Задания по химии на 23.11.2020.
план-конспект занятия


Предварительный просмотр:

Д/З для гр 23 и 22МС    23.11.20

Ознакомиться, списать, выполнить см работу и отправить на мою почту.

Аминокислоты

Аминокислотами называются азотосодержащие органические вещества молекулы, которых содержат карбоксильную группу – COOH и аминогруппу – NH2.

CH3 – COOH                                        СH3 – СH2 – COOH

укс. кислота                                          пропиновая кислота

NH2 – CH2 – COOH                              NH2 – CH2 – CH2 – COOH

аминоукс. кислота                     β-аминопропиновая кислота

СН3 – СН2 – СН2 – COOH

масляная кислота

α-аминомасляная кислота    Физические свойства

Аминокислоты – бесцветные кристаллические вещества, хорошо растворимые в воде. Многие из них обладают сладким вкусом.

Химические вещества

  1. Кислотные свойства
  1. Взаимодействие со щелочами

NH2 – CH2 – COOH + NaOH 🡪 NH2 – CH2 – COONa + H2O

  1. Взаимодействие со спиртами

NH2 – CH2 – COOH + C2H5OH 🡪 NH2 – CH2 – COOC2H5 + H2O

  1. Основные свойства
  1. Взаимодействие с кислотами

NH2 – CH2 – COOH + HCl 🡪 NH3Cl – CH2 – COOH

Аминокислоты – амфотерные вещества.

  1. Аминокислоты взаимодействуют друг с другом

Применение

Аминокислоты, преимущественно α-аминокислоты, необходимы для синтеза белков в живых организмах Нужные для этого аминокислоты человек и животные получают в виде пищи, содержащей различные белки. Последние подвергаются в пищеварительном тракте расщеплению на отдельные аминокислоты, из которых затем синтезируются белки, свойственные данному организму. Для этой цели успешно используется также искусственно выделенные или синтезированные аминокислоты. Некоторые из них применяются в медицинских целях. Многие аминокислоты служат для подкормки животных.

Производные аминокислот используются  для синтеза волокна, например капрона.

В живых организмах аминокислоты используются для биосинтеза белков и других биологически важных веществ. Бактерии и растения синтезируют все для них необходимые аминокислоты. Но в организмах животных и человека некоторые аминокислоты синтезироваться не могут. Их называют незаменимыми. К ним относят валин, лейцин, изолейцин, треонин, метионин, лизин, триптофан, фенилаланин. Эти аминокислоты должны поступать в организм с пищей, что учитывается при организации правильного питания.

Выполните самостоятельно:

  1. Какие продукты содержат аминокислоты?              
  2. Перечислите незаменимые аминокислоты.
  3. Закончите уравнение химической реакции:

NH2- CH2 –COOH + KOH =



Предварительный просмотр:

Изучить тему  и ответить на вопросы (смотри презентацию)

Белки

https://cknow.ru/knowbase/843-38-biologicheski-vazhnye-veschestva-zhiry-belki-uglevody-monosaharidy-disaharidy-polisaharidy.html

https://cknow.ru/knowbase/168-23-himicheskiy-sostav-kletki-makro-i-mikroelementy.html

Белки – это азотосодержащие высокомолекулярные органические вещества со сложным составом и строением молекул. Белки входят в состав клеток и тканей всех живых организмов.

В молекулы белов входит 18 остатков различных аминокислот, соединённых пептидными связями, поэтому белки называют полипептидами.

Структура белка

Первичная структура белка – это последовательность аминокислотных звеньев в линейной полипептидной цепи. (Полипептидную теорию строения белков предложил немецкий химик Э. Фишер в начале XX века).

Вторичная структура – это пространственная конфигурация белковой молекулы, напоминающая спираль, которая образуется в результате скручивания полипептидной цепи за счёт водородных связей между группами: CO и NH.

Третичная структура – это пространственная конфигурация, которую принимает закрученная в спираль полипептидная цепь.

Четвертичная структура – это полимерные образования из нескольких макромолекул белка.

Физические свойства

Свойства белков так же разнообразны, как и функции, которые они выполняют. Одни белки растворяются в воде, образуя, как правило, коллоидные растворы (например, белок яйца); другие растворяются в разбавленных растворах солей; третьи нерастворимы (например, белки покровных тканей).

Химические свойства

  1. Денатурация – разрушение вторичной, третичной структуры белка.
  2. Цветные реакции
  1. Белок +HNO3 🡪 жёлтая окраска белка
  2. Раствор белка +NaOH + CuSO4 🡪 красно-фиолетовая окраска
  3. Раствор белка + (CH3COO)2Pb + NaOH 🡪 чёрный осадок
  1. Гидролиз

При гидролизе белков образуются аминокислоты.

Функции белков в организме

Пластическая

Строительный материал клетки

Например, коллаген, мембранные белки

Транспортная

Переносят различные вещества

Например, гемоглобин (перенос O2 и CO2)

Защитная

Обезвреживают чужеродные вещества

Например, глобулин сыворотки крови

Энергетическая

Снабжают организм энергией

При расщеплении 1 г белка освобождается 17,6 кДж энергии

Каталитическая

Ускоряет протекание химических реакций в организме

Все ферменты по своей химической природе являются белками. Например, рибонуклеза

Сократительная

Выполняет все виды движений, к которым способны клетки и организмы

Например, миозин (белок мышц)

Регуляторная

Регулируют обменные процессы

Гормоны, например, инсулин (обмен глюкозы)

Существуют белки, выполняющие специфические функции, например рецепторные, – обеспечивают передачу импульсов между нервными клетками и другие.

Белки – необходимая составная часть пищи человека, отсутствие или недостаток их в пище может вызвать серьёзные заболевания.

Выполнить самостоятельно:

Что такое белки?

Перечислить виды  пространственной конфигурации белков?

Какую роль играют водородные связи в строении белковых молекул?

Охарактеризуйте физические свойства белков.

Какие реакции характерны для белков?

Что такое денатурация белков?

Какие функции выполняют белки в организме?



Предварительный просмотр:

Для группы 22

Записать основные этапы лабораторной работы и ответить на вопросы. Готовые работы выслать на мою почту( посмотрите презентацию)

Лабораторная работа№

https://cknow.ru/knowbase/843-38-biologicheski-vazhnye-veschestva-zhiry-belki-uglevody-monosaharidy-disaharidy-polisaharidy.html

https://cknow.ru/knowbase/168-23-himicheskiy-sostav-kletki-makro-i-mikroelementy.html

Тема:  Аминокислоты. Белки.

Цель: Развивать знания учащихся о свойствах, классификации и значении белков; раскрыть сущность механизма действия аминокислот; реализовать межпредметные связи.

Оборудование:  вода,  щелочь, оксид меди, белок куриного яйца,  азотная кислота, медный купорос, пробирки, спиртовка.

                                 

Ход работы:

Опыт 1.  Напишите формулы нескольких аминокислот и их название.

Опыт 2. Денатурация белка

Выполнение работы:

Растворили белок куриного яйца в воде. В пробирку налили немного этого раствора и нагрели. Наблюдаем помутнение раствора — произошла денатурация. После охлаждения и разбавления раствор все равно остался мутным, т. к. денатурация — процесс необратимый.

Опыт 3. Цветные реакции белков

а) Ксантопротеиновая реакция.

В пробирку налили немного раствора белка и прибавили несколько капель концентрированной азотной кислоты. Пробирку нагрели. Наблюдаем образование желтого осадка. Содержимое пробирки охладили и прилили раствор аммиака до щелочной реакции. Наблюдаем изменение цвета осадка на оранжевый.

б) Биуретовая реакция.

В пробирку налили немного раствора белка и добавили немного раствора гидроксида натрия и медного купороса. Наблюдаем окрашивание раствора в сине-фиолетовый цвет.

Вывод:

1. Что такое ферменты?

2. Перечислите свойства ферментов.

3. В чем сходство и отличие фермента и гормона?

4.Напишите свойства белков, их определение, биологическую  роль белков и аминокислот


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока: Белки – основа органической жизни. «Жизнь есть способ существования белковых тел…» (Ф.Энгельс)

Слайд 2

Белок – это высокомолекулярное органическое соединение, представляющее собой биополимер, состоящий из мономеров, которыми являются аминокислоты соединенные пептидной связью.

Слайд 3

Аминокислоты H H O H C C C H NH 2 OH Основными структурными компонентами белков являются аминокислоты .

Слайд 4

Образование пептидной связи NH 2 – CH 2 – COOH + NH 2 – CH 2 – COOH = NH 2 – CH 2 – CO – NH – CH 2 – COOH + H 2 O Связь – CO – NH – , соединяющая отдельные аминокислоты в пептид, называется пептидной. Аминокислоты могут реагировать друг с другом : карбоксильная группа одной аминокислоты реагирует с аминогруппой другой аминокислоты с образованием пептидной связи и молекулы воды.

Слайд 5

Структура белка Первичная структура – это полипептидная цепь линейной формы из последовательно соединенных пептидной связью ( – CO – NH –) аминокислот . – NH – CH – CO – NH – CH – CO – NH – CH – R 1 R 2 R 3

Слайд 6

Структура белка Вторичная структура – возникает за счет скручивания первичной структуры в спираль или в гармошку за счет водородных связей между соседними витками или звеньями

Слайд 7

Структура белка Третичная структура – это глобулярная форма, образующаяся за счет гидрофобных связей между радикалами аминокислот вторичной структуры

Слайд 8

Структура белка Четвертичная структура – представляет собой объединение нескольких глобул с третичной структурой в единый конгломерат

Слайд 9

Свойства белков Белки могут быть как растворимы, так и нерастворимы в воде в зависимости от их состава и структуры.

Слайд 10

Свойства белков Водорастворимые белки образуют коллоидные растворы

Слайд 11

Свойства белков При обработке хлоридом натрия белки высаливаются из раствора. Этот процесс обратим.

Слайд 12

Свойства белков Поместите кусочек прессованного творога в пробирку и добавьте несколько капель азотной кислоты. Осторожно нагрейте. (Ксантопротеиновая реакция)

Слайд 13

Свойства белков. Налейте в пробирку 2 мл яичного белка . Добавьте такой же объем концентрированного раствора гидроксида натрия и несколько капель раствора сульфата меди ( II ). (Биуретовая реакция)

Слайд 14

Свойства белков Кислоты, щелочи и высокая температура разрушают структуру белков и приводят к их денатурации . Белки также денатурируют под действием спирта и тяжелых металлов. Денатурация – процесс необратимый.

Слайд 15

Новые понятия: Гидролиз белков – разрушение первичной структуры белка. Денатурация – полное разрушение пространственной структуры белка. Обратимая денатурация – частичное разрушение пространственной структуры белка. Обратный процесс называется ренатурация .

Слайд 16

Биосинтез белка

Слайд 17

Биосинтез белка

Слайд 18

Биосинтез белка

Слайд 19

Новые понятия Транскрипция – считывание генетической информации о первичной структуре белка с ДНК на РНК. Трансляция – это передача генетической информации, закодированной в иРНК на рибосому. Трансформация – построение первичной структуры белка по матрице иРНК с помощью тРНК и аминокислот. Кодон – триплет нуклеотидов, находящийся на тРНК комплиментарный триплету на иРНК, находящемуся на месте сборки белковой молекулы. Антикодон – триплет нуклеотидов, комплиментарный кодону и соответствующий определенной аминокислоте.

Слайд 20

«Я всегда говорил и не устаю повторять, что мир не мог существовать, если бы был так просто устроен.» Гете


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Понятие «атом» возникло ещё в античном мире (в переводе с греческого «атом» означает «неделимый»).

Слайд 2

А. Беккерель 1853–19 0 8 гг. В 1896 г. открыл явление радиоактивности (самопроизвольный распад атомов некоторых элементов).

Слайд 3

Э. Резерфорд 1871–1937 гг. В 1899–1903 гг. установил природу α-, β- и γ-лучей , образующихся при радиоактивном распаде . В 1899–1903 гг. открыл ядра атомов.

Слайд 4

Р. Милликен 1868–1953 гг. В 1909 г. Определил заряд электрона.

Слайд 5

Дж. Томпсон 1856–1940 гг. В 1904 г. в работе « О структуре атома » дал описание своей модели, получившей образное название « пудинг с изюмом ». – – – – + + + +

Слайд 6

Планетарная модель атома Резерфорда Суть планетарной модели строения атома: 1. В центре атома находится положительно заряженное ядро, занимающее ничтожную часть пространства внутри атома. 2. Весь положительный заряд и почти вся масса атома сосредоточены в его ядре (масса электрона равна 1/1823 а.е.м.). 3. Вокруг ядра вращаются электроны. Их число равно положительному заряду ядра.

Слайд 7

Планетарная модель атома Резерфорда Электрон, двигаясь вокруг ядра с ускорением, должен был бы, согласно электромагнитной теории , непрерывно излучать энергию . Это привело бы к тому, что электрон должен был бы двигаться вокруг ядра по спирали и в конце концов упасть на него .

Слайд 8

Н. Бор 1885–1962 гг. Датский физик. В 1913 г. предложил свою теорию строения атома. Как и Резерфорд, он считал, что электроны двигаются вокруг ядра подобно планетам, движущимся вокруг Солнца. В 1912 г. Дж. Франк и Г. Герц доказали дискретность энергии электрона в атоме, что позволило Бору положить в основу новой теории два необычных предположения.

Слайд 9

Постулаты теории Н. Бора 1. Электрон может вращаться вокруг ядра не по произвольным, а только по строго определенным (стационарным) круговым орбитам. 2. При движении по стационарным орбитам электрон не излучает и не поглощает энергии.

Слайд 10

Н. Бор 1885–1962 гг. Внёс квантовые представления в строение атома, но использовал при этом традиционные классические понятия механики, рассматривая электрон как частицу, движущуюся со строго определённой скоростью по строго определённым траекториям.

Слайд 11

Наиболее существенным нововведением явилось понятие об электронном облаке , которое пришло на смену понятию об электроне только как частице. Ядро Электронное облако

Слайд 12

Протоны + + + Нейтроны В 1932 г. была разработана протонно-нейтронная теория ядра, согласно которой ядра атомов состоят из протонов и нейтронов.

Слайд 14

Изотопы — это разновидности атомов одного и того же химического элемента, имеющие одинаковый заряд атомного ядра (одинаковое число протонов в нём), но разные массовые числа (разное число нейтронов).

Слайд 15

n = A - p n — число нейтронов A — массовое число p — число протонов

Слайд 16

A = 27 p = 13 n = A - p

Слайд 17

A = 27 p = 13 27-13=14

Слайд 19

Порядковый номер химического элемента численно равен заряду ядра атома ( Z ), соответственно числу протонов в ядре и общему числу электронов. Относительная атомная масса (массовое число) — сумма масс протонов и нейтронов.

Слайд 20

Номер периода , в котором находится химический элемент численно равен числу энергетических уровней в атоме, на которых вероятно расположение электронов. Номер группы равен числу электронов на внешнем энергетическом уровне (число валентных электронов для элементов главных подгрупп). Номер группы также показывает высшую валентность химического элемента.

Слайд 21

заряд ядра +15; число протонов в ядре 15; число нейтронов в ядре 31-15=16; общее число электронов 15; атом фосфора имеет 3 энергетических уровня; на внешнем энергетическом уровне находится 5 электронов; высшая валентность элемента =5;



Предварительный просмотр:

Д/З для группы 114СВ

Посмотреть презентацию.

Выполнить работу.

Прислать готовые работы на мою почту.

 Атомно - молекулярное  строение веществ

№1.  Электронное  строение  атомов.

Электронная  формула  показывает  распределение  электронов  по  энергетическим  уровням  и подуровням.

S- Подуровень содержит не более 2 электронов

P-подуровень содержит не более 6 электронов (3-орбитали по 2 е)

d- Подуровень содержит не более 10 электронов (5-орбиталей по 2 е)

f- Подуровень содержит не более 14 электронов (7-орбиталей по 2 е)

 +19K1S²2S²2P63S²3P64S1

+23V1S22S22P63S23P63d34S2

+35Br1S22S22P63S23P63d104S14P5

Решить самостоятельно.  Написать  электронное  строение атомов Se и Zn

№ 2. Относительная  молекулярная  масса  веществ.

Относительная  молекулярная  масса  веществ (Мг) показывает  во  сколько раз  масса  молекулы  вещества  больше  1/12 массы  атома  углерода.

Мг (Н2 О) = А (Н) + Аг (О) = 1*2 + 16= 18

Мг (Н2SО4)= (1*2) +32+(16*4) =98

Мг (Аl(NО3)3)= 27+(14+ 16*3)*3=213

Решить самостоятельно.  Найти Мг (Аl2О3)  и  Мг((Fe2SO4)3)

№ 3. Химические  формулы веществ.

Химическая  формула выражает  состав  вещества  с  помощью  химических  знаков  и символов.

О2—молекула  кислорода, состоящая  из  двух  атомов  кислорода.

H2O– одна молекула воды

7О- семь  атомов  кислорода        

3Н2О - три  молекулы  воды.

Индекс  показывает число  атомов, входящих  в  состав  молекулы.

Коэффициент показывает  число  атомов  или  молекул.

Решить  самостоятельно.  Назовите формулы: 3О-?;  2Н2О-?;   2СО2 -?.

                                                                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

группа 551 - 20.03.2020 г. Задание для дифференцированного зачета

Уважаемые студенты! Вам необходимо выполнить свой вариант задания дифференцированного зачета на распечатанном бланке ответов рукописно, затем нужно отсканировать (или сфотографировать) выполненное зад...

Задания для студентов корпуса Мневники на период 19 - 27 марта 2020 г.

Задания для студентов группы 2Т1(9)-18д по учебной дисциплине "Основы учебно-исследовательской деятельности" и группы 2ГД(11)-18 по дисциплине "Правовое и документационное обеспечение п...

12 СД Экология задание на 18.03.2020г. и 19.03.2020 для 1,2 бригада

Задание для 12 СД на 18.03.2020г. бригада 2, 19.03.2020г. бригада 1....

Задания для дистанционного обучения для учебной группы 2Т(1)-18д на 13.04.2020

Задания для дистанционного обучения для учебной группы 2Т(1)-18д на 13.04.2020...