Роль современных образовательных технологий в развитии творческих способностей обучающихся на уроках хора в МВМУ
методическая разработка по теме
В настоящей методической работе рассматриваются вопросы хорового исполнительства и организации творческой деятельности самодеятельного юношеского хора суворовцев Московского военно-музыкального училища. Основное место в представленном материале занимает описание применения современных и традиционных образовательных и профессионально-прикладных технологий на занятиях хора, позволяющих в значительной мере интенсифицировать образовательный процесс и дающих дополнительный импульс в развитии творческих способностей обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая работа | 94.04 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МОСКОВСКОЕ ВОЕННО-МУЗЫКАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ
РОЛЬ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ХОРА
В МВМУ
Методическая работа
преподавателя
Заслуженного работника культуры РФ
Волковой В.В.
Москва
2012
Содержание
| Введение | стр. 3 |
I. | Хоровое исполнительство – важная составляющая в подготовке и развитии будущего профессионала-исполнителя на духовых инструментах | стр. 5 |
II. | Использование современных образовательных и профессионально-прикладных технологий в работе с хором МВМУ | стр. 8 |
1. | Образовательная технология | стр. 8 |
2. | Интерактивная технология и её применение в образовательном процессе хорового класса МВМУ | стр. 9 |
3. | Локальная технология и её применение | стр. 10 |
4. | Использование профессионально-ролевых технологий | стр. 11 |
5. | Вокально-хоровые прикладные технологии | стр. 11 |
6. | Эмоционально-художественные прикладные технологии | стр. 12 |
Заключение | стр. 13 | |
| Список используемой литературы | стр. 14 |
ВВЕДЕНИЕ
Фундаментальные изменения, происходящие в настоящее время во всех сферах нашего общества, отражаются также и на профессиональной подготовке учащихся средних профессиональных учебных заведений и приводят к возникновению новых требований к преподаванию, а в особенности к преподаванию специальных дисциплин. Сегодня наиболее востребованы педагоги-специалисты, хорошо понимающие своё предназначение постоянно передавать опыт и знания молодому поколению, обладающие глубокими и разносторонними знаниями в своей области, гибкостью и мобильностью в использовании инновационных технологий обучения. Этой гибкости в знании, умении и оценивании можно добиться только благодаря постоянному развитию образа мышления и твердой убежденности в необходимости обучения на протяжении всей жизни. Только такие преподаватели могут воспитать квалифицированных, увлечённых своим делом, талантливых специалистов, гибких, мобильных, самостоятельных, обладающих личной ответственностью, межотраслевыми профессиональными способностями и постоянным стремлением к самостоятельному получению специальной (профессиональной) информации.
В связи с требованиями развития общества, возникла необходимость реформирования и модернизации всей системы образования с тем, чтобы учащийся действительно стал центральной фигурой учебного процесса, чтобы познавательная деятельность обучающегося находилась в центре внимания педагогов, исследователей, разработчиков программ образования, средств обучения, административных работников. То есть, главным в образовании сделать процесс познания, а не преподавания (чтения лекций), как это было до сих пор при традиционном обучении. Современная система образования должна способствовать освоению постоянно обновляющихся в настоящее время технологий, научных знаний, умению адаптироваться к новым условиям. Поэтому развитие учебных навыков, (и на этой основе) умения разобраться в возникшей учебной проблеме сегодня является более важным, чем простое накопление знаний.
В центре внимания педагогического коллектива профессионального образовательного учреждения должны быть такие средства воспитания и образовательные технологии, которые позволяют наилучшим образом развить в будущем специалисте необходимые для его успешной деятельности черты характера, навыки и умения:
- владение профессиональными навыками;
- умение гибкой адаптации в различных жизненных ситуациях, самостоятельного приобретения необходимых знаний, умелого использования их в профессиональной работе для решения возникающих проблем;
- способность самостоятельного, критического мышления, умения увидеть возникающие в реальной действительности проблемы и найти способы (методы) эффективного их решения на основе использования современных технологий;
- чёткость в осознании того, где и как приобретаемые ими знания могут быть использованы;
- способность генерации новых идей и творческого их осмысления;
- умения и навыки грамотной работы с информацией, способность поиска информации для решения определённой проблемы, анализа и выдвижения гипотезы решения проблемы, обобщения и сопоставления полученных решений с аналогичными или альтернативными вариантами, умение аргументировать выводы, применяя их для выявления и решения новых проблем;
- коммуникабельность, контактность в различных социальных группах;
- способность самостоятельного развития своего интеллектуального, культурного и нравственного уровня.
Не менее важной задачей профессиональной подготовки учащихся является комплексное содействие возникновению общих и профессиональных компетенций. К последним (в Военно-музыкальном училище) следует отнести широкий спектр компетенций в следующих категориях: военные профессионально-профильные компетенции, музыкальные профессионально-профильные компетенции, социальная компетенция, личностная компетенция, методическая компетенция. При этом содержание компетентностного подхода простирается от строевой подготовки и владения специальной музыкальной терминологией, до педагогики, психологии и методики.
Развитию указанных навыков и формированию компетенций значительно способствует использование в образовательном процессе современных педагогических технологий. Их применение, с одной стороны, активизирует мыслительную деятельность обучаемых, при умелом содействии преподавателя учит сопоставлять, анализировать, делать выводы, самостоятельно находить решения учебных проблем. С другой стороны, делает образовательный процесс живым, насыщает его «эврическими» открытиями, неожиданными музыкально-исполнительскими находками, сплачивает учебный коллектив, учит коллективной работе.
Данная работа ставит целью проанализировать влияние занятий хором на формирование духового исполнителя-профессионала, используемые педагогические технологии образовательного процесса в хоровом классе МВМУ, их применение и эффективность.
I.
Хоровое исполнительство – важная составляющая в подготовке и развитии будущего профессионала-исполнителя на духовых инструментах
Хором в МВМУ суворовцы занимаются в течение учебного года на III курсе (2 часа в неделю – 1 час всем курсом, 1 час по хоровым партиям – тенора и басы). Хор - вспомогательная дисциплина в списке музыкально-теоретических дисциплин училища, но его введение в учебный процесс не случайно и обусловлено целым рядом важных для воспитания юных духовиков обстоятельств.
Хоровое исполнительство тесно связано с другими предметами специализации, такими как: оркестр, сольфеджио, специальный инструмент, ансамбль, музыкальная литература, народное творчество, дирижирование. Но особенно тесные связи прослеживаются между хоровым и оркестрово-духовым исполнительством. Хоровые занятия по праву считаются среди дирижёров духовых оркестров отличной базой для повышения качества интонирования и улучшения чистоты оркестрового строя.
Я неоднократно получала приглашения на хормейстерскую работу в профессиональные духовые военные оркестры, где дирижёрами были мои бывшие ученики - суворовцы МВМУ. Они были твёрдо уверены в неоценимой пользе, которую окажут хоровые занятия с оркестрантами-духовиками на улучшение качества звучания оркестра и чистоты его строя. В настоящее время такие хоровые занятия проводятся в недавно созданном Русском Имперском Духовом Оркестре (создатель, директор и художественный руководитель Алексей Губарев - выпускник МВМУ).
Занятия хором, с одной стороны, способствуют развитию певческих и слуховых навыков, точной интонации, мелодического и гармонического слуха, осознанного ладового интонирования в ансамбле. С другой стороны, дают представления о специфике работы с хором: распеваниях, этапах и приемах разучивания хоровых произведений, концертно-исполнительской деятельности хорового коллектива, знакомят с художественно ценными хоровыми произведениями отечественных и зарубежных композиторов, а также песенного фольклора. Таким образом, курс хорового класса способствует воспитанию разносторонне развитой личности будущего музыканта, его музыкальной и общей культуры.
Не случайно, при специализации на старших курсах Военно-дирижёрского факультета именно выпускники МВМУ выбирают специальность дирижёра ансамбля песни и пляски, где обязательно присутствует хоровой коллектив, с работой которого суворовцы познакомились ещё на занятиях в хоровом классе училища.
Результатом освоения годового курса хорового класса является расширение музыкально-исполнительской базы и профессионального кругозора для успешного ведения выпускником исполнительской (репетиционной, концертной) и педагогической деятельности по профилю специальности, в том числе формирование профессиональных и общих компетенций.
Хоровые занятия формируют вокально-интонационную культуру будущих музыкантов, прививают и закрепляют вокально-певческие навыки, воспитывают различные ансамблевые навыки исполнения, способствуют развитию музыкальной выразительности при передаче художественного образа исполняемых произведений, навыков концертно-исполнительской деятельности, обучают работе в хоровом и вокальном коллективе, знакомят с приёмами и этапами вокально-хоровой и ансамблево-певческой работы, воспитывают вокально-эстетический вкус.
Целый ряд выпускников МВМУ связали свою музыкально-творческую деятельность с работой в известных хоровых и вокально-инструментальных коллективах России, где успешно и плодотворно работают в качестве артистов хора и ансамбля (Сергей Шеин, Михаил Руденко, Александр Калачёв и др.).
Нельзя не отметить и патриотическое воспитание в хоре при разучивании и исполнении произведений военно-исторической тематики, песен о Родине и произведений хорового фольклора (включающие русские народные песни различных жанров и песни народов России).
Говоря о важности хорового пения, необходимо особо подчеркнуть, что система использования в образовательном процессе метода ансамблево-хорового пения становится самостоятельной музыкально-образовательной интерактивной технологией, дающей быстрый и устойчивый результат в воспитании навыков осмысленного и точного ладового интонирования и ладово-слуховой ориентации. Подробному описанию данной технологии, называемой «хоровым сольфеджио», её применению на музыкально-теоретических занятиях и эффективности использования посвящена моя методическая работа «Метод хорового сольфеджио и его место в образовательном процессе на I курсе МВМУ», представляющая описание собственного педагогического опыта.
Один из важнейших выводов указанной работы - чем больше времени на уроке учащиеся поют хоровым ансамблем, тем быстрее и качественнее они усваивают навыки точного интонирования - неоднократно подтверждался выдающими музыкальными деятелями: композиторами, теоретиками, педагогами. Так выдающийся русский композитор и музыкальный теоретик Н. А. Римский-Корсаков, известный немецкий композитор и музыкальный деятель Роберт Шуман неоднократно отмечают в своих трудах, что особенно ценным для выработки точного интонирования является пение в хоре. В своих «Советах юному музыканту» Шуман призывает: «Пой усердно в хоре, особенно средние голоса. Это сделает из тебя хорошего музыканта» (11стр. 6).
Не менее важную роль играет хоровое пение в привитии и закреплении навыков чтения с листа – одного из наиболее трудоёмких разделов сольфеджио и важнейшего аспекта в профессиональном образовании и музыкальном воспитании будущего артиста оркестра. Выпускникам училища в их дальнейшей профессиональной деятельности – работе в духовом или симфоническом оркестре – крайне необходим хорошо развитый и закрепленный навык беглого, интонационно осмысленного чтения нотного текста с листа, являющийся основой успешного оркестрового исполнительства.
Только при хоровом интерактивном обучении чтению с листа для учащихся складывается наиболее комфортная, спокойная здоровьесберегающая психологическая обстановка. С одной стороны, она даёт возможность каждому суворовцу тренировать, развивать и научиться использовать своё периферическое зрение, свободно переводить взгляд вперед по исполняемому нотному тексту, следить одновременно за развитием партии аккомпанемента без опасения, что он ошибётся или споёт что-то неправильно, ведь он работает в коллективе и постоянно чувствует поддержку товарищей. С другой стороны, позволяет внимательнее анализировать исполняемый текст, предвидя интонационные и ритмические трудности (скачки, сложные ритмические группы и т. д.), и предпринимать соответствующие действия вокального исполнения для их преодоления.
Важным положительным фактором использования музыкально-хоровой интерактивной технологии на музыкально-теоретических занятиях является отсутствие каких–либо недостатков или трудностей в её применении. Она не требует специальной подготовки преподавателя, дополнительных материальных средств обучения, перестройки структуры урока, дополнительного времени. От преподавателя требуется только максимально активно использовать хоровое пение на уроке сольфеджио, и результат не заставит себя долго ждать.
Из выше изложенного можно сделать важный вывод: принципы ансамблево-хорового пения способствуют развитию индивидуальных музыкальных способностей учащихся в рамках групповой интонационной деятельности и, более того, являются фундаментальной базой для совершенствования их музыкального дарования.
II.
Использование современных образовательных и профессионально-прикладных технологий в работе с хором МВМУ
Хоровое пение не только один из древнейших видов творчества, но и самый демократичный его вид. Хоровое музицирование не требует от его участников выдающихся вокальных данных. Каждый певец в хоре вносит свой посильный певческий вклад в его звучание. Но объединённый общей идеей исполняемого произведения, общим сопереживанием, погружаясь в его художественный образ, даже любительский хоровой коллектив может с огромной силой воздействовать на слушателей, вызывая у них эмоциональный резонанс восприятия.
Поэтому хоровые занятия суворовцев МВМУ, несомненно, развивают их творческие способности, воспитывают художественный вкус и стремление к выразительному и эмоциональному исполнительству.
Эффективность учебного процесса в хоровом классе Военно-музыкального училища в последние годы значительно в большей степени определяется использованием в нём современных образовательных технологий, речь о которых пойдёт в данном разделе работы.
Коротко остановимся на признаках, характеризующих образовательные технологии в целом.
- Образовательная технология
Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).
Образовательная технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).
Любая образовательная технология, представляет собой некий учебно-процессуальный комплекс, в котором можно выделить наличие общих для всех технологий пунктов:
- общего представления о планируемых результатах обучения,
- средств контроля и диагностики текущего уровня обучаемых,
- набора моделей обучения,
- критериев выбора оптимальной модели обучения для конкретных сложившихся условий образовательного процесса.
Поясняя термин «модель обучения», целесообразно выделить в нём два уровневых пласта:
- верхний пласт – методы и формы обучения – относится к дидактике,
- нижний пласт – средства и приёмы обучения – составляет педагогическую технику. Педагогическая техника, окрашиваясь личностными особенностями преподавателя (манера общения, интуиция, реакция, мимика, жесты и т. п.), представляет собой педагогическое искусство, основанное на личном опыте и профессиональном мастерстве преподавателя. Уместно заметить, что педагогические приёмы могут совершенно не зависеть от используемых средств. Мимолётная шутка педагога или интересно поставленный им вопрос может заметно активизировать процесс занятия без использования каких-либо средств обучения.
- Интерактивная технология в образовательном процессе хорового класса МВМУ
Для создания высокохудожественного исполнительского хорового коллектива, необходима длительная и кропотливая работа по ознакомлению, привитию и закреплению единых для всех его участников вокально-хоровых навыков, воспитанию хоровой исполнительской культуры. Но учебная программа хорового класса рассчитана только на один учебный год, а после первого семестра занятий хор должен выступить с первым отчётным концертом и продемонстрировать своё умение и определённое хоровое мастерство. Индивидуальная вокальная работа с хористами допустима только в крайне малом объеме, так как количественный состав хора (45-50 участников) не позволяет по времени продолжительно заниматься с каждым его участником в отдельности.
В таком сжатом временном пространстве для достижения поставленных целей и эффективности образовательного процесса, наряду с вокально-прикладными (частнопредметными) технологиями, широко применяются интерактивные образовательные технологии и методы, значительно активизирующие процесс освоения и закрепления вокально-хоровых навыков, дающие новый стимул творческой коллективной работе, создающие на хоровом уроке атмосферу сотрудничества и общего познания вокальных и хоровых «секретов».
Говоря о применении интерактивной технологии, необходимо ещё раз подчеркнуть, что занятия хоровым пением уже являются интерактивным методом обучения. Метод хорового интерактивного действия использует свойство голосовых связок копировать частоту слышимых человеком звуковых колебаний. Связки ученика с интонационным дефектом начинают колебаться в частоте слышимого им звука под воздействием хорового окружения. Значительное улучшение вокальной интонации у слабо интонирующих суворовцев при пении в хоре, которое неоднократно наблюдалось, является одним из важных доказательств интерактивности хорового обучения.
Интерактивная технология, применяемая в процессе обучения на протяжении всего курса хоровых занятий, позволяет шире использовать разнообразные методы и формы коллективной работы. Учащиеся учатся друг у друга (в хоре всегда есть несколько суворовцев, обладающих природными вокальными данными), друг с другом (можно спеть дуэтом, терцетом или ансамблем хоровой партии) и все вместе.
Хористам некогда «скучать» на уроке. Им необходимо не просто петь, но и постоянно контролировать качество хорового пения, определять вокально-технологические ошибки, анализировать причину их возникновения, коллективно, на основе полученных представлений и вокально-хоровых навыков, находить пути решения возникших проблем, добиваться исправления допущенных ошибок. Даже во время короткой работы с одной из хоровых партий, остальным участникам хора предлагается проанализировать интонационный или текстовой ансамбль, качество вокального исполнения, сравнить с исполнением этого фрагмента произведения другими партиями, выявить по исполнению (при коротком коллективном обсуждении) лучшую хоровую партию изучаемого отрывка.
Таким образом, интерактивная технология обучения становится не только используемой, но и преобладающей технологией образовательного процесса хоровых занятий, позволяющей наиболее активно вести образовательный процесс. В результате её реализации значительно интенсифицируются процессы обучения предмету, выработки творческих навыков и умений, освоения профессиональных видов репетиционной работы творческого коллектива, овладения профессиональной терминологией, привития умения работать в коллективе.
- Локальная технология и её применение.
Помимо интерактивной технологии в учебном процессе хорового класса используются и другие современные образовательные технологии, способствующие активному и гармоничному развитию творческих способностей будущих музыкантов-профессионалов.
На хоровых занятиях от преподавателя-хормейстера требуется:
- объяснять установочные позиции;
- прививать и закреплять вокально-хоровые навыки, добиваясь их единообразия в хоровом звучании;
- разучивать новые произведения, давать краткую информацию об их авторах;
- осуществлять контроль уровня обученности;
- расширять представления о хоровых приёмах и средствах исполнения;
- работать над художественной выразительностью исполнения, постоянно стремясь к, совершенствованию исполнительского мастерства хорового коллектива.
Для достижения эффективных результатов в решении этих вопросов используется локальная технология. Она сосредотачивает внимание на организации «отдельных частей учебно-воспитательного процесса, решении частных дидактических и воспитательных задач», формировании отдельных понятий и принципиальных подходов, даёт возможность разнообразить виды учебной деятельности хоровых исполнителей, использовать здоровьесберегающую компоновку разделов урока.
Как видно из перечисленных выше требований к преподавателю-хормейстеру, хоровое занятие представляет собой тип комбинированного урока, в процессе которого в различных его разделах активизируются и преобладают разные виды деятельности обучающихся. Локальная технология оснащает преподавателя, а, следовательно, и его учеников, чётким видением главных целей и основных задач каждого раздела хорового занятия, конкретизирует главное направление их совместной деятельности на каждом участке работы, концентрирует внимание на решении наиболее важной задачи каждой отдельной части урока.
Конкретизируя механизм локальной технологии в процессе хорового занятия, воспользуюсь примером, изложенным в виде следующей таблицы.
№ п/п | Раздел хорового занятия | Основной вид деятельности обучающихся | Цель раздела урока | Задачи раздела урока, параллельная деятельность обучающихся |
1. | Распевание | Разогрев связок, подготовка певческого аппарата к вокальной работе | Самоконтроль певческого дыхания вокальной позиции и звукообразования, формирования гласных звуков | |
2. | Разбор нового произведения | Знакомство с нотным текстом и стилем изложения хорового произведения | Осмысленное и чистое интонирование своей партии, общий анализ гармонического строя | |
3. | Работа над выученным произведением | Повторение материала. Совершенствование исполнения. | Выразительное и эмоционально-художественное исполнение |
Из приведённого примера видно, что при использовании в различных разделах урока основного вида деятельности – вокализации, учащиеся параллельно, решают более сложные и разнообразные учебные и творческие задачи.
Один из видов локальной технологии – технология урока – используется при проведении занятий-репетиций концертного выступления суворовцев с показом подготовленной за семестр программой. Условия проведения таких занятий диктуются особенностями концертного исполнения: расположение коллектива на хоровых подставках, использование концертных папок, неукоснительное соблюдение порядка следования исполняемых произведений, общей культуры сценического поведения и другие.
Главным результатом реализации локальной технологии становится поднятие уровня обучения от общего до продвинутого.
- Использование профессионально-ролевых технологий
В первом семестре III курса суворовцы МВМУ начинают занятия в классе дирижирования, и к середине следующего семестра они в достаточной мере овладевают базовыми навыками основных дирижёрских жестов и схем. С этого учебного периода начинается использование в работе хорового коллектива профессионально-ролевых технологий. Их содержание сводится к тому, что учащимся (только по их личному желанию) предлагается выступить в роли дирижёра хора.
Поэтапное планирование этого вида творческой деятельности учащихся сводится к следующим пунктам:
- выбор произведения из изучаемого хорового репертуара,
- краткий хоровой анализ произведения (изложенный в письменном виде по предоставленному суворовцу плану анализа),
- подготовка произведения с преподавателем по дирижированию,
- дирижёрская работа с хором (3-5 минут в неделю),
- выступление в качестве дирижёра на отчётном хоровом концерте.
В произведениях хорового репертуара, содержащих партию сопровождения, суворовцы, отлично владеющие игрой на фортепиано, выступают в качестве хоровых аккомпаниаторов.
В процессе реализации профессионально-ролевой технологии суворовцы МВМУ могут выступать и в роли расшифровщика хорового произведения, услышанного в записи или на концерте (суворовцы Артём Широков, Илья Назаренко и др.), и в роли хорового аранжировщика, полюбившейся народной песни (суворовцы Евгений Мищиряков, Константин Шумилов), и даже в роли хорового композитора (суворовец Александр Сергеев).
Результатами работы по рассматриваемой технологии становятся: активизация творческой деятельности суворовцев, расширение профессионального кругозора, формирование творческих умений и навыков, развитие познавательной деятельности, формирование профессиональных компетенций, повышения мотивации обучения.
- Вокально-хоровые прикладные технологии
В вокально-хоровой работе с суворовцами МВМУ используются только такие вокально-прикладные технологии классического пения, которые возможно реализовать в сжатые сроки одного учебного года и получить при этом максимально высокий исполнительский результат. Применительно к хоровому исполнительству они должны быть направлены на выработку единых вокально-хоровых исполнительских навыков коллектива. Единая вокальная позиция (высокая позиция резонансного пения), единый стиль звукообразования, сохраняющий первозданное и уникальное звучание юношеского хора (имеющее значительные качественные отличия от звучания мужского хора), единое формообразование гласных звуков.
Огромное значение в вокально-хоровой работе имеет создание общехорового ансамбля, который складывается из целого ряда различных видов хоровых ансамблей (вокально-технического, частного, половинного гармонического, динамического, метроритмического, текстового, художественно-исполнительского). Работе над указанными видами ансамблей в хоре МВМУ уделяется достаточно учебного времени, что положительно сказывается на успешных выступлениях в отчётных хоровых концертах.
Особое место в вокальной работе отводится выработке умения пользоваться певческим дыханием. С суворовцами МВМУ эта работа особенно важна, так как нижнерёберное или диафрагменное дыхание, которое используется при пении, полностью соответствует профессиональному дыханию при игре на духовых инструментах.
Важным моментом в ансамбево-хоровой работе является наличие у хормейстера вокально-хорового слуха, который позволяет в полной мере и объективно оценить качество хорового звучания, тонко улавливать его улучшение для дальнейшего закрепления. Неотъемлемой частью такого слуха является умение слышать (выделить из общего звучания) по тембровым особенностям каждую хоровую партию и даже отдельные голоса хоровых исполнителей для ведения полноценной ансамблевой и индивидуальной вокальной работы.
Говоря об эффективности применения вокально-прикладных технологий, нельзя забывать, что речь идёт об их реализации в юношеском любительском хоре, где не у всех учащихся полностью закончился мутационный период, из пятидесяти певцов только 5-10 обладают явно выраженными природными вокальными данными. Однако на строевых смотрах училища именно III курс всегда получает самую высокую оценку при прохождении с песней, что, безусловно, является важным показателем достаточно высокой степени реализации вокально-хоровых технологий.
- Эмоционально-художественные прикладные технологии
Пение даже профессионального хора (укомплектованного хорошими вокальными голосами), исполняющего произведения «без души», как часто говорят «не музыкально», не затрагивающее эмоционального восприятия слушателей, у музыкантов- профессионалов называют «механическим».
Хоровой работе с суворовцами над выразительностью исполнения произведения, наиболее глубокой передаче его художественного образа, заложенного композитором, значительно способствует использование эмоционально-художественных прикладных технологий.
С первых уроков разбора хорового произведения начинается работа с учащимися по выявлению в нём музыкальных фраз и построений, кульминационного момента, цезур, обращается их внимание на темповые, динамические и агогические указания автора. Всё это необходимо для выработки у обучающихся музыкального мышления, позволяющего в дальнейшем наиболее точно и выразительно передать художественный язык и образный строй исполняемого произведения. Учащимся необходимо достаточное время и свободное (в вокально-техническом отношении) владение музыкальным материалом, чтобы до конца «вжиться» в раскрываемый образ, понять самим и передать слушателям художественный замысел автора.
Для эмоционально-художественного и выразительного пения не достаточно только точного исполнения текста и подчёркивания нюансов. Необходимо глубокое погружение в характер исполняемого, творческое сопереживание, ощущение соучастие в процессе создания и передачи смысла произведения и его образного содержания.
Необходимо подчеркнуть, что в этом сложном эмоциональном процессе особенно велика роль педагога-хормейстера. Его воля, талант, вдохновение, умение увлечь и объединить весь коллектив единым пониманием авторского замысла, единой исполнительской идеей, единым творческим порывом должны максимально способствовать раскрытию художественной зрелости хорового коллектива.
Результатом использования эмоционально-художественных прикладных технологий является рост творческого художественно-исполнительского мастерства суворовцев, гибкости и выразительности исполнения, умения донести до слушателя образно-эмоциональный строй произведения, заложенный автором.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Хоры суворовцев МВМУ – коллективы со счастливой судьбой. Они постоянно приглашаются для участия в выступлениях на главных концертных площадках столицы (в Большом зале Московской государственной консерватории, Концертном зале им. П. И. Чайковского), принимают участие в ответственных правительственных концертах (на сцене театра Российской Армии), успешно демонстрируют своё хоровое мастерство перед главным православным Собором страны, у стен Московского Кремля, в творческих поездках в Швейцарию. И везде с горячим одобрением принимаются слушателями. А это и есть самое главное счастье исполнителя. И ребята, не смотря на свой юный возраст, это хорошо понимают.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Алексеев Н. Г. Формирование осознанного решения учебной задачи // Педагогика и логика. - М.: Касталь, 1993.— С. 9-10, 385.
- Гейнрихс И. П. Музыкальный слух и его развитие. - М., 1978.
- Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии / М.: Сентябрь, 1996. — C. 8-9, 108-110.
- Леонтьев А. Н. О формировании способностей // Вопросы психологии. - 1960. - № 1. - С. 7-17.
- Мюллер Т. Ф. Вопросы методики сольфеджио. О связи слуха и памяти с сознанием в образовании музыканта-профессионала // Воспитание музыкального слуха. Вып. 1. - М., 1977. - С. 8-24.
- Римский-Корсаков Н. А. Музыкальные статьи и заметки. - СПб, 1911.
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – С. 8-25.
- Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. - М., 1947.
- Уткин Б. И. Воспитание профессионального слуха музыканта в училище. - М., 1985.
- Чесноков П. Г. Хор и управление им. - М., 1961.
- Шуман Р. Советы юному музыканту. М., 1895..
- Эпштейн Э. О музыкальном воспитании юношества. - СПб, 1897.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы по развитию творческих способностей обучающихся среднего и старшего звена на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности.
Над этой проблемой работаю уже 3 года. Цель работы: вызвать интерес к моему предмету, развить творческие способности ребёнка, которые ему будут нужны в успешной учебной деятельности. В статье пр...
«Роль авторских мультимедийных пособий в развитии творческих способностей обучающихся»
Чтобы успешно развивать познавательные процессы в учебной деятельности, необходимо искать более современные средства и методы обучения. Использование компьютерных программ с их универсальными во...
Организация культурного досуга старших подростков. Развитие творческих способностей обучающихся на примере клубной деятельности в образовательной организации
В настоящее время становится актуальным поиск новых форм организации свободного времени – молодежного туризма, комплексных культурно - досуговых программ, различных ток-шоу, презентаций, массовых игро...
«Творчество доступно любому человеку, каким бы делом он ни занимался» (Л.Графов) Тема: Развитие творческих способностей обучающихся на уроках производственного обучения
Рецензияна статью «Развитие творческих способностей обучающихсяна уроках производственного обучения».Балковой Татьяны Геннадьевнымастера производственного обученияГБПОУ «Сахалинский индустриальный тех...
ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
развитие творческих способностей...
Программа по развитию творческих способностей обучающихся на уроках электротехники и во внеурочной деятельности
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального образовательного стандарта среднего профессионального образования (Приказ Минобрнауки России от 07.05.2014 № 457 «Об утверждении ...
Программа (исследование) по выявлению и развитию творческих способностей обучающихся на уроках информатики
Цель программы: изучение и анализ формирования творческих умений у студентов в процессе изучения дисциплины «Информатика».Задачи:1. Определить социально-...