«Современный урок, как образовательная технология»
методическая разработка

Обучение в учреждениях системы СПО, включает профильный компонент. И его назначение состоит в том, чтобы приблизить содержание курса химии к потребностям обучающихся, привить интерес к предмету  а, следовательно,  подготовить конкурентоспособных специалистов.

            Все эти обстоятельства требуют поиска новых инновационных средств, форм и методов обучения, связанных с разработкой и внедрением в образовательный процесс современных образовательных и информационных технологий.

            Современный урок в контексте стандарта может быть представлен как образовательная технология.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennyy_urok_kak_obrazovatelnaya_tehnologiya.docx592.78 КБ

Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургское  государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение  «Художественно-профессиональный лицей

Санкт-Петербурга имени Карла Фаберже»

«Современный урок, как образовательная технология».

ПОДГОТОВИЛА:

 преподаватель высшей квалификационной

 категории

Журавлёва Л.А.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

2015

1 слайд

2 слайд.

Для успешного выполнения обязательного минимума и требований к уровню подготовки выпускников предметы естественно-научного цикла были и остаются одними из базовых в структуре ФГОС.

Для обучающихся, которые приходят в профессиональные образовательные учреждения, очень важно, каким  он  себе представляет  выбранную профессию.

Обучение в учреждениях системы СПО, включает профильный компонент. И его назначение состоит в том, чтобы приблизить содержание курса химии к потребностям обучающихся, привить интерес к предмету  а, следовательно,  подготовить конкурентоспособных специалистов.

            Все эти обстоятельства требуют поиска новых инновационных средств, форм и методов обучения, связанных с разработкой и внедрением в образовательный процесс современных образовательных и информационных технологий.

            Современный урок в контексте стандарта может быть представлен как образовательная технология.

3 слайд

К специализированным навыкам для  многих профессий относится знание химии.

Для профессии ювелир это особенно важно. Ювелиры разбираются в составах сплавов, их свойствах, могут изготовить сырье для украшений или переплавить его.  Камень мало добыть, чтобы он «играл» в украшении, его надо правильно обработать. Для этого надо разбираться в химическом составе минералов, их структуре, свойствах. Без этого, порой, невозможно огранить кристалл и вставить в ювелирное изделие. Исходя  из этого, следует, что химия неразрывно связанна и с общеобразовательными и с профессиональными предметами.

   

4 слайд

В настоящее время в связи с  введением ФГОС нового поколения, построенного на компетентности, меняется подход  к  образованию. В связи с эти  требуются новые педагогические технологии в области методики преподавания, поиска инновационных средств, форм,  методов обучения и воспитания,  которые обеспечивают способность обучающихся к саморазвитию и самосовершенствованию.

Современных обучающихся чрезвычайно трудно мотивировать к познавательной деятельности, происходит это потому, что они часто испытывают серьёзные затруднения в восприятии учебного материала по всем общеобразовательном предметам.  

Причина этого - в недостаточно высоком уровне развития мышления и, прежде всего, критического. А это очень важно для человека в современном мире, который входит в новый век с новым обликом познавательной культуры. И поэтому использование современных технологий очень актуально на сегодняшний день.

Современный урок в контексте стандарта может быть представлен как образовательная технология, где цели и результаты урока связаны, а процесс зависит от типа урока и методов, выбранных преподавателем.

В современной системе образования приобретает значимость метод обучения, при котором обучающийся получает знания не в готовом виде, а сам в процессе собственной деятельности добывает их. Для осуществления этой цели как нельзя лучше подходят различные приёмы современных образовательных технологий  такие как системно-деятельностный подход, ТРКМ и т.д.

5 слайд

Для того, чтобы знания обучающихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, развивать их познавательную деятельность. Я стремлюсь преподносить содержание предмета  обучающимся не как готовое задание, а как систему познавательных задач, решая которые, они самостоятельно формулируют теоритические положения.

Как добиться того, чтобы обучающиеся включались в деятельность и не ждали, пока учитель сам все объяснит? Используя принципы развивающегося обучения, необходимо выстроить урок таким образом, чтобы прослеживались следующие этапы.

  1. Вызов, актуализация знаний.
  2. Осмысление, открытие новых знаний, их обобщение.
  3. Рефлексия, самоконтроль.

Данная модель урока имеет ряд позитивных моментов:

  1. Использование современных технологий;
  2. Использование различных форм, приемов и видов обучения;
  3. Большая накопляемость оценок;

6 слайд

 Существует очень много форм, приемов и видов учебных заданий, деятельностного метода обучения.

Использование КОМПЛЕКСА КОНКРЕТНЫХ СРЕДСТВ ПРЕДМЕТНОГО ОБУЧЕНИЯ, куда входят различные формы познавательных заданий: вопросы, упражнения, расчетные и экспериментальные задачи,  диктанты, тесты, алгоритмические виды работ, виртуальные эксперименты, компьютерные презентации, как нельзя лучше подходит для современного образования.

             

7 слайд

Для реализации основной задачи первого этапа урока «Вызов» можно воспользоваться компьютерными технологиями. Например, показать иллюстрацию…..

Прием “Покопаемся в памяти”

                                                                    

                           млечный сок                       каучук                           резина

- Какая тема?

- Что вы уже знаете об этом?

- Почему вам это нужно знать?

Объявляю тему урока, например: «Каучук. Резина». Однако перед тем, как учащиеся начнут работу с литературой, предлагаю немного подумать о данной теме. Взять лист бумаги и ручку и в течение 2-3 минут ответить на вопрос:  Что вы знаете о каучуке и резине? Или вам кажется, что вы это знаете? Или вы думаете, что вы это знаете?  После того как учащиеся записали все, что знают о каучуке и резине, необходимо это обсудить с соседом.  После   члены группы должны поделиться своими знаниями по данной теме. По мере того, как они делятся своими знаниями,  записываю их идеи  на доске. Любые разногласия должны быть вынесены на обсуждение.  

Прием “Ассоциация”

  1) Обучающимся предлагается прочитать тему урока и ответить на вопрос:

- О чем может пойти речь на уроке?

- Какая ассоциация у вас возникает, когда вы слышите слово «Нефть»

Обучающиеся перечисляют все возникшие ассоциации, которые  также записываются на доске

Прием Таблица З-Х  («Знаю – Хочу знать»)

 Например, показать иллюстрацию  (яблоко, лимон, клюква, кефир, аспирин).

- Что общего между всеми предметами? (Кислые на вкус).

- А почему они могут быть кислыми? (В состав входят органические кислоты).

- Какие кислоты мы знаем? (Неорганические). Что мы о них знаем?

Учащиеся, работая в группе, вспоминают, что им известно о неорганических кислотах, каждая группа, предлагает свои ответы, которые преподавателем фиксируются на доске (начинается заполнение первой колонки «Знаю» таблицы «ЗХУ»).

      - Как вы думаете, а могут ли все эти признаки и свойства неорганических кислот принадлежать,   в том числе, и органическим? (Наверное, могут). Все или некоторые из них?

Учащиеся сталкиваются с проблемой, понимая, что их знаний недостаточно для ответа на этот вопрос.

      - Что бы вы хотели узнать о карбоновых кислотах? Учащиеся работают индивидуально, потом в группе,   предлагают свои варианты вопросов, на которые они бы хотели найти ответ (заполняется вторая графа «Хочу узнать»).

Прием «Верные и неверные утверждения»

Учащимся предлагается ряд высказываний, по поводу которых надо высказать своё мнение:

(+ ) верно или (–) неверно. Можно использовать на стадии вызова, как проверка подготовки к уроку. Обучающиеся выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. А затем по ходу урока формулируются правильные высказывания. Данный приём можно использовать и на стадии рефлексии для проверки усвоенного за урок материала.

Например, на стадии вызова  при изучении темы «Коррозия металлов» я предлагаю обучающимся ответить на следующие утверждения:

1. слово «коррозия» происходит от латинского слова «corrodere» - разъедать.

2.коррозия металлов – это окислительно-восстановительный процесс, при котором атомы металла переходят в ионы.

3. коррозия - это разрушение металла под действием внешней среды.

4. по механизму протекания разрушений различают химическую и электрохимическую коррозию.

5. электрохимическая коррозия - это разрушение металлов при контакте двух металлов в воде или среде электролита.

6. химическая коррозия протекает в средах не проводящих электрический ток.

7. наибольший вред  приносит электрохимическая коррозия.

8. применение защитных покрытий замедляет процесс коррозии.

9. ингибиторы  способны замедлять протекание химических процессов или останавливать их.

10.  коррозия металла резко усиливается, если он соприкасается с каким-либо другим, менее активным металлом,

         

          Очень хорошо, на мой взгляд, для реализации мотивации, подходит форма урока  –  проблемно-поискового характера.

Вопросы, на которые обучающиеся отвечают, в ходе урока формулирую таким образом, чтобы они позволили создавать ситуации неожиданности, предположения, опровержения.

Слайд 8

                Изучение любой дисциплины с использованием ИКТ дает возможность для размышления, что способствует развитие интереса обучающихся к предмету.

Фрагмент который можно использовать на уроке

Мы говорим спокойно: жир.

А, между прочим, он — эфир,

Он из кислот и глицерина.

Такая вот у нас картина…

Слайд 9

           Главную сложность в изучении предмета химии составляет запоминание терминов. Сложные слова, редко употребляемые в речи, ускользают из памяти, даже если их зубрить несколько дней подряд. Как же запомнить химические термины.

Слайд 10

 Специально разработанные познавательные задачи метапредметного характера позволяют учащимся раскрыть связь данной темы с будущей профессией. Наиболее полно это раскрывают интегрированные задачи. На своих уроках я использую задачи химического характера, а также задачи на знание минералогических, географических понятий, конкретных фактов.

задача  (по теме « Повторение неорганической химии) II курс.

Янтарь-смола древних сосен. Теперь такие деревья уже не растут на нашей планете. Они росли от 20 до 40 млн. лет назад там, где ныне простирается Балтийское море. На деревьях от когтей животных или от удара молнии повреждалась кора и, чтобы залечить рану, дерево выделяло сок-смолу. Такую смолу и сегодня можно увидеть на стволах современных елок и сосен. Смола по стволу стекала к самому основанию дерева, накапливалась. Потом на место леса пришло море, деревья вместе со смолой оказались под водой, их затянуло илом и песком. В таких условиях смола твердела и превращалась в янтарь. Янтарь - аморфный каркасный полимер, кристаллы не образует.

Средний химический состав янтаря определяется общей формулой C10H16O.

Рассчитайте молекулярную массу указанного соединения.

Работа над задачей может быть организованна в виде беседы.

  • Во время шторма на Балтийские берега выбрасывается янтарь. Почему?
  • Для чего собирали янтарь наши далекие предки?  
  • Где в России добывают янтарь?
  • Какое лекарство готовят из янтаря?

Слайт  11

 На начальном этапе очень важно привлечь внимание ребят, стимулировать любопытство, развивать любознательность. В этот период, я стараюсь использовать задачи, имеющие иллюстративный характер. На дальнейших  уроках интегрированные задачи приобретают проблемность. Для создания таких ситуаций, я использую задачи с сериями подсказок. Уровень сложности используемых задач определяю сама, количество требуемых подсказок устанавливаю по ходу диалога.

Очень хорошо, задачи проблемно-поискового характера применять при изучении новой темы.  Они усиливают познавательный интерес учащихся, способствуют получению более глубоких знаний и показывают их прикладную направленность.

В ювелирном деле традиционно используют драгоценные камни, например, рубин, сапфир, аметист. Эти камни отличаются большой прочностью, прозрачностью и яркостью окраски. Рубин – драгоценный камень красного, аметист – фиолетового, сапфир – синего цвета. Однако не все знают, что цвет этих камней зависит только от примесей, а основной химический состав у них одинаков. Основное вещество этих драгоценных камней содержит 52,94% алюминия и 47,06% кислорода, а относительная молекулярная масса вещества больше относительной молекулярной массы водорода в 51 раз.

Определите формулу этого вещества.

Слайд 12

             Для отработки самостоятельных навыков и новых  понятий применяю дифференцированные алгоритмы и задачи. По готовому образцу под моим руководством обучающиеся выполняют определенные упражнения.

Всем понятно, что каждый ответ обучающегося ценен тем, что это результат его собственных мыслей. И не беда в том, что ответ найден не сразу. Как раз нерешенная задача будет постоянно пробуждать к поиску решения, создавать дополнительную мотивацию к пониманию.

Самостоятельно найденный ответ – маленькая победа в познании сложного мира, придающая уверенность в своих возможностях, создающая положительные эмоции.

Поэтому стараюсь строить задания таким образом, чтобы при их выполнении обучающемуся требовалось высказать свое суждение, подтвердить или опровергнуть выдвинутую гипотезу, сделать умозаключения на основании фактов или теории.

Слайд 13

           Применение инновационных технологий в своей педагогической деятельности, решает профессиональные ситуации, которые не оставляют ни одного обучающегося на уроке равнодушным, вовлекают их в познавательную деятельность, развивает способности к исследовательскому типу мышления, заставляет анализировать, делать самостоятельные выводы. Главным результатом таких уроков является интеллектуальный, творческий продукт – ЗНАНИЯ.

  В качестве занимательной информации использую ребусы, викторины, кроссворды, стихи и т. д. 

Завершает урок рефлексия.

1.  «Я узнал(а) на уроке …», «На уроке я столкнулся(лась) со следующими трудностями….»

2. «Вырази свое отношение к полученным знаниям»

3. Тест

4. Составление кластера или синквейн.

Слайд 14

С моей точки зрения, все эти методы обучения, которые я использую на уроках, способствует  воспитанию нравственности, духовности и профессионализма у обучающихся, помогает, им расти, над собой, стремиться к самосовершенствованию и познанию – способствует формированию личности.

  Я уделяю большое внимание самообразованию, каждый год пополняется мой творческий багаж, постоянно используется как на уроках, так и во внеурочное время. Есть новые мысли и идеи в этом направлении, для достижения которых требуется время.

ФГОС нового поколения акцентирует внимание на обеспечении условий для развития личности обучающегося.

Современное общество заинтересованно в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Современные технологии позволяют реализовать эти задачи через включение в урок разнообразных методов и приёмов, которые могут быть применены в различных предметных областях.

Если традиционные формы обучения связаны с получением и механическим отображением знаний, то новые технологии позволяют овладеть законами применения знаний, способствуют активному применению знаний, развитию интереса к обучению, открывают путь для самообразования и творческой активности.

Литература:

  1.  «Новая дидактика современного урока в условиях введения ФГОС ООО: Методическое пособие / О.Н. Крылова, И.В. Муштавинская. – СПб.: КАРО, 2014.- 144с.
  2. Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС / О.Б. Даутова, Е.В. Иваньшина, Т.Б. Казачкова, О.Н. Крылова, И.В. Муштавинская. СПб.: КАРО, 2014.- 176с.
  3. Химия и искусство: 10-11 классы: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. М.: Вентана-Граф, 2007.- 368с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль современных образовательных технологий в развитии творческих способностей обучающихся на уроках хора в МВМУ

   В настоящей методической работе рассматриваются вопросы хорового исполнительства и организации творческой деятельности самодеятельного юношеского хора суворовцев Московского военно...

Современные образовательные технологии. Здоровьесберегающие технологии на уроке физическая культура.

Понятие «здоровьесберегающие педагогические технологии» дискусионно и у разных авторов встречаются разные трактовки. Н.К.Смирнов, как родоначальник понятия «здоровьесберегающие образовательные т...

Современные образовательные технологии в образовательном пространстве. Технология учебного проектирования.

Понятие «технология» пришло к нам вместе с развитием компьютерной техники и внедрением новых компьютерных технологий. В науке появилось специальное направление - педагогическая технология. Это направл...

Современные компетентностно-ориентированные образовательные технологии в СПО на примере преподавания МДК по профессии "Оператор связи"

Методическая разработка на тему "Современные компетентностно-ориентированные образовательные технологии в СПО на примере преподавания МДК 02.01. Правила реализации знаков почтовой оплаты, товаров наро...

Статья в сборник Проект “Современная школа”. Современный урок: эффективные педагогические технологии и приемы.“Использование современных компьютерных технологий (интерактивная доска с программой «3D Инструктор 2.0» и интерактивный автотренажер “Форсаж”) в

Хорошо известно, что научно-техническое творчество, как система человеческих ценностей, находят достойное отражение в образовательном процессе, являясь одним из важнейших направлений работы с детьми в...

Статья "Повышение качества образования через использование современных педагогических и образовательных технологий через дистанционное обучение"

Описывается какие приемы и методы можно использовать, для поддержания интереса к предмету, какие средства можно использовать...