компонент — рабочий учебный план, рабочая программа, календарно-тематический план, технологические карты уроков (или план учебного занятия, лабораторной работы или практического занятия). Особого внимания заслуживает разработка рабочих программ и особенно раздел «внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся».

2 этап создания УМК — это выбор средств обучения. В первую очередь определяются дидактические средства: 1) Учебная литература — учебники, учебные пособия, конспекты, лекции, справочники, задачники, каталоги, альбомы. 2) Методическая литература — частные методики преподавания, методические пособия, методические рекомендации, методические разработки, методические указания. 3) Дидактические материалы. Сюда включаются все дидактические материалы, имеющиеся у преподавателя. 4) Технические средства обучения. Сюда входят как традиционные средства обучения, так и аудиовизуальные средства, видеоматериалы, видеокассеты, различные компьютерные дискеты и использование компьютерных обучающих программ, мультимедийных средств обучения. В этот же раздел включаются все средства обучения, используемые для проведения лабораторно — практических работ, вопросы для защиты практических и лабораторных работ.

3 этап включает традиционные и новые технологии обучения. Сюда входят наработанные методические разработки уроков: комбинированных уроков, уроков лекций, бинарных уроков, интегрированных уроков, уроков семинаров, деловой игры, уроков «Счастливый случай» и т. д.

4 этап — контроль за знаниями и умениями студентов. В этот раздел входят различные виды контроля за знаниями и умениями студентов.

Так, например, в состав учебно-методического комплекса профессионального модуля ПМ.01 Подготовка рабочего места, лабораторных условий, средств измерений, испытательного оборудования, проб и растворов к проведению анализа в соответствии с требованиями нормативно-технической документации, требованиями охраны труда и экологической безопасности включены следующие материалы:

  • Рабочая программа профессионального модуля;
  • Рабочие программы учебной и производственной практик;
  • Планирование текущей и итоговой оценки по реализации модуля;
  • Фонд контрольно-измерительные средств;
  • Методические рекомендации для выполнения практических работ;
  • Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ;
  • Дневник-отчет по программе практики;

Преподаватель, работая над созданием УМК, совершенствует всю свою методику обучения, свои знания, приводит их в систему. При создании УМК преподаватель использует различные информационные технологии, таким образом, развивая свою информационную культуру, а соответственно и информационную культуру студентов.

Результат. Учебно-методический комплекс позволяет использовать системный, индивидуальный и личностно-ориентированный подходы к организации учебного процесса.

Системный подход к организации работы преподавателя позволяет решить актуальные проблемы обучения: развитие учебно-исследовательской работы и иной творческой деятельности преподавателей и студентов; введение новых технологий и методов обучения; усиление общенаучной подготовки преподавателя и студентов; приведение профессиональной подготовки специалистов в соответствии с образовательными стандартами; акцентировать работу преподавателей на консультационно-координирующую функцию управления познавательной деятельностью студентов; а для предприятия — это возможность подготовить для себя кадры, экономия на расходах по поиску и подбору работников, их переучивании и адаптации.

Список использованной литературы (основной):

  1. Щепотин А. Ф., Чекулаев М. А., Сосонко В. Е., Шеховцев А. П. Комплексное учебно-методическое обеспечение образовательного процесса в средних профессиональных учебных заведениях. М.: ИПР СПО, 2002
  2. Макаров А. В., Трофимова З. П., Вязовкин В. С., Гафарова Ю. Ю. Учебно-методический комплекс: модульная технология разработки: Учебно-методич. пособие — Мн. РИВШ БГУ, 2001. — 118 с.
  3. Фоминых И. В. Роль учебно-методического комплекса в обеспечении качества образования // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.).  — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 307-309.
  4. Сизганова Е.Ю.Реализация учебно-методического комплекса в процессе подготовки студентов к социально-педагогической деятельности: автореф. дис. канд. пед. наук. Оренбург, 2007. URL: http://irbis.gnpbu.ru/Aref_2006/Sizganova_E_Yu_2006.pdf.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа профессионального модуля "Дефектация сварных швов и контроль качества сварных соединений"

Программа профессионального модуля ПМ.04 "Дефектация сварных швов и контроль качества сварных соединений" НПО по профессии 150709.02 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы), срок обучения 10...

Программа учебной практики профессионального модуля "Дефектация сварных швов и контроль качества сварных соединений"

Программа учебной практики профессионального модуля ПМ.04 "Дефектация сварных швов и контроль качества сварных соединений" НПО по профессии 150709.02 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)...

Учебно-методический комплекс по профессиональному модулю ПМ.02" Технология подготовки сырья и приготовления блюд и гарниров из круп, бобовых, макаронных изделий, яиц, творога, теста".

Учебно-методический  комплекс  профессионального модуля ПМ .02 «Приготовление блюд и гарниров из круп, бобовых и  макаронных изделий, яиц, творога, теста», разработан в соответствии с р...

ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ Дефектация сварных швов и контроль качества сварных соединений по профессии начального профессионального образования: 150709.02 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)

Программа профессионального модуля – является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии НПО 150709.02 Сварщик (электросварочные и газосварочные рабо...

Рабочая программа по ПМ02 "Контроль качества сырья, материалов и готовой продукции"

Рабочая программа по ПМ02 "Контроль качества сырья, материалов и готовой продукции"...

Рабочая программа по профессиональному модулю по специальности 23.07.01 Машинист крана (крановщик) ПМ 02 «Эксплуатация крана при производстве работ»

Рабочая программа по профессиональному модулю по специальности 23.07.01 Машинист крана (крановщик) ПМ 02 «Эксплуатация крана при производстве работ»...