Рабочая программа внеурочной деятельности "Начала туризма и краеведения"
рабочая программа по теме

Стольникова Евгения Васильевна

В национальной образовательной инициативе  «Наша новая школа» одним из  основных направлений  развития общего образования является направление по сохранению и укреплению здоровья школьников.  Одной из форм сохранения и восстановления здоровья школьников    является  туристско - краеведческая работа в школе. Туризм – средство познания своего края, а также средство физического и духовного развития, оздоровления, воспитания самостоятельности, формиров ания труд овых и прикладных навыков.Центральное место в программе курса «Начала туризма и краеведения» отведено краеведческому материалу, который предполагает исследовательскую деятельность школьников. Именн о краеведческий подход привносит в процесс обучения конкретность, личный социальный опыт, причастность к реальным проблемам родного посёлка, школы, семьи, страны.  Особенность данной интегрированной программы в том, что на каждом занятии  осуществляется практическая и развивающая  направленность учебно – познавательной деятельности учащихся, с применением исследовательской технологии и развития УУД, и помимо теоретических занятий в классе, программа предусматривает практическую деятельность на местности. Это учебные игры, экскурсии, эксперименты в естественной природной среде.

Программа ориентирована на учащихся 1-4 классов, разделена на четыре уровня сложности:                                                                                                                                                                                                                     Первый уровень для учащихся 1- го класса «Вот мой дом родной». Второй уровень для учащихся 2- го класса     Хочустатьвзрослым».                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              Третий уровеньдля учащихся 3 – х классов «Нам многое интересно». Четвертый уровень для учащихся 4 – х классов «Мы – достойная смена старшим».                                                       

Данные уровни сложности позволяют создавать в образовательном процессе условия для преемственности.

Цель программы - Создание благоприятных условий для включения и самореализации младших школьников в сфере активной физической, познавательной и практической туристско - краеведческой  деятельности,  и воспитание коммуникативной личности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nachala_turizma_i_kraevedeniya.doc316.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                               

 Муниципальное казенное образовательное учреждение

Новолялинского городского округа

«Павдинская средняя общеобразовательная школы»

ПРИНЯТА                                                                                                                                     УТВЕРЖДЕНА

на педсовете № 5                                                                                                            Директор                       М.П. Анкушин

от 28.08 2013г.                                                                                                                 «    » ______________2013г.

                                                                       «Начала туризма и краеведения»

программа внеурочной деятельности

                                                                                                                                 Автор: Стольникова Е.В.

                                                                                                                        Учитель географии

                                                                                                                1 кв. категория

п. Павда 2013г.                                                                                                                                                                                                     

Пояснительная записка

Программа составлена с учетом нормативно-правовых документов:

-  Закона РФ  «Об образовании»   от 10.07.1992 г. № 3266-1  (с изменениями и дополнениями);

- областного Закона от 16.07.1998 г № 26- ОЗ «Об образовании Свердловской области» (с изменениями и дополнениями)  и в соответствии

- СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 г. № 189;

- Типового положения об ОУ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19.03.01г.№196;

- приказа  Министерства образования  и науки РФ»   от 22.09.2011 г. № 2357  «О  внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования  и науки РФ от 06.10.2009г. № 373»;

- информационного письма Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 17.08.2011 г. №61-01/5898 «О внесении изменений в базисный учебный план»;

- Устава МКОУ НГО   «Павдинской   СОШ »;  

- Программа внеурочной  туристско – краеведческой деятельности П.В. Степанова. Москва «Просвещение»2011г.

Интегрированная образовательная программа общего и дополнительного образования  «Начала туризма и краеведения» разработана на основе  ФГОС ООО (второго поколения). Утвержден  Приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года № 373.                                                                                                                                                              В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» одним из  основных направлений  развития общего образования является направление по сохранению и укреплению здоровья школьников.  Одной из форм сохранения и восстановления здоровья школьников является  туристско - краеведческая работа в школе. Туризм – средство познания своего края, а также средство физического и духовного развития, оздоровления, воспитания самостоятельности, формирования трудовых и прикладных навыков.

География – одна из наук, на базе которой развивается современный туризм - приоритетная отрасль экономики России.

Центральное место в программе курса «Начала туризма и краеведения» отведено краеведческому материалу, который предполагает исследовательскую деятельность школьников. Именно краеведческий подход привносит в процесс обучения конкретность, личный социальный опыт, причастность к реальным проблемам родного посёлка, школы, семьи, страны.  Особенность данной интегрированной программы в том, что на каждом занятии  осуществляется практическая и развивающая  направленность учебно – познавательной деятельности учащихся, с применением исследовательской технологии и развития УУД, и помимо теоретических занятий в классе, программа предусматривает практическую деятельность на местности. Это учебные игры, экскурсии, эксперименты в естественной природной среде, что соответствует требованиям ФГОС (второго поколения). При реализации программы  в полной мере используются здоровьесберегающие технологии.

Самодеятельный пешеходный туризм - трудоемкий, но очень интересный и полезный способ организации досуга учащихся. Такой туризм обладает огромным воспитательным потенциалом. Он приучает детей переносить бытовую неустроенность, различные трудности, брать на себя ответственность,  за общее дело; учит бережному отношению к природе и памятникам культуры, рациональному использованию своего времени, сил, имущества, формирует навыки труда по самообслуживанию; способствует развитию самостоятельности учащихся. Последнее имеет особое значение для развития детей младшего школьного возраста. Многие из них начинают испытывать в школе вполне естественные и объяснимые сложности с учебной самоорганизацией. В сочетании с высоким авторитетом и большой ролью в жизни младшего школьника взрослых, к  которым он обращается за помощью, это может способствовать нежелательному развитию у него привычки во всем полагаться не на самого себя, а на помощь и мнение взрослого. Склонность к стандартному поведению в сочетании со стремлением выглядеть в глазах взрослого не хуже других  детей порождает конформизм младших школьников, а также ведет к возможному отказу от своего «Я сам». В силу этих обстоятельств одной из задач, которые стоят перед педагогами, является создание  благоприятных условий для развития самостоятельности учащихся. С имеющимся за спиной пережитым опытом самостоятельности подростку легче будет решать новые задачи, легче проживать переходный возраст. Педагогам важно создать для учащихся подобное пространство, которое отвечало  бы их насущным возрастным  потребностям,  и при этом было  бы благоприятным для их нравственного развития.  Взрослым надо поддерживать природное любопытство учащихся и желание все испытать самим, неуемную физическую энергию и страсть к приключениям и романтике, стремление к независимости. самостоятельности, потребности проявить себя среди других. В наибольшей мере перечисленным выше условиям соответствуют всевозможные   формы организации жизнедеятельности школьников в естественной, природной, «нецивилизованной» необустроенной среде, в том числе самодеятельные туристские путешествия. Туристско-краеведческая деятельность позволяет решать как возрастные задачи, которые встают перед учеником младшего школьного возраста, так и подросткового  возраста, так и собственно педагогические задачи, связанные  с воспитанием учащихся. Эта особенность туристско-краеведческой деятельности и положена в основу данной образовательной программы. Программа «Начала туризма и краеведения» ориентирована на детей категории: младшие школьники 1-4 классы и нацелена на обучение первоначальным туристским навыкам, ОФП младших школьников и воспитание у них самостоятельности.

Программа ориентирована на учащихся 1-4 классов, разделена на четыре уровня сложности:                                                                           Первый уровень для учащихся 1- го класса «Вот мой дом родной».                                                                                           Второй уровень для учащихся 2- го класса «Хочу стать взрослым».                                                                                                        Третий уровень для учащихся 3 – х классов «Нам многое интересно».                                                                                      Четвертый уровень для учащихся 4 – х классов «Мы – достойная смена старшим».                                                        Данные уровни сложности позволяют создавать в образовательном процессе условия для преемственности.

Цель программы - Создание благоприятных условий для включения и самореализации младших школьников в сфере активной физической, познавательной и практической туристско - краеведческой  деятельности,  и воспитание коммуникативной личности.

Основные задачи программы:

1.Оздоровительная задача.

- Формирование понятия «Здоровье»

- Укрепление здоровья.

- Совершенствования физического развития.

2.Образовательная задача. 

- Формирование высокого уровня  личной физической культуры школьника как элемента здорового, активного образа жизни

- Создание « школы движений» включающей формирование и совершенствование жизненно важных умений и навыков.

- Развитие двигательных (кондиционных и координационных) способностей.

- Приобретение школьниками знаний в области физической культуры, спорта и туризма, географии, необходимых для самостоятельных занятий физическими упражнениями, в походах выходного дня, путешествиях по родному краю, сознательного применения их в повседневной жизни.

3.Воспитательная задача.

- Формирование у школьников устойчивого интереса и  потребности в каждодневных занятиях физическими упражнениями и активным формам досуга;

- Содействие  гармоничному развитию личности школьника, включая формирование духовно - нравственных, эстетических и волевых качеств.

- Формирование и развитие экологического мышления

Объект:

Учащиеся 1-4 классы

Предмет: программа внеурочной деятельности «Начала туризма и краеведения»

Место курса в учебном плане:  34 часа за год, 1час в неделю.

В образовательном процессе используются технологии:

- Исследовательские (проблемное обучение, групповое,  индивидуальное, дифференцированное);

-  Здоровьесберегающие  - ОФП, экскурсии  в природную  среду,  навыки основ безопасности, экологическое воспитание  личности.

Приемы и методы:

Метод проектов и исследований; игровой;  групповая работа, метод индивидуального подхода, дифференцированный метод, метод опережающего задания, анализы и самоанализы,  наглядный, ТСО.

Основные  формы организации учебных занятий:

- Занятие - путешествие;

- Занятие -  игра;

- Интегрированное – занятие;

- Тренировочные (физические упражнения, подвижные игры);

- Соревновательные (соревнования, конкурсы, эстафеты);

- Сюжетно – ролевая игра;

- Занятие  - исследование, экскурсия, ПВД, туристический поход.

Планируемые результаты реализации программы первого уровня

Развитие УУД                                                                                                                                                                                     (приобретение школьником социальных знаний, понимание социальной реальности и повседневной жизни):

Личностные

У обучающихся  будут сформированы:

- положительное  отношение  к своему здоровью и здоровью окружающих людей, к  ежедневным занятиям физической культурой, к ЗОЖ, к природе, как основным  ценностям  в жизни человека;                                                                                                                                                                                                                            - интерес к изучению истории и культуры родного края;

- первоначальные туристские  умения и  навыки.

Учащиеся получат возможность для формирования:                                                                                                                  - экологического мышления;

- познавательной  мотивации к истории возникновения физической культуры и туризма;                                                                 - умений и способов ориентирования на местности и элементарных правилах выживания в природе;

- понимания значения занятий туризмом  для общефизической подготовки и укрепления здоровья человека;

- мотивации к выполнению норм гигиены и закаливающих процедур.

Предметные

Учащиеся научатся:

- выполнять правила поведения на занятиях по общефизической  и туристской подготовке;

- рассказывать об истории  возникновения  физической культуры  и туризма;

- понимать значение физических упражнений для здоровья человека;

- рассказывать о месте ОФП в режиме дня младших школьников, о личной гигиене, о правильной осанке;

- называть правила ведения ЗОЖ;

- называть основные физические качества человека;

- определять подбор одежды и обуви для туристических прогулок и походов;

- самостоятельно выполнять первоначальные действия юного туриста в природе, в быту, в необустроенных условиях.

Метапредметные

Регулятивные

Учащиеся научатся:

- адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы учителем;

- следовать на занятиях инструкциям  учителя;

- вносить коррективы в свою работу.

Учащиеся получат возможность научиться:

- понимать цель выполняемых действий;

- адекватно оценивать правильность выполнения задания;

- самостоятельно выполнять комплексы упражнений, направленных на развитие физических качеств;

- первоначальным  туристическим умениям и навыкам;

-  работать индивидуально и в группе;

- умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей;                                            - беречь и защищать природу.

Познавательные

Учащиеся научатся:

- читать простейшие топографические карты с помощью учителя;

- следовать законам «Кодекса туриста»;

- различать понятия «Здоровье человека», «физическая культура», «физические упражнения», «турист», « туризм», «туристическая группа»;

- определять влияние занятий физическими упражнениями и туризмом на здоровье человека.

Учащиеся получат возможность научиться:

- осуществлять активную деятельность в коллективе;

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, ориентируясь в естественной природной среде по природным ориентирам;

- различать виды туристской деятельности;

- характеризовать основные физические качества;

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

- отвечать на вопросы и задавать вопросы;

- выслушивать друг друга;

- рассказывать о режиме дня младших школьников, об истории возникновения физической культуры и туризма, о личной гигиене;

Учащиеся получат возможность научиться:

- рассказывать о влиянии физических упражнений на организм и здоровье  человека;

- различать  виды  туризма (пеший, лыжный, равнинный, горный, самодеятельный,  спортивный);                                                    - договариваться  и  приходить  к  общему решению,  работая в паре,  группе,  детском  коллективе;            

-  безопасному поведению во время занятий по ОФП в спортивном зале, на спортивной  площадке, в природной среде;    - участвовать в ПВД.

Планируемые результаты реализации программы  второго уровня  

                                                                                             Развитие УУД                                                                                                                                                                                     

(приобретение школьником социальных знаний, понимание социальной реальности и повседневной жизни)              Личностные

У обучающихся  будут сформированы:

- положительное  отношение  к своему здоровью и здоровью окружающих людей, к  ежедневным занятиям физической культурой, к ЗОЖ, к природе, как основным  ценностям  в жизни человека;                                                                                                                                                                                                                            - интерес к изучению истории  и культуры родного края;

- первоначальные туристские  умения и  навыки.

Учащиеся получат возможность для формирования:                                                                                                                

- познавательной  мотивации к истории возникновения физической культуры и туризма;                                                                 - умений и навыков, способов ориентирования на местности и элементарных правилах выживания в природе;

- понимания значения занятий туризмом  для общефизической подготовки и укрепления здоровья человека;

- мотивации к выполнению норм гигиены и закаливающих процедур.

Предметные

Учащиеся научатся:

- выполнять правила поведения на занятиях по общефизической  и туристской подготовке;

- рассказывать об истории  возникновения  физической культуры  и туризма;

- понимать значение физических упражнений для здоровья человека;

- рационально распределять свое время в режиме дня, выполнять утреннюю зарядку, ОФП, использовать средства физической культуры во время отдыха и досуга;

- называть правила ведения ЗОЖ;

- называть основные физические качества человека;

- определять подбор одежды и инвентаря для туристических прогулок и походов;

- самостоятельно выполнять первоначальные действия юного туриста в природе, в быту, в необустроенных условиях.

Метапредметные

Регулятивные

Учащиеся научатся:

- адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы учителем;

- следовать на занятиях инструкциям  учителя;

- вносить коррективы в свою работу.

Учащиеся получат возможность научиться:

- понимать цель выполняемых действий;

- адекватно оценивать правильность выполнения задания;

- самостоятельно выполнять комплексы упражнений, направленных на развитие физических качеств;

- первоначальным  туристическим умениям и навыкам;

-  работать индивидуально и в группе;

- умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей;

- беречь и защищать природу,  экологически мыслить.

Познавательные

Учащиеся научатся:

- читать простейшие топографические карты с помощью учителя.

- следовать законам «Кодекса туриста»;

- различать понятия «Здоровье человека», «физическая культура и туризм», «физические упражнения», «турист», «туристическая группа»;

- определять влияние занятий физическими упражнениями и туризмом на здоровье человека.

Учащиеся получат возможность научиться:

- осуществлять активную деятельность в коллективе;

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, ориентируясь в естественной природной среде по природным ориентирам, используя топографические карты, справочную

литературу;

- различать виды туристской деятельности;

- характеризовать основные физические качества;

- устанавливать причины, приводящие к плохой осанке.

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

- отвечать на вопросы и задавать вопросы;

- выслушивать друг друга;

- рассказывать о режиме дня младших школьников, об истории возникновения физической культуры и туризма, о личной гигиене;

Учащиеся получат возможность научиться:

- рассказывать о влиянии физических упражнений на организм и здоровье  человека;

- рассказывать об истории появления и развития отдельных видов спорта и формирования на их основе различных видов  туризма;

- различать  виды  туризма  (пеший, лыжный, равнинный, горный, самодеятельный,  спортивный);                                                    - договариваться  и  приходить  к  общему  решению,  работая в паре,  группе,  детском  коллективе;            

-  безопасному поведению во время занятий по ОФП в спортивном зале, на спортивной  площадке, в природной среде;    - участвовать в ПВД.

                                           

                                          Планируемые результаты реализации программы  третьего уровня  

                                                                                             Развитие УУД                                                                                                                                                                                     

Личностные

У обучающихся  будут сформированы:

- положительное  отношение  к своему здоровью и здоровью окружающих людей, к  ежедневным занятиям физической культурой, к ЗОЖ, к природе, как основным  ценностям  в жизни человека;                                                                                                                                                                                                                            - интерес к изучению истории  Отечества и культуры родного края;

- первоначальные туристские  умения и  навыки.

Учащиеся получат возможность для формирования:                                                                                                                

- экологического мышления;

- познавательной  мотивации к истории возникновения физической культуры и туризма;                                                                 - умений и навыков, способов ориентирования на местности и элементарных правилах выживания в природе;

- понимания значения занятий туризмом  для общефизической подготовки и укрепления здоровья человека;

- мотивации к выполнению норм гигиены и закаливающих процедур.

Предметные

Учащиеся научатся:

- поступать в соответствии с правилами безопасности на занятиях по общефизической  и туристской подготовке;

- правилам поведения  в экстремальной ситуации;

- рассказывать об истории  возникновения  физической культуры  и туризма;

- понимать оздоровительное значение  занятий туризмом для организма человека;

- рассказывать о месте ОФП в режиме дня младших школьников, о личной гигиене, о правильной осанке;

- применять способы развития основных физических качеств, необходимых туристу (силы, быстроты, выносливости);

- готовить личное снаряжение в зависимости от сезона;

- определять подбор одежды и инвентаря для туристических прогулок и походов;

- самостоятельно выполнять первоначальные действия юного туриста, в быту, в необустроенных природных условиях.

- оказывать первую медицинскую помощь при несчастных случаях: перевязывать при несложных ранениях пострадавшего.

Метапредметные

Регулятивные

Учащиеся научатся:

- адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы учителем;

- следовать на занятиях инструкциям  учителя;

- вносить коррективы в свою работу.

Учащиеся получат возможность научиться:

- понимать цель выполняемых действий;

- адекватно оценивать правильность выполнения задания;

- самостоятельно выполнять комплексы упражнений, направленных на развитие физических качеств;

- первоначальным  туристическим умениям и навыкам ( запоминать  пройденный путь и пользоваться дорожными знаками, выбирать и оборудовать место для привала;

-  работать индивидуально и в группе;

- умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей;

- беречь и защищать природу, экологически мыслить.

Познавательные

Учащиеся научатся:

- читать простейшие топографические карты, проходить маршрут, ориентируясь по топографической карте с помощью руководителя;

- следовать законам «Кодекса туриста»;

- различать понятия «Здоровье человека», «физическая культура и туризм», «физические упражнения», «турист», «туристическая группа», «экологический туризм», «туристические возможности родного края».

- определять влияние занятий физическими упражнениями и туризмом на здоровье человека.

Учащиеся получат возможность научиться:

- осуществлять активную деятельность в коллективе;

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, ориентируясь в естественной природной среде по природным ориентирам, используя топографические карты, справочную

литературу;

- различать виды туристской деятельности;

- характеризовать основные физические качества;

- устанавливать причины, приводящие к плохой осанке.

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

- следовать традициям старших  ребят, участников школьного творческого объединения «Турист»

- отвечать на вопросы и задавать вопросы;

- выслушивать друг друга;

- рассказывать о режиме дня младших школьников, об истории возникновения физической культуры и туризма, о личной гигиене;

Учащиеся получат возможность научиться:

- рассказывать о влиянии физических упражнений на организм и здоровье  человека;

- рассказывать об истории появления и развития отдельных видов спорта и формирования на их основе различных видов  туризма;

- различать  виды  туризма (пеший, лыжный, равнинный, горный, самодеятельный,  спортивный);                                                    - договариваться  и  приходить  к  общему  решению,  работая в паре,  группе,  детском  коллективе;            

-  безопасному поведению во время занятий по ОФП в спортивном зале, на спортивной  площадке, в природной среде;    - участвовать в ПВД, двухдневных походах, туристских слетах Юных.

                                    Планируемые результаты реализации программы  четвёртого уровня  

                                                                                             Развитие УУД                                                                                                                                                                                     Личностные

У обучающихся  будут сформированы:

- положительное  отношение  к своему здоровью и здоровью окружающих людей, к  ежедневным занятиям физической культурой, к ЗОЖ, к природе, как основным  ценностям  в жизни человека;                                                                                                                                                                                                                            - интерес к изучению истории  Отечества и культуры родного края;

- первоначальные туристские  умения и  навыки (выбор места для бивуака и установка  классической палатки, разведение костра и приготовление пищи (с помощью руководителя);

- экологическая дисциплина в природной среде.

Учащиеся получат возможность для формирования:                                                                                                                

- экологического мышления;

- познавательной  мотивации к истории возникновения физической культуры и туризма;                                                                 - умений и навыков, способов ориентирования на местности и элементарных правилах выживания в природе;

- понимания значимости  туризма  для общефизической подготовки и укрепления здоровья человека;

- мотивации к выполнению норм гигиены и закаливающих процедур.

Предметные

Учащиеся научатся:

- выполнять правила поведения на занятиях по общефизической  и туристской подготовке;

- рассказывать об истории  возникновения  физической культуры  и туризма;

- понимать значение физических упражнений для здоровья человека;

- рассказывать о месте ОФП в режиме дня младших школьников, о личной гигиене, о правильной осанке;

- называть правила ведения ЗОЖ;

- называть основные физические качества человека;

- определять подбор одежды и инвентаря для туристических прогулок и походов;

- самостоятельно выполнять первоначальные действия юного туриста в  необустроенных  природных условиях,

в быту.

- оказывать первую медицинскую помощь при несчастных случаях: перевязывать при несложных ранениях пострадавшего.

Метапредметные

Регулятивные

Учащиеся научатся:

- адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы учителем;

- следовать на занятиях инструкциям  учителя;

- вносить коррективы в свою работу.

Учащиеся получат возможность научиться:

- понимать цель выполняемых действий;

- адекватно оценивать правильность выполнения задания;

- самостоятельно выполнять комплексы упражнений, направленных на развитие физических качеств;

- первоначальным  туристическим умениям и навыкам;

-  работать индивидуально и в группе;

- умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей;

- беречь и защищать природу,  экологически мыслить.

Познавательные

Учащиеся научатся:

- читать простейшие топографические карты;- следовать законам «Кодекса туриста»;

- ориентироваться на местности без карты ( по природным признакам, по компасу);

- различать понятия «Здоровье человека», «физическая культура и туризм», «физические упражнения», «турист», «туристическая группа», «экологический туризм», «экстремальная ситуация», «Туристские возможности родного края».

- определять влияние занятий физическими упражнениями и туризмом на здоровье человека.

Учащиеся получат возможность научиться:

- осуществлять активную деятельность в коллективе;

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, ориентируясь в естественной природной среде по природным ориентирам, используя топографические карты, справочную

литературу;

- различать виды туристской деятельности;

- характеризовать основные физические качества;

- устанавливать причины, приводящие к плохой осанке.

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

- следовать традициям старших  ребят, участников школьного творческого объединения «Турист»

- отвечать на вопросы и задавать вопросы;

- выслушивать друг друга;

- рассказывать о режиме дня младших школьников, об истории возникновения физической культуры и туризма, о личной гигиене;

Учащиеся получат возможность научиться:

- рассказывать о влиянии физических упражнений на организм и здоровье  человека;

- рассказывать об истории появления и развития отдельных видов спорта и формирования на их основе различных видов  туризма;

- различать  виды  туризма (пеший, лыжный, равнинный, горный, самодеятельный,  спортивный);                                                    - договариваться  и  приходить  к  общему  решению,  работая в паре,  группе,  детском  коллективе;            

-  безопасному поведению во время занятий по ОФП в спортивном зале, на спортивной  площадке, в природной среде;    

-- оказывать первую медицинскую помощь при несчастных случаях: перевязывать при несложных ранениях пострадавшего

- участвовать в ПВД, двухдневных походах, туристских слетах Юных.

Тропинка I.   «Вот мой дом родной» 1класс                                                                                    

Содержание программы

Вводное  занятие                                                                  1ч.

  1. Подготовка к  походу                                            1ч.
  2. Поход – знакомство                                              2ч.
  3. Быт, кухня и безопасность юного туриста          5ч.
  4. Экскурсии                                                                  2ч.
  5. Туризм и краеведение  нашего региона                  3 ч.                                                                                                                                                

     6.   Топография и ориентирование на местности        

     7.   Туристские  узлы                                                      1ч.

     8.   Песни юного туриста                                               2ч.

     9.   Туристские игры и ОФП юного туриста                4ч.

     10. Туристская  символика и атрибутика                     1ч.

     11. Отчет о походе                                                          2ч.

     12. Походы выходного дня (ПВД)                                6ч.

      Итого за год: 34часа, 1час в неделю.          

Тематическое планирование

З -я

Тема занятия

Задачи занятия

Характеристика

учебной деятельности учащихся

1

Вводное занятие: Формирование понятие здоровья как важнейшей жизненной ценности в процессе игровой и туристической деятельности. Беседа о  правилах безопасного поведения на занятиях.

Формировать понятие здоровья как важнейшей жизненной ценности в процессе игровой и туристической деятельности.

Разучить эстафетный бег.

Иметь представление о компонентах и показателях здоровья (физическое, психологическое, нравственное). Понимать пользу физической активности (различные формы). Активно участвовать в соревнованиях с элементами туризма. Положительно относиться к окружающим.

2

Подготовка к  походу.

Подготовить к ознакомительному походу, соблюдению правил безопасности, гигиены. Ознакомить с личным и групповым снаряжением туриста (спальный мешок, надувной матрас, коврик, палатка – одноместная). Обучить пользованию Аптечкой.

Изучить « Кодекс туриста».

Участвовать в совместной подготовке к  походу в осенний лес.  Подбирать туристическую одежду и обувь.

С помощью руководителя выбирать место для бивуака, для костра. Знать нормы безопасного поведения в походе.    

3-4

Поход - знакомство

Преодолеть туристический маршрут «школа – Чайная горка». Обучить первоначальным навыкам туриста. Воспитывать позитивное отношение детей «на маршруте». Учить самостоятельности.

Знать отличия группового и личного туристического снаряжения, учиться распределять групповое снаряжение между мальчиками и девочками в походе. Сбор материала для гербария.   Уметь выделять положительные и отрицательные моменты похода.

5 -6- 7-

8- 9

Быт, кухня и безопасность юного туриста

Обучить разработке походного меню, подготовке продуктов к походу, их упаковке и транспортировке, выбирать и ухаживать за туристической посудой, готовить  пищу  на костре. Изучить « Кодекс туриста».

Составлять походное меню, иметь представление о  каллорийности  продуктов питания для похода, соблюдать гигиену личной и групповой посуды. С помощью руководителя готовить пищу на костре.

Обучить сбору и заготовке лекарственного сырья, приготовлению тонизирующих напитков, чайной церемонии в походе. Изучить « Кодекс туриста». Сюжетно - ролевая игра «Туристическое кафе».

 С помощью руководителя готовить  фито напитки (травяной чай) по традиционным рецептам.  

Объяснять свое отношение к природе, понимать способы защиты природы, ценить дары природы, использовать лекарственные травы для приготовления тонизирующих напитков.

Обучить сбору грибов и ягод в походе.

Знать съедобные грибы и ягоды.

С помощью руководителя разрабатывать блюда  из грибов и ягод.

Учет навыков и умений по бытовой подготовке туриста

Показательные выступления (командные)

Обучить элементам доврачебной медицинской помощи в походных условиях. Беседа о правилах безопасного поведения в походе

Знать правила  поведения в лесу, у водоемов, на болоте, в горах; правила передвижения по дорогам; правила обращения с огнем; туроборудованием; правила обращения с местными жителями; правила гигиены туриста.

10-

11-

Экскурсии

Экскурсия в природу с целью природоохранной акции «Внимание, муравейник!»

Обсуждать пользу практических дел по охране и защите природы. Экологический десант

Экскурсия в осенний лес. Создать условия для эстетического восприятия природных пейзажей. Воспитывать положительное отношение к родной природе

Учиться создавать художественные образы родной природы.  Участвовать в конкурсе  рисунков «Любимый уголок родной природы»

12-

 

13-

14

Туризм и краеведение  нашего региона.

Турбаза – начальный пункт на пути в большой туризм

Легенды и были родного края

Экскурсия в краеведческий музей. Беседа «История, быт и культура населения моей малой родины».

Учиться ценить знания и  богатый исторический опыт, накопленные предыдущими поколениями. Соблюдать нормы поведения во время проведения экскурсий.

Экскурсия на базу  активного отдыха «Кедровая Рось». Беседа о развитии туризма в нашей местности.

Ценить и понимать  труд людей, создающих условия для отдыха и оздоровления людей, понимать преимущества активного образа жизни. Ценить перемены в жизни поселка, и гордиться своей малой родиной.

 Встреча с краеведами нашего посёлка.  «Уроки понимания значимости краеведения» Формировать положительный образ Малой родины. Беседа: «А с чего всё начиналось…Кто такие «Юные туристята».

Понимать и любить свою Малую родину. Принимать активное участие в беседе.

15-16- 17- 18

Ориентирование на местности. Топография.

Научить определять стороны горизонта. Обучить ориентированию на местности по природным признакам.

Знать природные признаки – ориентиры. Ориентироваться  на местности по природным признакам.

Обучить основным условным обозначениям. Значение топографии для туристов.

Составлять  план-рисунок на основе глазомерной (визуальной) съемки местности.

Обучить составлению простого плана местности.

Составлять  план-рисунок на основе глазомерной (визуальной) съемки местности.

Сюжетно-ролевая игра «Мы туристы»

Пройти туристический маршрут, ориентируясь по природным признакам и простейшей   топографической карте.

19

Простейшие туристские узлы и их применение.

Обучить простым узлам    Игра «Узелок завяжется - узелок развяжется».

Уметь вязать простые узлы.

20- 21

Песни   юного туриста  

Прослушать песни в авторском исполнении (в записи), разучивание и исполнение песен.

Знать слова и исполнять туристические песни.

22- 23-24-25

Туристские игры и ОФП юного туриста

Развивать основные двигательные качества. Стимулировать активность и развитие творческих способностей у детей, умения   моделировать  туристический мини – маршрут.

Демонстрировать навыки и умения  поведения в природной  среде.

Уметь самостоятельно выполнять комплексы упражнений для развития основных двигательных качеств.

   

26

Туристская  символика и атрибутика.

Познакомить детей с символикой, ритуалами и  атрибутами туристов. Изучить «Кодекс туриста»

Хранить флаг, вести  дневник похода, ухаживать за туристическим оборудованием, ответственно относиться к оформлению уголка «Юный турист». Знать основные положения «Кодекса туриста»

27- 28 -29 -

30- 31 -32

Походы выходного дня (ПВД)

Закрепить первоначальные навыки и умения туриста.

Участвовать в ПВД. Преодолеть туристический маршрут.

33 - 34

Отчёт о походе.

Научить детей составлению простых отчетов и презентаций о состоявшихся походах. Подготовить фотовыставку.

Участвовать в совместной подготовке итогового отчета и фотоотчета о совершенном походе.

Итого за год: 34 часа, 1 час в неделю

Тропинка II «Хочу стать взрослым»   2 класс 

Содержание программы

Вводное  занятие                                                                   1ч.

1.   Подготовка к  походу                                            1ч.

2.   Поход – знакомство                                              1ч.

3.   Быт, кухня и безопасность юного туриста          4ч.

4.   Экскурсии                                                                   2ч.

5.   Туризм и краеведение  нашего региона                  1 ч.                                                                                                                                                

     6.   Топография и ориентирование на местности        

     7.   Туристские  узлы                                                       1ч.

     8.   Песни юного туриста                                                 2ч.

     9.   Гигиена юного туриста                                              2ч.

     10. Природоохранные акции                                           1ч.

     11. Туристские игры и ОФП юного туриста                 4ч.

     12. Отчет о походе                                                            2ч.                                                                                                                                                                                                                                                      

     13. Походы выходного дня (ПВД)                                  6ч.                                                                                                           Итого за год: 34часа, 1час в неделю.                                                                                                                      

Тематическое планирование

з -я

Тема занятия

Задачи занятия

Характеристика

учебной деятельности учащихся

1

Вводное занятие: Формирование понятие здоровья как важнейшей жизненной ценности в процессе игровой и туристической деятельности. Беседа о  правилах безопасного поведения на занятиях.

Формировать понятие здоровья как важнейшей жизненной ценности в процессе игровой и туристической деятельности.

Разучить эстафетный бег.

Иметь представление о компонентах и показателях здоровья (физическое, психологическое, нравственное). Понимать пользу физической активности (различные формы). Активно участвовать в соревнованиях с элементами туризма. Положительно относиться к окружающим.

2

Подготовка к  походу.

Подготовить к ознакомительному походу, соблюдению правил безопасности, гигиены. Ознакомить с личным и групповым снаряжением туриста (спальный мешок, надувной матрас, коврик, палатка – одноместная). Обучить пользованию Аптечкой.

Изучить « Кодекс туриста».

Участвовать в совместной подготовке к  походу в осенний лес.  Подбирать туристическую одежду и обувь.

С помощью руководителя выбирать место для бивуака, для костра. Знать нормы безопасного поведения в походе

3

Поход - прогулка

Преодолеть туристический маршрут «школа – Чайная горка». Обучить первоначальным навыкам туриста. Воспитывать позитивное отношение детей «на маршруте». Учить самостоятельности.

Знать порядок движения на маршруте. Знать отличия группового и личного туристического снаряжения, учиться распределять групповое снаряжение между мальчиками и девочками в походе. Сбор материала для гербария.   Уметь выделять положительные и отрицательные моменты похода.

4 – 5- 6-

7

Быт,  кухня  и безопасность юного туриста

Обучить разработке походного меню, подготовке продуктов к походу, их упаковке и транспортировке, выбирать и ухаживать за туристической посудой, готовить  пищу  на костре. Изучить

« Кодекс туриста».

Составлять походное меню, иметь представление о  каллорийности  продуктов питания для похода, соблюдать гигиену личной и групповой посуды. Под руководством руководителя готовить пищу на костре.

Обучить сбору и заготовке лекарственного сырья, приготовлению тонизирующих напитков, чайной церемонии в походе. Изучить « Кодекс туриста». Сюжетно - ролевая игра «Туристическое кафе».

С помощью руководителя готовить  фито напитки (травяной чай) по традиционным рецептам.  

Объяснять свое отношение к природе, понимать способы защиты природы, ценить дары природы, использовать лекарственные травы для приготовления тонизирующих напитков.

Обучить сбору грибов и ягод в походе.

Знать съедобные грибы и ягоды, С помощью руководителя разрабатывать блюда  из грибов и ягод.

Учет навыков и умений по бытовой подготовке туриста

Показательные выступления (командные).

8

Экскурсия в краеведческий музей.

Совершить экскурсию в краеведческий музей под руководством экскурсовода.

Провести мини – исследование « Мой населённый пункт  в прошлом, настоящем, будущем».

Участвовать в исследовании. Ценить знания и опыт, накопленные предыдущими поколениями, соблюдать нормы поведения во время проведения экскурсий.

9

Экскурсия на базу активного отдыха «Кедровая рось»

Изучить расположение  туристической базы, как объекта экономического значения, в окрестностях посёлка Павда.

Преодолеть маршрут «школа – туристическая база». Понимать и ценить пользу труда людей, создающих условия для отдыха и оздоровления людей, понимать преимущества активного образа жизни. Ценить перемены в жизни поселка, и гордиться своей малой родиной.

10

11

Экскурсия

Экскурсия

Посетить краеведческий музей с целью  исследования на тему: «Исторические следы моих предков в истории Павды». Повышать интерес к изучению истории родного края.

Принимать активное участие в мини -  исследовании: «Немые свидетели истории» на основе фотографий из фотоальбомов, личных вещей и документов. Устанавливать историческую связь между поколениями.

Прогулка в зимний лес. Снег – индикатор экологического состояния ландшафта и природный фильтр. Изучить снежный покров.

Принимать активное участие в мини - исследовании

12

Туризм и краеведение в нашем регионе

Рассказать о туристских возможностях родного края

Знать виды туризма, возможные в нашем регионе.

13

Топография и ориентирование на местности

Значение топографии для туристов. Карты, используемые в ПВД. Основные условные обозначения

Знать основные условные обозначения. Читать  простейшую карту.

14

Научить определять стороны горизонта. Обучить ориентированию на местности по местным предметам, небесным светилам и др. природным признакам.

Определять стороны горизонта по местным признакам.

15

Обучить составлению простого плана местности.

Составлять  план-рисунок на основе глазомерной (визуальной) съемки местности.

16

Игра на местности «Кладоискатели»

Пройти туристический маршрут, ориентируясь по природным признакам и простейшей   топографической карте

17

Простейшие туристские  узлы и их применение

Обучить простым узлам    Игра «Узелок завяжется - узелок развяжется».

Уметь вязать простые узлы.

18- 19

Песни юного туриста

Прослушать песни в авторском исполнении (в записи), разучивание и исполнение песен.

Знать слова и исполнять туристические песни.

20

21

Гигиена юного туриста

Доврачебная помощь в походе

Рассказать о личной гигиене туриста. Значение систематического медицинского осмотра, самоконтроль в походе. Изучать «Кодекс туриста».

Оказывать  первую (доврачебную) помощь в походе: при ожоге, повреждении  кожного  покрова, кровотечении,  растяжении  связок, переломе,  отравлении, тепловом и солнечном  ударах. Знать состав медицинской аптечки для ПВД.

22

Природоохранные акции

Круглый стол: «Кто такие «Зелёные» и как охраняют природу наши сверстники». «Мы друзья леса»,                 « Внимание, муравейник!», « »

Ценить и беречь живую природу, знать меры по охране природы

23

ОФП юного туриста

Значение физической подготовки для туриста. Развивать основные двигательные качества. Закаливание организма.

Самостоятельно выполнять комплексы упражнений для развития основных двигательных качеств. Понимать пользу закаливающих процедур для организма человека.

24

25

26

27

28

29

30

31 32

Поход выходного дня (ПВД)

Закрепить первоначальные навыки

и умения по туризму.

Участвовать в ПВД. Преодолеть туристический маршрут.

33-

34

Отчёт о походе.

Обучить выпуску и презентации тематических стенных газет.

Участвовать в совместной подготовке:  изготовлении и презентации стенных тематических газет, посвященных совершенным туристическим экскурсиям и походам, а также знаковым датам туристического календаря.

Составление отчёта и несложных презентаций о походе

С помощью руководителя составлять и демонстрировать отчёт и презентацию о походе.

Итого за год 34 часа,

1 час в неделю

Тропинка III.   «Нам многое интересно» 3класс

Содержание программы

Вводное  занятие                                                                  1ч.

1.  Подготовка к  походу                                            1ч.

     2.  Поход – знакомство                                              3ч.

3.  Быт, кухня и безопасность юного туриста          3ч.

4.  Экскурсии                                                                   3ч.

5.  Туризм и краеведение  нашего региона                  1 ч.                                                                                                                                                

     6.   Топография и ориентирование на местности        

     7.   Туристские  узлы                                                      1ч.

     8.   Песни юного туриста                                               2ч.

     9.   ОФП юного туриста                                                 4ч.

     10. Туристская  символика и атрибутика                     1ч.

     11. Природоохранные акции                                         3ч.

     12. Отчет о походе                                                          2ч.                                                                                                                                                                                                                                                      

     13. Походы выходного дня (ПВД)                                6ч.                                                                                                           Итого за год: 34часа, 1час в неделю.                                                                                                                      

                                                                      Тематическое планирование

Тема занятия

Задачи занятия

Характеристика

учебной деятельности учащихся

1

Вводное  занятие

Формировать понятие здоровья как важнейшей жизненной ценности в процессе игровой и туристической деятельности.

Разучить эстафетный бег.

Иметь представление о компонентах и показателях здоровья (физическое, психологическое, нравственное). Понимать пользу физической активности (различные формы). Активно участвовать в соревнованиях с элементами туризма. Положительно относиться к окружающим.

2

Подготовка к  походу. Игра – путешествие «Готовимся к походу»

Ознакомить с личным и групповым снаряжением туриста (спальный мешок, надувной матрас, коврик, палатка).

Изучить « Кодекс туриста».

Участвовать в совместной подготовке  к походу. Распределять обязанности в группе.  Подбирать туристическую одежду и обувь.

Знать  правила безопасности в природной среде

3

Поход - прогулка

Преодолеть туристический маршрут «». Обучить первоначальным навыкам туриста. Воспитывать позитивное отношение детей «на маршруте». Учить самостоятельности. …

С помощью руководителя выбирать место для бивака. Определять место для костра, соблюдать правила обращения  с огнем, культуры и гигиены. Выполнять возложенные обязанности  при прохождении маршрута -  распределять групповое снаряжение между мальчиками и девочками в туристической группе.

Знать отличия группового и личного туристического снаряжения. Уметь выделять положительные и отрицательные моменты похода.  

4-

5-

6

Быт, кухня и безопасность юного туриста

Викторина «Знатоки туризма»

Обучить разработке походного меню, подготовке продуктов к походу, их упаковке и транспортировке, выбор и уход за туристической посудой, приготовление  пищи  на костре. Уход за туристическим оборудованием. Питьевой режим на маршруте. Изучить « Кодекс туриста».

Устанавливать туристическое оборудование на бивуаке. Уметь укладывать рюкзак.

Размещать палатку и вещи в них. Знать правила поведения в палатке. Уметь заготавливать дрова, питьевую воду, с помощью руководителя разводить костёр и кипятить воду в котелке.

Обучить разработке походного меню, подготовке продуктов к походу, приготовлению  пищи  на костре. Упаковка и транспортировка продуктов. Выбор и уход за туристической посудой.  Изучить « Кодекс туриста».

Понимать значение правильного питания в походе. Составлять походное меню, иметь представление о  каллорийности  продуктов питания для похода, соблюдать гигиену личной и групповой посуды. С помощью руководителя готовить пищу на костре.

Оценить уровень знаний по курсу. Развивать творческие способности.

Формировать умение работать в коллективе. Воспитывать чувство здорового соперничества и взаимопомощи в  процессе игры.

 Соблюдать правила игры. Активно участвовать. Проявлять коллективизм, взаимовыручку.

7-

8-

9-

Экскурсии важное средство познания.

Экскурсия в лес. Изучить жизнь муравейника.

Проводить исследования с целью изучения жизненной среды муравьёв. Знать меры по охране муравейников.

Экскурсия в лес. Изучить экологическое состояние приземных слоёв атмосферы в п. Павда

Исследовать состояние (внешний вид) хвои сосен. С помощью руководителя оценивать состояние атмосферы в        п. Павда.

Экскурсия на берег реки Павда. Изучить влияние окружающей среды на состояние воды в реке Павда. Изучить историю строительства плотины на реке Павда. Определить состояние воды на предельно допустимые концентрации (ПДК) в воде.

С помощью руководителя оценивать экологическое состояние воды.

10- 11

Туризм и краеведение в нашем регионе

Рассказать о туристских возможностях родного края.

Знать виды туризма, возможные в нашем регионе. Знать для чего  разрабатываются и  используются экологические тропы.  

 Конкурс  юных краеведов «Знатоки родного края».

Принимать активное участие в конкурсе.

12- 13- 14

Топография и Ориентирование на местности

Значение топографии для туристов. Карты, используемые в ПВД. Основные условные обозначения

Знать основные условные обозначения. Читать  простейшую карту.

Научить определять стороны горизонта. Обучить ориентированию на местности по местным предметам, небесным светилам и др. природным признакам

Определять стороны горизонта по местным признакам.

Игра: Спортивное Ориентирование на местности.

Пройти маршрут за контрольное время

15

Туристские узлы и их назначение

Обучить простым узлам.   Игра «Узелок завяжется - узелок развяжется».

Уметь вязать простые узлы

16- 17

Песни юного туриста

Прослушать песни в авторском исполнении (в записи), разучивание и исполнение песен.

Знать слова и исполнять туристические песни.

18- 19- 20- 21

ОФП юного туриста

Значение физической подготовки для туриста. Развивать основные двигательные качества. Закаливание организма.

Самостоятельно выполнять комплексы упражнений для развития основных двигательных качеств. Понимать пользу закаливающих процедур для организма человека.

22

Туристская  символика и атрибутика

Туризм начинается с детства. Познакомить детей с символикой, ритуалами и  атрибутами туристов. Изучить «Кодекс туриста»

Хранить флаг, вести  дневник похода, ухаживать за туристическим оборудованием, ответственно относиться к оформлению уголка «Юный турист». Знать основные положения «Кодекса туриста»

23 -

24- 25

Природоохранные акции

Выпуск плакатов на природоохранную тематику.

Знать о существовании экологических проблем (проблема чистой воды, чистого воздуха).

Экологическая тропа как средство

целостного восприятия природы на примере окружающих горнотаёжных ландшафтов.

Использование  экологических «тропинок»

Изучать состав  и состояние растений на учебной  экологической тропинке. С помощью руководителя  описывать и оценивать состояние растительности.

Подготовка фотовыставки:  

26 -27- 28- 29-

30-31-32

Походы выходного дня (ПВД)

Закрепить первоначальные навыки

и умения по туризму.

Участвовать в ПВД. Преодолеть туристический маршрут.

33-34

Отчёт о походе

Обучить выпуску и презентации стенных газет

Участвовать в совместной подготовке:  изготовлении и презентации стенных тематических газет, посвященных совершенным туристическим экскурсиям и походам, а также знаковым датам туристического календаря.

Составление отчёта и несложных презентаций о походе

Итого: 34часа, 1 час в неделю

Тропинка IV.   «Мы – достойная смена старшим» 4класс

                                                           Содержание программы

Вводное  занятие                                                                  1ч.

1.  Подготовка к  походу                                                1ч.

     2.  Поход – прогулка                                                      2ч.

3.  Быт, кухня и безопасность юного туриста              3ч.

4.  Экскурсии                                                                   4ч.

5.  Туризм и краеведение  нашего региона                   1 ч.                                                                                                                                                

     6.   Топография и ориентирование на местности        

     7.   Туристские  узлы                                                       1ч.

     8.   Природоохранные акции                                           3ч.

     9.   Туристские игры и ОФП юного туриста                 4ч.

     10. Туристская  символика и атрибутика                      1ч.

     11. Отчет о походе                                                           2ч.                                                                                                                                                                                                                                                      

     12. Походы выходного дня (ПВД)                                 8ч.                                                                                                           Итого за год: 34часа, 1час в неделю.                                                                                                                      

                                                                 Тематическое планирование

Тема занятия

Задачи занятия

Характеристика

учебной деятельности учащихся

1

Вводное занятие

Формировать понятие здоровья как важнейшей жизненной ценности в процессе игровой и туристической деятельности.

Разучить эстафетный бег.

Иметь представление о компонентах и показателях здоровья (физическое, психологическое, нравственное). Понимать пользу физической активности (различные формы). Активно участвовать в соревнованиях с элементами туризма. Положительно относиться к окружающим.

2

Подготовка к  походу.

Ознакомить с личным и групповым снаряжением туриста (спальный мешок, надувной матрас, коврик, палатка).

Изучить « Кодекс туриста».

Участвовать в совместной подготовке  к походу. Распределять обязанности в группе.  Подбирать туристическую одежду и обувь.

 Знать  правила безопасности в природной среде

3-4

Поход – прогулка

Преодолеть туристический маршрут «» №1. Обучить первоначальным навыкам туриста. Воспитывать позитивное отношение детей «на маршруте». Учить самостоятельности. …

Преодолеть маршрут№2 «»

С помощью руководителя выбирать место для бивака. Определять место для костра, соблюдать правила обращения  с огнем, культуры и гигиены. Выполнять возложенные обязанности  при прохождении маршрута -  распределять групповое снаряжение между мальчиками и девочками в туристической группе.

Знать отличия группового и личного туристического снаряжения. Уметь выделять положительные и отрицательные моменты похода.  

4-    

Быт, кухня  и безопасность юного туриста

Викторина «Знатоки туризма»

Обучить разработке походного меню, подготовке продуктов к походу, их упаковке и транспортировке. Выбор и уход за туристической посудой. Приготовление пищи  на костре. Изучить « Кодекс туриста».

Устанавливать туристическое оборудование на бивуаке. Уметь укладывать рюкзак.

Размещать палатку и вещи в ней. Знать правила поведения в палатке. Уметь заготавливать дрова, питьевую воду, с помощью руководителя разводить костёр и кипятить воду в котелке

5

Обучить сбору и заготовке лекарственного сырья, приготовлению тонизирующих напитков, чайной церемонии в походе. Изучить « Кодекс туриста». Сюжетно - ролевая игра «Туристическое кафе».

Понимать значение правильного питания в походе. Составлять походное меню, иметь представление о  каллорийности  продуктов питания для похода, соблюдать гигиену личной и групповой посуды. С помощью руководителя готовить пищу на костре.

6

Оценить уровень знаний по курсу. Развивать творческие способности.

Формировать умение работать в коллективе. Воспитывать чувство здорового соперничества и взаимопомощи в  процессе игры.

Соблюдать правила игры. Активно участвовать. Проявлять коллективизм, взаимовыручку.

7-

Экскурсии важное средство познания.

Экскурсия. Изучить сезонные изменения погоды (основные показатели) на основе календаря погоды

Состояние растительности(внешний облик) на момент исследования.

Знать сезонные особенности осени (зимы, весны, лета) текущего года в п. Павда и её окрестностях.

8-

Экскурсия Беседа о развитии туризма в нашем районе. Экскурсия  на базу активного отдыха «Кедровая рось».

Ценить труд людей, создающих материальные блага для отдыха и оздоровления людей, понимать значение активного образа жизни, Замечать перемены в жизни поселка, и гордиться своей малой родиной.

9-

Экскурсия. Познакомиться с условиями и требованиями проведения конкурсов  «Экологическая тропа» (школьный уровень). Использование туристических и экологических троп.

Преодолеть маршрут учебной экологической «тропинки». Знать для чего  разрабатываются и  используются экологические тропы.  

10

Экскурсия в зимний лес с целью изучения

11

Туризм и краеведение  нашего региона        

         

Рассказать о туристских возможностях родного края.

Знать виды туризма, возможные в нашем регионе. «Экологический туризм»

12

Экскурсия в краеведческий музей с целью исследования

13

Топография и Ориентирование на местности

Значение топографии для туристов. Карты, используемые в ПВД. Основные условные обозначения

Знать основные условные обозначения. Читать  простейшую карту.

14

Научить определять стороны горизонта. Обучить ориентированию на местности по местным предметам, небесным светилам и др. природным признакам

Определять стороны горизонта по местным признакам.

15

Игра: Спортивное Ориентирование на местности.

Пройти маршрут за контрольное время

16

Туристские узлы и их назначение

Обучить простым узлам.   Игра «Узелок завяжется - узелок развяжется».

Уметь вязать простые узлы

17 -18  -19                    

Природоохранные акции  

Выпуск памятки  природоохранной тематики «Туристы, берегите и охраняйте природу!»  

Знать основные правила туристов.  Распространять памятку с целью охраны природы.

Подготовка фотовыставки: «Среда обитания»

                                             

20-

ОФП юного туриста . Соревнования с элементами туризма.               

Значение физической подготовки для туриста. Развивать основные двигательные качества. Закаливание организма.

Самостоятельно выполнять комплексы упражнений для развития основных двигательных качеств. Предолеть  туристическую полосу препятствий. Понимать пользу закаливающих процедур для организма человека.

21

22

23

24

Туристская  символика и атрибутика                    

                                                         

Познакомить детей с символикой, ритуалами и атрибутами туристов

Хранить флаг, вести  дневник похода, ухаживать за туристическим оборудованием, ответственно относиться к оформлению уголка «Юный турист». Знать основные положения «Кодекс туриста.

25-

26

27

28

29

30

31

32

Походы выходного дня (ПВД)

                                                                                        

Закрепить первоначальные навыки

и умения по туризму.

Участвовать в ПВД. Преодолеть туристический маршрут.

33

Отчет о походе                                                         

Обучить выпуску и презентации стенных газет

Участвовать в совместной подготовке:  изготовлении и презентации стенных тематических газет, посвященных

совершенным туристическим экскурсиям и походам, а также знаковым датам туристического календаря.

34

Составление отчёта и несложных презентаций о походе

Итого: 34часа, 1 час в неделю

                                                         

                                                         Учебно – методическое обеспечение

1.Примерная программа внеурочной деятельности – авторы П.В.Степанов, С.В.Сизяев Т.С.Сафронов.

2.Учебник  география, 5класс, Москва - Издательский центр « Вентана – Граф», 2012г., авторы В.П. Дронов А.А.Летягин.

3.Путешествуем по Свердловской области автор Т.П. Нездолий  Учебное пособие для начальной школы (1-3 кл.)

4.Обучение в 1 классе «Физическая культура» авторы Т.С. Лисицкая  Л.А. Новикова,   Методические разработки.

5.Справочник туриста, автор Ю. А. Штюрмер, 2 – е изд.-е с изм- ми и доп- ми, М – Профиздат

6. Сборник « Кодекс туриста»

7.Энциклопедия туризма, авторы  Ю. Н. Федотов, И.Е. Востоков

8.Основы спортивной тренировки в горных видах спорта  Ю.В. Аппенянский – М. 1996                                                                  9. Газета «Спорт в школе» №7 2010г.

Туристское оборудование и снаряжение

 Групповое, бивуачное: палатка (одноместная, четырехместная), спальник, тент, рюкзак туристический;

 Костровое:  котелок, поварешка, фляжка для питьевой воды;

 комплект для спортивного ориентирования - компас, планшетка, фонарик, часы, топографические карты местности, карандаш, линейка, транспортир, листы ватмана.

Медицинская аптечка, фотоаппарат, ноутбук.

Личное: одежда, обувь, посуда.

 Спортивный инвентарь: мячи волейбольные, баскетбольные, футбольные, скакалки, перекладина, канат гимнастический, секундомер.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочий лист "Контрольная работа по немецкому языку, раздел "Общие сведения о туризме"" для специальности 100401 Туризм

Данный рабочий лист предназначен для выполнения контрольной работы студентами 2 курса специальности 100401 Туризм. Рабочий лист содержит задания лексико-грамматического плана, а также задания на чтени...

Рабочие программы по специальности 100401 ТУРИЗМ и 43.02.10 ТУРИЗМ

В данном разделе будут постепенно представлены программы по профессиональным модулям ПМ 01, ПМ 02,ПМ 03, ПМ 04 и ПМ 05,а также по дисциплине ОРГАНИЗАЦИЯ ТУРИНДУСТРИИ...

Рабочая программа Организация туризма

Рабочая программа дисциплины "Организация туризма"...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Краеведение и туризм"

Направленность программы: спортивно- оздоровительная. Программа направлена на формирование научного мировоззрения, научного мышления, освоение методов научного познания мира и развитие исследовательск...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.02 ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СФЕРЕ ТУРИЗМА И ГОСТИНИЧНОГО БИЗНЕСА для специальности 43.02.16 Туризм и гостеприимство

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности 43.02.16 Туризм и гостеприимство, утвержденног...