Научно - исследовательская работа «Влияние зернобобовых культур на рост и развитие картофеля»
проект

Воронкова Светлана Валерьевна

«Влияние зернобобовых культур на рост и развитие картофеля»

Ермакова В.А., студентка группы 16 АГР специальность «Агрономия»

Научный руководитель: преподаватель Воронкова С.В.

 Научные и производственные данные свидетельствуют о том, что зерновые бобовые культуры среди предшественников по влиянию на плодородие почвы и урожайность последующих культур занимают особую позицию. В современных условиях при дефиците использования минеральных удобрений, с одной стороны, и возрастанием интереса к биологизации земледелия, с другой, исследование зернобобовых в качестве азотонакопителей, как предшественников пропашных культур приобретает несомненную актуальность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл voronkova_s.v.docx292.33 КБ

Предварительный просмотр:

«Влияние зернобобовых культур на рост и развитие картофеля»

Ермакова В.А., студентка группы 16 АГР специальность «Агрономия»

Научный руководитель: преподаватель Воронкова С.В.

Актуальность темы. Научные и производственные данные свидетельствуют о том, что зерновые бобовые культуры среди предшественников по влиянию на плодородие почвы и урожайность последующих культур занимают особую позицию. В современных условиях при дефиците использования минеральных удобрений, с одной стороны, и возрастанием интереса к биологизации земледелия, с другой, исследование зернобобовых в качестве азотонакопителей, как предшественников пропашных культур приобретает несомненную актуальность.

Целью исследований явилось изучение влияния зернобобовых культур на рост и развитие картофеля в севообороте.

Задачи исследований:

  • Изучить основные приёмы агротехники для картофеля и применять их на практике.
  • Проверить данным опытом, как изменится урожайность картофеля совместной посадкой с фасолью.

Практическая ценность работы. Полученные данные можно использовать при проектировании схемы севооборота в сельском хозяйстве, на дачных участках, с целью получения высокого и качественного урожая.

Объектам нашего исследования стало выращивание картофеля с подсевом зернобобовых (фасоль и нут)

Оборудование и реактивы:

Для проведения опыта нам потребуется: семена фасоли, нут, картофель, садовый инвентарь.

Исследования проводили в ГАПОУ ПО ПАК заложенного в 2019 году на коллекционном участке.

Для опыта был использован картофель сорта «Жигулевский». Клубни его округлой формы и желтого цвета. В начале мая картофель был помещен в теплое помещение для яровизации. Для опыта было использовано ведро картофеля.

При опыте №1, в каждую лунку было посажено по 5 семян фасоли и одному клубню картофеля.

При опыте № 2, фасоль была посажена на расстоянии 20 см от картофеля

При опыте №3, нут, был посажен на расстоянии 20 см от картофеля

При опыте №4 картофель высаживали без зернобобовых (контроль)

Посадка была произведена 15 мая. Всходы появились одновременно на опытном и контрольном участке 30 мая.

Опытный участок №1

C:\Documents and Settings\1\Рабочий стол\maxresdefault.jpg

Опытный участок №2,3

http://www.florets.ru/talk/uploads/images/00/04/85/2017/04/19/74636b.jpg

Контрольный участок

Первое окучивание и прополка были проведены 10 июня. 7 июля у картофеля и 3 июля у фасоли началось цветение на опытном участке.

Второе окучивание было проведено 29 июня. В течение всего вегетационного периода проводилась прополка сорняков по мере необходимости.

Одновременно с уходными работами, мы провели анализ почвы с исследуемых участков. Анализ почвы проводили совместно с агрохимлабораторией «Пензенский», который является нашим социальным партнером.

Таблица 1

Агрохимический анализ почвы исследуемых участков

Варианты опыта

pH, ед

Азот, мг/кг

Фосфор, мг/кг

Калий, мг/кг

Участок № 1, 2 (фасоль)

6.4

210

980

1665

Участок № 3 (нут)

6.7

281

1810

3000

Участок № 4

5.9

137

684

650

Результаты агрохимического анализа почвы исследуемых участков свидетельствуют о среднем содержании элементов питания на контрольном участке, и напротив участок №2 и №3, содержание химических элементов превышает оптимальные нормы для овощных культур по всем элементам. При чем, азота на участке №3 с нутом больше, чем на участке с фасолью.

Погодные условия были достаточно благоприятные, хватало тепла и влаги. Уборка картофеля была произведена 18 сентября. Полученный урожай был взвешен и занесен в таблицу №1

Таблица №2

Урожай картофеля

Участок

Крупный картофель

Средний картофель

Мелкий картофель

кг

ведро

кг

ведро

кг

ведро

Опытный участок №1

23

2,5

14

1,5

9

1

Опытный участок №2

37

4

9

1

4,5

0,5

Опытный участок №3

43

5

7

0,7

4,5

0,5

Контрольный участок №4

10

1

27

3

14

1,5

Полученные результаты доказывают, что на опытных участках картофель значительно крупнее, чем картофель на контрольном участке.

Диаграмма №1

Урожай картофеля

Вывод: Анализируя диаграмму можно заметить, что самый крупный картофель был собран на участке №3. Мы предполагаем, что это связано с тем, что нут высадили не много и участок был не слишком загущен и уплотнен. А картофель этого не любит, и поэтому при наличии азота, проветриваемой территории, мы получили достаточно хороший урожай.

На участке №2, также крупного картофеля больше, чем среднего и мелкого, но по сравнению с участком №3 крупного картофеля меньше. Мы предполагаем, что это связано с тем, на участке с нутом больше азота содержится в почве, чем на участке с фасолью.

На участке №1 крупного картофеля больше, чем среднего и мелкого, но по сравнению с участками 2 и 3 урожая картофеля крупного, среднего и мелкого было получено меньше. Мы предполагаем, что это связано с тем, что фасоль была посажена в одну лунку с картофелем и быстрее проросла, при этом забирая из почвы калий и затеняя проростки картофеля.

 На контрольном участке №4, где не использовались зернобобовые куольтуры, мелкого картофеля оказалось почти в два раза больше, чем на опытных участках  и самый крупный картофельный клубень весил 500 г.

Длина клубней тоже разная, на опытных участках - до 16 см., на контрольном - до 12 см.

После взвешивания и измерения клубней картофеля с контрольного и опытных участков можно сделать вывод, что зернобобовые благотворно влияют на общую урожайность картофеля, на размеры и вес клубней. Поэтому можно и в дальнейшем использовать бобовые при посадке картофеля для получения высоких урожаев, но при этом соблюдать определенные правила посадки.

Преимущества соседства бобовых и картофеля

  • бобовые защищают картофель от колорадского жука, а запах картошки отпугивает вредителей от фасоли и бобов
  • картофель защищает ростки бобовых от замерзания, когда те еще совсем молодые и неокрепшие
  • фасоль насыщает почву азотом, так как на ее корнях живут бактерии, которые хорошо усваивают этот элемент и передают его в почву

Однако высаживать бобовые на картофельную грядку нужно с осторожностью. Иначе и тем, и тем будет нанесен только вред и никакой пользы.

Картофель и бобовые высаживать вместе можно, однако нужно соблюдать несколько правил, чтобы все таки соседство оказалось полезным.

Правила посадки

1. Соблюдайте очередность посадки: сначала картофель, а потом бобы. Дайте картофелю  прижиться на участке. Бобовые, как правило, опережают в росте картофель. И если вы нарушите очередность посадки, бобы заберут весь калий и все полезные элементы себе, а основной культуре никакого питания не останется.

2. Не высаживайте слишком много бобов. В идеале объем бобовых не должен превышать 30% от общего объема посадок. Иначе посадки будут слишком загущены и уплотнены. А картофель этого не любит.

3. Как я уже сказала, бобовые стимулируют насыщение почвы азотом. Однако передозировка азота может спровоцировать развитие грибкового заболевания, поражающего клубни - парши.

4. Бобы вырастают очень высокие и своей зеленью могут затенять картофель. В итоге ботва может и нарастет, однако клубни будут очень мелкие. Это еще одна причина почему картофель надо высаживать в первую очередь: пусть бобы "догоняют" картошку, а не наоборот.

5. Не высаживайте бобы в одну лунку с картофелем. Пусть эти две культуры растут на одной грядке, но не вплотную друг к другу, чтобы между ними не было конкуренции за воду, свет и питательные вещества.

Высаживать картофель вместе с бобовыми на одну грядку можно, только делать это нужно аккуратно, чтобы обе культуры получили исключительно пользу от такого соседства!

Список литературы

  1. Банникова А.Г., Вакулин А.А., Рустамов А.К., Основы экологии и охрана окружающей среды, М: «Колос», 2001
  2. Ганжара Н.Ф., Почвоведение, М: «Агроконсалт», 2001
  3. Голубев И.Ф., Почвоведение с основами геоботаники, М: «Колос», 2012
  4. Горбылева А.И., Почвоведение с основами геологии, Минск: «Новое знание», 2002
  5. Желдак В.И., Атрохин В.Г, Лесоводство, М: ВНИИЛМ, 2002

Интернет ресурсы:

  1. http://bagazhznaniy.ru/obrazovanie/cirkulyaciya-atmosfery
  2. http://www.alegri.ru/v-mire-cvetov/dela-sadovye/kartofelvyraschivanie.html
  3. http://datchnik.ru/index.php/kartofel/47-bolezni-i-vrediteli-kartofelya
  4. http://fermer.org.ua/stati/ovoschevodstvo/mesto-kartofelja-v-sevoborote-12277.html
  5. http://biofile.ru/bio/18502.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ ПО ОРГАНИЗАЦИИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

Цель данной статьи- раскрыть характер и возможности  научно-исследовательской работы, как средства овладения студентами методами самостоятельной познавательной деятельности....

Научно-исследовательская работа "Духовно-нравственное и творческое развитие будущих специалистов средствами хорового искусства"

В период социально-экономических преобразований в России процессы воспитания были отодвинуты на второй план, современная молодежь оказалась в водовороте проблем социального самоопределения. Произошла ...

Изучение влияния ионов алюминия на рост и развитие живых организмов

Представлена статья, выполненная по результатам проектной работы, связанной с изучением влияния ионов алюминия на рост и развитие живых организмов....

Научно-исследовательская работа "ИЗУЧЕНИЕ ПОТЕНЦИАЛА УРОЖАЙНОСТИ СОРТОВ ЯРОВОЙ ПШЕНИЦЫ, ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ВНЕСЕНИЯ УДОБРЕНИЙ И ПРОТРАВЛИВАНИЯ СЕМЯН НА УРОЖАЙНОСТЬ ПШЕНИЦЫ В УСЛОВИЯХ УЧЕБНОГО ПОЛЯ МУХОРШИБИРСКОГО ФИЛИАЛА ГАПОУ РБ «РМТ»"

ИЗУЧЕНИЕ ПОТЕНЦИАЛА УРОЖАЙНОСТИ СОРТОВ ЯРОВОЙ ПШЕНИЦЫ, ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ВНЕСЕНИЯ УДОБРЕНИЙ И ПРОТРАВЛИВАНИЯ СЕМЯН НА УРОЖАЙНОСТЬ ПШЕНИЦЫ В УСЛОВИЯХ УЧЕБНОГО ПОЛЯ МУХОРШИБИРСКОГО ФИЛИАЛА ГАПОУ РБ ...

Научно-исследовательская работа учащихся как средство развития их личности

Психолого-педагогическая поддержка учащихся с различными образовательными потребностями является неотъемлемой частью деятельностью учителя и должна находить свое воплощение не только на уроках по пред...

Научно-исследовательская работа по биологии " Влияние органических удобрений на рост и развитие виолы"

Проект по биологии. Тема "Выращивание органических удобрений на рост и развитие виолы". Работа представлена в виде презентации. Проведен опыт по выращиванию растении виолы с использованием о...