Рабочая программа внеурочной деятельности Занимательная биология
рабочая программа

Рабочая программа учебного курса «Тайны живой природы» для обучающихся 6-7 классов составлена в соответствии с требованиями ФГОС  ООО, на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Основная общеобразовательная школа №1».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа №1»

РАССМОТРЕНА

на методическом объединении

Протокол №1 от 29.08.2019 г.

ПРИНЯТА

педагогическим советом

Протокол №1 от 30.08.2019 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ «Основная

общеобразовательная школа №1»

С.В. Вожик __________________

Приказ №1 от 02.09.2019 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного курса «Тайны живой природы»

для  обучающихся 6 -7 классов

Составитель:

Свердлова И.Н.

г. Новокузнецк,

2019 – 2020 учебный год


Содержание

№ п/п

Название раздела

Номер страницы

1

Планируемые результаты освоения учебного курса

3

2

Содержание учебного курса

5

3

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

8


Рабочая программа учебного курса «Тайны живой природы» для обучающихся 6-7 классов составлена в соответствии с требованиями ФГОС  ООО, на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Основная общеобразовательная школа №1».

1. Планируемые результаты освоения учебного курса «Тайны живой природы»

Личностные  результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

  1. воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа,  своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
  2. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
  3. формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  4. формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре,  религии, традициям,  языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
  5. освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
  6. развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  7. формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
  8. формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайной ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей. Правил поведения на транспорте и на дорогах;
  9. формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления. Развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
  10.  осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
  11.  развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

  1. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  2. умение самостоятельно планировать пути достижения целей,  в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  3. умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  4. умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
  5. владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  6. умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  7. умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  8. смысловое чтение;
  9. умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
  10.  умение осознано использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
  11. формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
  12. формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Предметные результаты освоения учебного курса «Тайны живой природы» должны отражать:

  1. формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях её развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека для развития современных естественно-научных представлений о картине мира;
  2. формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемах организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;
  3. приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;
  4. формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;
  5. формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем необходимости рационального природопользования,  защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды.

2. Содержание   учебного курса  «Тайны живой природы»

6 класс

Раздел 1.

Жизнь океана

Гиганские обитатели океана. Самые крупные животные на Земле, обитающие в океане. Синий кит. Кетовая акула. Белая акула. Тихоокеанская кожистая черепаха. Гиганские спруты. Крохатные морские обитатели. Фитоплактон. Зооплактон. Криль. Голожаберные моллюски.

 Обитатели морских глубин. Целакант. Глубоководный угорь. Рыба-топор. Рыба-гадюка. Рыба-фонарик камбала. Рыба морской чёрт. Скат-торпедо. Искрящиеся кальмары. Окраска морских обитателей. Опознавательная окраска.  Дневная и ночная окраска. Предостерегающая окраска. Мимикрия: рыба-санитар и саблезубая бленни, чёрный морской ёж и креветочная рыба, рыба-попугай и  рыба чейлинус, саргассовая рыьа и водоросли, морской дракон и водоросли.

Совместное существование рыб: рыба-санитар и рыба групер, рыба-клоун и морской анемон, жемчужная рыба и  морской огурец, ленточная коралловая криветка и мурена.  Коллонии рыб. Стайные рыбы. Рыбы-прилипалы пассажиры китов, черепах, скатов, акул, дельфинов.

 Охотничье снаряжение морских хищников: зубы акул, клыки моржей, присоски  на лучах морских звёзд, эхолокация дельфинов. Способы спасения от хищников: потеря лучей морскими звёздами, полёт летучих рыб, способность рыб раздувать свое тело покрытое иглами, использование принципа реактивного движения у моллюсков. Ядовитые морские обитатели: рыба-дракон, желтогубая морская змея, каменная рыба, кольчатый синий осьминог, медузы.

Необычайное поведение морских обитателей. Дельфины - спасатели. Выбросившиеся на берег киты. Морские обитатели-рекордсмены. Занимательные факты из жизни морских обитателей.

Раздел 2.

Жизнь растений

Растения верхолазы, душители и губители. Орхидея ванда – верхолаз. Фикус – душитель. Омела и рафлезия – растения губители.  Борьба растений за выживание. Маскировка цветов под камешки. Растения, покрытые колючками -  защита от травоядных животных. Смертельно ядовитые растения: анчар, ядовитый паслён, наперстянка, кухла.

 Симбиоз растений и мураёв. Растения, питаюся животными -  росянка, венерина мухоловка, пузырчатка, непентес. Разнообразные по форме и окраске цветы растений. Животные опылители цветковых растений: летучие мыши, колибри, пчёлы, мотылёк юкки. Приспособления цветковых растений к распространению плодов и семян.

Многообразие грибов и их фантастические формы. Таинственные мини-растения: диатомовые водоросли, лишайники.

Растения, произрастающие на вершинах гор. Приспособления растений к выживанию в условиях гор.

Растения обитатели пустынь. Приспосоления растений к выживанию  в условиях пустыни.

Растения-рекордсмены. Тайны растений. Занимательные факты из жизни растений.

Раздел 3.

Жизнь насекомых

Разнообразие размеров и форм насекомых. Повадки насекомых помогающие им выжить, двигаться, питаться, бороняться от врагов и размножаться. Обманчивая окраска насекомых. Пища и способы питания насекамых. Использование насекомыми химических веществ, для отпугивания врагов и в качестве оружия при нападении на других насекомых.

 Различные способы ухаживания у насекомых для привлечения партнёра во время спаривания. Особенности размножения цикад, стрекоз, тлей, гиганского водяного клопа, божьих коровок, саранчи.

Особенности жизни некоторых видов общественных насекомых – муравьёв, ос, пчёл, термитов.  Использование насекомыми запахов, осязания и звуков, для опознания друг друга и обмена информацией с представителями своего вида, а также для защиты и маскировки.

 Приспособления насекомых к жизни на некоторых растениях и животных. Миграции насекомых и их значение. Приспособления насекомых к жизни в самых неблагоприятных климатических условиях.

Тайны насекомых. Насекомые - рекодсмены. Занимательные факты из жизни насекомых.

7 класс

Раздел 1.

Мир рептилий

Приспособления рептилий к выживанию в условиях пустынь. Способы поддержания температуры тела рептилиями.

 Особенности органов чувств рептилий. Способность рептилий чувсвовать тепло  своих жертв - теплокровных животных. Приспособления рептилий к добыванию пищи. Ядовитые змеи и ящерицы, особенности их поведения. Способы защиты рептилий от хищников. Панцирь черепах – оборонительное средство от хищников. Способность хамелионов изменять окраску и рисунок своей кожи как средство маскировки. Бородатая ящерица,  плащеносная ящерица и гремучая змея, их отпугивающее  поведение.  Американская свиноносая змея – мастер притворства и отпугивания. Отбрасывания хвоста ящерицами. Притворство крокодилов. Змеиная мимикрия.

Особенности брачного поведения пресмыкающихся. Сражения самцов-соперников за самку и территорию обитания. Забота рептилий о своём потомстве.

 Способы передвижения рептилий в различных средах обитания. Летающие ящерицы. Плавающие змеи.  Житель морского дна – ящерица ягуана, ящерица-землекоп. Особенности передвижения змей по песку. Геконы, их присоски на лапках, особенности передвижения по гладким поверхностям. Ящерица василиск, её способнность ходить по воде.  

Забавные случаи из жизни рептилий. Рептилии-рекордсмены. Занимательные факты из жизни рептилий.

Раздел 2.

Мир птиц

Особенности перьего покрова птиц. Окраска перьев птиц, её значение во время ухаживания в брачный сезон, и как средство маскировки.

 Форма и размер клюва, способы добывания пищи птицами.

 Борьба птиц одного вида за территорию для мест гнездования и добычи пищи. Ухаживания и брачные ритуалы птиц. Разнообразие гнёзд птиц. Забота птиц о потомстве. Особые отношения птиц с другими пернатыми, животными и человеком в процессе поиска пищи и в борьбе за жизнь.

Тайны миграции птиц. Способы передвижения птиц в различных средах обитания. Особенности полёта птиц раных видов.

Необычное поведение птиц: попугай кеа, пальмовый гриф, гоацин, птица-кардинал, длинноклювый пыжик, серендаки.

 Птицы-рекордсмены. Занимательные факты из жизни птиц.

Раздел 3.

Мир млекопитающих

Необычные яйцекладущие млекопитающие – утканос и ехидна. Сумчатые млекопитающие. Забота о потомстве у млекопитающих.

 Добывания пищи млекопитающими. Ночные охотники – тасманский дьявол, гиены, галаго, долгопят, летучие мыши-кровососы.

 Способы передвижения млекопитающих в различных средах обитания. Разнообразная окраска зверей. Мимикрия млекопитающих.

  Способы спасения млекопитающих от хищников. Скунс – стреляет вонючей жидкостью. Броненосец, его бронированный наряд. Лесная мышь -  отбрасывание хвоста. Дикобраз – стрелок  иглами. Американский опосум – мастер притворщик. Южноафриканская газель спрингбок. её прыжки и скачки. Рога и зубы млекопитающих, как средство атаки и защиты.

Приспособления млекопитающих к жизни в различных климатических условиях.  Обитатели снегов. Запасы зверей на зиму. Приспособления млекопитающих к жизни в условиях пустынь и тропиков.

Взаимовыгодное партнёрство: кабан-борадавочник и буйволовые сворцы, барсук-медоед и птица-мёдоуказчик. Способы общение млекопитающих друг с другом.

Загадочное поведение зверей: обезьяна носач, флоридский лесной хомяк, бурый заяц, леменги.

Млекопитающие – рекордсмены. Занимательные факты из жизни зверей.

3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

 6 класс (35 часов, 1 ч в неделю)

Название раздела, темы

Количество часов

1

Жизнь океана

11

2

Жизнь растений

14

3

Жизнь насекомых

10

Итого

35

 7 класс (35 часов, 1 ч в неделю)

Название раздела, темы

Количество часов

1

Мир рептилий

12

2

Мир птиц

12

3

Мир млекопитающих

11

Итого

35


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Мастерская ДоМиСоль-ка»

       Рабочая программа по внеурочной деятельности «Мастерская ДоМиСоль-ка»для учащихся 1-2 классов общеобразовательной начальной школы  с углубленным изучением ...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Начала туризма и краеведения"

В национальной образовательной инициативе  «Наша новая школа» одним из  основных направлений  развития общего образования является направление по сохранению и укреплению здоровья школьн...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ « Подвижные игры»

Важнейшие задачи образования в школе (формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способ...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательный башкирский язык»

Программа курса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также основной образовательной программой начального...

Рабочая программа внеурочной деятельности по географии "Занимательная география"

Программа внеурочной деятельности «Занимательная география» предназначена для обучающихся шестых классов и реализуется по интеллектуальному направлению в соответствии с требованиями ФГОС О...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика"...