Практико-ориентированный подход к изучению физики
статья

Любовь Гармаевна Дондокова

Статья на тему "Практико-ориентированный подход к изучению физики"

Скачать:


Предварительный просмотр:

   МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «БУРЯТСКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ТЕХНИКУМ ПИЩЕВОЙ И ПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ»

Практико-ориентированный подход при обучении физике.

Дондокова Л.Г.

преподаватель физики

 

г. Улан – Удэ, 2019

Практико-ориентированный подход при обучении физике.

Ум заключается не только в знании,

но и в умении прилагать знания на деле.

Аристотель

             Физика – фундаментальная наука о простейших и вместе с тем общих закономерностях природы. Основные понятия, принципы и законы физики играют определяющую роль в большинстве разделов естествознания. Основные физические модели, физические принципы (например: сохранение, причинности, относительности) стали достоянием всего естествознания и других областей интеллектуальной деятельности человека. Содержание курса должно в доступной для обучающихся форме отражать все основные разделы современной науки. При этом большое внимание должно быть обращено на изучение основ научного метода исследования окружающего мира, выявление роли человека в процессе познания природы.

Проблема продолжающегося снижения интереса школьников к физике – глобальная. Поиски путей побуждения этого интереса – одна из главных задач физиков-педагогов. При обучении физике акцент необходимо перенести с информационного на методологическое обучение, от трансляции готовых знаний к развитию самостоятельности, творческого мышления, способностей обучающихся. Учебный процесс в значительной мере должен побуждать обучающихся  к применению полученных знаний и умений в нестандартных, новых ситуациях. Физика представляет собой постоянно развивающуюся систему знаний. Обучающиеся должны познакомиться с большим числом исторических фактов, показывающих, что история физики – это многовековая история интеллектуальных поражений и побед на пути познания окружающего мира и места человека в нём, история зарождения, развития и упадка научных идей и представлений, история борьбы мировоззрений. Тогда сведения из современной физики будут восприниматься как состояние знаний о природе на данном историческом этапе развития.

Цель работы:

  •  формирование, у обучаемого адекватной современному уровню знаний картины мира;
  • формирование человека - гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества.

Задачи работы:

  1. изучить литературу по данной теме;
  2. проводить анализ эффективности практико-ориентированного подхода при обучении физики.

Объект исследования: уроки по дисциплине физика.

 Предмет исследования: эффективность приᴍенения практико-ориентированного подхода при обучении физики.

Методы исследования: анализ и сравнение изученного материала.

В системе практико-ориентированного обучения формируется практический опыт: сопоставления, оценки явлений, процессов, выявления причинно-следственных связей, постановки задач, потребности в дальнейшем пополнении предметных знаний.

Принципами организации практико-ориентированного обучения являются: 1) мотивационное обеспечение учебного процесса; 2) связь обучения с практикой; 3) сознательность и активность студентов в обучении, 4) деятельностный подход.

Реализация практико-ориентированного обучения предполагает рассмотрение практики как источника познания, как средства познания. Поэтому организация учебного процесса в рамках практико-ориентированного подхода требует создания такого уровня актуализации знаний, при котором осознается их социально-личностная необходимость в совокупности с наличием познавательных потребностей. Технология практико-ориентированного обучения позволяет повысить эффективность и качество обучения, способствует развитию творческой деятельности учащихся, позволяет успешно решать воспитательные задачи. Возможные направления реализации практико-ориентированного подхода на уроках физики – это: а) обновленный дидактический материал, работая с которым студенты приобретают навыки самостоятельного поиска ответов на поставленные вопросы, решению проблемных ситуаций, умению анализировать факты, обобщать и делать логические выводы. Например, задания типа «Установите соответствия» или «Установите правильную последовательность». В результате на различных этапах урока, обучающиеся являются не пассивными слушателями, воспроизводящими действия преподавателя, а активными участниками процесса познания.

Качественные — это задачи, для решения которых не требуется вычислений

  • помогают глубже понимать физические явления, процессы, происходящие в природе
  • помогают объяснять явления, с которыми мы встречаемся в повседневной жизни
  • способствуют развитию литературно и технически грамотной речи
  • формируют у обучающихся умение ясно, логически и точно излагать мысли
  • активизируют внимание учащихся

Примеры качественных задач, решаемых на уроках: 1) Почему термос, т.е. сосуд с двойными стенками, обеспечивает сохранение температуры помещенных в него продуктов без подогрева? 3) Почему запрещается наливать (сливать) бензин в цистерны, не имеющие заземления? 4)Если в темноте снимать шерстяную или синтетическую одежду, то можно увидеть искры и услышать потрескивание. Почему?5) Почему самолёты на аэродромах во время заправки топливом заземляют? 6) Стоит ли тщательно натирать поверхность лакированной мебели, чтобы не садилась пыль? 7) Тело, которое имеет значительно больший объём, потёрли о другое тело. Сравните модули зарядов на этих телах.

Качественные задачи способствуют развитию логического мышления ребят, особенно если они связаны с получаемой профессией. Еще я использую задачи с недостающими данными, даю задания на оптимальный поиск информации.

Практические задачи, решить которые обучающимся помогают их личные наблюдения, задачи, которые представляют для ребят интерес с практической точки зрения 

Практико-ориентированные задачи и вопросы к урокам 

ПО задачи делятся на четыре основных вида:

  • физическая задача с политехническим содержанием
  • задача с производственно-техническим содержанием
  • физическая задача с практическим содержанием или задача-опыт.
  • задача – качественный вопрос

Кроме решения задач, использую следующие виды деятельности: 

  • Составление кроссвордов 
  • Сочинений к изученной теме, эссе
  • Отчетов, нахождение дополнительной информации по заданной теме, 
  • Написание рефератов, докладов, сообщений, 
  • Составление опорных конспектов 
  • Самостоятельное изучение параграфа учебника и составление краткого конспекта. 
  • Ответить на вопросы.

Уроки- семинары углубляют и систематизируют знания, уроки-конференции их расширяют. Проводила урок «Суд над трениеᴍ», исследовательскую работу на уроке по теᴍе «Звуковые волны».

Организация проектной и исследовательской деятельности также является важным средством реализации практико-ориентированного подхода при обучении физике. Данный вид работы с обучающимися формирует у них умения по самостоятельному добыванию, осмыслению и анализу знаний. Включение студентов в проектную деятельность позволяет преподавателю одновременно решать множество образовательных задач, связанных с формированием предметных и метапредметных умений, ценностно-смысловых и других компетентностей обучающихся. Не случайно, организация преподавателем проектной деятельности учащихся является одним из критериев его собственного усвоение учебного материала

    При обучении человек усваивает:

    10% прочитанного,

    20% услышанного,

    30% увиденного,

    90% того, что он сделал сам

Реализация принципов практико-ориентированного подхода в обучении физике позволит сделать физику не сухой, а инструментом, с помощью которого студент может объяснить многое, что происходит вокруг него в природе и жизни и чувствовать себя частью этого единого, что мы называем “мир вокруг нас”.

 Таким образом, практико-ориентированный подход обеспечивает:

  • развитие личности ученика: наблюдательности, умения воспринимать и перерабатывать информацию, делать выводы образного и аналитического мышления;
  • умение применять полученные знания для анализа наблюдаемых процессов;
  • развитие творческих способностей учащихся;
  • раскрытие роли физики в современной цивилизации;

Методика преподавания школьного курса физики в России развивается по пути вооружения учащихся методами научного познания в единстве с усвоением знаний. Только при этом условии можно достичь активизации познавательной деятельности обучающихся  на уроках.

Не углубляясь в сложные математические вычисления или сложные эксперименты с нагромождением регистрирующей физической аппаратуры, на простых примерах можно раскрыть перед учениками физическую картину мира, причины и взаимосвязи явлений окружающей природы. Такое миропонимание необходимо любому образованному человеку независимо от того, какую карьеру он выберет в дальнейшем. Без дорогостоящего экспериментального оборудования, а иногда вообще без эксперимента, оживим предмет, заменив лабораторные опыты разбором ежедневно встречающихся жизненных ситуаций, знакомых обучающихся. Существуют методики преподавания физики совместно с другими дисциплинами. Обучающиеся с трудом воспринимают разделённый по учебным предметам мир. Поэтому необходиᴍо проводить  междисциплинарные уроки, конференции и вечера.

Новые направления в технологии образовательного процесса порой медленно реализуются на практике. Проблема заключается в том, что тот учебный материал, который используется в процессе обучения, недостаточно связан с практикой и жизненным опытом обучающихся, на учебных занятиях редко обсуждаются и анализируются ситуации из повседневной жизни. Для прочного усвоения знаний по тому или иному предмету требуется сформировать позитивное отношение, интерес к изучаемому материалу. Интересный, знакомый и личностно значимый материал обычно воспринимается ими как менее трудный. Поэтому перед преподавателем встает задача организовать учебный процесс так, чтобы он стал познавательным, творческим процессом, в котором учебная деятельность становится успешной, а знания востребованными.



Предварительный просмотр:

Критерии результативности урока в рамках ФГОС.

Для того, чтобы правильно организовать урок в рамках ФГОС необходимо знать какие же существуют Критерии результативности урока в рамках ФГОС.

  1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.

Школа сегодня стремительно меняется, пытаясь попасть в ногу со временем. Главное изменение в обществе – это ускорение темпов развития.

Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:

  • анализировать свои действия;
  • самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;
  • отличаться мобильностью;
  • быть способны к сотрудничеству;
  • обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.

 Неслучайно на смену ведущего лозунга прошлых лет «Образование для жизни» пришел лозунг «Образование на протяжении всей жизни». Сегодня важно не столько дать ребенку большой багаж знаний, сколько вооружить таким важным умением, как умение учиться.Как гласит известная притча, чтобы накормить голодного человека, можно поймать ему рыбу. А можно поступить иначе – научить ловить рыбу, тогда человек, научившийся рыбной ловле, уже никогда не останется голодным.Таким образом, в настоящее время в образовании происходит смещение акцента с усвоения фактов (Результат – Знания) на овладение способами взаимодействия с миром (Результат – Умения).

 «Великая цель образования это не знания, а действия» Г.Спенсер.

 В связи с этим мы приходим к осознанию необходимости изменить характер учебного процесса и способы деятельности учащихся.

Системно-деятельный подход – это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ученика в учебном процессе. Целью системно-деятельностного подхода является воспитание личности ученика как субъекта жизнедеятельности. Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности:

  • ставить цели;
  • решать задачи;
  • отвечать за результаты.
  1. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)

Важно включить учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне. «Хочу, потому что могу».  У учащихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность.

Приёмы работы:

 учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям;

предлагает пожелать друг другу удачи (хлопки в ладони друг друга с соседом по парте);

учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы на уроке; дети высказываются;

девиз, эпиграф («С малой удачи начинается большой успех»);

Для «открытия нового знания» необходимо выявление затруднения, чтобы возникла проблемная ситуации, проговаривание ее в речи: где и почему возникло затруднение; темы и цели урока.

Постановка учебной задачи. Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока

  1. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.

 Реализация СДП обучения опирается на методы: активные; интерактивные; исследовательские; проектные.

          Учитель имеет все возможности, чтобы разбудить в ребенке те скрытые «сокровища», которыми он обладает. У него есть возможность развить возможности детей, чтобы они в дальнейшем в полной мере реализовали себя в современном мире.

С целью развития у детей познавательной активности учителю необходимо:

 - создавать на уроке атмосферу доброжелательности;

 -использовать большой арсенал средств для поддержания интереса к предмету ;

 -концентрировать внимание на главном в учебном материале;

 - направлять учебно-познавательный процесс на достижение конечного результата;

- осуществлять индивидуализацию и дифференциацию учебно-воспитательного процесса;

- избегать перегрузки учащихся;

- принимать во внимание наследственность и особенности психофизического развития детей;

- дифференцировать объем домашних заданий;

- контролировать и корректировать усвоение каждого учебного элемента;

- создавать на уроке условия для развития личности учащихся, усвоения ими способов решения своих проблем, самоуправления в учебной деятельности

Создать условия для развития личности ребенка - значит сделать обучение субъектным.

Условия субъектного обучения таковы:

1. Установка на партнерство в общении, признание прав партнера на собственную точку зрения и ее защита, умение слушать и слышать партнера готовность взглянуть на предмет общения с позиции партнера.

2. Открытость знания, его неоднозначность, личностное понимание.

3. Проблемность, противоречивость знаний, дающие основание для возникновения осмысленного отношения к изучаемому материалу.

4. Совместное проектирование цели и содержания занятия, выбор учащимися способа достижения цели.

5. Самооценка собственной деятельности по достижению результата

  1. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.

«Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения) можно организовать при помощи диалога, групповой или парной работы. Организация самостоятельной исследовательской деятельности. Выведение алгоритма, т.е плана для решения образовавшейся проблемы.

  1. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.

Проблемное преподавание – деятельность учителя по созданию системы проблемных ситуаций, изложение учебного материала с его объяснением и управлению деятельностью учащихся, направленной на усвоение новых знаний, как традиционным путем, так и путем с самостоятельной постановки учебных проблем и их решение.

Проблемное учение – это учебно-познавательная деятельность учащихся по усвоению знаний и способов деятельности путем восприятия объяснения учителя   в условиях проблемной ситуации, самостоятельного анализа проблемных ситуаций, формулировки проблем и их решение по средствам выдвижения предложений, гипотез их обоснование и доказательства, а также путем проверки правильности решения.

Проблемная ситуация – это интеллектуальное затруднение человека, возникающее в случае, когда он не знает, как объяснить возникшее явление, факт, процесс действительности не может достичь цели известным ему способом, действие это побуждает человека искать новый способ объяснения или способ действия. Проблемная ситуация есть закономерность продуктивной, творческой познавательной деятельности.

Психологической наукой установлена определенная последовательность этапов продуктивной познавательной деятельности человека в условиях проблемной ситуации:

Проблемная ситуация  → проблема → поиск способов ее решения → решение проблемы.

Полный цикл умственных действий от возникновения проблемной ситуации до решения проблемы имеет несколько этапов

- возникновение проблемной ситуации;

- осознание сущности затруднения и постановка проблемы;

- нахождение способа решения путем догадки или выдвижения предположений и обоснование гипотезы;

- доказательство гипотезы;

- проверка правильности решения проблем.

  1. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).

Самоконтроль - один из важнейших факторов, обеспечивающих самостоятельную деятельность учащихся. Его назначение заключается в своевременном предотвращении или обнаружении уже совершенных ошибок.

Побуждение учащихся к самоконтролю

1.Формирование потребностей в самоконтроле.

2. Разъяснение сущности параметров самоконтроля.

3. Инструктаж по проведению самоконтроля.

Косвенное развитие самоконтроля

1.Проверка учителем деятельности учащихся.

2. Взаимные проверки учащихся.

3. Проверка учащимися деятельности учителя.

Непосредственное развитие самоконтроля

1.Выяснение причин собственных ошибок.

2. Самопроверки.

3. Предупреждение ошибок.

Алгоритм самооценки (основные вопросы после выполнения задания) Какова была цель задания? Удалось получить результат (решение, ответ)? Правильно или с ошибкой? Самостоятельно или с чьей-то помощью?

  1. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.

Осознание учеником деятельности: того как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения, как они были устранены, и что чувствовал ученик при этом.

  1. Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.

Ученик испытывает радость от преодоленной трудности учения, будь то: задача, пример, правило, закон, теорема или  выведенное самостоятельно понятие.

  1. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.

Наличие дискуссий, характеризующихся различными  точками зрения по изучаемым вопросам, сопоставлением их, поиском за счет обсуждения истинной точки зрения.

  1. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.
  2. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

   Установлены наиболее распространенные стили педагогического общения. Пожалуй, самым плодотворным является общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью. Достаточно продуктивным является и стиль педагогического общения на основе дружеского расположения. Такой стиль общения можно рассматривать как предпосылку успешной совместной учебно-воспитательной деятельности. Учебно-педагогический процесс в школе может быть успешным лишь при хороших отношениях учителя с учениками. Взгляды и убеждения учителя, а главное его поступки, оказывают решающее влияние на отношения, складывающиеся между учителями и их воспитанниками. Ученик, соблюдая требования, предъявляемые учителем, должен верить, что они справедливы. Ученики ценят в учителе доброжелательность, честность, принципиальность, ответственность, деловитость. Но более всего они ценят в нем человечность. Учитель должен оставаться для учеников старшим товарищем, потребность в котором у них велика. Проявление учителем человеческих чувств, естественное поведение сближает его с учениками, формирует подлинно человеческие отношения между ними. Особая сторона педагогического сотрудничества – это сотрудничество самих детей в коллективе. «Сотрудничая» или общаясь со своими сверстниками, дети учатся говорить, выражать свое мнение, думать и четко оформлять свои мысли, давать оценку событиям, делать выводы и обобщения. Общение с одноклассниками дает детям моральные ценности.

  1. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.)
  • Педагог ведет учащегося по пути субъективного открытия, он управляет проблемно – поисковой или исследовательской деятельностью учащегося. Позволяет ученикам в коллективном поиске приходить к открытию.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практико-ориентированный подход в подготовке специалистов

В статье рассматривается вопрос о практико-ориентированном подходе к обучению в образовательном учреждении, применении практико-ориентированных технологий, поэтапном формировании  профессиональны...

Практико-ориентированный подход в преподавании ветеринарных дисциплин

Данный материал может быть полезен для преподавателей в качестве опорной  сетки при составлении программ и КТП....

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ ТЕХНОЛОГИЯ МЯСА И МЯСНЫХ ПРОДУКТОВ

Основной задачей по повышению профессиональной компетентности выпускников нашего техникума и их конкурентоспособности  является увеличение практики  и решение задач в области их будущей проф...

Доклад "Практико-ориентированный подход как условие профессионального самоопределения студентов специальности 08.02.01"

Практико-ориентированный подход как условие профессионального самоопределения студентов специальности08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»...

Статья " Альтернативный подход к изучению понятия вектора в физике"

              Математика и физика считаются наиболее трудными предметамишкольного курса. Но эти предметы развивались взаимосвязано. Непонимание математики вед...

Новые – практико-ориентированные подходы к формированию учебной мотивации студентов педагогического колледжа.

Преодоление разрыва между требованиями образовательного учреждения  и уровнем подготовки выпускника педагогического колледжа, стало основной задачей стоящей перед системой профессионального образ...

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В ПРЕПОДАВАНИИ ФИЗИКИ И ИНФОРМАТИКИ

В методических рекомендациях рассматривается возможность реализации практико-ориентированного подхода в преподавании общеобразовательных дисциплин в учреждениях среднего профессионального образования ...