РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЕН.02. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
рабочая программа

Савенкова Галина Владимировна

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЕН.02. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ Специальность  З8.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_en.02._eop.docx35.38 КБ

Предварительный просмотр:

   ДЕПАРТАМЕНТ ВНУТРЕННЕЙ И КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ

БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «НОВООСКОЛЬСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ЕН.02. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

Специальность  З8.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

2019 г.

Рабочая программа учебной дисциплины ЕН.02. Экологические основы природопользования  разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта  (далее – ФГОС ) № 69 от  05.02.2018  г.  по специальности   38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Организация - разработчик:  ОГАПОУ   «Новооскольский  колледж»

Разработчик:

Савенкова Галина Владимировна - преподаватель  ОГАПОУ  «Новооскольский  колледж»

Рассмотрена:

Предметно-цикловой комиссией ОГАПОУ «Новооскольский колледж»

Протокол № 1 от  27.08.2019 года

Председатель ПЦК  Лебеденко Л.К.

                                

                

СОДЕРЖАНИЕ

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ -4

2. СТРУКТУРА И   СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ    …  -5

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ                                                                                        ..    -8

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ                                                                                           …. -10


ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы

Учебная дисциплина ЕН.02. Экологические основы природопользования является обязательной частью математического и общего естественнонаучного учебного цикла (указывается наименование цикла) примерной основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).

Учебная дисциплина «Экологические основы природопользования» обеспечивает формирование общих компетенций по всем видам деятельности ФГОС СПО специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет ( по отраслям). Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01, ОК02, ОК03, ОК04, ОК 07, ОК09.

1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины

В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания.

Код ОК

Умения

Знания

ОК 01

Умения: распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте; анализировать задачу и/или проблему и выделять её составные части; определять этапы решения задачи; выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы;

составить план действия; определить необходимые ресурсы;

владеть актуальными методами работы в профессиональной и смежных сферах; реализовать составленный план; оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника)

Знания: актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить; основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте;

алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях; методы работы в профессиональной и смежных сферах; структуру плана для решения задач; порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности

ОК 02

Умения: определять задачи для поиска информации; определять необходимые источники информации; планировать процесс поиска; структурировать получаемую информацию; выделять наиболее значимое в перечне информации; оценивать практическую значимость результатов поиска; оформлять результаты поиска

Знания: номенклатура информационных источников применяемых в профессиональной деятельности; приемы структурирования информации; формат оформления результатов поиска информации

ОК 03

Умения: определять актуальность нормативно-правовой документации в профессиональной деятельности; применять современную научную профессиональную терминологию; определять и выстраивать траектории профессионального развития и самообразования

Знания: содержание актуальной нормативно-правовой документации; современная научная и профессиональная терминология; возможные траектории профессионального развития и самообразования

ОК 04

Умения: организовывать работу коллектива и команды; взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами в ходе профессиональной деятельности

Знания: психологические основы деятельности  коллектива, психологические особенности личности; основы проектной деятельности

ОК 07

. Умения: соблюдать нормы экологической безопасности; определять направления ресурсосбережения в рамках профессиональной деятельности по специальности

Знания: правила экологической безопасности при ведении профессиональной деятельности; основные ресурсы, задействованные в профессиональной деятельности; пути обеспечения ресурсосбережения

ОК 09

Умения: применять средства информационных технологий для решения профессиональных задач; использовать современное программное обеспечение

Знания: современные средства и устройства информатизации; порядок их применения и программное обеспечение в профессиональной деятельности

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Объем образовательной программы учебной дисциплины

36

в том числе:

теоретическое обучение

18

практические занятия

14

Самостоятельная работа

4

Промежуточная аттестация

Дифференцированный зачет

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Экологические основы природопользования»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся

Объем

в часах

Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы

1

2

3

4

Раздел 1.

Особенности взаимодействия природы и общества.

Тема 1.1.

Природные ресурсы и рациональное природопользование

Содержание учебного материала

10

ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04,  ОК 07, ОК 09

1.Введение. Условия устойчивого состояния экосистем. Определение, виды и размерность ПДК.

2. Природные ресурсы и их классификация. Задачи охраны окружающей среды, природоресурсный потенциал и охраняемые природные территории  Российской Федерации.

В том числе,  практических занятий

Практическое занятие

Изучение методики подсчета срока исчерпания  невозобновимых ресурсов.

2

Самостоятельная работа обучающихся «Растительные ресурсы. Факторы воздействия человека на растительность», «Ресурсы животного мира России», «Особо охраняемые природные территории», «Современное состояние окружающей природной среды России».

Создание  презентаций «Современное состояние окружающей природной среды Крыма», «Особо охраняемые территории России».

4

Тема 1.2.

Загрязнение окружающей среды

Содержание учебного материала

6

ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04,  ОК 07

1. Загрязнение окружающей среды.

2.Основные источники и масштабы образования отходов производства. Основные источники техногенного воздействия на окружающую среду.  

В том числе,  практических занятий

2

Практическое занятие        

Определение количества антропогенных загрязнений, попадающих в окружающую среду в результате работы автотранспорта.

2

Тема 1.3.

Природоохранный потенциал

Содержание учебного материала

14

ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04,  ОК 07, ОК 09

1.Способы предотвращения и улавливания выбросов, принципы работы аппаратов обезвреживания и очистки газовых   выбросов химических производств, основные технологии  утилизации газовых выбросов.

2.Методы очистки промышленных сточных вод, принципы работы аппаратов обезвреживания и очистки стоков химических    производств, основные технологии утилизации стоков.

3.Захоронение и утилизация твёрдых отходов.

4.Основные технологии утилизации твердых отходов.

В том числе практических занятий и лабораторных работ

6

Практические занятия

Определение качества воды.

6

Нормирование качества окружающей среды.

Охрана атмосферного воздуха.

Раздел 2.

Правовые и социальные вопросы природопользования

Тема 2.1.

Государственные и общественные организации по предотвращению разрушающих воздействий на природу.

Содержание учебного материала

4

ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04,  ОК 07

1.Принципы и методы мониторинга окружающей среды. Принципы и методы экологического контроля и экологического  регулирования.

2.Государственные и общественные организации по предотвращению разрушающих воздействий на природу.

В том числе практических занятий

4

Практические занятия

Международное сотрудничество в решении проблем природопользования.

Изучение Федеральных законов «Об охране окружающей  среды», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет)

2

Всего:

36

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Для реализации программы учебной дисциплины имеется специальное помещение: кабинет «Экологических основ природопользования», оснащенный оборудованием: рабочими столами обучающихся, стульями, шкафами школьной доской, комплектом учебно-наглядных пособий и плакатов, техническими средствами обучения: интерактивной доской, мультимедийным процессором, автоматизированным рабочим местом преподавателя.

3.2. Информационное обеспечение реализации программы

Для реализации программы имеются печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендованные для использования в образовательном процессе, используются электронное обучение и дистанционные образовательные технологии.

3.2.1. Литература

Основная

1. Е.В. Михеева Информационные технологии в профессиональной деятельности, м: Изд. центр «Академия», 2014.-377 с.

2. Е.В. Михеева Практикум по информационным технологиям в профессиональной деятельности. М.: Изд. центр «Академия» , 2014 г.-256 с.

3.Михеева Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности (2-е изд., стер.) учебник – М.: ИЦ Академия,2018 – 416

4.Е.В. Михеева Практикум по информационным технологиям в профессиональной деятельности (2-е изд., стер) - М.: ИЦ Академия, 2018- 288 с.

Дополнительная

1.  Филимонова Е.В.Информационные технологии в профессиональной деятельности для СПО: учебник.-Ростов н/Д:Феникс,2009.-381с.

2. Цветкова М.С. Информатика и ИКТ: учебн для НПО и СПО.-М.:Академия,2012.-352с.

Интернет-ресурсы (И-Р):

И-Р 1

www.ecologysite.ru (Каталог экологических сайтов).

И-Р 2

www.ecoculture.ru (Сайт экологического просвещения).

И-Р 3

www.ecocommunity.ru (Информационный сайт, освещающий проблемы экологии России).

Электронные образовательные ресурсы (ЭОР):

ЭОР 1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5941/start/46724/

ЭОР 2

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4778/start/11434/

ЭОР 3

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5942/start/107802/

ЭОР 4

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5943/start/160371/

ЭОР 5

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3543/start/11541/

ЭОР 6

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3575/start/31800/

ЭОР 7

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5944/start/32094/

ЭОР  8

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5945/start/32222/

ЭОР 9

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3555/start/32454/

ЭОР 10

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3565/start/67290/

ЭОР 11

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4856/start/11627/

ЭОР 12

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5946/start/68590/

ЭОР 13

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5948/start/68653/

Электронные учебники (ЭУ):

ЭУ 1

М.В. Гальперин Общая экология: учебник, М: Форум, 2016-336 с.

ЭУ  2

 А.А. Сухачев Экологические основы природопользования, учебник для СП., М.: КУНОРУС, 2016-392 с.

ЭУ 3

В.М. Константинов Экологические основы природопользования: учебн. пособие для СПО.-М.: АКАДЕМИЯ, 2014г.-240 с.

ЭУ  4

В.М. Константинов Экологические основы природопользования: учебн. пособие для СПО.-М.: АКАДЕМИЯ, 2017г.-240 с.

Реализация данной программы ведется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Результаты обучения

Критерии оценки

Методы оценки

Умение анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов производственной деятельности.

Правильный анализ и прогноз экологических последствий различных видов производственной деятельности.

Экспертная оценка деятельности обучающихся при выполнении и защите результатов  практических занятий, выполнении домашних работ, опроса, результатов внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся, контрольных работ и других видов текущего контроля.

Умение определить экологическую пригодность выпускаемой продукции.

Соответствие выбранных экологических параметров на пригодность выпускаемой продукции.

Экспертная оценка деятельности обучающихся при выполнении   и защите результатов  практических занятий, выполнении домашних работ, опроса, результатов внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся, контрольных работ и других видов текущего контроля.

Умение анализировать причины возникновения экологических аварий и катастроф.

Правильный анализ причин возникновения экологических аварий и катастроф.

Экспертная оценка деятельности обучающихся при выполнении и защите результатов практических занятий, выполнении домашних работ, опроса, результатов внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся, контрольных работ и других видов текущего контроля.

Знать основные источники техногенного воздействия на окружающую среду, способы предотвращения и улавливания выбросов, методы очистки промышленных сточных вод, принципы работы аппаратов обезвреживания и очистки газовых выбросов и стоков химических производств.

Анализировать основные источники техногенного воздействия на окружающую среду, правильность выбора способов предотвращения и улавливания выбросов, а так же методов очистки промышленных сточных вод.

Обосновать выбор технологически возможных  аппаратов обезвреживания согласно принципа работы.

Оценка результатов

выполнения практической

работы;

Оценка результатов

устного и письменного

опроса;

Оценка результатов

тестирования;

Оценка результатов

решения ситуационных

задач.

Знать виды и классификацию природных ресурсов, условия устойчивого состояния экосистем.

Знать задачи охраны окружающей среды, природоресурсный потенциал.

Правильное подразделение природных ресурсов согласно их видов.

Оценивать состояние окружающей среды согласно задач охраны окружающей среды.

Оценка результатов

выполнения практической

работы;

Оценка результатов

устного и письменного

опроса;

Оценка результатов

тестирования;

Оценка результатов

решения ситуационных

задач.

Знать охраняемые природные территории Российской Федерации.

Оценка состояния охраняемых природных территорий Российской Федерации.

Оценка результатов выполнения практической работы;

Оценка результатов

устного и письменного

опроса;

Оценка результатов

тестирования;

Оценка результатов

решения ситуационных

задач.

Знать правовые основы, правила и нормы природопользования и экологической безопасности.

Обосновывать правила и нормы природопользования и экологической безопасности согласно знаний правовых основ.

Оценка результатов

выполнения практической

работы;

Оценка результатов

устного и письменного

опроса;

Оценка результатов

тестирования;

Оценка результатов

решения ситуационных

задач.

Знать принципы и методы рационального природопользования, мониторинга окружающей среды, экологического контроля и экологического регулирования.

Правильное оценивание природопользования согласно принципам и методам контроля.

Оценка результатов

выполнения практической

работы;

Оценка результатов

устного и письменного

опроса;

Оценка результатов

тестирования;

Оценка результатов

решения ситуационных

задач.

Знать принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды.

Анализировать принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды.

Оценка результатов

выполнения практической

работы;

Оценка результатов

устного и письменного

опроса;

Оценка результатов

тестирования;

Оценка результатов

решения ситуационных

задач.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЕН.03 Экологические основы природопользования

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО100126 – "Сервис домашнего и коммунального хозяйства"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЕН. 02 ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

Рабочая  ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЕН. 02 ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЕН.01 Экологические основы природопользования

Рабочая программа учебной дисциплины  ЕН. 01 Экологические основы природопользования разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта государственного образовательно...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЕН.01 Экологические основы природопользования

Рабочая программа учебной дисциплины  ЕН. 01 Экологические основы природопользования разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта государственного образовательно...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЕН 03. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

Учебная дисциплина ЕН.03 «Экологические основы природопользования» является обязательной частью общепрофессионального цикла основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по спец...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЕН.02 «Экологические основы природопользования»

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности38.02.01«Экономика и бухгалтерский учёт» утв...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЕН. 03 ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

Рабочая программа учебной дисциплины ЕН. 03 ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образовани...