Практическая работа по биологии: "Сравнение процессов экологического и географического видообразования"
план-конспект урока

Данилова Таисия Викторовна

Практическая работа по биологии, для студентов СПО

Скачать:


Предварительный просмотр:

Практическая работа

«Сравнение процессов экологического и географического видообразования»

Цели: 1. Изучить события, которые происходят при различных процессах видообразования.

2. Научиться определять механизмы различных процессов видообразования на конкретных примерах.

Оборудование: карточки-инструкции, биологические задачи, фотографии и изображения с примерами различных процессов видообразования.

Ход работы: 1. На основе поученных знаний заполните таблицу, охарактеризовав условия, механизмы, результаты и место действия, виды возникающих изоляций при различных типах видообразования:

Параметры сравнения

Экологическое видообразование

Географическое видообразование

Сходство

Отличия

2. Определите последовательность событий при видообразовании. Заполните схему, используя предложенный материал:

Изменение среды обитания или положения вида (популяции) в ней

                                                                    ↓

Обострение борьбы за существование между особями вида

                                                                    ↓

                                                                    ↓

                                                ↓                                                    ↓

ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ВИДООБРАЗОВАНИЕ

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВИДООБРАЗОВАНИЕ

1.

1.

2.

2.

3.

3.

4.

4.

5.

5. Возникновение новых видов

6.Возникновение новых видов

- расселение на новые территории;                       - отбор в новых условиях среды;

- отбор в новых условиях среды;                           -  биологическая изоляция;

- биологическая изоляция;                                     - возникновение подвидов;

- возникновение подвидов;                                    - освоение новых экологических ниш в                                                                                                                                                                                                                                                                                

- географическая изоляция между популяциями;                   пределах старого ареала;

- отбор особей, наследственные изменения которых позволяют им осваивать новые территории или местообитания;

- изменение направлений естественного отбора соответственно новым условиям борьбы за существование.

3. О каком процессе видообразования идет речь в примерах:

А) У представителей семейства цветочниц, обитающих на Гавайских островах: птиц-цветочниц, орехоядных, зерноядных и насекомоядных, различные форму клюва.. Укажите возможные причины такого многообразия форм клюва.

Б) У некоторых растений семейства крестоцветных стручок не раскрывается, а распадается на односемянные членики вследствие разламывания плодов с помощью поперечных перетяжек. Это растение является надоедливым сорняком.

В) Фенек обитает в пустынях Африки, лисица обыкновенная типична для  умеренных широт, песец обитает в тундре. Эти близкие в систематическом отношении виды значительно отличаются размерами ушей.

4.Решите биологическую задачу: два вида дафний конкурируют из-за пищи и поэтому не могут сосуществовать в одном аквариуме: один вид вытесняет другой. Предложите возможные пути, обеспечивающие сосуществование дафний.

5. Сделайте выводы о проделанной работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ по дисциплине ЕН.01. «Экологические основы природопользования»

  Методические рекомендации разработаны для выполнения практических заданий по дисциплине ЕН.01. «Экологические основы природопользования» по специальности: 29.02.04 Конструиро...

Практические работы для 2-го курса "Экологические основы природопользования"

Практические работы для 2-го курса "Экологические основы природопользования"...

Методические указания для обучающихся по выполнению практических работ по дисциплине «Гражданский процесс»

Методические указания для обучающихся по выполнению практических работ по дисциплине «Гражданский процесс», для специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения....

Методические указания к проведению практических работ по дисциплине Арбитражный процесс для специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения

Методические указания к проведению практических работ по дисциплине Арбитражный процесс для специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения...

Методические указания обучающимся по выполнению практических работ по дисциплине ЕН.03 "Экологические основы природопользования"

Разработаны для обучающихся  по специальности: 08.02.06 Строительство и эксплуатация городских путей сообщенияСоставитель:Бахина Ирина Эдуардовна, преподаватель экологии  ОГАПОУ «БСК&r...