Практические работы для 2-го курса "Экологические основы природопользования"
учебно-методический материал на тему
Практические работы для 2-го курса "Экологические основы природопользования"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 74.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Практическая работа № 2 Тема: Определение количества антропогенных загрязнений, попадающих в окружающую среду в результате работы автотранспорта. Цель: Изучить экспресс-методику определения степени загрязнения атмосферного воздуха токсическими веществами, содержащимися в выхлопных газах городского автотранспорта. Материалы и оборудование: часы, ручки, калькулятор. Задание 1. Выберите несколько различных участков автотрассы длиной около 100 м. Определите число единиц автотранспорта проходящих по выбранному участку в течение 30 или 60 мин. При этом учитывайте, сколько автомобилей определенного типа (легковые, грузовые, автобусы, дизельные грузовые автомобили) проехало по выбранному участку. В том случае если наблюдение заняло 30 мин, полученный результат умножьте на 2. 2. Рассчитайте среднее число учтенных автомобилей для каждого типа автотранспорта в зависимости от количества выбранных участков трассы, после чего заполните следующую таблицу 1а: Таблица 1а Среднее число учтенных автомобилей
3. Рассчитайте общий путь, пройденный установленным числом автомобилей каждого типа за 1 час (La, км) по формуле: La= Na x L, Где Na – число автомобилей каждого типа; L – длина участка, км; а - обозначение типа автомобиля. Lл/а = Lг/а = | |||||||||||||||
Lавт = Lдг/а = 4. Рассчитаем количество топлива разного вида (Qa), сжигаемого при этом двигателями автомашин Qa = Ya x Lа л. Где: Y – удельный расход топлива – берём из методических рекомендаций в таблице 2 (Удельный расход топлива Ya (л на 1 км)); L – длина участка, км; значение берём из предыдущего расчёта. а - обозначение типа автомобиля. Qл/а= Qг/а= Qaвт= Qдг/а= 5. Рассчитаем общее количество сожженного топлива (ΣQ) по виду топлива ΣQ = Qл/а+ Qaвт
ΣQбензин = ΣQ = Qг/а+ Qдг/а ΣQдиз.топливо = Результаты вычислений заносим в таблицу1б Таблица 1б Общее количество сожженного топлива
6. Рассчитаем объем выделившихся загрязняющих веществ в литрах по каждому виду топлива: Т = К х ΣQ, л | |||||||||||||||||||||||||||
| Лист | ||||||||||||||||||||||||||
Изм | Лист | Подпись | Дата |
К - значение эмпирического коэффициента берём из таблицы 3 для каждого загрязняющего вещества ΣQ - общее количество сожженного топлива, л. Расчёт заносим в таблицу1в Таблица 1в Объем выделившихся загрязняющих веществ
7. Рассчитаем массу выделившихся вредных веществ m = V x M/22,4 , г М – молекулярная масса (для СО – 28, для NO2 – 46, средняя молекулярная масса для углеводородов - 43).
Угарный газ m = Углеводороды m = Диоксид азота m = 8. Определяем среднесуточную концентрацию вредных веществ в атмосферном воздухе с учетом того, что объем используемого воздуха вблизи участка дороги длиной 100 метров составляет примерно 20 000 м3. Угарного газа Ссс = Углеводородов Ссс = Диоксида азота Ссс = Сопоставив полученные результаты с ПДКСС для каждого из вредных веществ, сделать соответствующий вывод Вывод: Ответы на контрольные вопросы: | ||||||||||||||||||||||||||
| Лист | |||||||||||||||||||||||||
Изм | Лист | Подпись | Дата |
Лабораторная работа № 1 Тема: Определение качества воды.
Цель: Определить качество воды. Материалы и оборудование: колба, вода, пробка, горелка, раствора перманганата калия, раствора СМС, раствор поваренной соли. Ход выполнения Опыт №1. Определение органолептических характеристик воды 1. Определение запаха
Определение интенсивности запаха
Характер запаха определите по таблице 2 в методических рекомендациях. Занесите в таблицу результат определения. Определение характера запаха
2. Определение цветности 1. Заполните пробирку водой до высоты 10-12 см. 2. Определите цветность воды, рассматривая пробирку сверху на белом фоне при достаточном боковом освещении (дневном, искусственном). 3. Выберите из таблицы 3 в методических рекомендациях наиболее подходящий оттенок. Занесите в таблицу результат определения. | |||||||||||||||||||||||||||||
Изм | Лист | №документа | Подпись | Дата | |||||||||||||||||||||||||
Разраб. | Отчет | Лит. | Лист | Листов | |||||||||||||||||||||||||
Проверил | 1 | ||||||||||||||||||||||||||||
-______ | |||||||||||||||||||||||||||||
Н. контр | |||||||||||||||||||||||||||||
Утв. | |||||||||||||||||||||||||||||
Определение цветности
3. Определение мутности 1. Заполните пробирку водой до высоты 10-12 см. 2. Определите мутность воды, рассматривая пробирку сверху на темном фоне при достаточном боковом освещении (дневном, искусственном). Выберите нужное из таблицы 4 в методических рекомендациях. Занесите в таблицу результат определения.
Опыт №2. Грязная или чистая вода?Наполните пробирку водой. Добавьте в нее немного раствора перманганата калия. Что наблюдаете? На основании наблюдений сделайте вывод о том, какая у Вас вода. Наблюдения _________________________________________________________ Опыт №3. Очистка воды от СМС (синтетических моющих средств) В пробирку налейте 2 мл раствора СМС, нагрейте и добавьте поваренную соль до насыщенного раствора. Что наблюдаете? Наблюдения_________________________________________________________ Занесите полученные результаты в сводную таблицу
Вывод: Ответы на контрольные вопросы: | |||||||||||||||||||||||||||||
| Лист | ||||||||||||||||||||||||||||
Изм | Лист | Подпись | Дата |
Практическая работа № 3 Тема: Нормирование качества окружающей среды. Цель: Рассчитать количество загрязняющих веществ, определить ПДК заданных веществ. Материалы и оборудование: калькулятор; справочная литература «Таблицы ПДК загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, в воде водоемов хозяйственно-питьевого и почве культурно-бытового назначения». Задание 1. Составить краткую запись задачи. Решить задачу по варианту. 2. Дать характеристику (мг/м3,мг/л,мг/кг) для данных веществ и сопоставить их с ПДК по справочной таблице. 3. Определить какое из приведенных веществ имеет наибольшую концентрацию? 4. Какое из приведенных веществ имеет наименьшую концентрацию? 5. Сделать вывод. 6. Ответить на контрольные вопросы. Вариант № ___ Допустим, что в воздухе населенного пункта одновременно присутствуют ______________________________________________________________________в концентрациях: С = С = С = С = Соответствующие ПДКсс: ПДК = ПДК = | |||||||||||||
Изм | Лист | №документа | Подпись | Дата | |||||||||
Разраб. | Отчет | Лит. | Лист | Листов | |||||||||
Проверил | 1 | ||||||||||||
| |||||||||||||
Н. контр | |||||||||||||
Утв. | |||||||||||||
ПДК = ПДК =
вещества присутствуют в (меньших, больших) концентрациях, чем установленные на них ПДК. Нужное подчеркнуть. В контролируемой зоне присутствует несколько веществ, обладающих эффектом суммации, значит, качество загрязняющего вещества будет соответствовать установленным нормативам при условии: С1/ПДК1 + С2/ПДК2 +…….+Сn/ПДКn<1, где С1, С2,…. Сn – фактические концентрации вредных веществ, обладающих эффектом суммации; ПДК1, ПДК2,….. ПДКn – предельно допустимые концентрации вредных веществ. Это означает, что в населенном пункте сумма отношений концентраций к ПДК веществ, обладающих эффектом суммации, не должна превышать единицы.
Мы контролируем фактическое содержание вредного вещества (веществ) в воздухе, воде и почве, и сравниваем его с нормативной величиной. Определяем концентрацию ______________________________________________ в рабочей зоне относительно предельно допустимой Суммируем содержание вредных веществ в рабочей зоне по объектам загрязнения | |||||||||||||
| Лист | ||||||||||||
Изм | Лист | Подпись | Дата |
Сопоставляем с ПДК по справочной таблице Вывод: Ответы на контрольные вопросы: | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Лист | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Изм | Лист | Подпись | Дата | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Практическая работа № 4 Тема: Охрана атмосферного воздуха
Цель: Рассчитать некоторые критерии, определяющие качество атмосферного воздуха городов. Предложить методы по охране атмосферного воздуха.
Задание 1. По варианту произвести расчёт следующих величин и показателей:
2. Сделать вывод. 3. Ответить на контрольные вопросы. Исходные данные для выполнения работы (табл. 1) Таблица 1
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Изм | Лист | №документа | Подпись | Дата | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Разраб. | Отчет | Лит. | Лист | Листов | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Проверил | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
-______ | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Н. контр | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Утв. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Вариант № Вычисления выполняем для диоксида азота. Для остальных веществ расчёт аналогичен. Их заносим сразу в таблицу 5. Порядок выполнения работы
Сi Хi = ------------- ПДКм р i Хi = ---------------------------- = мг/ м3 Для остальных веществ расчёт аналогичен, результаты заносим в таблицу
Уi = (---------) =
∑Уi =
Ki = | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Лист | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Изм | Лист | Подпись | Дата | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Таблица 2 Результаты вычислений
Вывод:
Ответы на контрольные вопросы: | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Лист | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Изм | Лист | Подпись | Дата |
Практическая работа № 6 Тема: Изучение Федеральных законов «Об охране окружающей среды», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Цель: изучить правовые вопросы экологической безопасности. Материалы : Федеральные законы «Об охране окружающей среды», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Задание 1: Познакомиться с ФЗ «Об охране окружающей среды», заполнить таблицы №1 и №2 Таблица №1
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Изм | Лист | №документа | Подпись | Дата | ||||||||||||||||||||||||||||||
Разраб. | Отчет | Лит. | Лист | Листов | ||||||||||||||||||||||||||||||
Проверил | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
-______ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Н. контр | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Утв. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Таблица №2
Задание 2: Познакомиться с ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и ответить на вопросы. а. Какие санитарно-эпидемиологические требования предъявляются: (Для ответа на вопросы используйте материалы документов)
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Лист | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Изм | Лист | Подпись | Дата | |||||||||||||||||||||||||||||||
б. Какие виды ответственности за нарушения санитарного законодательства предусматриваются законом. в. Каков порядок наложения штрафа за санитарные правонарушения. г. Кто возмещает вред личности или имуществу граждан в результате нарушения санитарного законодательства. Сделать вывод. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Лист | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Изм | Лист | Подпись | Дата | |||||||||||||||||||||||||||||||
Практическая работа № 5 Тема: Международное сотрудничество в решении проблем природопользования.
Цель: обсуждение проблемы значимости международного сотрудничества в решении проблем природопользования; умения ориентироваться в принципах, формах и направлениях сотрудничества. Вопросы для обсуждения 1. Основной смысл создания международных организаций, занимающихся изучение окружающей среды и восстановлением природных ресурсов 2. Приведите аргументы в защиту тезиса: «Меры предосторожности, предпринимаемые в целях защиты окружающей среды от вредных последствий интенсивного освоения природы, недостаточны, а для их эффективности часто требуется сотрудничество нескольких государств. 3. По каким принципам осуществляется международное сотрудничество по проблемам природопользования? 4. Какие из регионов мира, на ваш взгляд нуждаются в совместной работе различных стран для решения экологических проблем и почему? 5. Дать характеристику направлений международного сотрудничества по проблемам природопользования, в которых принимает участие Россия. 6. Почему сегодня так актуален девиз: «Мыслить глобально, действовать локально»? Итоги обсуждения: |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/27/picture-637068-1459106356.jpg)
Рабочая тетрадь для выполнения практических работ по дисциплине ОП.07.«Основы экономики, менеджмента и маркетинга» для студентов СПО, обучающихся по специальности 260807 «Технология продукции общественного питания». Часть I.
Рабочая тетрадь предназначена для выполнения самостоятельных и практических работ по дисциплине ОП.07. «Основы экономики, менеджмента и маркетинга...
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/01/picture-599311-1480607101.png)
ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ "Общие основы технологии металлообработки и работ на металлорежущих станках." по профессии среднего профессионального образования «Токарь-универсал»
Лабораторно-практические занятия у студентов формируют не только эмпирические и теоретических знания, но и умения как опыт осуществления уже известных способов деятельности при изучении об...
![](/sites/default/files/pictures/2014/08/27/picture-295690-1409142024.jpg)
Методические указания по выполнению практических работ по МДК 04.01 Основы менеджмента, управление персоналом.
В Федеральных государственных образовательных стандартах СПО практической работе студентов уделяется большое значение. Они проводятся в ходе осуществления учебного процесса и на...
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/05/picture-811985-1473070864.jpg)
Курс лекций, практических работ и вопросов по дисциплине "Основы теории информации" для специальности 230701 Прикладная информатика (по отраслям)
1.1. Область применения рабочей программыРабочая программа учебной дисциплины «Основы теории информации» является частью основной профессиональной образовательной программы...
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/26/picture-820906-1474876608.jpg)
Методические указания по организации и выполнению практических работ обучающихся по учебной дисциплине «Основы бухгалтерского учета»
Методические указания по организации и выполнению практических работ обучающихся по учебной дисциплине "Основы бухгалтерского учета"...
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/02/picture-888166-1486049246.jpg)
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЛАБОРАТОРНО - ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ ОДП.04 ПОЧВОВЕДЕНИЕ И ОСНОВЫ РАСТЕНИЕВОДСТВА
Методические указания для студентов...
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/04/picture-469222-1536087675.jpg)
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТАМИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ»
Важное место в системе естественнонаучной подготовки отводится лабораторным и практическим работам. Они служат источником знаний, основой для выдвижения и проверки гипотез, средством закрепления ...