Главные вкладки
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная азбука"
рабочая программа
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Занимательная азбука» (2ч. в неделю, 66 часов в гoд)
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 31.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1
с углублённым изучением отдельных предметов имени Ю.Н. Янова
г. Вязьмы Смоленской области
СОГЛАСОВАНО на заседании методического объединения учителей начальных классов протокол № 1 от «31» августа 2024 года | ПРИНЯТО на заседании педагогического совета протокол № 1 от «31» августа 2024 года | УТВЕРЖДЕНО приказом директора № 124/05-02 от «31» августа 2024 года |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По внеурочной деятельности
«Занимательная азбука»
ДЛЯ 1 «Б» КЛАССА
НА 2024/2025 УЧЕБНЫЙ ГОД
Составитель программы
Горенкина Ирина Сергеевна
Вязьма, 2024 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа занятий по занимательной азбуке в начальной школе составлена в соответствие с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основной образовательной программой начального общего образования.
Язык – инструмент нашей мысли и наших чувств. Степень речевого развития – это и степень развития мышления, а значит, хорошее владение языком – условие успешной работы по всем учебным предметам. Без хорошего владения словом невозможна никакая познавательная деятельность. Начальная школа призвана заложить основы гармоничного развития учащихся, обеспечить формирование прочных навыков грамотного письма, развитой речи. В условиях современной школы учитель должен построить свою работу так, чтобы предоставить ученикам возможность выбора индивидуального пути развития и ранней специализации.
Русский язык – один из основных учебных предметов. От того, как школьники овладеют русским языком, зависит успешность прохождения всего учебного материала.
Изучение лингвистических интересов учащихся показывает, как велико желание младших школьников узнать новое о русском языке. Строгие рамки урока и насыщенность программы по русскому языку не всегда позволяет ответить на многие вопросы, интересующие детей. В этом случае на помощь приходят занятия кружка «Занимательная азбука».
Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей и развивающей роли внеклассной работы по русскому языку.
Кружок “Занимательная азбука” занимает важное место в решении практических задач, которые состоят в том, чтобы привлечь внимание детей, прежде всего к миру слов, повседневно употребляемых, дав им почувствовать, что он не менее интересен, увлекателен, сложен, разнообразен, чем мир растений и животных, электроники и техники. Он способствует более прочному и сознательному усвоению изученного на уроках материала, обогащению словаря, развитию речи, воспитанию у них бережного отношения к слову, к богатствам языка и стремления настойчиво овладевать этими богатствами, воспитанию любви и уважения к русскому языку.
Программа рассчитана на 66 часов в год в 1 классе с проведением занятий 2 раза в неделю.
Цель курса:
- Формирование личности, владеющей устной и письменной речью в соответствии со своими возрастными особенностями. Воспитание у школьников бережного отношения к слову, богатствам языка.
Задачи курса:
• развитие интереса к русскому языку как учебному предмету;
• расширение и углубление программного материала;
• воспитание любви к великому русскому языку;
• пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка и над своей речью;
• совершенствование общего языкового развития младших школьников.
- приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
- пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
- развитие мотивации к изучению русского языка;
- развитие творчества и обогащение словарного запаса;
- совершенствование общего языкового развития учащихся;
- углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
Воспитывающие:
- воспитание культуры обращения с книгой;
- формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.
Развивающие:
- развивать смекалку и сообразительность;
- приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
- развивать умение пользоваться разнообразными словарями; учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:
• занимательность;
• научность;
• сознательность и активность;
• наглядность;
• доступность;
• связь теории с практикой;
• индивидуальный подход к учащимся.
Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий по “Занимательной азбуке”.
В отборе материала к занятиям учитель должен ориентироваться на связи с программным материалом по русскому языку, учитывая необходимость осуществления преемственности между начальным и средним звеном.
Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к “Занимательной азбуки” должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.
Работу по воспитанию этики общения целесообразно вести с младшими школьниками, начиная с первого года обучения. Для этого на занятиях необходимо использовать ролевые игры. Работу по воспитанию правильного речевого поведения целесообразно проводить на всех занятиях. Кроме того, курс “Занимательная грамматика” позволяет работать не только над фонемами, частями речи, но и развитием правильной речи.
Содержание и методы обучения “Занимательной азбуки” содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.
Формы организации разнообразны: беседа, конкурсы, викторины, познавательно-развлекательные игры, тематические устные журналы, конференции, олимпиады, интернет-олимпиады, Неделя русского языка и литературы.
Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию.
#1055;ланируемые результаты освоения программы
Личностные результаты:
• осознавать роль языка и речи в жизни людей;
• эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
• понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
• высказывать своё отношение к героям произведений, к их поступкам.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
• определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
• учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
• учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
• находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
• делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Коммуникативные УУД:
• оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
• слушать и понимать речь других;
• учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
#1057;одержание курса
Тема 1. Вводное занятие. Значение русского языка. Беседа о значимости русского
языка. Представление богатства языка и речи. Значение русского языка
жизни известных писателей и поэтов.
Тема 2. Роль речи в жизни людей. Правило красивой речи. Роль русского языка в жизни каждого человека. Важность умелого и бережного отношения к русскому языку. Необходимость и польза владения культурой речи.
Тема 3. О самых дорогих словах. Волшебные слова. Добрые слова. Культура общения. Волшебные слова: слова приветствия, прощания, просьбы, благодарности, извинения. Умение дискутировать, использовать вежливые слова в диалоге. Разыгрывание ситуаций: «Вежливо – невежливо - грубо». Парад добрых слов.
Тема 4. Слова, слова, слова… Чудесные превращения слов. Анаграмма. Палиндром. Умные игры для умных детей. Знакомство с анаграммами и палиндромами. Самостоятельное составление анаграмм. Примеры и различные факты о палиндромах. Эти забавные палиндромы. Игры: «Буква заблудилась», «Сложи слово»…
Тема 5. Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова. Жизнь слова. Откуда берутся слова? Как живут слова? Рассказ о свойстве «многозначности слова», о строении словарной статьи толкового словаря. Игра «Прямое и переносное значение слов». Разгадывание загадок, шарад.
Тема 6. «Ищу рифму» или «Добавь слово». Юные сочинители. Веселый аттракцион. Занимательные игры с буквами, слогами, словами.
Тема 7. Звуки в слове. Фонетическая зарядка. Работа с загадками, со скороговорками, со стихами и маленькими сказками. Понятие «фонетика», «фонема», «фонематический слух». Тайны фонемы. Ключ к тайнам фонемы. Фонетическая зарядка. Игры с фонемами. Работа с загадками, со скороговорками, со стихами и маленькими сказками. Стихотворение Б. Заходера «Кит и Кот». Разыгрывание стихотворения Н. Матвеева «Путаница».
Тема 8. Тематические группы слов. Организация деятельности учащихся по подбору слов на тему («Осень», «Зима», «Весна», «Овощи», «Спорт»…). Составление коротких устных зарисовок. Игра «Найди лишнее слово».
Тема 9. Трудные слова. Словарная работа. Занимательные упражнения: ребусы, кроссворды, загадки. Чудеса в стране Слов. Знакомство с ребусами, кроссвордами, их разгадывание. Угадывание слов по их значению.
Тема 10. Гимнастика ума. Словесные игры. Шарады, метаграммы, логорифмы. Упражнения на развитие внимательности и наблюдательности, на развитие памяти. Знакомство с шарадами, метаграммами, логорифмами. Игры- соревнования.
Тема 11. Итоговое занятие. КВН «Знатоки русского языка». Командное соревнование на проверку знаний по русскому языку.
#1058;ематическое планирование.
№ п/п | Название тем и занятий | Ко-во часов |
1. | Вводное занятие. Значение русского языка. | 1 |
2. | Роль речи в жизни людей. Правила красивой речи. | 3 |
3. | О самых дорогих словах. Волшебные слова. Добрые слова. | 6 |
4. | Слова, слова, слова ... Чудесные превращения слов. Анаграмма. Палиндром. Игры: «Буква заблудилась», «Сложи слово»… | 4 |
5. | Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова. | 8 |
6. | «Ищу рифму» или «Добавь слово». Юные сочинители. | 5 |
7. | Звуки в слове. Фонетическая зарядка. Работа с загадками, со скороговорками, со стихами и маленькими сказками. | 11 |
8. | Тематические группы слов. | 7 |
9. | Трудные слова. Занимательные упражнения: ребусы, кроссворды, загадки. | 10 |
10. | Гимнастика ума. Словесные игры. Шарады, метаграммы, логорифмы. | 10 |
11. | Итоговое занятие. КВН «Знатоки русского языка». | 1 |
Итого: | 66 |
Календарно-тематическое планирование
№п/п | Тема | Дата проведения | |
план | факт | ||
1-2 | Вводное занятие. Значение русского языка. | ||
3-4 | Роль речи в жизни людей. Правила красивой речи. | ||
5-6 | О самых дорогих словах. | ||
7-8 | Волшебные слова. | ||
9-10 | Добрые слова. | ||
11 | Слова, слова, слова. | ||
12-13 | Чудесные превращения слов. | ||
14-15 | Анаграмма. | ||
16-17 | Палиндром. | ||
18-19 | Игры «Буква заблудилась», «Сложи слово». | ||
20 | Слово и его лексическое значение. | ||
21-23 | Однозначные и многозначные слова. | ||
24-25 | «Ищу рифму» или «Добавь слово». | ||
26-28 | Юные сочинители. | ||
29-30 | Занимательные игры с буквами, слогами, словами. | ||
31-33 | Фонетическая зарядка. Работа с загадками, со скороговорками, со стихами и маленькими сказками. | ||
34-35 | Понятие «фонетика», «фонема», «фонематический слух». | ||
36-37 | Тайны фонемы. Ключ к тайнам фонемы. | ||
38-40 | Фонематическая зарядка. Игры с фонемами. . Работа с загадками, со скороговорками, со стихами и маленькими сказками. | ||
41 | Стихотворение Б.Заходера «Кит и Кот». | ||
42 | Разыгрывание стихотворения Н.Матвеева «Путаница». | ||
43-44 | Тематические группы слов. | ||
45-46 | Подбор слов на тему «Осень», «Зима», «Весна», «Лето», «Овощи», «Спорт»… Составление коротких устных зарисовок. | ||
47 | Игра «Найди лишнее слово» | ||
48-49 | Знакомство с ребусами, кроссвордами, загадками. | ||
50-51 | Чудеса в стране Слов. | ||
52-54 | Занимательные упражнения: ребусы, кроссворды, загадки. | ||
55-56 | Угадывание слов по их значению. | ||
57-59 | Упражнения на развитие внимательности и наблюдательности. | ||
60-62 | Упражнения на развитие памяти. | ||
63-65 | Знакомство с шарадами, метаграммами, логарифмами. | ||
66 | Игры-соревнования. | ||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Мастерская ДоМиСоль-ка»
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Мастерская ДоМиСоль-ка»для учащихся 1-2 классов общеобразовательной начальной школы с углубленным изучением ...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Начала туризма и краеведения"
В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» одним из основных направлений развития общего образования является направление по сохранению и укреплению здоровья школьн...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ « Подвижные игры»
Важнейшие задачи образования в школе (формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способ...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Веселые нотки"
Программа внеурочной деятельности Хоровон пение...
Рабочая программа внеурочной деятельности Увлекательная история
Целью данной программы является содействие становлению обучающегося как духовно-нравственной, свободной, саморазвивающейся, социально активной, творческой личности как гражданина и патриота....
Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательный башкирский язык»
Программа курса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также основной образовательной программой начального...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Правовая азбука" 5-9 класс.
Полное соответсвие требованиям ФГОС...
