«Творчество доступно любому человеку, каким бы делом он ни занимался» (Л.Графов) Тема: Развитие творческих способностей обучающихся на уроках производственного обучения
статья на тему

Балковая Татьяна Геннадьевна

Рецензия

на статью «Развитие творческих способностей обучающихся

на уроках производственного обучения».

Балковой Татьяны Геннадьевны

мастера производственного обучения

ГБПОУ «Сахалинский индустриальный техникум»

 

Балковая Т.Г. посвятила статью  развитию творческих способностей обучающихся на уроках производственного обучения.

Актуальность темы обусловлена тем, что совершенно недостаточным оказывается только «профессионализм» специалиста, владеющего технологиями в тех или иных областях. На современном рынке труда все более востребованными становятся творческие личности, обладающие общей и профессиональной компетентностью, поскольку только они способны оперативно принимать оптимальные решения технических проблем, осуществлять выпуск конкурентной продукции. Новизна опыта состоит в том, что Татьяна Геннадьевна рассматривает особенности развития творческих способностей обучающихся именно применительно к урокам производственного обучения.

В статье автор опирается на результаты изучения индивидуальных образовательных достижений обучающихся, направленных в основном на развитие памяти  при овладении знаниями, на развитие творческого мышления, создание развивающей среды, благоприятной психологической атмосферы.

Педагогический опыт  Татьяны Геннадьевны может быть использован в педагогической деятельности и заслуживает распространения среди коллег через различные формы методической работы.  Данные опыт может быть использован учреждениях профессионального образования.

Опыт работы Балковой Т.Г. по теме «Развитие творческих способностей обучающихся на уроках производственного обучения» может быть рекомендован к опубликованию.

 

Заместитель директора по УР                                                   З.П.Анисова

 

И.О.директора                                            А.А.Митрофанов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_balkovaya_t.g._-_sit.docx34.7 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Сахалинской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Сахалинский индустриальный техникум»

(ГБПОУ СИТ)

 «Творчество доступно любому человеку,

каким бы делом он ни занимался»

(Л.Графов)

Тема: Развитие творческих способностей обучающихся

на уроках производственного обучения

Мастер производственного обучения Балковая Татьяна Геннадьевна 


В современных условиях совершенно недостаточным оказывается только «профессионализм» специалиста, владеющего технологиями в тех или иных областях. При создании конкурентоспособных изделий все более востребованными становятся творческие личности, обладающие общей и профессиональной компетентностью, поскольку только они способны оперативно принимать оптимальные решения технических проблем.

Традиционный учебный процесс направлен в основном на развитие памяти обучающихся при овладении знаниями и в меньшей степени - на развитие творческого мышления. Такому педагогическому процессу присущ нетворческий характер, предъявление учащимся знаний и фактов в готовом виде и организующий деятельность этих учащихся «по образцу». Такой подход формирует репродуктивное мышление, интеллектуальную пассивность и безынициативность, в то время как будущему специалисту необходимо продуктивное творческое мышление, которое должно быть многообразным. Данный подход реализует важную цель профессионального и других видов образования - непрерывность формирования у обучающихся системного творческого мышления. 

Ведь, обновление содержания учебного процесса, повышение уровня его организации, внедрение эффективных технологий позволят: развить творческое мышление; воспитать познавательную самостоятельность обучающихся; выработать их активную жизненную позицию; сформировать положительную мотивацию; развить личностные качества, способности к самоконтролю.

Отсюда цель методической работы: развитие продуктивного творческого мышления обучающихся посредством создания развивающей образовательной среды, внедрения образовательных технологий на уроках п/о. В соответствии с этой целью обозначила следующие задачи:

1.        изучить научно-методическую литературу по данной проблеме;

2.        апробировать образовательные технологии в учебном процессе, проанализировать результаты успеваемости, личностного развития студентов.

В процессе изучения литературы выяснилось, что существует множество различных определений понятия творчества, этой проблемой занимались Алексеев В.А., Левин В.А., П.Хилл, Выготский Л.С., Леветес Д.Г. и др. Они рассматривали творчество как деятельность, порождающую нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью1, как успешный полет мысли за пределы неизвестного, оно дополняет знания, способствуя созданию вещей, которые не были известны ранее7. Польза творческого труда несомненна, в результате у обучающихся формируется способность анализировать нестандартные ситуации, предвидеть последствия, умение интегрировать, синтезировать информацию, развивается мышление, воображение, появляется удовлетворенность от результатов учебы. Л.С.Выготский3 писал, что творчество оживляет познавательный процесс, активизирует личность и формирует ее.

Необходимым условием для развития творческих способностей является создание развивающей среды, благоприятной психологической атмосферы, а это означает - знание мастером психолого-педагогических и методических приемов, форм и образовательных технологий.

Так на своих уроках я применяю следующие технологии, либо их элементы: игровые; проблемного обучения; проектной деятельности, а так же исследовательские методы обучения и самостоятельной работы5. При выборе технологий учитываются индивидуальные особенности обучающихся.

Не секрет, что в СПО поступают студенты из различных школ, с разным уровнем общеобразовательной, трудовой подготовки. Отсюда, организация работы должна строиться с учетом подготовленности каждого подростка. Изучение индивидуальных особенностей учащихся, как правило, показывает, что у них в большей степени развиты такие виды мышления как предметно-действенное и наглядно-образное, что не дает в должной мере мыслить самостоятельно, рассуждать, делать выводы. В такой ситуации я организую самостоятельную деятельность обучающихся, направленную на развитие творческого потенциала, где проявляются умственные, физические усилия, связанные с производственным трудом, умениями обращаться с инструментами, оборудованием.

Результатом системы самостоятельной работы должна стать профессиональная самостоятельность, которая означает:

  • способность будущего специалиста проявлять глубокие, прочные знания;
  • владение профессиональным мышлением, умениями и навыками;
  • свободное ориентирование в условиях современного производства;
  • самостоятельное видение задачи и правильное оценивание предъявляемых к работе требований;
  • индивидуальный подход, стиль к выполнению задания в установленное время и с заданным качеством.

Рассмотрим отдельные этапы урока производственного обучения применительно к использованию элементов технологии самостоятельной работы. В водной беседе говориться о работе, которую необходимо выполнить, и предлагается самостоятельно определить последовательность выполнения работ по изготовлению шаблона для гаечного ключа из листового металла (Приложение 1). В ходе рассуждений учащихся определяется уровень их представлений о правильности поэтапного выполнения слесарных операций, предлагается алгоритм деятельности  по выполнению самостоятельной работы, в процессе которой происходит корректировка деятельности обучающихся, испытывающих затруднения. При подведении итогов, с обучающимися обсуждается каждая конструкция - правильность ее выполнения и качество изготовления. В результате выполненной самостоятельной работы выявляется уровень технической подготовленности и профнаправленности каждого студента и осуществляется дифференцированный подход.

Дальнейшее применение на уроках производственного обучения элементов технического творчества позволяет развивать такие качества как трудолюбие; изобретательность; умение самостоятельно решать поставленные задачи; потребность в саморазвитии профессиональных умений и знаний.

Рассмотрим другой пример. На уроках п/о специальности «Машинист бульдозера» по теме «Гибка металла» игра иллюстрирует деятельность рабочих. Между учащимися распределяются роли технолога, мастера цеха, инженера по ТБ, слесарей. В роли начальника цеха выступает мастер п/о, знакомящий с функциональными обязанностями должностных лиц, распределяющий роли, ставящий задачи. В конце урока демонстрируются лучшие работы, указываются типичные ошибки, пути устранения, выставляются оценки. Убеждена, что на уроках производственного обучения должно присутствовать взаимное творчество мастера и учащихся, что способствует возникновению между ними доверия, заинтересованности ученика и его веры в успех, предлагается  подросткам для сравнения три грабельки, одинаковых по значению, но разных по выполнению и эстетическому виду и дать возможность выбрать одно из изделий как образец для изготовления, выбираются  изящные,  удобные изделия, но  более сложные в изготовлении и  признают, что грабельки  не просто изделие, а небольшое произведение слесарного искусства. После чего они с большим желанием трудятся над выполнением этого задания.
        На таких занятиях контроль и оценку качества выполненных работ могут производить сами обучающиеся (самоконтроль и взаимоконтроль). В этом случае ребята проявляют исключительную педантичность и соблюдение всех требований к качеству выполненной работы. Кроме того, у них формируются навыки творческого мышления, умение самостоятельно добывать знания. Такие занятия проходят увлекательно, интересно и достигают своей цели – формирование интереса к выбранной профессии

Эффективность используемых приемов работы подтверждается результатами изучения мотивации к урокам производственного обучения: к концу 3-го курса низкий уровень мотивации отсутствует, а высокий уровень возрос с 29 до 42%. Студенты стали активными участниками: конкурсов профессионального мастерства (за 3-х летний период обучения четверо учащихся стали победителями; один из них 3 года подряд); предметных олимпиад по черчению - 1 учащийся занял 1место в институциональном этапе; на региональном этапе – 1 учащийся занял 3 место; научно-практических конференций – 1 победитель, 5 отмечены благодарностями. Качество знаний: по итогам обучения возросло на 10% до 94%; трудоустроены по профессии 86%.

Проведенная работа показала, что формирование конкурентоспособной личности возможно при условии развития профессиональных, общих компетенций и творческих способностей, отсюда вывод следует вывод, что развитие творческих способностей есть необходимое условие становления высококвалифицированного специалиста, востребованного на рынке труда

Р.Ролану принадлежат слова «Творить есть не что иное, как верить». Трудно не согласиться с этим суждением. Я желаю каждому из нас верить в свои силы, верить в способности наших учеников. И обязательно творить!

Список использованной литературы

  1. Алексеев В.А. Организация технического творчества учащихся: Учеб.пособие – М. Высш. шк., 1984 – 46 с.
  2. Воскобойников В.М. Как определить и развить способности ребенка. – Респекс, 1996
  3. Выготский Л.С. - Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. 3-е изд. М.Просвещение.1991
  4. Дружинин. Психология общих способностей. 21 изд. Санкт-Петербург, 1999
  5. Жиделев М.А. Современные методы обучения. – М.: Высш. шк.; 1985-72 с.
  6. Леветес Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. - М., - Воронеж, 1998
  7. Левин В.А. Воспитание творчества. 1998
  8. Яковлева Е.Л. Методические рекомендации учителям по развитию творческого потенциала учащихся. – М., 1997


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль современных образовательных технологий в развитии творческих способностей обучающихся на уроках хора в МВМУ

   В настоящей методической работе рассматриваются вопросы хорового исполнительства и организации творческой деятельности самодеятельного юношеского хора суворовцев Московского военно...

Статья "Развитие творческих способностей обучающихся на уроках производственного обучения"

Развитие творческого  потенциала обучаемых можно отнести  к одной из наиболее актуальных задач  педагогики. Л.С. Выготский формулировал эту задачу так...

Развитие творческих способностей обучающихся на занятиях производственного обучения

Развитие творческих способностей на занятиях производственного обучения по профессии Портной....

Программа (исследование) по выявлению и развитию творческих способностей обучающихся на уроках информатики

Цель  программы: изучение и анализ формирования творческих умений у студентов в процессе изучения дисциплины «Информатика».Задачи:Определить социально-психологические факторы, вл...

Методическая разработка Развитие творческих способностей обучающихся в процессе практического обучения по профессии "Электромонтер по ремонту и обслуживанию электро-оборудования"

Одной из важнейших целей учебно-педагогического процесса следует считать создание благоприятных условий для развития творческих способностей личности.Творчество – это вид вышей нервной деятельно...

Pазвитие творческих способностей обучающихся на уроках производственного обучения

Содежание1.Формирование творческого потенциала учащихся в основе образовательного процесс2.Продуктивные технологии в производственном обучении 3.Через обучение профессий к развитию творческих кач...