Методическая разработка открытого урока. ТемаРазвитие творческих способностей и навыков учащихся на уроках предмета «Музицирование» в фортепианном классе.
методическая разработка

Ганоцкая Наталья Андреевна

Отделение:

Фортепианное

Специальность:

Педагог дополнительного образования высшей категории по классу фортепиано.

Преподаватель:

Ганоцкая Наталья Андреевна

Учащиеся:

Велокожон Анастасия,  Хорунжая Татьяна, Менлязова Эльвина, Хорунжая Екатерина.

Тема урок:

Развитие творческих способностей и навыков учащихся на уроках предмета «Музицирование» в фортепианном классе.

Цель:

Приобщение учащихся к различным видам музыкального творчества

 

Задачи урока:

 

Обучающие:

Развивать навыки разучивания, подбора по слуху, транспонирования, импровизации, сочинения

Воспитательные:

Воспитывать интерес к музыкальному искусству. 

Воспитывать настойчивость и целеустремленность в процессе своей практической творческой деятельности.

Развивающие:

Развивать творческую фантазию, воображение, ладо-гармонический слух, зрительную и музыкальную память, вариативность мышления.

Технологии обучения:

Интерактивные, игровые, оздоровительные

Методы обучения:

Словесный, наглядный показ, исследовательский.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx22.64 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Республики Крым  «Керченский учебно-воспитательный комплекс – интернат – лицей Искусств»

Методическая разработка открытого урока

Тема: Развитие творческих способностей и навыков учащихся на уроках предмета «Музицирование» в фортепианном классе.

Ганоцкая Наталья Андреевна,

педагог дополнительного образования

по классу фортепиано

2020 г.

г. Керчь


Отделение:

Фортепианное

Специальность:

Педагог дополнительного образования высшей категории по классу фортепиано.

Преподаватель:

Ганоцкая Наталья Андреевна

Учащиеся:

Велокожон Анастасия,  Хорунжая Татьяна, Менлязова Эльвина, Хорунжая Екатерина.

Тема урок:

Развитие творческих способностей и навыков учащихся на уроках предмета «Музицирование» в фортепианном классе.

Цель:

Приобщение учащихся к различным видам музыкального творчества

Задачи урока:

Обучающие:

Развивать навыки разучивания, подбора по слуху, транспонирования, импровизации, сочинения

Воспитательные:

Воспитывать интерес к музыкальному искусству.

Воспитывать настойчивость и целеустремленность в процессе своей практической творческой деятельности.

Развивающие:

Развивать творческую фантазию, воображение, ладо-гармонический слух, зрительную и музыкальную память, вариативность мышления.

Технологии обучения:

Интерактивные, игровые, оздоровительные

Методы обучения:

Словесный, наглядный показ, исследовательский.

План урока.

  1. Организационный момент.
  1. Приветствие
  2. Сообщение темы урока и обоснование значимости данного предмета
  1. Основная часть урока.
  1. Работа с ученицами над следующими формами творческого музицирования: разучивание мелодий песен в разных вариантах, подбор аккомпанемента, опираясь на пройденные гармонические обороты, подбор фортепианной фактуры сопровождения мелодии, соответствующей характеру исполнения песни, транспонирование в другие тональности. Следить за дифференциацией звучания аккомпанемента, за педализацией, за чистотой интонирования мелодии.
  2. Исполнение учениками собственных музыкальных композиций на подготовленную гармоническую сетку. Это Песенка «Одуванчик» (на полный гармонический оборот), Прелюдия (на «золотую секвенцию»), музыкальный эскиз (на хроматический и терцовый ходы в басу), Осень (на фригийский оборот септаккордов), импровизации на 12-ти тактовый блюзовый период.
  1. Заключение.
  1. Подведение итогов урока, домашнее задание.

Оборудование:

- фортепиано;

- нотные тетради учащихся;

- карточки для освоения музыкальных форм.

Список используемой литературы:

  1. Маклыгин А.О. Импровизируем на фортепиано: учебное пособие. – г. Казань 1995 г.
  2. Сиротина Т. Подбираем аккомпанемент вып. 1
  3. Булаева О. Четалова О. Учись импровизировать и сочинять. Тетради I-V
  4. Шатковский В. Импровизация и сочинение на уроках музицирования в ДМШ
  5. Бурлакова  Н. А. Музицирование в детской музыкальной школе. Методическая разработка.
  6. Малиновская А. Фортепианно-исполнительское интонирование: очерки – М: Музыка 1990 г.
  7. Баренбойм Л. За полвека: очерки, статьи, материалы. – Ленинград: Советский композитор 1989 г.

  1. Музыка – это голос жизни. Она выражает тенденции времени, окуная нас в прошлое или будущее при желании.

Музыка – это искусство, а любое искусство развивает, воспитывает личность ученика. Она помогает ребенку осознать свою социальную роль в общении со сверстниками, формирует его самооценку.

В предмет «Музицирование» включены такие формы работы, как подбор по слуху, разучивание и варьирование мелодии, подбор аккомпанемента, с применением гармонических оборотов; транспонирование, импровизация, элементарное сочинение, совместное музицирование. Все эти формы работы направлены на развитие творческих способностей и навыков ученика в фортепианном классе. Приобретая творческие навыки и опираясь на теоретические знания у ученика формируется чувство ритма, развивается ладо-гармонический слух, образное мышление, фантазия. Все это дает ученику представление о выразительной сущности элементов музыкальной речи (из чего состоит музыка?) и средств музыкальной выразительности. Музицирование помогает овладеть навыками создания собственных композиций, импровизаций, а также способствует раскрытию индивидуального начала в каждом ученике, дает ему свободное владение клавиатурой.

Занятия по программе музицирования способствуют ускорению процесса обучения игре на фортепиано, повышению его качества. В процессе педагогической творческой работы выделяются главные, базовые составляющие такой работы. Это практическое изучение теории музыки, в частности, гармонии. И основное умение – это овладение учащимися слухово-клавишной рефлексией, то есть умение думать и слушать одновременно. Занятие творческим музицированием представляет собой интерактивную технологию обучения и помогает учащимся почувствовать свою социальную значимость и уважение в компании сверстников, что там же немаловажно у детей.

2) Ход работы на уроке с учащимися:

  1. Велокожон Анастасия, 1 класс.
  1. Работа над песней Б. Соловьева «Неприятность эту мы переживем». 1 куплет – бас в левой руке, мелодия – в правой руке, следим за чистотой интонации.
  2. Подбираем аккомпанемент, опираясь на полный гармонический оборот, распределяем его между руками. Закрепляем это, исполняя мелодию голосом.
  3. Подбираем фактуру. Выбрали фактуру польки для передачи характера песенки. Исполняем 2-ой куплет под фактурный аккомпанемент.
  4. Транспонируем песню из до минора в ре и ми миноры, поем мелодию со словами.
  5. Ученица исполнила свою песенку «Одуванчик» на детские стихи. В аккомпанементе она использовала полный гармонический оборот, и в трехдольном размере применила вальсовую фактуру (песенка в форме периода, 1 и 2 куплеты).
  6. Сыграла песенку в транспорте из до мажора в ре мажор.

Со всеми видами работы ученица справилась хорошо.

В домашних занятиях нужно продолжать закреплять классную работу. Следить, слушать себя, чтобы во время исполнения песни опора приходилась на бас, и аккорд на слабой доле звучал тише. Стараться чисто интонировать мелодию, опираясь на общие звуки в аккомпанементе. Песенку исполнять в характере, для новой песенки подобрать 2-3 стихотворения. Полный гармонический оборот играть в тональностях до двух знаков в мажоре и миноре.

  1. Хорунжая Татьяна 3 класс.

По программе мы прошли гармонический кварто-квинтовый оборот, который позже назвали «золотой секвенцией»

  1. Ученица сыграла в 2-х тональностях «золотую секвенцию». В левой руке – бас, в правой руке – аккорды.
  2. Работа над песней Блантера «Колыбельная». Аккомпанемент этой песни построен на оборотах «золотой секвенции».
  3. Ученица проиграла гармоническую сетку 1 куплета, мелодию пела голосом.
  4. Подобрали фактуру исполнения аккомпанемента – арпеджио по три звука, что более всего соответствует характеру песни и двухсомности такта при размере шесть восьмых.
  5. Длинные арпеджио использовали для заполнения длинных нот в мелодии.
  6. Применили гармоническую запаздывающую педаль.
  7. Транспонировали песню из ля минора в соль минор.
  8. Ученица при исполнении старалась чисто петь мелодию, опираясь на общие звуки в аккомпанементе.
  9. Ученица исполнила импровизацию на основной мелодический оборот «Пасскакалии» Генделя, создателя «золотой секвенции».
  10. Ученица сыграла свою музыкальную композицию под названием «Прелюдия» в форме периода с репризным повторением в другом регистре, где гармоническая сетка состояла из оборотов «золотой секвенции».

Все задания ученица выполнила уверенно, с увлечением. Дома следует продолжать импровизировать на «золотую секвенцию», работать над аккомпанементом, в песне. Темп держанный, спокойный, поэтому бас нужно брать на каждую долю в двухдольном метре размера шесть восьмых, не терять его опору. Прелюдию транспонировать в соль, си миноры.

  1. Менлязова Эльвина 5 кл.

В программу «Музицирование» включено так же освоение основных элементов джазовой импровизации в стиле рок-н-ролла, буги-вуги, топ-бум, а так же на 12-ти тактовый блюзовый период.

Ученица будет импровизировать на 12-ти тактовый блюзовый период. Левая рука из периода в период не меняется и играется по единой гармонической сетке. А для правой руки было необходимо наработать определенный багаж мелодических оборотов-рефренов, комбинаций с ними и с блюзовой гаммой.

  1. Ученица сыграла блюзовую гамму от звука «до» двумя руками триолями.
  2. Сыграла шесть комбинаций рифов с синкопированным ритмом правой рукой.
  3. Сыграла автономный бас 12-ти тактового блюзового периода.
  4. Сыграла два, проученных заранее, окончаний периодов (11-12 тт.)
  5. Ученица сыграла пять импровизаций на 12-ти тактовый блюзовый период, применяя на свое усмотрение комбинации мелодических оборотов с блюзовой гаммой и в 11-12 тт., выбранное окончание в каждом периоде.

В домашней работе, опираясь на левую руку, она ритм, основа, для более интересного звучания, проучить ее (правую руку) с пульсом в ритме свинга, и далее импровизировать правую руку на новый ритм левой руки обязательно с пульсом четвертями ноги, сохраняя синкопы в мелодии.

  1. Хорунжая Екатерина 7 класс.

В процессе обучения по программе ученица научилась владеть различными элементами музыкального языка. Это ритмом, мелодией, гармонией, фактурой, регистрами, динамикой. Наработались ритмические, мелодические, гармонические обороты. Все вышесказанное ученица учится применять в своих импровизациях.

  1. Играет импровизацию на составленную гармоническую сетку, мелодия при повторном исполнении постоянно варьируется, выбирается более удачный вариант, импровизация транспонируется в ми минор.
  2. Ученица исполнила свою программную музыкальную композицию «Осень» на стихотворение А.С. Пушкина.

Эту музыкальную композицию ученица довела до законченной пьесы в концертном варианте, придерживаясь правилам импровизации и сочинения. Это оригинальность мелодии, единство ритма и интонации, минимум средств – максимум выразительности, повторность музыкальных построений. Исполнение было образным, эмоциональным.

Занятие музицированием дало возможность ученице заговорить на музыкальном языке, создавая свои фортепианные программные композиции на составленную гармоническую сетку. Развилась музыкальность, образность мышления, фантазия, духовные качества.

  1. Заключение:

На проведенном открытом уроке поставленная цель достигнута полностью. Поставленные задачи способствовали ее достижению. Структура урока выдержана в соответствии с планом. Распределение времени было логичным. Все ученицы показали хорошее знание теоретического материала по программе своего класса и умение применять его на практике в работе над аккомпанементом, импровизациями, составлением и исполнением собственных музыкальных композиций программного содержания на подготовленную гармоническую сетку. Ученицы, каждая на своем возрастном уровне, показали умение владеть ритмом, мелодией, гармонией, фактурой и т.п. Программность же помогла им в создании музыкального образа, в работе над звуком, над характером исполнения своих пьес. Хороший контакт преподавателя с ученицами способствовал созданию творческой атмосферы на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО БИНАРНОГО УРОКА: «Взаимосвязь предмета товароведение и производственного обучения»

Данная методика способствует пониманию учащимися необходимости теоретического обучения по предмету и взаимосвязи теории (предмет «Товароведение») с практикой (производственное обучение)....

методическая разработка открытого урока по предмету Информатика и ИКТ

Данная методическая разработка открытого урока актуальна, так как работа со шрифтами в программе MS WORD является тем моментом, который должен освоить каждый обучающийся. В урок включены вводный матер...

методическая разработка открытого урока по предмету Информатика и ИКТ

Данная методическая разработка открытого урока актуальна, так как работа со шрифтами в программе MS WORD является тем моментом, который должен освоить каждый обучающийся. В урок включены вводный матер...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ОСНОВЫ ИНЖЕНЕРНЙ ГРАФИКИ» по теме «Системно-деятельный подход в обучении» Тема урока «"Анализ геометрической формы предмета"

Цели настоящей  методической разработки:   Организовать осмысление мотивации обучения,создать условия для понятия темы урока и заинтересовать студентов, а также способствовать разв...

методическая разработка открытого урока "Воспитание физических качеств и двигательных способностей"

Материал методической разработки «Воспитание физических качеств и двигательных способностей» предназначен для организации и проведения уроков «Физической культуры» по разделу «Общая физическая под...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА открытого урока по учебному предмету «Информатика» Тема: «Единый урок безопасности в сети Интернет»

Современную жизнь трудно представить себе без сети «Интернет».  Современные компьютерные технологии стремительно развиваются и занимают все больше места в жизни каждого человека.По да...