Разработка проекта "Математика вокруг нас"
проект

Данный проект был реализован учащимися 3 класса. Разделившись на группы, ребята находили материал по темам: "Математика в играх", "Математика в литературе", "Математика в географии", "Математика в профессиях"

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

«Проектная деятельность  на предметах естественно-математического цикла»

Введение ФГОС привело к  перестройке организационной и методической деятельности образовательного процесса. Ведущее место среди методов принадлежит сегодня методу проектов. Термин "проект" (projectio) в переводе с латинского означает - бросание вперед. Согласно стандарту под проектом понимается комплекс взаимосвязанных действий, предпринимаемых для достижения определенной цели в течение определенного периода в рамках имеющихся возможностей.

Образовательный (учебный) проект - организационная форма работы, которая (в отличие от занятия или учебного мероприятия) ориентирована на изучение законченной учебной темы или учебного раздела и составляет часть стандартного учебного курса или нескольких курсов. В начальной школе его можно рассматривать как совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую или игровую деятельность учащихся-партнеров, имеющую общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта. Он может осуществляться в урочной и во внеурочной деятельности, может быть рассчитан на один урок или на весь учебный год; от мини-проектов для изучения различных предметных тем до межпредметных, внепредметных и внешкольных.

Цель учебного проекта в начальной школе - развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.

Задачи:

1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.

2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:

  • умение вести диалог;
  • координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;
  • способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;

3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:

  • воспитание целеустремлённости и настойчивости;
  • формирование навыков организации рабочего пространства и рабочего времени;
  • формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность, принимать решения.

4. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование)

Можно обозначить основные компоненты проектной деятельности учащихся как дидактического метода:

  • Наличие социально значимой задачи (проблемы) исследовательской, информационной, практической (работа над проектом — это разрешение данной проблемы).
  • Реализация первого этапа работы над проектом как планирования действий по разрешению проблемы, иными словами — проектирование самого проекта.
  • Обязательное присутствие деятельности по поиску информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участником проектной группы.
  • Наличие значимого проекта (выхода проекта), как результата работы над проектом.
  • Представление (презентация) продукта и его социальной значимости на последнем этапе работы над проектом.

Главная идея проектно-исследовательской деятельности — направленность учебно-познавательной деятельности на результат, который получается при решении практической, теоретической, но и обязательно личностной и социально-значимой проблемы. Этот результат называется проект.

Типы проектов:

  • исследовательские
  • творческие
  • игровые
  • информационные
  • социально-значимые 

Представляем вашему вниманию проект «Математика вокруг нас».

Паспорт проекта:

Вид проекта: исследовательский

Тип проекта: творческий, групповой, индивидуальный

Участники проекта: ученики 3 - 4 класса

Проблема: может ли современный человек обойтись без знания математики

Цель проекта: узнать, какую роль играет математика в жизни человека?

Задачи проекта:

  1. Формирование навыков исследовательской деятельности.
  2. Развивать умение находить необходимую информацию и использовать её в практической деятельности.
  3.  В процессе работы над проектом развивать такие личностные качества, как умение работать в группах, добросовестность и ответственность за предполагаемый результат работы.

План реализации:
I этап -  Подготовительный

  • Беседа, в результате которой возникают вопросы: для чего мы учим математику? Может ли современный человек обойтись без знания математики? Какую роль играет математика в жизни человека?
  • Обсуждение, поиск ответов на поставленные вопросы
  • Принятие, уточнение и конкретизация цели и задач проекта

II этап Основной (практический)

  • Деление на группы:

- Математика в литературе

- Математика в играх

- Математика в географии

-  Математика в профессиях.

  • Планирование деятельности в группах.
  • Распределение ролей и обязанностей.
  • Выбор предполагаемых продуктов деятельности в группах.

Продукт проекта:

  • презентации

-  сборники

  • информационные  листы

-  сообщения - рефераты

Презентация – публичное предъявление результатов проекта  на празднике «Математика – царица наук»

Срок реализации проекта: краткосрочный   (2 недели).                        

Результаты работы:

Группа «Математика в играх»

Цель: узнать, какие игры связаны с математикой.

  • Разучили подвижные игры:

«Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три….»

«На одной ножке»;

«Третий лишний»;

«Вдвоём одну верёвку»;

«Семеро одного не ждут»;

«Я знаю пять имён, птиц, животных…».

  • Конструктор ЛЕГО – знакомство с дробями.
  • Математические игры - фокусы
  • Математика в компьютерных играх

Группа «Математика в литературе»

Цель: составить сборник пословиц, поговорок, загадок, в которых есть числа. Найти литературные произведения, в которых присутствует математика. Составить вопросы и задачи по литературным произведениям.

Пословицы и поговорки

  • Семеро одного не ждут.
  • Семеро с ложкой - один с плошкой.
  • Семеро не один, в обиду не дадим.
  • Семь бед — один ответ.
  • Семь деревень, а лошадка одна.
  • Пять денег да грош, пять копеек да денежка стара – много ли стало.
  • Двух зайцев гонять — ни одного не поймать.
  • Два часа собирался, два часа умывался, час утирался, сутки одевался.
  • Два сапога - пара.
  • Два века не жить, а век — не тужить.
  • Два брата — на медведя, а два свояка — на кисель.
  • Два века не изживешь, две молодости не перейдешь.
  • Два раза не умирать.
  • Два сапога — пара, и оба на левую ногу.
  • Два медведя в одной берлоге не уживутся
  •  Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

Числа в загадках

Проживают в трудной книжке Хитроумные братишки.

 Десять их, но братья эти Сосчитают всё на свете.  (Цифры) 

Сколько ушек на макушке,

 Сколько ног у пол лягушки,

 Сколько у сома усов 

 У планеты полюсов,

 Сколько в целом половинок,

 В паре - новеньких ботинок,

 И передних лап у льва

Знает только цифра… (два)

Группа «Математика в географии»

Цель: узнать, о чём могут рассказать числа в географии

Продукт – ролик

700.000 – столько рек и речек насчитывается в Якутии.

800.000 – столько в Якутии озёр.

4.400  км – протяжённость Лены, одной из крупнейших рек мира.

2.273  км -  протяжённость реки Алдан.

1.436 км – протяжённость реки Олёкма 2.650 км – протяжённость реки Вилюй (Левый приток Лены)

1.726 км – длина реки Индигирка.

2.129 км – протяжённость реки Колыма.

Группа «Математика в профессиях»

Цель: узнать, во всех ли профессиях нужна математика.

Продукт – презентация.

Выступление руководителя группы Шувалова Кирилла:

- На научно – практической конференции я защитил работу «Календарь профессиональных праздников», поэтому при работе над проектом я выбрал группу «Математика в профессиях».  Мы с ребятами составили анкету для родителей с вопросами:

  1. Где работает мама:

                                  папа:

  1. Нужна ли Вам математика в профессии:

Анкетирование показало, что  родители  наши имеют разные профессии, но почти всем математика нужна для работы (2 человека написали, что им не нужна математика). Вот, например, мои родные:

мама

Бухгалтер

Бухгалтеру  безусловно нужна математика.

Он ведет учет основных средств, товарно-материальных ценностей, результаты финансово-хозяйственной деятельности (определение размера прибыли). Расчет с поставщиками и заказчиками. Поэтому должен обладать высоким уровнем математических способностей

папа

Пожарный

Для пожарных также необходима математика.

Необходимо быстро и верно рассчитать время для эвакуации людей при пожаре. Произвести расчет сил и средств для ограничения развития и тушения пожара. Рассчитывание   форм и площади пожара.Применение схемы водоснабжения и расписания выезда пожарных подразделений

бабушка

Медицинский работник

Медицинский работник – лицо, посвящающее свои знания и умения предупреждению и лечению заболеваний, сохранению укреплению здоровья человека. Медику конечно же нужна математика, как он без нее будет просчитывать, сколько нужно лекарств, когда лучше сделать операцию. Математика и медицина требуют одних и тех же приемов: наблюдение, анализ, диагностика.

Внимание и терпение  - это качества, необходимые врачу и математику

Мы определили профессии, для которых математика очень важна. Это экономисты, бухгалтеры, строители, инженеры, учителя математики, программисты, конструкторы…

Даже домохозяйкам математика нужна.

Потом мы предположили, что, например, психологу, учителям русского языка, дворнику математика не нужна. Мы поговорили с нашим психологом Дёминой Н.В., и она сказала, что математика очень нужна в их профессии, очень часто она работает с  формулами, которые помогают делать выводы в различных опросах.

Учителям русского языка математика нужна при составлении отчётов

Дворник. Название профессии происходит от слова двор, то есть дворник- это уборщик двора. В начале 21 века труд дворника в развитых странах частично механизирован. Для подметания улиц и площади используют  специальные автомобили со щетками. А там где появляется техника, не обойтись без математики.

За дворником закреплена определенная площадь, нужно рассчитать ее , а также рассчитать время для выполнения работы.

Мы убедились, что ни одна профессия не обходится без математики. А это значит, относиться к этому предмету нужно очень внимательно.

III Заключение

      Поставив перед собой проблему «Какую роль играет математика в жизни человека ?» пришли к выводу:

  • математика сопровождает человека с первой минуты его жизни.   Это дата рождения, вес, рост.
  • математика  есть в доме каждого человека;
  • математика присутствует в некоторых наших играх;
  • с математикой мы встречаемся и в литературе (пословицы, поговорки, скороговорки, стихи, сказки…)

-  математика связана с географией;

-  на работе родители  не могут  обойтись без математики;

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Проект «Математика вокруг нас» Разработала учитель начальных классов МБОУ «Гимназия г. Алдан » Огнева В.К.

Слайд 3

Паспорт проекта: Вид проекта : исследовательский Тип проекта : творческий, групповой, индивидуальный Участники проекта : ученики 3 класса Проблема : может ли современный человек обойтись без знания математики Цель проекта : узнать, какую роль играет математика в жизни человека ? Задачи проекта : Формирование навыков исследовательской деятельности. Развивать умение находить необходимую информацию и использовать её в практической деятельности. В процессе работы над проектом развивать такие личностные качества, как умение работать в группах, добросовестность и ответственность за предполагаемый результат работы.

Слайд 4

План реализации: I этап - Подготовительный II этап Основной (практический) Работа в группах: Математика в литературе Математика в играх Математика в географии Математика в профессиях. Продукт проекта: презентации - сборники информационные листы - сообщения - рефераты Презентация – публичное предъявление результатов проекта на празднике «Математика – царица наук» Срок реализации проекта : краткосрочный ( 2 недели ) . Деление на группы. Планирование деятельности в группах. Распределение ролей и обязанностей. Выбор предполагаемых продуктов деятельности в группах.

Слайд 5

Математика в играх Цель: узнать какие игры связаны с математикой

Слайд 6

Математика в литературе Цель: составить сборник пословиц, поговорок, загадок, в которых есть числа. Найти литературные произведения, в которых присутствует математика

Слайд 7

Математика в географии 700.000 – столько рек и речек насчитывается в Якутии. 800.000 – столько в Якутии озёр. 4.400 км – протяжённость Лены, одной из крупнейших рек мира. 2.273 км - протяжённость реки Алдан. 1.436 км – протяжённость реки Олёкма 2.650 км – протяжённость реки Вилюй (Левый приток Лены) 1.726 км – длина реки Индигирка. 2.129 км – протяжённость реки Колыма. 872 км – длина реки Яна. Цель: узнать, о чём могут рассказать числа в географии

Слайд 8

Запомните все, что без точного счета Не сдвинется с места любая работа. Без счета не будет на улице света. Без счета не может подняться ракета Без счета письмо не найдет адреса И в прятки сыграть не сумеют ребята Математика в профессиях Цель: узнать, во всех ли профессиях нужна математика

Слайд 9

Математика в профессиях Анкета для родителей 1.Где работает мама - папа – 2.Нужна ли Вам математика в профессии? 3. Пожелание детям -

Слайд 10

Бухгалтер Бухгалтеру безусловно нужна математика. Он ведет учет основных средств, товарно-материальных ценностей, результаты финансово-хозяйственной деятельности (определение размера прибыли). Расчет с поставщиками и заказчиками. Поэтому должен обладать высоким уровнем математических способностей Какой будет заработная плата после повышения ее на 30%, если до повышения она составляла 8760рублей и с работника берется подоходный налог 13%

Слайд 11

Пожарный Для пожарных также необходима математика. Необходимо быстро и верно рассчитать время для эвакуации людей при пожаре. Произвести расчет сил и средств для ограничения развития и тушения пожара. Рассчитывание форм и площади пожара. П рименение схемы водоснабжения и расписания выезда пожарных подразделений Возгорание бытового помещения на первом этаже трехэтажного дома. За какое время будет локализован пожар и сколько понадобиться техники?

Слайд 12

Медицинский работник Медицинский работник – лицо, посвящающее свои знания и умения предупреждению и лечению заболеваний, сохранению укреплению здоровья человека. Медику конечно же нужна математика, как он без нее будет просчитывать, сколько нужно лекарств, когда лучше сделать операцию. Математика и медицина требуют одних и тех же приемов: наблюдение, анализ, диагностика. Внимание и терпение - это качества, необходимые врачу и математику В больницу поступила 16-летняя девочка с отравлением. Сколько таблеток активированного угля ей необходимо дать в течении дня, если известно, что на 1 кг веса требуется 0,25 мг лекарства, а ее вес составляет 50кг?

Слайд 13

П рофессии , в которых важны математические знания экономисты, бухгалтеры , строители , инженеры , учителя математики, программисты , конструкторы

Слайд 14

Дворник Название профессии происходит от слова двор, то есть дворник- это уборщик двора. В начале 21 века труд дворника в развитых странах частично механизирован. Для подметания улиц и площади используют специальные автомобили со щетками. А там где появляется техника, не обойтись без математики! За дворником закреплена определенная площадь, нужно рассчитать ее , а также рассчитать время для выполнения работы.

Слайд 15

III Заключение Поставив перед собой проблему «Какую роль играет математика в жизни человека ?» пришли к выводу: математика сопровождает человека с первой минуты его жизни. Это дата рождения, вес, рост. математика есть в доме каждого человека; математика присутствует в некоторых наших играх; с математикой мы встречаемся и в литературе (пословицы, поговорки, скороговорки, стихи, сказки…) - математика связана с географией; - на работе родители не могут обойтись без математики; Если мы действительно знаем что-то, это благодаря изучению математики. ( П.Гассенди )

Слайд 16

Литература: 1. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. - М.: АРКТИ, 2006. 2. Организация проектной деятельности в образовательном учреждении. Составитель Щербакова С.Г. - Волгоград: ИТД "Корифей". 3. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Вестник образования.2004. №13, 15. 4. Ткачук Е.А. Содержание и методические особенности организации проектной деятельности с младшими школьниками. http : www.ped-sovet.ru 5. http://linda6035.ucoz.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка интегрированного урока на тему "Маркетинговая среда вокруг предприятий отрасли печати"

  Интегрированный урок проводился по МДК Основы управления производством полиграфической продукции  (Тема Управление маркетинговой деятельностью в полиграфическом производстве) и ОГСЭ...

Методическая разработка внеучебного занятия «Вокруг света: Индия» (форма: колесо обозрения)

Методическая разработка составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 44.02.01 Дошкольное образование и 54....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПРОФЕССИИ 15.01.05. «СВАРКА ВОКРУГ НАС»

        Внеклассное мероприятие по профессии электросварщик «Сварка вокруг нас» организовано для обучающихся 1 курса по профессии 15.01.05 «Сварщик (ручной...

Методическая разработка Викторина «Экология вокруг нас»

Игра-викторина помогает расширить представления студентов об окружающем мире, углубить и расширить знания по экологическому состоянию нашей планеты, охране природы и рациональному природопользованию, ...

Методическая разработка тематического вечера «Полимеры вокруг нас»

АннотацияМетодическая разработка тематического вечера «Полимеры вокруг нас» содержит пояснительную записку, программу, сценарий, список литературы, приложение. Согласно сценарию студенты с...