Открытый урок на тему гидроксиды. Основания
план-конспект урока

Монгуш Эрес Александрович

Технологическая карта урока на тему: «Гидроксиды. Основания»

Цель урока:

Образовательная: повторить, углубить и обобщить знания обучающихся о физических свойствах гидроксидов, их нахождения в природе; закрепить умения классифицировать гидроксиды.

Развивающая: способствовать развитию умения анализировать,  навыка логического мышления, творческих способностей при решении нестандартных задач; формировать умение представления при изучении состава, строения и свойств гидроксидов.

Воспитывающая: продолжать формировать понимание причинно-следственных связей (состав - строение - свойства), воспитывать бережное отношение к окружающей среде; способствовать формированию интереса к предмету, внимательности, трудолюбия, любознательности, наблюдательности.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_no_39_otkrytyy_urok_na_temu_gidroksidy._osnovanie.docx41.29 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА

МБОУ СОШ №2 Г.ШАГОНАР

Технологическая карта урока на тему: 

«Гидроксиды. Основания»

Разработал: Монгуш Э.А.

Учитель химии МБОУ СОШ

С.Торгалыг

ШАГОНАР – 2020

Технологическая карта урока на тему: «Гидроксиды. Основания»

Цель урока:

Образовательная: повторить, углубить и обобщить знания обучающихся о физических свойствах гидроксидов, их нахождения в природе; закрепить умения классифицировать гидроксиды.

Развивающая: способствовать развитию умения анализировать,  навыка логического мышления, творческих способностей при решении нестандартных задач; формировать умение представления при изучении состава, строения и свойств гидроксидов.

Воспитывающая: продолжать формировать понимание причинно-следственных связей (состав - строение - свойства), воспитывать бережное отношение к окружающей среде; способствовать формированию интереса к предмету, внимательности, трудолюбия, любознательности, наблюдательности.

 

УУД:

Личностные УУД: актуализация сведений из личного жизненного опыта, примеры, содержащие сведения, которые знакомы из межпредметных знаний, развитие самостоятельности, чувства гордости за российскую химическую науку.

Регулятивные УУД: научиться обобщать полученную информацию, классифицировать объекты по предложенным критериям, оценивать свои достижения. Выполнять учебное задание в соответствии с целью. Соотносить учебные действия с известными правилами.

Познавательные УУД: развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе изучения темы «Гидроксиды». Умение строить план изучения важнейших классов неорганических соединений. Находить сходство и различие между объектами, обобщать полученную информацию.

Коммуникативные УУД: умение формулировать определение, подбирать аргументы, организация самостоятельной работы, делать правильные логические выводы из полученных результатов.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Методы урока и методические приемы: рассказ, беседа, работа с учебником.

Оборудование урока: Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, ИКТ, учебник Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман «Химия. 8класс», Презентация «Гидроксиды. Основания».

 

Ход урока

Этапы урока. Время.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент

(2 -3 мин.)

2. Актуализация знаний. Постановка проблемы

(5-6 мин)

4. «Открытие» нового знания.

(20 мин.)

5.Первичное закрепление.

(3 мин)

6. Итог урока.

(6 мин)

Рефлексия

(1 мин)

Здравствуйте, Ребята! Присаживайтесь. У нас сегодня необычный урок, как вы заметили, присутствуют гости, давайте будем радушными хозяевами.

Подготовка обучающихся к активной работе на основном этапе

3.1.Мотивоционно-ориентировачный этап:

Сегодня мы будем говорить об очень важном классе химических соединений. Чтобы узнать, что это за вещества? На слайде загадка. Прочитайте ее. Постарайтесь отгадать. 

 

Из нас не сваришь супа,

Содержим мы гидроксогруппу,

И атомов металла

В нашей формуле немало.

 (Основания.) 

 Вы правильно отгадали загадку. Именно об основаниях мы и будем говорить. Учитель ставит перед классом познавательную задачу: Пользуясь информацией стихотворения, скажите мне, какие же вещества относятся к основаниям? 

 Учащиеся приходят к выводу:

- Гидроксиды содержат гидроксогруппу;

- В состав гидроксидов входят атомы металлов;

На классной доске записаны формулы веществ: Na, Na2O, NaOH, K, K2O, KOH,S,  H2O, Ca, CaO, Ca(OH)2,  Cu, CuO,SO2, Cu(OH)2, Fe, Fe2O3, SO3,  Fe(OH)3, CO, Fe(OH)2,  Al2O3,  СО2,  P, P2O5,  Al(OH)3.

  - к доске вызываются отдельные учащиеся и находят и называют среди записанных формул: простые вещества, оксиды, из которых потом выбирают основные, кислотные и амфотерные (По мере определения и названия веществ – формулы их стираются).

 На доске остаются формулы незнакомых для учащихся веществ: NaOH, KOH, Ca(OH)2, Cu(OH)2,Fe(OH)3. 

Записывается тема урока: «Гидроксиды. Основания».

Выводится общая формула оснований: Ме(ОН)х. Учащиеся на основании вышеустановленных признаков  класса оснований самостоятельно дают определение этому классу соединений.

Число гидроксогрупп в составе гидроксидов определяется валентностью металлов. Если валентность химического элемента переменная, то указывается римской цифрой, заключённой в круглые скобки, после названия химического элемента.

-На какие группы можно разделить гидроксиды?

- По какому признаку?

Гидроксиды подразделяют на основания и амфотерные гидроксиды (учащиеся открывают учебник и смотрят схему 7 на стр 138). Амфотерные гидроксиды будете изучать позже. В этом параграфе будем рассматривать только основания. По растворимости в воде основания делятся на растворимые и нерастворимые. Растворимых называют еще щелочами, запомнить это нужно очень хорошо. Очень важно знать какие основания являются растворимыми. Для этого мы вспоминаем табличку и помним в первой группе и первой подгруппе, кроме водорода, первые 5 элементов называются щелочными. Соответственно, металлы, которые образованы этими элементами называются щелочные металлы. К ним относят: Li, Na, K, Rb, Cs. Это щелочные металлы с гидроксогруппой образуют щелочи. Также к активным металлам относят щелочно-земельные металлы. Это Ca, Sr, Ba. Они также образуют щелочи, которые хорошо растворяются в воде. Все остальные основания в воде не растворимы.

Учитель приглашает 2 группы учащихся к доске, чтобы составили уравнения реакций получения оснований

                                                           Получение оснований

                     растворимых                                                               нерастворимых                  

                         (щёлочи)

                                                                                                   

   1). Активный Ме + вода =                                           1). Соль (в р-ре) + щёлочь                                                          

                щёлочь + водород                                            нерастворимое основание +

    2К + 2НОН    =      2КОН + Н2                                  + другая соль (в состав соли

                                                                                        должен входить Ме, способный

   2). Оксид активного Ме + вода                                 образовать нерастворимое

                щёлочь                                                          основание)                                                                                                                                                                  

        СаО + НОН    =    Са(ОН)2                                   FeCl3 + 3KOH   =     Fe(OH)3   +3KCI            

 

  3). Электролиз растворов хлоридов

         активных металлов

В лаборатории щелочи можно получить при взаимодействии активных металлов и их оксидов с водой.

В промышленности гидроксид калия и натрия получают электролизом (разложением под действием электрического тока) водных растворов хлорида натрия и калия.

А как получить нерастворимое в воде основание? Ведь металлы, атомы которых входят в состав нерастворимых в воде оснований, а также их оксиды с водой при обычных условиях не реагируют.

К раствору хлорида железа (III) добавляют гидроксида калия.  

Мы знаем многое, но не всё.

Известно, ли вам, дети,

Каково агрегатное состояние гидроксидов?

Перед вами фото гидроксидов,

Глядя на таблицу, к какому выводу вы пришли?

Большинство оснований (щёлочи) – твёрдые белые вещества, растворимые в воде, мыльные на ощупь. Они разъедают ткани, бумагу, другие материалы, поэтому их называют едкими щелочами. Это их физические свойства. 

Наш урок подошел к своему логическому завершению. Давайте подведем итог нашей работы. Что мы узнали сегодня на уроке?

- определение гидроксидов;

- изучили классификацию гидроксидов;

- их агрегатное состояние, состав;

- получение;

- познакомились с реакцией обмена.

А чтобы проверить усвоение данного материала, мы проведем небольшую самостоятельную работу.

Возьмите листы, выполняем работу, задания на ваших столах.

Проверка работы в парах (взаимопроверка) по ответам на экране.

Итак, мы знаем, что все гидроксиды делятся по растворимости на основания (растворимые, и нерастворимые) и по химическим свойствам (амфотерные гидроксиды).

Вот  химическим свойствам гидроксидов и будет посвящена тема нашего следующего урока.

Запишем домашнее задание. §41 выучить, ответить на вопрос №2,стр.139.

И в заключении выразите ваше отношение к уроку. Спасибо за плодотворную работу на уроке. До свидания.

Настраиваются на работу. Отвечают на вопросы, отгадывают загадку.

Отвечают на вопрос.

Работают у доски.

Определяют, к какому классу относятся данные вещества, назвать их.

Записывают тему урока.

Записывают определение, дают характеристику вещества по формуле.

Отвечают на вопросы,

Слушают учителя.

Работают с учебником.

Записывают схему в тетрадь

Несколько учащихся участвуют в игре. Представитель каждой группы комментирует полученный результат.

Остальные записывают реакции в тетрадь.

Учащиеся отвечают на поставленные вопросы.

Подводят выводы.

Формулируют итог урока.

Выполнение самостоятельной работы.

Осуществляют взаимопроверку.

Д/З.записывают в дневник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План открытого урока по теме"Набрасывание раствора с сокола штукатурной лопаткой слева направо"

План открытого урока по профессионально-трудовому обучению (штукатурно-малярное дело). Тема урока: Набрасывание раствора с сокола штукатурной лопаткой слева направо. Цели урока:   Учебна...

Открытый урок по теме "Функциональные стили речи"

Это открытый урок по "Культуре речи", "Русскому языку" и "стилистике" по теме "Функциональные стили речи", включающий в себя план, лекцию и приложения с презентацией, тестом, таблицей. Цели и зад...

Открытый урок на тему: "Постоянный электрический ток"

Открытый урок на тему: "Постоянный электрический ток"...

Открытый урок на тему «My new clothes» в 3 классе по УМК "Starlight"

Данный материал предназначен для учащихся 3-их классов для систематизации и закрепления знаний по теме "My new clothes" по УМК "Starlight"...

Открытый урок на тему: "Теория вероятностей в вопросах и задачах" (в форме урока общения)

Методика проведения занятия в форме «Урок общения»Наблюдения за группой показали, что использование даже самых  активных форм работы может не дать 100% загрузки всех учащихся, не вклю...

Методическоя разработка открытого урока по теме:"Организация поездок и путешествий" Тема занятия:"Бронирование билетов в аэропорту. Беседа со служащими аэропорта и таможни"

Метотодическая разработка открытого урока по теме: "Организация поездок и путешествий" Тема занятия: "Бронирование билетов в аэропорт. Беседа со служащими аэропорта и таможни"...