Рабочая программа внеурочной деятельности "Правовая азбука" 5-9 класс.
рабочая программа

Полное соответсвие требованиям ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл law_5-9.docx49.69 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение

к основной образовательной

 программе основного

 общего образования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа курса  внеурочной деятельности

«Правовая азбука»

направление:  социальное

 для        5-9 классов

 

 

 

 

Составитель рабочей программы:

Эпп Мария Сергеевна, учитель права, учитель начальных классов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа курса внеурочной деятельности

«Правовая азбука» 

основное общее образование  

направление:  социальное

срок реализации рабочей программы – 5 лет

 

1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

 

В результате реализации рабочей программы курса внеурочной деятельности «Право» при получении основного общего образования у обучающихся будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.

 

1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

5 класс

1.1Личностные универсальные учебные действия.

У ученика будут сформированы:

  • знание государственной символики (герб, флаг, гимн), знание государственных праздников;
  • знание положений Конституции РФ, основных прав и обязанностей гражданина;
  • гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;
  • эмоционально  положительное принятие своей этнической идентичности;
  • уважение к другим народам России и мира и принятие их, межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;
  • уважение к личности и ее достоинствам, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;
  • уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;
  • позитивная моральная самооценка и моральные чувства - чувство гордости при следовании  моральным нормам, переживания, стыда и вины при их нарушении;
  • умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;
  • готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;
  • потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности;
  • умение строить жизненные планы с учетом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий;

Ученик  получит возможность для формирования:

  • - выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению
  • - готовности к самообразованию и самовоспитанию
  • - адекватной и позитивной самооценки
  • - эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия 1.2 Регулятивные универсальные учебные действия.

У ученика будут сформированы:

  • научится целеполаганию, включая постановку новых целей, при образовании практической задачи в познавательную;
  • самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
  • планировать пути достижения целей;
  • уметь самостоятельно контролировать свое время и управлять им;
  • принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
  • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результатам и по способам действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
  • адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы исполнения, как в конце действия, так и по ходу его реализации.
  • - прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения цели

Ученик получит возможность научиться:

  • самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи
  • построению жизненных планов во временной перспективе
  • при планировании достижения цели самостоятельно и адекватно учитывать условия и средства их достижения
  • выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ
  • основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления         своим         поведением         и         деятельностью,         направленной         на         достижение поставленных целей
  • осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач
  • адекватно оценивать свои возможности достижения цели определенной сложности в различных сферах самостоятельной деятельности

1.3  Коммуникативные универсальные учебные действия.

У ученика будут сформированы:

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения совместной деятельности;
  • устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выбор;
  • аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образам;
  • задавать         вопросы,         необходимые         для         организации         собственной         деятельности         и сотрудничества с партнером;
  • осуществлять взаимный         контроль и оказывать в         сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
  • владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;
  • работать в группе - устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. Ученик получит возможность научиться:  
  • - учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве
  • - учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию
  • - понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы
  • - продуктивно решать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов решения конфликтов
  • - брать на себя инициативу в организации совместного действия
  • - оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности
  • - в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру информацию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка
  • - устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений
  • - в совместной деятельности четко формулировать цели группы и позволять ее участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей

1.4 Познавательные универсальные учебные действия. У ученика будут сформированы:

  • научится основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
  • давать определения понятиям;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • обобщать понятия - осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом;
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
  • объяснять явление, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследований;  
  • основам ознакомительного, изучающего, усваивающего поискового чтения;
  • структурировать тексты, включая умения выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий.

Ученик  получит возможность научиться:

  • - основам рефлексивного чтения
  • - ставить проблему, аргументировать ее актуальность
  • - самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента
  • - выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, явлений, процессов
  • - организовывать исследование с целью проверки гипотез

- делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации. 

6 класс

1.1Личностные

  • формирование основ российской гражданственности, чувства гордости за свою Родину;  
  • принятие и освоение социальной роли ученика, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;  
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;  
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;  
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов;  
  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.  

1.2 Метапредметные

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;  
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;  
  • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать в ситуациях неуспеха;  
  • активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;  
  • осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной форме;  
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным правовым понятиям;  
  • готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

1.3 Предметные

  • осознание ценности человеческой жизни;
  • понимание особой роли права в жизни общества;
  • формирование первоначальных представлений о праве, правовой культуре, гражданской позиции;
  • формирование основ базовых правовых ценностей современного общества;  формирование основ толерантного мировоззрения.
  •   7 класс

1.1  Личностные

  • мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
  • заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;
  • ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями;

1.2     Метапредметные 

  • умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
  • умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
  • способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);
  • овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
  • умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
  1. использование элементов причинно-следственного анализа;
  2. исследование несложных реальных связей и зависимостей;
  3. определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
  4. поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
  5. перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
  6. объяснение изученных положений на конкретных примерах;
  7. оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
  8. определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

                 1.3  Предметные

познавательные

  • относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
  • знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;
  • знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности; • умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей; ценностно-мотивационной 
  • понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества; • знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни; • приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности; трудовые
  • знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
  • понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества; эстетические
  • понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
  • понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества; коммуникативной
  • знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
  • знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
  • понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
  • понимание         значения         коммуникации         в         межличностном         общении;
  • умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
  • знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.

8-9 класс 

1.1Личностные:

 ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур.

  1. Метапредметные:

 умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность, способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, умении выполнять познавательные и практические задания на: оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм; определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

  1. Предметные: 
  • относительно целостное представление о содержании понятий страна, государство, Родина;
  • усвоение первоначальных сведений о правах и свободах человека, об обществе и роли человека в нем;
  • овладение основами правовой грамотности, правилами правового и нравственного поведения;
  • знание наиболее значимых событий в истории материальной и духовной культуры России;
  • умения находить нужную социальную информацию в различных источниках;
  • приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;
  • знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;

 Ожидаемый результат: 

Учащиеся должны знать:

  • основные положения Конституции;
  • полномочия органов власти;
  • право, его роль в жизни общества;
  • норма права;
  • понятие прав, свобод и обязанностей; - понятие и виды юридической ответственности.

Учащиеся должны уметь:

  • выделять основной смысл текста, события, явления, соотносить с правовыми нормами и со своим опытом и ценностями;
  • создавать для себя нормы деятельности и поведения, пользоваться ими;
  • строить коммуникацию с другими людьми: вести диалог, учитывать сходство и разницу позиций, взаимодействовать с партнерами для получения общего продукта или

результата;

  • проводить самооценку собственных знаний и умений;
  • принимать решения, принимать ответственность на себя;
  • реализовывать индивидуальные и общественные права и обязанности; • устанавливать конструктивные отношения с людьми; • приобретать навыки организации труда.

2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С

УКАЗАНИЕМ ФОРМ ЕЁ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Правовая азбука» рассчитана на 5 лет обучения. Общее количество часов: 170 часов.

Из расчета 1 час в неделю: 5 класс – 34  часа, 6 класс – 34 часа, 7 класс – 34 часа, 8 класс – 34 часов, 9 класс - 34 часа.

 

Содержание курса 5 класс.

Раздел 1. Я - ребенок, Я – человек. (21 час)

Большая забота о маленьких детях.

Знакомство детей с идеей возникновения прав ребенка. Декларация прав человека.

Женевская декларация прав ребенка. Всеобщая декларация прав человека ООН.

Конвенция о правах ребенка. Понятие - права. Понятие - право.

Право на жизнь. Органы власти, в чьи обязанности входит защита прав ребенка. Расширять знания детей о праве человека на жизнь, учить сохранению жизни. Государство. Гражданство. Символы России. Федеральные органы власти. Для чего нужны органы местного самоуправления? Органы власти, в чьи обязанности входит защита прав ребенка.

7хЯ = семья. Роль семьи в обществе. Обязанности членов семьи. Элементарные представления о механизме защиты прав ребенка. Формирование уважительного отношения к семье, правам членов семьи и окружающих людей.

Государство на страже закона. Государство на страже закона (правоохранительные органы) Кто может нарушить закон? Нарушение прав ребенка. Правонарушения и их возможные последствия. Право на неприкосновенность личности. Право на защиту от физического и психологического насилия.

Казнить нельзя, помиловать? Конституционные обязанности гражданина. Ответственность и ее виды. Административная ответственность несовершеннолетних.

Школа моей мечты. Устав школы – основной закон ее жизни. Мой класс и мои друзья. Устав школы – основной закон ее жизни. Права учащихся в школе. Ответственность учащихся. Правила поведения в школе и классе. Разработка правил поведения в классе.

В гостях у Айболита. Право на охрану здоровья. Право на медицинское обслуживание. Здоровье и его составляющие. Правила питания. Правила гигиены.  

Труд детей. Права несовершеннолетних по трудовому кодексу. Трудовой договор.

Понятия «непосильный труд», «самообслуживание», «эксплуатация детского труда».  

Раздел 2. Защита прав.  (8 часов)

Страна справедливости. Защита прав ребенка в школе. Документы, защищающие права ребенка. Защита прав ребенка в школе. Составление памятки «Кто может меня защитить? Учить детей замечать нарушения прав человека.

Маленький, да удаленький. Учить детей цивилизованно защищать свои права. Модель «Как защитить своё право»

Твоё мнение. Что означает слово «мнение». Учить культурно высказывать свое мнение, уважать мнение других людей.  Модель «Общественное мнение»

Правила честного спора. Способствовать осознанию детьми важности урегулирования разногласий мирными средствами.

Проект «Правила спора»

Мои права – моя свобода. Развивать у учащихся осознанное понимание понятия «свобода» в реальной жизни.

Раздел 3. Мои обязанности. (3 часа)

Можно ли быть свободным без ответственности? Формировать понятие «ответственность», показать значимость понятий «свобода» и «ответственность» в жизни человека. Обязанности школьника.

Закрепить знания основных прав и обязанностей ученика; показать учащимся, что учёба является правом и обязанностью ученика.

Раздел 4. Повторение (3 часа)

Счастье твоё закон бережет. Актуализировать основные понятия курса о правах человека. Подготовка к итоговому проекту. Мои права. Обобщить знания, полученные на занятиях. Защита итоговых проектов. 

 

Содержание курса 6 класс.

 Вводные занятия (1 час)

  Знакомство  класса с педагогом. Для чего необходимо знать свои права    и обязанности.  Кто такой ученик. Кто такой учитель. Какие у них права и обязанности (знакомство с понятиями: право и обязанность).  Право человека на имя. Повторение изученного в предыдущем учебном году.  

Раздел 1. Правовой статус  ученика – гражданина РФ.  (9 часов)

   История развития просвещения. Право на образование.  Почему человек должен учиться.  История школы. Символика школы. Устав школы.  Правила поведения для учащихся.  Права и обязанности участников образовательного процесса.  Класс – частичка школьного коллектива. Ученик – гордость школы. Органы самоуправления в школе. Равенство всех участников образовательного процесса в  правах. Закон «Об Образовании». Федеративное многонациональное государство РФ (знакомство с понятиями: конституция, федерация, субъекты федерации, нация, народность, родной язык).  Конституция РФ. Право человека говорить на родном языке. Культурные права.  

   Президент РФ, его полномочия. Федеративное Собрание – парламент РФ.    

Правительство РФ. Самостоятельность местного самоуправления.  Гражданство.

Законодательное регулирование приобретения и потери статуса гражданина.

  Раздел 2. Естественные права человека. ( 5 часов )

   Право на жизнь – естественное право человека. Зачем нужен был международный документ по защите прав человека. Всеобщая декларация прав человека. Кто такой человек.  Кто такой ребенок. Почему ребенку нужно иметь особые права. Конвенция о правах ребенка. Права ребенка. Нарушение и защита прав детей в нашей стране и за рубежом.   Право на заботу со стороны взрослых. Право на  семью. Для чего необходимо знать историю семьи. Как составить родословную.   Права и обязанности родителей. Обязанности детей.  Право на  благоприятную окружающую среду.  Права ребенка: на  достаточное питание и достаточное количество питьевой воды;  на полезное и качественное питание.  Обязанность каждого человека бережно относится к природной окружающей среде. Почему мы должны беречь природу.  Как каждый из нас может и должен беречь природу.  Обязанности ребёнка по уходу за животными.

  Раздел 3. Социально – экономические права (6  часов).

 Право на труд. Право на получение профессии. Мир профессий.   Понятие собственности. Права собственника (право владеть, право пользоваться, право распоряжаться). Обязанности собственника. Основания возникновения права собственности. Общая собственность. Прекращение права собственности. Защита права собственности. Истец. Ответчик. Исковое заявление.  Понятие «налоги». Подоходный налог.  Понятие наследования. Наследодатель. Наследник. Право на жилище. Право на неприкосновенность жилища.  Авторское право. Защита чести, достоинства и деловой репутации. Раздел 4.  Политические права (4 часа).  

Политические права. Право на свободу совести. Свобода мысли  и слова. Право на участие в управлении делами государства. Избирательные права. Право на свободу передвижения.

Раздел 5. Защита прав человека (6 часов).

  Зачем нужно защищать права человека. Судебная система. Институт  уполномоченного по правам человека (омбудсмен). Организация Объеденных наций - международная организация по защите прав человека.  Международные суды. Геноцид. Апартеид. Дискриминация меньшинств. Нарушения прав в экономической и социальной сфере.  Правовая культура человека. Итоговое обобщение (4 часа):  Проведение викторин,  конкурсов, экскурсий,  занятий – защиты проектов.

 

Содержание курса 7 класс.

 

Раздел 1: «Естественное право человека на жизнь» (7 часов).  

Естественное право человека на жизнь. Конвенция прав ребенка, Всеобщая декларация прав человека о праве на жизнь.  

Счастье рождения нового человека. Ответственность родителей за жизнь и здоровье ребенка.  

Периоды жизни человека. Ценность каждого возраста.  

Отношение общества к детям и старикам - основа оценки нравственности общества. Скрытые возможности организма человека. Тайны жизни человека. Долголетие и долгожители.  

Физическое и психическое здоровье человека как условие полноценной жизни. Ответственное отношение человека к своей жизни. Неосторожность, опасная для жизни.  

Уголовная ответственность за преступления против жизни и здоровья человека. Кто они, покушающиеся на жизнь человека? (Черты личности преступника; влияние алкоголя).

Нравственный долг уважения к жизни и здоровью других людей.  

Раздел 2: «Мы все – разные». (10 часов).  

Индивидуальные особенности людей. Равноправие. Свобода, честь и достоинство человека под охраной закона.  

Расовые, национальные, социальные, религиозные различия между людьми.

Значение миролюбия и терпимости в предупреждении конфликтов.  

Конфликт “отцов и детей” - когда он возникает? Можно ли его избежать?  

Уникальность, неповторимость каждого человека.  

Индивидуальные различия как предпосылка межличностных конфликтов. Опасность и пагубность таких конфликтов для личности и общества.  

Самооценка личности и самоконтроль. Что такое “совесть”? Совесть и самовоспитание.  

Задачи и трудности подросткового возраста.  

Народный календарь. Народные традиции. Обряды. Религиозные верования. Родной язык.  

Межнациональные отношения: опыт и традиции взаимопонимания и сотрудничества людей разных национальностей.  

Основные мировые религии. Их особенности. Религия как связь поколений.  

Декрет «Об отделении церкви от государства» (1918) и современные документы о свободе совести. Определение отличий атеистического законодательства от современного, которое гарантирует свободу совести (Всеобщая декларация прав человека, ст.18; Конституция РФ, ст.28).  Раздел 3. «Гражданин России. Права и обязанности граждан» (9 часов).  

Духовная связь человека с Отечеством. Историческая память.  

Семейные корни и семейные традиции.  

Культура, родной язык, их влияние на внутренний мир человека, его мироощущение.

Нравственный долг человека - защищать Отечество, заботиться о его процветании.

Конституция РФ о долге и обязанности гражданина защищать Отечество.  

Основной Закон страны. Участие народа в принятии Конституции России.  

Юридический смысл понятия “гражданин”. Гражданство. Конституция РФ об отношении государства к гражданам и о гражданстве.  

Как складывается у человека представление о его правах. Индивидуальный характер представлений человека о его правах и жизненная реальность. Возможность конфликта человека с обществом на основе субъективных представлений о своих правах. Оформление прав и обязанностей человека как прав и обязанностей гражданина в конституциях различных государств. Внимание мировой общественности к защите прав человека. Права человека в Конституции РФ.  

Подросток как гражданин. Подросток и его права.  

Раздел 4: «Экономика, труд, деньги, собственность. Защита законов имущества граждан» (8 часов).  

Вещи в нашем доме - вещи, которые окружают нас. Нужные, полезные вещи. Вещи, дарящие семье радость. Личные вещи.  

Что могут рассказать ваши вещи об их создателях? Что могут рассказать вещи об их владельце?  

Право собственности несовершеннолетних, его охрана. Защита прав детей при приватизации жилища.  

Воровство и его последствия. Почему совершаются кражи? Правила охраны имущества. Как не стать жертвой преступления. Защита законом имущества граждан.  

Из истории возникновения денег. Тайна цены. Что влияет на цену товаров? Разные функции денег. Многообразие денежных отношений. Роль денег в жизни человека. Что могут и чего не могут деньги.  

Несовершеннолетние участники денежных, имущественных отношений; определение их прав и обязанностей. Имущественная ответственность несовершеннолетних. Влияние детей на семейный бюджет, его расходную часть. Необходимость соотнесения своих потребностей с возможностями семьи.  

Труд в домашнем хозяйстве, его особенности по сравнению с трудом на производстве. Распределение домашнего труда между членами семьи. Роль труда в развитии человека, в реализации его творческих возможностей.  

 

Содержание курса 8 класс.

Главная книга страны. Гражданство. Права и свободы. Равенство. Наши главные ценности. Достоинство. Право на личную жизнь. Права и обязанности в семье. Твоя национальность. Право на образование. Социально-экономические права. Нет прав без обязанностей. Ограничение прав и свобод. Для чего нужно государство? Защита прав и свобод. Власть народа. Правительство. Судебная власть. Право активного участия в жизни общества. Лидер. Защита проекта: «Конституция – основной закон страны».

 

Содержание курса 9 класс

 

Что такое право. Система права. Нормативный правовой  акт. Система законодательства. Правоотношение. Правонарушение. Юридическая ответственность.

Государство: его понятие и признаки. Демократическое правовое государство. Правовое государство и  человека. Экономические, социальные и культурные права человека. Политические права граждан. Конституция РФ. Основы конституционного строя.

Международные нормы и принципы в правовой системе России. Государственная власть.

Органы местного самоуправления. Судебная система РФ. Правоохранительные органы.  Гражданство. Право избирать и быть избранным. Общественные объединения. Конституционные обязанности. Взаимоотношения граждан и органов государственного управления. Административная ответственность. Уголовная ответственность. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Семья. Родители. Дети. Гражданские правоотношения. Несоблюдение обязательств по договору. Жилищные правоотношения. Права потребителей. Трудовые правоотношения. Международная защита Право собственности .Сделка. Виды договоров. Ответственность за неисполнение прав человека. Отношения с банками. Земельные правоотношения.Экологическое законодательство. Знакомство с формами документов. Ролевая игра «Суд идет».

 

Формы организации занятий 

 Занятия проводятся группой, подгруппой, несколькими подгруппами. Работая в группах, воспитанники учатся размышлять, задавать вопросы, делать собственные выводы, критически воспринимать разнообразную информацию, самостоятельно искать решение проблемы, получают навык устного выступления, умение оценить свою работу и работу одноклассников.

Основные формы и методы проведения занятий: беседа, сообщение, диалог, дискуссия, игра – тренинг, практикум, конференция, круглый стол, правовая игра, деловая игра, ролевая игра, викторина, ток – шоу, тестирование, анкетирование, мониторинг, работа с книгой, работа с документом, мини спектакли, устный журнал, лекции, эссе, защита проектов. Интерес к деятельности резко возрастает, если воспитанники включены в игру. В игре ребёнок действует не по принуждению, а по внутреннему побуждению.

Цель игры – сделать серьёзный напряжённый труд интересным для воспитанников.

На занятиях используются практические задания, которые позволяют заметно оживить беседу, преодолеть или ослабить влияние формального изложения материала, рассмотреть положение закона на конкретном примере с тем, чтобы раскрыть его актуальность и стимулировать интерес воспитанников в целом. Кроме того, практические задания дают информацию для разработки методики изучения педагогом степени сформированности гражданского сознания (гражданственности).

  • Лекция – кратковременное выступление педагога (обучащегося) в виде монолога по конкретной проблеме (теме).  
  • Семинар – предполагает самостоятельное изучение отдельных вопросов и тем по заданию педагога с последующим оформлением материала в виде тезисов для реферата, доклада.  
  • Фронтальная беседа – специально организованный диалог, в ходе которого педагог руководит обменом мнений по проблеме (теме)  

Диспут – специально организованное представление, в ходе которого происходит демонстративное столкновение мнений по проблеме (теме).

 

          

3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

  1. класс.

 

Тема

Кол-во часов

 

Раздел 1.Права ребёнке , права человека. 21 час.

 

1

Большая забота о маленьких детях.

3

2

Право на жизнь.

2

3

Вся семья вместе – и душа на месте.

2

4

Казнить нельзя, помиловать?

2

5

Все мы разные.

2

6

Школа моей мечты.

3

7

Клятва Гиппократа. Что она означает?

2

8

Труд детей.

3

 

Раздел 2.Защита прав. 8 часов.

 

9

Страна справедливости.

1

10

Расскажи мне обо мне.

1

11

Маленький, да удаленький.

2

12

Что бы достойно жить.

2

13

Мои права – моя свобода.

2

 

Раздел 3.Единство прав и обязанностей. 3 часа.

 

14

За  что я в ответе.

1

15

Устав школы.

1

16

Мои обязанности.

1

 

Раздел 4.Повторение. 2 часа.

 

17

Счастье твоё закон бережёт.

1

18

Подведение итогов.

1

 

Всего

34

 

 

 

 

 

  1. класс

 

Наименования разделов и тем

Кол-во часов

 

Вводное занятие.1 час.

 

1

Вводное занятие. Что мы помним о своих правах и обязанностях?

1

 

Раздел 1.Правовой статус гражданина.9 часов

 

2

Право на образование.

1

3

Культурные права.

1

4

Президент РФ.

1

5

Российский парламент.

1

6

Правительство РФ.

1

7

Местное самоуправление.

1

8-9

Обязанности граждан РФ.

2

10

Обобщение.

1

 

Раздел 2.Естественные права человека. 5 часов.

 

11

Право на жизнь.

1

12-13

Права и обязанности детей в семье.

2

14-15

Обобщение

2

 

Раздел 3.Социально- экономические права. 5 часов.

 

16-17

Право собственности.

2

18-19

Налоги.

2

20

Обобщение.

1

 

Раздел 4.Политические права человека. 4 часа

 

21-22

Политические права

2

23-24

Мировые религии

2

 

Раздел 5. Защита прав человека. 6 часов.

 

25-26

День Победы

2

27-28

Защита прав человека.

2

29-30

Международные организации, защищающие права человека.

2

 

Итоговое обобщение. 4 часа.

 

31-34

Итоговое обобщение.

4

 

Всего

34

 

  1. класс.

 

Наименования разделов и тем

Кол-во часов

Раздел 1. Естественное право человека на жизнь

7 часов

1

Конвенция прав ребенка, Всеобщая декларация прав человека о праве на жизнь

1

2

Ответственность родителей за жизнь и здоровье ребенка  

1

3

Периоды жизни человека. Долголетие и долгожители

1

4

Отношение общества к детям и старикам  

1

5

Ответственность человека за сохранение своего здоровья. Опасность вредных привычек  

1

6

Уголовная ответственность за преступления против жизни и здоровья человека  

1

7

Правила         личной         безопасности         (как         не         стать         жертвой

преступления)  

1

Раздел 2. Мы все - разные

10 часов

8

Индивидуальные особенности людей. Расовые, национальные, социальные, религиозные различия между людьми  

1

9

Возрастные различия. Конфликт “отцов и детей”  

1

10

Человеческая индивидуальность

1

11

Индивидуальные различия как предпосылка межличностных конфликтов  

1

12

Самооценка         личности         и         самоконтроль.         Совесть         и самовоспитание  

1

13

Задачи и трудности подросткового возраста  

1

14

Национальная культура. Народные традиции

1

15

Межнациональные отношения  

1

16

Вера как ценность и потребность человека. Основные мировые религии  

1

17

Законодательство РФ о свободе совести, об отношениях церкви и государства  

1

Раздел 3. Гражданин России. Права и обязанности граждан

9 часов

18

С чего начинается Родина. Духовная связь человека с Отечеством  

1

19

Семейные корни и семейные традиции  

1

20

Культура, родной язык, их влияние на внутренний мир человека, его мироощущение  

1

21

Нравственный долг человека  

1

22

Конституция РФ - основной закон страны  

1

23

Граждане России с рождения. Гражданство  

1

24

Права и обязанности человека в Конституции РФ  

1

25

Подросток как гражданин  

1

26

Подросток и его права

1

Раздел 4. Экономика, труд, деньги, собственность. Защита законом имущества граждан

8 часов

27

Человек в мире вещей  

1

28

Семейные реликвии, их ценность и значение  

1

29

Права         собственника.         Право         собственности несовершеннолетних  

1

30

Воровство и его последствия. Защита законом имущества граждан

1

31

Человек в мире денег. Роль денег в жизни человека. Семейный бюджет

1

32

Экономика, труд, нравственность  

1

33

Защита проектов

1

34

Защита проектов

1

 

Всего

34

 

  1. класс.

 

Тема

Кол-во часов

1

Главная книга страны.

1

2

Гражданство.

1

3

Права и свободы.

2

4

Равенство.

1

5

Наши главные ценности.

1

6

Достоинство.

1

7

Право на личную жизнь.

2

8

Права и обязанности в семье.

2

9

Твоя национальность

2

10

Право на образование.

2

11

Социально-экономические права.

2

12

Нет прав без обязанностей

2

13

Ограничение прав и свобод.

1

14

Для чего нужно государство?

1

15

Защита прав и свобод.

2

16

Власть народа.

2

17

Правительство.

2

18

Судебная власть.

2

19

Право активного участия в жизни общества.

1

20

Лидер.

2

  1. класс

 

Тема

Кол-во часов

1

Что такое право. Система прав.

1

2

Нормативный правовой акт. Система законодательства.

1

3

Правоотношения. Правонарушения.

1

4

Юридическая ответственность.

1

5

Государство: его понятие  и признаки. Демократическое правовое государство.

1

6

Правовое государство и гражданское общество.

1

7

Общая характеристика прав и свобод человека.

1

8

Личные права человека.

1

9

Экономические, социальные и культурные права человека.

1

10

Политические права граждан.

1

11

Права несовершеннолетних.

1

12

Конституция РФ. Основы конституционного строя.

1

13

Международные нормы и принципы в правовой системе России.

1

14

Государственная власть. Органы местного самоуправления.

1

15

Судебная система РФ. Правоохранительные органы.

1

16

Гражданство. Право избирать и быть избранным.Общественные объединения.

1

17

Конституционные обязанности.

1

18

Взаимоотношения граждан и органов государственного управления.

1

19

Административная ответственность.

1

20

Уголовная ответственность. Уголовная ответственность несовершеннолетних.

1

21

Семья.  Родители. Дети.

1

22

Гражданские правоотношения.

1

23

Право собственности.

1

24

Сделка. Виды договоров.

1

25

Ответственность за неисполнение обязательств по договору.

1

26

Жилищные правоотношения.

1

27

Права потребителей.

1

28

Трудовые правоотношения.

1

29

Международная защита прав человека.

1

30

Отношения с банками.

1

31

Земельные правоотношения.

1

32

Знакомство с формами документов.

2

33

Ролевая игра «Суд идет»

1

 

Всего

34

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Мастерская ДоМиСоль-ка»

       Рабочая программа по внеурочной деятельности «Мастерская ДоМиСоль-ка»для учащихся 1-2 классов общеобразовательной начальной школы  с углубленным изучением ...

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Спортивные игры» для 8А и 8Б классов на 2018-2019 учебный год.

Данная программа разработана для реализации в основной школе. Темы и разделы выбраны с учетом имеющейся материальной базы и местных климатических условий. Она предусматр...

рабочая программа внеурочной деятельности по обществознанию 5 класс

Эта программа помогает учителю  подготовить детей к изучению в 6 классе нового предмета "Обществознание"...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Функциональная грамотность" 2 класс

Программа курса внеурочной деятельности для второго класса «Функциональная грамотность» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта н...

Рабочая программа внеурочной деятельности для 2-9 классов "Шекспировские чтения" ( театральный кружок на английском языке)

Учащиеся, занимающиеся в данном кружке смогу совершенствовать свои знания и умения английского языка на практике. Кроме того, они расширят свой кругозор, знакомясь с традициями английского театра. Мно...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Английский язык" для учащихся 3 класса

Данная программа курса внеурочной деятельности «Волшебный мир английского языка» для учащихся 3 класса разработана на основе требований к результатам ООП НОО МКОУ «Тарминская СОШ&raq...