Система работы по развитию творческих способностей обучающихся среднего и старшего звена на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности.
статья по теме

Над этой проблемой работаю уже 3 года. Цель работы: вызвать интерес к моему предмету,  развить творческие способности ребёнка, которые ему будут нужны в успешной учебной деятельности. В статье представлена практика, применяемая мною на уроках для развития интереса детей к предмету.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya._razvitie_odaryonnosti.docx24.74 КБ

Предварительный просмотр:

 Л.Н.Фабер

МКОУ Ильинская СОШ БогдановичскогоГО с. Ильинское

Ludmila_20136@mail.ru

Система работы по  развитию творческих способностей обучающихся  среднего и старшего  звена на уроках русского языка,  литературы и во внеурочной деятельности.

    Развитие творческих способностей -  один из способов мотивации учащихся в процессе обучения. Наша жизнь во всех ее проявлениях становится разнообразнее и сложнее; она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач. Человеку с творческим складом ума легче не только сменить профессию, но и найти творческую "изюминку" в любом деле, увлечься любой работой и достичь высокой производительности труда.

  Я считаю, что именно в школе начинается процесс становления качеств творческой личности. И очень важно правильно организовать этот процесс.

 «Система работы по  развитию творческих способностей обучающихся на уроках русского языка,  литературы и во внеурочной деятельности» - это та тема, над которой я работаю уже  третий год. Тема актуальна в любое время, так как  перспективы развития школьного курса русского языка, литературы связывают, прежде всего, с идеей речевого развития учащихся, их творческих способностей.

Моя цель в изучении данной темы: вызвать интерес к моему предмету, развить творческие способности, которые будут нужны в успешной учебной деятельности ребенка, а также в дальнейшем в трудовой деятельности.

 Исследуя данную проблему, многие ученые приходят к выводу, что необходимо организовать психолого-педагогическое сопровождение учащихся, стимулировать развитие творческого потенциала личности ребенка, создавать условия для «формирования внутренней мотивации деятельности, направленности личности и системы ценностей, которые создают основу становления духовности личности» (Д.Б.Богоявленская). [1] Другими словами, проблема творческого мышления современными учеными рассматривается в контексте проблемы личностного развития.
Проблемы природы творчества, творческой одаренности ребенка, развития творческого мышления, содействия становлению творческой личности обсуждаются в современной психологии и педагогике не случайно.
Во-первых, потому, что существует множество концепций, описывающих развитие мышления, в том числе и творческого.
Во-вторых, многие ведущие исследователи данной проблемы отмечают «всю теоретическую сложность» данного вопроса  (Д.Б.Богоявленская) [1].
Вместе с тем, очевидно, что проблема развития творческого потенциала личности, творческих способностей, творческого мышления весьма актуальна.
В современном, быстро меняющемся мире востребована личность не столько владеющая суммой знаний, сколько способная к творческому созиданию, к принятию нестандартного решения, умеющая прогнозировать, придумывать, проявлять инициативу.
В отечественной науке понятие «творчество» рассматривается не как сумма способностей, не как особый вид деятельности, а как «глубинное свойство творческой личности» (Б.М.Теплов). «Творчество затрагивает особенности личности», - пишет Д.Б.Богоявленская. И в этом тезисе воплощена отличительная черта современных концепций творческой личности.

Д.Б. Богоявленская подходит к исследованию творческого мышления с позиций системного подхода и предлагает выделить в качестве единицы исследования творчества интеллектуальную активность. Выдвигая ее в качестве психологического аспекта изучения творчества, она утверждает, что «мерой интеллектуальной активности, ее наиболее важной качественной характеристикой, может служить интеллектуальная инициатива, понимаемая как продолжение мыслительной деятельности за пределами ситуативной заданности, не обусловленное ни практическими нуждами, ни внешней или субъективной отрицательной оценкой работы».

Необходимо создавать условия для формирования внутренней мотивации деятельности, направленности личности и системы ценностей, которые создают основу становления духовности личности. Из истории науки и особенно искусства мы знаем множество примеров того, что отсутствие или потеря духовности оборачивались потерей таланта. Проблема развития творческого потенциала – важнейшая педагогическая задача. Способностью к творческому мышлению в какой-то мере обладает, наверное, каждый. В детстве, когда преобладает образное мышление, эта способность часто проявляется в рисунках, лепках, построениях из подручных материалов, в подростковом возрасте многие пишут стихи, а в зрелом она, как правило, помогает решать прикладные задачи разного уровня (от повседневных до научно-технических). Тем не менее, не каждого человека мы можем назвать личностью творческой.
«Художественная литература, - по мнению В.В.Голубкова, - дает учащемуся подлинное познание мира в специфической области, которая недоступна для таких наук, как физика, математика, химия, и лишь в известной степени доступна таким гуманитарным дисциплинам, как история и психология. Литература - это целостное понимание человека и человеческого общества во всем разнообразии его жизни…»
А.А. Потебня в статье "Психология поэтического и прозаического мышления", размышляя о положении  языкознания в ряду гуманитарных наук,  убеждает нас в том, что "по отношению к другим  наукам о человеке — языкознание есть наука основная, рассматривающая, исследующая тот фундамент, на котором строятся высшие процессы мысли как научного характера, так и художественного".
Для решения этой задачи выбран ряд технологий и методов обучения:
Проблемный, предполагающий  обращение на уроке или на ряде уроков к одной и той же ключевой идее, которая становится не объектом для повторения, а примером  для обнаружения новых оттенков и граней изучаемого явления. Тематический  -  создает общую тему уроков, одновременно давая возможность развернуть главное содержание при обращении к различным аспектам, например, «Тема поэта и поэзии» в творчестве поэтов разных эпох.
Межпредметный,  когда возможна такая организация уроков, в рамках которой сближаются предметы, близкие по способу познания мира: литература и МХК, музыка и литература, русский язык и литература: литература, музыка и ИЗО.

Итак, предлагаю взглянуть на стихотворения, тематически близкие, но явно отличающиеся по интонационному рисунку, ритмической организации. Учащимся предлагаю поразмышлять над вопросами, требующими непривычных ответов:

  1. Может ли быть автором этих стихов один и тот же человек? Обоснуйте ответ;
  2. Определите возраст автора (авторов) стихотворений;
  3.  Кто из авторов этих текстов является вашим современником?

Развитие творческих способностей обучающихся обеспечиваю следующими средствами:

1. Использование игры для развития творческих 
способностей учащихся на уроках русского языка и литературы.

Использование на уроках игровых технологий создает благоприятный морально-психологический климат, положительное эмоциональное поле, пробуждает интерес к предмету, способствует коммуникативной активности, развивает  творческие  способности. Именно  поэтому  игра – не только  деятельность  младших  школьников, но и  необходимый  вид  деятельности для подростков и старшеклассников как на уроке, так и вне её.    ( Разгадывание кроссвордов,  игра «У кого больше слов », игра «Лишнее слово» или «Четвёртое лишнее»).  

Cценарий мультфильма по выполненным на доске рисункам удовлетворяет потребность подростка в оживлении рисунка и написании сочинения-повествования вместо сочинения-описания. После изучения Творчества Г.Х. Андерсена пятиклассники составляют маршрутную карту пути Герды во время поиска Кая; или в 7 классе составляем маршрутную карту путешествия  Маленького принца.

Создают условия для творчества и нестандартные уроки. Урок-суд.  Я проводила такой урок после изучения романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», романов «Обломов» И.А. Гончарова,  «Преступление и наказание» Ф. Достоевского.

Уроки - семинары помогают мне обобщить, систематизировать и углубить знания учащихся по теме. К таким урокам дети готовятся заранее, получают вопросы, изучают литературу, стремятся найти новый дополнительный интересный материал, что, несомненно, способствует развитию творческих и познавательных интересов. Уроки - семинары помогают развить монологическую речь. Дети с удовольствием рассказывают, показывают книги, которые им удалось прочитать к уроку, ставят оценки, пишут стихи, сказки. Уроки проходят живо, эмоционально.

Часто использую  такие виды работ:

  1. Написать сочинение – автобиографию литературного героя.
  2. Сочинить сюжет произведения на заданную тему (дать название произведению, указать его жанр, определить главные и второстепенные персонажи, наметить основную сюжетную линию, конфликт и другие элементы композиции).
  3. Написать дневник литературного героя (например, оформить день Евгения Онегина в форме дневниковых записей).
  4.  Написать письмо современного ученика литературному герою или писателю. (В 8 классе писали письмо Василию Тёркину на фронт; письмо Дуне из повести  «Станционный смотритель» Пушкина и т.д.).
  5. Сочинения-миниатюры («Ура» Я пятиклассник!», «Что я вижу за окном» и т.д.)
  6.  Создание сказок – ещё один вид работы в рамках этой темы. Сочините собственную сказку, где действуют самые обыкновенные предметы (ручка, учебник, школьная доска, крыльцо школы и т.д.) Можно внести в название темы домашнего сочинения чуточку улыбки и фантазии, чтобы ребенок с удовольствием взялся за выполнение задания. Например,  прошу написать сочинение от имени собаки, кота, муравья и т.д. Также часто пишем с ребятами  миниатюру «Если бы…».  Использование его возможно на уроке не только для  переключения видов деятельности, но и для развития языкового чутья. Что происходило бы, если бы не было  заимствованных слов? А если вдруг в стихотворениях не будет рифмы?

Старшеклассники с большим интересом пишут исследовательские работы как по русскому языку, так и по литературе. Так, ученица 10 класса под моим руководством провела  исследовательскую работу:

« Цветовая символика в творчестве А.Блока», где сделала много открытий для себя; нашла соответствия использования цвета с раскрытием темы, идеи стихотворений. Сопоставляла мнения критиков и исследователей творчества Блока, находила несоответствия их мнений. Ученице настолько понравилась эта работа, что на следующий год мы взялись за работу «Цветовая символика в произведениях Л.Андреева». Результат работы – 2 место в области в конкурсе научных проектов.

Если подводить итоги моей работы в этой области, то можно отметить следующее: как только я стала использовать творческие подходы в разработке уроков, вводить новые формы работы, ребята стали активней на уроках, многие дети сами отмечают, что им стало легче и интересней работать над сочинениями, они с удовольствием составляют разнообразные высказывания с использованием различных языковых средств; любят и ценят речевое творчество; у них развито чувство языка, чувство языковых конструкций в зависимости от темы высказывания, места и т.п.. Они положительно воспринимают предметы «Русский язык» и «Литература» и с удовольствием идут на эти уроки. Все мои ученики (в том числе и слабые) при сдаче ЕГЭ по русскому языку выполняют задания части С и довольно успешно с ними справляются.

Библиографический список:

  1. Рабочая концепция одаренности / Отв. ред. Д.Б. Богоявленская; науч. ред. В.Д. Шадриков // Одаренный ребенок. - 2003.- № 4.-С. 29-70
  2. Бершадская Н.Р. Халимова В.З. Литературное творчество учащихся в школе. 1986. С. 11
  3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М. «Просвещение». 1991. С. 39
  4. Горбушина Н.А. Роль сочинения – миниатюры в развитии речи учащихся // Русский язык. 2005. №15.
  5. Зотова Л.А. и др. Программа развития интеллектуальных способностей учащихся / Л.А. Зотова и др. – Волгоград: Учитель, 2011. – 127с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ, ЛИТЕРАТУРЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ СПО

ДАННАЯ ПРОГРАММА МОЖЕТ БЫТЬ ИСПОЛЬЗОВАНА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ  СРЕДНЕГО ЗВЕНА. ОБУЧАЮЩИЕСЯ ИЗУЧАЮТ РУССКИЙ ЯЗЫК В ОБЪЕМЕ 78 ЧАСОВ., ЛИТЕРАТУРУ В ОБЪЕМЕ 117 ЧАСОВ....

ПРОГРАММА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

программа по выявлению творческих способностей на уроках и внеурочной деятельности...

Методические рекомендации к самостоятельным работам по дисциплинам ОУД.12, ОП. 18, ОП. 5, ОП. 09, методическая разработка к внеурочной деятельности студентов

   С 1 сентября 2011 года образовательные учреждения среднего и начального профессионального образования приступили к реализации Федеральных государственных образовательных стандартов...

Программа по развитию творческих способностей обучающихся на уроках электротехники и во внеурочной деятельности

Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального образовательного стандарта среднего профессионального образования (Приказ Минобрнауки России от 07.05.2014 № 457 «Об утверждении ...

Методическая разработка открытого урока. ТемаРазвитие творческих способностей и навыков учащихся на уроках предмета «Музицирование» в фортепианном классе.

Отделение:ФортепианноеСпециальность:Педагог дополнительного образования высшей категории по классу фортепиано.Преподаватель:Ганоцкая Наталья АндреевнаУчащиеся:Велокожон Анастасия,  Хорунжая ...

Формирование творческого и познавательного интереса учащихся на уроках истории и обществознания через проектно-исследовательскую деятельность

Проектно-исследовательская деятельность учащихся является хорошим стимулом для повышения интереса к изучению, проявлению самостоятельности, креативности, навыков публичного выступления....